Отмечено 210-летие взятия Парижа русскими войсками марта 2024 Международная конференция, посвященная 210-й годовщине входа русских войск в Париж, прошла 31 марта в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ее предварил традиционный полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости. Залп, посвященный знаменательной дате, произвел Вячеслав Поляков, казак Конвоя памяти святого царя Николая II, правнук последнего лейб-камер казака Российской империи Кирилла Полякова. Старейший казак Северо-Запада отметил, что историческое событие оказалось для России звездным часом: на 30 лет после этого Россия стала сверхдержавой. В конференции приняли участие казаки-конвойцы - прихожане сестрорецкого храма Тихвинской иконы Божией Матери , сотрудники епархиального казачьего отдела . Заместитель председателя отдела протоиерей Георгий Сычев напомнил, что каждое историческое событие имеет свой духовный смысл.     " В свое время в России увлеклись всем французским, говорили на французском языке, - сказал отец Георгий. - А кончилось все взятием Парижа. В двадцатом веке увлеклись немецким языком. Кончилось взятием Берлина. В наше время Россия увлеклась английским языком. Чем это кончится? Наша страна, наш народ избраны Богом для удержания мирового зла. Другого пути у нас нет. Если победа не будет за нами, мы откажемся в голой пустыне. Поэтому нам надо следовать словам Александра Суворова: " Молись Богу - он наш генерал " . В онлайн-формате выступил представитель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством во Франции, войсковой старшина лейб-гвардии казачьего полка Александр Пустобаев. О традициях празднования заграничного похода 1813-1814 годов рассказал вахмистр-конвоец Илья Пивник. Он отметил, что казачий полк, участник похода, зародившись из придворной команды в 1775 году, никогда не прекращал своей истории. В следующем году ему исполняется 250 лет. В вынужденной эмиграции в Париже сохранились Офицерское Собрание, штандарт, прочие регалии и музей. Теперь это Объединение памяти лейб-гвардии казачьего полка, члены его находятся во многих странах, в том числе в России.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

10 октября в Кремле состоялась историческая рабочая встреча, в ходе которой было окончательно подготовлено Поручение Президента о создании соловецкой ФЦП. — Как в прошедшем году жил музей? Какие направления его работы Вам как директору представляются самыми важными? — Коллектив Соловецкого музея продолжал воплощать принятую три года назад стратегию, направленную на превращение музея в научно-просветительский центр. Были изданы новые книги. Особенно хочу отметить две монографии Владимира Андроновича Бурова. Первая, уже вышедшая, посвящена келейной застройке обители, вторая, которая скоро увидит свет, — отношениям монастыря с государством. Как и в своих прежних работах, автор вводит в научный оборот много новых археологических и исторических данных, проводит их скрупулезный анализ и на этой основе реконструирует жизненный уклад монастыря на протяжении столетий. Книги получились интересными и нужными, и не только узкому кругу историков. Думаю, это заметный вклад в историографию Церкви и монашества. Мы разработали концепцию музейных экспозиций внутри монастырских стен. Цель, к которой мы стремимся, — повысить содержательный и технический уровень музейных экспозиций и при этом органично включить их в быт обители. Найдена возможность расширить экспозиционные площади почти в два раза (свыше 1600 м). Концепция была представлена Святейшему Патриарху и министру культуры России и получила их одобрение. Надеемся вскоре порадовать гостей монастыря и музея новыми выставками в ризнице и соборных подклетах. Продолжилось путешествие нашей передвижной выставки о Соловках по разным городам России. Добраться до островов непросто, и поэтому Соловки своими святынями, образами, летописью и самим духом сами идут к людям на материке. Большой проект, определяющий будущее музея, — это строительство нового здания. Архитекторами предложены концептуальные модели музейного комплекса. Надеюсь, что в «совете многом» выработается правильное решение. — В последние время идет активное обсуждение «концепции Соловков». Предпринимаются попытки понять их место, значение и миссию в современной России. Какими бы хотели видеть Соловки в будущем лично Вы?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3051876...

16 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с министром культуры РФ Владимиром Мединским и представителями музейного сообщества. Как сообщается на сайте патриархии, во встрече принимали участие Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея (Москва), Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Светлана Мельникова, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь), Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва). Приветствуя собравшихся, Предстоятель Русской Церкви посетовал, что в обществе некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Патриарх. Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество». Кроме того, Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение — значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. Вот почему история искусств — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nikako...

5. Рукописи собрания протоирея Илии Васильевича Ливанского Обзор рукописного собрания, пожертвованного в Музей протоиреем И.В. Ливанским 24 ноября 1905 г. Орловск ому Церковному историко-археологическому Обществу было пожертвовано собрание рукописей в архивных документах о. протоиреем И.В. Ливанским, ныне почетным членом и председателем Общества. Всего в собрании свыше 80 названий рукописей и архивных связок, из которых в настоящем выпуске 46 номеров. Вот общий обзор этих рукописей. Рукописи по происхождению случайны: системы в их подборе не наблюдалось: в общем они могут служить показателем того, что появилось в последние 20 лет на орловском антикварном рынке. Древних рукописей есть: 1 ркп. Относится к 16 в., 2 к 17–18, остальные 18 и 19 в. Можно наметить условно 2 разряда рукописей: первый – общего литературно-исторического характера, второй – рукописи, связанной с местным православным краем. В первом разряде стоят рукописи, часто встречающихся в рукописных собраниях: книги богослужебные, жития святых и сборники из святоотеческой назидательной и учительной письменности, летописец св. Димитрия Ростовского , письмо английского пастора Маларда к Феофану Прокоповичу о разностях церквей Есть хороший список Апостола 16 в. 4-й редакции по обозначению проф. Г.А. Воскресенского. Есть отрывок рыцарской повести 18 в. о Максионе, свиток иерусалимский, сень Богородицы, приговор пчелиный. Встречаются несколько интересных песен 18 в. Так, одна касается любовных похождений Петра I в Немецкой слободе в Москве («Зверечек мой, зверечек») ркп. 32, другая ведет речь о взятии Перекопа о боярине Семене Романовиче. Интересно также шутливое пьяницкое послание в ркп. 30. Рукописи и акты местного происхождения имеют для нашего общества особенный интерес. Особенно много актов. Все они не ранее 18 в. и касаются преимущественно земельных сделок, купли, продажи земли и крепостных крестьян; есть наказы управляющих, показания, ревизские сказки, челобитные, росписи помещичьего хозяйства, тяжебные дела по орловскому округу, а также по уездам Курской, Смоленской, Тверской, Саратовской и других губерний. Для характеристики крепостного права в пределах нашего края здесь дается обильный материал. Но еще больше значения имеют эти акты для истории местного землевладения в 18 – нач. 20 в.; это их значение определится в будущем, когда дойдет дело до разработки местных архивных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73670.html 15 марта 2010 Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Источник:  Интерфакс-Религия Обращение представителей интеллигенции к президенту РФ в поддержку принятия закона о передаче религиозного имущества Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам по вопросу, разрешение которого давно назрело. Это наболевший вопрос о возвращении Русской православной церкви и другим религиозным организациям имущества, конфискованного у них в период советской власти, а также самих храмов, зачастую превращенных в музейные учреждения. 3 марта в газете " НГ-Религии " было опубликовано письмо к Святейшему Патриарху, под которым стоят подписи ряда руководителей ведущих музеев России, авторитетных ученых-искусствоведов и историков. Эти люди выражают опасения по поводу возможных последствий принятия законопроекта " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . По мнению авторов письма, Церковь не в состоянии обеспечить многим из этих памятников должную сохранность, а потому разумнее будет оставить их в ведении музейных учреждений. Мы также являемся работниками культуры и искусства, нам понятно беспокойство наших уважаемых коллег по поводу судьбы культурных ценностей, тем не менее, их точку зрения, выраженную в упомянутом письме, мы не разделяем. Прежде всего, по нашему убеждению, все то, что было когда-то изъято из храмов, должно быть отнесено к церковной собственности. Это означает восстановление исторической справедливости. Проблема же местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должна коллегиально решаться по каждому конкретному предмету, где ему сейчас лучше быть – в храме или музее – но в последнем случае (если речь идёт об установленном статусе церковной собственности на данный объект) музей будет нести ответственность не только перед государством, но и перед Церковью, доверившей музею временное или постоянное хранение предмета своей собственности.

http://religare.ru/2_73670_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9605.html 11 июня 2004 Андрей Зайцев Обзор СМИ: " Осторожно: религия " , " История религий в школах " , " Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения " Очередное судебное заседание по поводу выставки " Осторожно: религия! " оживило дискуссию о свободе творчества В печати с новой силой разгорелся спор между правозащитниками и представителями РПЦ по поводу выставки " Осторожно Религия " . В преддверии нового судебного заседания, которое состоится 15 июня, часть правозащитных организаций и деятелей искусства выступила в поддержку руководства музея имени А. Сахарова. Его сторонники, среди которых такие известные люди, как Лев Пономарев, Марат Гельман, Лев Левинсон считают, что данный конфликт представляет собой: " столкновение интересов церкви и искусства " . Как заявил Марат Гельман, агентству " Интерфакс " : " Борьба церкви и искусства происходила сто, двести, пятьсот лет назад. Всегда получалось так, что в текущий момент побеждала церковь, а в исторической перспективе – художник " . В свою очередь, Лев Пономарев полагает, что неудача правозащитников и проигрыш процесса руководством музея будут означать начало идеологических преследований: " Нам принципиально важно выиграть этот процесс. Если мы проиграем, то это станет прецедентом для дальнейшего преследования по идеологическим причинам в постсоветской России " . Наконец, Лев Левинсон считает, что у организаторов выставки " Осторожно: религия " есть " идеальные шансы " выиграть процесс в Страсбургском суде. Напомним, что позиция правозащитников и руководства музея основана на том, что художник имеет право использовать в своем творчестве религиозные символы и мотивы и свободно интерпретировать их по своему желанию. В свою очередь, частный музей может организовать выставку не ориентируясь на мнение Церкви или религиозные чувства людей. По мнению Марата Гельмана, споры между церковью и художниками не должны решаться в суде: " Эта идеологическая проблема должна решаться в виде спора, может быть со стаканами апельсинового сока друг другу в лицо, но уж точно не с помощью судов, тюрьмы, запугиваний " .

http://religare.ru/2_9605_1_21.html

XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Мейендорф, Введение; Болотов; Шмеман, Исторический путь; Quasten. 1. Александрия была вторым по величине городом Римской империи. Она была основана в 331 г. до Р.Х. Александром Македонским. Это был громадный космополитический город, столица Египта, житницы Рима. Александрия была центром блестящей интеллектуальной жизни. Можно сказать, что она была родиной эллинизма - культурного явления, возникшего в результате завоеваний Александра Македонского. Город, лежащий на стыке двух континентов, всегда характеризовался смешением множества цивилизаций. На него наложили свои отпечатки и древнеегипетское наследие, и ближневосточные общества, и греческая культура, и римская государственность. Все это дало начало новой цивилизации, впитавшей в себя самые разнородные элементы. В самом городе говорили по-гречески, в сельских местностях - на коптском языке, который произошел от древнеегипетского. При Птоломеях была открыта знаменитая школа-университет, названная Музеем (от греческого Мусион, храм муз - покровительниц наук и искусства), где преподавали все известные тогда науки. Музей и основанная при нем библиотека стали самым уважаемым во всем античном мире научным центром. Иудаизм также издавна существовал в Александрии. Впервые евреи пришли в Египет во времена Иосифа, и с тех пор там не прекращали существования иудейские общины. Конечно, иудеи селились в Египте и в более поздние времена. Вспомним, что в Александрии была создана Септуагинта и что именно там жил Филон Александрийский. Христианство, очевидно, пришло в Египет еще в первом веке, хотя у нас нет почти никаких сведений о нем до второй половины II в. Распространялось оно там чрезвычайно быстро: к IV в. почти все население Египта стало христианским. По всей видимости, происхождение египетской Церкви не было непосредственно связано с проповедью апостолов: предание о проповеди в Александрии апостола Марка впервые упоминается Климентом Александрийским. Конечно, египтяне хорошо помнили, что в их стране побывало Святое Семейство, и пункты его пребывания там стали центрами паломничества. Но на Востоке было достаточно много и более знаменитых святых мест.

http://sedmitza.ru/lib/text/434697/

     Десять лет назад на истфаке МГУ возродили кафедру истории Церкви. Удалось ли ей стать на факультете «своей»? Как менялось отношение студентов к новой дисциплине? Над какими вопросами сегодня бьётся церковно-историческая наука? На вопросы «ТД» ответил заведующий кафедрой профессор Вениамин Симонов, он же архимандрит Филипп. «Клерикализация» или «положение обязывает»? — Отец Филипп, в этом году кафедре истории Церкви исполнилось 10 лет. Как за прошедшее время изменилось отношение научного сообщества к этой дисциплине? — Научное сообщество — это слишком большая и аморфная категория, и я бы не стал утверждать, чтобы у него в целом могло бы быть определенное единое отношение к чему-то конкретному. Чтобы отношение сформировалось, необходимо иметь адекватное представление об объекте — на научном, а не на бытовом уровне. А каждый из нас осваивает, обычно, на таком уровне только свою отрасль знания. Даже среди историков степень личной вовлеченности в историко-церковную проблематику очень разная: нам пришлось в этом убедиться, когда мы собирали авторские коллективы для наших учебных изданий. Конечно, был, например, академик-математик Борис Викторович Раушенбах, который с позиций высшей математики не только решал проблемы искусствоведения, но и предложил доказательство Троичности Бога. Но это — редкие счастливые исключения. Что касается сообщества специалистов — оно весьма сплочённо, в том числе — вокруг известных научных историко-церковных центров, таких как Научный совет РАН «Роль религии в истории», исследовательские центры в академических институтах, в ведущих светских вузах, в Свято-Тихоновском университете, церковно-научный центр «Православная энциклопедия», в последние годы на личностном уровне сомкнувшийся с «Большой российской энциклопедией», наконец, наша факультетская археографическая лаборатория — ведущий отечественный археографический центр. Много ярких имен церковных историков связано с духовными школами — отцы Владислав Цыпин, Георгий Митрофанов, Макарий (Веретенников), Алексей Константинович Светозарский, Алексей Иванович Сидоров и другие. Есть определенные «заделы», которые, при надлежащем с ними обращении, могут стать реальными научными центрами — например, реализованный из идеи в реальность при содействии наших специалистов (прежде всего, трудами профессора Ирины Васильевны Поздеевой) Музей Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.

http://pravoslavie.ru/109011.html

Александро-Невский кафедральный собор Кургана ЖМП 12 декабрь 2021 /  8 декабря 2021 г. 15:00 Курган добра, тепла и счастья ВИНОГРАД, МОНАСТЫРСКИЙ СЫР И ДРУГИЕ «ВКУСНЫЕ» ДЕЛА ЗАУРАЛЬЯ В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для  Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами.  PDF-bepcuя. Александровские дни У возвышающегося над центром города Александро­-Невского кафедрального собора в этом году двойной юбилей. Помимо 800-летия со дня рождения святого благоверного князя, в декабре здесь готовятся отметить три десятка лет с момента возобновления богослужений в старинном храме — хронологически третьем по счету в исторической черте города. — Фактически построила его семья купца Дмитрия Смолина, который и стал первым старостой общины, — рассказывает прихожанка Александро-Невского собора историк Ольга Бабушкина. — Сам он до освящения в 1902 году не дожил, строительство завершали его сыновья, а по дореволюционной страховой ведомости семейство Смолиных потратило на все работы 30 тысяч руб­лей из 31 тысячи общей сметной стоимости. Богоборческий разгул не пощадил здание: весной 1930 года с церкви были сброшены кресты и колокола, а летом по кирпичику разобрали купол и колокольню. В обезглавленном храме в разное время располагались вещевой склад курганского 32-го лыжного полка, спортивный клуб и подразделение Высшей партийной сельскохозяйственной школы. После войны в алтаре открылся планетарий, а в остальных помещениях обосновался областной краеведческий музей. «Сорок лет он располагался здесь, — продолжает Бабушкина. — А в 1991 году, когда его вернули Церкви, многие горожане стали здешними прихожанами...»

http://e-vestnik.ru/church/kurgan_dobra_...

Алчевск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский собор Карта и ближайшие объекты Первая информация о времени появления Свято-Николаевского собора в городе появилась только в годы перестройки: в 1989 году в «Коллаже» известного городского краеведа и художника, в тот период научного сотрудника Перевальского исторического музея, Юрия Белова. В статье автор указал дату основания собора – 1795 год, ссылаясь на определенные источники. Насколько точна предполагаемая дата – на тот момент это было неважно, ведь исследования по истории возникновения города, церкви только начинались… Ю. Беловым был также подготовлен интересный материал и об одном из священнослужителей Николаевской церкви – П. Ивашенкове, который жил на Васильевке в конце XIX – начале ХХ вв. («Огни» от 05.10.1991 г.). В 1991 году научные сотрудники Алчевского исторического музея, работая в государственном архиве Днепропетровской области, нашли сведения, указывающие, что датой основания Николаевской церкви на Васильевке считается 1808 год. Архивная копия документа, заверенная печатью, была передана настоятелю Свято-Николаевского собора. В «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 г. указывалось, что: «…в с. Васильевке Николаевская церковь 2-престольная…каменная…устроенная в 1808 году…вблизи церкви усадьба священника, прихожан…» В середине 1990-х годов городской исторический музей получил документ из Российского государственного исторического архива, подтверждающий, что Николаевская церковь была основана в 1808 году. Этот документ называется «Страховая оценка строений, принадлежащих Николаевской церкви в с. Васильевка 3-го благочинного округа Славяносербского уезда Екатеринославской епархии за 1910 год». Из него стало известно следующее: «Николаевская церковь каменная, с деревянным куполом, крытая железом, окрашенная зеленой масляной краской… колокольня в 2 яруса до верха карниза… Ближайшая постройка к церкви с северной стороны – экономия Алексеевского горнопромышленного общества, а остальные стороны церкви окружает сад… построенная в 1808 году, а колокол и приделы в 1899 году…» Далее дается подробное описание жилых построек, амбаров, сараев и прочего. Таким образом, в начале XIX века это была небольшая однопрестольная церквушка.

http://sobory.ru/article/?object=10082

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010