Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 1 Обновленческий митрополит Александр Введенский В Московском городском историческом архиве в фонде московского ставропигиального Донского монастыря (Ф. 421) находится статья неустановленного автора «Историко-канонический разбор обновленчества». Вместе с письмом неустановленного лица об обновленчестве, начинающимся словами «Дорогой друг и брат», она попала в этот фонд согласно акту А-20 от 4 декабря 1931 годы из церкви Троицы в Вешняках в период, когда в Донском монастыре располагался Антирелигиозный музей искусств. Никакими сведениями о причинах поступления документов в музей архив не располагает, так как получил весь фонд в целом по акту передачи в 1935 году. Статья «Историко-канонический разбор обновленчества» представляет собой 29 листов текста, отпечатанного на портативной пишущей машинке через два интервала на одной стороне листа (копирочный экземпляр, синий; частично угасающий текст). По хронологии излагаемых событий документ датируется периодом между 7 апреля 1925 года, то есть датой преставления Святейшего Патриарха Тихона, и октябрем 1925 года, временем, на которое намечался второй обновленческий Собор. Письмо, начинающееся словами «Дорогой друг и брат», отпечатано на пишущей машинке с обычным шрифтом, через один интервал на двух листах с обеих сторон, содержится в деле в двух экземплярах. Порядок листов в деле не всегда соответствует содержанию документа. Письмо датируется периодом после августа 1923 года (создание обновленческого Синода). Поскольку несколько раз упомянутый в письме Святейший Патриарх Тихон ни разу не назван «покойным», а кончается письмо весьма оптимистическим признанием торжества Православия в Москве, условно можно предположить, что оно написано до кончины Патриарха, за которой последовали новые нестроения в Русской Православной Церкви. Однако абсолютно достоверной верхней хронологической границей является лишь 1/14 января 1927 года – дата смерти епископа Антонина (Грановского), который упоминается как активный деятель обновленческого раскола.

http://pravoslavie.ru/32634.html

Казанский собор ЖМП 9 сентябрь 2011 /  20 сентября 2011 г. Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры К 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.   Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

Красные Буйцы. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь была закрыта в 1930 г., был снесен купол и разрушена колокольня. Здание храма долгое время использовалось под магазин вплоть до 2006 г. Сейчас памятник разрушается, провалилась крыша, выбиты окна, разрушаются стены. Часть икон храма былли написаны известными художниками иконописцами 19-20 вв. Комаровским Владимиром Алексеевичем, Стелецким Дмитрием Семеновичем. Картины этих художников до сих пор украшают музей А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею, Тульский областной художественный музей. Художники часто гостили и работали в Буйцах, имении графа Олсуфьева Юрия Александровича. Сразу следует отметить, что со времени основания и до ХХ века название " Буйцы " делили два рядом стоявших села, разграниченные глубоким оврагом с протекающей внизу речкой Сури. Северная часть местности, где сейчас больница, носила название Красные Буйцы, а южная (Галевка, Богдановка, Сафоновка) называлась Никольские Буйцы. Оба села имели свои приходы и на всем протяжении своего существования принадлежали разным помещикам. Современные границы Краснобуйцы приобрели только при СССР в результате объединения этих двух сел. Церковь, о которой пойдет речь, находилась в исторических Красных Буйцах. Приход в Красных Буйцах образовался так давно, что точная дата его возникновения забылась много лет назад. Само село впервые упоминается в 1682 году - царским указом московскому дворянину, князю Якову Ефимовичу Мышецкому ( ? - 1700), присоединили к его существовавшему с 1663 года владению в Епифанском уезде новые земли, на которых стояли основанные к тому времени Буйцы. В XVIII веке уже точно известно о наличии храма: в селе действовала деревянная церковь архангела Михаила. Вероятно, она появилась в начале данного столетия, когда Буйцами владел зять Мышецкого, видный деятель петровской эпохи Кирилл Нарышкин (1670?-1723). От Кирилла Нарышкина село перешло его сыну Семену (1710-1775). Поскольку тот пережил своих детей, Буйцы достались племяннику Семена, князю Александру Михайловичу Голицыну (1723-1807). С него-то и начинается история сохранившейся каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06353

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Я видела его, его речам внимала…» Из стихотворения матушки Таисии об отце Иоанне Кронштадтском 1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка». За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей. Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий. Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАННА Д " АРК Миниатюра. Ок. 1430 г. (Национальный архив — Музей истории Франции. Paris. AE II 2490) Миниатюра. Ок. 1430 г. (Национальный архив — Музей истории Франции. Paris. AE II 2490) [франц. Jeanne d " Arc; также Орлеанская дева, франц. Pucelle d " Orléans] (6.01.1412 (?), дер. Домреми на границе Шампани и Лотарингии - 30.05.1431, Руан), св. католич. Церкви (пам. 30 мая), прославилась во время Столетней войны (1337-1453), национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922). Биография Ж. д " А. к наст. времени считается одной из наиболее полно и подробно изученных. О ее жизни и деяниях сохранилось много свидетельств, прежде всего материалы судебного (1431) и реабилитационного (1455-1456) процессов, а также письма, финансовые документы, исторические хроники. Однако следует с осторожностью относиться к большинству свидетельств о Ж. д " А., поскольку многие из тех, кто оставили свои «воспоминания» о католич. святой, никогда ее не видели, в результате в подобных рассказах мифологические сведения о ней порой вытесняют историческую реальность. На основании единственного свидетельства датой рождения Ж. д " А. принято считать 6 янв. 1412 г.: «Она увидела свет сей бренной жизни в ночь на Богоявление, когда все люди радостно славят деяния Христа» ( Quicherat. Vol. 5. P. 116). Известно, что Ж. д " А. происходила из семьи зажиточных крестьян Жака д " Арк (или Дарк) и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме. Однако на судебном процессе 1431 г. в Руане девушка затруднилась ответить, как именно ее зовут (в ее родной деревне девушкам было принято давать фамилию (прозвище) матери, а не отца). На вопрос о возрасте Ж. д " А. ответила, что ей «примерно 19 лет» (Procès de condamnation. Vol. 1. P. 41). Известно, что в семье Жака д " Арк росло 5 детей, у Ж. д " А. было 3 брата (Жакмен, Пьер и Жан) и рано умершая сестра Екатерина. Вероятно, все они с раннего детства помогали родителям по хозяйству.

http://pravenc.ru/text/182197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

поиск:   разделы   рассылка Людмила Папилова Тактика такта Источник:  Нескучный сад С начала 90-х годов не утихают дискуссии об охране и развитии Соловков. Спорят три главных хозяйственных субъекта: местная муниципальная власть, Соловецкий монастырь, Соловецкий государственный музей-заповедник. Соловецкий архипелаг включает в себя целый свод памятников, археологических, культурных, природных: уникальные природные комплексы, каменные лабиринты эпохи неолита, скиты, часовни и храмы монастыря, объекты времен ГУЛАГа. И все они нуждаются в охране. Но вот в охране от кого? Различные точки зрения находят свое отражение в открытых письмах. Недавно, по инициативе Московской киношколы в Интернете собирали подписи против проведения на островах учений МЧС, среди подписантов были, например, ректор ПСТГУ прот.Владимир Воробьев, артист Олег Янковский, правозащитник Валерий Абрамкин и др. И почти в это же время шел сбор подписей под другим письмом: " Открытое письмо Владимиру Путину против передачи Соловецкому монастырю всех памятников Соловков " – под ним подписались, например, замгендиректора " Норникеля " , известный византолог, директор Соловецкой средней школы... Пишет Путину и Общественная палата РФ – об опасности превращения духовно-исторического места в зону развлекательного туризма. А тем временем под стенами древнего монастыря, вблизи братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза, слеты бардовской песни, шумят спортивные регаты и палаточные лагеря, планируется строительство новых гостиничных комплексов – это Соловецкий музей-заповедник ежегодно организует культурно-просветительные акции. Соловки – место особое, святое для России. И жить здесь надо... ну если не свято – то хорошо, достойно надо жить. С этим все согласны. И вроде обе стороны пекутся исключительно о национальной святыне, но диалога почему-то не получается. Не вполне ясно, почему вообще обсуждается вопрос передачи Соловецкого монастыря Соловецкому же монастырю? Какие тут еще могут быть собственники? Отчего бы монастырю не принадлежать самому себе? Иначе просто экспроприация какая-то в демократическом-то государстве!..

http://religare.ru/2_58433.html

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010