Более того, автор описывает порядок написания Торы. Первоначальный блок текста (книга Бытия и книга Исход до египетских казней включительно) написан был до времени битвы с Амаликом ( Исх. 17:14 ), дальнейшие события и слова Господа с Синайской горы написаны сразу после заключения Завета ( Исх. 24:4 ), далее Бог повелевает записать Моисею десять заповедей ( Исх. 34:28 ). Затем Господь повелел Моисею описать всё путешествие по станам в пустыне ( Числ. 33:2 ), и таким образом был записан весь блок повествования, начиная от Синая и до разделения земель Заиорданья ( Исх. 24, 4 – Числ. 33, 2 ). Дальше Моисей записал слова Второзаконья и отдал его левитам ( Числ. 35, 1 – Втор. 31, 9 ). После этого была прибавлена песнь Моисея ( Втор. 32:44 ) и записаны «в книгу все слова Закона сего до конца» ( Втор. 31:24 ). Окончание Второзакония (благословения Моисея перед смертью и само описание его смерти) было записано в книгу Торы или самим Моисеем (который знал будущее как пророк), или по его поручению Иисусом Навином 17 . Зачем понадобился столь сложный механизм записи для предполагаемой группы фальсификаторов? Более того, текст Торы содержит внутренние ссылки на существование книги Закона ( Втор. 28:58, 61; 29:20, 27 ), что при допущении о том, будто предполагаемые изначальные авторы (Ягвист и Элогист) не советовались друг с другом, делает написание цельной книги крайне сложной задачей. Более того, автор претендует на то, что он пророк, и самое важное, что его слова подтверждаются спустя полтора тысячелетия после его смерти (если верить дате самого текста) – предсказания о судьбе еврейского народа во время Иудейской войны 70 г. по Р.Х. ( Втор. 28 ). Здесь никак нельзя говорить о пророчестве post factum, т.к. у нас существуют копии этих предсказаний, написанные за 200–300 лет до этих событий. Вероятность случайного их исполнения равна 5:10–59, что фактически равно нулю 18 . Стал бы вечный Бог открываться группе фальсификаторов? Итак, исходя из непредвзятого чтения Пятикнижья, мы приходим к выводу, что ее автором был еврей, получивший хорошее египетское образование, живший в Египте и на Синайском полуострове в середине II тысячелетия до Р.Х. и обладавший пророческим даром – т.е. Моисей.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

Поэтому Моисей в прощальных своих наставлениях, изложенных во Второзаконии, нередко ссылается на писанные законы – Книгу закона, – как общеизвестный письменный памятник, и ставит в зависимость от исполнения их будущее благополучие иудейского народа. Так, будущий еврейский царь должен сделать для себя выписку из этой книги закона и руководиться ею, чтобы благополучно царствовать ( Втор.17:18 ). Всех евреев Моисей увещевает: если не будете исполнять все слова закона сего, написанныя в книге сей, то пошлет Господь на вас язвы великия и сильныя (28:58). Каждого израильтянина, за нарушение Божиих законов, постигнут клятвы завета сего, писанные в книге сей (29:20, 27). В этой книге закона и завета, ко времени изречения Второзакония, находились не одни законы, но, как и выше замечалось, тесно связанная с ними и со всем заветом теократическая история еврейского народа. Так, например, в книге закона находилось описание египетских язв, т.е. казней ( Втор.28:60–61 ), которые могли повториться над непокорным Израилем. К этой-то книге закона Моисей присоединил и повторение древних законов, произнесенное на моавитских полях: и вписал Моисей слова закона сего в книгу до конца, все вписал и велел положить ее одесную ковчега и читать еврейскому народу преимущественно в праздник Кущей юбилейных годов ( Втор.31:9–13:24–26 ). Начало Второзакония указывает, с одной стороны, начальный предел этого писания Моисеева: начал Моисей изъяснять закон сей ( Втор.1:5 ), а с другой – предполагает существование предыдущих частей Пятикнижия: в 40-й год, в 11-й месяц, в первый день месяца начал Моисей говорить (1:2). Такой точный счет возможен только в том случае, если писателю и читателям было известно, откуда он ведется и что было ранее записано, т.е. книги Исход и Числ. Стало быть несомненно, что Второзаконие с 1 по 31:24 написано Моисеем и предполагает существование ко времени его записи других частей Пятикнижия. Согласно всем доселе приведенным свидетельствам, иудеи разумели под упомянутой Моисеем ( Втор.31:9 ) «книгой закона» все Пятикнижие и, согласно его повелению, читали Пятикнижие в праздник Кущей еще при Иосифе Флавии и ранее его (Древ.4:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Программные» пассажи Первобытная история (Быт. 2-11) дает целостную картину умножения греха, закладывая этим основы дальнейшего повествования. А оно, в свою очередь, дает «историю спасения» (нем. Heilsgeschichte, такое определение Библии дал впервые Johann Christian Konrad von Hofmann, 1810–77) и открывается обетованием Аврааму. Как, имея дело с готовым материалом, редактор мог выразить свою богословскую концепцию? Он мог это сделать через «программные» пассажи, как например, Быт. 8, 21 (не буду больше проклинать землю за человека), 12, 1-4 а (обетование Аврааму), 18, 17-18 (обетование Аврааму), 22b-33 (заступничество Авраама за Содом), 32, 10 (благодарность Иакова), 50, 20 (Бог обращает зло в добро), 50, 24 (Бог выведет вас отсюда в землю обетованную). Он мог это сделать через перераспределение готовых пассажей. Например, описание неверности Авраама (12, 10-20) помещено тотчас после обетования; эпизод ночной борьбы Иакова (32, 23-33) следует тотчас за его молитвой (32, 10-13). Ключевое значение имеет обетование в 12, 1-3, ибо связывает два больших повествовательных раздела — пролог и историю патриархов. Девтерономическая редакция Мартин Нот был согласен с тем, что главные концепции Пятикнижия сложились еще в домонархическую эпоху. В устный период приобрели законченную форму следующие темы, которыми воспользовался редактор: (1) исход из Египта, (2) путь в Ханаан, (3) обетование отцам, (4) путь через пустыню и (5) откровение у Синая. Отдельные темы при включении в единое целое оказались проникнуты «пан-израильским» подходом. Редактору чужды монархические воззрения, они отсутствуют в истории патриархов, которая, как и история завоевания Ханаана, отражает позицию центральных племен, Иосифа и Вениамина, но не Иуды. Мартин Нот указал на существование еще одной большой редактуры в истории Библии, она охватила собою все повествование от книги Бытия до 4 Царств включительно. При этом книге Второзаконие, за исключением глав 31-34, отведена роль предисловия к Старшим пророкам (Навин — 4 Царств), а все вместе представляет собою единую историю Израиля в Ханаане, составленную в Вавилоне после 562 года, когда царь Иехония был освобожден из заточения (4 Цар. 25, 27-30).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

д.), можно вполне согласиться со св. Григорием Нисским , который в «Жизни Моисея Законодателя» выставляет Моисея, как первого мистика. Это позволяет нам заключить что все рассказы Исх. о теофаниях и доксофаниях говорят нам о подлинном и глубоком мистическом опыте, относящемся к области неизреченного и непостижимого в образе своего осуществления... Однако не только через созерцание отблесков божественной славы совершались встречи Израиля с Ягве. Рядом с неизреченным и непостижимым книга Исход описывает также и необычайное. Это есть вся область чудесного, которая хотя и нарушает обыденные законы природного бытия, однако, имеет своё действие в плоти видимого мира и, постольку, становится доступной и нашему восприятию. К этой области относятся отмеченные в Исх. бесчисленные знамения и чудеса... Мы остановимся только на двух основных группах этих чудесных явлений, а именно на так называемых египетских казнях ( Исх.6:14 – Исх.12 .:36) и на обстоятельствах перехода евреев через Чермное море (гл. XIV), т. е. на тех фактах, которые непосредственно послужили освобождению Израиля и, тем самым, имели решающее значение для его самосознания, как народа Божия. Как и для теофаний, повествование об этого рода фактах представляется чрезвычайно сложным 12 . Это показывает, во-первых, что всё израильское предание сходится на них, как на подлинных, имевших место в истории, событиях, а во-вторых, что, подобно теофаниям, и эти события нуждаются в богословском освещении. Если же от этого внешнего свидетельства источников мы перейдём к их содержанию, то это внутреннее их свидетельство о знамениях и чудесах Исхода можно· свести к следующим основным пунктам: а) Ягве не только наказывает через эти знамения и чудеса фараона за его упорство, но заранее хочет явить их, и это до всякой попытки сопротивления со стороны фараона: так, наиболее богословствующие источники, т. е. «Е» и «Р», отмечают смущающий толкователей факт ожесточения Богом сердца фараона («Е» в IV, 21, X, 20, 27; «Р» в VI, 3, IX, 12, XI, 10, XIV, 4, 8:17) и подчёркивают, что Бог определенно запер еврейский стан между горной цепью и морем, чтобы явить Свою силу над Египтянами (см. XIV, 1–4, по «Р»). б) Через посредство этих знамений и чудес Бог не только оказывает Свою помощь Израилю, но и делает известной Свою волю, явной Свою силу и, очевидным Своё всемогущество. в) Более того, через эти знамения Он даже делает ощутимым Своё присутствие (см. интересное свидетельство «J» в XIV, 30–31 о том, что народ убоялся Ягве и поверил Ему и Моисею после того, как увидел руку великую, которую Ягве явил над египтянами).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Наталия 10 ноября 2014, 20:52 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь египетский, и оставляли детей в живых. (Исход, 1, 17). 35. но смешались с язычниками и научились делам их; 36. служили истуканам их, которые были для них сетью, 37. и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; 38. проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью; 39. оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими. 40. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим 41. и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. (Пс. 105). Алексей 10 ноября 2014, 16:44 Да, конечно, разрешение абортов - это узаконенное убийство Божьего творения, Божьего дара человеку. Разве может власть, данная Богом (или от Бога,) принимать такие кощунственные законы, которые противоречат Божьему Закону, высшему принципу, предначертанному Богом человеку, которым каждый должен руководствоваться в период своей земной жизни. Если человеческие законы, которые принимает власть, противоречат Божьим Законам, следовательно такая власть не является властью от Бога. Эта власть от сатаны, и такой власти мы не должны подчиняться, если являемся христианами. Православные принципы должны лечь в основу государственной идеологии и должны быть закреплены в конституции - основном законе, по которому строится наше общество. Проведение абортов в таком случае будет противоречить конституции, исходя из которой принимаются все остальные государственные законы. Соборянин 9 ноября 2014, 01:44 Государственный запрет борется со следствием,игнорируя причину. Он борется не с грехом,а с его последствиями,которые проявятся тогда иначе и хуже. Большевики не случайно легализовали аборты,как не случайно пришли к власти. Если мы опять государственно-идеологические интересы(демографию и проч.) поставим выше нравственных,христианских; кесарево выше Божиего; они вернутся уже в лице антихриста. К сожалению,приходится констатировать маловерие и недостаточную оценку праведности в большинстве комментариев. Праведности хотя одного человека,вокруг которого начинает преображаться мир. Желание скинуть с себя христианскую ответственность и переложить ее на плечи государственной машины,не ведая,что это за маховик. Он непременно достанет таких " борцов " за чистоту нравов. И стыдиться будет тогда уже поздно.

http://pravoslavie.ru/74881.html

Так называемая 7 заповедь Закона Моисеева: «не прелюбодействуй» содержится в 14 стихе 20 главы книги Исход и по–еврейски гласит: . Здесь есть отрицание и значит «не», а есть 2 л. м. р. imperfectum по виду каль от глагола в настоящем случае форма эта есть modus jussivus (требовательная ф., равносильная по­велительному накл.). Итак, заповедь требует не совершать поступка, обозначаемого еврейским глаголом . Но что же значит этот глагол? В чем состоит обозначаемое им действие? Для решения этого вопроса могут служить, во–первых, древние переводы Библии , – греческие (70–ти, Акилы, Симмаха, Феодотиона), латинский (бл. Иеронима), т. н. халдейский (таргумы) 5 , сирский и нек. др. (напр., в цитатах древне–церковных писателей); все они в большей или меньшей степени сохранили традицию древне–еврейского понимания слова , определившего, конечно, собой выбор соответственного слова для перевода на греческий, латинский, сирский и др. языки; – значение же слов μοιχεειν, aduIterare, adulter и. т. п., служащих для перевода , бесспорно может быть установлено простой справкой с контекстом употребления их у разных греческих, латинских и т. п. писателей, а также и справкой с законодательной греко–­римской терминологией. Вторым и самым надежным средством служит сопоставление разных случаев употребления слова в самом тексте еврейской Библии . К этому последнему средству мы теперь и обратимся. Анализ же древних переводов слова мы не отказываемся дать впоследствии, если наша библейская справка почему–либо не удовлетворит г. Розанова . Слово встречается в Библии 27 раз – и именно в следующих местах и следующих грамматических формах: а) в формах вида каль: 1) Исх. 20:14 : «Не прелюбодействуй ( )». 2–5) Лев. 20:10 : «И тот, кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего ( – – ): должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка ( )». 6) Вт. 5:17: «Не прелюбодействуй» (то же, что в Исх. 20:14 ). 7) Ос. 4:2 : «Проклятия и обман, убийство, грабеж и прелюбодеяние () крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Трактовка Вайфельда сомнительна по трем причинам. Во-первых, убедительные доводы можно выдвинуть в пользу того, что литературная структура Второзакония ближе к соглашениям второго тысячелетия до н. э., чем к соглашениям первого тысячелетия до н. э. В качестве иллюстрации нужно указать, что в более поздних формах соглашений, в отличие от ранних, отсутствует исторический пролог и перечень обещанных благословений (в соответствии с грозными проклятиями). Второзаконие обладает и тем, и другим. Второе критическое замечание бросает вызов влиянию мудрости на Второзаконие, которое якобы увидел Вайнфельд. Почему, например, если рука писцов и мудрецов настолько видна во Второзаконии, нет никакого законодательного охвата их деятельности, как, например, для царей, пророков и судей? Почему же они не включили самих себя? Опять-таки, если Второзаконие является трудом мудрецов, то каким образом у них вдруг оказалась власть писать литературу Торы, и был ли этот контроль сохранен в период второго храма, или же он перешел к священникам? 210 В-третьих, должны ли различия между законами Второзакония и их аналогами объясняться движением по направлению к секуляризации? Богословы, придерживающиеся традиционного истолкования Второзакония, объяснили бы различия сменой обстановки пустыни и кочевого образа жизни на обстановку привязанности к определенной территории и оседлости. То есть различия должны объясняться хронологически, а не социологически, как это сделал Вайнфельд. Но, даже не учитывая этих спорных моментов, можно продемонстрировать, что Второзаконие движется в совершенно противоположном секуляризации направлении. Например, Второзаконие напоминает Израилю, что он уже свят (7:6; 14:2:21). А Книга Левит ставит перед Израилем святость в качестве цели – «святы будьте» ( Лев.19:2 ). Опять же, только во Второзаконии священник исполняет обязанности за пределами храма. Он сопровождает войска в битву в качестве военного священника (20:1–4). Он сидит на самом высоком судейском месте, чтобы разбирать случаи убийства и нападения (17:8–13), и, таким образом, берет на себя новую роль судьи, которая не оговаривалась для него в других книгах 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

В «Основах социальной концепции РПЦ» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , в разделе, посвященном нравственности, состояние совр. общества характеризуется как духовный кризис (X 6), к проявлениям к-рого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности Б., обмирщение мн. церквей, благословляющих греховные формы отношений полов. В этих условиях Церковь призвана открыто назвать грехи, вскрыть их сущность и указать человеку пути к исцелению. Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством гос-ва, не считая его Б., но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным. 2. Тема «духовного» Б. человечества является одной из главных в ВЗ. Бог, заключивший Завет со Своим народом, как бы взял в жены Свою единственную любовь - невесту Израилеву. Но пророки Осия , Иеремия . Иезекииль от имени Бога провозглашают, что эта невеста оказалась изменницей и блудницей: «...Она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага... и детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду... елей и напитки»» (Ос 2. 2-5; ср.: Иез 16. 15, 20, 34, 36). Выражения «блудодействовать вслед богов [язычников]» (Исход 34. 15-16), «блудно ходить вслед Молоха» (Лев 20. 5), «блудодействовать с дочерями [иного] народа» (Числ 25. 1), «блудодействовать с царствами земными» (Ис 23. 17), «блудодействует земля сия» (Ос 1. 2) - означают утрату народом Израиля его Божественного призвания. Господь в Евангелии вслед за пророками называет израильский народ «лукавым и прелюбодейным» (Мф 12. 39; 16. 4). Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср.: Лк 15. 11-32). Образ блудного сына приводится в богослужебных песнопениях покаянного содержания: «                  » (славник на «Господи, воззвах» в Неделю блудного сына). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии, символом к-рого стал «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр 17. 5; ср.: 18. 2-3). Сам мир, во зле лежащий, живет в этом смысле в Б. Блудить означает также впасть в раскол или ересь. Б. проявляется в виде блудословия (словоблудия, суесловия) и в виде блудомыслия (суемудрия): «Кто душей и телом,- говорит прп. Исаак Сирин,- предан всегда суесловию и парениям ума, тот блудник» ( Isaac Syr. Sermo 8).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Исх.14:17–18 . «Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». Слово «ожесточу» можно перевести и как «укреплю», то есть Бог не игнорирует сделанный фараоном и его людьми выбор. В этой земной жизни человек свободен реализовать себя или в добре, или во зле. Сказано: «…и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.11:9 ). И далее Книга Исход описывает события, последовавшие за этим наставлением Божиим. Нам всем тоже пора перейти от слов к действиям и, начиная каждый с себя самого, сотворить дело очищения нашего Русского Дома. В Боге же, напротив, слово – оно уже и есть дело (см.: ). И далее мы читаем: Исх.14:19–20 . «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь». Это то, о чем мы говорили на прошедшей беседе: один и тот же столп являлся «облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». Сказано: «И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него. Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью» ( Пс.104:37–39 ). В последние времена, когда Свет Евангелия сокроется от мира, подчинившегося власти антихриста, будет нечто подобное. Сказано: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» ( Ис.60:1–2 ). Под «Иерусалимом» здесь понимается Церковь последнего времени. А о том, что Свет Слова Божия станет почти недоступным в те дни, пишет пророк Амос: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Паприрус Нэша. II-I вв. д Р. Х. (Cantabr. S. Trin. Or. 233) Паприрус Нэша. II-I вв. д Р. Х. (Cantabr. S. Trin. Or. 233) Формулировки заповеди о субботе в книгах Исход и Второзаконие отличаются еще нек-рыми чертами. Так, во Втор 5. 15 упоминается только о «соблюдении» субботнего дня (а не о его «освящении», как в Исх 20. 11; ср.: 4QDeutn и греч. перевод LXX, где говорится, что необходимо «соблюдать день субботний и свято хранить его» ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 154)). Кроме того, важность соблюдения субботы в МТ Исх 20. 11 обосновывается тем, что «в шесть дней создал Господь небо и землю и все, что в них, а в день седьмой почил», а во Втор 5. 15 - иначе: «...помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою». Такая двойственность обоснования заповеди в МТ была определенной проблемой для толкователей до находок папируса Нэша и кумран. рукописи 4QDeutn, к-рые имеют более раннюю датировку, чем рукописи МТ, и сочетают оба обоснования заповеди: согласно Втор 5. 15, субботу надо хранить сначала в воспоминание егип. рабства, а затем - буквально так же, как и в Исх 20. 11,- в память о Божественном творении мира в 6 дней (Ibid.). Точное содержание 6-й заповеди во Второзаконии в ранний период истории древнеевр. текста (т. е. до II в. до Р. Х.) остается предметом дискуссий. Все редакции евр. текста содержат варианты заповеди, запрещающей незаконные желания. В Исх 20. 17 говорится: «Не желай дома ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». В данном случае под «домом» (  ) понимается социальная единица - семья и хозяйство ее главы (ср.: Быт 18. 19; 45. 18; Втор 25. 9), поэтому далее конкретизируются лица и предметы, связанные с «домом». Во Втор 5. 21 вначале говорится о «жене ближнего твоего» и затем перечисляется хозяйство: дом, понимаемый уже как строение, поле, раб, рабыня, вол, осел и проч. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. C. 338; Greenberg. 1997).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010