Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку? Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир. Фото: Ю.Костыгов/Expo.Pravoslavie.Ru      В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

http://pravoslavie.ru/82394.html

Причащение. Фото: А.Горяинов/Expo.Pravoslavie.Ru      Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства . Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением. Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится. В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

http://pravoslavie.ru/82394.html

Православные паломники из Ингушетии побывали на Святой Земле 7 ноября 2015 г. 23:19 С 19 по 26 октября 2015 года по благословению епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама состоялась поездка на Святую Землю православных жителей Республики Ингушетия. В состав группы, которую возглавил благочинный Магасского церковного округа иерей Андрей Миссюра, наряду с прихожанами Покровского храма Ново-Синайского мужского монастыря вошли представители казачества и члены семей военнослужащих войсковой части, расположенной в станице Троицкая. Поездка состоялась при поддержке Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, главы республики Ю.Б. Евкурова, а также паломнической службы «Град Креста» Ставропольской епархии . Паломничество началось с посещения Вифлеема, где православные жители Ингушетии молились за Божественной литургией и причастились Святых Христовых Таин на месте рождения Спасителя. Также в Вифлееме паломники посетили Поле Пастушков и монастырь преподобного Феодосия. Побывав в монастыре Саввы Освященного в Иудейской пустыне, верующие прибыли в Иерусалим, где молились у гробницы Божией Матери, посетили Гефсиманский сад, храм равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы и Русский Горненский женский монастырь. 23 октября гости из Ингушетии были приглашены на прием к Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу III , который тепло приветствовал паломников и подарил им памятные сувениры. В этот день в Иерусалиме верующие посетили также темницу, где Иисус Христос был заточен перед распятием, прошли Крестным путем Господа, молились у Порога Судных Врат. В ночь с 24 на 25 октября паломники молились за ночной Литургией у Гроба Господня, где причастились Святых Христовых Таин. В ходе поездки было совершено омовение в Иордане на месте Крещения Спасителя. Православные жители Ингушетии посетили также гору Искушений, храм в честь пророка Елисея, дерево Закхея, гробницу Лазаря Четверодневного, Галилейское озеро, монастырь преподобного Герасима Иорданского, храм великомученика Георгия Победоносца, место Преумножения хлебов и рыб, место восстановления Петра в апостольстве, храм Двенадцати апостолов, источник Марии Магдалины, гору Фавор, монастырь Преображения Господня, храм Благовещения Девы Марии, дом Георгия Победоносца, пещеру, где апостол Петр увидел сон о чистом и нечистом, место воскрешения Тавифы и другие места, связанные с событиями Священной истории Нового Завета. На протяжении всей поездки паломники молились Господу и Пресвятой Богородице о преумножении мира и любви на Кавказской земле. «Гора Господня» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В то время, когда народ приносит искреннее и глубокое покаяние в своих грехах, некоторые из богомольцев видят на солее Спасителя благословляющим народ и разрешающим его от всех грехов. Об этом недавно сообщалось даже и в печати. Вот каков религиозный подъем духа народа в эти минуты, вот каких размеров достигает его напряжение!Затем последовал вынос Пречистых и Животворящих Тайн Христовых. После громогласного прочтения всеми молитвы: " Верую, Господи, и исповедую " , началось причащение Тела и Крови Христовых, благодатно приемлемых очищенными и примиренными с Богом душами. Что делалось кругом в это время? Народ устремился волной к святой Чаше. Сколько благоговения, восторга, тихой радости можно было видеть и читать на лицах всех. Какие сцены, нигде даже невиданные мной, постоянно повторялись здесь.Вот что я видел и слышал:– Господи, сподоби причаститься Святых Тайн.– Дорогой, золотой батюшка, причасти.– Батюшка-голубчик, причасти.– Батюшка, причасти. Я больная. Почки болят. Умираю.– Батюшка, и я нездорова, причасти.– Батюшка, причасти; две недели не причащалась.Вот стоит старушка на коленях в стороне, недалеко от отца Иоанна, и просит необыкновенно жалобным старушечьим голосом, едва произнося слова своим беззубым ртом:– Батюшка, причасти.Она как бы замерла, застыла в этом положении. И кажется, никто не услышит ее в этом всеобщем почти смятении и шуме. Но вот услышана и она.– Боженька, причасти,– вдруг я слышу недалеко от себя.– Я не Боженька, а простой человек,– спокойно, без всякого волнения и смущения, но твердо и решительно отвечает отец Иоанн.Вся окружающая атмосфера была наполнена ласковыми словами, обращенными к отцу Иоанну. Она как бы была вся соткана из этих одних слов. Приносят детей причащать. Там вдали где-то раздается вдруг шум, напоминающий собой почти штурм или баталию. Это посадские хотят пробраться через всякие решетки и через ряды полиции, чтобы причаститься. Некоторые, более дерзновенные и храбрые, оттеснивши простых, робких деревенских мужичков, успевают уже пробраться к самым ногам отца Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1224...

Текст Новопросвещенный царь Вавилонский, когда восхотел веру христианскую открыти и пострадати, тогда призва митрополита, иже во внутренней его молитвенней храмине сотвори св. литургию и причасти его св. тайн, и предаше себе царь Вавилонский на смерть мученическую. Замечание Благоверный царь Иоанн призывает митрополита, а не беглого попа; законно совершается во внутренней молитвенной храмине его божественная литургия, и самая храмина могла быть освящена. Текст Святой Ермолай пресвитер, крыяся от царя Максимиана, в малом некоем доме во внутренней клети литургиса, и причасти юношу Пантелеймона. Замечание «Ермолай святой, возвратился в дом, крести юношу во имя Отца и Сына и Святого Духа, и соверши святую литургию во внутренней клети своей». В своей клети, которая была освящена, в которой было епископское благословение, по чину церкви; ибо Ермолай крылся от царя Максимиана, а не от епископа. Чет.-Мин. Июля 29 дня. Текст По убиении св. Лаврентия взяша христиане тело его, несоша в пещеру и творяху всеночная моления; а св. Иустин пресвитер литургиса и причасти всех святым тайнам тела и крови Христовы. Замечание И св. Иустин, совершивый божественную литургию при мощах св. мученика Лаврентия, совершил так, как церковью было установлено. Он не презирал церкви и епископов, ибо над телом ревностного последователя святому папе Сиксту, архидиакона его, божественную литургию совершил. Чет.-Мин. Августе в 10-й день. Текст Св. Папа Маркеллин, крыяся от мучителей в некоем доме, помаза крещенного диаконом Сисинием Апрониана Комминтарисия миром, и совершив святую литургию причасти его св. тайн. Замечание Вот подлинные слова Четьи-Минеи: «таже веде (Сисиний) его (Апрониана) ко св. Маркеллу папе; той же миром святым помаза новопросвещенного и, совершив св. литургию, причасти обоих, и всех тамо бывших». Есть ли хотя слово о доме? Чет.-Мин. Июль в 7-й день. Текст Святой Лукиан пресвитер, сидя в темнице за имя Исус Христово; и приспевшу празднику Богоявления Господня, вождел святый, дабы сам и сущий с ним были причастницы св. тайн; и устрой Бог , яко неции от верных принесоша в темницу хлеб и вино. И рече святый верным: «обступите меня окрест, и церковью будете; врую бо Богу, яко лучше и благоприятнее ему будет церковь живая, неже от древа созданная». Обступившим же его всем, рече: «совершим литургию и причастимся божественных тайн». Реша же ученицы его: «где, отче, к совершенью святых тайн хлебе положим? стол бо несть зде». Святой же Лукиан, будучи связан, лежа на чрепинах, лицом горе, рече: «на персех моих положите, да буду живой престол живому Богу». И тако в темнице на персях святого совершися божественная литургия со всеми принадлежащими ей молитвами чинно, яко же подобает, и вси быша причастницы св. тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– Батюшка, причасти. Я больная. Почки болят. Умираю! – Батюшка, и я нездорова, причасти! – Батюшка, причасти: две недели не причащалась! Там вдали где-то раздается вдруг шум, напоминающий собою почти штурм. Хотят пробраться через всякие решетки и через ряды полиции, чтобы причаститься. Некоторые успевают уже пробраться к самым ногам о.Иоанна. Но, увы! батюшка их не только не причастил, но еще и пригрозил, что в случае нового штурма он отлучит их даже от Св. Причастия на три месяца. Сколько я слез видел, стоя рядом с о.Иоанном. У некоторых слезы брызгали моментально в тот момент, когда они подходили к Чаше. Как бы какой источник у них открывался сразу. Умиротворенные все отходили от Чаши. А там вдали медленно двигалась вперед, наступая на передние ряды, темная серая масса. Думалось, и конца ей не будет. Более двух часов продолжалось причащение многочисленного народа. Вот Св. Дары унесены в алтарь. Когда Св. Дары были перенесены на жертвенник, о.Иоанн припал к ним и долго так стоял. Потом он встал и опять припал. После благодарственной молитвы о.Иоанн вышел на амвон с крестом и радостным возгласом поздравил всех с принятием Святейших Таин Христовых, вовеки служащих освящением и очищением душ наших. Сияющий радостью народ с беспредельной и восторженной любовью к своему дорогому наставнику единодушно, искренно, горячо благодарил его за поздравление... Все спешили по домам, чтобы встретить там дорогого пастыря, ежедневно посещающего своих пасомых в квартирах для приезжающих... Когда мы собрались домой, было уже почти двенадцать часов. А иногда в Андреевском соборе богослужение с пяти часов утра продолжается, благодаря массе причастников, даже до полчаса третьего. Не долго мы оставались дома. Едва успели выпить по стакану чаю, а кто и просто так холодной воды, как надо было спешить в фотографию. Отец Иоанн дал нам слово сняться с нами. Вот мы и на месте. Восторгам нашим не было конца. Отец Иоанн разговаривал неутомимо то со всеми вместе, то с каждым порознь. Во время возни с нами фотографа разговор не прекращался. Отца Иоанна спрашивали то об одном, то о другом. Но вот один из наших спутников задал ему такой вопрос: как смотрит о.Иоанн на монашество? И благословит ли он его избрать этот путь жизни? Предложенный вопрос был и мой жизненный, жгучий вопрос...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Текст Святой Феодор епископ Едесский, посещая пустынников, по просьбе одного преподобного Иоанна, соверши в вертепе его святую литургию и причасти его святых тайн. Замечание И в вертепе может быть устроена церковь . Притом и здесь епископ, а не простой беглый поп. Епископы, по тогдашнему управлению церквей, имели от соборов право совершать божественный литургии везде по своему усмотрению, с соблюдением, впрочем, всего того, что требовалось по чиноположению, по правилам св. отец, – и епископы не самочинничали. Чет.-Мин. 1юль в 9-й день. Текст Кроме же гонения. Егда обрете некий игумен в горе триех жен, тогда по просьбе повел пресвитеру и соверши в вертепе их св. литургию и причасти св. тайн. Замечание Виждь: пресвитер совершал божественную литургию не самочинно, а со власти игумена, который так же был под властью епископа. Чет.-Мин. Сент, в 1-й день. Текст Святой Марко пресвитер обрете на острове морском жену с сыном, иже крести сына ея и соверши в келии их святую литургию. Замечание Сам увещатель не говорит, чтобы и св. Марко совершил св. литургию без воли епископа своего, без св. антиминса, с нарушением церковных правил; а Пролог вот что говорит, между прочим: «Марко черноризец, пришед в корабль, взем ризы и хлебы служебныя и пришедши ко источнику, огласив сына жены и всю службу по ряду содеяв, крести его и, сотворшу молитву и божественную литургию, причастишася обе» и проч. См. Пролог Мая в 30-й день. Текст Святой Варлаам священноинок, егда крести царевича Иоасафа, тогда в ложнице его соверши святую литургию и причасти святых тайн. Замечание К сему прибавить, что увещателем опущено. «Посла к некоей братии, в той же пустыне живущей, принести потребная на совершение божественныя литургии, принесенным же ему (Иоасафу) яже на потребу ко св. жертве, соверши Варлаам божественную службу, и быша оба причастницы св. тайн». Текст Он же св. Варлаам, егда обрете его Иоасаф, тогда в келии соверши святую литургию и причастишася святых тайн. Замечание Сие прибавление из жития преподобных объясняет, как совершена была божественная литургия. При ней было все потребное для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010