В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди. У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк. 10:13–16 ). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом». Веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в храме были слышны писк и крик младенцев. Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит бывать в храме: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в храме час или полтора она спокойно лежит у меня на руках, и никто нам не мешает…» Но наступает момент, примерно к двум годам, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое причастие и как приступать к таинству. Мне кажется, что тут не стоит мудрить, достаточно сказать: «Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного…» или «Батюшка тебе причастие даст — святое, хорошее, вкусное…» Постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику — как его поздравляют, хвалят, целуют, и потому, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, — он начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие. Если младенец никогда не причащался, и когда его подносят к Чаше, он пугается причастия, как чего-то непонятного, может быть напоминающего ему неприятные ощущения, связанные с принятием лекарства, не надо, мне кажется, заставлять его Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.

http://azbyka.ru/semya/semja-malaja-cerk...

Думаю, я столь же чувствителен, как и ты (или любой другой христианин) к «возмутительным фактам», связанным как со священством, так и с мирянами. Мне в жизни пришлось немало пострадать от глупых, усталых, охладевших и даже дурных священников; но теперь я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать: мне не должно оставлять Церковь (что для меня означало бы оставить служение Господу Нашему) в силу подобных причин; оставить Церковь мне следовало бы лишь в том случае, если бы я перестал верить, и мне не следовало бы уверовать вновь, даже если бы я в жизни не встретил среди церковнослужителей никого, кто не был бы мудр и праведен. То есть я бы отрекся от Святого Причастия: в лицо назвал бы Господа Нашего обманщиком. Если Он — обманщик, а Евангелия — лишь подделка, то есть фальсифицированные рассказы о безумце, страдающем манией величия (а это — единственная альтернатива), тогда, конечно же, то зрелище, что являет собою Церковь (в смысле, священство) в истории и сегодня — просто-напросто свидетельство грандиозного мошенничества. Однако если нет, то зрелище это, увы! — лишь то, чего следовало ожидать: началось это еще до первой Пасхи и веру вообще не затрагивает — разве что в том, что мы можем и должны глубоко огорчаться. Но огорчаться нам следует во имя Господа нашего и за Него, ассоциируя себя самих с беззаконниками, а не со святыми, и не восклицая, что мы никак не можем «принять» Иуду Искариота , или даже нелепого, трусоватого Симона Петра, или глупых женщин вроде матери Иакова, что пыталась «продвигать» своих сыновей . Требуется фантастическая воля к неверию, чтобы предположить, будто Иисус на самом деле никогда не «существовал», и более того — предположить, будто Он не говорил ничего из того, что о Нем написано; настолько невероятно, чтобы в те времена в мире нашелся хоть кто-либо, способный такое «выдумать»: как, например, «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин., 8:58). «Видевший Меня видел Отца» (Иоанн, 9) ; или провозглашение Святого Причастия у Иоанна (Ин.6:54): «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».

http://pravmir.ru/o-slabeyushhej-vere/

Если у человека в душе ничего этого нет – или, что, как правило, бывает, есть, но в слабой, почти исчезающей мере – то первое и главное условие внутренней подготовки к Причастию и будет создание в себе, хоть в малой мере, этого настроения души, этого желания. Исходя из этих определений можно сказать, что препятствием к причащению может служить внутренняя и внешняя неготовность человека к принятию Христа, и она может выражаться в следующих вещах: Теперь указав на безусловные препятствия к причащению, необходимо остановиться на дисциплинарных требованиях нашей Церкви к причастникам. И первое на что хотелось бы обратить внимание читателя, это то, что все эти предписания носят дисциплинарный, а не сущностный характер: дисциплинарные условия Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни. Поэтому, с одной стороны, дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются. С другой стороны, следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах пренебрегать ими не следует. Итак, первое дисциплинарное требование это соблюдение так называемого литургического поста, или поста перед Причащением. Он заключается в том, что христиане с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо по древней церковной традиции принято приступать к Святой Чаше натощак 33 . Причем продолжительность литургического поста не должна быть менее 6 часов 34 . В его соблюдении нет никаких сложностей, поэтому мы перейдем к следующему дисциплинарному требованию – исповеди. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: « Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » ( 1Кор.11:28-29 ). Из уже цитированных нами воспоминаний очевидца евхаристического возрождения в России во времена гонений 20х годов явно видно проблему согласования противоречий между обязательностью исповеди и другими традициями подготовки к причастию при редком причащении в свете частого причащения: «Труднейший вопрос об исповеди, связанный с этим движением, решается различно. Некоторые практикуют общую исповедь, другие – весьма немногие – отделяя оба таинства, разрешают приступать к евхаристии без исповеди. Большинство сохраняет исповедь обязательную и тайную. Так уже в этом центральном вопросе церковной жизни явствует большая свобода, ныне господствующая в ней и отсутствие внешней регламентации» 35 .

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

«Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения не только расторгнутого злом, но без участия самого человека и не восстановимого. Первое препятствие к этому соединению – разлучение двух природ, человеческой и Божественной – устранено самим фактом воплощения. Остаются два других препятствия, связанных с падшим состоянием человека: грех и смерть. Дело Христа – их победить, изгнать из земного космоса их неизбежность: не безоговорочно их уничтожить – это было бы насилием над породившей их свободой, – по подчинением Самого Бога смерти и аду обезвредить смерть и создать возможность уврачевания греха. Так смерть Христова устраняет преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом (выделено мною – П. Д.), а Его воскресение вырывает у смерти ее “жало”. Бог нисходит в меонические бездны, разверстые в творении грехом Адама, чтобы человек смог восходить к Божеству» (профессор В. Н. Лосский ) (13: 262). Кроме того, как можно заключить из слов профессора А. И. Осипова , спасительный смысл исцеления человеческого естества Спасителя в Самом Себе заключается в том, что нужно «самому воспользоваться этим исцелением – на Любовь ответить любовью, и разумно причаститься этой, уже исцеленной Богом, новой, бессмертной Богочеловеческой природе»? Но каким конкретно образом можно «разумно причаститься…»? Это было бы понятно, если бы речь шла о собственно таинстве Причащения. Действительно, принимая в себя исцеленную Плоть, люди и сами исцелялись бы. Но, с другой стороны, ведь известно, что Иисус Христос еще до Своей Крестной смерти сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6: 54, 56 ). Если же исцеление человеческого естества Спасителя произошло до Крестной смерти, то тогда в чем же вообще заключается смысл Этого Величайшего События – Крестной смерти? Может быть в примере послушания или в этическом (моральном, нравственном) аспекте? Но тогда при чем же здесь Искупление, о котором, говорится как в Священном Писании, так и св. отцами, например:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

275 Молодёжь у протестантов – это обычно особая группа, которая, кроме общих собраний, собирается отдельно и держится вместе. 276 Впрочем, хочу заметить, что святость и чистота души истинных православных, которых я встречал, многократно превосходит «святость» лучших протестантов. 277 Да и то, человек может не знать себя и не понимать, что в определённых условиях он вполне будет способен украсть, если от этого будет зависеть его благосостояние или жизнь. 278 Кстати, в качестве эпиграфа к своей главе о монашестве, он поставил стих из Захарии 13:4: «...и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать», чем недвусмысленно назвал монахов обманщиками. 279 Таким исключением является святая гора Афон, где подвизаются монахи-мужчины. Да и то, туда закрыт доступ не всем, а только женщинам. 282 Говение – церковное понятие, которое включает в себя подготовку к причастию (пост, молитву и пр.), Исповедь и само Причастие. 283 Да, протестанты творят милостыню – раздают гуманитарную помощь и продукты питания с Запада, но все такие акции связанны только с попыткой привлечь и обратить людей в свою веру. Когда немцы привозили баптистам одежду «second hand» для раздачи людям в одном посёлке, то мы её раздавали не иначе как тем, кто пришёл и побыл на нашем собрании. 285 Особенно при цитировании Писания, когда на одних местах Библии ставится огромный акцент, а другие вовсе не замечаются, что приводит к сильному искажению библейского учения. 286 Так любят называть протестанты последнее повеление Христа, данное Апостолам перед Своим Вознесением на небеса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). 287 Иоанн Креститель был именно пустынником, как написано «был в пустынях», и отшельником, ибо слово отшельник значит «отшедший» (от людей). 288 Для протестантов такое поведение соблазнительно. Православие же вмещает в себя огромную широту проявления и действия Духа Святого, понимая и одобряя такое полное посвящение себя молитве и безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   Да, конечно, это прежде всего прошение о том, что нам нужно для жизни, о самом простом, необходимом и насущном: о хлебе, о пище, о воздухе, обо всем том, причастие чему претворяется в нашу жизнь. Но это не все. «Дай нам» это значит, что последний источник всего этого для нас — Сам Бог, Его любовь, Его забота о нас; от кого бы и как бы мы ни получали дар — все от Него. Но это значит также, что и последний смысл этого дара или этих даров — Он Сам.    Мы получаем хлеб, мы получаем жизнь, но для того, чтобы раскрыть смысл этой жизни. И смысл этой жизни в Боге, в знании Его, в любви к Нему, в общении с Ним, в радостной Его вечности и той жизни, которую Евангелие называет «жизнью... с избытком» (Ин.10:10).    Боже мой, как далеки мы от маленького и слепого крота, имя которому Фейербах. Да, конечно, как говорил он, человек есть то, что он ест. Но ест он дар Божественной любви, но приобщается-то он свету и славе и радости, но, живя, он живет всем тем, что даровал ему Бог.    «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Дай нам в любви Твоей все это сегодня, дай нам не просто существовать, но именно жить, той полной, осмысленной и в пределе Божественной и вечной жизнью, для которой Ты создал нас, которую Ты дал и вечно даешь нам и в которой мы узнаем, и любим, и благодарим Тебя. Беседа 6    «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Так по-церковнославянски звучит пятое прошение той главной христианской молитвы, которую мы находим в Евангелии и которую Сам Христос оставил своим последователям. По-русски это прошение можно выразить так: «И прости нам наши грехи, потому что и мы прощаем тех, кто согрешил против нас».    Заметим сразу же, что в этом прошении соединено сразу два акта — прощение наших грехов Богом связано с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). И конечно, именно тут, в этой связанности, в этом соединении — глубокий смысл этого прошения молитвы Господней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2628...

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость " заочного отпевания " и кремации Екатеринбург, 14 марта 2006 г . Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики " заочного отпевания " и кремации. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Сол.4, 13-14) Дорогие братья и сестры! В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека. К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

http://pravoslavie.ru/16621.html

Враги Христовы, услышавши о такой встрече Иисуса Христа, вознегодовали и положили Его убить после праздника, когда разойдется народ по домам. Они боялись, что народ побьет их камнями. Тогда пришел к ним Иуда предатель, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали предателю тридцать серебренников. Иуда предал Иисуса Христа льстивым целованием в руки служителей первосвященнических и воинов. Они взяли Иисуса Христа, связали и привели к архиереям Анне и Каиафе, куда собрались старейшины народа. Эти начальники Иудейские сотворили неправедный суд над Иисусом Христом и признали Его, Невинного, повинным смерти. Тогда начали издеваться над Ним, плевать на Него, закрывать лицо, бить по голове, и говорить: «прореки, кто Тебя ударил?» Надругавшись над Ним, связанного привели Его к правителю Пилату и принудили его осудить Христа на распятие. Это было в пятницу. Иисус Христос был наг повешен на кресте между двумя разбойниками. И померкло солнце, и была тьма по всей земле три часа. После великих страданий Господь Иисус Христос предал дух Свой Отцу – и так страданиями Своими совершил Он спасение людей и исполнил волю Отца Своего, «послушлив был Ему даже до смерти». И сделалось великое землетрясение, завеса в храме раздралась пополам, камни расселись, гробы открылись, многие тела усопших Святых восстали и явились многим. К вечеру умерший был снят со креста и погребен в новом гробе. В третий день Иисус Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. По воскресении Своем Он многократно являлся тем, которые ходили с Ним, и беседовали с ними о царствии Божием. В сороковой день по воскресении Своем Он вознесся на небо, о6ещавши Апостолам пребывать с ними до скончания века и послать им Св. Духа. Вознесшись на небо, Иисус Христос воссел одесную Отца, чтобы царствовать со Отцем и Святым Духом и на небе, и на земле. В пятидесятый день по воскресении Своем Иисус Христос послал от Отца Святого Духа, Который сошел на Апостолов в виде огненных языков. Исполнившись Св. Духа, Апостолы стали говорить разными языками, творить чудеса и проповедовать всем людям о Христе, что Он есть Сын Божий, обещанный от Бога и предвозвещенный пророками, избавитель мира и будущий Судия живых и мертвых. Затем Апостолы пошли по всем народам, учили, творили чудеса и крестили веровавших. Они устрояли церкви, как заповедал Иисус Христос и научил Дух Святой; поставляли по городам и селам епископов и священников для совершений тайн крещений, миропомазаний, причастий и других спасительных таинств. В последний век Иисус Христос опять придет на землю со славою судить живых и мертвых. Тогда все мертвые воскреснут, живые изменятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Говорил святой Иларион тому отроку: " Иди, сын мой, тебя кличет мать твоя . И поднялся отрок здравый и пришел к матери своей. Тогда встал святой Иларион и ушел в другое место А рабыня та схватила отрока, привела его к государыне своей А она расспрашивала об его исцелении. И та описала все приметы (Илариона), а также язык. И женщина стремглав вошла к мужу своему и поведала ему и показала ему отрока. Тут правитель спешно повелел стеречь городские ворота и разыскать оного святого. И нашли его за воротами, выходящими на восток, ибо не смог бы он скрыться в городе, основанном на горе. И приверглись всякие к ногам его, а он, блаженный благословил их и поднял. Тут же известили правителя того и вышел он навстречу ему и пал пред ним и лобызал стопы его А он, блаженный, благословил его и воздвиг. И ввел правитель его в дом свой и молил святого Илариона выбрать желанное ему место и остаться в нем. Он же избрал место удобное и тихое, и построили ему на том месте церковь. И просил его святой не докучать ему непрерывными посещениями, и дал знать о том, чтобы не подавали ему ничего, кроме черствого ломтя и бобов. И многие возревновали к подвигам его и из рук его приняли монашество. IX. Некий диакон фессалоникийский пошел в собственный виноградник, и схватили его язычники и забрали в полон Вспомнил он святого Илариона и обратился к нему с молитвами своими. И в ту ночь, лежа связанный, привиделся ему святой и говорил ему: " Встань, диакон, не страшись " . И как только проснулся, нашел себя свободным от вервей. И встал он и прошел сквозь отряды, и не признал его никто. Прошел он и стал разглашать (об этом) чуде, о том же поведал и оному святому. Затем святой призвал того правителя и говорил ему: " Будь здрав, ибо приветил ты меня, убогого и грешного странника, да одарит Господь тебя за любовь твою. Будь скор в привечании монахов и избегай обирать убогих и благоволи странникам и нищим " . И многому прочему наставлял его, и удалился. X. И вошел он в келью и запер за собою дверь. И когда настала суббота, созвал он учеников своих, благословил их и долго наставлял. И причастился к таинству Господа нашего Иисуса Христа и испустил дух свой святый.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Греческое слово ekklesia, означающее « церковь », «собрание людей», происходит от глагола ekkaleo – «призывать». Христианская церковь – это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им. Но Церковь – не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма индивидуумов. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое тело, неделимый организм: «Человечество, воссоединенное со своим божественным началом во Христе, есть Церковь – живое тело божественного Логоса, воплощенного... в богочеловеческой личности Иисуса Христа, – пишет Вл. Соловьев. – Это тело Христово, являющееся сперва как малый зачаток, в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском богочеловеческом организме». 141 Наименование Церкви телом Христа принадлежит апостолу Павлу: «...Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:13, 27 ). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа в евхаристическом хлебе и вине мы соединяемся с Ним и становимся в Нем одним телом: «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолеваем нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами неделимого организма, связанными между собой союзом любви. Ветхозаветным прообразом Церкви был израильский народ, избранный Богом и отделенный от других народов. Признаками принадлежности к ветхому Израилю служили национальность и обрезание, к новому Израилю-Церкви – вера во Христа и Крещение. Ветхий Израиль был полком во главе с Богом-Предводителем, новый Израиль является стадом во главе с Христом-Пастырем (ср. 1Пет. 5:1–2 ). Ветхий Израиль странствовал по пустыне в ожидании земли обетованной, новый Израиль странствует по земле обетованной в ожидании и предвкушении Царства Небесного, которое во всей полноте откроется только после «скончания века», то есть в будущей жизни, но которое уже сейчас начинается для людей в Церкви. Небо на земле

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010