Спор об Исаакии - современной судьбе Исаакиевского собора, который государство по закону возвращает Церкви в полнокровное пользование, лишая управления храмом великолепнейший музей, один из лучших по экономическим и культурным показателям, неожиданно всколыхнуло общество и подтолкнуло к дискуссии. Сегодня мы даем слово человеку Церкви и человеку музея - чтобы понять эту историю.   Наши главные спонсоры - " белые платочки " Епископ Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской Лавры: Надеюсь, никто от меня не ждет, что я скажу: передача Исаакиевского собора Церкви это неверное действие. Я присоединяюсь к голосам тех, кто говорит, что церковь должна быть Церковью. Другое дело, что формы передачи, ее " дорожные карты " могут быть разными. У меня есть своя головная боль на эту " тему " - Благовещенская церковь Лавры, в которой по-прежнему находится музей, и которая должна быть возвращена Лавре. Уж не говоря о церквях некрополей монастыря Лазаревской и Тихвинской, они тоже подлежат передаче. Крики " Церковь не сможет содержать исторические соборы! " - чепуха. Конечно, сможет. Сколько раз мы видели, что Церкви передавались руины, а она все восстанавливала и хорошо содержала. Храмы - памятники архитектуры у нас не разваливаются. Сравните вид Благовещенской церкви, остающейся музеем и содержащейся за госсчет, и состояние Александро-Невской Лавры, это сравнение в пользу Лавры. Мне часто говорят: в реставрации Лавры помогал Газпром и Алексей Миллер. Да, помогал, и мы ему благодарны, без этой помощи мы не успели бы сделать все фасадные работы к 300-летию Лавры. Но основные работы мы сделали на свои средства. Взять, к примеру, Свято-Троицкий собор Лавры - только при моем наместничестве у нас было три внутренних реставрации и два внешних ремонта. И главными спонсорами нашими были (и будут) все те же " белые платочки " - обычные прихожане. Не назову их бабушками, потому что сегодня средний возраст прихожан 40 лет. И это в том числе и состоятельные люди. В тех же реставрациях, что делаются за госсчет, почти всегда накручено три цены. Там, где на реставрацию одного объекта в Исакиевском соборе потратили с их же слов 48 миллионов, мы бы, полагаю, уложились вдвое меньше. Церковь - хороший хозяин - и три цены за одну работу не даст. А при госреставрации накрутка начинается с обмерных чертежей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Фото из архива ПСТГУ ЖМП 7 июль 2018 /  4 февраля 2019 г. 14:40 Протоиерей Владимир Воробьев: «Мы должны сохранить память о новомучениках для наших потомков» Музейная выставка новомучеников и исповедников Российских в Епархиальном доме в Лиховом переулке стала закономерным этапом увековечивания памяти пострадавших за Христа после открытия в Москве в 2012 году выставки «Преодоление». Об опыте создания этого музея, перспективах объединения церковно-музейного движения и практике сохранения памяти о новомучениках для будущих поколений ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал «Журналу Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. От выставки к музею — Ваше Высокопреподобие, как появилась идея создать музей памяти новомучеников и исповедников Российских?   — Наш университет с самого начала своего существования собирал материалы о новомучениках. В итоге это оформилось в базу данных «за Христа пострадавшие», которая на сегодняшний день включает в себя более 36 тыс. человек. Мы постепенно ее издаем. Пока вышло пять томов. В университете работает отдел новейшей истории Русской Православной Церкви. Его научной основой стал доставшийся нам архив историка Русской Православной Церкви в XX веке М. Е. Губонина, состоящий из 17 тыс. машинописных страниц и документов. Сегодня ПСТГУ — один из ведущих центров изучения истории Русской Церкви в XX веке. В 1998 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Комиссии по канонизации святых, пригласил меня принять участие в работе комиссии. Университет тоже включился в эту деятельность. Наши сотрудники участвовали в подготовке канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и воссоединения с Русской Православной Церковью Заграницей. Прославление новомучеников стало одним из главных моментов, способствовавших преодолению раскола между двумя ветвями Русской Православной Церкви.   За все это время у нас скопилось множество артефактов, документов, материалов из миссионерских поездок, и возникла идея создать свой исторический архив и музей. Первая выставка по истории новомучеников прошла в 2012 году. Это был год 20-летия университета, и совместно с Музеем современной истории России на Тверской мы организовали выставку «Преодоление». Она получилась очень интересной, было выставлено много подлинных документов, экспонатов. Потом мы сделали эту выставку интерактивной, ездили с ней в разные епархии и страны: в Италию, Австрию, США. Она и сегодня успешно путешест­вует по России. Экспозиция представляет собой фотовыставку, которую дополняет компьютерная версия. Фотографии развешиваются в зале, и по ним проводится виртуальная экскурсия.

http://e-vestnik.ru/society/protoierey_v...

ЧАСТЬ 2 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Валерий Ларичев, Беляков Александр Васильевич Флоренский Павел Васильевич Оргкомитет: Сошинский Сергей Анатольевич, Чавчавадзе Елена Николаевна, Цибизова Лилия Александровна, Авдиев Игорь Ярославович, Блинов Сергей Георгиевич, Евсеев Лев Аркадьевич, Любомудров Алексей Маркович, Московский Александр Викторович, Шевелев Владимир Юрьевич. Время работы: 27 и 28 января с 10 до 17 часов Место заседания: 27 января - Российский фонд культуры, Гоголевский бульвар, д.6. Проезд: м. Кропоткинская. 28 января - МГУ на Воробьевых горах, Второй гуманитарный корпус, аудитория П 6 Проезд: м. Университет, далее пешком или одна остановка в сторону Главного здания МГУ (ул.Лебедева) 27 января, четверг КОНФЕРЕНЦИЯ: НАУЧНЫЕ И БОГОСЛОВСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ И ЧУДЕСНЫХ ЗНАМЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московской Духовной Академии и ПСТБИ Византийские источники истории Туринской Плащаницы 2. Мееров Кирилл Александрович, зав. Отделом ОВГБД Исторического музея, Окуньков Владимир Сергеевич, Павлова Кира Николаевна, Государственный Исторический музей Научные методы исследования православных святынь 3. Лидов Алексей Михайлович, директор Научного Центра Восточной Христианской Культуры. Мандилион. История реликвии в свете новых источников 4. Шалина Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Русского музея Русский музей Византийская иконография «Христос во гробе» и ее возможный прототип 5. Владимир Владимирович Василик, бакалавр богословия, преподаватель Санкт Петербургской Духовной Академии Туринская Плащаница в свете новых источников 6. Желтов Михаил Сергеевич, преподаватель литургики ПСТБИ, секретарь кафедры Литургического богословия и литургики ПСТБИ Плащаница как литургический предмет 7. Полосин Валерий Вячеславович, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Мониторинг СМИ Архиепископ Павел: Люди должны входить в храмы Рязанского кремля, не платя при этом за вход 11.05.2006 01:23 Возвращение Русской православной церкви одной из ее святынь - древнего комплекса Рязанского кремля - сделает его еще более общедоступным для народа и не станет заслоном на пути исторических исследований и музейной работы. Об этом в интервью порталу " Интерфакс-Религия " заявил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. - Ваше Высокопреосвященство, как сегодня, на Ваш взгляд, развивается ситуация с передачей Рязанского кремля Русской православной церкви? - Конечно, необходимость передачи, а точнее - возвращения Русской православной церкви и Рязанской епархии храмов и святынь Рязанского кремля назрела давно. Мы сейчас строим справедливое демократическое общество, и мне хочется надеяться, что Россия будет оставаться демократической страной. Поскольку в такой стране действует верховенство закона, то в соответствии с законодательством Российской Федерации и для восстановления справедливости церковное имущество - а для нас оно не просто имущество, а святыня - должно быть возвращено Церкви. К сожалению, этот процесс возвращения Церкви ее святынь сейчас встретил не совсем положительную реакцию со стороны музея. Мне думается, что это нормально, хотя есть, конечно, и перегибы. Мы с благодарностью относимся ко всем работникам музея, которые сумели в тяжелые годы лихолетья сохранить храмы и другие святыни Рязанского кремля. Но с той же благодарностью мы надеемся и принять от них кремлевские храмы - не усугубляя ситуацию, не сея ненависть между людьми. Мы надеемся, что справедливое решение данной проблемы, предложенное главой государства, будет осуществлено в полном объеме. - Планирует ли епархия принимать участие в судьбе музея и его работников? Насколько будет возможным продолжение работы музея, проведение на его территории исторических исследований после возвращения Рязанского кремля Церкви? - Безусловно, двери Рязанского кремля будут всегда открыты для всех сотрудников музея, для всех тех, кто хочет заниматься исследованиями нашей истории. На территории комплекса, конечно, будет продолжаться традиция организации исторических и других экспозиционных материалов и выставок. Будут продолжать свою работу и археологический кабинет, и епархиальный музей. Мы будем делать все возможное, чтобы не нарушить его работу, а, напротив, всячески ей способствовать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 18-20 вв. монастырь относился к 1-му классу, настоятель был в сане архимандрита. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1924 г. Возобновлен в 1993 г. В 2000-2004 гг. капитально отреставрирован. На территории обители ныне расположен музей Нижегородской епархии, издается иллюстрированный исторический журнал " Нижегородская старина " . Число насельников: 22. Наместник: игумен Тихон (Затекин). Вознесенский Печерский монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Нижнем Новгороде, на правом берегу реки Волги. Основан святым Дионисием, архиепископом Суздальским (см. 26 июня), около 1330 года и назван Печерским потому, что здесь святой Дионисий подвизался в пещере. Первоначально монастырь был устроен на уступе горы на 1 версту ниже настоящего места, но в 1597 году гора, на которой стоял монастырь, подмытая речною водою, осыпалась, и все здания монастыря обрушились в реку. После случившегося несчастья монастырь перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя Вознесения построен в 1631 году и окружен с 3 сторон открытой галереей; по правильности плана и фасада он считается образцом русской архитектуры XVII века. В Успенской церкви находится чудотворный образ Печерской Божией Матери, принесенный из Киева святым Дионисием. В монастырской ризнице хранятся: плащаница, шитая золотом 1673 года («строения Строгановых»), ризы, оплечья и прочие священные предметы XVI-XVII веков. Замечательна также библиотека: в ней находится семь синодиков, писанных между 1552-1657 годами, и вкладные книги 1691 года — драгоценнейший исторический материал не только для монастыря, но и для всего Нижегородского края; кроме того, здесь можно видеть большое количество рукописных сборников и очень редких старопечатных книг. В день Вознесения совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города. При монастыре «Свято-Владимирская» школа, библиотека — читальня и книжный склад. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» До 1890 года западный парадный въезд в монастырь со стороны города осуществлялся через арочные ворота, под двускатной кровлей. При настоятеле обители Преосвященном Агафодоре (Преображенском), епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии, по проекту архитектора Л.В. Даля были выстроены новые ворота: «При въезде в монастырь (от слободы Кошелевка), сооружены вновь каменные ворота, вершенные пятью небольшими главами. Ворота сложены под стать монастырских зданий и придают вид монастырю с горы от Нижнего Новгорода».

http://sobory.ru/article/?object=00896

В Москве пройдет выставка «Литургия верных» художника Владимира Киреева 28 октября, 2019. Новостная служба В детстве он примерил шлем древнерусского воина. Став художником — пишет картины на исторические темы 28 октября. ПРАВМИР. «Литургия верных» — так называется выставка художника Владимира Киреева, которая откроется 1 ноября в Музее Победы на Поклонной горе. Почему прошлое так близко По словам Владимира Киреева, главная идея выставки – показать зрителям силу и высоту духа русских людей в разные эпохи, во времена войн и мирной жизни. - Для меня важно, - говорит художник, - чтобы зрители почувствовали себя причастными к нашей великой истории, к нашим предкам, которые созидали наше Отечество из века в век. Первая работа в этом цикле – «Князь Святослав». Его образ мне близок с самого детства, помню, как рассказывал про него отец, а потом я сам стал читать исторические книги. На этой же выставке —  портрет нашего современника Александра Прохоренко, героя России, который исполняя воинский долг, погиб в Сирии. Для Владимира история страны мыслится как единое целое, она не делится на отдаленные времена глубокой старины и на то, что было совсем недавно. — На афише выставки – картина  «Богатырское поле», на ней – изображение храма в кольчуге.  Кольчуга для меня — это особый символ, соединение каждого из нас, все мы — звенья одной кольчуги, мы, ныне живущие, и  те, и кто уже ушли в Вечность. Каждый на своем посту: кто-то воин, кто-то пахарь, кто-то врач. У каждого свое место в созидании нашего Отечества. Наша задача в том, чтобы, помня об этом, чувствовать сопричастность к нашей великой истории и ответственность за свою страну, чем бы мы не занимались. Художник Владимир Киреев Фото: http://vk.com/russian_painter Историей Владимир интересовался с детства. Много читал, слушал рассказы отца, смотрел фильмы. — Однажды с отцом мы пошли в Калужский краеведческий музей, — вспоминает Владимир, — там работала папина знакомая, которая предложила: «А хотите я вам шлем древнерусский покажу?» И с этими словами вытащила  древний, со ржавчиной шлем из шкафа и надела мне на голову. Можно представить себе, что почувствовал в этот момент мальчишка-дошкольник! То, о чем мы читали в книжках – про далекое, легендарное, про сечи, про мужественных защитников вдруг стало таким близким-близким. Я прикасался к шлему человека,  который положил жизнь свою за то, чтобы наш народ остался существовать, чтобы через века родился, в том числе, и я. Теперь я воспринимаю это как некий момент посвящения.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-vysta...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы открываем для Петербурга имя благоверного Великого Князя Михаила Александровича» В Северной столице состоялась Первая Санкт-Петербургская научно-историческая конференция, посвященная памяти брата Царя-мученика 19.05.2010 811 Время на чтение 9 минут Сегодня, 19 мая, в Северной столице состоялась Первая Санкт-Петербургская научно-историческая конференция, посвященная памяти Великого Князя Михаила Александровича , сообщает наш корреспондент. Конференция прошла во Дворце Михаила Александровича на Английской набережной, д. 54, где в настоящее время расположен Дом культуры Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ). Конференция проведена в рамках программы, посвященной празднованию 400-летия Дома Романовых . Инициаторами и учредителями Оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий выступили Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Мемориальный Музей-квартира св. Иоанна Кронштадтского. В него вошли преподаватели СПбГУ, музейные работники, писатели, журналисты, духовенство, представлявшие Петербург, Москву , Пермь, Брянск. Сопредседателями были избраны протоиерей Геннадий Беловолов и главный редактор РНЛ Анатолий Степанов. Перед открытием конференции была отслужена панихида памяти Великого Князя Михаила Александровича, которую возглавил настоятель Свято-Серафимовской церкви в Санкт-Петербурге протоиерей Николай Коньков в сослужении настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова. По завершении богослужения отец Геннадий подчеркнул, что прошедшая служба стала первой панихидой по Великому Князю, совершенной в его Дворце. Затем были зачитаны приветствия участникам и гостям конференции. В приветственном слове главы Российского Императорского Дома княгини Марии Владимировны выражена надежда на то, что «участники конференции объективно и доброжелательно рассмотрят обстоятельства жизни Великого Князя, не закрывая глаза на его ошибки и слабости, но также воздавая должное его христианскому смирению, великой силе его любви к Отечеству и ближним, мужеству и самоотверженности в страшный смертный час». «Ваша работа станет важным вкладом в духовную и историческую оценку личности Великого Князя Михаила Александровича и, в целом, всего служения Российского Императорского Дома», - говорится в послании княгини Марии Владимировны.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/19/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это исторический день» В Санкт-Петербурге на территории Артиллерийского музея состоялось открытие и освящение памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову 20.11.2013 709 Время на чтение 5 минут Вчера, 19 ноября, в день ракетных войск и артиллерии, в Санкт-Петербурге на территории Артиллерийского музея состоялось торжественное открытие и освящение памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову, сообщает наш корреспондент, присутствовавший на мероприятии. Освящение совершили настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов и наместник Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни игумен Герасим (Буняев) . После того, как с памятника было сдернуто покрывало, директор Артиллерийского музея Валерий Крылов рассказал об истории создания монумента. «Из всех вариантов мест установки наилучшим был признан Артиллерийский музей, поскольку без малого 50 лет Великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем музея и внес значительный вклад в его становление и пополнение коллекции музея. В музее хранятся подлинные вещи Михаила Николаевича, в том числе его рабочий стол, предметы, одежда, личное оружие, часть из них стали экспонатами выставки, которую мы в свое время открывали к 180-летию со дня рождения Великого князя», - сообщил он. «Особую значимость сегодняшнему событию придал и тот факт, что этот монумент стал первым скульптурным сооружением во славу Великих князей, установленным в новейшей истории России в Петербурге», - сказал Валерий Крылов. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игорь Коровин поздравил присутствующих с открытием памятника. Начальник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева генерал-лейтенант Владимир Ивановский отметил, что «благодаря усилиям сотрудников музея, Русской Православной Церкви мы присутствуем на историческом знаменательном событии - открытии памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову, который всю свою сознательную жизнь посвятил служению нашему Отечеству».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/20/et...

монах Ераст (Вытропский) I. Исторические сведения о пустыни до XVII в. Местность Козельская Введенская Оптина пустынь находится в Калужской губернии, на правом лесном берегу сплавной реки Жиздры, на полугоре, в 3-х верстах от города Козельска и в 1 1 / 2 в. от деревни Стениной, расположенных на левом нагорном берегу той же реки (впадающей в р. Оку близ г. Перемышля). Весь правый берег реки Жиздры на нисколько десятков верст, вверх и вниз по течению, покрыт сплошным лесом, произрастающим на песчаной почве, неудобной для пашни 1 . Эта лесная площадь с трех сторон защищает пустынь от соседства с селениями; с четвертой же стороны пустынь защищена рекой Жиздрой, чрез которую существует одна только переправа на пароме, содержимом пустынью против самого монастыря. Местность против монастыря должно отнести к числу обиталищ человека доисторических времен, в так называемую каменную эпоху. На это указывают найденные в 1899 году в овраге, близ деревни Стениной, раздробленные кости животных и кости мамонта, вместе с угольями и двумя поделками из кремня и кости. Вещи эти хранятся в Калужском музей 2 . В исторические времена, при передвижении славянских племен с Юга, от отрогов Карпатских гор и Дуная, племя Вятичей, двигаясь от Днепра на север, заселило верховья рек Десны и Оки. В Ипатьевской летописи город Козельск упоминается в первый раз под 1146 годом (ранее г. Москвы). Большая часть поселения Вятичей (Мценск, Брянск, Козельск) во времена пр. Феодосия Печерского оставалась еще в язычестве, пока не явился к ним, во-второй половине XI века, пр. Кукша, проповедавший им Св. Евангел и е и приявший от них мученическую смерть в Мценске (в 1215 г. 3 ). Первым удельным князем Козельским, упоминаемым в летописях, был сын Святослава Всеволодовича-Северского – Мстислав, убитый в сражении против татар на р. Калке в 1224 году. Ко времени татарского нашествия новопросвещенные православною верою Козельчане, как видно из истории, выставившие значительное ополчение в битву при р. Калке, составляли еще настолько многочисленное население, отличавшееся единодушием и преданностью своему Князю, что преимущественно пред всеми городами Русской земли оказали в 1238 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы из будущего «Церковь — это вчерашний день. Жизнь давно ушла далеко вперед. Православное христианство с его традициями и ритуалами, запретами и канонами не хочет и не может идти в ногу со временем»… 14 июня, 2010 «Церковь — это вчерашний день. Жизнь давно ушла далеко вперед. Православное христианство с его традициями и ритуалами, запретами и канонами не хочет и не может идти в ногу со временем»… «Церковь — это вчерашний день. Жизнь давно ушла далеко вперед. Православное христианство с его традициями и ритуалами, запретами и канонами не хочет и не может идти в ногу со временем»… Так или примерно так рассуждает сегодня, увы, немало людей. Вывод, который следует из подобных оценок, однозначен: нам не нужна Церковь, которая насильно тянет в прошлое. Мы хотим жить полной жизнью «здесь и сейчас», без ограничений и стеснения свободы. Конечно, мало кто из православных согласится с такими оценками. Здесь действительно есть о чем поговорить. И о церковной истории, и о традиции, и о значении слова Предание. В общем, мы не боимся подобной дискуссии, мы готовы к ней, наша позиция сильна и обоснованна. Как говорится, броня крепка и танки наши быстры… Но я сейчас хотел бы сказать несколько слов на другую тему. Точнее, затронуть всего один, но очень важный ее аспект, который нередко проходит мимо нашего внимания. И тех, кто критикует Церковь, и тех, кто пытается ее защищать в подобных дискуссиях. Потому что нередко, стараясь что-то противопоставить такому взгляду на нашу веру и Церковь, мы сами — вольно или невольно, прямо или косвенно — создаем почву для подобной позиции, как бы поддерживаем ее. Почему так происходит? Мы много (и правильно!) говорим о церковной традиции, об уникальности апостольского преемства — прямого наследования нашим духовенством благодатных даров ближайших учеников Христа, Апостолов, которые получили их от Самого Господа; о богатой православной культуре и ее историческом значении для становления и развития русской культуры как таковой… Однако нередко в этих разговорах, спорах, докладах и семинарах мы упускаем самое главное: Церковь и христианство — не о прошлом, но о будущем. Если хотите, и в культурно-историческом, и в личностном плане. Церковь — не музей и не заповедник, потому что музеи открывают после смерти, а Церковь жива.

http://pravmir.ru/my-iz-budushhego/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010