Об истинной пище Сам Спаситель благовествует нам: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, копюрый Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:48–51 ). Как Христос делает жизнь христианина подобной Своей? Этот момент христианского учения является камнем преткновения для многих. Христос – Бог , и уже по самому рождению Своему отличен от нас, говорят некоторые. Что же тогда удивительного в Его господстве над природой и миром? Как Он может взять мою жизнь и сделать ее Своей? В Евангелии сказано: Рожденное от плоти есть плоть ( Ин. 3:6 ), а я не могу уничтожить своей зависимости от плоти в рождении. И даже если я буду подражать Ему, такое подражание не уничтожит моего основного – рождения от плоти. Своим образом, Своим примером Христос может улучшить мою жизнь, усилить в ней добро, но как возможно ее коренное изменение и спасение? Так на протяжении веков человеческая мысль разделяется, соблазняется о Христе. Как следовать Его примеру, если в этом Человеке жил и действовал Бог? Здесь возникает величайший из всех соблазнов христианского сознания – желание упростить Евангелие, превратить его в книгу либо только о Боге, либо только о человеке. Но всякий поступающий так в своей совести и разуме знает, что он обманывает себя, что сознательно выбирает в Евангелии только то, что согласен исполнять. Он знает, что само Евангелие так соединяет Бога и Человека во Христе, что все совершаемое человеком оно относит к Богу, и все Божественное являет через Человека. Видящие Его видели Бога, но видели Его в Человеке Иисусе. А если это так, то, по-видимому, именно в этом неповторимом и таинственном соединении человека и Бога в одном Человеке призывает нас Евангелие искать исцеления и спасения каждой жизни и всего мира. И как только мы без лукавства и упрощения принимаем основное утверждение Евангелия о том, что Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ) соглашаемся в Богочеловечестве Христа искать ответа на все наши недоумения, нам открывается все спасительное значение Воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Позорное рождение и незнание «нищим» своего плотского отца есть единственная черта этих глав, имеющая значение для последующего учения какого-то нищего-бродяги». Представляем самим читателям разобраться в этом Толстовском хаосе и осмыслить данную бессмыслицу. А мы с со всей стороны только заметим, что желание автора осмеять Евангельского Христа подвергает осмеянию и осуждению самого автора – Толстого! Злая мудрость есть безумие. «О детстве «нищего-бродяги» (т.е. Толстовского героя), вообще передается только то говорит Толстой, что и без отца он рос, мужал и становился разумен не по годам. Так что видно было, что Бог любил его. В частности, из всего детства его передается один только факт о том, как он пропал, когда Мария и Иосиф были у праздника в Иерусалиме и как его нашли в храме с учителями. Он слушал и спрашивал, и все дивились его разуму. Мать стала упрекать его за то, что он ушел от них, за то, что они искали его. А он сказал ей, чего же вы искали? Разве не знаете, где искать всякого человека – в доме Отца. У меня ведь нет отца – человека, стало быть Отец – Бог. Если бы вы искали меня в доме Отца моего – в храме, вы бы нашли меня. Рассказ этот, кроме указания на необыкновенный в детстве разум «нищего», особенно ясно выставляет тот единственный ход мысли, по которому умный, заброшенный ребенок, видавший вокруг себя детей, у которых у всех есть плотские отцы, и не знавший себе отца плотского, признал Отцом своим начало всего – Бога» (11,46–47). Далее излагается история 12-летнего мальчика в храме Иерусалимском. После долгих поисков «Мать увидела его (в храме) и говорит: «Что ты с нами сделал, вот мы с отцом твоим горюем, ищем тебя». А он сказал им: «Где же вы искали меня? Разве не знаете, что сына надо искать в доме отца». И они не поняли слов его». «Не поняли того, что он, зная, что плотского отца у него не было, одним отцом своим считал Бога. И после этого «нищий» жил у Матери и слушал ее во всем, и подвигался и в возрасте, и в разуме, и был в милости у Бога и людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Попросим у Бога, чтобы Господь даровал нам наперед силы идти к Нему, чтобы этот путь всегда был путем возвышения – не путем измены или отступления, а путем преображения и соединения с Богом. Аминь. О смирении и дерзновении души 156 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Лк. 18:40–41 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в Рождественские дни, мы слышим в первом евангельском чтении о бегстве Спасителя в Египет, когда праведный Иосиф «встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода». 157 Это бегство в Египет имеет много значений. Оно показывает нам смирение родившегося Спасителя, силу злобы века сего, которой не всегда полезно противостоять и разумней бывает отступить. 158 Но в этом отступлении есть своя сила – сила Спасителя, Который, оказываясь в Египте, на чужбине, в то же время освящает и те удалённые пределы. В этом бегстве есть сила Промысла Божия, Который ведет человеческую душу ко спасению. Мы с вами замечали, что в нашей жизни встречаются обстоятельства, которые имеют непреодолимую силу. Есть обстоятельства, которые могут повергнуть в уныние, в печаль, в отчаяние. Есть обстоятельства, которые как бы требуют от нашей души, чтобы она стала роптать, унывать, осуждать, чтобы она стала искать земную справедливость. Но Господь через бегство в Египет учит нас, чтобы мы не искали земной правды, а искали правды небесной. Он показывает нам, что важна не земная сила, а есть Сила Небесная. Бегство в Египет побуждает нас не искать свою волю, а полагаться на волю Божию. Бегство в Египет является примером того, что мы должны смириться и возложить упование на Бога. Мы в свое правдоискательство не должны вкладывать ничего своего. Отыскивая правду, мы должны молиться и уповать на Бога. Обращаясь к Богу в молитве, возможно, мы не должны предлагать Ему никаких решений и сценариев своего видения, но лишь смиренно просить о том, чтобы в жизни явилась воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Размышления о том, подлинно ли Он Христос, и выводы о Его происхождении дошли до Господа. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Мысль, содержащаяся в этом упреке, такова. Люди, дерзающие рассуждать о происхождении Господа, воспринимающие Его как жителя Назарета и сына Иосифа, на самом деле не понимают истины. Потому что Господь не Сам возомнил Себя Сыном Божиим, но послан Отцом Небесным. От Бога Отца Иисус Христос получил и все полномочия. Но, к сожалению, иудеи не знают Бога, Пославшего Его, значит, не могут знать ничего и о Сыне Божием. Жители Иерусалима, считавшие себя не только законопослушными гражданами, но и глубоко верующими людьми, весьма оскорбились таким утверждением Господа и искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. В простых и смиренных строках Святого Евангелия, тем не менее, ярко проступает Божественная сила Иисуса Христа. Та сила, которая успокоила неистовство толпы и удержала людей от бесчинств в храме. Та сила, которая, несмотря на страстное желание убить, отомстить, не позволила даже прикоснуться к Господу. Та сила, которая еще и еще раз в видимом умалении Сына Божия возвеличивает Пославшего Его Небесного Отца. Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Господе нашем Иисусе Христе все проявляется в высшей степени. Он говорит: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня. Не Себе пришел Господь искать славы, а Отцу Своему. Не Свою проповедует волю, а волю Отца Небесного. И весь земной путь Господа пронизан величайшим смирением, которому нам просто необходимо учиться. Если Сам Господь во всем уничижал Себя, чтобы показать Бога Отца во всем величии и славе, то как мы, грешные и неправедные, можем еще что-то помышлять о своем пути и своих дарованиях. Да нет у нас ничего своего! А то, что имеем, попущено Господом, ниспослано по величайшей Божией милости. Так как же после этого тщеславиться, как возноситься и искать земной славы?! Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Рождественские гимны называют Бога розой, лилией долин, прекрасным цветком, потому что так называет себя жених в библейской свадебной поэме «Песнь песней»: «Я роза Шарона, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (в русском синодальном переводе Библии, правда, «нарцисс», но в том переводе, который читал Андерсен — роза). В «Песни песней» невеста ищет жениха, совсем как Герда ищет Кая: «Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя… нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей». Похоже, правда? Эту библейскую книгу традиционно толкуют как иносказание, притчу о том, как человеческая душа ищет Бога: душа — невеста, лилия среди шипов, Бог — жених, драгоценная роза. Ганс Христиан Андерсен Как бы ни была прекрасна белоснежная зима, люди всегда представляли себе рай как цветущий сад. Вот и у Андерсена розы — это хорошо, а снежинки — плохо. Розы — любовь, снежинки — холодный расчет. Как бы ни было обидно за ни в чем не повинные снежинки, нельзя забывать, что время написания «Снежной королевы» — расцвет романтизма, и Андерсен, конечно, тоже романтик. Композитор Роберт Шуман (который, кстати, был знаком с датским сказочником и написал несколько песен на его стихи) обронил как-то фразу, которая стала девизом романтического поколения: «Разум ошибается, чувство — никогда». В этой картине мира холодный рассудок не годится для постижения самых главных вещей в жизни.  Снежинки безупречны, этим они и провинились в глазах Андерсена. Их красоту можно просчитать математически, проанализировать, подчинить. Розы — несовершенны, они живые, и этим не нравятся Каю: «Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая!» Красота роз не поддается бессердечному анализу, чтобы увидеть ее, нужна любовь и интуиция. Эту красоту надо искать и находить, как ищет невеста жениха в библейской «Песни песней», как ищет Герда — Кая.  Что за песню поет Герда?

http://pravmir.ru/gerda-ishhet-kaya-a-na...

Слушание есть знак потребности знания, любви и расположения к нему, а спрашивание есть доказательство самостоятельного размышления и разумного усвоения слышанного. Необходимо и то и другое, вместе. Иисус и слушал, и предлагал вопросы, и когда к нему учители обращались с вопросами, Он отвечал на них с смирением, скромностию и разумною основательностию. Итак, Иосиф и Мария нашли его в храме. Когда Мария со скорбию спросила Его: «Сын мой, зачем ты так поступил с нами?» ( Лк.2:48 ), то Он с невозмутимым спокойствием дал ей такой ответ: «ужели вы не знали, что мне подобает быть в том, что принадлежит Отцу моему?» ( Лк.2:49 ). Да, они могли и должны были знать, где находится дитя их, куда влекла его природная склонность, и где они могли искать его наверное. Родители должны знать господствующую наклонность своих детей. Благо вам, дети, если и ваши родители имеют основание искать вас в дому Бога, если они находят вас за благочестивым чтением, за тихою молитвою, за полезными занятиями, если и вы всегда можете с таким же спокойствием отвечать: «я должен быть в том, что Господа Моего есть» ( Лк.2:49 ), т.е. я считаю своею главною обязанностию заниматься тем, что относится к познанию Бога и Его закона, что благоугодно Ему и согласно с Его святою волею. Пусть же этот пример Иисуса во храме, Его склонность к изучению закона божия, Его необычайная при сем внимательность, Его скромность и благопристойность в вопросах и ответах, – пусть все это послужит для вас новым побуждением, с большею охотою и рвением относиться к преподаваемому вам учению, какой бы науки это ни касалось, в особенности же к учению о вере и нравственности, дабы научиться лучше исполнять обязанности к Богу и ближним и, по примеру Иисуса, возрастать в мудрости, в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). Аминь. IV. Послушание Мы пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисус во храме, говорится далее в евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет, и был у них в послушании. – Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой, бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста, незаметно для мира, совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы в праве назвать эту тихую и скромную Назаретскую хижину образцовою школою юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу пойдем мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего божественного учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером – это послушание. «Он был послушен своим родителям», – говорится в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Старца Симеона мы называем Богоприимцем. В это же время была в Храме 84-летняя вдова, Анна пророчица. Она также славословила Бога и говорила всем, что Младенец Иисус есть обещанный Спаситель. (Праздник Сретения Господня 2 (15) февраля). 27. Поклонение волхвов. Бегство Святого Семейства в Египет и возвращение в Назарет. Отрок Иисус во Храме Мф.2:1–23 ; Лк.2:39–52 . Около времени рождения Иисуса Христа пришли с Востока в Иерусалим волхвы, то есть мудрецы, и расспрашивали: «где родившийся Царь Иудейский?» «Мы видели, говорили они, звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Расспросы волхвов смутили царя Ирода. Он спросил у книжников: «где должно родиться Христу?» – Ему ответили: в «Вифлееме; так написано чрез пророка». Тогда царь сказал об этом волхвам и просил их: «когда найдете Младенца, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы пришли в Вифлеем и увидели, что необыкновенная звезда, которая явилась им на востоке, стоит над одним домом. Вошли они в этот дом, нашли там Младенца с матерью Его, поклонились Ему до земли и поднесли дары: золото, ладан и смирну. Они хотели было идти в Иерусалим и рассказать царю о Младенце, но в следующую ночь во сне получили откровение от Бога не возвращаться к Ироду и другим путем ушли в страну свою. Когда Ирод узнал, что волхвы возвратились домой, то приказал избить в Вифлееме и в пределах его всех младенцев от двух лет и ниже. Он надеялся убить в числе их и Христа. Но, по повелению Божию, Иосиф с Марией и Сыном Её раньше прихода убийц бежали в Египет. Тем временем приказание Ирода было строго исполнено 10 . Вскоре после этого Ирод умер. Тогда Иосиф с семейством возвратился в город Назарет, в Галилею. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Иосиф и Мария взяли Его с собою в Иерусалим на праздник Пасхи. Помолились они в Храме Иерусалимском, принесли там жертву Богу и пошли домой. При выходе из города они не заметили, что отрока Иисуса не было с ними. Сначала они не беспокоились об этом и думали, что Он идет позади, с другими. Но, пройдя дневной путь, они начали искать Его между родственниками и знакомыми, возвращавшимися с праздника, и, не найдя Его, воротились в Иерусалим. Там она нашли Иисуса Христа во Храме. Он сидел среди учителей, задавал им вопросы и удивлял их разумом Своим и ответами. Матерь Божия подошла к Нему и сказала: «Сын! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью Тебя искали». Иисус Христос ответил им: «Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему!» В этих словах Иисус Христос высказал, что Бог – Отец Его, и что Ему дано особенное назначение от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Так и в духовных вещах бывает: кто просвещения духовного в себе о них не имеет, тот о них и не старается, их не желает и не ищет их. Не вкусил грешник, «сколь благ Господь», — и не ищет Его. Не чувствует в сердце своем благодеяний Божиих — и не благодарит Бога. Не знает всемогущества и величества Божия — и не трепещет перед Ним. Не знает истины Его — и не верит Ему. Не знает правды — и не боится прогневлять Его. Не знает, сколь великая сладость, и покой, и мир обретается в любви христианской и во всем благочестии, — и не старается о том. Не видит вечного блаженства — и не ищет того надлежащим образом, чего не видит. Надо прежде познать — и тогда искать, что познаешь. Надо познать Бога в свойствах Его — и тогда почитать Его. Познать, что Он как всех, так и твой есть Создатель, Искупитель, Промыслитель, Господь и Царь твой, и так, как Создателя, Искупителя, Промыслителя, Господа и Царя своего почитать, слушать и волю и повеления Его исполнять, как отца твоего, родившего тебя, господина и царя твоего почитаешь и слушаешь. Надо познать, что Он как всех, так и твой есть Бог, Помощник, Защитник и Заступник, и нет иного, кроме Него. И так на Него надежду возложить, и в день скорби и напасти к Нему прибегать и призывать, и помощи и защиты от Него просить, и прочее. Надо без сомнения держать, что почитающим Бога в будущем веке будет блаженство вечное и умом непостижимое, и так возожжется желание и тщание к получению того. Так земледельцы взирают прежде на плоды земли, и так, надеясь плоды собрать, трудятся в земледелии. Такрудокопатели познают прежде, где руда в земле, или медная, или железная, или серебряная, имеется, и тогда копают ее. Так оком веры должно прежде увидеть будущую жизнь, и так верою искать ее, и ожидать и надеяться получить ее, как пишется о Моисее: «Отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24—26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Также мы говорим о Святости Церкви. Но не стоит тщетно искать ее в людском поведении. Святость Церкви — это святость источника, в который мы окунаемся. Это личная Святость Христа, Святость и безупречность Отца Небесного, Святость Духа Святого. Мы же в Церкви сторона принимающая освящающую нас силу Бога. Это не значит, что мы не должны прилагать все усилия к тому, чтобы воплотить в своей жизни Святость Бога. Не просто должны, но еще и обязаны: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет 1:14–19). Но когда мы видим, что в членах Церкви все больше и больше воплощается отнюдь не святость, а что-то совсем другое, мы не должны этим смущаться и сомневаться в святости сокровенной природы Церкви: она стоит не на нашей верности, а на верности Христа. Тот же апостол, который призывает нас к святости, предупреждает, что Суд Божий над миром начнется с Церкви: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет 4:17). Мы должны заботиться о чистоте и святости Церкви в нашем лице, а о прочих — что не в нашей власти — оставим Суд Богу. В свое время Он выметет из Дома Своего весь мусор. Мы же пришли в Церковь не ради общения с «хорошими и святыми людьми», а исключительно ради «включения» в таинство Домостроительства Сына Божьего, ради причастия Его искуплению и получения дара спасительной благодати. «Кафолическая» переводится либо как качественное, либо как топографическое обозначение. В последнем смысле это значит «повсюду распространенная», но всё-таки речь скорее идет о внутреннем качестве: «Полноценная» или «Цельная». Речь идет о том, что в каждом отдельном случае Церковь представляет себя, говоря языком о. Ганса фон Бальтазара, как «целое во фрагменте». В каждом ее служении выражается вся полнота ее природы и данных ей от Бога сил. Церковь — это сокровищница, в которой каждый находит весь арсенал спасительных средств. Правда, увы, нередко мы просто не умеем искать эти сокровища.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Фарисеи же и первосвященники, услышав такие толки о Нем в народе, послали служителей схватить Его. Поэтому Иисус сказал им: «еще не долго Мне быть с вами, и Я отхожу 112 к Пославшему Меня. Будете искать Меня, и не найдете; и где Я теперь нахожусь, туда вы не можете прийти». Это привело иудеев в изумление... Вечером Господь Иисус ушел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и остановился у сокровищницы. Здесь, вероятно, находились два громадные светильника, которые зажигались по ночам в течение праздника. Опять 113 начал говорить Иисус и сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Тогда фарисеи спросили Его, кто о Нем свидетельствует? где Его Отец? Господь Иисус снова ответил им, что они не знают Бога и что могут узнать Бога только чрез Него. Иудеи снова хотели Его взять, но никто не схватил Его, потому что еще не пришел час Его. Поэтому опят сказал им Иисус: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я отхожу, туда вы не можете прийти» 114 . Иудеи были в величайшем недоумении, а Господь Иисус продолжал говорить 115 : «вы от нижних (ср. Деян. 2:19 ), Я от вышних (ср. Ин. 3:31 ; Гал. 4:26 ; Флп. 3:14 ); вы от мира сего, Я не от мира сего. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». Внимание иудеев было доведено до крайнего напряжения; образ действий Иисуса вынудил их поставить Ему вполне определенный вопрос: «кто же Ты?» Иисус сказал им: «О Своем начале что Мне и говорить вам? Я имею много говорить вам о вас, и не только говорить, но и судить вас. Однако, хотя Я буду говорить вам не о Себе, а о вас, моя речь истинна, потому что Я говорю миру то, что слышал от Пославшего Меня, а Он истинен». Так свойство Его речи о них указывало им на Его Отца и давало ответ на вопрос, кто Он, но они не поняли, что Он говорил им об Отце. Затем Он указал им на Свою грядущую смерть и сказал: «Когда вознесете Сына человеческого, тогда узнаете, что это Я». Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Это был раскол в среде иудеев: уверовавшие отделились от начальников. Но это была вера иудейская; она не сопровождалась самоотречением, напротив, вместе с нею крепли национальные пристрастия. Это была та вера, которую ожидало ожесточение. Тогда Господь стал говорить к уверовавшим в Него иудеям, что истинная вера в Него, как в Сына Божия, требует от них свободы от национальных пристрастий. Поскольку они остаются в уповании на свое происхождение от Авраама и не принимают истины универсального богосыновства человека – богосыновства всех людей, они сами не могут быть детьми Бога, – они дети диавола. Это было грозным отвержением иудеев, как детей Авраама. Тогда иудеи взяли каменья, чтобы бросить на Иисуса (и бросили) 116 ; но Он скрылся, и вышел из храма, прошедши посреди их; и пошел далее 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010