30 по всей земле Израильской и Иудее... к Ефрему и Манассии. Летописец показывает, что к участию в праздновании Пасхи Езекия созвал жителей как юга, так и севера. См. 30,5.6.10.11.18.21.25. 30 царь и князья его и все собрание. Езекия в данном случае прямо следует примеру Давида (см. ком. к 1Пар. 13,1–4 ). во второй месяц. Обычно праздник Опресноков и Пасха свершались в первый месяц ( Исх. 12,2.6 ; Втор. 16,1–8 ; ср. 2Пар. 35,1 ). Исключение делалось лишь для тех, кто находился в дальней дороге либо же был нечист ( Чис. 9,9–13 ). Езекия применил это исключение ко всему народу в целом (30,3). 30:6–9 Езекия направил одинаковые письма и Израилю, и Иудее (30,6), поскольку, на его взгляд, жители обоих царств в равной степени нуждались в покаянии и духовном обновлении (см. ком. к 29,4–11). Текст этих писем являет собой разительный контраст с речью Авии против северного царства (13,3–12). 30 обратитесь к Господу. См. ком. к 7,14. к остатку, уцелевшему у вас. Летописец имеет в виду тех, кого Бог сохранил, дабы они дали продолжение Его народу (см. ком. к 36,20). 30 обратитесь к Господу... обратитесь к Нему. См. ком. к 7,14. будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию. Езекия напоминает о словах, прозвучавших в молитве Соломона (6,36–39). Его забота о возвращении на родину томящихся в плену полностью созвучна заботе летописца о новом заселении земли обетованной в современную ему эпоху ( Зах. 8,1–8 ). 30 Однако некоторые... пришли в Иерусалим. Важнейшей, с точки зрения летописца, особенностью свершения Езекией Пасхи явилось участие в ней представителей северного царства (см. ком. к 30,1 31,1; 11,14). смирились. См. ком. к 7,14. 30 по закону Моисея. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 30:18–20 Некоторые из участников празднования заболели, не пройдя ритуального очищения (ср. объяснение Павлом причины распространения болезней среди членов коринфской общины в 1Кор. 11,27–30 ). Однако Езекия заступился за них перед Богом, и больные были исцелены. Действенная молитва Езекии ознаменовала собой возможность воссоединения народа (см. ком. к 7,13–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Евреи мужчины имели одно лишнее украшение против женщин. Это–трость. Я говорю не о тех посохах, которые были у всякого еврея пастыря стад, или у еврея путешественника. Я говорю о тростях с изукрашенным набалдашником, которые, несомненно, тоже были в употреблении у богатых евреев. Эта украшенная трость называлась матте. Геродот говорит (I, 195), что каждый Вавилонянин носил жезл, украшенный набалдашником, в виде яблока, розы или орла и т. п. Так например, та трость, которую дал в налог Иуда Фамари, несомненно, была трость изукрашенная и ценная. „Он (Иуда) сказал (Фамари): какой дать тебе залог; она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей ( Быт. 38:18 ). Жезлы Аарона и Моисея также назывались матте, тогда как обыкновенно палки и посохи, употреблявшиеся простолюдинами, назывались маккель, или мишэнеф опора ( Быт. 32: 10 ; Исх. 12:11 ; Числ. 22: 27 . Суд. 6: 21 , 4Цар. 4:31 ). От такого изукрашенного и от пастушеского посоха отличался посох пророков. Он был прямой и длинный, превышавший человеческий рост. Изображение такого посоха можно видеть на Египетских памятниках. Украшая себя красивыми одеждами из лучших материй и надевая на себя много разного рода дорогих украшений, восточные женщины не чуждались и косметики. На востоке очень любят благовония. Посещая Соломона, царица Савская в виде подарка привезла ему много бальзама – благовонной смолы, которую собирают с известного рода кустов и деревьев, в изобилии растущих на юге Аравии; смола эта известная под именем амбры . Подарок этот был доставлен в Иерусалим на нескольких верблюдах ( 3Цар. 10: 2 ). В 44 псалме при описании царского великолепия говорится: „смирна и стакти и кассия от риз твоих“ (т. е. все одежды твои благоухают смирной, алоем и кассией. Пс. 44: 9 ). И, когда Соломон путешествовал из Иерусалима в Ливан, видевшие это путешествие в удивлении спрашивали: кто этот восходящий от пустыни как бы столбы дыма, окуреваемой миррой и фимиамом, всеми порошками мироварника ( Песн. 3: 6–9 ). Нет сомнения, что и еврейские женщины очень любили благовония. Вспомним хотя бы тот алавастровый сосуд, который разбила женщина в доме Симона прокаженнаго, чтобы драгоценным миром помазать голову Господа, о чем присутствующие сожалели, говоря: к чему такая трата; могло бы это миро быть продано за 300 динариев и деньги розданы нищим ( Мк. 14: 4–5 ). По словам путешественников, турецкие женщины так любят благовония, что окуривают ими все свои комнаты. У евреев был особый класс мастеров, которые назывались Рокеах–составители благовонных мазей и порошков ( Исх. 30:25–35 ; 1Пар. 9: 30 ; 2Пар. 16:14 ; Еккл. 10: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В. Богослужение-покаяние состоит из типовых элементов: плач – пост – молитва. С. Вероятно, в Иерусалим были посланы не только собранные деньги (серебро), но также книга с покаянной молитвой, поучение и утешение (об ответных посланиях ср. письмо Иеремии в Иер.29 ). D. Занимающий центральное положение рассказ о возвращении сосудов, по-видимому, является прелюдией к 1Ездр.1 и, вероятно, делает возможным возобновление культа. Существование серебряных священных сосудов, которые Седекия изготовил взамен вывезенных золотых сосудов (ср. Иер.27:16–22 ), другими источниками не подтверждается. (Перво) священник Иоаким упоминается в тексте вместе с его генеалогическим древом «Иоаким, сын Хелкии, сына Саломова» (ср. 1Пар.6:27–41 и Иудиф.4:6, 8, 14; 15:8 ). Сопроводительное послание ссылается прежде всего на сбор денег и его связь с богослужением. Богослужение, целью которого является молитва за находящихся в плену, должно включать в себя: принесение жертв, молитвы (ср. 1Ездр.6:10 ) за царя и его сына («Навуходоносора и Валтасара, сына его» – исторически династия Навуходоносора закончилась Евилмеродахом, ср. 4Цар.25, 27 ; сын следующего узурпатора Набонида, Валтасар, был, по всей вероятности, его соправителем, хотя в Дан.5 он также назван сыном Навуходоносора!), а также молитва за находящихся в плену. За этим богослужением должно следовать зачтение «Книги Варуха» и последующих, переданных дословно, текстов в Храме (ср. Исх.24:3–8 ; Втор.31:9–13 ; Ис. Нав.8:32–35 ; 4Цар.23:1–3 2Пар.34:29–31 ; Неем.8 ). То, что это послание было получено в Иерусалиме, не явствует из Книги Иеремии. Ведь в главе 24 божественная помощь обещана именно находящимся в плену в Вавилоне, а жители Иерусалима «дисквалифицируются», они объявлены совершенно несъедобными «смоквами». Правда, предсказание благополучия в Иер.30 слл. относится уже ко всему Израилю и Иудее и в Иер.32:36 подчеркивается срок поворота (однако не фиксированный календарно): «Однако же ныне...». В Книге Варуха представлена концепция, согласно которой депортированные в Вавилон и Иерусалим стали еще во времена Навуходоносора – через пять лет после разрушения города – двумя фокусами одного эллипса, внутри которого, с одной стороны, начинается новое благополучие, но с другой стороны, и те, и другие имеют статус все еще находящихся в плену. 1.1.2 Покаянная молитва 1:15αβ–3:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу ( Быт. 4:21, 31:27 ; Исх. . 32:18; Суд. 11:34 ; Екк. 2:8 ). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях («псалтыри»). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения. Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.» Подобный совет мы читаем у апостола Павла: «Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( 1Цар. 16:16–23 ; 2Цар. 6:5–23 ; 2Цар. 22:1 ; 1Пар. 6:31 ; 2Пар. 29:25 ; Иак.5:13 ; Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ). Философ Платон (427–347 до Р.Хр.) считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Ion 534D, Е, Republic Аристотель (384–322 до Х.Р.) отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей «Политике» он писал, что «влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека.» Музыковед 6-го века М. S. Bomhius писал: «Музыка это часть нашего естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Итак, псалмы – произведения религиозной лирики, назначенные для употребления при общественном богослужении, как выражение вообще народных воззрений, стремлений, мыслей, чувств и прочее, одним словом, как выражение общего в частном. Нечего, кажется, и прибавлять к тому, что в Псалтирь вошли только такие песни, о которых было известно, что при составлении их составители пользовались особенным, непосредственным содействием Духа Божественного. Что эту принадлежность с древнего времени считали необходимой для искусства, служащего святилищу или для употребления при святилище, это видно из книги Исхода, где Иегова говорит, что он Веселиила, главного архитектора скинии, для того, чтобы он мог соорудить ее, исполнил Духом Своим ( Исх.31:2–3 ); тем более такое исполнение Духом необходимо было для составителей священных песней, употреблявшихся при богослужении. И, действительно, основатели священной Еврейской музыки упоминаются писателем книг Паралипоменон, который жил и писал в то время, когда была собираема книга Псалмов, даже сам, может быть, принимал участие в составе её, упоминаются, говорим, – не как простые музыканты, а как люди, исполненные Божией мудростью, как пророки, как видцы ( 1Пар.25:1–7 ). Тем более, таковы были сами священные певцы, слагатели песней, составляющих Псалтирь, из коих некоторые были вместе и музыкантами, о коих так упоминает писатель книг Паралипоменон. Давид, например, сам о себе говорит, что он писал под непосредственным влиянием Духа Божия, – что он писал в Духе, – это подтвердил и Иисус Христос в разговоре с фарисеями о 109 псалме ( Мф.22:41–46 ). Другой псалмопевец, Асаф, называется видцем или провидцем ( 2Пар.29:30 ). То же самое должно сказать и обо всех писателях псалмов. Известные слова Спасителя, сказанные ученикам, шедшим в Еммаус, – о законе, и пророцех, и псалмех, показывают, что и эти последние писаны под таким же непосредственным действием Духа Иеговы, как и первые. Итак, книга псалмов есть собрание боговдохновенных произведений религиозной лирики Евреев, назначенных для употребления при общественном богослужении, из которых большая часть, – как можно заключать из надписаний псалмов, – а, может быть, и все петы были с аккомпаниментом музыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

2Пар.29:12 .  И встали левиты: Махаф, сын Амасая, и Иоель, сын Азарии, из сыновей Каафовых; и из сыновей Мерариных: Кис, сын Авдия, и Азария, сын Иегаллелела; и из племени Гирсонова: Иоах, сын Зиммы, и Еден, сын Иоаха; 2Пар.29:13 .  и из сыновей Елицафановых: Шимри и Иеиел; и из сыновей Асафовых: Захария и Матфания; 2Пар.29:14 .  и из сыновей Емановых: Иехиел и Шимей; и из сыновей Идифуновых: Шемаия и Уззиел. 2Пар.29:15 .  Они собрали братьев своих и освятились, и пошли по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа. 2Пар.29:16 .  И вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли все нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня, а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону. 2Пар.29:17 .  И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили. 2Пар.29:18 .  И пришли в дом к царю Езекии и сказали: мы очистили дом Господень, и жертвенник для всесожжения, и все сосуды его, и стол для хлебов предложения, и все сосуды его; 2Пар.29:19 .  и все сосуды, которые забросил царь Ахаз во время царствования своего, в беззаконии своем, мы приготовили и освятили, и вот они пред жертвенником Господним. Во исполнение царского повеления священники и левиты поспешно произвели очищение храма от всех нечистот идолопоклонства, внесенных туда в предыдущее царствование. В точном согласии с Пятикнижием ( Быт.46:11 ; Исх.6:16 ; Чис.3:27 ) и др., левиты группируются (ст. 12) по трем родоначальникам, сынам Левия: Каафу, Мерари, Герсону. Равным образом упомянуты известные фамилии певцов и составителей псалмов: Асафа ( 1Пар.6:39,15:17,16:5,25:1 ; Пс.49 ) и др., Емана ( 3Цар.4:31 ; 1Пар.6:33 ; Пс.88:1 ) и др., а также известная фамилия левита Елицафана ( Чис.3:30 ; Исх.6:22 ; Лев.10:4 ) и др. Очищение и освящение храма производилось спешно: после восьмидневного очищения притвора, в течение восьми дней был очищен и сам храм, а вся вообще работа очищения святилища окончена была в шестнадцатый день месяца. Дата «шестнадцатый день» сама собой вытекает из сказанного о времени очищения главных частей храма и потому имеет явное преимущество перед датой, принятой в греческом textus recertus: τ μρα τ τρς και δεκτη – в 13-й день. Впрочем, дата «16-й день» стоит и во многих греческих кодексах, напр. XI, 60, 74, 106, 134, 158, 243, 19, 55, 64, 71, 93, 108, 119 у Гольмеса, в Альдинскинской, Комплютенской Библии, у св. Кирилла Александрийского , Origenis Hexaplorum Quae Supersunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А когда во время царствования Давида ковчег завета был переносим из дома Аведдара в город Давидов и Давид скакал из всей силы пред Господом, уничижила его Мелхола, дочь Саула, на что Давид сказал ей: Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих ( 2Цар.6:12, 14, 16, 21–22 ). Подразумевая под Божиим подножием ковчег завета, Давид призывает и других поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Пс.98:5 ; 1Пар.28:2 ). – Когда Соломон воздвиг величественный храм Богу, то сделал во Святом Святых (давире) двух херувимов... вышиною в десять локтей... И на всех стенах храма крутом сделал резные изображения херувимов ( 3Цар.6:23, 29 ; ср. 2Пар.3:7, 10–13 ). И такой храм Господь Бог освятил и благословил, о чем в Святой Книге написано: Явился Соломону Господь... И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек ( 3Цар.9:2–3 ). И евреи поклонялись Господу и храму, воздавая должное почтение как изображениям херувимов, так и прочим священным принадлежностям храма как образу и тени вещей небесных ( Исх.33:10 ; Евр.8:5 ). Благоговейное каждение перед святыми иконами основано на непосредственной Божией заповеди Аарону поставить золотой жертвенник для курения перед ковчегом завета и каждое утро кадить благовонным курением ковчег Завета и херувимов на нем, а также и завесу перед ковчегом Завета, на которой херувимы были сделаны искусной работой ( Исх.40:5, 30:7–8, 40:26–27 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.26:16–19 ; Пс.140:2 ; Лк.1:9 ). Вместе с заповедью о каждении Господь дал заповедь и о возжжении светильников и лампад перед святыми изображениями ( Исх.30:7–8, 27:20, 31:8, 39:37 ; Лев.24:2–4 ; 1Цар.3:3 ). Но для некоторых встает вопрос, не противоречат ли такие изображения херувимов и оказываемое им благоговейное почтение второй заповеди Божией в Десятисловии: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010