Graecit. s. ν. διακονικν). Но потом диакоником начала называться другая, подобная скевофилакию, пристройка к церкви, именно – та, в которой хранились богослужебные одежды и в которой священники одевались в эти одежды. Иначе эта пристройка называлась μουτατριον, μη( ι) τατριον, μεσατριον, что есть латинское mutatorium, от muto – переменяю, и значит комнату переодевальную (Гоара Euchol. ed. Venet. p. 497 fin.: ν τ μεσατωρ γουν ν τ διακονικ), см. Дюканжа Gloss. Graecit. под словом διακονικν и μισατριον,– последнее за словом μεττον (его же Constantinop. Christ Lib. III, cap. 82 sqq. и Gloss. Latin, под словом mutatorium). Мутаторий получил название диаконика с одной стороны, как должно думать, от того, что дьяконы хранили в нём и подавали священникам богослужебный одежды, а с другой стороны и главное – от того, что он был в церкви собственно комнатой дьяконов,– местом их стояния и сидения, как алтарь отделением священников. В этом мутатории полагались верующими и благословлялись священниками те приношения, которые не дозволялось вносить в самый алтарь, и оттого у нас диаконик – кутейник, Стоглавый глава 13 (что у нас в период до-монгольский диаконик служил для той цели, для которой должен служить, см. Ипатскую летопись, 2 издание стр. 602 fin.: «вниде во олтарь малый, идеже ерей совлачаху ризы своа»). 93 В царские двери алтаря священник до настоящего времени не может войти у нас иначе, как в богослужебных одеждах. Это не значит того, чтобы двери алтаря были более, т. е. важнее, самого алтаря (хотя и господствует у нас такой странный взгляд), а значит то, что в древнее время священники входили в алтарь и присутствовали в нём, служа или не служа, не иначе, как в богослужебных одеждах, которые надевали вне его (в мутатории или диаконике). По правильному – священник может одеваться в богослужебные одежды где бы то ни было в церкви, но не в самом алтаре (в который он должен входить уже в них) и проскомидия может быть совершаема где бы то ни было в церкви, но не в самом алтаре (в который она должна быть вносима уже готовая).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—436— при академии, в качестве профессорского стипендиата для приготовления к академической кафедре. Пятнадцатого ноября г. Громогласов, согласно требованию академического устава, прочитал две пробные лекции на темы: «о сущности и причинах раскола так называемого старообрядства» и «Белокриницкая раскольническая иерархия с точки зрения церковных канонов». Обе эти лекции совет признал удовлетворительными и, по его ходатайству, г. Громогласов утвержден Его Высокопреосвященством на академической кафедре. Полтора года тому назад, размышляя о печалях и заботах академической службы, о некоторых ненормальностях в ее внутреннем строе, мы, между прочим, мечтали о том, какими бы средствами помочь беде и исправить то, что казалось нам нуждающимся в исправлении 1 502 См. мою статью: «К нашей полемике со старообрядцами», напечатанную в февральской книжке «Богосл. Вестника» 1892 г., стр. 281 sqq. 503 А в объяснение протеста Павла Коломенского, после того как оказалось неосновательным первое предположение о руководивших им личных побуждениях, не могло быть указано новых личных побуждений. 510 Об этом см. также в моей статье: «К нашей полемике со старообрядцами», напечатанной в февральской книжке «Богосл. Вестника» за 1892-й год, стр. 278 sqq. 511 «Прение» или записка о прениях напечатана С.А. Белокуровым в 11 и 12 «Христианского Чтения» за 1883-й год и вторично во 2-й кн. «Чтений Общ. Ист. и Древн.» за прошлый 1894-й год. 512 Эти 5500 лет и до сих пор остаются в нашей Следованной псалтири, см. в ее месяцеслове 25 декабря. 513 Повесть напечатана в 1-м выпуске Памятников старинной русской литературы Кушелева-Безбородко. Приведенное место на стр. 296, col. 1 sub fin.. 516 И хотя я, – доведу до сведения о. Ледовского, согласен в этом случае с программой учения о русском расколе, выданной для семинарий от Учебного Комитета при св. Синоде. 518 Значит, о. Ледовский не знает, что на повесть о белом клобуке ссылается Суханов в Прении. Это и служит положительным основанием для подозрения, что о. Ледовский незнаком с Прением Суханова и принимает за него Проскинитарий последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

выше, с. 230), где после устроены были для нынешняго дворца кухни». Из дела о построении новой ризницы узна(м, что в 1782 г. для фундамента этой ризницы выбирали бутовой камень из разобранного флигеля для знатных служителей (называемого в деле «бывшим старым дворцом»), а дворцовая кухня, упоминаемая как остающаяся еще целою в издании Краткого описания 1796 г., была разобрана когда-то между 17961802 годами. Относительно флигеля для знатных придворных служителей, если предполагать, что он построен Елизаветой Петровной, остается для нас непонятным то, что в какие-нибудь 2025 лет мог он прийти в такую крайнюю ветхость: или он с первой же минуты после построения был брошен на произвол судьбы, или же, может быть, он и не Елизаветинский, а еще Петровский, современный тому учительскому корпусу, построение которого есть основания усвоять Тихону Писареву. А во всяком случае остается для нас совершенно непонятным, что он не был употреблен для жилья семинаристов (был так худ, что не видели возможности починить? Но если так, то почему же долго не разбирали?). 325 Желающие познакомиться с содержанием библиотеки академии могут читать: в «Истории академии» С. К. Смирнова гл. VI, посвященную речам о библиотеке (с. 279 sqq.), в «Опыте русской историографии» Иконникова (отдел «Библиотека Московской духовной академии»), т. I, с. 723 fin. sqq. и статью И. Н. Корсунского «Библиотека Московской духовной академии», напечатанную в журнале «Книговедение» (1894, 1). Описание 164 рукописей фундаментальной библиотеки, сделанное архим. Леонидом, напечатано в Чтениях Импер. Общества Истор. и Древн. Росс. за 1887 год, а описание 236 рукописей Волоколамских (взятых из Волоколамского монастыря), сделанное иеромонахом (Волоколамского монастыря) Иосифом, напечатано в тех же Чтениях за 1882 г. 326 Один студент второго курса академии (18161820) говорит в своих воспоминаниях, что в его время больница академическая находилась в саду (см. у С. К.Смирнова в «Истории академии», с. 322). Но нужно думать, что воспоминателю изменила память и что сад, виденный им в одно из позднейших посещений академии, принял он за сад, бывший в его время; в 1854 г., когда мы приехали учиться в академию, сад был еще очень молодой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

142 Город Полянина или Поляна ( Πωλεαν νιη, Πολιαν), по-турецки Доиран, находится верстах в 60-ти на север от Солуни, при озере или болоте Полянском. Епархия полянинские есть епископия митрополии Солунской. Как кажется, она есть самая обширная епархия в своей митрополии: на юг к Солуни она простирается включительно по город Лълкъчь или Кукушь (на иностранных картах Kilkitsch и Kelkitsch; по этому второму городу она называется также кугушской). 143 О переселении во Фракию павликиан импер. Константином Копронимом говорит еще Феофан, ed. Paris. p. 360; sub fin. 144 Синодик Бориса, проклиная Богомила, не называет с ним Иеремии (Времени, кн. 21, стр. 8 fin.); в одних сказаниях говорится о попе Иеремии, что он был священником «в навех на Верзиулове колу», а в других это же говорится о Богомиле. 145 Евфими Зигабен пользовался собственно вероучительной книгою богомилов, но она не сохранилась до настоящего времени. 146 Козьма пресвитер не совсем вразумительно пишет: «кланяются же затворшеся в хизех своих, вся пятера врата отверста имуще, яже повелена суть затворити. 147 Другие же, по пат. Каллисту, давали вмещение естественным страстям, что, как кажется, значит, что вели жизнь совершенно распущенную (cfr в Лавр. Троицк. Кормч. 205, л. 397, статьи: «о месалианех, иже суть глаголемии богомилы (или) бабуни» – конец). Анна Комнена, Alexiad. lib. XV, ed. Paris. р. 486, говорит:  τρχα μεν  κοσμικν οκν δοις βογομιλζουσαν,  κκρυπται δ τ  κακν π τν μανδαν  κα τ  κυκολιον,  κα σκυθρπακεν Βογομλος,  κα μχρι ρινς σκπεται  κα  κεκυφ ς βαδζει  κα ποψιθορζει τ ςμα, ταυδθι δε λκος ςν νθεκτος, т. е. не увидишь богомила в мирском платье, но скрыто зло под мантиею и кукулем; богомил высматривает сурово (исподлобья), и закрывается до носу, и ходит сгорбившись (и всегда что-то) шепчет губами, внутри же есть волк. 148 Известны соборы и нарочитые розыскания, бывшие при Борисе III или Бориле в 1210 г. (см. Синодик Бориса во Времен, кн. 21) и при Иоанне-Александре в половине четырнадцатого века (см. житие Феодосия терновск. в Чтен. л. 8). Так как ересь распространена была не только в Болгарии, но я в империи греческой, то и здесь равномерно предпринимаемы были церковные и государственные меры. Весьма строгое преследование на них поднято было императором Алексеем Комненом (1081–1118, см. Анны Комненой Alexiad. lib, XV, ed. Venet , p. 384 sqq; о последующем временя см. Вольфа Hist. Bogomil, p. 34. § XVI sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

у Миня т. 215, послания папы CXXVI и CXXVII, Фесслера Geschichte von Ungarn, изд. 2-го, 1867 г., т. 1, стр. 301 sqq). Посол принес Калияну от папы королевскую диадиму, королевский скипетр и утвержденную грамоту или буллу о королевском сане (у Миня т. 215, стр. 279 и 293; булла ibid 277 sqq), но особенной просьбе посла Балиянова епископа Власия – освященное знамя (ibid. стр. 295) и дозволение бить монету с своим изображением (ibid. стр. 280), и с возложением диадимы торжественно помазал ого на королевство. Это последнее действие совершено было 8 ноября 1204 г. (ibid. стр. 554). Что касается до архиепископа, то папа возвел его в припасы, а ее в патриархи, утверждая, что primas el patriarcba pene penitna idem sonat (примас и патриарх значат почти совершенно одно и то же, ibid. стр. 281); архиепископ торжественно посвящен был легатом в примасы накануне коронации государя, 7 ноября, ibid. стр. 554, – папа прислал ему первосвященнические украшения (именно: caligas et sandalia, amictum et albam, cingnlnmet succinctorinm, orarinm et manipnlom, tnnicam et dalmaticom, cbirothecas et annnlnm, planetam et mitram, ibid. стр. 286), и относительно внешних преимуществ дал дозволение носить пастырский жезл (заметив, что хотя римские первосвященники и не употребляют сего жезла, но что дает право носить его по причине его исторического и таинственного значения, ibid. fin.) и ходить в преднесении креста (ibid. стр. 282). Папа дает архиепископу (возведенному в примасы) и его преемникам право миропомазывать и короновать болгарских королей; также предоставляет ему нарочито прошенное право освящать миро, а равно и oleum catechnmenorum; относительно избрания и поставления его преемников отвечает; что они имеют быть избираемы и посвящаемы собственными митрополитами и епископами Болгарии, но что паллиум имеют получать ив Рима, при чем должны давать обещание верности римскому престолу (ibid. р. 281) [Узнав от епископа Власия, приходившего в Рам с Иоанном капелланом, что епископы болгарские не миропомазуются перед посвящением, папа приказал миропомазать его и потом предписал с легатом, чтобы как миропомазаны были наличные болгарские епископы, так постоянно были миропомазуемы и все будущие (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

691 Приказы – σεκρτα (лат. secretum), Вальсамон у Ралли и П. II, 587, и IV, 533 sub fin., cfr Дюканжа Constantinop. Christ, lib. II, c. XIV, p. 161 (по-русски σεκρτον буквально – таибница, как и переводилось в древнее время, – «таибница царева»). 692 Σακελλριος от σκελλον, которое есть лат. sacellum – мешок для хранения денег, место для хранения денег, казначейство; сакелларий собственно казначей (т. е. нужно думать, что в древнейшее время его обязанности были иные, чем в позднейшее; у императоров сакелларий и в позднейшее время – казначей). 695 Которая, как хранилищница людей, подобно хранилищу денег называлась также σκελλον ( σακλλη, σακλι). 696 Протекдик причислен к пяти первым в позднейшее время (у Ралли и П. V, 409), и так как все чиновники архиерейские считались по пяткáм или пятерицам, то и в числе шести они продолжали называться пятерицей: первая пятерица – πρτη πεντς (ibid. стр. 531 sqq). Эта первая пятерица имела особое название – ξωκατκοιλοι, объяснение которого см. ниже. 699 Говоря об императорских званых или парадных обедах ( κλητρια), Константин Порфирогенит помещает у себя подробный список всех чиновников гражданских и церковных, в каком порядке они садятся за стол, т. е. список с обозначением степеней всех чиновников, – Lib. II, сар. 52, τμ. 3, у Миня в Патрологии t. 112, р. 1346 sqq. В этом списке относительно главного и самого старшего по времени появления исполнительного чиновника патриаршего – эконома (который ещё не называется великим экономом, а просто экономом) находим, что его имя написано дважды, и именно – во-первых, очень высоко, немного ниже митрополитов и епископов и много выше пресвитеров придворных и св. Софии; во-вторых – значительно низко, много ниже пресвитеров, непосредственно после кубикуляриев или комнатных чиновников патриарших ( κουβικουλριοι, стольники и спальники) и непосредственно перед диаконами придворными и св. Софии. Относительно первого или высокого места замечено: καθ τ νν τιμθη, т. е. как ныне (он – эконом) почтён, а относительно второго или низкого места необходимо думать, что оно есть то, которые он занимал до сейчас указанного почтения или повышения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Первые переселения сербов собственного царства сербского, бывшие еще до покорения сего последнего турками, относят к 1404, 1412, 1433 и 1439 годам, см. у барона Чёрнига в его Ethnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, Wien, 1855, S. 152 sqq, и Раича по 2-му изд. т. 3, стр. 268 (cfr 158) и 167. Что переселения эти, т. е. бывшие еще до падения царства, действительно имели место, хотя вероятно были еще и немногочисленны, об этом положительным образом свидетельствуют некоторые официальные документы, напр. грамота венгерского короля Владислава от 1440 г., которая дана была им сербским колонистам, жившим в городе Keve (ныне Kubin, на левом берегу Дуная, против впадения в него Моравы), и которою дозволялось сим последним переселиться из Keve, угрожаемого турками, на остров Csepel (на Дунае, ниже Пешта), см. грамоту в Србском Летописе, издаваемом Матицей србской в Будиме, 1862 г. кн. I. стр. 57. О переселениях после падения царства, совершавшихся большими массами, большею частию под предводительством потомков бывшего деспотского дома или других знатных лиц, см. у Чёрнига ibid. и у Раича ibid стр. 269, 272, 279. Об Арсении Черноевиче у Раича т. IV, стр. 116 sqq. О переселениях босняков и герцоговинцев в продолжение XV-XVI века в Кроацию и Далмацию см. ниже; в конце XVII в. (в 1698 г.) до 40.000 босняков (неизвестно, православного или католического исповедания) выведены были из Боснии в Славонию (в Бродский регимент) австрийским полководцем принцем Евгением савойским, см. Тёммеля Beschreibung des Vilajet Bosnien, Wien, 1867, S. 30 fin. Перенесши свои завоевания за Саву и Дунай в 1521 г., турки непрерывно продолжали их в течение следующих 80 лет, и с таким успехом, что к началу XVII века (к Simvamorok’ckoмy миру 1606 г.) им принадлежали весь Темешварский банат, Срем и вся Славония и наибольшая часть самой Венгрии (в этой последней завоевания турок на западе и северо-западе простирались начиная от Дуная невключительно по г. Nagy Kanisa и включительно по rr. Körmönd, Veszprem, Palota, Dotis (Tata), Neuhäusel (Ersek Ujvar), Neograd u Erlau (Eger). Nobopom военного счастия на сторону австрийцев против турок относится к 1683 г.; после нескольких кампаний, начиная с сего года, по Карловицкому миру 1699 г. австрийцы приобрели от турок всю Венгрию, за исключением Темешварского баната, и всю Славонию с Сремом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Lequien’a Oriens II, 1087 sqq, и впоследствии архиепископ ахридский). Первый, данный греками болгарам, высший предстоятель их церкви везде в известиях называется именно архиепископом, а не митрополитом, см. славянское сказание, о котором в следующ. примеч., и Константина Порфирогенита в Memor. pop. II, 574 и ed. Paris, р. 110 fin. Так как к нему неприложимо понятие архиепископа низшего митрополитов, то оставалось бы предполагать, что он был архиепископом высшим митрополитов, т. е. что греки освободили болгарского митрополита от подчинения патриарху константинопольскому при самом учреждении их митрополии. Но это последнее до крайности сомнительно, и следует думать, что по своему значению архиепископ болгарский был обыкновенный, подчиненный патриарху константинопольскому, митрополит, а получил имя архиепископа, а не митрополита, только потому, что непосредственно перед сим были у болгар переговоры с папою о даровании им архиепископа (как преимущественно вместо митрополита употреблялось это имя на западе и как исключительно употребляется оно в переговорах болгар с папою), т. е. что для обозначения восточного понятия взято было тут западное имя (болгары, которым перед тем папа хотел дать архиепископа, не зная, что на западе архиепископ и митрополит значили одно и то же, требовали и от греков, чтобы и они дали им архиепископа, – и греки дали им митрополита с именем, но не с значением в их восточном смысле, архиепископа). 69 Читаемое в Прологе Троицкой лаврской библиотеки 33, л. 162 об.). Оно напечатано в Древних памятниках русского письма и языка г. Срезневского, Спб., 1863, стр. 259, col. 2 sqq. 70 Древнейший из известных нам писателей, который приводит известие, что первым, поставленным от патр. Игнатия, болгарским архиепископом был Феофилакт, есть Бароний (Annail. Ессиев. ап. 870, n. LII). Он приводит его не как свое, а как чужое известие, и выражает сомнение относительно его достоверности; что касается до оснований, на которых принималось известие, то он их не указывает, а говорит просто affirmant.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

160 Гатти-гумайюн, – что значит законодательный акт, снабженный собственноручным указом государя, – есть султанская грамота, содержащая обещание разных реформ и преимущественно самое коренное улучшение быта христианских подданных империи и полное уравнение их в правах с мусульманами. Он был вынужден у турок перед заключением парижского мира 4856 года (он был обнародован 18 февраля сего года) правительствами их союзников в Крымской войне, французским и английским. Заставив султана quasi – добровольно обещать реформы, правительства – французское и английское хотели предупредить требование этих реформ на предстоявших конференциях о мире со стороны России, и таким образом, предвосхитив у нее инициативу, по возможности парализовать на будущее время ее влияние на христианских подданных империи. Cм. Poзeha Geschichme der Türkei von d. Reform in 1826 bis zum Paris Tractat 1856, Leipzig, 1857, 2 B, S. 232 fin. sqq.Noлhый текст гатти-гумайюна напечатан в русских газетах 1856 года, см. например Московских Ведомостей 26, под рубрикой: с Востока. 161 Один русский путешественник, имевший в 1863 г. возможность поверять мысли греков на месте, говорит: «на болгар напирают с одной стороны латиняне, чтобы привлечь их к унии, с другой американские методисты, чтобы втянуть их в протестантское общество; а в патриархии при сем делается такой арифметический расчет: перейдут болгары к папе или к протестантам, все же останется с кого собирать на нужды великой церкви; а дай им своеродную иерархию, прощай всякий доход, см. дня 1863 г. 7, стр. 19. 162 Мы сказали, что дело началось из-за оброков, собираемых архиереями. Почин принадлежал болгарам епархии виддинской. Быв выведены из терпения поборами своего митрополита (Паисия), которым и вообще были до чрезвычайности недовольны (п ο причине ненавистной роли, которую он играл во время бывшего в Виддине восстания в 1849 г.), виддинцы отправили в Константинополь депутацию с просьбой к султану, чтобы митрополиту, согласно обещаниям гатти-гумайюна, назначено было определенное жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

886 Что Исидор пользовался очень большим авторитетом между епископами, видно из того, что когда умер на соборе патриарх Иосиф (незадолго до его окончания 10 Июня 1439 года), то между епископами кандидатом в патриархи считался Исидор, – История Флорентийского собора стр. 178. 887 Если папа мог действовать посредством подкупа на других епископов, то потому, что другие епископы были совсем нищие. Симеон суздальский в своей Повести о соборе уверяет, что перед отправлением Исидора в обратный путь папа дал ему «много злата» (у Павлова стр. 207). Если это правда, то тут необходимо разуметь не взятку, данную папой Исидору, а заём денег у банкиров, заключённый Исидором при посредстве и при содействии папы. 889 Г. Регель, напечатавший в своих Analecta Byzanmino-Russica (Petropoli, 1891) шесть писем Исидора и в числе их два письма к известному итальянскому гуманисту XV века Гуарино Гуарини, на том основании, что он (Исидор) коротко знаком был с сейчас названным гуманистом, полагает, что и сам он был гуманист, т. е. иначе сказать – человек по образу своих мыслей если не совершенный язычник, то, во всяком случае, такой христианин, для которого не существовало различия между частными христианскими исповеданиями, между православием и латинством, – Prooem. p. XLIV fin. sqq. Но Исидор мог быть коротко знаком с Гуарино, вовсе и не будучи сам гуманистом, а будучи только человеком образованным. Между тем в письмах его к Гуарино нет совершенно никаких указаний на его образ мыслей: не невероятное предположение может оказаться справедливым, чтобы содействовать разрешению вопроса о поведении Исидора, но пока оно – лишь простое предположение. 890 Первый из подписавшихся митрополит ираклийский подписался: ρσας πγραψα, – утверждая подписуюсь; из остальных архиереев половина и в том числе Виссарион никейский подписались: στοιχσας πγραψα, – соглашаясь подписую, другая просто: πγραψα.– Оригинал соборного акта хранится во флорентийской публичной (Медицейской, Лаврентинианской) библиотеке; с оригинала он напечатан в издании Тейнера и Миклошича Monumenta, spectantia ad unionem Ecclesiarum Graecae et Romanae, Vindob. 1872, p. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010