Скачать epub pdf 1. Неделя о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее. Покаянная молитва мытаря (Лк. 18:10–14) «Всякий... унижающий себя возвысится» ( Лк. 18:14 ) С предыдущего воскресения, благочестивые слушатели, святая Церковь уже начала готовить нас к Великому посту. Мы слышали тогда Евангельское повествование о Закхее. Этот человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи с Христом. И эта встреча произошла в доме Закхея, принеся спасение этому дому ( Лк. 19:9 ). История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то, и другое. Но как следует искать Бога и что нужно для духовного возрождения? На этот вопрос более подробно отвечает притча сегодняшнего Евангельского чтения – притча о мытаре и фарисее. Для кого и для чего она была сказана? Она была сказана, как говорит евангелист, для тех, которые были уверены в себе что праведны и унижали других ( Лк. 18:9 ). И вот, чтобы показать, что не самоуверенные и гордые, а смиренные и кающиеся угодны Богу, Иисус Христос и сказал эту притчу. Самоуверенные и гордые даны в притче в образе фарисея, а смиренные и кающиеся – мытаря. Оба они (фарисей и мытарь) пришли в храм помолиться, но как различно оказалось их внутреннее состояние и внешнее поведение. Фарисей сразу же прошёл вперёд и первыми словами его внутренней («самой к себе») молитвы были слова самопревозношения: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как (вот) этот мытарь ( Лк. 18:14 ). Сколько гордости и нарочитого осуждения других в этой молитве фарисея! Он благодарит Бога не за Его милосердие, не за благое промышление о мире и людях. Нет, он благодарит Его за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждающимся в покаянии и милосердии Божием. Нет, не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фарисей стал выставлять перед Богом. Пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из того, что приобретаю ( Лк. 18:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Так, три отрока не только избавились из печи, но и находясь в печи не смущались, потому что были уверены в помощи Божией. Поэтому другой переводчик и говорит: и будут надеяться, или — будут уверены. Безопасность, происходящая от надежды на Бога, гораздо надежнее самой власти во время бедствий, — потому что последняя есть человеческая, а первая — божественная и непреодолимая. Сказав, что Бог был помощником и прибежищем, пророк объясняет и то, как это бывает. Как же это бывает? Если мы постоянно надеемся на Него. Если же Он не вдруг избавляет от бедствий, то это бывает для твоего испытания. Как, имея возможность не допускать к тебе бедствий, Он допускает для того, чтобы сделать тебя более крепким, — так, и имея возможность избавить от них в самом начале, Он медлит и отсрочивает для того, чтобы укрепить твое терпение, упражнять твою надежду и усилить твою любовь к Нему; Он не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали. « Ты не оставил ищущих Тебя, Господи ». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): ибо не оставил . Тоже говорится и в другом месте: « взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его? » (Сир. 2:10)? Но как можно искать Бога, Который существует везде? Ревностью, усердием, отрешением от всего житейского. Так нередко, имея что–нибудь пред глазами и в руках, мы не знаем этого, везде ходим и ищем того, что находится у нас, когда наши мысли обращены к чему–нибудь другому. 6. Как же мы можем искать Бога? Если устремим к Нему свои мысли, если отрешимся от всего житейского. Кто ищет, тот стремится к искомому предмету, изгнав из души все другое. И не просто нужно искать, но изыскивать. Кто изыскивает, тот не только сам ищет, но и прибегает к помощи других, чтобы найти искомое. Из предметов житейских мы часто, ища чего–нибудь, не находим, а в предметах духовных не бывает этого, но всякий ищущий непременно находит, потому что, как только мы приступаем к исканию, Бог не попускает нам долго мучиться, как Сам Он говорит: « ищущий находит » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что делать ученикам перед видом запертых сердец? Там, где не найти подступа к другому? Им надо осознать, что у них нет никаких прав или власти над другими, что им также не дано непосредственного доступа к другим, так что путь для них лежит единственно к Тому, в руке Которого они пребывают и они сами, и те, другие. Отсюда вытекает следующее. Ученики направлены к молитве. Им говорится, что нет никакого другого пути к ближнему, кроме молитвы, обращенной к Богу. Суд и прощение находятся в руке Божьей. Он запирает, Он и открывает. Ученики же должны просить, искать, стучаться — и они будут услышаны. Ученики должны знать о том, что забота и беспокойство о других должно вести их к молитве. Обетование, дарованное им в молитве, есть величайшая власть, которую они имеют. От богоискательства язычников поиски учеников отличаются тем, что последние знают, что ищут. Искать Бога может тот, кто уже знает Его. Иначе как он мог бы искать, чего не знает? Как он мог бы найти, не зная, чего ищет? Таким образом, ученики ищут Бога, которого они нашли в обетовании, данном им Иисусом Христом. В итоге становится ясно, что ученик в обращении с другими не имеет ни личных прав, ни личной власти. Он целиком и полностью живет силою единения с Иисусом Христом. Иисус дает ученику простое правило, по которому даже простодушнейший может проверить, правильно ли его обхождение с другими; ему нужно только перевернуть соотношение «я» и «ты», ему нужно поставить себя на место другого, а другого — на свое место. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В это мгновение ученик утрачивает всякое особое право по отношению к другому; он не может извинить себе то, в чем обвиняет другого. Отныне он так же тверд против зла в самом себе, как и против зла в другом, и так же снисходителен ко злу в другом, как в себе самом. Ибо наше зло есть не что иное, как зло другого. Существует один суд, один закон, одна благодать. Таким образом, ученик может встретить другого, только будучи прощен в грехах и живя единственно любовью Божьей. «В этом закон и пророки» — ибо это не что иное, как высочайшая заповедь: любить Бога превыше всего и ближнего как самого себя.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

2. Вы, говорит, не принадлежите к миру: зачем же покоряетесь стихиям? Зачем (подчиняетесь) тому, что соблюдает мир? И смотри, как он осмеивает их: «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», – как будто он удерживает их от чего-то важного. «Что все истлевает от употребления»; посрамил надменность многих, и прибавил: «По заповедям и учению человеческому». Что говоришь ты? Если говоришь о законе, то с некоторого времени и он – учение человеческое. Павел сказал это или потому, что (иудеи) извратили закон, или намекает на (учение) эллинов. Все, говорит, есть учение человеческое. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол. 2:23 ). «Вид», – говорит, а не силу, следовательно не истину. Потому будем отвращаться того, кто имеет «вид» премудрости. Ведь иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело; а в самом деле он не таков. «В некотором небрежении о насыщении плоти». Бог дал (телу) честь; но они пользовались им не в честь. Таким образом, когда было определение (Божье), он умел назвать честью. Они, говорит, бесчестят плоть, лишая ее (должного), отнимая у ней силу, не позволяя ей действовать без принуждения. Бог даровал честь плоти. «Итак, если вы воскресли со Христом». Доказав прежде, что Он умер, теперь убеждает их, и потому говорит: «итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» ( Кол. 3:1 ). Там нет соблюдения. «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». О, куда он возвел ум наш! Какой великой мыслью он исполнил их! Не удовольствовался тем, что сказал: «горнего», ни словами: «где Христос»; но прибавил: «сидит одесную Бога», – дал понять, что оттуда не должно смотреть на земное. «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:2 ). «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:3 ). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол. 3:4 ). Жизнь настоящая, говорит, не ваша; ваша жизнь иная некая. Он уже спешит перенести их (от земли), старается показать, что они находятся на небе, что уже умерли, давая из того и другого понять, что не должно искать здешнего (земного). Если вы умерли, то вам не должно искать (здешнего); если вы на небе, то не должны искать (земного). Не является Христос; значит и жизнь ваша еще не наступила, – она в Боге, на небе. Итак, что же? Когда мы будем жить? Когда явится Христос – жизнь ваша, тогда ищите и славы, и жизни, и радости. Это сказано с тою целью, чтобы удержать их от развлечений и праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. Сказав, что (Бог) « от одной крови Он произвел весь род человеческий », он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно — сотворить от одного столь многих; но еще удивительнее — обладать всеми. « Сам дая всему », говорит, « жизнь и дыхание ». Что значит: « назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли »? Никому, говорит, не нужно было ходить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на « предопределенные времена ». Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом — нет, чтобы в одно время было, а в другое — нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т. е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: « хотя Он и недалеко от каждого из нас », но находящегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достигнуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. « Недалеко », говорит, « от каждого из нас ». Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной. Что может быть больше этого? Смотри, как он ниспровергает частных (богов). Что я говорю: « недалеко »? Он так близок, что без Него невозможно и жить. « Ибо мы Им живем и движемся и существуем ». Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше, находится и в нас самих, так точно — и Творца всего. Смотри, как (Павел) приписывает Ему все — и промышление и сохранение, бытие, действие и продолжение (всего).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6). 73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6). 75 Если начать искать самого богатого, то им окажется самый обыкновенный нищий. 76 Если начать искать самого славного и почетного, то им окажется самый простой и униженный, ибо в духовной жизни все наоборот. 77 Когда отринешь все видимое, будешь всем обладать, но смотреть будешь на все, чем обладаешь, как на пыль. 78 Если хочешь увидеть иной мир, не имей даже соринки в своем глазу. Но что можно увидеть, когда в твоем глазу бревно? 79 Если хочешь познать то вечное, что тебе принадлежит, – не имей ни одной дурной мысли в сердце. Но что можно познать, если твое сердце злобнее и похотливее, чем сердце дикого животного? 80 Замени память о мире безпрестанной памятью о Боге, и сможешь увидеть умственный свет.

http://isihazm.ru/1/?id=203

Всё это, конечно, не ново было уже и в Ветхом Завете. И может быть, самое главное откровение, которое принесли израильтянам пророки, состояло в том, что Бога надо не использовать в качестве дубинки-аргумента, а… искать. Что ж, соблюдая правила нашей богословской игры, приведем побольше цитат. Вот слова из книги пророка Исайи (55:6): «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Из книги пророка Амоса (5:14): «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых». И у Софонии: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (2:3). Хватит, пожалуй? Пятикнижие, то есть Моисеев Закон – разве недостаточно точно и полно расписывает, как нужно жить? Как же это – «искать Бога»? Вот Его храм, вот священники, которые приносят Ему положенные жертвы и рассказывают о Нем народу, вот дарованный Им закон… Давайте лучше поспорим, какие жертвы самые угодные, какие слова самые правильные, какие священники самые духоносные. Внешние формы важны, спору нет. Но Дух дышит, где хочет, и не всегда соблюдение этих форм гарантирует Его присутствие. Правила и рамки установлены для нас, а не для Него. Собственно, это и пытались объяснить израильтянам пророки. Мы легко скажем о Боге: Он вечен, всесилен, всемогущ, всеведущ… Иными словами – абсолютен. Мы не можем Его положить в карман и оставить у себя, не вправе за Него говорить или Его ограничивать. Но в основном именно это и пытаются сделать участники богословских дискуссий, по-моему. А что значит Его искать? Полагаю: сознавать в каждый момент своей жизни, как далеки мы от Него, как приблизительны наши представления о Нем… и в то же время насколько Он нам необходим! Вчерашние правильные ответы и успешные методики не обязательно будут такими же правильными и успешными сегодня хотя бы уже потому, что меняемся мы и меняется окружающий мир, а значит – перед нами встают несколько иные задачи. В общении с любимым человеком мы постоянно открываем что-то новое, мы ищем этого общения, не довольствуясь старыми письмами и фотографиями, которые нам бесконечно дороги – но они не заменяют собой живого. Тем более верно это о Боге.

http://pravmir.ru/bog-na-nashey-storone/

е. все нужное для тела) приложится вам. ( Лк.12:31 ). Заметьте, Он говорит «ищите», но не сказал «найдите». Если бы Христос сказал: «найдите царствие Божие», мы сказали бы, что не можем найти. Искать может всякий, а найти труднее, чем начать искать. Но Христос не сказал «найдите», а только «ищите царствия Божия». Искать Бога может всякий, Христос сказа: «ищите», потому что знал, что всякий, кто хоть немного потрудится в искании Царствия Божия, найдет Его. Бог пойдет к нему навстречу и утешит его, напитает его Своею благодатью. Постараемся поискать Бога, и мы найдем Его! Аминь. Слово в Неделю святых праотец 27 декабря 1981 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем праведников Ветхого Завета от Адама до Христа, которые угодили Богу. В связи с этим Святая Церковь предлагает евангельское чтение притчи Господней, что Царство Небесное подобно вечери, т. е. роскошному ужину, прекрасному угощению. Это было как бы в ответ на то, что один из книжников сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в царствии Божием!» (Лк.14:15). Господь предлагает притчу именно о вкушении, о прекрасном вечернем обеде. В чем заключается эта притча? Она заключается в том, что званных было много, но не все пришли по собственной воле. Были званы они заранее, и затем слуга сказал им: «Идите, ибо уже все готово» ( Лк.114:17 ). Но они стали отказываться. Один сказал, что у него куплено поле; другой сказал, что у него новые волы, которых надо испытать; третий сказал, что он женился. Одним словом, они противопоставили свои мирские интересы интересам Царства Небесного. Предпочли земное –Небесному, человеческое – Божию. И потому Господь расширяет свои приглашения. Он говорит своему слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» ( Лк.14:21 ). Все пришли; но еще остались места. Тогда Господь говорит: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» ( Лк.14:23 ). Итак, Господь всех зовет в Царство Небесное. Места в Царстве Небесном много, нет конкуренции за место; всех приглашает Господь. Но… некоторые отказываются. И именно поэтому получается много званных, а мало избранных.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Если стыдно нам перед очами немногих людей стоять в нагом виде, и, не терпя того, или убегаем, или прикрываемся, — насколько более нестерпимым стыдом и срамом будет для души перед всем светом, перед Ангелами и людьми, избранными Божиими, и самим Судией праведным стоять нагой, к тому же замаранной и оскверненной. Непременно пожелает такая душа укрыться в пещере, и тьме, и самом аде, не терпя всемирного стыда, и срама, и гнева праведного Судии, но не сможет. О, сколь блажен тот, кто ныне эту бедственнейшую свою познает наготу! Так будет себя стыдиться и искать верою одежды себе от Христа, Который всякого, верующего в Него и просящего у Него, одеждой спасения одевает. Этот случай учит нас испытывать нашу душу, не нага ли она, и так искать и просить верой одеяния ей у Христа, Сына Божия, чтобы не явиться в день тот нагими пред Богом и святыми Его и не покрыться стыдом. CXXXI. Видишь, что серебро, или золото, или медь, если царского образа на себе не имеет, не годится к общему употреблению и купле и в государеву казну не принимается, а отвергается; но только ознаменованная царским образом монета ходит и всеми принимается. Так и душа: если не будет иметь на себе печати Небесного Царя, Христа, Сына Божия, которая верою и Святым Духом изображается, непотребна бывает для общества святых и для небесного сокровища не годится, но извергается вон. Этот случай учит тебя с верой и старанием искать небесного божественного образа, который есть прекрасное украшение душ наших и изящество, чтобы не пострадать тебе, не имея его, как тот званный на брак, который пришел без одеяния брачного, ибо, увидев его, сказал ему Царь: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде ? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22:12-13). СХХХП. Видишь, что мертвый между живыми не имеется и не должен быть между живыми, но выносится из дома и города и в землю закапывается. Так и душа, умершая от греха: выносится или даже извергается из сообщества святых, из дома и града живого Бога, то есть Церкви Святой, «которая есть дом Бога Живого» (1Тим.3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Заявление Павла о том, что Бог желает, чтобы люди искали Его, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, опять может быть воспринято так, будто стоит язычнику только протянуть руки, как он коснется Бога. В действительности, здесь повествование приобретает трагический характер. Само построение фразы говорит о том, что речь идет о желании Божьем, но, увы, не о реальном положении дел. Слово, переведенное здесь как искать, в оригинале весьма яркое и образное, его часто переводят как «нащупывать», «искать вслепую». Негативный результат со всей очевидностью представлен в заключительном придаточном предложении: «…хотя Он и не далеко» (а не «поскольку Он недалеко»). Здесь указывается не на то, что «Он близко, поэтому люди могут найти Его», а на то, что «люди не могут найти Его, но не потому, что Он далеко». Более дословный перевод этого отрывка можно изложить следующим образом: «…им надобно искать Бога так, как если бы они искали Его ощупью, вслепую, чтобы найти Его, даже если Он и не далеко от каждого из нас». Хотя NIV ставит фразу мы Им живем и движемся и существуем в кавычки, она скорее является поговоркой, чем точной цитатой, поскольку ее находят в творчестве нескольких античных писателей. Фраза мы Его и род по всей вероятности взята из посвященного Зевсу стихотворения Арата, поэта и астронома, хотя может быть и так, что Павел воспользовался цитатой из труда неизвестного иудейского апологета. Но тем самым Павел не стремится подчеркнуть знания языческого поэта, он скорее указывает на непоследовательность и противоречивость теории и практики язычества. 30,31 Заключительную часть речи оценить правильно можно только в контексте всего диспута. Павел не ставил целью первым делом ответить на трудную богословскую проблему людей, никогда не слышавших евангельской вести. В этой речи прежде всего говорится о жертвеннике, установленном «неведомому Богу» (см.: коммент. к ст. 22,23). Этот алтарь использовали в целях «предупредительного» поклонения, поклонения из предосторожности; этому неведомому богу служили, чтобы оградить Афины от бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010