обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 774; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 42; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 7. 956. Николаевская – Мамонтова, мужская пустынь, ныне село Мамонтово, Тамбовской губ., Моршанского у., в 27 вер. к югу от Моршанска, на левом берегу р. Цны. Основана около 1629 г. строит. Мамонтом; в 1652 г. приписана к Саввино-Сторо- жевскому мон.; в 1681 г. по соборному положению об учреждении новых епархий отдана на содержание архиеп. Тамбовского; в 1764 г. упразднена. В оставшейся приходской церкви находится чудотвор. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», V, 47; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 323; “Акты истор.», V, 75; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 899, 6; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 957. Николаевская – Можайская – Борщовская, мужская пустынь, ныне село Борщово, Московской губ., Клинского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Клина. О ней известно только, что она до 1745 г. состояла в ведени Св. Синода, имела 2 каменные церкви и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 438; Ратшин, 285; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 35; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ. крест.). 958. Николаевская – Новая – Боровинская – Маврина, мужская пустынь, ныне приходская церковь , приписанная к гор. Тихвину, Новгородской губ., Тихвинского у., в 3 вер. от Тихвина и находилась недалеко от Николаевского-Беседного м-ря, который для отличия назывался Николаевскою Старою пустынью. Полагают, что основана в 1547 г. цар. Иоанном Грозным, в приезд его на Тихвин, но во всяком случае первое известие встречается под 1562 г: «от Тихвины от Пречистой за 4 версты горел храм чудотв. Никола, церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кельи игуменские сгорели, новый монастырь, при игумене Иове Мухи“. Что это известие относится не к Никол. Беседному м-рю, подтверждается записью 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях: «Николы чудотв. в Новую пустынь, от Тихвины 3 версты, игум. Ионе» и тут же рядом прибавлено: «В м-рь Николы чудотв. на Тихвину в старую пустынь, от Тихвины 3 вер., игум. Феодотию“. По духовному завещанию 1626 г., царицы Дарьи Алексеевны отказано в «Никольский м-рь, что на Тихвине, в старую пустынь, 5 руб.“. Все эти известия дают право предполагать, что обе пустыни существовали самостоятельно друг от друга. Впоследствии пустынь приписана к Тихвинскому Большому м-рю и в 1764 г. обращена в приход. “Полн. собр. лет.», III, 161; “Ист. Росс. Иер.», III, 429; Ратшин, 80; “Ист. стат. опис. Тихвин. Больш. м-ря», 131; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 75; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 33; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 67, 68; 1856 г., XXIV, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к сев.-зап. от Устюжны, на берегу Синичьего озера, при р. Чагодоще и ручье Гвозденке. Основана преп. Евфросином, отшедшим сюда на уединение в 1600 г. из Тихвинского Большого мон., где жизнь иноческая казалась ему шумною; он при нашествии литовцев был убит в 1612 г. 20 марта, в каковой день и чтится его память. В 1655 г. мощи преподобного положены под колокольнею на правой стороне в вост. углу, а в 1799 г. устроено новое надгробие вместо обветшавшего. Нынешняя церковь св. Троицы построена в 1646 г. До 1753 г. пустынь была в зависимости от Воскресенского Устюж. мон., с 1753 до 1758 г. от Тихвинского Большого, а с 1758 г. и до упразднения своего в 1764 г. снова приписана к Воскресенскому. Церковная утварь в 1764 г. передана в Духов Боровичский м-рь. “Ист. Росс. Иер.», VI, 108; Ратшин, 406; “Словарь ист. о свят.», 105, “Ист.– стат. опис. Тихвин. Больш. мон.», 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 47; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 34; “Опис. Борович. Духова м-ря», 36; Чистович, “Ист. правосл. церкви в Финлян.», 57; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 181, 347; Строев, “Спис. иер. и наст.», 124, 90; “Известия Археол. Общ.», 1861 г., II, 366 (рукопись Поливина о Синозер. пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 17 душ крест.). 1236. Троицкая – Соезерская, мужская пустынь, ныне погост Соезерский-Троицкий или Монастырек, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Федьковской волости, в 170 вер. к сев.-зап. от Сольвычегодска, близ р. Двины (см. «Волости и важн. сел.», VI, 255, 1247, в «Спис. насел. м. Волог. губ.» 8419 неправильно названо Соцерская пустынь). Основана в 1639 г. иеромонахом Кириллом с братиею; по штатам 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», VI, 169; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 779, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 192, 321 (Роспись 1668 г. пошлинн. деньгам; черн. поп Нифонт с братиею); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 118 душ. крест.). 1237.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2196 . Успенский на Холму, муж­ской, совсем уничтоженный, Тверской губ., в бывшем Шеском уез., входив­шем в состав нынешнего Корчевско­го у. В писцов. книгах XVI ст. зна­чится: «Царя и вел. кн. монастырек на Холму, а в нем церк. Успенье Пре­чистой, а другая церк. Никола чудотв., того же монастыря»; перечисляются сель­цо Шетино или Шастино с 29 деревнями. Калачов, “Писц. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 276. 2197 . Успенский – Хотимльский – Троицкий или Хотамский, мужской, ныне село Хотимль, Владимирской губ., Ковровского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Коврова, при р. Тезе. Время основа­ния его неизвестно, но из писцовых книг времен ц. Алексея Михаиловича видно, что он уже существовал в XVI ст., когда Иоанн Грозный пожало­вал ему разные угодья, и в 1565 г. здесь был игуменом Герман. Основа­телями его почитаются иноки Троицкой Сергиевой лавры, к которой он был приписан в XVII ст., упразднен же задолго до издания штатов, не позже 1704 г. Существующие церкви во имя Успения основана в 1809 г. и св. Ни­колая в 1796 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; VI, 1053; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 107; “Ист. опис. Тр. Сергиевой лавры”, 151; “Владим. губ. вед.”, 1853 г., 49 (село Хотимль); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 184 (в 1616 г. имел 2 церк. Успения и преп. Сергия и 4 кельи); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Русск. истор. Библиот.”, II, 723, 8 (явка 1639 г. сына бояр. Збитнева на крестьян о гра­беже, когда ездил к обедни „на Хотимль в Троицкой м-рь“.) 2198 . Успенский – Шеренский, мужской, ныне село Шарна-Успенское, Ярославской губ., Любимского у., в 7 вер. к вост. от Любима, при впадении рч. Шерны в Обнору. Основан не позднее XVI ст., что видно из царской грамоты 1613 г., данной на отделение Спасского Толоконцевского м-ря от Нижегородского Печерского. В ней сказано, что он устроен при Вел. кн. Василие Иоанновиче «в Любимском уезде на реке на Шерне от тотарского збега» за службу и за кровь прадедов Толоконцевских борт­ников. В старину назывался также монастырем «Любимской осады» и в 1630 г. в нем был строит. Прохор, а до него упоминается Иаков. Был при­писан к Ипатиевскому Костром. м-рю до издания духовного регламента и в 1723 г. в м-ре значились: игумен, 7 монахов и 2 бельца, крестьян 53 дв. с 184 д. муж. пола. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 728; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 48, 759; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 877, 27; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 230 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 349 (в 1700 г. имел 53 дв. крест.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VI, 235 (дело о снятии с монастыр. крестьян оброчных денег); “Русск. истор. Библиот.”, II, 859, 189 (цар. грам. 1613 г. Спасскому Толоконцев. м-рю).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2165 . Успенская – Вепрева, муж­ская пустынь, ныне погостъ Вепрева Пу­стынь, Ярославской губ., Ростовского у., в 35 вер. к юго-зап. от Ростова и в 1 вер. от дер. Дертники, лежащей на Московском шоссе, при оз. Вепре и рч. Ремже. О ней известно, что она уже су­ществовала в 1546 г., когда ею упра­влял игум. Арсений, и получила в 1623 г. жалов. грамоту, где названа «Николы Чудотв. Вепрьского монастыря». В 1687 г. приписана к Данилову Переславскому мон., причем монахи пере­ведены отсюда, а там был учрежден особый причт. “Ист. Росс. Иер.”, III, 517; V, 733 (Репьевский Успенский); Ратшин, 49; Жура­влев, “Путев. по Яросл. губ.”, 361; Крылов, “Ист.– стат. обозр. Яросл. еп.”, 42, 43 (здесь вторично показана под 18); “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 33 (о пустын. во Вл. губ.); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 15 (Жалов. грам. в Архиве Мин. Иностр. Д.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 707, 38; “Архив ист. и практ. свед. относ. до России, 1860–61 г.”, V, 5 (Подворье Данилова м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г., II, смесь, 14 (О содержании Троиц. Данилова м-ря). 2166 . Успенская – Дорофеева, мужская пустынь, ныне село Успенское, Костромской губ., Макарьевского у., в 113 вер. от Макарьева и в 35 вер. от Юрьевца, при ррч. Балбаже и Керженце, недалеко от р. Мочи. Делается извест­ною с 1613 г., когда в ней был строи­тель Савватий. По описи 1618 г. в ней было две дерев. церкви во имя Успения Богород. и Козьмы и Дамиана. В 1655 г. приписана к Саввину Сторожевскому мон. Упразднена в 1708 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 56; VI, 996; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 114; Беляев, “Ист.-стат. опис. Костром. епар.”, 319; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 323; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 878, 29; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Вре­менник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, Книги расходн. Саввина Звениг. м-ря 1673 г., 187; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2905 (Писцов. и межев. книга 1685 г. вотчин приписной к Савв. Сторожев. м-рю Дороф. пустыни Подмонастыр. слободки и села Якунина Сокольской вол. Юрьевец. у.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М-рь имеет великое миссионерское значение для края. “Ист. Росс. Иер.», IV, 549 (с грамот.); Ратшин, 523; “Опис. монаст.», 1817 г., 57; Зверинский, “Списки на- сел. мест Тоболь. губ.», CLXXXIV; Белявский, “Поездка к Ледовит. морю», 21; “Тоболь. губ. вед.», 1857 г., 26 (О Кондинском монастыре); 1867 г., 35 (Кодинский Троиц. мон.); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1857 г., XII, 386, 392; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1881 г., 20 (миссионер. деятельность); 1884 г., 230, 238 (училище); 1885 г., 63 (миссионер. деятельн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 324, 6; “Известия Археол. Общ.», 1859 г., I, 355 (образ Страшн. суда Христ.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., III, Спасский, “Список с чертеж. Сибир. земли», 26, примеч. 30 (об основании); пременник Общ. ист., 1854 г., XX, митроп. Сибир. Филофей Лещин., 40 (наместник иеромон. Зиновий, 1716–1719 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 775 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 38 (Челобитн. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., смесь, 30 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 83 (дело об иеромон. Евсевие Левонове; в м-ре постригся в 1717 г. наместник Тоболь. архиер. дома Федос Качанов); VII, 1727 г., 288 (доношение Тоболь. митроп. Антония о разрешении постричь отставн. казака Алексея Лапина в Троиц.-Колоцком (?) м-ре); “Матер. для ист. г. Тобольска XVII и XVIII ст.», 44 (в 1696 г. давалось руги: игум. Варсонофию 8 р., дьякону Савватию 5 р., дьячку Митрофану 4 р., пономарю Варлааму и просвирн. Павлу по 3 руб.); “Русск. истор. Библиот.», II, 152, 68 (цар. грам. 1599 г. о построении храма в городке Коде во имя св. Троицы с предел. св. Николая, в вотчине кн. Алачевых), 172, 79 (грам. 1608 г. Березовским воеводам о переводе из Кодского острога в Березов игум. Евстратия); “Календарь Тобольской губ. на 1890 г.», (Епитимщики и колодники Кондин. м-ря прошлого и нынешнего столетий). 1270. Троицкий – Липицкий – Пустынный – Нерлинский, мужской, ныне село Троица-Берег, Владимирской губ., Суздальского у., в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

5) Георгия II. (1192–1199) Синодальное постановление 4 февр. 1897 г. о правах приходов (Leuncl. I. 283–284. Συν V. 101–102.). 6) Германа II (1221–1240) грамота русскому митрополиту Кириллу I о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности имуществ и судов церковных (Рус. Ист. Библ. VI. 79). Его же грамота о сборах с монастырей (евлогиях) и ставленых пошлинах в пользу эпирского экзарха (Васильевский, Обновление болгар, патр. Ж. М. Н. Пр. 1885. март. 44). 7) Мануила II Критопула (1244–1255) о ктиторском праве (Leuncl. I. 242. Συν V. 119). 8) Иоанна Векка (1275–1282) ответы на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского ( Γεδεων, I. 16. Рус. Ист. Биб. VI. 5.). 9) Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославичу о непостановлении на мзде. (Рус. Ист. Биб. VI. 147.). 10) Исаии (1323–1334) постановление о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов ( Συν V. 134. Acta I. 126). 11) Исидора (1347–1350) постановление о присоединении Галицкой митрополии в Киевской (Рус. Ист. Биб. 1, 33). 12) Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) замечания, адресованные Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона ( Συν V. 127–130. Migne. 119. col. 896. Мнение Вальс. в пред. к толк. на прав. Гангр.). 13) Нила Керамевса (1380–1389) об устройстве антиминсов ( Συν V. 141. Γεδεων, Διαταξεις. II. 57). Его же послание в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (1382). Грамота направлена против стригольников, которые зазирали православных пастырей за то, что они платят и берут известные пошлины при постановлениях на священные степени. Патриарх старается внушить, что эти пошлины не составляют платы за посвящение, а служат вознаграждением за неизбежные издержки, с которыми сопряжено посвящение, – за вино, ладан, свечи и пр. (Рус. Ист. Биб. VI. 191–198. Acta part. Const. Micl. II. 31–34). Нилу также приписывают послание к одному русскому игумену (предполагают Серию Радонежскому) об иноческой жизни. (Рус. Ист. Биб. VI. 187. Прав. Соб. 1860. I. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

VI 48 Гегесий, хранитель завещания Феофраста V 57 Гегесилай, стратег в сражении при Мантичее II 54 Гегесий Пергамский, схоларх Новой академии, преемник Евандра, предшественник и учитель Карнеада IV 60 Гегесистрат, отец Демокрита IX 34 Гегий Афинский, один из душеприказчиков Платона III 43 Гедея, гетера, подруга Эпикура и Менодора Лампсакского X 7 Гекатей Абдерский, историк и философ-скептик, сопровождал Александра Великого, затем жил при дворе Птолемея I, написал историю северных стран, сочинение о Египте, ему же приписывается книга о Библии IX 69; см. Ук. ист. Гекатей Милетский, логограф кон. VI в., сочетавший в своих сочинениях географический, этнографический, исторический и мифологический интересы IX 1 Гекатон, стоик, ученик Панэтия, представитель средней Стои, писал главным образом об этике. См. Ук. ист. Гела, мать врача Павсания VIII 61 Гемон Хиосский, лицо неустановленное IV 34 Гераклид Лемб (перв. пол. II в.), жил при Птолемее VI, участвовал в политических посольствах, занимался историей литературы в традициях перипатетиков V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский V 86–94; I 107; III 43; V 86, 90, 91, 93; VII 166; соим. V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский, учитель грамматики в Риме при Клавдии и Нероне, ученик Дидима Халкентера, автор ученых стихов и комментариев V 93 Гераклид Тарсийский, стоик, ученик Антипатра Тарсийского, предшественник Панэтия. См. Ук. ист. Гераклид Эносский, ученик Платона, убил в 359 г. царя фракийских одрисов Котиса I вместе с братом Пифоном, за что получил золотой венок и афинское гражданство III 46 Гераклид, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Гераклид, скептик Пирроновой школы перв. пол. I в., учитель Энесидема IX 116 Гераклий, друг Ликона, упомянут в его завещании V 70 Гераклит ЭфecckuйIX 1–17; II 22; III 5, 8; VIII 91; IX 24, 28; X 8; соим. IX 17; ср. Ук. ист. Гераконт, считается отцом Гераклита IX 1 Гермарх, ученик, друг, наследник и преемник Эпикура в руководстве его школой, адресат писем учителя X 13, 15, 17–21, 24, 25; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Кефал, богатый сиракузянин, переселившийся в Афины, отец оратора Лисия, персонаж Платона III 25 Кибисф, сын или племянник Фалеса I 26 Килон Кротонский (втор. пол. V в.), влиятельный противник и преследователь пифагорейцев II 46; VIII 40, 49 Кинегир, брат Эсхила, один из стратегов, героически павший при Марафоне I 56 Кипсел, отец Периандра, тиранн Коринфа ок. 600 г. I 94 Кир Старший, персидский царь в 559–529 гг., идеальный герой «Киропедии» Ксенофонта I 25; III 34; VI 2 Кир Младший, брат царя Артаксеркса II, отложившийся от брата и погибший в 401 г. II 49–51, 55, 58; VI 84 Клеанф VII 168–176; I 15; VII 17, 37, 167, 179, 182, 185; IX 15 (?); ср. Ук. ист. Клеарх из Сол (кипрских) (нач. III в.), перипатетик, интересовался биографическими и психологическими вопросами, высоко ставил Платона. См. Ук. ист. Клеиппид, лицо неустановленное II 127 Клеобис и Битон, добродетельные сыновья из рассказов Солона Крезу I 50 Клеобул I 89–93; I 13, 30, 41, 42, ср. Ук. ист. Клеобул, отец Аримнеста V 57 Клеобулина, мать Фалеса I 22 Клеобулина, дочь мудреца Клеобула, по которой названа драма Кратина I 89 Клеомен (IV–III вв.), киник, ученик Метрокла VI 95, ср. Ук. ист. Клеомен, рапсод VIII 63 Клеон, известный афинский демагог, осмеянный Аристофаном, противник Перикла, погиб в 422 г. II 12 Клеон, лицо неустановленные V 76; X 84; ср. Ук. ист. Клеоним, предок Пифагора VIII 1 Клеохар Мирлейский (III в.), жил в Афинах, оратор и автор риторических и эстетических трудов (сравнение Демосфена и Исократа) IV 41 Клиний, возлюбленный Хармида и Критобула, персонаж Платона и Ксенофонта II 48, 49 Клиний, пифагореец из Тарента, современник Платона, которого он удержал от уничтожения сочинений Демокрита IX 40 Клиномах (IV в.), эристик, ученик Евклида Мегарского II 112 Клисфен, отец Менедема Эретрийского II 125 Клитарх, историк IV в., сын историка Динона из Колофона; вероятно, участвовал в походе Александра Великого, после чего написал его биографию, ставшую образцовой II 113; ср. Ук. ист. Клитомах Карфагенский (187–110), пунийское имя Гасдрубал, виднейший ученик, но не последователь Карнеада, склонялся к скептицизму, был главой Новой академии IV 67; I 14, 19; IV 66, 67; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Зенон Сидонский, стоик, ученик Диодора Кроноса VII 38 Зенон Тарсийский, считается учеником Хрисиппа VII 35; ср. Ук. ист. Зенон Элейский IX 25–29; I 15, 18; II 109, 110; III 48; VII 35; VIII 56, 57; IX 30, 42, 72; ср. Ук. ист. Зоил из Перги, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Зоил, дядя Пифагора VIII 2 Зопир Клазоменский, ритор IX 114 Зопир Колофонский, лицо неустановленное VI 100 Зороастр, древнеиранский жрец и пророк, создатель дуалистического вероучения с отчетливой этической программой, ставшего впоследствии официальной религией при Сасанидах I 2, 8 Идоменей Лампсакский (ок. 325–270), ученик Эпикура, известный политическим тщеславием и богатыми анекдотами сочинениями X 5, 22, 23, 25; ср. Ук. ист. Иероним Родосский (ок. 290–230), перипатетик, при Ликоне отделился от школы, углубленно занимался историей литературы, биографиями поэтов IV 41, 42; V 68; ср. Ук. ист. Ион Хиосский (ок. 490–422), многосторонний писатель, автор трагедий (в александрийском каноне следует за тремя великими трагиками), сочинения о пифагорейской триаде (огонь, земля, воздух), лирических и исторических произведений IV 31; ср. Ук. ист. Ирей, один из душеприказчиков Стратона V 63 Исидор Пергамский, ритор, вероятно, современник Цицерона. См. Ук. ист. Исмений, флейтист IV 22; VII 125 Исократ (436–338), знаменитый афинский учитель риторики, автор политических сочинений, ученик Георгия и Продика, сторонник Филиппа II, сам никогда не выступавший со своими речами II 15 64; III 3, 8; IV 2; V 35 Истр Александрийский, раб, ученик, а затем вольноотпущенник Каллимаха, автор историко- антикварных, историко-религиозных, грамматических сочинений. См. Ук. ист. Ифеген, отец Мелисса IX 24 Ификрат, афинский полководец IV в., почитавшийся Александром Великим II 30 Ихтий, ученик Евклида из Мегар II 112, 113 Каб, или Скабр, отец Акусилая I 41 Кадан, отец Менодора IV 31 Кадуид, брат Анахарсиса, скифский царь I 101 Каллесхр, внук Солона, родственник Платона и Крития, в 411 г. принадлежал к 400 правителям III 1 Каллиад, афинский архонт в 480/79 г. II 45

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Кроме всех вышеуказанных житий, в Степенную Книгу при Макарии внесено было еще житие Даниила Переяславского; об остальных же житиях, помещенных в Степенной Книге, можно предполагать, что они внесены туда или до Макария, или после него. Как в составлении Четий Миней, так в Степенной Книге Макарий являлся только главным руководителем, но от него осталось, как мы видели, и много собственных сочинений. Хотя они и по качеству, и по количеству уступают произведениям современных Макарию писателей – Максима Грека , кн. Курбского, Uoahha IV , Зиновия Отенского , но все-таки не лишены литературного значения. Предлагаем здесь в хронологическом порядке список всех сохранившихся сочинений Макария. 1526 г. Послание к великому князю Василию об учреждении общежития (Доп. Ист. Ак. 1–22). 1528 г. Уставная грамота Духовскому монастырю (Ак. Ист. 1–339). 1534 г. Грамота в Вотскую Пятину (Доп. Ист. Ак. 1–27) 1539 г. Повольная грамота митр. Иосафу на всякое великое дело (Ак. Эк. 1–134). 1542 г. Уставная грамота о пошлинах с сельских церквей Николаевского Песношского монастыря (Ак. Эк. 197). 1547 г. Слово по поводу бракосочетания великого князя (Доп. Ист. Ак. 40). 1547 г. Окружная грамота в Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым (Ак. Эк. 213). 1547 г. Окружное послание о милостыне Святогорским старцам (Ист. Ак. 545). 1550 г. Речь во Владимире к воеводам (Ник. Лет. VII–67). 1550 г. Ответ от божественного писания царю Ивану Васильевичу (Лет. Тих. V – III – 126). 1551 г. Слово по случаю заложения Свияжска (Ник. лет. VII – 73). 1551 г. Грамота о постановлениях Стоглава во Владимир к белому духовенству. 1551 г. Грамота Суздальскому Дмитриеву монастырю на владение деревней Мжарами и на подсудность крестьян игумену (Вост. Ок. Рум. М. 79). 1551 г. Уставная грамота о постановлениях Стоглавого собора (Времен. Моск. Ист. Общ. XIV). 1552 г. Послание в Свияжск к войску (Ак. Ист. 287). 1552 г. Послание к царю Ивану Васильевичу об укреплении на брань (Ак. Ист. 290). 1552 г. Послание к царю Ивану Васильевичу в Казань (Полн. С. Р. Л. VI – 208).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010