Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек. Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна 992 , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится 993 . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви 994 . Литература Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465. Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339. Там же, 1916. С. 249. Курские епархиальные ведомости. 1913. 22–23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13–14. С. 151. Архивные документы Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52. Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об. О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1–2. Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315. Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85. О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191. Дело о назначении архимандрита Глинской пустыни Адриана в действующую армию//Там же, д. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Я считаю, что Рейни правильно понял третий порядок в жертвах. Он называет его процессуальным порядком 120 . Проиллюстрировать это можно с помощью церемонии посвящения священников ( Лев. 8 ), где жертва за грех предшествует жертве всесожжения – порядок, отличающийся от предложенного в Книге Левит (1–7), – за которой затем следует жертва посвящения (мирная) (8:14–17; 8:18–21; 8:22 и последующие). Следующая глава описывает начало служения Аарона в качестве первосвященника. И вновь интересен порядок. Чтобы очиститься от своих грехов, Аарон вначале принес жертву за грех, затем всесожжение (9:8–11; 9:12–14). Порядок жертвоприношения за обычных людей был таков: жертва за грех (9:15); жертва всесожжения (9:16); хлебное приношение (9:17); мирная жертва (9:18–21). Удивительный порядок существует в случае с назореем. С точки зрения того, что он должен принести Господу, порядок таков: жертва всесожжения, жертва за грех и мирная жертва ( Чис.6:14:15 ). Но порядок, в котором они представляются Господу священником, таков: жертва за грех, жертва всесожжения и мирная жертва ( Чис.6:16:17 ). Когда Езекия очищал храм, первыми приносились жертвы за грех ( 2Пар.29:20–24 ), затем жертвы всесожжения (29:25–30), а после – другие жертвы (29:31–35). Каждый раз первой приносится жертва за грех . То есть в первую очередь нужно очиститься от греха. Говорить о посвящении и общении с Богом, игнорируя при этом неисповеданный грех, является априори невозможным и непозволительным. Общие черты жертв Большинство жертв, указанных в Книге Левит, имеют несколько общих знаменателей. Поклоняющийся приносит дар Поклоняющийся никогда не приходит в Божье присутствие с пустыми руками. Отношение, выраженное в гимне («ничего я не приношу в моих руках»), нашло бы небольшой отзвук в Книге Левит. Поклоняющийся приходит либо со своими дарами, либо с даром Божьим. Значение дара Приносимый дар часто описывается словом корван, переводимым обычно как «жертва». Оно используется, по крайней мере, однажды, чтобы описать каждую из пяти жертв, за исключением жертвы повинности. Книги Левит и Числа обладают монополией на это слово. Оно встречается 38 раз в Книге Чисел, 39 раз – в Книге Левит (из них 31 раз в 1–7-й главах), и только еще два раза – в Ветхом Завете. Более точным переводом этого слова было бы не «жертва», а «вещь, принесенная близко». (Это слово встречается также в Мк.7:11 .) То есть эти жертвы решают вопрос, каким образом человек может жить вблизи Бога. Книга Левит отвечает на вопрос: «Могут ли существовать близость и родство между Богом и человеком?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Исх.16:16 .  вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. Исх.16:17 .  И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; Исх.16:18 .  и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. Количество собираемой манны измерялось гомором (евр. «омер» – спор). Данный термин служил названием неизвестной меры вместимости, а обозначает «сосуд для питья, какой обыкновенно имеют при себе жители Востока в своих путешествиях по пустыне для черпания воды из источников» (Михаэлис). Такой же точно взгляд высказывает и другой экзегет – Канне. И так как эти домашние сосуды при относительном равенстве могли быть различной вместимости, то этим и объясняется то обстоятельство, что у собравших больше манны ( Исх.16:17 ) при измерении ее гомором не было лишнего и у собравших меньше не оказалось недостатка. Большие по числу членов семьи имели и большие гоморы, благодаря чему в них и могло вместиться большее количество собранной манны, – лишней манны не оказалось. Меньшие семейства имели меньшие гоморы, и в них вошло столько манны, сколько было нужно для семьи, – недостатка не было. Если указанным пониманием термина «гомор» достаточно объясняется речь Исх.16:18 , то ему не противоречит замечание Исх.16:36 , что гомор – 1/10 ефы. В виду неодинаковой его вместимости было вполне естественно указать отношение его к определенной мере 12 . Исх.16:19 .  И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Исх.16:20 .  Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадностью ( Чис. 11:32–33 ). Исх.16:21 .  И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. Исх.16:22 .  В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.26:14 .  И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих. После распространения второго покрова скиния с наружной стороны была уже вполне готова. Но в таком виде она могла бы страдать от зимних дождей и частых в Аравийской пустыне ураганов. В виду этого для нее назначаются два других, более прочных, покрова. Как совершенно безыскусственные, они и не описываются подробно; текст указывает только их материал. Один был сафьянный, «из красных бараньих кож», другой, самый верхний, из материала «тахаш». Исх.26:15 .  И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли: Исх.26:16 .  длиною в десять локтей [сделай] брус, и полтора локтя каждому брусу ширина; Деревянный остов скинии состоял из брусьев, сделанных из аравийской акации. Говоря о длине (10 локтей) и ширине (1 1/2 л.) брусьев, текст не упоминает об их толщине. Она может быть выведена из других определенно известных величин. Как видно из Исх.26:22–23 , на западной стороне скинии стояло восемь брусьев, которые при ширине каждого в 1 1/2 локтя давали 12 локтей. Но эта 12-локтевая ширина скинии не была ее внутренней шириной. По единогласному свидетельству Филона, Иосифа Флавия и всего иудейского предания, скиния имела внутреннюю ширину в десять локтей. Двенадцать локтей были, следовательно, наружной шириной скинии. 10-локтевая внутренняя могла получиться только в том случае, если продольные стены, упираясь в края задней или поперечной стороны, отнимали от ее 12-локтевой меры по одному локтю с одной и другой стороны. Это же последнее было возможно только в том случае, когда составляющие их брусья имели толщину одного локтя. Исх.26:17 .  у каждого бруса по два шипа [на концах], один против другого: так сделай у всех брусьев скинии. Каждый брус оканчивался внизу двумя «йодот» – ручками, двумя шипами. Исх.26:18 .  Так сделай брусья для скинии: двадцать брусьев для полуденной стороны к югу, Исх.26:19 .  и под двадцать брусьев сделай сорок серебряных подножий: два подножия под один брус для двух шипов его, и два подножия под другой брус для двух шипов его; Исх.26:20 .  и двадцать брусьев для другой стороны скинии к северу, Исх.26:21 .  и для них сорок подножий серебряных: два подножия [для двух шипов его] под один брус, и два подножия под другой брус [для двух шипов его]; Для продольных, северной и южной, сторон скинии назначено сорок брусьев, по двадцати на каждую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.2:15 .  И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя. Земля Мадиамская, в которую удалился Моисей, отличается в Библии от Синайского полуострова, представляется лежащей за его пределами ( Исх. 18:1–6, 27 ). Ее положение обычно указывают около Эланитского залива, на восточной его стороне, указанием на что служат развалины находившегося здесь города Модиана, или Мадиама. Населявшие данную местность мадианитяне происходили от Авраама через Хеттуру ( Быт. 25:1 , 1Пар. 1:32 ). Колодцы, около которых собирались стада со своими пастухами ( Быт. 29:2 и д.), являлись в пустыне таким местом, в котором всего скорее можно было встретиться с человеком. С этим расчетом и сел Моисей у колодца. Исх.2:16 .  У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. Исх.2:17 .  И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их. Исх.2:18 .  И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? Исх.2:19 .  Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]. Исх.2:20 .  Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Исх.2:21 .  Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Исх.2:22 .  Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.] 40-летнее пребывание ( Деян. 7:23, 30 ) Моисея у мадиамского священника, носившего двойное имя Рагуила-Иофора ( Исх.18:1, 2:18 ), служило для него, по мнению святых Отцов, напр., Григория Нисского , временем просветления и очищения. Показателем такого состояния является, между прочим имя его второго сына – Елиезер: «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона». Предшествующие жизненные опыты убедили Моисея в том, что не в своих силах и мудрости, а единственно в Боге отцов своих он должен искать себе помощи. Подобное настроение как нельзя более соответствовало его будущему положению в роли вождя народа еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. Блуждания в пустыне, Числа 15–20 В продолжение 38 лет главный стан израильтян был в Кадес-Варни ( Втор. 1:46 ). Несомненно, люди удалялись от него в поисках пастбищ для скота. В Писании есть несколько историй о том, что происходило в эти десятилетия. Когда Корей возглавил мятеж против Моисея и Аарона, земля поглотила его вместе с семьёй ( Числ. 16 ). За одну ночь чудесным образом расцвёл и принёс плоды жезл Аарона, став Божьим подтверждением избрания Аарона священником ( Числ. 17 ). В конце периода странствования в Кадес-Варни умерла Мариам ( Числ. 20:1 ). Там же Бог велел Моисею сказать скале, чтобы она дала воду, а Моисей дважды ударил по ней жезлом и таким образом лишился права войти в Обетованную Землю. Эта местность была названа Мерива («раздор»), как и идентичное ему название места на Синае, где Моисей извёл воду из скалы почти сорока годами ранее ( Числ. 20:8–14 ; Исх. 17 ). 3. Из Кадес-Варни в Пунон, Числа 20:14–29 К концу сорокалетнего периода скитания по пустыне, вместо того чтобы подойти к Обетованной Земле прямо с юга, Моисей провёл израильтян в обход к её восточной границе. Путешествие на восточную границу Ханаана потребовало прохода через Араву и земли Едома и Моава. Синие стрелки, идущие по направлению от Кадес- Варни к Хорме и Пунону, отмечают первый этап путешествия Израиля в обход Едома. Из Кадес-Варни Моисей отправил послов с просьбой к царю Едома, чтобы тот разрешил Израилю пройти по его территории. Моисей заверил его, что Израиль не собирается оккупировать земли едомлян, а только хочет пройти по Царской дороге ( Числ. 20:17–19 ). Однако царь Едома ответил отказом Израилю. Моисей проигнорировал отказ Едома и направился из Кадеса в сторону территории Едома. В пути на горе Ор умер Аарон ( Числ. 20:22–24 ). Числа 21:1–3 : когда ханаанский царь Арада услышал, что Израиль идёт по афаримской дороге (маршрут, который соединяет Кадес-Варни с восточным Негевом), он выступил против Израиля и взял немного пленных. Ответное нападение израильтян стало возмездием за потери предыдущего поколения в этом же регионе. В обоих случаях это место было названо Хормой («уничтожение», Числ. 14:45; 21:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

IX и X). После девятой казни Евреи окончательно приготовлялись к выходу из Египта: они по распоряжению Моисея собирались в определенные пункты, выпрашивали у своих соседей и знакомых Египтян золотые и серебряные вещи и одежды и готовились с священными обрядами совершить пасху в полнолуние первого весеннего месяца, в ночь 14-го дня этого месяца. В полночь этой таинственной ночи, когда Евреи в своих домах вкушали пасхального агнца, готовые к немедленному отшествию совершилась десятая и последняя казнь над Египтянами: «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». В ту же ночь Фараон призвал Моисея и Аарона и смиренно просил их уходить с народом своим немедленно. В эту ночь Евреи вышли из Раамсеса в количестве до 600.000 мужей, кроме жен и детей, и разных инородцев, присоединившихся к ним (гл. XI и XII). Первый стан по выходе из города Раамсеса был в Сокхоф, (палатки): здесь был дан закон о посвящении Богу первенцев (гл.12:37 и 13:1–19). – Второй стан был в Ефаме, что на краю пустыни: здесь нужно было решить, каким путем идти далее, и Господь для прекращения споров о том послал столп облачный и огненный, который и повел Евреев необычайным путем, «дорогою пустынною к Чермному морю» (ст. 20–22 и 17–18). – Третий стан был при Чермном море; здесь Фараон. погнавшийся за Евреями, чтобы воротить их настиг их и погиб со всем войском в волнах моря, а Евреи прошли по чудесно осушенному дну моря: Моисей же воспел по переходе песнь Победителю-Богу (гл. 14 и 15:1–21). – После тридневного пути по пустыне Сурь Евреи остановились четвертым стапом в Мерре («горечь»), где горьие воды источника были чудесно услаждены чрез положенное в них Моисеем древо (15:22–26). – Пятым станом Евреи остановились в Елиме, где нашли двенадцать источников хорошей воды и семьдесят финиковых дерев (ст. 27). – После шестого стана опять при море, о котором только упоминается в книге Числ (33:10), Евреи пришли чрез месяц по выходе из Египта в пустыню Син и остановились там седьмым станом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Исх.29:15 .  И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; Исх.29:16 .  и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон; Исх.29:17 .  рассеки овна на части, вымой [в воде] внутренности его и голени его, и положи их на рассеченные части его и на голову его; Исх.29:18 .  и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу. Жертва всесожжения была совершена с соблюдением указанных законом обрядов ( Лев.1.3 и др.). Исх.29:19 .  Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна; Исх.29:20 .  и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; Первой особенностью жертвы посвящения было возложение ее крови на край правого уха и на большие пальцы правой руки и правой ноги посвящаемых. Через ухо, руку и ногу помазуются члены, которыми священники совершают свое служение. Ухо помазуется для того, чтобы оно лучше слышало закон и свидетельство Божие; рука – для того, чтобы она точно исполняла заповеди Божии и священнические обязанности; нога – для того, чтобы она беспорочно ходила в святилище. «Помазуются, говорит Кирилл Александрийский , все члены правой стороны и как бы в последней своей части, т.е. на краях: край, сказано, уха, равно также и ноги и руки, потому что всякое доброе деяние благородно и право, не имеет ничего как бы левого или порочного и до краев доходит, т.е. до конца или до целого, ибо посвященным Богу надлежит быть правыми в освящении и до конца в терпении, и весьма неразумно возвращаться назад, как бы не решаясь довести до конца добро». Исх.29:21 .  и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, – и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним. Второй особенностью жертвы посвящения было кропление посвящаемых и их одежд смешанной с миром кровью. Одежда указывает на известную должность, а должность – на известным образом одетую личность. Личность и одежда вместе образуют таким образом священника. Поэтому и освящение той и другой должно было совершиться зараз. При заключении завета при Синае достаточно было окропить народ одной жертвенной кровью, без прибавления к ней елея, так как народ не обязывался проходить никакой особенной должности; между тем с посвящением священников на них возлагалось особое служение; поэтому необходимо было к очистительной силе крови присоединить еще освящающее действие мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя не видеть топографической точности всех библейских повествований; здесь книги Бытия и Паралипоменон совершенно согласны между собою в местных описаниях. Заметим также удивительное стечение одинаковых имен библейской юдоли Савиной, и обители Св. Саввы, которая теперь есть единственное жилище, находящееся в этой дикой лощине, на пространстве от Иерусалима до Мертвого моря 63 . Здесь, у подошвы Сиона, соединяются, как мы имели случай сказать, три горные ущелья: долина Иосафатова с севера, Царская с востока и Гиномская или Гигонская с запада. Эта последняя долина была границею между градом Иевусеев, то есть Иерусалимом, и коленом Вениаминовым, по определению Иисуса Навина ( Нав 18:16–20 ), и поэтому мы видим, что Иерусалим, находившийся в колене Иудовом, числился иногда в колене Вениаминовом (Там же) 64 , и вероятно, что некоторая часть города переходила на землю Вениаминову. Говоря о топографии библейской, развернем теперь книгу Иисуса Навина, где определяются границы колен Иуды и Вениамина, – и мы увидим все сцепленье горных ущелий от Гилгала чрез Адомим 65 до Иерусалима; исход этих ущелий – источник Рогиль и долина Гиномская, соединенная с Рефаинскою, на южной части Иерусалима ( Нав 15:7–8; 18:16–17 ). Спустясь от купальни Силоамской в долину, вы находитесь у самого соединения трех ущелий долин Иосафатовой, Царской и Гиномской; тут вы видите, при входе в долину Царскую, на высохшем русле Кедрона, опустевшее здание. Это колодезь священного огня Неемии; то место, которое названо самим Неемиею: Неффарь или Неффай, слово, значащее очищение. Мы читаем во второй книге Маккавеев (2 Макк 1:19–22), что когда иудеи были ведомы в пленение персами, Пророк Иеремия повелел священникам скрыть священный огонь храма в безводный колодезь. Возвратясь из пленения под предводительством Неемии, священники не нашли уже сокровенного огня, но вместо его одну илистую воду; Неемия велел оросить этою водою жертвы, и они внезапно загорелись. Артаксерс, царь Персидский, узнав об этом чудном событии, велел соорудить здесь памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Объем книги завета определяется в стихе 3-м словами: все слова Господни и все законы. Обращаясь назад, в надписании 20-й главы читаем: и изрек Бог (к Моисею) все слова сии, т. е. ближайшим образом, десятословие, которое содержится в следующих стихах со 2-го по 17-й включительно, и затем предписания стихов с 23 по 26-й. В следующей, 21-й главе читаем: и вот законы, которые ты объявишь им. Законы эти занимают главы 21, 22 и 23-ю. Следовательно, книга завета состояла приблизительно из 4-х глав законодательного содержания – не более: это видно из слов народа, сказанных по прочтении книги: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны ( Исх.24:7 ). В книге заключалось именно то, что ранее передано Моисеем народу устно: и при устной передаче и по прочтении писанного, народ отвечает буквально одинаково (стт. 3 и 7). После того, как народ нарушил заключенный с Богом завет поклонением золотому тельцу, Моисей, по повелению Божию, вторично восходит на гору Синай, Иегова вторично заключает завет с Израилем и опять говорит Моисею ( Исх.34:27 ): напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. В следующем 28-м стихе читаем: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие. По 2-й половине стиха, Моисей, по-видимому, исполнил повеление Божие: напиши седе слова сии тем, что начертал свящ. письмена на скрижалях. Но если так, то стих 28-й станет в прямое противоречие с 1-м стихом, где сказано: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я, т. е. Сам Иегова, напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. Еще яснее выступает это противоречие при сопоставлении с 10-й главой Второзакония. В стихе 2-м, как и в 34-й главе кн. Исход, Иегова говорит: Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, а в стихе 4-м писатель прибавляет: и написал Он (т. е. Иегова, а не Моисей) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на, горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010