Есть в российской глубинке небольшой городок Фурманов, до революции именовавшийся Середа, так как располагался на середине торгового пути между центром текстильного края с. Иваново-Вознесенском и пристанями на Волге, выполнявшей функцию главной транспортной артерии страны. По средам, здесь же устраивали торговый день для всей округи. В советское время город переименовали в честь красного комиссара и писателя, соратника В.И. Чапаева. Дмитрий Фурманов родился здесь, в городе есть музей в его честь, состоит он на балансе областной организации КПРФ. В десяти минутах ходьбы от города, в очень живописном месте, на берегу небольшой речушки Шача расположено старинное село Медведково. Волей случая, или может быть еще каких-то обстоятельств, мне довелось побывать в этих местах и познакомиться с удивительными людьми, которые сами, своими силами, построили небольшую церковь. Некогда, в селе была своя начальная школа, мельница, крестьяне пахали землю, добывали насущный хлеб. Украшением местности являлась церковь, выстроенная в центре села, у пруда. Жизнь текла размеренно, в соответствии с представлениями о целях и смысле бытия, основанных на святой, унаследованной от предков христианской вере. Поколения людей вступали в жизнь, принимая крещение в святой купели, бракосочетание совершалось с возложением венцов и клятвой у алтаря, местные священники провожали в последний путь достойно проживших, уважаемых стариков. Первое упоминание о деревне Медведково, как о вотчине дворян Дмитриевых, приходится на 1517 г. Принимая во внимание то, что согласно общепринятой российской терминологии, деревня отличается от села именно тем, имеется в данном населенном пункте церковь или нет, можем предположить, что строительство первого храма приходится на середину XVI столетия. В это же время Медведково переходит во владение Сабуровых-Пешковых Далее, известно, что в 1579 г. князь Григорий Андреевич Булгаков или Куракин продал с. Медведково Троице-Сергиеву монастырю, наряду с другими селениями своей костромской вотчины. Как сообщает об этом исторический источник: " со всеми угодьями, с лесы, с луги и с пожни, и с мельницею, что на реке Шача, куда исстари ходили плуг и коса и топор " Сохранилось имя настоятеля, который оформлял купчую со стороны монастыря. Им был архимандрит Павма. В том же документе дается описание села: " дворы: попа, пономаря, проскурницы да в двух кельях живут нищие. Крестьянских и бобыльских дворов 17, а всего к селу 20 деревень да селища, а в них 103 человека "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/398/...

За январь 1890 г. 15 января было собрание Общества, на котором избран был в действительные члены Общества ректор Одесской духовной семинарии, протоиерей Мартирий Чемена и заслушан отчет Общества за 1889 год. В течение января месяца в Церковно-Археологическое Общество, музей и библиотеку его поступили следующие предметы: А) От Православного Палестинского Общества: «Православного Палестинского Сборника» выпуски 16-й, заключающий «три статьи к русскому Палестиноведению» архимандрита Леонида, и выпуск 19-й, заключающий исследование К.Д. Петковича об «Ансариях». С.-Петербург. 1889. Б) От Императорской Археологической Комиссии клад, состоящий из 27½ золотников серебряных низкопробных и 92 золотников медных монет шведских Густава Адольфа и Христины, прусских Георга Вильгельма, и польских Сигизмунда III и Яна Казимира, 17-ти бус и медного крестика, найденных в 1889 году в м. Тиганче, Каневского уезда, Киевской губернии, крестьянкой Дехтяренковой. В) От Сплетского Археологического музея – Bulletino di Archeologia e Storia Dalmata, 6. Spalato. 1889. Г) От Комитета по изданию Трудов VI археологического съезда в Одессе – IV-й том «Трудов» сего съезда (1884 г.). Одесса. 1889. Д) От редакции «Славянских Известий» первые этой газеты за текущий год. Е) От Почетного члена, г. Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева : 1) снимки из Кондакария XII–XIII века, сделанные архимандритом Амфилохием в 1879 году» и 2) «Рязанские Достопримечательности, собранные архимандритом Иеронимом, с примечаниями Г. Добролюбова». Рязань. 1889. 4 о. Ж) От действительного тайного советника П.Н. Батюшкова книга: «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. С Высочайшего соизволения издано при Министерстве Внутренних Дел П.Н. Батюшковым, с одной хромолитографией, 99 гравюрами и картой». С.– Петербург. 1890. 8-о. З) От преосвященного Иеронима, Епископа Чигиринского, третьего викария киевской епархии: 1) рукописное евангелие в лист, купленное в 1612 году для церкви св. Николая в Малой Горожанке, а потом принадлежавшее Успенской Церкви в селе Тупичеве, нынешней Могилевской епархии; 2) рукописная следованная Псалтирь XVI–XVII в., в лист, принадлежавшая Спасской церкви в г. Козельце, черниговской губернии; 3) Номоканон киевской печати 1629 г., in 4-о; 4) Служба и житие св. Николая, московской печати 1640 или 1642 г., in 4-о; 5) Служебник божественных литургий, черниговской печати 1704 г., in 8–0.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Боголюбово в опасности! Сколько уже можно считать нас скотами, которым для жизни нужны исключительно презервативы? 18.11.2016 2730 Время на чтение 4 минуты Что такое Боголюбово? Это первый Удел Божией Матери на русской земле. Она Сама выбрала это место, встав недвижимо именно здесь своей святой иконой Владимирская, явившись въяве св. кн. Андрею молящейся, с воздетыми к Сыну руками. Редкий случай в истории, когда Ее слова, обращенные ко Господу, Он услышал и передал нам. Сегодня мы можем прочесть их на свитке написанной по его описанию иконы Божией Матери Боголюбской и в акафисте этой иконе: «…светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное» (ик. 4). Это означает, что ЛУЧ СЛАВЫ Божией идет сюда и сегодня и будет идти до последних времен, а место это – избранное Божией Материю, то есть Ее Удел, особая святыня, особый Ее Покров. Боголюбово – это колыбель Святой Руси. Точка сборки централизованного государства. Здесь святой князь Андрей, фактически первый некоронованный царь Руси, впервые собрал под своей рукой пять княжеств. До того все были сами по себе, раздроблены. Боголюбово – это точка отсчета нашей истории. Это место нужно беречь, помнить, хранить и использовать как национальное достояние, как наш исторический заповедник, воспитательный полигон. Это важнейшее место для становления государственного мышления будущих политиков. Боголюбово – это красота и гармония. Чудом сохранившиеся с домонгольского времени каменные резные храмы, построенные в 12 веке св. князем Андреем. Храм Рождества Богородицы, построенный по прямому указанию Божией Матери, и всемирно известный, и, как считается многими, самый красивый и гармоничный храм мира, церковь Покрова на Нерли, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже иностранцы поняли, что эти храмы и все окружающее пространство требует особенной защиты. Жаль пока не все, даже среди духовенства и тем более чиновники понимают, что храм строился не для того, чтобы там был музей и ходили праздные зеваки в шортах. Храм - это место молитвы, это энергетическая пушка, откуда уходит столп молитв наших прямо в Небо. И тем более, если храм Рождества Богородицы построен по прямому указанию Божией Матери, молитва в нем должна идти постоянно, а не раз в год!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/18/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борислав Милошевич: «Петербург всегда в моих поездках оставлял у меня хорошее впечатление» Своими размышлениями о Северной столице в канун дня рождения города делится сербский политик и общественный деятель 28.05.2010 387 Время на чтение 3 минуты Завтра, 29 мая, исполняется 307 лет со дня основания Санкт-Петербурга. 16 мая 1703 г., в день памяти прп. Феодора Освященного, Император Петр I заложил в устье Невы на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Несколько дней спустя был поставлен деревянный домик Петра I, положивший начало городской застройке. В 1712 г. Государь принял решение перенести столицу Российской Империи в Санкт-Петербург. По недоразумению из-за ошибок в исчислении расхождения между юлианским и григорианским календарями день основания Санкт-Петербурга светскими властями отмечается не 29 мая, в день памяти прп. Феодора Освященного, а 27 мая. Своими впечатлениями о столице Российской Империи в интервью «Русской народной линии» поделился известный общественный деятель, политолог, бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич . «Бывал я много раз и в Ленинг раде и в Санкт-Петербурге. Это были и командировки и частные поездки. Первый раз я побывал там в марте 1966 года. Видел разрушенные Павловск и Пушкин , где только-только начиналась реставрация. Был на Пискаревском кладбище... Поэтому первое мое воспоминание навсегда - это блокада, страшные страдания народа, жертвы и, одновременно, героизм жителей Ленинграда, героизм русского народа. С Санкт-Петербургом связано много знаменательных исторических событий. Это знает каждый. Петербург был столицей России, Российской Империи 200 лет, это город трёх революций, один из самых известных городов мира. Это город сильной индустрии. На «Электросиле», где я бывал не один раз, производили турбины для наших самых мощных гидроэлектростанций на Дунае. Для меня, конечно, как и для миллионов других людей в мире, Петербург уникальный, большой, очень красивый город. Его белые ночи, своего рода символ города, его архитектура, музеи - Эрмитаж, Русский музей, прекрасные места, связанные с его основоположником императором Петром Первым - нынешние, отреставрированные Павловск, Царское Село, Петергоф, - неповторимы, уникальны. Есть и новые сооружения и проекты в Петербурге, вызывающие не только уважение, но и восторг. Но, должен признать, что я никак не сторонник строительства «Охта-центра».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/28/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг. 17.05.2013 822 Время на чтение 44 минут В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30-40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы - закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. В результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинг рада был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов - в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В мире Дроздовых Николай Дроздов: «Не признаю слова " юбилей " » 16.03.2017 3343 Время на чтение 5 минут Далеко не всем известно: в предках у ученого и путешественника Николая Дроздова - настоящий святой. Да какой - святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский! Сегодня в гостях у «ПМ» - стоящий на пороге своего 80-летия его знаменитый потомок. Знаменитый телеведущий беседует со студентами о вере, мечтает о монашестве и не собирается тратить время на мемуары. - Иногда меня спрашивают: как же допускающий эволюцию ученый-биолог верит в Бога?! Самый простой ответ: не надо поверять гармонию алгеброй. Ведь ученые начинают подбираться к тому, что наша Вселенная не вечна, что она была кем-то создана... Со своими студентами в университете - не на лекциях, конечно, а в кулуарах - мы постоянно беседуем о вере. Вот наступил Великий пост, и я им объясняю, в чем его суть, почему это время называют еще духовной весной. Рассказываю о моей любимой молитве святого Ефрема Сирина, которую, как известно, читают во время поста ежедневно, да еще с земными поклонами. Я знаю эту молитву с детства благодаря отцу. Ближе к Пасхе мы с ними говорим, как важно пережить события последних дней земной жизни Спасителя. Вот Спаситель въезжает в Иерусалим, и Ему кричат: «Осанна!» А через несколько дней эта же толпа поведет Его на Голгофу. Как вместе с Ним распяты были два разбойника и один раскаялся, с мольбой обратился к Господу и первым из людей вошел в рай. До сих пор многие об этом не знают. И мало кто задумывается, что сразу же после Своего Воскресения Христос спустился в ад и вывел всех, кто поверил в Него и покаялся в своих грехах. Только когда рассказываешь, они начинают понимать, что даже праведники не были в раю, пока Иисус Христос не искупил все грехи человечества. - Когда вы узнали о своем родстве со святителем Филаретом? - Еще в 1950-е годы, когда я был школьником, от моего отца. Он водил меня в Исторический музей, где висел прижизненный живописный портрет митрополита Филарета (тогда еще не причисленного к лику святых), и говорил: «Это твой двоюродный прапрадедушка, только ты об этом никому не рассказывай.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Геноцид - это грех, который придется искупать Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа 16.04.2015 471 Время на чтение 5 минут Епископ Езрас Нерсисян напоминает о роли России в спасении армянских беженцев. Фото автора Армянский народ и его Церковь готовятся к памятным мероприятиям, посвященным 100-летию геноцида армян в 1915 году в Османской империи, когда, по принятым в мире данным, в результате погромов и изгнания погибло приблизительно 1,5 млн. человек. О том, как Армянская апостольская церковь (ААЦ) воспринимает эту трагическую дату, ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ рассказывает патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии епископ Езрас НЕРСИСЯН. - Ваше преосвященство, какие памятные мероприятия готовит ААЦ в Армении и России в связи со 100-летием геноцида? - Это особая, но трагическая дата в истории нашего народа. Наша Церковь призывает к восстановлению справедливости. Это ведь был и церковный геноцид. Армянский народ потерял не только своих сыновей и дочерей, но и много храмов было разрушено, уничтожено рукописей, осквернено святынь, культурных ценностей. Была цель - уничтожить след христианской цивилизации в Турецкой империи. Эти злодеяния начались в 1893-1894 годах, во время правления султана Гамида, и достигли своего апогея в 1915 году. В дни, когда Армения будет вспоминать 100-летие этих событий, в Армянской церкви состоится собрание епископов со всего мира во главе с патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. 23 апреля, накануне официальной даты памяти жертв геноцида, в первопрестольном Эчмиадзине, духовном центре армянского народа, состоится богослужение с участием глав многих христианских конфессий и государств. Оно завершится в 19.15, что будет символизировать трагическую дату. В Москве одновременно с колокольным звоном нашего кафедрального собора, по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, будут бить колокола храма Христа Спасителя, а православный церковный хор будет исполнять песнопения на армянском языке. На следующий день у нас в духовном центре в Москве откроется памятник жертвам и музей геноцида. Мы получили разрешение властей страны и столицы, чтобы на Поклонной горе, в священном для российского народа пантеоне - Музее Великой Отечественной войны - открыть выставку «Армянский геноцид. Русский взгляд».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евровидение и «София Киевская». Мнение православного священника О том, почему святыня не может быть местом для шоу, рассуждает протоиерей Александр Овчаренко 26.09.2016 715 Время на чтение 6 минут - Отче, на днях во время рабочей встречи представителей Стокгольма, Европейского вещательного союза, Национальной телекомпании Украины и Киевской горгосадминистрации по поводу проведения Евровидения в Киеве было озвучено, что открытие этого конкурса может состояться на территории заповедника «София Киевская». - Нет надобности приводить историю создания этого храма или говорить об исторической и культурной ценности интерьера собора, в котором находится один из крупнейших в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Не буду спекулировать на теме сохранности уникального памятника, постараюсь обойти стороной и политику - мирскую и церковную. Мое мнение - храмы и любые другие сакральные места, как и ток-шоу или шоу-бизнес, должны функционировать отдельно друг от друга. Эти сферы, без сомнения, нельзя смешивать! - Но вот заместитель председателя КГГА Алексей Резников говорит, что « " София Киевская сейчас не действует как храм - это музей. Поэтому мы не нарушим никаких религиозных чувств верующих». К тому же «София Киевская» - это вся территория бывшего Софийского монастыря и вовсе не обязательно собор. - Пусть и не в соборе будет проходить открытие фестиваля, а на площади. По замыслу организаторов, церемонии открытия предшествует медиасобытие под названием «Красная дорожка», на которое соберутся делегации всех стран-участниц песенного конкурса, пресса и фанаты. И эту так называемую Red сагрет расстелют на Софийской площади. Здесь же установят большие экраны - на них будет транслироваться церемония открытия. Выбор «Софии Киевской», как отмечают организаторы фестиваля, связан с тем, что храм (не заповедник!) внесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему в мире он хорошо известен. Как бы золотая середина при «прекрасной локации»... И духи сыты, и головы целы...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Едиными с верой – против супостатов В Нижнем Новгороде рождается новая национальная традиция 29.11.2023 97 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник 4 ноября Россия отметила два великих праздника – день чествования иконы Казанской Божией Матери, с которой шло Нижегородское ополчение и День народного единства, с 2005 года имеющий статус государственного праздника. В Нижнем Новгороде, вдохновившем Русский народ изгнать польско-литовских завоевателей из своего Отечества, праздник имеет свои традиции. После богослужения в Архангельском соборе Кремля, в котором находится гробница с останками Кузьмы Минина, совершается крестный ход к памятнику предводителям Нижегородского ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (это копия монумента, установленного на Красной площади столицы), который стоит на площади Народного Единства. Прошедший праздник порадовал нижегородцев всех районов города тематическими мероприятиями, имеющими и духовный смысл, и интеллектуальный стержень. Люди всех возрастов могли бесплатно посетить музеи, выставки творческих работников, посвященные историческим событиям. В Ивановской башне кремля в свободном доступе была открыта экспозиция «Подвиг народного ополчения». Нижегородский государственный художественный музей организовал экскурсии к картине «Воззвание Минина» и лекции о творчестве художника. Неиссякаемый людской поток был в парк Победы, где проходила выставка «Историческое стрелковое оружие XX века». А в парке «Дубки» даже дети с большущим интересом участвовали в мастер-классах по сборке-разборке оружия. Ближе к вечеру там проходила военно-историческая реконструкция «Оборона блокпоста». Всех мероприятий на площадках города не перечислишь. Главные же – выставки, представления, мастер-классы по теме исторических событий. Населением это воспринято как удачно состоявшийся праздник. И в духе настоящего времени. В праздник события наших дней коснулись сердец каждого нижегородца – с площади Народного Единства прошли торжественные проводы отряда добровольцев в зону СВО. Как 400 лет назад, так и теперь – на битву с мировым злом, направленным на уничтожение нашего Отечества и веры Православной… Воины обещали с Победой вернуться…

http://ruskline.ru/opp/2023/11/29/edinym...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новодевичий монастырь: передать и сохранить 12.01.2010 333 Время на чтение 8 минут Тема о взаимодействии Церкви и музеев стала одной из центральных на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром Владимиром Путины м в начале января. На ней присутствовали министр культуры РФ Александр Авдеев и глава Росимущества Сергей Петров. Премьер-министр счел необходимым лично сообщить Патриарху о том, что принято решение в 2010 году передать Церкви Новодевичий монастырь в Москве . На сегодняшний день Новодевичий монастырь - один из крупнейших церковных центров Москвы. Здесь расположен действующий женский монастырь, резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и Московское епархиальное управление. С 1977 года владыка митрополит руководит Московской епархией, а с 1994-го - духовно окормляет и древнюю московскую обитель. Все в монастыре происходит по его святительскому благословению. В настоящее время Новодевичий монастырь является филиалом Государственного исторического музея и одной из обязательных для посещения экскурсионными группами достопримечательностей. В 2004 году монастырь был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. В декабре 2007 года настоятельницей Новодевичьего монастыря стала игумения Маргарита (Феоктистова) - до монашеского пострига - прихожанка храма св. мц. Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова. Трижды с этого времени исторический музей передавал из запасников в храм для поклонения Иверскую икону Божией Матери, принесенную в 1648 году с Афона и уже более трех столетий не покидавшую стен Новодевичьего монастыря. Церковные и жилые помещения, используемые монастырем в течение десятилетий, в настоящее время находятся в очень хорошем состоянии. За прошедшие два года в этих помещениях был проведен большой объем реставрационных работ. Все работы проходили под жестким контролем специалистов - архитекторов и реставраторов, и потому есть основания надеяться, что и в ведении Церкви обитель останется одним из наиболее сохранных памятников русской истории и культуры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010