Пятикн. и Пешитто: связание осей колёс) египетских колесниц ( Исх.14:25 ), которые не могли передвигаться из-за грязи, причинённой дождём. Если прибавить к этому и то обстоятельство, что одним из постоянных мотивов у пророков является утверждение, что Ягве есть Бог природы, держащий в Своей власти все стихии, то уже окончательно напрашивается заключение, что все необычайные явления силы Божией, через которые Израиль познал и Самого Ягве, и своё особое положение среди прочих народов, были совершенно естественными явлениями, чудесными лишь в силу их благовременности, грандиозности, а также их сгущённости, ибо все эти природные бедствия разразились почти одновременно над одной и той же страной. Боговдохновенный автор книги Исход нисколько не умалил этого свидетельства Ягвиста; напротив, он подтвердил его, включив его в свою книгу и дополнив его... Действительно, после указания Исх.14:31 на то, что после чуда над морем сыны Израилевы увидели руку Ягве, убоялись Его и поверили Моисею, составитель Исх. влагает в уста народа Божия песнь, которую последний воспел Ягве, якобы тотчас же после перехода. Это и есть положенная в основу первой песни канона, воспеваемая также и в Великую Субботу, знаменитая песнь Моисея ( Исх.15:1–18 ). Она представляет собой образец древней еврейской поэзии; однако, несмотря на свою древность, она всё же не может считаться написанной самим Моисеем: песнь эта говорит о событиях, которые имели место после смерти Моисея (покорение Ханаана) и отмечает факты, связанные с переходом Израиля от кочевого образа жизни к оседлому (упоминание в Исх.15:13 и 18 об обитании Ягве среди народа Своего уже на точно определённом месте).Тем не менее, песнь эта совершенно уместна в том контексте, в котором поместил её составитель книги Исход, ибо она выражает исповедание веры уверовавшего и, по словам ап. Павла в 1Кор.10:2 , крестившегося в море Израиля. Она воспевает всемогущество и славу Ягве ( Исх.15:1–5 ), явленные в победе Его над врагами Израиля, в победе, одержанной и в море над Фараоном ( Исх.15:7–10 ), и в земле Ханаанской, после вступления в неё Израильтян ( Исх.15:11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

  Глава 11 И сказал Бог: « Да испросит кийждо у соседа своего… сосуды сребряны и златы (Исх. 11:2), потому что в полночь умрут первенцы Египетские и первенцы скотов. И будет вопль… по всей земли Египетстей (Исх. 11:6), подобный воплю, какой был в домах Евреев, когда младенцев их бросали в реку». И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет (Исх. 11:4), и измрет всяк первенец в земли Египетстей. И приидут… отроцы твои… ко Мне и скажут Мне: отыди Ты, и… людие сии… и по сих отыду (Исх. 11:5, 8). Поскольку казнь, подобная той, какой подвергнут был фараоном народ Еврейский, была не вначале, то по сему самому Бог поставил фараона в противление.   Глава 12 Месяц сей… первый будет… в месяцех лета, и в десятый день месяца сего да возмет… кийждо овча по дому… и будет… соблюдено даже до четвертагонадесять дне… и заколют то… к вечеру… и помажут кровию его на обою подвою и на прагах в домех, в нихже снедят тое (Исх. 12:2–3, 6–7). Агнец есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Нисана нисшел в утробу Девы. Поскольку от десятого дня седьмого месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до десятого дня первого месяца, в который Ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то Ангел сказал Марии: сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды (Лк. 1:36). Итак, в десятый день агнец заключен, а Господь зачат. В четырнадцатый же день агнец заклан во образ Господа, распятого на Кресте. И опресноки, которые надлежало снедать с горькими травами, изображают новое таинство Господне, в горести и скорби приемлемое причастниками оного. Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногах ваших . Это изображает новый сонм учеников, готовых идти и проповедовать Евангелие. Жезлы… в руках ваших . Это — кресты на раменах апостолов. И стоя на ногах ваших (Исх. 12:11), потому что неприлично Тело живое принимать сидя. Всякий пришлец… да не яст (Исх. 12:45) от него, ибо некрещеный не вкушает Тела. И кости не сокрушите от него (Исх. 12:10). Ибо, хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копием, но кость не сокрушена у Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Заметить же нужно, что повивальные бабки в сем случае не лгали, ни даже намеревались лгать. Они просто рассказывали царю свои наблюдения. Впрочем им не было повелено более того, чтобы они в самую минуту рождения убивали мужской пол, 16 ст. а приходя к родильницам после, они уже по мудрости и состраданию своему не хотели выступить за предел повеления царева, тщательнее т. е. раз познавать рожденных пол или матерей представлять к Фараону. Из сего же видно, что благотворяше Бог бабам, Исх.20 , не за ложь, но за мудрое к угнетаемым сострадание. Из сего стиха видно, что Моисей избежал из Египта Исх.11:15 , по страху смерти от Фараона; напротив Ап. Евр: Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы, невидимого бо яко видя терпяше, Исх.11:27 , говорит, что он не убояся ярости царевы. Должно различать время. Моисей убоялся царя, когда бежал по причине сделанного им убийства, но не убояся его тогда, когда по повелению Божию вынудив у него свободу своего исхода, и сам оставил Египет и израильтян оттуда вывел. Исх.3:12 . И послужите, 4-м и принесете жертвы Богу в горе сей, но у Амос. 5:25 и Деян. 7:42 говорится: еда заколения и жертвы принесосте ми лет четыредесять в пустыне доме Израилев? Нельзя отвергать, что израильтяне принесли жертвы Богу в пустыне на горе Синайской, если снесть сие место с Исх.24:4, 5 . Что же? Слова пророка и Стефана, который повторяет их, не должно разуметь в рассуждении исполненного жертвоприношения, но в рассуждении образа его, т. е. что не принесли даров Богу должным образом с верою и покаянием, сими необходимыми принадлежностями жертвоприношения; почему Бог считает их за ничто, сн. Исх.1:13–14. 67:3 . Исх.4:16 . Ты же будеши ему в тех, яже к Богу. В подлин. ты будешь ему лээлогим, в Бога, вместо Бога. Слова элогим значит здесь должность, которую должен был отправлять Моисей, предписывая и повелевая брату своему то, что Бог ему скажет. В таком смысле сказано: Пс.62:6. Аз рех Бози есте. Исх.4:25 . Но взявши Сепфора нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и повергла оную к ногам его (Моисея) и сказала: жених кровей ты (еси) для меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иисус Навин был преемником прор. Моисея в качестве предводителя израильского народа в период завоевания Ханаана. Происходил из колена Ефремова (Числ 13. 9), на что указывают его наследственный надел (Нав 19. 49-50), место погребения в Фамнаф-Сараи (Нав 24. 30) и перечень потомков в 1 Пар 7. 27. Первый раз Иисус Навин упоминается в ВЗ при описании битвы израильтян, странствующих по Синайской пустыне, с амаликитянами при Рефидиме (Исх 17. 9-13); Иисус выступает по приказу Моисея в качестве предводителя израильского ополчения, к-рое сражалось с противником «до захождения солнца» и победило его. В Исх 24. 13 (ср.: Исх 33. 11; Нав 1. 1) Иисус Навин называется «служителем» прор. Моисея; он сопровождает пророка во время его восхождения на гору Синай (Исх 24. 12). В сцене явления славы Божией Моисею Иисус Навин хотя и не упоминается, но весь контекст этой главы предполагает, что он пробыл с прор. Моисеем «на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх 24. 18). На это сопребывание с Моисеем указывает и Исх 32. 15-18, где рассказывается о схождении пророка с горы с каменными скрижалями в руках в сопровождении Иисуса Навина. В Исх 33. 11 сказано, что Иисус Навин «не отлучался от скинии», обустроенной прор. Моисеем за пределами стана, ради общения с Господом, а также чтобы узнать Его волю о народе. При этом неотступное пребывание Иисуса Навина около скинии скорее означает ее охрану, что соответствует в целом образу Иисуса Навина-воина ( Durham J. I. Exodus. Waco, 1987. P. 443. (WBC; 3). По-видимому, на него была возложена военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, принадлежала первосвященнику Елеазару (Числ 27. 21) ( Арсений (Соколов). 2005. С. 65). В книге явно просматривается типологический параллелизм фигур Моисея и Иисуса Навина. Как Моисей, так и Иисус получают задание непосредственно от Бога; оба шествуют впереди народа, выводя Израиль: 1-й - из Египта, 2-й - из пустыни; оба чудесным образом проводят народ через воду: 1-й - чрез Чермное м., 2-й - через Иордан; оба являются посредниками между Богом и народом: 1-й - при заключении завета, 2-й - при обновлении его; оба, наконец, перед смертью дают Израилю подробные наставления.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Слич. Евр. 11:23 ). Родословие описывается ( Исх. 6:16–20 ). При дворе царя Египетского воспитан был ( Исх. 2:10 ). Св. Стефан свидетельствует, что он был весьма учен ( Деян. 7:22 ). Из Египта, презрев достоинство и придворное счастие ( Евр. 11:24–27 ), убежал к Иофору, священнику Мадиамскому, с дочерью которого сочетался браком ( Исх. 2:15–21 ). Изведение Иудеев из Египта ему препоручено непосредственно от Бога ( Исх. 3:4 ), которое и исполнил со многими чудесами ( Исх. 12:1 сн. Евр. 11:28 ). Главным вождем Иудеям от Бога определен был ( Исх. 14:31 ). Обращение его с Богом было такое, какого никто из смертных не имел ( Исх. 33:11 ; Чис. 12:6–8 Втор. 34:10 ). Священнейшие и чудодейственные дела его описаны в тех книгах, которыя он нам оставил. Он был весьма великого благочестия, непоколебимости и терпения ( Чис. 12:3, 7 ). Житие свое, душевными и телесными силами невредимый, до 120 лет продолжил ( Втор. 34:7 ), из которых 40 лет провел при дворе Египетском ( Деян. 7:23 ), 40 лет – в побеге Мадиамском и 40 лет – в управлении народом Иудейским. В пустыне Син впал в некое искушение ( Чис. 20:12 ), и за сие вне Хананеи или Палестины на горе Фазге умер ( Втор. 34:1–5 ). Был ясным прообразованием Христа ( Втор. 18:15–18 . сн. Деян. 3:20–23 ). Моисей, как писатель, древнее всех, от коих остались нам писания: он жил и писал за 500 лет до Гомера (Там же). Вопр. Что должно знать о той книге, в которой св. Моисей преподал нам религию патриархальную? Отв. Книга сия есть первая из священнейших, богодухновенных, канонических, т. е. правильных, которые называются правильными-каноническими потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Эта книга Бытия. Она написана от Моисея не во время странствования его в земле Мадиамской, но по изведении Израильтян из Египта. Ибо прежде онаго призвания на Хориве не был еще он назначен во пророка. Книга Бытия написана от Моисея для того, чтобы предать памяти начало всех созданных вещей; также – греха и спасения истинного; обновить в мире истинное познание и почитание истинного Бога, неба и земли Творца, вместо Которого стали почитать идолов; показать родословие Мессии, начало Церкви и различное оной чрез многие веки приращение; известить народ Божий о предках его и об обетованиях, данных им, и возбудить оный к вере и непорочной жизни; притом сохранить в известности, для чего Бог, оставя другие народы, обратился к Аврааму и его поколению (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Например, Исх.23 помещен по ватиканскому, александрийскому и оксфордскому спискам; Исх.33:23–28, 35 помещены по комплютенскому и оксфордскому изданиям; Исх.35:13–19; 40:7–18, 24:28–31 и Есф.10 гл. вновь переведены с александрийского списка, в) Стихи и речения, переведенные в старом славянском переводе с еврейского или Вульгаты, переведены или исправлены по греческому тексту: Исх.4:16 ; Втор.23:29; 33:2 ; 1Цар.11:32–33; 4:21 . Очень много таких поправок сделано в книге Есфирь. Чтения древнего славянского перевода, соответствовавшие лишь Вульгате или еврейскому тексту, исключены или помещены «во вносных», например 1Цар.1:6 ; 1Пар.11:14 ; 1Езд.4:13 ; Прем. Сол.13:19. Исключены также ошибочные повторные переводы одного и того же слова или по ошибке внесенные с полей пояснения и распространения священного текста, ошибочные переводы греческих слов и форм, происходившие от незнания греческого языка. Таких исправлений, как уже обследовано и доказано, много в кн. Иисуса Навина и Есфирь, но несомненно и в других книгах то же сделано было, г) Стихи и речения, употребленные в разных местах Ветхого и Нового Завета, приведены во взаимное согласие. Например Исх.4:16 : в Бога, исправлено: яже к Богу – по Евр.11:17 . Исх.33:21 : не опустит тя – переведено: не обинется бо тебе – по Деян.20:20, 27 . Втор.18:21 : князю идолу, поправлено: молоху – по Деян.6:43 ... д) При пересмотре особенно важных догматических мест, исправители пользовались отеческими на них толкованиями. Например, в Иов.19:25–27 при исправлении обращено внимание кроме греческих чтений на толкования Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова . У Исаии 1 частица: ни (струп, ни язва...) поставлена по толкованию Василия Великого . В Притч.8 оставлено двоякое чтение: создамя (по Вас. Вел.) и стяжа мя (по Афанасию и гекзаплам Оригена ); в Быт.49 поставлено отложенная Ему вместо на менение ему. е) Речения и обороты, устаревшие и сделавшиеся малопонятными, как в свое время поправлялись в древних рукописях, у острожских и московских издателей (1663 г.), так же поправлялись и Елизаветинскими справщиками и заменялись новыми, употребительными или близкими к разговорной современной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К документу Р с синайской частью вначале обычно относят (напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 185) помимо «законодательного материала» Велльгаузена еще 2 небольших текста - Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы»; «и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору». Эти тексты позволяют реконструировать начало Р в СинПер. Весь блок Исх кроме этих двух текстов, принадлежит D-koмnoзuцuu. К первоначальному рассказу Р предположительно относятся тексты Исх 19. 1-2; 24. 15b - 18a; 25-31 и т. д. На основании этих текстов реконструируется следующая картина. Израиль прибывает к горе в Синайской пустыне (Исх 19. 1-2; ср.: Числ 33. 15), после чего Моисей немедленно входит в облако, покрывающее гору, чтобы получить наставления об учреждении святилища и отправляемого в нем культа (Исх 24. 15-18a), и немедленно слышит голос Яхве (Исх 25-27). Начало P не содержало ни пространного описания теофании (подобного тому, что приведено в Исх 19), ни повествования о заключении договора, которые содержатся только в рассказе D-koмnoзuцuu. Если считать, что именно «жреческая» синайская перикопа первична, а D-koмnoзuцuя была «добавлена» (см., напр.: Blenkinsopp. 1992. P. 183-197), то невозможно поддерживать гипотезу, будто авторы документа Р опустили заключение договора из тех соображений, что об этом и так уже сказано в параллельном источнике. Для авторов Р существует только один договор между Богом и Израилем - договор, который был заключен с Авраамом (Быт 17. 1-14). Идея синайского договора девтерономистская, заимствованная из кн. Второзаконие и, видимо, поддержанная авторами Кодекса святости. Тема синайского договора будет особенно важна в дальнейшем, при обсуждении Кодекса святости (Лев 17-26).

http://pravenc.ru/text/2463319.html

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

«Вообще весь закон, – по замечанию св. Кирилла Александрийского , – был полон (таинственного) созерцания о Христе» 279 . С этой точки зрения св. Отец 280 рассуждает, в частности, во-первых, о священ­ных местах, т. е. скинии 281 во всех ее частях 282 и при­надлежностях 283 ; во вторых, – о священных лицах, т. е. первосвященнике, священниках и левитах 284 ; в-третьих, – о священных действиях, т. е. богослужении вообще 285 и о жертвоприношениях и об обрезании в частности 286 ; и в-четвертых, – о священных временах или праздниках 287 , а именно: о субботе 288 , новомесячиях 289 , (ЧИс.28:11–15), празднике Пасхи 290 , дне очищения 291 , ( Лев.16:2–34; 23:27–32 ), празднике кущей ( Лев.23:39–44 ; Втор.16:13–16 ) и субботнем годе ( Лев.25:2–23 ) 292 . Далее Мессианская идея при Моисее неоднократно напоминалась и постепенно раскры­валась во многих событиях из жизни Евреев по выходе их из Египта и во время сорокалетнего странствования их по пустыне, каковы: самый выход Евреев из Египта при особых религиозных церемониях, группировавшихся глав­ным образом около знаменательного пасхального агнца ( Исх.12 и 13) 293 ; переход чрез Чермное море, разделен­ное ударом жезла Моисеева, начертавшего крест ( Исх.14 ) 294 ; улучшение воды в Мерре посредством древа, знаменовав­шего собою крест Христов ( Исх.15:25 ) 295 ; послание Богом манны ( Исх.16 ) 296 и источение воды из камня ( Исх.17:1–7 ) 297 , прообразовавших Самого Иисуса Христа; победа Евреев над Амаликом воздеянием рук Моисея, представлявшего в таком виде образ Распятого ( Исх.17:8–16 ) 298 ; чудесное прозябение жезла Ааронова, (ЧИс.17) и повешение на древе медного змия ( Исх.21:6–9 ), прообразовавших Иисуса Христа, происшедшего из незнатного племени Давидова и потом распятого 299 . В этом смысле св. Иоанн Златоуст говорит, что «повествования (Моисея) о змие, о жезле Моисея, об агнце (разумеется пасхальном) и многие другие могли желающим изыскания возвещать Его (т. е. Христово) пришествие» 300 . Кроме всего этого, Моисей получил от Бога прямое и не­посредственное обетование о Спасителе под образом пророка, подобного ему самому ( Втор.18:18 ), 301 и сам 302 это обетование облек в форму пророчества о Нем ( Втор.18:15 ), ибо, – замечает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Терминология Иисуса Христа и апостолов уясняется и вполне согласуется с терминологией и многочисленными свидетельствами священных ветхозаветных писателей о происхождении Моисеева Пятокнижия. Прежде всего здесь следует упомянуть о свидетельствах, находящихся в самом Пятокнижии. После того, как амаликитяне были побеждены евреями, Господь повелел Моисею «записать в книгу» для памяти о том, что пагубою погублена будет из поднебесной память амаликитян ( Исх.17:14 ). Из еврейского текста этого выражения видно, что здесь разумеется всем известная и определенная книга (bassefer), потому, вероятно, что в нее и ранее записывались подобные же важные события. Затем, здесь разумеется книга, имеющая документальное значение памятника неприкосновенного и заслуживающего полной веры. Только чтение такого авторитетного памятника могло побуждать и на будущее время всегда сохранять вечную вражду к амаликитянам. Запись в первую, случайно попавшуюся книгу, не могла иметь монументального и вечного значения. Такая случайная книга, как скоро могла быть найдена, так же скоро могла быть и утрачена или забыта. Далее, в Пятокнижии неоднократно замечается, что Моисей, по повелению Божию, записывал слова Господня закона, который он возвещал еврейскому народу ( Исх.24:4,7;34:27 ; Втор.17:18;28:58 …). Из этих записанных законов во времена уже Моисея образовалась целая книга завета, так как в них заключался завет Бога с еврейским народом ( Исх.24:7; 34:27 ). На основании того, что в Пятокнижии заветом Бога с людьми называют не только законы, данные через Моисея, но и обетования, данные патриархам ( Лев.26:42,44 ; Втор.4:31 ), можно думать, что и книга завета обнимала период патриархальный, ибо завет еврейского народа, заключенный при Моисее, немыслим без заветов и обетований, полученных патриархами ( Исх.3:6 ). Кроме того, и вообще вся история еврейского народа в период Моисея была проявлением завета Божия с ним, поэтому Моисей получал повеления от Господа записывать в ту же книгу и современные события, например, перечисление станов еврейских периода 40-летнего странствования ( Числ.33:2 ) и, вероятно, разные чудесные события, происходившие на них (например, 33:4 – избиение первенцев; 33:8 – переход через Чермное море; 33:9 – исправление горькой воды Мерры; 33:14 – извлечение воды из камня). Эту книгу он неоднократно читал всему народу ( Исх.24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010