Желания плоти и помыслов, все эти слуги фараоновы, изнуряют нас тяжкими работами по строительству трех городов: Пифона, Рамессина и Илиополя ( Исх. 1:11 ), которые не иное что есть, как сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, заключающие в себе всякий вид греха. Природные свойства души, как вложенные Богом, не могут не противиться греху, и потому Египтяне, представляя собой гибельные страсти, с жестокостью принуждают сынов Израилевых, т.е. различные умозрения о сущем, к работам греховным, делая жизнь их горькою от тяжкой работы над плотскими страстями, представляемыми глиною и кирпичами ( Исх. 1:13–14 ). Работа по созданию кирпичей не дает очам воззреть на небо, заставляя смотреть на землю и ковыряться в ней. Вот почему душа, когда ею овладевает диавол, попирает свой разум и не может ни о чём духовном мудрствовать, всегда думая только о земном и совершая грех на деле. А чтобы жизнь духовная не появилась каким-нибудь образом в человеческой природе, царь египетский – тот, который не знал Иосифа ( Исх. 1:8 ), а следовательно, не знал и закона Господня, – повелевает повивальным бабкам умерщвлять всякого младенца мужеского пола при самом его рождении ( Исх. 1:16 ). Это означает, что всякий помысл о Божественном, возникающий в душе человека, диавол старается подавить сразу же при помощи двух видов забвения: забвения вечности жизни души – Шифру – и забвения временности жизни тела – Фуу ( Исх. 1:15 ), боясь, что, когда случится война между добром и злом, соединится он с благодатью Божией и вооружится против него, и выйдет из земли египетской ( Исх. 1:10 ). Когда же не получается через Шифру и Фуу добиться своего, фараон велит всему народу своему, т.е. разным греховным помыслам, всякого новорожденного у Евреев – всякое доброе расположение души, бросать в реку ( Исх. 1:22 ) – этот поток жизни, волнуемый непрерывными заботами, которые, поглощая своей суетой, не дают дышать под водами своими любым мыслям о Боге и Божественном. Однако попечительные помыслы, будучи родителями добродетельных порождений, когда жизненная необходимость принуждает предать житейским волнам полученный от Бога закон, помещают его в корзинку из тростника, осмоленную асфальтом и смолою, чтобы не погряз он в глубине многоразличной многозаботливости ( Исх. 2:3 ). Эта корзинка есть не что иное, как предначертание того ковчега завета Господня ( Чис. 10:33 ), в котором хранятся скрижали Закона с начертанными на них заповедями Божиими ( Втор. 10:5 ). Корзинка, представляя собой начатки богопознания, хотя еще и приземленные, хранит находящегося в ней, подобно ковчегу Ноеву, поддерживая его над житейскими волнами и спасая от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Особое внимание святитель Кирилл Александрийский уделял также прообразовательному значению ветхозаветных жертв. Так, вслед за святым Иустином Философом , он говорит: «Остающиеся части тела жертвы сжигаются вне стана, ибо пострадал вне врат Христос ( Евр. 13:12 )... В жертвенном овне совершенном изображается Христос совершенный, имеющий святую жизнь... Затем то, что Он свят и священ весь, не имеет скверны и нечистоты, на это весьма ясно указывает омовение внутренностей жертвенного овна» 259 . Заклание жертвенного агнца вечером предызображало страдания Христовы, ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородное Слово Божие соделалось Человеком и претерпело заклание за всех 260 . Даже фимиам, приносимый в скинии, «был составной, потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, – впрочем, из обоих один, Сын и Христос» 261 . Седьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 32: 30 – 33:11) Повествование об этом восхождении предваряется рассказом об истреблении участвовавших в служении золотому тельцу. При седьмом восхождении на Синай Моисей умоляет Бога помиловать его народ. Уясняя нравоучительный смысл данного отрывка, святитель Димитрий Ростовский говорит: «Молитвою Моисей удержал крепчайшую руку Господню, уже поднявшую меч и приготовившую стрелы и громы для избиения отступников. Бог хотел поразить – и не мог. Поэтому-то Господь и просил Моисея, чтобы он перестал молиться, говоря: оставь Меня, то есть пусти, не держи Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Вот видите: молитва так сильна, что связывает и укрощает даже гнев Всесильного, удерживает руки, поднятые для отмщения, и, как щитом, укрывает от гнева Божия» 262 . Тогда же Господь обещает послать впереди народа Ангела – Своего Единородного Сына 2 . После чего Моисей сооружает скинию собрания, где поучает народ. Восьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 33:1223) При этом восхождении Моисей просит Бога Самому идти впереди народа и показать ему Свою славу. «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою славу Мою... сколько в состоянии видеть очи твои... и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею ( Исх. 33:19 ), то есть не весь народ и не весь сонм. Лица Моего не можно тебе увидеть ( Исх. 33:20 ), потому что человек, увидев лице Мое, не может уже оставаться в сей жизни. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы ( Исх. 33:22 ). Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которым дан духовный закон. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади ( Исх. 33:23 ). Этим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. Ты увидишь Меня сзади – здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божественному естеству Своему невидим» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Начатки первых жит земли твоея да внесеши в дом Господа Бога твоего. Да не свариши ягняте во млеце матере его. ( Исх.23:19 ).   Неоднократно говорил я, что всем этим научает израильтян человеколюбию. Посему иные говорят, что закон запрещает есть недавно рожденное, а другие – что запрещает варить в матернем молоке, потому что некоторым образом значит это варить вместе и матерь. Воспрещает же и в дар Богу приносить вместе и матерь, и рожденное ею. Повелевал также израильтянину закон, если найдет гнездо птенцов, не ловить вместе с птенцами и матери ( Втор.22:6 ), потому что чрез это можно истребить сам род птиц. Вопрос 57. Как должно разуметь сказанное: " число лет твоих исполню» (Исх.23:26)? Не будет безчаден, ниже неплоды на земли твоей: число дний твоих исполняя исполню. ( Исх.23:26 ).   Разумеет определенную людям жизнь, т.е. сделаю, что достигнешь глубокой старости. Вопрос 58. Что значит сказанное: «послю шершни пред тобою» (Исх. 23:28)? И послю шершни пред тобою, и изжену аморреи и евеи, и иевусеи и хананеи и хеттеи от тебе ( Исх. 23:28 ).   Как на египтян послал жаб, скнипов и песиих мух, так на хананеев и другие народы нашлет шершней. А это открывает все превосходящее Божие могущество, потому что посредством самых мелких живых тварей и своим оказывает помощь, и на сопротивных наводит пагубу. Сие говорит он и устами блаженного Давида: «аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил; ни о чесомже убо враги его смирил бых» ( Пс.80:14–15 ), – т.е. охотно и без всякого затруднения предал бы гибели восстающих на них. Вопрос 59. Почему Бог, обетовав предать израильтянам землю до реки Евфрата (Исх.23:31), не исполнил сего обетования? И положу пределы твоя от Чермнаго моря до моря филистимля, и от пустыни до реки великия Евфрата, и предам в руце ваши седящих на земли и изжену их от тебе ( Исх.23:31 ).   Яснее представил сие Бог чрез пророка Иеремию. Ибо говорит: «наконец реку на язык и царство, да воссозижду и насажду я. И будет, если народ тот, обратившись, сотворит лукавая, не наведу на него всех благих, яже глаголах» ( Иер.18:9–10 ), и так далее. Посему Бог ввел их в землю, которую обещал; но поелику не восхотели сохранить закон Божественный, то не всю землю предал им, но попустил иным непрестанно нападать на них, чтобы, терпя нападение, взыскали Божественной помощи. И сему преимущественно научает история Судей. Впрочем, и сии народы покорил Бог царю Давиду, потому что давали ему дань филистимляне, Сирия Дамасская и Сирия Сувская. Да и Соломон, пока был благочестив, владел сими странами; уклонившись же от благочестия, лишился и власти. А Бог обетовал дать тем, которые сохранят заповеди и закон. Вопрос 60. Для чего Бог повелел соорудить скинию?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Слово в Великую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад. История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире. Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу. Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

http://pravoslavie.ru/30115.html

Мн. образам из Откровения Иоанна Богослова присущ символизм, восходящий к И. Церковь представлена как собрание «царей и священников» (Откр 1. 6; 5. 10; ср.: Исх 19. 6); встречается упоминание о «сокровенной манне», уготованной избранным (Откр 2. 17; ср.: Исх 16), и есть обетование о том, что имя победителя не будет удалено из книги жизни (Откр 3. 5; ср.: Исх 32. 32). Созерцатель откровения призывается к Божественному престолу звуком (гласом) трубы (Откр 4. 1; ср.: Исх 19. 19 сл.), к-рый сопровождается молниями и громом (Откр 4. 5; 8. 5; ср.: Исх 19. 16). Описание 7 апокалиптических бедствий в Откр 8. 7 - 9. 21 основано на рассказе о егип. казнях (Исх 7-11). Рассказ о «горьких» водах Мерры (Исх 15. 23), возможно, нашел отражение в описании вод, отравленных звездой «полынью» (Откр 8. 11). Эсхатологическое видение нового И. представлено в образе смешанного с огнем стеклянного моря, на к-ром, стоя невредимыми, победившие зверя воспевают Богу победную песнь Моисея (Откр 15. 2-3). Книга Исход в экзегезе древней Церкви С начала христ. письменности ее авторы уделяли большое внимание истолкованию событий И. Благодаря трудам авторов II-III вв. сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 43, 53), мч. Иустина Философа ( Iust. Martyr. Dial. 90-93), сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. IV 30-31), Тертуллиана ( Tertull. De bapt. 8-9), а также «Посланию Варнавы» ( Barnaba. Ep. 4. 12, 14-15) в христ. экзегетическую традицию вводится обширная типологическая интерпретация событий И. как исполнившихся во Христе и в Его Церкви. От святоотеческой письменности не сохранилось ни одного полного (на каждый стих) комментария на кн. Исход. Наибольший интерес в сохранившихся больших трудах вызывало, напр., истолкование Исх 12, а главы, содержащие списки имен или детализированное описание обрядовых постановлений, реже привлекали внимание комментаторов. Большая часть истолкований содержится в различных трудах, не связанных названиями непосредственно с тематикой И. (роспись отдельных сочинений на греч. и лат. языках см.: CPG. Vol. 5. P. 116-117, 118; CPL. P. 777). Многочисленные сохранившиеся аллюзии на кн. Исход или цитаты из нее были обусловлены важностью этой тематики для христ. богословия (указание на 9 тыс. цитат из кн. Исход в творениях св. отцов см., напр., в: Biblia Patristica: Index des citations et allusions bibliques dans la littérature patristique. P., 1975. Vol. 1. P. 88-103; 1977. Vol. 2. P. 99-112; 1980. Vol. 3. P. 59-75; 1987. Vol. 4. P. 51-60; 1991. Vol. 5. P. 151-165; 1995. Vol. 6. P. 49-58; 2000. Vol. 7. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Упоминаемые Иоилем знаки поста: вретище, пепел, молитва во храме, жертвы, покаяние, основаны на законах Моисея (Лев.16гл.). Пророк Амос строго порицал израильтян за нарушение закона Иеговы и Его заповедей (2:4,8= Исх.22:26 ). Чтобы устрашить современников будущими бедствиями, пророк уподобляет последние погибели Содома и Гоморры (4:11=Быт.19гл. Втор.4:24 ). Он вспоминал жертвенные законы (5:21–22), постановления о долгах и займах (2:8= Исх.22:25–26 ), о назорейских обетах и порицал нарушение их израильтянами (2:11–12); осуждал Вефильский культ (3:14); вспоминал исход из Египта, истребление амореев, сорокалетнее странствование и проч. (2:10). Пророчество его о спасении отрока Израиля (9:8–10) основано и воспроизводит мысли и слова Пятокнижия ( Втор. 30:3–6 . Лев.26:40–49 ). Пророк Осия порицал священников за то, сто они, вопреки Моисеевым узаконениям забыли закон Бога (4:1–6); он же порицал израильский народ за нарушение Господня завета, грехи против Божия закона (6:7). Господь «написал Израилю» важные законы, но последний сочел их чуждыми (8:12= Втор.31;9,24 ). Народ «прелюбодействует» против Бога, своего «мужа», и должен быть судим «судом прелюбодейц» (2:1–17= Втор.7:8,13;31:16 ; Лев.17:7;20:5–6 ; Исх.34:16 ). Особенно глубокую ненависть в пророке возбуждал самарийский телец, участь коего должна быть сходна с участью Ааронова тельца (8:6= Исх.32:20 ). Время патриархов, исход из Египта, последующее проявление Господней любви к еврейскому народу, погибель Адама м Севоима вспоминаются пророком (11–12гл.). Когда еврейский народ обратиться к Богу, то, по пророчеству Осии, придет к Нему с узаконенными Моисеем жертвенными дарами ( Ос.14:2–3 = Исх.23:13;34:20 ). 7 Речи пророка Исайи ясно отражают на себе влияние Пятокнижия. Первая его речь составляет воспроизведение пророчества Моисея. «Слушайте небеса и внимай земля», начинается она также, как и прощальная речь Моисея ( Исх.1:2 = Втор.32:1–6 ). «Господь воспитал и возвысил сыновей Своих, а они возмутились и огорчили Его», продолжает пророк пользоваться терминологией Моисея в истории еврейского народа – первенца Божия, многократно огорчавшего своего Отца ( Исх.1:2–4 = Втор.14:1;32:1–6,20 ; Исх.4:22 ; Чис.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Что особенно характерно для Моисеева законодательства, по мнению Кöнига, – так это десять заповедей, стоящих во главе всего законодательства израильского. Кöниг отмечает, что в книге Исход различаются „слова“ ( Исх.22:1,22 ) и „законы“ ( Исх.21:1 ) сравн. Исх.24:8 . Под „словами“ разумеются 10 заповедей закона Моисеева ( Исх.20:2–17 ), написанные на скрижалях завета (сопост. Исх.24:4,7 и Исх.34:27–28 ), а под „законами“ остальные постановления израильского законодательства, по преимуществу социального характера (напр. Ucx. XX, XXI сл.) (173 s.). Ничего подобного десяти заповедям, которые в самой Библии выделяются из ряда других постановлений израильского закона, по мнению Кöнига, нет в кодексе Гаммураби (174 s.). Однако, это мнение, в общем справедливое, требует некоторого ограничения. Уже одно то, что законам Гаммураби приписывается божественное происхождение, свидетельствует о присутствии в этом кодексе религиозного, если не элемента, то принципа. Но мы наблюдаем даже более того. В самом кодексе законодатель часто апеллирует к божеству для того, чтобы сделать более авторитетными и обязательными свои постановления. Во свидетельство своей правоты, подозреваемый в преступлении против закона приглашается к клятве именем Божиим 1491 , различные контракты торговцев и землевладельцев закрепляются также именем Божества, судебные разбирательства и даваемые обязательства производятся перед лицом самого Божества 1492 . Вообще выражается мысль, что законы должны исполняться „во имя Божества“, что является равносильным выражению „во имя высшей спра- —310— ведливости“. Все подобные пункты можно поставить в параллель с следующими выражениями Моисеевых законов: „клятва Господня да будет между обоими, что (обвиняемый) не простёр руки своей на собственность ближнего своего“ ( Исх.22:10 ), „неправды удаляйся, и невинного и правого не умерщвляй; потому что Я не оправдаю беззаконника“ ( Исх.23:7 ); „когда в муже возбудится дух ревности и он будет ревновать жену свою: тогда пусть он поставит жену свою пред лицом Господа“ ( Чис.5:30 ), „и приведёт её священник, и поставит её пред лице Господне“ ( Чис.5:16 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там Израиль совершал преобразовательную Пасху ночью; здесь мы светло торжествуем Пасху днем, – там в вечеру дня, а здесь в вечеру времен века. Там помазуемы были кровию праги дверей ( Исх. 12:7 ); здесь печатлеются кровью Христовой сердца верующих. Там совершалась жертва ночью, и ночью последовал переход чрез Чермное море; здесь совершается спасение чрез вступление в (Чермное) море Крещения, которым воспламеняется огонь Духа. Это – та вода, над которою, подлинно, носится Дух Святой, и в которой Он является, в которой сокрушается глава дракона, самого князя драконов и демонов и всего сонма диаволов. Там Моисей крестил народ Израильский ночным крещением. Там облако покрывало народ ( Исх. 13:21, 22 ); а христиан осеняет сила Вышнего. Там, по избавлении народа, сестра Моисеева, Мариам, составляет лик ( Исх. 15:21 ); здесь Церковь Христова со всеми чадами празднует спасение язычников. Там Моисей прибегает к сотворенному камню ( Исх. 17:6 ); здесь народ притекает к Камню веры ( 1Кор. 10:4 ). Там сокрушаются скрижали закона ( Исх. 32: 19 ), в предзнаменование того, что закон должен прейти и обветшать; здесь законы Божественные пребывают неизменно. Там, в наказание народа, расплавлен телец ( Исх. 32:20 ); здесь, для спасения народа, приносится в жертву Агнец Божий. Там камень поражается жезлом; здесь Камень – Христос, прободается в ребро. Там из камня текла вода ( Исх. 17:6 ); здесь из животворного ребра истекла кровь и вода ( Ин. 19:34 ). Те получили с неба плоть крастелей–перепелов ( Исх. 16:13 ); мы приняли с высоты Духа, в виде голубине. Те ели временную манну и умерли ( Ин. 6:49–50 ); мы вкушаем Хлеб живота вечного. Все оное древнее обветшало и, как тень, прешло; напротив, то, что относится к нам, растет, процветает, продолжаясь постоянно. Так была прообразована Пасха наша. Так, подобно тени, прешли все события подзаконные. Размышляй подобным образом о настоящем празднике; рассмотри все, что говорили о настоящем дне Моисей и Пророки, дабы тебе убедиться в истине Воскресения: ибо завеса неверия у всех – пред глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Самый ранний сохранившийся памятник - роспись 2-го слоя синагоги в Дура-Европос (Сирия; ок. 250), где представлен подробный цикл жизни М. В него включены сцены: дочь фараона находит младенца М. в реке (Исх 2. 1-9); видение М. Неопалимой Купины (Исх 3. 2-3); исход из Египта: М. выводит народ из Египта, переход через Чермное м. (М. представлен дважды: когда для 12 колен Израилевых вода в море расступилась и когда вода «возвратилась на свое место» перед тонущим войском фараоновым (Исх 13. 17 - 14. 29)); М. получает скрижали завета (Исх 32. 15-16; Втор 10. 1-5); чудо об источнике (Исх 17. 1-7; Числ 20. 1-13) (еще в 2 сценах, связанных с историей М., он сам не изображен: поклонение золотому тельцу (Исх 32. 1-6) и Аарон перед скинией завета). В сцене видения М. Неопалимой Купины в иконографии пророка представлены все основные элементы, к-рые получат развитие в христ. изобразительной традиции: средовек с короткой округлой бородой, в белом чуть ниже колена хитоне с клавами и в гиматии, босой (сандалии сняты с ног и оставлены возле горящего куста), в сегменте неба показана исходящая из него огненная рука - образ гласа Божия ( Weitzmann. 1979. Cat. 341. P. 372-374). Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Многочисленны изображения пророка в росписях рим. катакомб: в кубикуле Четырех сезонов в катакомбах святых Петра и Марцеллина (2-я четв. IV в.) он представлен высекающим воду из скалы (Ibid. Cat. 388. P. 424). В катакомбах на Виа-Дино-Компаньи (на Виа-Латина) (50-60-е гг. IV в.) в кубикуле А изображены неск. сцен: чудо об источнике; М. говорит с народом израильским; видение огненного столпа (Исх 13. 22); переход через Чермное м.; нахождение младенца М.; М. берет из Египта кости Иосифа (Исх 13. 19). Там же в кубикуле С - сцены: М. рассекает воды Чермного м.; переход через Чермное м.; дочь фараона находит М. ( Bisconti F. Il restauro dell " ipogeo di Via Dino Compagni: Nuove idee per la lettura del programma decorativo del cubicolo «A».

http://pravenc.ru/text/2563952.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010