Есть ли в Писании прямое запрещение делать ложные изображения? Таких запрещений очень много. Господь всюду указывает на преступность делания ложных изображений – идолов, которыми язычники заменяют отвергаемого ими истинного Бога. В Синайском законодательстве Господь говорит: «Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле, внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» ( Исх. 20:3–5 ; ср. Втор. 5:6–9 ). Что запрещается этими словами Господа? Этими словами запрещается идолопоклонство, т.е. запрещается делать ложные изображения несуществующих богов и поклоняться им, вместо истинного Бога, Творца и Избавителя. Не запрещается ли этими словами делание всяких, вообще, изображений? Нет, не запрещается, потому что в том же Синайском законе Сам Господь повелевает сделать истинные изображения: ковчег с литыми херувимами, скинию и завесу с вышитыми на ней изображениями. Какими словами Господь повелевает делать истинные изображения? Запрещение делать ложные изображения изложено в 20 гл кн. Исхода ( Исх. 20 ), а повеление делать истинные священные изображения и предметы изложено в 25, 26, 30 и 40 главах той же книги. " Сделайте, – говорит Господь, – ковчег из дерева ситтим.... Сделай также крышку из чистого золота ... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. .... Я буду открываться тебе (т.е. Моисею) и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исход 25:10, 17, 18–20, 22). Кроме литых изображений, Господь повелел сделать еще шитые: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою ... И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исход 26:1, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Таблица 12 Длительность Ссылка Перекрестная ссылка 20 дней 38 лет 6 месяцев 1:1–10:10 10:11–20:21 20:22–36:13 Я назвал первый раздел в Книге Чисел «Подготовка к отправлению в путь от горы Синай». Он охватывает 1:1–10:10. В географическом отношении израильтяне не покидали горы Синай. В чем же заключалась подготовка к пути? Перепись и расстановка колен (1–2) Для того, чтобы вызвать чистое воодушевление и драматический эффект у читателя, материал, представленный в первых двух главах, не оказывает того воздействия, которое оказали удары грома и дым, заволокший гору Синай, после чего последовало откровение Божьей воли. Разве мы перешли от сверхъестественного к земному, от потрясающего – к банальному? В этих двух главах Бог сказал Моисею произвести перепись израильского народа (1:1–3). Ему в помощь назначены по представителю от каждого колена, за исключением колена Левия (1:4–16). Перепись проведена (1:17–46). Левиты не включались в эту перепись (1:47–54). Для каждого колена определена зона на восток, юг, запад или север от скинии собрания – место пребывания, которое должно было сохраняться независимо от того, располагались ли они станом или двигались вперед (2:1–34). Но здесь есть несколько особенностей, которые заслуживают нашего внимания. Перепись должна была включать всех мужчин от двадцати лет и старше, «всех годных для войны у Израиля» (1:3). Израиль посылается вперед, как овца среди волков. Военные действия, либо с целью защиты, либо для завоевания, неминуемы. Предыдущая схватка с амаликитянами ( Исх. 17:8–16 ) является предвестником предстоящих испытаний. Мы замечаем, что инициатива провести перепись исходит в этом случае от Бога. Моисей не почувствовал внезапно нужду в увеличении количества воинов. Читатель не обнаруживает у Моисея того настроения, которое Иоав приписывает Давиду и проводимой им переписи: «Но для чего господин мой царь желает этого дела?» ( 2Цар.24:3 , с дополнительным словом, о котором засвидетельствовано в параллельном месте – 1Пар.21:3 ). Ранее я упоминал тему святости в Книге Чисел. Непосредственно эта тема появляется в последнем абзаце первой главы (ст. 47–54). Конечно, мы уведомлены, что левиты не должны исчисляться в переписи, которая включает светские колена. Может, они не учитываются вообще? Числа (1:50:51) поручают левитам выполнение трех функций: перемещение скинии, ее разборку и повторную сборку. Но затем следует приводящее в трепет замечание: «А если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (1:51). Посягательство на обязательства другого человека стоило жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Исх.15:14 .  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; Исх.15:15 .  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском ( Исх. 14:31 ): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи ( Исх. 13:17 ); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам ( Исх.15:15 , Нав. 2:9, 11 ). Исх.15:16 .  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять ( 1Цар. 25:37 ), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления ( Втор. 2:25, 11:25 , Нав. 2:9–11 ). Исх.15:17 .  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога ( Втор. 31:1–6 ), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность ( Пс. 67:16–17 , Ис. 5:1 ), составляющая собственность Господа ( Иер. 2:7 ) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем ( Пс. 77:54 ). Исх.15:18 .  Господь будет царствовать во веки и в вечность. Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа ( Пс. 104:11 ). Исх.15:19 .  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Исх.15:20 .  И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11) Иероним ч. 12, стр. 212: «Еретики имеют матерью своего нечестия высокомерие, потому что они постоянно хвастаются высшим знанием и неистовствуют в своих укоризнах против церкви». 12) Иероним ч. 17. стр. 178: «При истолковании Писаний возникает несогласие, от чего являются разделения (ереси)... А слово ересь по-гречески происходит от слова избрание, потому что каждый для себя избирает именно то учение, которое ему кажется лучшим». 13) Его же, толк. на 3 гл. посл. к Титу (оз.1:237): «Между ересью и расколом, по моему мнению, то различие, что ересь состоит в извращении догмата, а раскол также отлучает от церкви по причине несогласия с епископом». 14) Макар. Минея. м. август, л. 673. столб. 2. Козмы презвитера на еретики (оз. 1. 274): «Вся словеса их смеху суть, неимеющим ума, небо состояться вкупе речи их, но разно влекутся, аки гнила свита. Друг бо друга их прехитрити хотяще, и своим каждо умышлением, имя творят своему си отцу и учителю». 15) Бароний, ч. I, л. 185: «Еретики века сего начальнейшии: Новотиан и Новат, иже падших на покаяние не приимаху... исповедание еже ко священнику хуляху». 16) Просветитель сл. 12. стр. 292 (2 изд.. а по 1 – стр. 520): «Еретицы же имеяху в себе нечистый дух сатанин». 17) Макар. Минея, м. август, л. 666. св. Козмы презвитера на еретики (оз. I, 26–27): «Суть бо еретицы, извну яко овца, образом кротцы и смирени, молчаливы, бледи же суть видети от лицемернаго поста». 18) Там же, л. 669, (оз. 1, 26–27): «Чины церковныя хулите, иерея и вся саны церковныя, фарисея слепыя зовуще правоверныя попы и много на ня лающе, аки пси на конника». 19) Феатрон. исход 9, Валденсов, 12 века, еретики 1144 г. л. 310 (у Зеленкова «Материалы»… стр. 176. § 326): «Быша (еретики) адамиты, ихже начальник бысть Тандем, мирянин, но разумом хитрый иже, под царствованием Генрика в Германии учил: яко священнии чини ничтоже суть, и употребление причащения ничтоже ко спасению соделовает». 20) Деяния 5 всел. соб., стр. 97: «Нисколько не служит на пользу для поступающих нечестиво, если некоторым, или по незнанию, или по предубеждению, или также по некоторому благоразумию, довелось написать нечто за них. Так св. Василий написал нечто об Аполлинарии, но чрез это не освободил его от осуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

И чтобы не возникла мысль о том, что Книга Левит посвящена святости, необходимой исключительно, или главным образом, священникам, мы должны заметить, что все как раз наоборот. Очень немногое в этой книге относится исключительно к духовенству. (Этими исключениями являются главы 8–10, частично 16-я глава, и 21:1–22:16.) Остальное предназначено для всех людей. Итак, Книга Левит описывает святость, которая применима к каждому, а не просто святость для религиозной иерархии; святость, доступная всем, никто не находится вне пределов ее досягаемости. Описание жертв Первые семь глав посвящены описанию жертв, предписанных Богом, которые предназначены для постоянного поддержания взаимоотношений человека с Богом. Поклонение без жертвы немыслимо. Где бы грех ни вбил клин между человеком и Богом, и жертва (внешний акт), и раскаяние (внутреннее отношение) становятся обязанностью грешника. Существует пять жертв: 1 . Жертва всесожжения (гл. 1), на иврите называется олах – «та, которая сгорает», и в LXX – «целиком сжигаемая жертва», «холокост». 2 . Хлебное приношение (гл. 2) – исключительно хлебные изделия. 3 . Мирная жертва (гл. 3) – возможно, пища завета. 4 . Жертва за грех (4–5:13) – жертва покаяния в грехах. 5 . Жертва повинности (5:14–6:7) – также жертва покаяния в грехах, но дополнительно подчеркивает потребность в возмещении, то есть особый вид жертвы за грех. Сразу же можно провести различие между пунктами 1–3 и 4–5. Первые три достигают кульминации описанием того, какое воздействие оказывает подобная жертва на Бога. Такая жертва, когда ее приносят, становится «приятным благоуханием Господу» (10 ссылок): 1 . 1:9, 13, 17 (всесожжение) 2 . 2:2, 9, 12; 6:15, 21 (хлебная) 3 . 3:5, 16 (мирная) В связи с последними двумя жертвами эта фраза встречается только в 4:31. И напротив, одна уникальная фраза неоднократно встречается в рассказе о последних двух жертвах: он или они «будут прощены» (9 ссылок): 1 . 4:20, 26, 31, 35; 5:10, 13 2 . 5:16, 18; 6:7 Первые три жертвы движутся к кульминации, показывая, какое воздействие они оказывают на Бога. Для Него это благоухание приятное. Последние две жертвы движутся к кульминации, указывая свое воздействие на того, кто их приносит, – он прощен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 Притч.24:13 .  Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: Притч.24:14 .  таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18 ). Притч.24:15 .  Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, Притч.24:16 .  ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. Притч.24:17 .  Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Притч.24:18 .  Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5 ). Притч.24:19 .  Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, Притч.24:20 .  потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе, говорит: «То, что сейчас делает Израиль, – это не война против ХАМАС, это война против всего палестинского народа. Министр обороны Израиля говорит, что сражается с “человекоподобными животными”, а премьер-министр [Израиля] призывает помнить о судьбе амаликитян», – отметил Штайе. Он добавил, что руководство Израиля желает повторения истории с древним семитским племенем амаликитян, которое полностью истребил израильский народ. Штайе подчеркнул, что именно на это израильские лидеры настраивают свою армию. Казалось бы, обращение к практике Средневековья – это парадокс, нонсенс. Но в современном Израиле – это реальность. Трагическая история амаликитян, живших на Бесоре у границы с Египтом и полностью уничтоженных коленом Симеона во время царствования Езекии (722 до н. э.), описана в Библии (1 Цар., 27:8). Но это далеко не единственное библейское свидетельство практики геноцида по отношению к завоеванным народам со стороны древних иудеев, осваивавших с огнем и мечом обещанные им Иего­вой земли. И это зверское свое прошлое в Израиле почитают по сей день. В библейские времена В священную книгу иудаизма Тору, или Пятикнижие, входят первые пять книг еврейской Библии и, соответственно, Ветхого Завета христианской Библии. Это – «Бытие» (еврейское название Берешит, «В начале»), «Исход» (Шмот, «Имена»), «Левит» (Вайикра, «И воззвал»), «Числа» (Бе-Мидбар, «В пустыне») и «Второзаконие» (Деварим, «Слова»). Почитаем, что там написано: «Итак, убейте всех детей мужеского пола и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Библия, Числа, 31:17–18). «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Библия, Второзаконие, 20:16–17). «…Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему» (Библия, Второзаконие, 13:12–16).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/izrail...

3 . Свое отношение Лука выражает фразой «о совершенно известных», то есть словом πεπληροφορημνων, означающим понятие, которое на латинском языке невозможно раскрыть одним словом. Его твердая вера и ясный ум позволили ему нисколько не сомневаться, следует ли понимать это как-то иначе. И только тот, кто глубоко верит, исполняет то, к чему настойчиво призывает пророк, когда говорит: «Укрепи меня по слову Твоему» ( Пс.118:116 ). Так и Апостол говорит о сильных и стойких, что они «укоренены и утверждены в Нем [во Христе] и укреплены в вере» ( Кол.2:7 , ср. Еф.3:17 , Кол.1:23 ). Если человек укоренен и укреплен в вере, то хотя бы и разыгралась буря и поднялся ветер и полил дождь, не поколеблется он, не упадет, ибо дом его построен «на камне» и имеет прочное основание. Не следует, однако, думать, что укрепленность в вере приходит к нам через наши телесные очи – ею наделяют рассудок и разум. Пусть неверные верят знамениям и чудесам, являемым им человеческим зрением. Верного, рассудительного и сильного направляют разум и слово, и, таким образом, помогают ему отличать правду от заблуждений. 4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк.1:2 ). В Книге Исход сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный» ( Исх.20:18 ). Очевидно, звук был скорее слышен, нежели виден, но так говорится, дабы показать нам, что тот, кто сподобился «видеть глас Божий», созерцает его иным взором. В Евангелии, однако, виден не голос, а слово, которое прекраснее голоса. Потому здесь и сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Сами апостолы видели слово не потому, что созерцали тело нашего Господа и Спасителя, а потому что они видели Слово. Если увидеть тело Христа значит увидеть Божье Слово, то тогда Пилат, осудивший Иисуса, увидел Слово Божье; увидели Его и Иуда-предатель, и все те, кто кричали: «Распни Его! Истреби от земли такого!» ( Ин. 19:15 ). Нет, не может быть, чтобы какой-то неверный мог видеть Слово Божье. Видеть Божье Слово означает то, что говорит Спаситель: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь говорит, что Он не пойдет, а после того не отказывается прийти, чему некогда совершившийся прообраз найдешь в книге, называемой Исход. Между тем как божественный и священнейший Моисей пребывал на горе с Богом, ожидая от Него сообщения закона, – вознерадевший о благочестии к Богу Израиль устроял себе тельца в пустыне. Но Законодатель справедливо гневается на это и, обвинив легкомыслие столь быстро склонившихся к тому, что не подобало, и пригрозив сразу истребить их, Он говорит, наконец, святому Моисею: «Иди и пойди отсюда ты и народ твой, что извел ты из Египта в землю, коею Я поклялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени вашему дам ее, и пошлю с тобою пред лицом твоим Ангела Моего» ( Исх.33:1–2 ). Потом говорит к Нему Моисей: «Если не Сам пойдешь Ты со Мною, не выводи меня отсюда: и как иначе станет достоверно известным, что обрел я благодать у Тебя, я и народ твой, как только если пойдешь Ты с ними? – И сказал Господь к Моисею: и это —117— тебе слово, что сказал ты, сделаю, ибо ты обрел благодать у Меня» ( Исх.33:15–17 ). Видишь, как, оскорбленный отступлением Израиля, утверждал, что не пойдет вместе с ними в землю обетованную, но сказал, что пошлет с ними ангела: однако ж, по благоволению к Моисею и в память отцов давая прощение, обещался опять идти с ними. Отказавшись таким образом праздновать вместе с Иудеями, как с гордецами и упрямцами, бесчестящими Бога отрицанием своим, как те устроением тельца, не отвечая строгим возмездием за их преступления, но исполняя данное святым отцам их обещание, приходит (в Иерусалим), чтобы учить и предлагать наставления ко спасению им, предоставив таковое служение не ангелу, как этого не было и тогда, но Сам совершая это и являясь для спасения неблагодарных. 7:11. Иудеи же искаху Его в праздник и глаголаху: где есть Он? 2 Отыскивают Иудеи Иисуса не для того, чтобы, нашедши, уверовать, ибо, и предупреждая искание, Он являл Себя, согласно сказанному Им: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» ( Ис.65:1 ср. Рим.10:20 ), но вследствие превеликого беззакония впадая в эллинскую суетность и ревнуя более о свойственном тем (эллинам), чем о том, посредством чего им подобало блистать вышнею благодатью. Ведь почитающиеся за эллинских мудрецов и ревнителей мирской и демонической мудрости тратят много острых слов, вертя круги пустых рассуждений, и «ткут основу паутины», по написанному ( Ис.59:5 ). Они прини-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.  1.Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).  2.В книги Исаии читаем: «Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис.47:4). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.  3. «Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: " Искупитель наш " » (Ис.63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.  4. Господь Саваоф - имя Ему» (Ис.48:2). Здесь указано еще одно имя - Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава — войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф - имя Ему» (Ам.4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16).  5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии — Теос; в слав. и рус. — Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии — Пантократор; в слав. и рус. Библии - Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.   Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма.

http://pravoslavie.ru/6589.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010