9), а другое, написанное в неизвестном году и относимое к XII в., находится в Московской Синодальной типографии (у Воскресенского ibid, стр. 20 fin.), и затем несколько небольших отрывков из Евангелий (об отрывках из двух Евангелий XII в. см. у Срезневского в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, стр. 9 и 15 sqq). Что касается до небогослужебного Апостола, то в отдельном виде (без толкований) и вместе полном составе книг, его составляющих, неизвестно ни одного списка, но известны списки: 1) написанный в 1220году и содержащий послания ап. Павла к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам и недоконченное к Ефесеям (прерывающееся на 4 ст. 4 гл.) вместе с толкованием на них принадлежащим или по крайней мере усвояемым Икумению Триккскому , находящийся в Синодальной Библиотеке (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей Отд. II, 1, стр. 142, и у Воскресенского в его исследовании: Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в., М., 1879, стр. 50); 2) написанный до 1250г. или около и содержащий Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского (Срезневский Древние памятники Русского письма и языка, 59 col. 2), находящийся там же. Из толкований на книги Святого Писания были в славянском переводе в наш период до-монгольский: 1 . На книгу Иова толкование Олимпиодора диакона Александрийского (сокращённое против подлинника, см. Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 57, и отд. II, 1, стр. 54). 2 . На Псалтирь два толкования, – усвояемое Афанасию Александрийскому (Востоков Описание Румянцевского Музея стр. 469, и Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей. отд. II, 1, стр. 69), и принадлежащее Феодориту Кирскому (Востоков ibid. стр. 470), оба совершённые у Болгар в самое первое время славянской письменности (Востоков, ibid.). 3 . На Песнь песней Филона Карпафийского (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 74 sqq). 4 . На 16 пророков толкование довольно значительно неполное, принадлежащее неизвестному, главным образом сокращённое из Феодорита Кирского , но также выбранное и из других отцов. С этим толкованием читались книги пророческие в той рукописи 1047г., о которой сказали мы выше (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей и след. отд. II. 1, стр. 109 sqq; о самом толковании, – об его составе и неполноте, стр. 113) 1601 . На пророка Даниила толкование Ипполита Римского , состоящее из 12 слов. См. о нём книгу И. И. Срезневского : Сказания об антихристе в славянских переводах, СПб, 1874, стр. 8 sqq., а два первые слова напечатанными по Чудовской рукописи XII-XIII в. тут же, второго счёта стр. 5 sqq (заимствование Киевским летописцем под 1111г. из 9 слова этого толкования – Ипатская летопись 2 издание стр. 195). 5 . На первые пять посланий ап. Павла толкование Икумения Триккского , о котором сказали мы выше и которое покойный А. В. Горский, как кажется, относит к началу XIII века (Описание Синодальных рукописей II, 1, предисл. стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

141 sqq, 168 sqq. Местные иконы – большие иконы, – см. Княгинин Успенский девичий монастырь во Владимире Кляземском Тихонравова, стр. 42 sqq. Местная икона в XVI веке – большая икона (совершенно ясно): о. Арсения О наместниках, келарях и пр. Троицких, стр. 33, § 10. Иконы местные – иконы особенно почитаемые, важные. На свадьбах княжеских „места” и „зголовия местныя”, см. в Чтениях Общества Истории и Древностей 1902г. книга 1, Разряды, стр. 1 sqq („Невеста без места, жених без ума”). Местная икона – икона, имеющая определённое место в церкви, на котором всегда стоит (и не переставляется с которого)? Местные и безместные попы. – Свечи местные, – Акты Юридические Калачова II, стр. 633 fin.. (Свеча большая местная поставлена перед образом епископа Новгородского в 1572 году, – Собрание летописей III, 173 начало; у Карамзина IX, примечание 398, col. 89, с пропуском слова: большая). Местный образ – образ того святого, которому посвящён храм, – Путешествие Озерецковского по озёрам Ладожскому и Онежскому, стр. 109). 560  Слова 2 Софийской летописи под 1482г., – Собрание летописей VI, 233, что владыка Ростовский Вассиан заказал иконникам написать в новую церковь святую Богородицу (Московский Успенский собор) деисус (т. е. ряд икон, который назывался этим именем и который состоял из икон апостольских с тричастной иконой Спасителя, Божией Матери и Предтечи посредине) и с праздники и с пророки, слова священника Сильвестра в показании против Висковатого, – Акты Экспедиции т. I стр. 247 col. 2, что в Благовещенский собор иконописцы написали деисус и праздники и пророки, и слова 4 Новгородской летописи под 1509г., – Собрание летописей VI, 136, что архиепископ Новгородский Серапион повелел дописать в Новгородский Софийский собор деисус да праздники, не совсем определённы, потому что деисус (ряд икон этого имени) мог ставиться в перечислениях на первом месте и не потому, чтобы он именно стоял на этом месте, а потому, что он был важнее, чем праздники. Но известная нам теперешняя действительность представляет свидетельства и совершенно определённые.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но так как регламент этот не удовлетворил ожиданиям и требованиям народа и был им опротестован, то и не был введен в действие. Иоанн Георгиевич есть то самое лицо, главным образом по настояниям которого была закрыта Карловицкая гимназия при Арсении Иоанновиче; что касается до его собственной деятельности против просвещения, то он закрыл латинские школы, раздробил и уничтожил школьный фонд; Раич отзывается о нем: «о должностех архипастырских крайне не радяше, но точию чреву работаше тщательно; добра достопамятного церкви и обществу не сотвори, сия лишняя земли вага» (бремя, у Н. Попова ibid. стр. 291). 13) Стефан Стратимирович, бывший епископ будимский или офенский. Избран 29 октября 1790 г., умер неизвестного нам месяца и числа 1837 года. Народным конгрессом 1790 г. (21 августа – 4 ноября), который был созван вследствие представлений предшествующего и имел свои заседания в междуправление до избрания настоящего архиепископа, подана была правительству, содержавшая большое число пунктов, просительная записка относительно устройства дел и обеспечение прав народа политических и церковных (между прочим прошено было: 1, чтобы дозволено было завести в Карловце при архиепископии духовную семинарию на 120 богословов и низшие духовные школы при каждой архиерейской кафедре и чтобы содержать одну и другие на определенного размера ежегодные взносы от епископов к от монастырей; 2, чтобы православные сербы избавлены были от платы десятины латинскому духовенству, к чему это последнее, несмотря на ясные и многократно подтвержденные привилегии, при помощи местных католической веры чиновников, постоянно их принуждало (cfr официальное свидетельство у Раича IV, 380 fin. sqq), и чтобы вообще прекращено было всякое вмешательство латинского духовенства в дела православной церкви; 3, чтобы православное приходское или низшее духовенство вполне уравнено было в правах гражданских с таковым же духовенством католическим). На значительную часть пунктов просьбы (и между прочим на все три сейчас указанные) последовали от правительства благоприятные решения; но по стараниям будто бы самого архиепископа Стратимировича (которому вместе с прочими архиереями и настонтелями монастырей была крайне неприятна возлагавшаяся на них обязанность содержать на свой счет семинарию и духовные школы), императорский рескрипт, содержавший эти решения, не был обнародован и остался лежать просто в архиве (обвиняет Стратимировича автор статьи «Народни конгреси», Летоп. 1862 г. I, 81, основываясь на свидетельстве одного современника, ibid. 1861 г. I, 146 sqq; то же и у Н. Попова ibid. стр. 312 fin. sqq). В 1794 г. сим архиепископом заведена была в Карловце клерикальная или духовная школа и вслед за тем и такие же школы в других епископальных городах, (в Вершце, Араде и Пакраче, у Чапловича в Slavonien II, 260 и у него же в Gemälde von Ungarn B. I, Pesth, 1829, S. 340 fin., у архим. Арсения ibid. Стр. 244).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

873 Вслед за приведённым у Кирика ещё читается: «Спросил я (Нифонта): а если толчёт яйцом в зубы до обедни, и если делает это и взрослый? Если так делают дети, отвечал (Нифонт), нет беды, пусть причащаются, а если взрослый, то когда истолчёт однажды, нет беды причащаться, а если много раз и, делая это не в забытьи, то нехорошо, и ты это запрещай». 874 См. канонические ответы Константинопольского хартофидакса Петра (о нём Fabric. Biblioth. Graec., ed. Harl., XI, 334), написанные в 1092г.,– у Ралли и П. V, 372 fin. 875 Вальсамон у Ралли и П. III, 311 sqq, IV, 464; Симеон Солунский De sacris ordinationibus cap. 468, у Миня t. 155, p. 468 (Пидалион в примечании к толкованию 39 апостольского правила). [У Ралли и П. ещё: III, 45, 93, 314; IV, 536 начало.] 877 До какой степени даже в конце XI века было придаваемо значение тому, чтобы исповедь была совершаема не механически, а надлежащим образом, видно из Петра хартофилакса, у которого читаем вопросо-ответы: «Хорошее ли дело исповедовать грехи наши духовным мужам?– Хорошее и весьма полезное, но не таким, которые относительно сего неискусны и невежественны, дабы неразумным снисхождением и потворством или безвременным и нерассудительным наложением епитимьи не сделали из тебя презрителя или ленивца или бесстрашника. Итак, если найдёшь мужа духовного и опытного, могущего врачевать тебя непостыдно и с верою, исповедуйся ему, как Господу, а не как человеку.– Если же не найду человека, к которому бы имел доверие исповедаться, что должен делать?– Исповедайся наедине Богу, осуждая себя и говоря по подобию мытаря: «Боже наш, Ты веси...» (у Ралли и П. V, 372 fin.). 878 См. патриарха Антиохийского Иоанна De disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis, у Миня в Патрологии t. 132, p. 1128 и Вальсамона у Ралли и П. II, 69 fin. sqq (Зонара ibid. 535), III, 312, IV, 465. 879 У Ралли и П. II, 70 к III, 312 (в первом случае он выражается неясно, так что слова его подали повод к спорам между нашими учёными; но он совершенно ясно выражается во втором месте: «думать, что не могут принимать помышления людей все священники, а только священники-монахи,– беззаконно; полагаю, что обычай вошёл от лицемерия, и поэтому-то крайне редко, можно сказать – никогда, не пойдёт кто-нибудь открыть свои помыслы к епископу или священнику, если он не монах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

16) Стефан Шишман, сын предшествующего от первой жены его, дочери сербского короля Стефана Милутина или Уроша 2-го; возведенный на престол дядей, названным выше Стефаном Дечанским, и управлявши недолго под опекой матери, был прогнан болгарами (в 1332 г. См. Животи кральева, изд. Данич., стр. 195 sqq, Memor. рор. II, 840 sqq, 852 fin. sqq). 17) Иоанн – Александр, племянник Михаила 2-го, сын деспота (вероятно, также виддинского) Срацимира (Memor. рор. II, 842 и в помянутом выше синодике Бориса стр. 13), возведенный на престол, после изгнания предшествующего, в 1332 г. (ibid.), возвратил от греков утраченное болгарами после смерти Михаила (ibid. § 435 fin.) и владел северной Фракией по Филиппополь включительно (Ibid. 866 § 465); был жив в 1359 г, и умер, как кажется, после 1364 г., именно, если верить одному довольно вероятному показанию, в 1371 году 19 . 18) Иоанн Шишман и Иоанн Срацимир, сыновья Иоанна – Александра, последние болгарские цари, управлявшие разделенною на двое страной одновременно и владевшие – первый Терновом и восточной Болгарией с остававшеюся за государством частью Фракии, – второй Виддином и Болгарией западной 20 . Не задолго перед тем явившиеся в Европе турки быстро совершали свое завоевание Балканского полуострова, и болгарскому царству первому суждено было пасть под ударами их оружия, что и случилось при сейчас названных государях. Ближайший к занятой турками средней Фракии, Иоанн Шишман впервые подвергся их нападению при самом начале своего правления (в 1371–72 г.). Успев на этот первый раз спасти себя от них тем, что уступил им часть своих владений, признал себя их подручником и отдал в замужество султану (Амурату) свою сестру; он держался было потом на престоле более двадцати лет 21 . Но наконец он снова привлек на себя страшное оружие, и в 1393–94 г., после взятия столицы государства Тернова и низложения его самого, царство его окончательно прекратило свое существование 22 . Область Срацимира, загороженная дотоле владениями Шишмана, была покорена в непродолжительном времени после сих последних; именно – Виддин был взят султаном в 1398 г., т. е. на четвертый или на пятый год после взятия Тернова 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

21) Иоанн-Владислав. Ослабляемые внутренними раздорами и страшно уже разгромленные болгары, несмотря на все свои усилия, не в состоянии были далее противостоять воодушевленным успехами грекам, и в 1019 г., после смерти Владислава (павшего при осаде одной греческой крепости), вся страна покорилась императору греческому Василию, получившему за это окончательное одоление болгар титло Булгароктона (болгаробойца), чем и кончилось существование первого болгарского царства (Memor. рор. II, 635 sqq, Шафар Древн. II, I, 311, Гильфердинга Письма, период 2, стр. 161 sqq). Под игом греческим болгары находились в продолжении слишком полутора столетий. После нескольких неудачных попыток восстания (в 1040 г. под предводительством самозванца Петра Делеана или Долина, Тихомира и внука Шишманова Алузиана, Memor. рор. II, 650 sqq, в 1073 г. сербского княжича Константина – Петра Бодина, ibid. II, 661 fin. sqq), наконец удалось свергнуть иго в 1185 г., принадлежавшим к сословию болгарских бояр, двум братьям Петру и Асеню, с которых и начинается второе болгарское царство. 1) Петр и Асень большую часть времени (с 1185 по 1195 г.) правили вместе, при чем именовался царем и носил царский венец старший из братьев; после смерти второго (павшего от руки убийцы) недолго (в продолжение того же 1195 или 1195–96 г.) один первый (погибший таким же образом). Они успели отнять у греков почти всю Болгарию предбалканскую или собственно так называемую (за исключением Софии и приморских Варны и Анхиала), с принадлежавшей к ней подунайской частью нынешней Сербии, и северную часть, по Прилеп и Пелагонию, Болгарии албано-македонской. 13 2) Иоанн Калиян (Калуян, т. е. Калоиоан, просто Иоанн, а также Ioannitius и Иваница), младший брат предшествующих, с 1195 или 96 по 1207 г. Воюя счастливо с греками, а с 1204 г. с занявшими Константинополь крестоносцами, расширил свои владения в Македонии включительно по Верию, а во Фракии почти по Димотику и Адрианополь; на северо-запад в нынешней подунайской Сербии границы его государства простирались сначала по Белград и Саву, а потом, после отнятия Белграда и его области венграми, по соединенную Мораву, обнимая так называемую область браничевскую. Возбуждаемые свежими еще воспоминаниями недавно свергнутого рабства, как двое предшествующих, так и Калиян, вели свои войны против греков с беспощадною жестокостью; последний, подражая Василию болгаробойцу, наименовал себя грекобойцем (ромеоктоном) 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С. Бердниковым . Казань, 1888. Отдел III. О пра­вительственной организации церкви. В. Церковное управление в русской цер­кви. § 100. Учреждение Св. Синода. Состав его. Права и обязанности. Стр. 158: «По сношению Петра I, синодальное управление в русской церкви было утвер­ждено и восточными патриархами, которые прислали об этом особие гра­моты (в 1723 году)». О каноничности Синода нет речей.–Н. О. Суворов Учебник церковного права. Ярославль, 1898. Об учреждении Св. Синода нет, а прямо – об его составе и круге деятельности – Часть третья, глава 11-я, § 81. Центральная церковная организация в России стр. 277 fin. sqq. 18 Всешутейший собор Петра В., конечно, есть вещь нехорошая. Но тут он выразил в грубой, до-петровской, форме свое не особенное уважение к духовенству, очень плохо занимавшемуся нравственным воспитанаем народа (Как грубы были Русские до Петра, см. у иностранцев: у Олеария и других. Справиться: тут не повторял ли Петр что было до него. Простой народ о святках и до сих пор рядится в поповскую и монашескую одежу). 19 Манифест перед Регламентом: «Посмотря и на духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость...». 21 если бы патриарх сам не захотел, то вынужден был бы к этому требованием гласа народного. Поддерживали бы их и Греки, см. патр. Досифея 1 Соловьева в т. 15 стр. 379, у Каптерева в патр. Досифее стр. 173 sqq (7у6 прим.). 24 Cfr новеллу Юстиниан. 137, гл. 4. Властарь в своей Синтагме говорит, что в его время соборы вовсе не были уже собираемы у Греков-буква S гл. 9, в перев. свящ. Ильинского стр. 356 нач.. 25 Вранье Тихомирова, будто мы лишены канонической соборности только 200 лет со времени учреждения Св. Синода (Февраль, стр. 216 fin.). У патр. Иосифа соборность представлял дьяк Иван Кокошилов-м. Макария История Р. Ц., т. XI, стр. 180. Никон как npabumeль-Ibid., т. XII, 301 нач. При п. Адриане правил архидиакон-Соловьев т. XV, стр. 108.-Соборы при патриархах. по Истории иерархии, т. I, 268 и по м. Макарию: при Иове, 1589–1605 и при Гермогене 1606–1611, ни одного; при Филарете, 1619–1633, три; при Иоасафе, 1634–1640, один; при Иосифе, 1642–1652, один; при Никоне, 1652–1666, три; при Иоасафе II, 1667–1672, один; при Питириме, 1672–1673, ни одного; при Иоакиме, 1674–1690, три; при Адриане, 1690–1700, два.– О зависимости церкви от государства в России во времена патриаршества-в статьь Н. В. Каптерева: «Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству», напечатанной в Апрельской и Майской книжках «Богословского Вестника» за 1905-й год. 28 Сперва этот отдел был изложен так: «В речах г. Тихомирова о соборности в церковном управлении остается не совсем понятным для нас то, что «идея соборности (по нему) тождественна с идеей самоуправления и что где нет последнего, там нет и соборности» , – (Февраль, стрр. 221 нач., 225 fin.. Вранье Н. К. Соколова, что с учреждением Синода ослабело начало соборности , – Февраль, стр. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1775 О времени смерти Андроника и Саввы см. в Историческом описании Московского Спасо-Андроникова монастыря, М. 1865, приложж. I и II. 1779 Заметим здесь кстати, что знаменитый учитель Иннокентия преп. Нил Сорский , скончавшийся 7-го Мая 1505-го года, как бы согласно его желанию не быть сподобленным славы века сего ни которые не только в житии сём, но и по смерти своей (духовное завещание), до сих нор остаётся не причисленным к лику святых, или не канонизированным, см. А.С. Архангельского исследование: Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, стр. 44 fin. sqq (Во второй половине XVI века написаны тропарь, кондак и икос преп. Нилу, – у Архангелск. ibidd., в XVII или XVIII веке написана служба ему, – Барсукова Источники агиографии, col. 407; но это только в чаянии его прославления. В 1860-м году служба преп. Нилу напечатана, см. Дополнение Бычкова к Очерку библиографии Ундольского, 848; но так как после XVIII века, от которого имеем ясные свидетельства, что не было празднуемо преп. Нилу, а были петы по нём панихиды, см. у Архангельск., ничего неизвестно о причтении его к лику святых, то должно думать, что службу разрешено напечатать для частного употребления. 1780 Семилетний сын Угличского посадского человека, убитый и изрубленный одним работником отца по вражде к последнему, см. Н. Лаврова Путеводитель по церквам города Углича, напечатанный в Ярославле, в 1869-м году, стр. 78 sqq и Описание рукописей Ундольского, 319. По свидетельству г. Лаврова, Иоанну Никифоровичу не празднуется, а поются о нём панихиды, из чего следует, что отметки о святых о. Ярославского: «празднование тогда-то» не имеют совершенной надёжности (нарочитое сказание об убиении Иоанна Никифоровича, из которого также следует, что последнему не празднуется, – в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1881-го года, 19, стр. 145). 1781 В Ярославских Епархиальных Ведомостях за прошлый 1893-й год, 15, стр. 238 fin. sqq, сообщаются некоторые сведения об Алексее Стефановиче (именно – что был из духовного звания, – что сначала был дьячком в Ростовском Рождественском девичьем монастыре, – что водворённый в Борисоглебском монастыре, как полоумный, провожал юродственную ради Бога жизнь в великом терпении, бос в зиме и лете ходя, и пр.), но не говорится, чтобы существовало празднование ему, так что и это ость святой сомнительный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7) Калиман (или вероятнее Калиян) 2-й, двоюродный брат предшествующего, виновник его смерти; правив весьма недолго, был согнан болгарами с престола 16 . 8) Константин, сын Тиха или Теха, происходивший из сословия бояр, избранный последними на место предшествующего в 1257–8 году и правивший до 1277 г.; чтобы приобресть некоторое право на владение престолом и причислить себя к прежнему царскому роду, он развелся с своей женой и вступил в брак со внучкой Асеня 2-го по матери, дочерью императора Феодора Ласкаря 2-го (который 1255–1259), почему и называется в грамотах и записях Асенем; в войнах с греками он должен был уступить последним и еще некоторую часть завоеваний Асеня 2-го 17 . 9) Кордокува или Лахана (Бордокува неправильно вместо Вордокува, что есть болгарское бръдоква, по-русски брюква; Лахана есть греческий перевод болгарского, λα’ χανα – овощи, огородные зелия), происходивший из низкого состояния, дерзкий авантюрист или может быть горячий патриот, что по византийцам решить весьма трудно, сначала предводивший толпами гайдуков, отражавших набеги Татар, овладевший престолом около 1277 г. (после того как Константин в происшедшем между ними сражении лишился жизни). Правив весьма недолго, был согнан с престола (в 1279 г.) императором греческим Михаилом Палеологом, который желал посадить своего кандидата, и потом, по проискам того же императора, был убит (в 1280 г.) татарами, к которым отправился было искать себе помощи (Memor. рор. II. 764 sqq). 10) Иоанн Асень 3-й (в одной записи 1279 г. Иваил (sic), см. Гласника XX, 245 fin.), внук по матери Асеня 2-го (сын того Мичи, о котором в примеч. 13), достигший власти при помощи названного выше императора греческого Михаила Палеолога (в 1279 г.); после весьма недолгого правления, вследствие опасений за свою жизнь от искавшего престола под ним одного знатного боярина, по имени Тертерия, бежал (в 1280 г.) в Константинополь (Memor. рор. II, 768 fin. sqq). 11) Тертерий (Тертер) 1-й. В 1280 г. занял престол после бежавшего Иоанна; в 1293 г., страшась угроз и нашествия хана татарского Ногая, бежал к грекам (Memor. рор. II, 783 sqq, 792).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(см. Фесслера Geschichte von Ungarn, 2-го изд. т. 2, стр. 152 fin. и 156 нач., у Райнальда в Annales Ecclesiastici an. 1366, n. 11, van. 1368, n. 18). Современный писатель Константин костенчский в житии Стефана деспота (Волокол. ркп. 655, л. 202 об.) сообщает, что царь Константин, сын Срацимира, царя болгарского, умер в сербском Белграде, пришед с Угор, в 1422 г. 24 Шафар. Древн. II, I, 256. При импер. Юстиниане Ринотмете было в войсках империи более тридцати тысяч, см. Амартола по изд. Мурадьта стр. 616 fin. и 617. 25 Положительное свидетельство относительно этого думают видеть в словах болгарских послов на константинопольском соборе 869 г. (см. Анастасия библиотекаря в жизни папы Адриана II, у Миня в Патрол. т. 128, стр. 1392). Но слова эти не должно принимать слишком буквально. Болгары оказываются тут памятливыми до мелких подробностей просто потому, что это так нужно было по обстоятельствам данной минуты; нов действительности они, конечно, вовсе не могли в 869 г. помнить, нашли или не нашли они в Мизии за два столетия тому назад греческих священников. 26 В 812 г. он взял город Дебельт, – нынешнюю Загору, находящуюся недалеко от Черного моря, верстах в 20 к западу от Бургаса, – и увел в Болгарию всех жителей ее вместе с их епископом; в 813 г. он вывел «превосходящее число» или бесчисленное множество пленных из Македонии и из Фракии, и между прочим жителей и епископа взятого им города Адрианополя; в 814 г., взяв город Аркадиополь, – во Фракии, нынешний Бергази или Араба-Бергаз, верстах в 80 на юго-восток от Адрианополя, – он вывел пятьдесят тысяч пленных. Memor. pop. II, 542 нач., 557 sqq, 561. 27 О мученичестве епископа Мануила и иных с ним говорят импер. Константин Порфирогенит, а за ним Кедрин, Куропалат и Зонара (выписки из них см. в Kalendaria Ассемани, II, 353 sqq, в Memor. pop. II, 363 sqq, в Acta Sanetorum Болландистов Jannuarii t. II, p. 441), потом Менологий импер. Василия (под 22 января, славянский перевод см. в статье Ламанского «О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене», составляющей приложение 1 к VI тому Записок Академии Наук 1864 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010