Царь Иосия выступил против егип. фараона, воевавшего с усилившимся Вавилонским царством, и погиб в битве при Мегиддо (609 г. до Р. Х.). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехао II поставил Иоакима (607-597 гг. до Р. X.), к-рый не собирался продолжать дело своего отца Иосии. Пророк описывает нек-рые события царствования Иоакима. Вскоре после его восшествия на престол, в один из праздников, когда во дворе храма собралось мн. молящихся из всех городов Иудеи, И. по повелению Божию возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием, а храм постигнет участь Силома, к-рый был разрушен (Иер 26. 6). С этого времени начинается борьба И. со священниками и с лжепророками Иерусалима. Он проповедует, что иудеям нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и со злыми обычаями. Пророка пытались схватить, и только вмешательство царедворцев спасло И. Однако царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников И., прор. Урию (Иер 26. 23). После этого события начинается крестный путь пророка. Свои переживания он изливает в псалмах, к-рые часто называют «исповедями» И. (Иер 11. 18-23; 12. 1-6; 15. 10-21; 17. 12-18; 18. 18-23; 20. 7-18). Он предвидел, что народу не избежать возмездия, но не имел возможности предотвратить его, т. к. правители не обращали внимания на его предсказания. И. не остановился и перед прямым обличением царя Иоакима (Иер 22. 15-19). Лжепророки схватили И. и, представив на суд князей и народа, требовали его немедленной смерти (Иер 26. 8). Только усилиями некоторых благорасположенных к нему князей он был спасен от расправы (Иер 24). В 604 г. в Вавилоне царем стал Навуходоносор II. И. было открыто, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом И. продиктовал своему ученику Варуху , к-рый прочел их перед народом в храме (Иер 36. 1-8), после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким слушал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню. И. с Варухом едва спаслись от царского гнева, «но Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). Позднее в тайном убежище И. и Варух вторично записали пророчества, и еще было «прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Вскоре И. схватили и поставили у ворот в колодках.

http://pravenc.ru/text/293630.html

  Глава 30 Вопросите и видите, аще раждает мужеск пол? Всякий человек, аки рождающих… и руце его на чреслех его (Иер. 30:6). Пророк предсказывает нашествие Вавилонян, ту тесноту и то смятение, в каком будут Иудеи, когда познают свое заблуждение, начнут осуждать собственное свое безрассудство и винить себя. Подобно этому говорит Иеремия и далее, описывая скорбь и посрамление, постигшие Ефремлян при их падении (Иер. 31:19). И время тесно есть Иакову, и от того спасется , то есть после семидесятилетнего Вавилонского переселения (Иер. 30:7). И не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему: и Давиду царю своему, которого возставлю им, то есть Зоровавеля (Иер. 30:8–9). Яко сотворю… во всех языцех… тебе же не сотворю . Так говорит Господь, потому что Он испроверг и истребил царство других народов, а Иудеев не истреблял до времен Царя Христа, как предрек и Даниил. Еще мало, и сокрушу ярем его с выи твоей и узы его, то есть расторгну ярем и узы царя Вавилонского (Иер. 30:11, 8). И возградится град в высоту свою , то есть Иерусалим отстроится на прежнем месте и на высоте славы своей. И храм по чину своему утвердится (Иер. 30:18), то есть создастся дом Божий, обновится чин жертвоприношений в том же великолепии и в той же славе, как было прежде. И умножу я, и не умалятся… Свидения их пред лицем Моим исправятся (Иер. 30:19–20), как во дни Моисея, Аарона и Иисуса. Все же это, а также и то, о чем еще свидетельствует пророчество, исполнилось и совершилось в пришествие Господа нашего, как описано нами ранее. Как в Господнем домостроительстве исполнилось весьма многое из предвозвещенного пророком об избавлении и обновлении народа Божия, так и это должно относить не к простому Израилю, но к народу, который у божественного Павла именуется Израилем Божиим, собранным и составленным из Иудеев и других народов; и не просто к сынам Авраамовым, но к чадам обетования, как учит тот же Павел. Только в этом таинственном смысле исполнилось слово Иеремии: и не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему: и Давида царя их возставлю им (Иер. 30:8–9). У Иудеев же не было мира; после того, как их покорили Халдеи, не избавлялись они от страха и угнетения народами чуждыми, но в разные времена порабощали их то Персы, то Греки, то Римляне. Не исполнились на Иудеях и эти слова пророка: возвратится паки Иаков и почиет… и не будет устрашаяй тя (Иер. 30:10). Все пророки, пророчествовавшие после плена Вавилонского, говорят, что в их время Иудеи не были свободны от страха и от войн с соседними народами, и ни на минуту не имели спокойствия, но страшились чуждых народов, и были ими угнетаемы, хотя и служили Господу Богу своему и не поклонялись богам языческим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ст. 1–3. Ср. 4Цар. 24:18–20 . Сщ двадести и едином лт (=70 толковн.), ср. более ясный слав.-греч. перевод совершенно тожественного евр. чтения 4Цар. 24:18 : «сын двадесяти и единаго лета " … или Хамуталь (ср. примеч.), мать Седекии, была родом из Ловны (так произносится это название по слав.-греч. переводу в 4Цар. 8:22, 19:8, 23:31, 24:18 ; 1Пар. 6:57 ; 2Пар. 21:10 ; Ис. 37:8 , между тем как в Нав. 10:29, 31, 32, 39, 12:15, 15:42, 21:14  – стоит Левна), по масор. произношению – из Ливны, города, находившегося в Иудином колене неподалеку от Лахиса (ср. толков. на Иер. 34:7 ), на одной параллельной линии с Хевроном. Связь между Иер. 52:2  и Иер. 52:3  стихами, причинное отношение последнего к первому представляются в слав.-греч. переводе неясными. По видимому, не потому Седекия сотвор лкавое пред очима Гднима, что рость Гдн бысть на и на но – наоборот – ярость Господня постигла Иудею потому, что Седекия делал злое в очах Господа (это соображение, кажется, лежит в основе русского перевода: «посему гнев Господа был»...). В пророческих речах Иеремии есть данные для уяснения именно причинного отношения ст. 3 ко 2-му, т. е. для оправдания частицы к (=евр. ) в начале 3 стиха. В Иер. 4:10  Иеремия говорит, что Господь «обольстил» народ Свой, т. е. Сам допускал его верить лжепророкам, увлекавшим его на путь греха; а в Иер. 8:14  влагает в уста народа речь, выражающую отсутствие надежды на милосердие Божие, ожидание неизбежной погибели. Если Седекия делал неугодное Господу, то это происходило не без попущения Божия. Видя, что народ иудейский потерял веру в силу добра, перестал надеяться на милость Божию и забыл думать о своем нравственном исправлении, Господь в гневе Своем решил «отвергнуть» этот народ «от лица Своего» (ср. толков. Иер. 7:15 ); и грехи Седекии только дополняли ту меру беззакония, которая могла ускорить приведение решения Божия в исполнение. И стп цр Вавлнска: в первые годы своего царствования, чрез посольство и лично, уверявший Навуходоносора в своей преданности ему (ср. Иер. 29:1–3 и Иер. 51:59–64 , с толков.), Седекия объявил себя независимым, перестал платить дань царю вавилонскому, после того как заключил союз с фараоном египетским и стал надеяться на его помощь (ср. Иер. 37:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет. Во Второй книге Маккавеев (см. 2 Мак.2:4-5) написано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский (356—323 гг. до Р.Х.) с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии. Главная мысль Книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый Завет. Иеремия по своему внутреннему складу был склонен к лирике, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии.    Содержание Книги пророка Иеремии:    о призвании Иеремии (Иер. 1 гл.);    содержит пророчества времен Иосии (Иер. 2-6 гл.);    пророчества времен Иоакима (Иер. 7-20 гл.);    обличения царей и лжепророков (Иер. 21-25:14);    пророчества о соседних народах (Иер. 25:15-38 и Иер.46-51 гл.);    о разорении и восстановлении (Иер. 26-33 гл.);    Иеремия и последние дни Иерусалима (Иер. 34-45 гл.);    историческое приложение (Иер. 52 гл.).    Следующая за ней книга — Плач Иеремии — была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых яркими красками изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев. В оригинале эта книга написана стихами, с начальными буквами строк (акростихи), расположенными в порядке еврейского алфавита, подобно 36 и 118 псалмам. От лица Иерусалима Иеремия обращается ко всем проходящим с пожеланием им избежать подобной участи, объясняет причины случившегося и просит сочувствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Fol. 192v) Царь Седекия послал к Иеремии вопросить о воле Божией, когда, увидев приближение к Иерусалиму егип. войска, вавилоняне поспешили временно снять осаду и отступить от города (Иер 37. 1-5). Иеремия призвал царя и всех жителей не обманываться временным военным успехом египтян и не заключать с ними союза против Навуходоносора, т. к. победа вавилонян предопределена Богом и потому неизбежна. Следствием этих пророчеств был арест Иеремии, которого заподозрили в желании «перебежать к Халдеям» (Иер 37. 14). Враги пророка, испросив позволение у царя Седекии, бросили Иеремию в яму (Иер 38. 6); он был спасен от смерти только благодаря заступничеству Авдемелеха, он же вытащил пророка из ямы с помощью веревок (Иер 38. 12-13). Придя к царю, Иеремия открыл ему единственный способ, как сохранить царю жизнь себе и своим подданным: «...если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой» (Иер 38. 17). Седекия не внял совету пророка, и в 11-й год его правления город был взят (Иер 39. 2). Вавилонские воины схватили Седекию, пытавшегося скрыться в окрестностях Иерихона; его сыновья были заколоты по приказу Навуходоносора, а ему выкололи глаза (Иер 39. 4-7). Пророчества Иеремии исполнились: Седекия стал униженным слепым пленником Навуходоносора, к-рого в оковах повели в Вавилон (Иер 39. 7). Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, получил приказ не делать Иеремии «ничего худого» и не препятствовать его желаниям; Иеремия «остался жить среди народа», т. е. среди тех бедных жителей Иудеи, к-рые после падения Иерусалима не были уведены в плен и продолжали жить на своей земле (Иер 39. 10, 12, 14). По предложению Навузардана Иеремия поселился в доме Годолии, назначенного новым правителем Иудеи. Годолия призывал народ жить в мире с завоевателями, что позволило бы им спокойно существовать на своей земле. Несмотря на многочисленные предупреждения, Годолия не поверил в заговор Исмаила, сына Нафании, хотевшего убить его и захватить власть.

http://pravenc.ru/text/293622.html

1069 В синодике Клопского монастыря 1660 года, записаны, кроме пр. Варлаама, имена создателей Хутыня монастыря: «преп. старца Ксенофонта, священноинока Порфирия, инока Тарасия, Михаила, Иоанна, Анны, Ннкифора, Киприана, Григория, Гавриила, Анны, Ирины». По жалованным грамотам, Хутынский монастырь считался в XVI веке в числе больших монастырей и получал понахидных и кормовых денег в год по 9 рублей 18-ти алтын с деньгою; а по записи о новг. ружных церках в 1585 году, из Софийского дома выдавалось в монастырь кормовых и на свечи 7 рублей 4 деньги в год. Запись о новг. ружн. церквах в Соф. Библиотеке. Времен. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. III стр. 37. 1070 Грамота царская об учреждении архимандрии в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 626. А устав общежительный был в Хутынском монастыре еще в начале XVI века, по свидетельству Герберштейна. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 676. Некоторые преимущества даны были монастырю в 1656 году посещавшими оный патриархами – Макарием антиохийским и Гавриилом сербским и болгарским. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 624 и 625. 1074 Надпись сия прежде была выпуклою, а теперь на том же месте написана черною краскою. Она напечатана в Ист. Росс. Иерах. ч. VI, стр. 612. В надписи почему-то неверно показано имя митрополита новг. Корнилия, который управлял епархиею не в 1646, а с 1674 по 1696 год. Ист. Росс. Иерарх. ч. I. стр. 190. 1076 Антоний Знаменский в сане архиепископа скончался 1824 года и погребен в Покровском приделе Хутынского собора. Кроме Антония, в самом соборе с южной стороны 1823 года погребен Старорусский епископ Сильверст. 1077 В приделе сем по левую сторону 1809 года 30 генваря погребен супруг строительницы действительный статский советник и кавалер Иван Карпович Борзов. 1078 На северной стороне в приделе памятник над погребенным здесь действ. тайным советником Гавриилом Романовичем Державиным, скончавшимся в 1816 году. В честь Ангела его и переименован придел из Иоанно-Богословского в Гавриило-Архангельский. 1079 О возобновлении приделов взято из Ист. Росс. Иерарх. ч. VI. стр. 611 и 612, также из записей монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

710. Верхосицкая, мужская пустынь, ныне погост Преображенский, Вологодской губ., Вельского у., в 100 вер. к юго-зап. от Вельска, в верховье р. Ситы, прав. притока р. Кубины (см. «Воен. топогр. карта 10 вер.», лист 55, и карта Шуберта, лист XV). Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 530. 711. Верхошеремская – Вознесенская, мужская пустынь, ныне погост Верхне Шеренгский-Вознесенский, Архангельской губ., Шенкурского у., в 111 вер. к югу от Шенкурска и в верст. в 7 от границы Вологодской губ., в незаселенном лесистом месте, в верховье рч. Шеренги. В «Ист. Росс. Иер.» сказано, что она основана в 1680 г. старцем Иовом, постриженцем Антониева Сийского мон., а у Строева основание показано в 1650 г. Но это несправедливо, по крайней мере относительно времени основания, так как в писцовыхъ «Дворцовых книгах» 1677 г. упоминается, что старцы пустыни владеют пашенным лесом, сенными покосами и озерком по Государевой грамоте 1613 г.; затем далее видно, что в 1650 г. была при пустыне построена церковь . Пустынь упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 430, 534; Ратшин, 14; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 188; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (о монастыр. владениях); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 830, 12. 712. Верх – Язвинский – Богородицкий – Успенский, мужской, ныне село Обвинский монастырь или Верх-Язвинское, Пермской губ., Соликамского у., в 210 вер. к юго-вост. от Соликамска, при р. Язве. Основан в 1686 г. по случаю явления здесь иконы Божией Матери и упразднен в 1764 г. От него остались 2 церкви: Успения, построенная в 1686 г. и Введения в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 535; Ратшин, 438; Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.», 11; “Спис. насел. м. Перм. губ.», стр. CCLXIX; “Оренб. губ. в.», 1850 г., 21 (Пыскор. м-рь); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 951 (строит. Протасий 1705 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 144 (в 1744 г. имел 563 души крест.). 713. Виноградский – Успенский – Ирдынский, мужской, заштатный (с 1786 г.), Киевской губ., Черкасского у., в 25 вер. к юго-зап. от Черкас и в 3 вер. к сев.-вост. от села Староселечка, над Ирдынским болотом. Основан в половине XVIII ст. на том месте, где были виноградные сады разоренного Ирдынского Преображенского мон. и в 1767 г. под именем Виноградского Ирдынского состоял в ведении еписк. Переяславского и Бориспольского Гервасия. В 1753 г. в м-ре был начальником Гавриил Искра. “Ист. Росс. Иер., III, 542; Ратшин, 131; “Опис. монаст.», 1817 г., 123; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.», 648; “Архив юго-зап. России», ч. I, т. III, 48, (судная комиссия униатов в 1767 г.), 387, LV (показания 1753 г. священн. Мих. Гученко).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1046. Петропавловская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Рязанской губ., Раненбургского у., в 3 вер. к вост. от Раненбурга, при рч. Масловой Рясе. Построена в 1711 г. иждивением кн. Алекс. Данилов. Меншикова, которому тогда принадлежал и гор. Раненбург или Ораниенбург. “Ист. Росс. Иер.», V, 368; Ратшин, 463; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 327; Баранович, “Рязан. губ.», 369; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 129; “Опис. монаст.», 1817 г., 87; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1854 г., 11 (число братии увеличено до 30); 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 436, 20; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1863 г., IV, Отд. 1, 302 (опис. в церков. ист. отнош.). 1047. Петропавловский или Петровский на Носах, а также Лобанова пустынь и Хабарова, мужской, ныне погост Петропавловская Пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., в 25 вер. к сев.-зап. от Вытегры, на мысу Онежского оз. Основан около 1620 г. Павлом Хабаровым. В описи 1628 г. значится: «В Мегорском погосте в Палтажской волостке у Онега озера на берегу Лобанова пустыня на тридевяти носех митрь, а в нем церковь св. аптл Петра и Павла, с трапезою, древяна клецки.“ Затем приписан к Муромскому мон. Олонец. губ.; в 1764 г. упразднен. Ныне церковь во имя св. Николая построена в конце XVIII ст. вместо сгоревшей Петропавловской. “Ист. Росс. Иер.», V, 540; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 21; “Олон. губ. в.», 1848 г., 42, 45 (древн., хранящиеся при церкви Петропавл. прихода; между прочим помещены грамоты и указы); 1851 г., 1 (Писцов. кн. 1628 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1006, 20; Озерецковский, “Путеш. по оз. Ладож. и Онеж.», 322. 1048. Петропавловский или Петровский – Ильинский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Саранске, Пензенской губ., на площади. Основан в 1684 г., в 1775 г. к нему присоединен упраздненный Ильинский Богоявленский монастырь. “Ист Росс. Иер.», IV, 296; V, 538; Ратшин, 434; “Опис. монаст.», 1817 г., 86; Рябинин, “Пензен. губ.», 443; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.», 93; “Прилож. к Памят. кн. Пензен. губ. на 1868–69 г.», 129; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (надел. лесом); 1855 г., 86 (надел. землею); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 956, 2 (Петропавловский), 958 (Богоявл.-Ильинский); “Чтения в И. Общ. ист.», 1870 г., Отд. 2, 55 (Путеш. 1813 г. в Нижний кн. Долгорукого).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1611 . Знаменская, мужская, пу­стынь, ныне село Знаменское-Толстые, Рязанской губ., Данковского у., в 18 вер. к вост.-сев.-вост. от Данкова, при рч. Ягодной Рясе. История ее неизвестна, но уже в конце XVII ст. она не суще­ствовала, и село Знаменское тогда пожа­ловано Петру Андр. Толстому. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 44 (быв. м-ри); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 488. 1612 . Зосимо – Савватиевская – Соловецкая, мужская пустынь, ныне погост Зосимо-Савватиевский, Вологод­ской губ., Устюгского у., в 28 вер. к сев. от Устюга, на правом берегу р. Двины. Основана в 1574 г. и упразднена еще до издания штатов в 1764 г.; по­следним настоятелем упоминается в 1739 г. строит. Мардарий. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 213; Ратшин, 76; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 779, 51; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 1613 . Зосимо – Савватиевский, мужской, совсем уничтоженный, при гор. Тобольске. Первый по своей древ­ности монастырь в Сибири, основан в 1601 г. на старом устье р. Тобола и в 1610 г. перенесен в Тобольск, из-за реки Иртыша, на место, где ныне Богородиц. жен. м-рь. Архим. Мефодий управ­лял им, как до перенесения, так и после перенесения в город. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 207; “Известия Археол. Общ.”, 1868 г., VI, 92 (камен. церкви XVII ст.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 194 (записки к Сибир. истор.). 1614 . Ивановский или Иоанно – Предтечевский, женский, ныне при­ходская церковь Иоанна Милостивого в слободе Мстере, Владимирской губ., Вязниковского у., в 22 вер. к сев. от Вязников, при р. Клязьме. Существо­вал во время князей Романовских, осно­вателей Богоявленского мон. в Мстере в XVII ст. Голышев, “Богоявл. слоб. Мстера”, изд. 1865 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 113; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, II, 166; 8, 27; “Влад. губ. вед.”, 1854 г., 32 (мон. быв. во Влад. губ.). 1615 . Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове, Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. от Устюга и в ½ вер. от Гледенского мон. По­строен на месте рождения (“Ист. Росс. Иерар.”) или на месте погребения (“Сло­варь ист. о свят.”) Устюжского Юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 г., 29-го мая, в каковой день и чтится его па­мять. Церковь состояла приписною к Гледенскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, III, 695; Ратшин, 75; Лепехин, “Дневн. Запис.”, III, 302; “Словарь ист. о свят.”, 132; “Вологод. губ. вед.”, 1857 г., 49 (Летоп. Устюга: 1760 г., основ. кам. церкви во имя Иоанна Устюг. чудотв.; 1764 г., о постр. цер. св. Духа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 149, 296 (св. Иоанн); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария на Вологду и Белооз. об установл. празднов. новым Русск. свят.); 146 (Ц. гр. 1663 г.; упомин. игум. Иона), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 450 душ крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяце­слов XVII ст.; память Иоанна, Христа ради юро­дивого, Устюж. чудотворца, 29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пантелеева (689); 9) за Андреем Супоневым из обеж Рождественских, конец Микит. ул. (689) и Спасских Нередитцких (690); 10 и 11) за Грид., Семен., и Васюк. Васильев. Хвостовыми и за Сенкою Скобеевым из обеж Дмитр., Ивана и Фед. Хилковых (690); 12) за Нестером Поскочиным из обеж Юшки и Осташки Колесницыных (690); 13) при описании Суйдовского погоста упоминается поместье Ондрея и Федора Семен. Колычевых (описание их поместья закончено припиской: «да их же поместия обжи в Дягиленском погосте» 702); 14) в XI т. Временника на стр. 299 упоминается поместье Алексея Данилова сына Хвапарева (то же в приписке: «да за ним же поместие в Копорском уезде в Дягиленском погосте). Кроме поместных земель на утерянных листах могло находиться описание всех тех земель, какие обычно описываются вслед за поместными, т. е. земель своеземцевых и церковных. И действительно в разных местах книги упоминаются своеземцы Василий Ильин (683–690), Якуш и Олешко Корнушкин и Омельянец Димитров (684), Якимко Игумнов (688). Из заметки: «да с Николским манастырем с Суйды (684; ср. 711 – «в Суйдовском погосте Николского манастыря с Суйды, 712» – да того ж монастыря обжи в Дягиленском погосте) мы видим, что на утраченных же листах находилось описание земель Никольского Суйдовского монастыря. В рукописи в соответствующем месте не достает листов 636–712. На этих листах, кроме всего выше отмеченного, находилось еще полностью описание погостов Спасского Орлинского и Никольского-Грезневского. 694 столб. В итоге читаем: «а дворов в них и с теми, что в вопчих 61 человек, а обеж 67, а сох 22 с третью сохи». В Книге сделано примечание: «количество дворов в рукописи не написано; также пропущены слова: «а людей в них». Нам кажется, что в приведенном итоге количество дворов обозначено – 61, после же этой цифры пропущено «а людей в них» «человек». По крайней мере и на перечет дворов именно 61. Людей же на перечет – 87 человек. Место явно ошибочное, однако ошибка допущена писцами, так как и в рукописи все написано так же, как и напечатано в III томе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010