Бахрушинская больница на Сокольничьем поле: дореволюционный снимок Память о православных меценатах Бахрушиных увековечена над их родовой усыпальницей Сегодня в 33-й Московской городской клинической больнице торжественно открыта мемориальная доска в честь братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных. Это поистине историческое событие. По злой иронии судьбы, до недавнего времени в нашей столице ничто не напоминало о великих благотворителях дореволюционной России, пожертвовавших на богоугодные цели совершенно немыслимые для тех лет деньги — в совокупности около 4 миллионов рублей. Миллионщики Нам фамилия Бахрушиных, конечно, знакома — но в основном благодаря представителям следующего поколения этой династии, двум Алексеям, двум двоюродным братьям — сыну Александра (основателю Театрального музея, удостоившегося от советской власти переименования в свою честь бывшей Лужниковской улицы) и сыну Петра (знаменитому коллекционеру и библиофилу, передавшему по духовному завещанию свою 30000-томную библиотеку в Исторический музей). Но ни музея Алексея Александровича, ни коллекции Алексея Петровича, ни многочисленных деяний их достойных потомков не было бы, если бы не Петр, Александр и Василий. В Москве этих людей уважительно называли миллионщиками и профессиональными благотворителями. Сколотив состояние на казенных заказах во время русско-турецкой войны 1877-1878г.г., эти предприниматели-кожевенники не забыли старого обычая: в конце каждого года десятую часть от прибыли направлять на благотворительность. Кожевенное производство росло и ширилось, доходы были все больше – а вместе с ними увеличивались и десятины. И в 1882г. братья предложили московскому городскому голове проект, не имевший аналогов по тем временам, да и сегодня кажущийся невероятным: целиком на деньги одного семейства построить полноценную городскую больницу. Уже 1887г. – ровно 125 лет назад – на Сокольничьем поле по проекту архитектора Бориса Фрейденберга возникла 200-коечная лечебница. При ее открытии братья Бахрушины придерживались семейного правила, проверенного временем: примерно половина спонсорского вклада шла на стройку, а остальное помещалось в банк, чтобы на проценты обеспечивать функционирование учреждения.

http://e-vestnik.ru/history/bahrushinska...

- В поселке Нижний Архыз три православных храма, которые сейчас находятся в ведении республиканского историко-археологического музея-заповедника. Из них действующим является только один – Ильинский, самый древний из храмов Московской Патриархии, которая арендует его у музея. Музейная вывеска гласит, что это храм десятого века, хотя по внешнему виду он выглядит гораздо древнее. Некоторые историки относят дату его строительства к шестому веку – временам императора Юстиниана Великого. Храм очень маленький, его здание самых простых форм, но чувствуется, что место очень благодатное, намоленное. В 2000 году в ущелье напротив Ильинского храма местный охотник обнаружил на скале, метрах в пятидесяти от земли, изображение Нерукотворного Лика Христа Спасителя, который получил название Архызский Лик. Исследователи относят время его появления к X веку, хотя есть версии о том, что изображение более позднего происхождения. Удивительно, но лик обращен прямо на Ильинский храм. Православные очень почитают образ, к нему совершаются паломничества. Рядом с Ильинским находится Георгиевский храм византийской архитектуры. Именно здесь, в начале Х века, когда Алания приняла христианство, находилась епископская кафедра. Акустика в нем - необычайная. Несколько лет назад он был отреставрирован, но постепенно начинает приходить в упадок. Третий храм в честь Живоначальной Троицы. Слава Богу, на нем начали восстанавливать кровлю, а стены там будут стоять еще тысячу лет. Перед революцией в 1889 году в храмах Нижнего Архыза был основан Александро - Афонский Зеленчукский мужской монастырь, в котором жили афонские монахи из Хилендарской и Свято-Пантелеимоновой обителей. Жили по афонскому уставу. Часть братии, избрав отшельничество, селилась в горах. Их келлии находят до сих пор. После революции все было разграблено. Отшельников перестреляли, на них просто охотились, как на диких зверей. Позже в зданиях монастыря устроили детский дом, потом турбазу, а сейчас действует музей. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан обратился к правительству республики, предлагая вернуть храмы Нижнего Архыза Церкви, но встретил резкое противодействие. Сейчас местные краеведы и историки собирают подписи под обращением к главе республики с требованием " не уступать национально-исторические ценности " , утверждая, что это нанесет археологии невосполнимый ущерб.

http://pravoslavie.ru/4564.html

В столице Республики Кипр начала работу международная конференция «Монашество и современный мир» 29 ноября 2019 г. 12:10 28 ноября 2019 года в Никосии начала работу международная конференция «Монашество и современный мир», для участия в которой на Кипр два дня назад прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви. Утром перед началом конференции члены делегации посетили Архиепископию Кипра. Гостей приветствовал епископ Месаорийский Григорий, викарий Блаженнейшего Архиепископа Кипра Хризостома II . Его Преосвященство пожелал плодотворной работы участникам форума, напомнив, что монашество является хребтом Православной Церкви. Владыка Григорий выразил надежду, что делегация сможет увидеть величие и красоту кипрского монашества. При этом архиерей отметил, что качество веры не связано ни с территориальными, ни с временными преимуществами. Епископ Григорий также сказал, что будет с нетерпением ждать опубликованных докладов, которые смогут прочесть те, кто не смог присутствовать на конференции. В Архиепископии Кипра делегация монашествующих посетила кафедральный собор апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Византийский музей при Фонде Архиепископа Макария III. Затем делегация Русской Православной Церкви отправилась на подворье святого Прокопия мужского ставропигиального монастыря Киккской иконы Божией Матери, где в течение двух дней будет проходить конференция. С приветствием к прибывшим на монашеский форум обратился митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, напомнивший, что именно монашество создало и взрастило богословие, гимнографию, иконопись, заложило основы литературы, искусств и образования. Владыка Никифор высоко оценил авторитетный состав участников конференции и ее программу, а также выразил надежду, что форум оправдает ожидания организаторов, которые стремились раскрыть значения монашества для современного мира. В заключение своего вступительного слова митрополит Никифор, в частности, сказал: «Будучи епископом Православной Церкви, я ощущаю глубокую необходимость выразить беспокойство по поводу болезненного кризиса, разразившегося в недрах нашей Православной Церкви по причине неканонического решения Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея признать раскольническую церковь Киева и даровать ей так называемую автокефалию вопреки единогласной канонической традиции и исторической церковной деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/5538950.ht...

Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь 15 июня 2011 г. " Образы православного Севастополя " : уникальная выставка ко Дню города-героя В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций. Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича. Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_pravo...

Владыка Павел: " Что это, как не бесовское сопротивление? " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Владыка Павел: " Что это, как не бесовское сопротивление? " Рязанский архиепископ прокомментировал протесты музейщиков против передачи Церкви православного храма Митрополит Павел (Пономарев)   Возвращение святынь   16.03.2009 593 Время на чтение 3 минуты " Это самозваная нигде не зарегистрированая непонятная организация, которая состоит из 10 душевнобольных человек. Они выступают категорически против любых попыток передачи Церкви ее имущества. Что тут скажешь? Это просто больные люди... " - заметил в интервью " Русской линии " архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) , комментируя возмущение Общественного комитета в защиту Рязанского Кремля передачей музейного помещения под православный храм. Как сообщает сайт " Наша Рязань " , в рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике закрылась экспозиция " Во славу Отечества " , в связи с чем Общественный комитет в защиту Кремля провел " торжественную траурную панихиду " , в ходе которой были " захоронены " : " музей гордость Рязани " , " светское государство " , " слава Отечества " , " вера в закон " и " конституционные права " . В пресс-службе комитета по этому поводу заявили: " Надругательство над отечественной историей стало свершившимся фактом, с чем мы и поздравляем инициаторов и участников рейдерской кампании начиная с Президента и премьера и заканчивая местными, рязанскими деятелями: замгубернатора Т.Панфилову, начальника областного комитета по культуре Е.Цареву, ее заместителя Г.Соколову, архиепископа Павла (Пономарева). То, что происходит в Рязанском Кремле нельзя трактовать иначе, как отказ от исторической памяти, кощунство и осквернение отечественной истории и культуры. Зал, в стенах которого воспитывались десятки тысяч рязанских школьников и студентов, прекратил свое существование.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/16/vl...

Воссоздание Десятинной церкви: «Дело сие угодно Богу» Монахиня Елена (Кругляк) о проекте музейного комплекса и храма в Киеве 28 июля, 2015 Монахиня Елена (Кругляк) о проекте музейного комплекса и храма в Киеве В тысячелетнюю годовщину успения святого равноапостольного князя Владимира мы говорим о духовном и историческом значении его детища – Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, о проекте возрождения этой святыни, о начале возрождения молитвенной жизни на Владимировом городище, о технических особенностях проекта, а также о том, чем отличается возрождение храма от реконструкции или реплики.  Могут ли находиться под одной крышей музей и храм? Наш собеседник – монахиня Елена (Кругляк), руководитель творческой мастерской Синодального отдела УПЦ по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры, главный архитектор проекта возрождения Десятинного храма и музеефикации его древних аутентичных остатков. Содержание статьи Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз. Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна. Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора. Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется. Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

http://pravmir.ru/vossozdanie-desyatinno...

«Герети была христианской со времен святой Нины» Интервью с иеромонахом Иоанном (Абасашвили): Город Кахи, кафедра Некресской и Геретской епархии Грузинской Православной Церкви, расположен на территории Азербайджана, в 90 километрах от границы с Грузией, в ущелье реки Курмухи. Согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба», область Герети была крещена святой Ниной, которой Мириан, царь Картли предоставил в сопровождение войско с эриставом. Святой грузинский царь Давид Строитель присоединил Кахети-Герети к Грузинскому Царству в XII веке. В начале укрепления Советской власти в Закавказье, то есть около 1920-22 годов, этот регион отошел к Азербайджану. Некресская часть епархии осталась на территории Грузии, а Геретская  оказалась в Азербайджане. Мы беседуем с настоятелем храма святого Георгия в Кахи — иеромонахом Иоанном (Абасашвили). - Отец Иоанн, Вы служите в необычайно древнем регионе Грузинской Православной Церкви… - Герети была христианской со времен святой Нины. Там действовали храмы, епископские кафедры. Сохранились многие летописные и исторические источники с описанием этих мест, например хроника 1310 года, рассказывающая о поездке епископа Кирилла (Донаури) по своей Гиш-Курмухской епархии, названной так по имени села Гиши, расположенного в девяноста километрах от Кахи по направлению к Баку, и ущелья Курмухи. В деревне Гиши, где раньше находилась епископская кафедра, около города Шеки (бывшего Нухи) в горах, сейчас отреставрирован на средства одного норвежского фонда храм V-VI века в честь Пресвятой Богородицы и обращен в музей. Реставрацию проводили азербайджанские специалисты и выполнили ее очень хорошо, хотя и не увенчали храм крестом. Удручает то, что захоронения в храме и при храме закрыты стеклом, и все кости обнажены для рассмотрения экскурсантами. Такого ни в одной религии нет! В этом храме, естественно, не может быть и речи о проведении регулярных богослужений — в городе Гиши сегодня нет ни только христиан, но даже и грузины не живут на расстоянии ближайших девяноста километров! Правда иногда мы приходим туда, приносим свечи, нас хорошо принимает директор «музея». Однажды мы с его разрешения отслужили молебен. Представляете, а раньше здесь была кафедра Гиш-Курмухского епископа Грузинской Православной Церкви! В Герети христианских храмов много, в основном древние, однако в азербайджанских буклетах для туристов, ни для одной церкви не указано посвящение. А там есть такие святыни, как, к примеру, монастырский комплекс святой Нины в Леките…

http://pravoslavie.ru/4567.html

Дедюхин (акватория Камского водохранилища). Собор Рождества Христова. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1732 и 1739. Год утраты:1954 (взорван) Адрес: Пермский край, г. Березники, Дедюхин (акватория Камского водохранилища) Координаты: 59.450019, 56.689421 Проезд:автобус 22 (Березники-Усолье) до моста через Каму Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Христорождественская деревянная. Построена b XVII в. Взамен её в 1732 г. заложен Христорождественский каменный собор. Построен в 1739 г. Сооружен на средства Пыскорского монастыря. Закрыт. Затоплен водами Камского водохранилища в 50-е гг. ХХ в. Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник». Построен на средства баронов Строгановых на главной площади города. Трёхпрестольный собор с храмами Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в трапезной части. Колокольня была увенчана шпилем с крестом и флюгером в виде ангела, имелся набор колоколов и пушка для праздничных фейерверков. Закрыт в 1929 г. Взорван в 1954 г. Сайт «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»  http://pstroganov.com/?memorial Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова. До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня - восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела. Собор трехпрестольный. Главный летний храм - в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне - в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви - во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».

http://sobory.ru/article/?object=37416

Дореволюционная почтовая карточка (из коллекции И.П. Воробьевой) ЖМП 1 январь 2022 /  3 января 2022 г. 14:00 Рождество в московских музеях ЮБИЛЕИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СИНОДАЛЬНОГО ХОРА И НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам.   PDF-bepcuя. Три века русской елки Московский государственный объединенный музей-заповедник. Проспект Андропова, 39. До 31 января. Собранная куратором выставочных проектов МГОМЗ Натальей Полонниковой в Малом зале Дворца царя Алексея Михайловича экспозиция из предметов 16 государственных коллекций по определению не могла получиться масштабной. Однако лаконичный стиль подачи побуждает размышлять не только о связанных с календарными перипетиями особенностях празднования Нового года в разные исторические эпохи, но и о взаимосвязи этого дня с Рождеством Христовым и о месте, которое один из главных атрибутов конца декабря — еловое дерево — занимало в массовом сознании наших предков. Широко известен момент, начиная с которого в российском гражданском обиходе высочайшим повелением вводилось новое летосчисление от Рождества Христова. Соответствующий указ, которым Петр I повелел также украшать дома, трактиры и улицы еловыми ветвями, увидел свет 20 декабря 1699 года. Но, оказывается, ему предшествовал подписанный самодержцем днем ранее «рабочий» документ: «О Новом годе внесть, где пристойно. Сего генваря перваго дни начать Новой год, праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1» (слева на полях пометка писца: «сделано»). Этот Указ — премьера публичного экспонирования: в Российском государственном архиве древних актов его подлинник обнаружили только что, как раз при подготовке этой выставки.

http://e-vestnik.ru/analytics/rozhdestvo...

еп. Митрофан (Поликарпов) В Воронеже музей существует очень недавно, но вопрос об учреждении его здесь имеет уже довольно длинную, более чем 60-тилетнюю историю. Мысль об учреждении в г. Воронеже музея возникла ещё в тридцатых годах настоящего столетия по следующему поводу. В 1832 году в Воронеже были открыты мощи Святителя Митрофана, и это событие невольно напомнило воронежцам о той эпохе, когда державный друг Святителя, Пётр I, устроил в Воронеже первые военные корабли. В это время (1832 г.) и явилась в Воронеже мысль увековечить память великих друзей, почему и было проектировано устроить Петру I величественный памятник в виде обелиска и поставить его на Острожном бугре в виду цейхгауза, почти единственно в Воронеже здания, сохранившегося от времён Петра Великого и Св. Митрофана. От Острожного бугра должен был идти широкою аллеею спуск к мосту, соединяющему город с тем островом, на котором находится цейхгауз. В самом цейхгаузе предполагалось устроить храм во имя Св. Митрофана, «поместив в оных хранящийся ныне в Павловском соборе иконостас бывшего Азовского собора и разные церковные утвари, сохранившиеся от времён Петра Великого в церквах города Воронежа», а ту комнату, которая по преданию служила рабочим кабинетом Петра, отделать во вкусе его времени и собрать в ней «из всех мест по губернии и вообще по России разные вещи, мебель и другие предметы, принадлежавшие лично Петру Великому», книги, относящиеся к его царствованию, и портреты самого Петра и его сподвижников. Проект о сооружении памятника Петру Великому и возобновлении цейхгауза в 1833 году был представлен тогдашним Воронежским губернатором Д. Н. Бегичевым 1 на Высочайшее благоусмотрение Императора Николая I, который и утвердил его 15 мая 1834 года 2 . Это было первою попыткою устроить в Воронеже нечто в роде музея, но только музея специально Петровского. Попытка эта сначала встретила общее к себе сочувствие, и не только в Воронеже, но даже вне его, у правительства и у частных лиц. Так напр. в Комитет по сооружению памятника Петру I по Высочайшему повелению были переданы министром военного департамента 127 гравюр времён Петровских, изображающих виды, портреты, архитектурные рисунки, планы кораблей, морские баталии того времени и пр.; начальником главного морского штаба Его Величества князем Меньшиковым доставлены «копии с обстоятельных реляций 3 . и планы полтавской баталии». Симбирским предводителем дворянства князем М. П. Баратаевым пожертвована «серебряная медаль на знаменитый мир со Швецией». Кроме того были принесены в дар музею и другие вещи, не сохранившиеся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010