и у Е. Е. Голубинского в Церковно-археологическом атласе, таблица LIII, снизу 3]. Первое, известное, упоминание о халдеях пещного действия под 1548г. в Новгороде, – Известия Археологического Общества за 1861г., т. III, стр. 36; Пекарского Наука и литература при Петре Великом, т. I, стр. 390. О воспламеняемости пыли, находящейся в пестиках плауна см. Журнала Природы и Охоты 1878г., последнего счёта стр. 292 fin.. О плауне см. в Домашней медицине Флоринского стр. 84 и у Бухгейма в Фармакологии стр. 397, Lycopodium clavatum). [Ср. протоиерея К. Никольского О службах Русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах, СПБ., 1885г., стр. 169–213; А. А. Дмитриевского Чин пещного действа. Византийский Временник, т. I, выпуски 2–3, СПБ., 1895г.]. Действо Страшного суда. (Совершалось в неделю Мясопустную, – Вивлиофика VI, 221. Описание ibid. XI, 3 начало sqq). [Ср. у протоиерея К. Никольского О службах и пр., стр. 214–236; у Η . Ф. Красносельцева К Истории православного богослужения. (По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся). Казань 1889г., стр. 57–64]. Летопровождение. (Описание, – Вивлиофика X, 2 sqq и VI, 163. Чин, 1 Сентября везде по городам, – ibid. XIV, 157). [См. у протоиерея К. Никольского О службах и пр., стр. 98–168; у Η . Ф. Красносельцева К Истории православного богослужения стр. 27–56]. Хождение на осляти в неделю Ваий. (О хождениях патриарха в Греции на осляти, – R eiskii ad Constant. Porphyrogenit. p. 13. Описание, – Вивлиофика XI, 54 и VI, 314. Запрещение совершать действие, кроме патриарха, другим архиереям собора 1678г. Марта, – Вивлиофика. VI, 357. О осляти, которое есть лошадь, покрытая с привязанными длинными ушами и о сидении патриарха на одну сторону – Маржерет в Сказании о Самозванце 260 sub fin.). [Ср. у протоиерея К. Никольского О службах стр. 45–97]. (Обряд церковного благословения на княжение, – Ипатская летопись, стр. 216. Чин на братотворство и другие, которых ныне нет. См. Известия Академии Наук т. VII, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

5) Иеновско-или-иенопольско-темешварская. Городок Иенова или Енова, называемый также Иенополем или Енополем, по-венгерски Boros-Jenö, находится в юго-восточной Венгрии, не очень далеко на юго-восток от г. Gyula и на северо-восток от г. Арада, на р. Fejër-Körös; он основан был сербскими переселенцами в XV в. (см. Чephura Emhnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, S. 153 fin. uГлachuka XXI, 270 fin.). Noд Темешваром разумеется известный главный город Темешварского баната. Епархия иеновско-темешварская, с кафедрой в первом из двух городов, по словам сербского историка XVII в. Юрия Бранковича, была открыта во второй половине XVI в. сыном тогдашнего воеводы темешварской половины сербских переселенцев Авраама Бранковича Моисеем, в монашестве Матфеем, Бранковичем, который и был первым ее епископом (у Раича IV, 67). При втором епископе, которым был сын сейчас названного Моисея – Матфея Соломон, в монашестве Савва, по словам того же сербского историка, епископия иеновская была-было провозглашена самостоятельной архиепископией-митрополией, но сушествовала весьма недолго и первый же преемник Саввы Лазарь, в монашестве Логгин, Бранкович принужден был бежать от турок в Трансильванию (ibid. 67 sqq), после чего кафедра стала опять простой епископией, – подразумевается, подведомой патриарху пекскому (городок Иенова был общественным и административным центром сербских колонистов северного баната и восточной Венгрии, см Раича Ш, 270, 274, 320, а поэтому и могли они провозгласить епископа иеновского архиеиископом-митрополитом; но повествование Бранковича представляется нам непонятно несообразным, и вероятно и на самом деле неправильно, со стороны хронологической: на основании его слов, принятие Саввою титула и достоинства архиепископа-митрополита должно быть относимо к последним годам XVI в., у Раича IV, 70 и выше; но турки, при которых он не мог принять этого титула, завоевали городок Иенову еще в 1567 г.). Из епископов-архиепископов иеновско-темешварских, кроме помянутых троих, известны – Никанор и Иосиф, записанные в сопочанском синодике (Записок Геогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

849 Арменопула Prochir., append, tit. IV, § 9 (по-славянски в Памятниках Павлова col. 464), Вальсам, у Ралли и П. I, 66–68. 850 Ипатская летопись под 1148г., 2 издание стр. 259 fin. „Аче н дьяк, а гуменьце ему прострижено, а не поставлен будет”... 851 См. Вальсамона в толковании на 33 правило шестого вселенского собора и на 14 правило седьмого вселенского собора, – у Ралли и П. II, 381 и 616 sqq (Кроме этих дьяков безместных, в Греции были ещё, так сказать, полудьяки: непосвящённые в дьяки епископами, но носившие или стрижку и одежду дьяческие, о которых ниже, или только одну последнюю, и иногда то или другое с детства, – 14 правило седьмого вселенского собора и Вальсамон ibidd.; у последнего стр. 616: ρμν τινας νηπιθεν μελανειμονσαντας.... κα κουρν δεξαμνους μ δι χειροθεσας το γχωρου πισκπου – „видим некоторых, в детстве надевших одежду клириков”, – которая долженствовала быть чёрная, – „и острижение принявших не от руки местного епископа”, а, – подразумевается, – от руки не священной, начавших носить стрижку клириков просто по своему и родителей своих произволу. В славянском переводе Номоканона Схоластикова, в прибавочных статьях к самому Номоканону, полудьяки-дети называются дьячцами: „аще ли кто детеск сы, ли мирскым ли мнишескым чином или дьячець ), осквернится от некоего мужа”, рукопись Московской Духовной Академии л. 73 об. и 127 об. Весьма вероятно, что эти полудьяки или как бы самодьяки были и у нас. В тех же прибавочных статьях сейчас указанного Номоканона даётся знать, что в Греции они позволяли себе надевать в церкви богослужебную одежду: „аще диак алаксается – греческое λλαξεται, λλσσεται, собственно переодевается, но в церковном языке – надевает богослужебную одежду, – не хиротонисан, да имает епитемию 3 лета”, л. 90). ) Приводимые слова читаются в Последовании исповеди, усвояемом Иоанну Постнику : на греческом „дьячец” – παπαδτξης, – Ιο . Morini De poenitentia, прибавления p. 86 sub fin. 853 Дьяки или дьячки, искавшие дальнейшей промоции в дьяконы и священники, должны были представлять епископам свидетельства от своих духовных отцов в том, что они достойны священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

610  Старшие, известные в настоящее время, редакции русских описательных подлинников относят к концу XVI века. Такой старший Подлинник напечатан Ю. Д. Филимоновым в Сборнике Общества древнерусского искусства при Московском Публичном Музее на 1873г. (а младший начала XVIII в., отличающийся полнотой, им же напечатан в Вестнике того же Общества, книги 1–12). Старшую известную рукопись лицевого русского Подлинника, принадлежащую гр. Строганову, относят к концу XVI – началу XVII века (в Подлиннике под 17 Января Антоний Римлянин, а об установлении празднования сему последнему см. нашей Истории I т. 2 половину, стр. 487 начало/590 ; она напечатана посредством литографии в Москве в 1869г., под заглавием: „Строгоновский иконописный лицевой Подлинник”. Греческий описательный Подлинник, составленный в половине XV века Афонским иеромонахом и иконописцем Дионисием, напечатан в Афинах в 1853г. под заглавием: ρμηνεα τν ζωγρφων, ς πρς τν κκλησιαστικν ζωγραφ αν. Французский перевод: Manuel d’iconographie chretienne greque et latine, traduit par Durand, avec introd. et notes par Didron, Paris, 1845; Немецкий перевод: Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos, aus dem handschr. neugriechischen Text übersetzt von Schäfer. Trier, 1855. – (иеромонаха Епифания письмо к Кириллу, Православный Собеседник 1863, III, 324, О подлинниках иконописных). 612  „А которые по се время писали иконы не учася, самовольством и самоволкою и не по образу, и те иконы променяли (продавали) дешево простым людем, поселянам невеждам”..., – Казанское издание стр. 207 fin.. 613  Глава 43 Казанское издание стр. 203 fin. sqq. – Из дела Висковатого узнаём, что в самой, по крайней мере, Москве действительно были уставлены после собора надзиратели над иконописцами: „зде на Москве в царствующем граде, – читаем в деле, – по соборному уложению надо всеми иконники уставлены четыре старосты иконники, а велено им над всеми иконники смотрити”, – Чтений Общества Истории и Древностей 1858г. книга 2, Розыска или дела стр. 2 начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. что в скрещении имя ересиархи, было Иеремия, а славянское Богомил 144 . Исторические сведения о ноне Богомиле ограничиваются тем, что он жил в правление царя Петра (Козьма пресвит.) и что он был священником «в навек на Верзиулове колу» (другие списки «на Верзилове колу», см. Калайдовича в Иоанне экзархе стр. 210, у Горского и Невемструева Описания 391, л. 333 об., III, 1, стр. 339, – в других списках это говорится о ноне Иеремии, см. Летописи занятий Археогр. Коммиссии, выпуск 1-й, стр. 38). Еретики назывались еще бабу ванн по горному хребту и по р. Бабунам; из которых первый тянется в направлении от севера к югу, на восток от городов Прилепа и Бистоля, а вторая, выходя из сейчас названного хребта, течет в направлении на северо-восток и впадает справа в Вардар немного ниже Велеса или Кюприли (см. вторую карту при 2-м изд. Reise von Belgrad nach Salonik Гана и в тексте S. 172 sqq, также Григоровича Путеш. по Турции стр. 139 fin.), и где вероятно был один из главных центров или притонов секты. В письменных памятниках греческих и славянских еретики называются также манихеями, мессалиянами, евхитами, армянами и павликианами (у Горского и Невоструева в Описании 155, л. 287 об., II, 2, 280). Некоторые писатели называют их еще фундаитами или фундагиагитами ( φουνδα ται, φουνδαγιγιται), что производят от средневекового греческого φονδα – мешок, так как богомилы скитались с мешками, собирая милостыню (у Вольфа Hist. Bogomil, р. 6 sqq). Учение богомилов, которое по существующим источникам не может быть изложено с надлежащей полнотой и обстоятельностию 145 , было дуалистическое. 1) Они признавали верховного Бога доброго, Который, по их учению, сотворил невидимый, духовный мир, и отпадшего демона злого, который сотворил видимый, вещественный мир. 2) О падшем демоне они учили, что он есть сын Бога и назывался Сатанаилом, что он есть старший Сына-Слова и превосходнейший Его как первородный; что он был управителем дома и занимал второе место после Отца, быв одеян тем же самым одеянием, но что, глупо возгордившись своим достоинством, помыслил об отпадении и, улучив некоторый случай, соблазнил служебные власти сбросить с себя ярмо служения и восстать против Отца, за что последним низвергнут был с неба (Зигаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Оставив в неизвестное нам время первоначальное место своего жительства за северным склоном Карпатов и перешедши в древнюю Дакию, нынешние – Трансильванию, Валахию и Молдавию (Шафарика Древности II, 1, 19 fin. sqq и 241), славяне, получившие впоследствии имя болгар, начали переселяться отсюда за Дунай, в пределы Византийской империи, в восточную половину древней Мизии, нынешнюю собственно так называемую Болгарию, не позднее как с конца четвертого или с начала пятого века по Р. X. 1 Переселение, совершаясь мирно и будучи поощряемо или по крайней мере не будучи препятствуемо византийскими императорами, происходило постепенно и незаметно, так что о нем вовсе ничего не говорят греческие летописцы (cfr Шафарика ibid. II, I, 24, 255, 259). Заняв большую часть Мизии, славяне переступили Балканы и в продолжение трех столетий (с пятого по седьмое) расселились по Фракии до самого Адрианополя, по Македонии до Солуни, затем но всей территории нынешних Албании, Фессалии и Ливадии, и наконец даже простерлись в Пелопоннес и на соседние с ним острова 2 . Что касается до отношений этих новых жителей Балканского полуострова к константинопольскому правительству, то, смотря по большей или меньшей отдаленности занятых ими областей от столицы империи, т. е. смотря по меньшему или большему удобству для императоров предъявлять им свою власть, они были различны. Славяне, селившиеся в восточной Фракии, т. е. в местностях ближайших к столице и находившихся не с края, а в средине государства, окруженных греческими городами, а следовательно и греческими военными гарнизонами со всех сторон, нет сомнения, с первого же прибытия на место, признавали себя и постоянно потом оставались подданными или данниками империи, хотя во внутреннем управлении, вероятно, и пользовались большей или меньшей свободой. Славяне пелопонесские весьма долгое время успевали сохранять совершенную независимость от империи (см. Фальмерайера Geschichte d. Halbinsel Morea, т. I, стр. 215 sqq, быв за то, впрочем, вскоре после покорения совершенным образом еллинизованы или погречены). Славяне мизийские и македонские, по предположениям Шафарика (Древн. II, I, 260, 266), сначала находились в подданстве греков, потом только в зависимости от них, управляясь собственными князьями и старейшинами, а наконец, с течением времени усилившись, старались и совершенно избавиться от всякого им подчинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. долга константинопольской патриархии. См. эту инструкцию в статье Пишова: Die Verfassung der griecbisch orthodoxen Kirche in der Tiirkei, напечатанной в журнале Theologische Studien und Kritiken, 1864 г. выпуск 2-й, стр. 275 fin, sqq.]. К этой-то, имевшей составиться, коммиссии и обратились болгары с своими ожиданиями и надеждами. Правительство дало патриархии приказание созвать ее в апреле 1857 г. (вместе с тем как препроводило в патриархию сей· час помянутую свою инструкцию будущих занятий комиссии, у Пишова ibid.); но так как последняя столько же мало была расположена к каким-нибудь реформам, в своей области, сколько и само правительство в своей, то прежде всего она попыталась употребить все средства, чтобы остановить дело; наконец однако ж, вследствие новых и настоятельных требований со стороны Порты, комиссия была созвана в начале 1858 г. (она названа была  θνοσθνλευσις, т.е. народный съезд или народное собрание; у Пишова ibid. S. 280 sqq, Московск. Ведом. 1856 г. 29 и 34, и 1858 г. 7 и 148, под рубрикой: с Востока). Болгары, нет сомнения, возлагали на комиссию свои надежды потому, что большинство ее должно было состоять из членов не назначенных патриархией, а выборных, – состав ее имел быть: 1) семь архиереев, назначенных патриархом, и сам патриарх как председатель; 2) десять выборных представителей от населения столицы, и 3) по одному выборному представителю от каждого из 28, имеющих православное население, провинциальных округов [От столицы имели быть избраны 20 кандидатов в члены, а назначить из этих 20-ти 10 действительных членов правительство предоставляло себе. Правила относительно избрания как сих кандидатов, так и провинциальных членов, содержатся в помянутой выше инструкции у Пишова ibid.]. От членов из архиереев болгары, конечно, не ожидали никакой уступки своим требованиям; но они тогда еще не совсем отчаялись в греках-мирянах, а главным образом они должны были рассчитывать на то, что они будут иметь в комиссии значительное число представителей из своей собственной среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Долго ли существовало это двоеглавие, остается неизвестным. Будучи нужным для патриарха, оно никак не могло быть находимо удобным самими угровлахами, и поэтому весьма вероятно, что не долго. В последствии времени в Угровлахии была одна митрополия с подчиненными ей епископиями, которых до недавнего времени или по крайней мере до восьмидесятых годов прошедшего столетия было две, именно: 1) рымникская (город Рымник на северной Алуте 205 и 2) бузейская или бузеовская (город Бузео на реке Бузео, впадающей в Серет, в восточной Валахии, по греч.  Ποζαον). Время открытия епископий остается точно неизвестным: житие константинопольского патриарха Нифонта, находившегося некоторое время в Валахии в последних годах XV или в первых годах XVI столетия, усвояет их открытие именно сему патриарху (см. житие в Афонском Патерике, Спб., 1860, ч. 2, стр. 22 fin., cfr Когальничана Histoire de la Valachie p. 106, -по житию, Нифонт открыл две новые епархии, но так как после и всего было две, то старых не могло быть ни одной); но если не отвергать достоверности некоторых официальных документов, то они существовали еще в половине XV столетия (разумеем договор султана Магомета II с воеводой угровлахийским Владом V Дракулом, заключенный в 1460 г., который см. у Палаузова в Господарствах стр. 28, § IV, cfr Когальничана Histoire de la Valachie p. 90 206 . В настоящее время епископских кафедр три: две названные выше и третья – арджисская (Арджис по греч. ρτζσιος), учрежденная неизвестно нам когда после 1773 года (что до 1773 г. епископий в Валахии было две, см. Когальничана ibid. р. 147, – что они были именно две названные выше, см. у него же ibid. р. 147, предисловие к Псалтыри, напечатанной в Валахии в 1037 г., в Реестре старопечатных книг Ширяева 74, Влахоболгарские грамоты Венелина стр. 312 нач., Синтагматион Хризанфа). Известный в настоящее время не полный ряд митрополитов угровлахийских есть следующий.  Митрополиты всея Угровлахии  1 . Иоакинф Критопул. Носив прежде сан митрополита витзинского, был призван в Угровлахию для заведывания ее церковными делами перед 1359 г.; утвержден был патриархом константинопольским в звании митрополита угровлахийского в сем последнем году; упоминается под 1370 г. и умер не позднее 1380 г. (см. Acta Patriarchat. Constantinop., изданные Миклошичем, t. I, р. 383 sqq, 532 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1171 Иоасафовская редакция поясняет: «аще в которой в сваре (ссоре, драке) кто кого зубом яст» (Вивлифе. VI, 4). 1173 В Стоглавнике: «свекровь, или кто уречется скверными словесы и прилагая отца или матерь, или сестры или дети или племя тяжутся».... 1174 Задница – имение, оставшееся после умершего, наследство. Никоновская Кормчая гл. 49 л. 444 об. fin., 457 об. 461 sqq, и гл. 50 л. 498 об., 505, 507 об. sqq. 1175 Никоновская Кормчая гл. 46 л. 376, гл. 49 л. 490 и гл. 50 л. 518 об. (Есть речи о церковной татьбе, – разумеется, не как о наказании, подлежащем суду церковной власти, и в выписках из κεμενον’а Номоканона Фотиева, – гл. 44 л. 352 об.). 1176 В Стоглавнике: «мертвецов волочать», т. е. раскапывая свежие могилы, совлекают, раздевают мертвецов («гробные тати»). Никоновская Кормчая гл. 45 л. 376, гл. 49 л. 490 и гл. 50 л. 519 (гл. 44 л. 357 об.). 1177 В Стоглавнике: «посекут или на стенах трескы емлют и с (нужно: из) креста, скот»... В других списках: «посекут или на стенах режуть»... «Крест посекут» – срубят крест, поставленный при дороге (чтó было в обычае в древнее время), на возвышении (что, может быть, также было в обычае в древнее время по примеру Болгарии, – пресв. Козма), на кладбище над могилой. Что значит: «на стенах трески (щепы) емлиот из креста» или «на стенах режуть», остаётся для нас не совсем понятным (первое, кажется, вырезывание щеп из крестов, поставленных на стенах церковных совне). 1179 Трульского собора правило 88. В правиле вообще о каких бы то ни было животных нет, в частности о псах и о потках. О птицах есть в толковании на правило Зонарином. Если бы предположить, что в устав взято о них из Зонары, то это служило бы к определению времени появления устава. Но нам думается, что прибавку о псах и птицах должно считать русской прибавкой и понимать дело так, что у нас в первое время христианства случалось, что позволяли себе останавливаться в церквах на ночлег охотники со стаями своих собак и с ловчими птицами (как в зданиях более просторных, чем деревенские избы.– В воспоминаниях сельского священника, напечатанных в «Русской Старине» 1880г., встретили мы, что даже в не особенно давнее время иные священники коптили в церквах окорока).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

9)  Словцо отвещательное о книжном исправлении. Свидетеля вам, господам моим, предлагаю на душу мою, – Лаврская рукопись лист 85 оборот, слово 12; у преосвященного Платона часть 2 стр. 323 написано к какому-то архиерею („твое святолепное преподобство” у Платона стр. 330; „святый владыко” ibid. fin.; „мене поучати святительски благоизволи” ibid. стр. 336). К митрополиту Макарию вместе с просительным письмом, выше (Должно быть; Максим пишет протосингеллу: „молю тя, прочти сам посланейцо мое (разумеет послание, которое в приложении к статье Филарет в Москвитянине?), его же черкнул к преосвященному, и в том уразумевши известно всю мою кривду и правду” (Казанское издание часть 2, стр. 383); но в самом послании только голые уверения в своей невинности, а доказательств нет; они, значит, приложены были к посланию отдельно). [Ср. 1 половины тома стр. 816 примечание 1 в конце ]. 10) К Алексею [протосиггелу], – Казанское издание часть 2, слово XXXIII, стр. 382, между прочим просит: „мене ради Бога, заклинаю вас Иисус Христом, не оставите без причастия” (стр. 385). Упоминаемый в этом письме, на конце, священнодиакон ризничий Вассиан есть тот же, который в Новгороде был у Макария дьяком, и который подписался Дополнений к Актам Историческим т. I, стр. 30 col. I fin.. Это письмо писано вместе с письмом к митрополиту, которое за ним. [Ср. 1 половины тома стр. 816 примечание 1 ]. 11) К митрополиту Макарию в приложении к статье архиепископа Филарет Максим грек , Москвитянин 1842г. часть VI, стр. 91 sqq. Это послание в Румянцевском Музее лист 37, стр. 367. См. ниже стр. 259, . Важное. Митрополит писал к Максиму и посылал деньги. Предлагал Максиму причащаться тайно, притворяться больным, стр. 93. Писал к Максиму о клеветах на него и протосингелл и сосудохранитель митрополита инок Алексей (к которому письмо Максима, считаемое за „к Адашеву”); митрополит просил Максима присылать к нему свои сочинения; спрашивал митрополита Максима о греках (стр. 95), писал Максиму, что пособить ему не может (стр. 96 писано как будто при жизни Даниила и, следовательно, не к Иоасафу ли?). В послании говорится о протосинкелле Алексие и служебнике митрополита Андрее Семёнове, с которым посылает митрополиту 10 тетрадок своих сочинений, [Ср. 1 половины тома стр. 815–816 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010