Господь Вседержитель со святыми бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими. Конец XVIII - начало XIX вв. Русский Север, музей им. Андрея Рублева. ЖМП 5 май 2022 /  24 мая 2022 г. 14:00 Пасха в российских музеях СВЯТОСТЬ ВРАЧЕЙ, КРЫМ РОМАНОВЫХ И ЛЮБИМАЯ ИКОНА КОЛЧАКА Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне.  PDF-bepcuя. Святые врачеватели на иконах Образы целителей в восточнохристианском искусстве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) . Москва, Андроньевская пл., 10. До 29 мая. Иконографические образы святых целителей у верующих пользуются особой любовью и почитанием, пожалуй, столько же, сколько существуют сами иконы. Это неудивительно. Случаями исцелений по вере пронизаны тексты священных писаний и Ветхого, и Нового Заветов. Исцелял страждущих во время земного пути и Сам Спаситель. В центре же экспозиции, сформированной заведующим отделом хранения ЦМиАР кандидатом искусствоведения Надеждой Герасименко из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Сергиево-­Посадского музея-заповедника, церковных и частных собраний, — образы святых врачей, лечивших пациентов во время своей земной жизни и прославившихся многочисленными чудесами посмертных исцелений. Кстати, для всех медработников в знак признательности за самоотверженный труд в условиях пандемии организован свободный вход на выставку. — По степени народной любви среди этой группы святых на Руси вне конкуренции были семь угодников Божиих, — поясняет Надежда Викторовна.

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон Валаам и Афон: духовные связи 27 ноября, 2014 Валаам и Афон: духовные связи Россия и Греция связаны общей историей, культурой и религией. Фотографии, представленные на выставке “Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон” из двух центров культуры и Православия: Валаамского монастыря и Святой Горы, являют собой историческое свидетельство духовной жизни, распространения Христианства и монашества в этих двух странах, а также того, каким образом живая духовная традиция сохраняется и передается из поколения в поколение. Свой вклад в подготовку и проведение выставки внесли следующие организации: Министерство Культуры Российской Федерации, Мультимедия Арт Музей Москвы, Московский дом фотографии, Греко-американский союз, Греко-американский университет/колледж, Музей фотографии Салоник, Российская национальная библиотека и московский издательский дом “Индрик”. Выставка проводится в рамках фестиваля “Дни русской культуры в Греции” и продлится до 29 ноября 2014 года в галерее Хадзикириакос-Гикас Греко-американского Союза. Основу выставки составляют фотографии из двух альбомов: “Виды Валаамского монастыря” 1887 года из коллекции Российской национальной библиотеки и альбома “Монастыри и скиты Святой Горы” 1881 года, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу Романову. Материалы этого альбома подготовлены издательством “Идрик”, создавшим соответствующее издание. Мнения историков относительно даты основания Валаамского монастыря разнятся. Некоторые связывают ее со временем Крещения Руси, в то время как другие относят к более позднему периоду. В годы своего расцвета (XV-XVI вв.) Валаам являлся центром и эталоном монашества для всего севера, наравне с Киево-Печерской Лаврой юго-западной части России и Троице-Сергиевой Лаврой Центральной России. После разрушения монастыря в 1611 году он пустовал почти сто лет до 1715 года, когда вышел указ Петра Великого о его восстановлении. Так началось возрождение Валаамского монастыря: были построены храмы, часовня, скиты, помещения для приема паломников. Монастырь принимал всех нуждающихся, давая им пищу, кров, материальную и медицинскую помощь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-svyazi-rossi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь к родному пепелищу? Как чиновники загубили усадьбу Абрама Ганнибала в Кобрино, где был зачат великий русский поэт А.С.Пушкин 27.08.2018 909 Время на чтение 7 минут 19-го июня 2014 года мы - краеведы и представители общественности - ездили на экскурсию по пушкинс ким местам Ленинг радской области и были возмущены ужасным состоянием старинной усадьбы в селе Кобрино, напрямую связанной с Гением русского слова - Александром Сергеевичем Пушкиным. Немного истории. Эта земля когда-то, в 60-х гг. 18 века была приобретена легендарным «арапом Петра Великого» Абрамом Петровичем Ганнибалом. От брака его сына Осипа Абрамовича с Марией Алексеевной Пушкиной в этом доме рождается их дочь Надежда, мать будущего поэта. Позднее здесь она поселилась со своим мужем, Сергеем Львовичем, наконец, здесь же, в этом доме, представляющем сейчас практически руины, был зачат Александр Сергеевич, здесь же его старшую сестрицу пестовала Арина Родионовна, самая известная российская няня. Слава Богу, благодаря усилиям энтузиастов и материальной помощи известного писателя-сатирика Михаила Задорнова недалеко от Кобрина, в пос. Суйда несколько лет назад был поставлен трогательный памятник Арине Родионовне. Суйда также принадлежала к владениям Ганнибала. В 1796-98гг. в усадьбе «Суйда» проживали родные А.С.Пушкина: отец, мать, сестра Ольга и няня Арина Родионовна. А во второй пол. 18 века в усадьбе жил русский инженер и государственный деятель, прадед А.С.Пушкина Абрам Петрович Ганнибал и его сын Иван, герой Чесмы, основатель г. Херсона. Здесь часто гостил великий русский полководец А.В.Суворов. Сейчас в доме Ганнибала в Суйде находится небольшой музей, занимающий всего три комнаты в этом историческом доме. Остальные помещения принадлежат местному совхозу. И музей у него АРЕНДУЕТ эти три комнаты!! Ситуация, на наш взгляд, ненормальная! В Китае местом рождения человека считается место его зачатия. Жаль, что у нас дело обстоит иначе, ведь будь так - может, усадьбу Кобрино ждала бы более счастливая участь! Может быть, тогда не только в Михайловское и Болдино, но и сюда, в Кобрино, приезжали бы тысячи и тысячи почитателей великого поэта, может быть тогда и у Кобрино нашёлся бы свой добрый хозяин, свой Гейченко... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения!..

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/27/ly...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мечеть в Святой Софии стала символом пост-секулярного мира 13.07.2020 505 Время на чтение 4 минуты Источник: деловая газета ВЗГЛЯД То, что было храмом, затем мечетью – становилось музеем. Торжеством науки, культуры и искусства. Эры знания – и знания, дарующего силу. Все это теперь – не то, чтобы пустые слова, но слова, явно не имеющие былой убедительности. Чтобы в первом приближении представить себе турецкий контекст споров вокруг Святой Софии – отечественному читателю можно вспомнить, например, следующие российские сюжеты: – споры вокруг передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви; – аналогичные споры вокруг передачи «Троицы Ветхозаветной» Рублева из Третьяковки в Троице-Сергиеву лавру, для храма которой она была первоначально написана и где пребывала вплоть до первых революционных лет; – и (конец которым не предвидится) споры о выносе тела Ленина из Мавзолея. Понятно, что каждая из этих историй сама по себе весьма далека от ситуации вокруг Святой Софии – сколь бы мы ни ценили Исаакий Монферрана, никто не сможет всерьез сказать, что его художественная или историческая ценность сопоставима с ценностью константинопольской базилики. «Троица» Рублева для кого-то в первую очередь – икона, объект, на который молятся, для других – произведение искусства, объект эстетического наслаждения, для третьих – и то и другое одновременно. Айя-София, как музей – это прежде всего о высоком модерне. О светском государстве и универсальных ценностях, о вхождении в «общечеловеческую цивилизацию». О пафосе человеческого познания и исторического наследия. О пафосе культуры и культурных иерархий – разграничение высокого и низкого. О том, кстати, что музей – это место приобщения к этой культуре. Пример с музеем очень показателен – ведь это время больших музейных институций, проникнутых духом просвещения: посетитель должен тянуться, усваивать, учиться – а вот про развлечения и привлекательность, про дружелюбность музейных пространств и прочее – это совершенно необязательная деталь. Музейные смотрительницы –уходящий типаж «пыльных старушек», взволнованно следящих за посетителями и настаивающих на благоговении как надлежащем поведении посетителя, который ничтожный зритель великого – они могут раздражать, да и раздражают очень сильно, но ведь они именно часть того, уже во многом ушедшем под воду, мира.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/13/mechet...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей стояния за веру 07.02.2020 770 Время на чтение 5 минут Источник: Православие и современность 9 февраля Русская Православная Церковь празднует память всех новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа в годы гонений на веру в XX веке. В этот же день совершается поминовение усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В Саратовской епархии ведется большая научная и просветительская работа по увековечиванию памяти святых новомучеников. Трудами Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия и членов православно-исторического общества «Возрождение» были собраны необходимые свидетельства для канонизации многих мучеников и исповедников, пострадавших за веру на Саратовской земле. Ныне они входят в Собор Саратовских святых. Информация об их подвиге доступна благодаря многочисленным публикациям в епархиальной периодике. Трудами прихода храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саратова создана интерактивная карта гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке на территории современной Саратовской митрополии. Однако вопрос о том, как донести информацию об эпохе гонений до большого числа людей и сделать ее подачу интересной для широкой общественности, все еще остается актуальным. Эту тему обсудили на одной из конференций участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый. Презентация проекта состоялась 28 января в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в рамках секционного заседания конференции «Прославление и почитание святых», посвященного увековечиванию памяти новомучеников ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/muzei_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет? 24.11.2022 593 Время на чтение 8 минут Источник: Новые Известия В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил. ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ 15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках. В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви. Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись». Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора. В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили. Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы. РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА? Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Про памятники и арт-объекты В Белгородской области прошли литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле» 24.05.2023 627 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора В Белгородской области 18-20 мая 2023 прошли литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Они проводятся с 1999 года и организованы в ознаменование памяти подвига советского народа в героическом танковом сражении под Прохоровкой. Центральным событием фестиваля является церемония награждения поэтов и прозаиков – лауреатов всероссийской литературной премии «Прохоровское поле», которая присуждается за высокохудожественное раскрытие патриотической темы. Первым лауреатом премии стал поэт-фронтовик Михаил Федорович Борисов, Герой Советского Союза, совершивший свой подвиг в знаменитом таковом сражении под Прохоровкой 11 июля 1943 года, когда 19-летним юношей он лично подбил семь танков врага. Михаил Фёдорович ушёл из жизни в 2010-ом, но в моей памяти навсегда встречи с ним, в том числе и в Прохоровке, куда я приезжала с писательской делегацией ещё в далёких 2006-2007 годах. С тех пор здесь многое изменилось: государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» теперь включает музеи «Третье ратное поле России», «Битва за оружие Победы», «Музей бронетанковой техники», «Памятник Победы «Звонница», а также публичную библиотеку имени основателя фестиваля Н.И. Рыжкова и большой гостиничный комплекс. Признаюсь, мне, как внучке погибшего на Курской дуге пехотинца Василия Дмитриевича Пичугина, отрадно смотреть на величественные памятники, запечатлевшие исторические личности и главные моменты сражения, на огромные современные здания. На библиотеку, открытую при храме святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, в ознаменование 50-летия Великой Победы в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её фонд комплектуется за счёт подаренных книг и сейчас насчитывает более 76 000 единиц хранения, полученных от благотворителей, издательств, организаций и, конечно же, писателей. В этот раз, по сложившейся традиции, наша делегация не осталась в стороне   библиотечные полки пополнили новые сборники современной поэзии, прозы и публицистики, изданные в разных регионах страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/24/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спор об Исаакии Два взгляда на жизнь знакового для России храма 30.01.2017 854 Время на чтение 16 минут Исаакиевский собор: интересы верующих и туристов не должны пострадать. Фото: РИА Новости Спор об Исаакии - современной судьбе Исаакиевского собора, который государство по закону возвращает Церкви в полнокровное пользование, лишая управления храмом великолепнейший музей, один из лучших по экономическим и культурным показателям, неожиданно всколыхнуло общество и подтолкнуло к дискуссии. Сегодня мы даем слово человеку Церкви и человеку музея - чтобы понять эту историю. Наши главные спонсоры - " белые платочки " Епископ Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской Лавры: Надеюсь, никто от меня не ждет, что я скажу: передача Исаакиевского собора Церкви это неверное действие. Я присоединяюсь к голосам тех, кто говорит, что церковь должна быть Церковью. Другое дело, что формы передачи, ее " дорожные карты " могут быть разными. У меня есть своя головная боль на эту " тему " - Благовещенская церковь Лавры, в которой по-прежнему находится музей, и которая должна быть возвращена Лавре. Уж не говоря о церквях некрополей монастыря Лазаревской и Тихвинской, они тоже подлежат передаче. Крики " Церковь не сможет содержать исторические соборы! " - чепуха. Конечно, сможет. Сколько раз мы видели, что Церкви передавались руины, а она все восстанавливала и хорошо содержала. Храмы - памятники архитектуры у нас не разваливаются. Сравните вид Благовещенской церкви, остающейся музеем и содержащейся за госсчет, и состояние Александро-Невской Лавры, это сравнение в пользу Лавры. Мне часто говорят: в реставрации Лавры помогал Газпром и Алексей Миллер. Да, помогал, и мы ему благодарны, без этой помощи мы не успели бы сделать все фасадные работы к 300-летию Лавры. Но основные работы мы сделали на свои средства. Взять, к примеру, Свято-Троицкий собор Лавры - только при моем наместничестве у нас было три внутренних реставрации и два внешних ремонта. И главными спонсорами нашими были (и будут) все те же " белые платочки " - обычные прихожане. Не назову их бабушками, потому что сегодня средний возраст прихожан 40 лет. И это в том числе и состоятельные люди. Родственники Александра Суворова не понимают, почему его захоронили в церкви, а лежит он в музее

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть В Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль 10.06.2022 639 Время на чтение 4 минуты 14-15 июня в Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль, сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. Учредители и организаторы: Администрация ТУ Кронштадта, Кронштадтский молодежный совет, Кронштадтский дворец молодежи, Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского. В рамках Фестиваля состоятся Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Программа Фестиваля: 14 июня 10.00 – 12.00 Божественная Литургия. Никольский Морской собор. Храм святителя Спиридона Тримифунтского. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, 29  15.00 – 18.00 Открытие Иоанновского фестиваля. Праздничный концерт победителей творческих конкурсов. Выставки. Мастер-классы. Миниярмарка. Участвуют актеры: заслуженная артискта РФ Мария Лаврова, авторы-исполнители: протоиерей Сергий Мищенко, диакон Сергий Учанейшвили, клирик  храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице г.Санкт-Петербурга, Антон Галицкий, Марина Кокина, поэт Борис Громов, писатель Валерий Колодяжный . Кроншатдт. Мемориальный садик Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Угол ул.Посадской и ул.Андреевской. 15 июня 10.30 – 14.30 Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Культурно-историческая конфренция памяти св.Иоанна Кронштадтского. (Программа прилагается отдельным файлом) Кронштадт. Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского, ул.Посадская, 21 15.00 Премьерный показ документально-анимационного фильма «Живые мемории. 2 сезон» (воспоминания об Иоанне Кронштадтском и его современниках). Встреча с авторской  группой из Москвы . Программа Чтений: 15 июня 2022 года 10:30 Приветственное слово участникам чтений от администрации Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга Протоиерей Александр Зелененко, священник храма Спаса Нерукотворно в Парголово «Жить – Богу и людям служить. О многогранном служении св.Иоанна Кронштадтского» Протоиерей Артемий Могутов, директор Центра Духовной Культуры и Образования Кронштадтского благочиннического округа  

http://ruskline.ru/politnews/2022/06/10/...

Закрыть Тайны Богоявленского собора в Полоцке Несомненно, что этот храм принесёт для истории Белоруссии новые исторические открытия 09.02.2023 1573 Время на чтение 11 минут Фото: Предоставлены автором В наше время мало кто пишет про нелёгкую эпоху девяностых годов прошлого века, в частности, про Белорусскую Православную Церковь. Полоцкая епархия очень древняя и ведёт свою историю от 992 года, когда здесь была учреждена первая епископская кафедра. Это была самая древняя кафедра на территории современной Беларуси. Именно с Полоцкой земли вышла наша святая Евфросиния Полоцкая – восточнославянская просветительница, первая женщина в Беларуси, признанная святой. Просветитель Беларуси Франциск Скорина – восточнославянский книгопечатник, лекарь, философ-гуманист 16-го века. В Белоруссии ученого считают одним из самых выдающихся деятелей науки. Симеон Полоцкий – русский богослов, духовный писатель, стихотворец, деятель культуры середины 17-го века. В 1992 году нас, Андрея и Алексея Буховецких, приняли на работу в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Эта обитель потихоньку восстанавливалась. В обители мы проработали два года, тогда нас с братом заметил Полоцкий новый епископ Глеб, он нас благословил перейти в Свято-Богоявленский собор – православный кафедральным храм, построенный в стиле барокко в городе Полоцке, это часть комплекса Свято-Богоявленского мужского монастыря, памятника архитектуры XVIII века. В 1761—1779 годах был построен каменный Богоявленский собор. В 1780—1788 годах на средства, отпущенные императрицей Екатериной II, к западу от храма, на месте деревянного здания братской школы, был возведён каменный двухэтажный корпус монастыря, и две теплые церкви – Свято-Евфросиниевская и Свято-Екатерининская. На сегодняшний день в двухэтажным корпусе бывшего монастыря размещается Музей-библиотека Симеона Полоцкого и Музей книгопечатания. В начале советского времени собор закрыли, храм стоял пустым в запущенном виде долгое время, фасад храма рассыпался. Были времена даже, что храм стоял без крыши, и только потом Полоцкие власти сделали капитальный ремонт, в 70-х годах ХХ века жилой корпус монастыря использовался как жилой дом, храм был переоборудован в спортивный зал. В 1981 году в здании собора размещалась картинная галерея. В 1991 году собор был заново открыт для Богослужений, иконостас только выложили из кирпича, настоятелям храма был Гончарук Александр Павлович. С 1995 г. по 2001г. служил настоятелем Богоявленского кафедрального собора Полоцкой епархии. Служил благочинным Полоцкого округа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/09/ta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010