Заповедь о блаженстве плачущих указывает на то, что христианин должен быть способен терпеливо переносить скорби, не бояться несчастий и испытаний, не искать в жизни одних радостей и удовольствий. В испытаниях нужно уметь видеть руку Божию и в ощущении присутствия Божия находить утешение. Христианин плачет не от обиды или злобы, не от уныния или отчаяния, а от сознания собственных грехов (покаянный плач) или от радости о близости Бога (плач умиления). Кротость – качество, достижение которого способствует обретению внутреннего душевного покоя. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Будучи образцом кротости, Спаситель призывал Своих учеников подражать Ему. А апостол Петр в своем послании так обращался к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.2:3–4 ). Кротость – признак внутренней красоты, равно необходимый и женщинам, и мужчинам. Христос заповедует алкать и жаждать правды, то есть всегда и во всем искать праведности, справедливости. В Ветхом Завете правда выступает как одно из качеств Самого Бога: Он – «Бог праведный» ( Пс.7:10 ). Человеческая праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. «Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии, кто всем сердцем ищут Бога, Источника всякой правды, кто по мере сил и занимаемого положения пресекают беззаконие и поддерживают несправедливо обижаемых. Христианин должен быть милостивым, уподобляясь и в этом Господу, Который «щедр и милостив» ( Пс.102:8 ). Милость должна проявляться не только в сердечном расположении, но и в конкретных делах милосердия – тех самых, о которых Христос напомнит каждому на Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного или находящегося в темнице ( Мф.25:35–36 ). О том, что вера должна проявляться в добрых делах, говорит и апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И Бог открывается Своим творениям — часто нецерковная вера в Бога связана с неким смутным переживанием Его присутствия. Голоса совести, надежды на что-то лучшее, благоговения перед красотой природы. Я не берусь оспаривать подлинность такого переживания — напротив, я хотел бы именно к нему обратиться. Оно является подлинным — но является ли оно уникальным? Я — единственный человек, который имел такое переживание, или у меня есть собратья по поиску, люди, которые тоже ищут Бога и которые тоже как-то ощущают Его присутствие? Если да, то, может быть, нам стоит искать вместе? Если Бог открывается людям по отдельности — не естественно ли предположить, что Он, тем более, откроется им, когда они будут искать его вместе? Существуют ли где-то такие сообщества богоискателей? Ведь было бы даже странно, если бы они не возникли. Более того, они должны были бы возникнуть уже достаточно давно. Если я не единственный и не первый на этом пути — не стоит ли мне познакомиться с теми, кто искал Бога до меня? Если мы говорим о Творце неба и земли, Боге, который создал и поддерживает в бытии все человечество, то, вероятно, Его общение с людьми началось не с меня. tatarstan-mitropolia.ru Бог, на которого я мог бы надеяться, уже наверняка выходил на контакт и раньше. Мне стоит взглянуть на человеческую историю, чтобы понять, когда. И вот в самом центре этой истории стоит событие, которое невозможно не заметить — потому что мы ведем от него отсчет времени, событие, которое отделяет «нашу эру» от времени «до нашей эры». Рождество Христово. Евангелие говорит о том, что Бог не просто дал о Себе знать — Он пришел на эту землю лично. Около двух тысяч лет назад на Ближнем Востоке, там, где находится современный Израиль (и где тогда находился Израиль древний), по земле ходил воплощенный Бог — Иисус Христос. Он говорил о Себе, что Он был с Отцом прежде творения мира; что Он придет судить все народы в последний день, что наша вечная участь определяется тем, как мы отнесемся к Нему, Иисусу Христу. Это поразительные притязания, и даже противники Иисуса были вынуждены признать: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46). Но Евангелие говорит о том, что Бог стал человеком не только (и даже не столько), чтобы говорить. Он стал человеком, «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Цель Его прихода — пострадать и умереть, чтобы избавить нас от власти греха и смерти и дать нам жизнь вечную и блаженную.

http://pravmir.ru/kakoe-otnoshenie-tserk...

И я хочу тебя спросить: «Почему ты мучаешь Господа? Почему ты мучаешь замученного за тебя на Кресте Иисуса Христа?» Он претерпел тяжкие муки, чтобы спасти людей от ложных богов, от ложных спасителей и от всех мрачных сил, что действуют через ложных спасителей. Однако ты обошел Его, единственно Истинного, и пошел сначала искать помощи у Его врагов – знахарей и целителей. Апостол Иаков советовал: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14–15 ). Правда, ты позвал священника, чтобы прочитать молитву над болящим, но когда? Когда обошел всех знахарей и целителей! Сначала ты прогневил Того, Который один дает жизнь и здоровье, и только потом стал Его умолять. И то, кто знает, с каким сердцем и с какой верой! Полагаю, что не от всего сердца и с малой верой. Господь Бог наш спешит на помощь тем, которые всем сердцем и с полной верой припадают к Нему. Тот, кто молится и Богу, и сатане, остается без помощи, ибо Бог ему не хочет помочь, а сатана не сможет помочь. Святой пророк Илия говорил о таких людях, как о народе с разделенным сердцем: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал (то есть идол сатаны), то ему последуйте ( 3Цар.18:21 ). А когда разболелся царь Охозия, он не стал искать помощи у Бога живого, но послал слуг в Аккарон к Веельзевулу за излечением. Святой Илия, услышав об этом, пришел к царю и сказал: так говорит Господь: «за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, – с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь» ( 4Цар.1:16 ). Вот так и ты Бога измучил и прогневил – пусть Он тебя простит. Но возблагодари Господа за то, что взял Он сына твоего и сохранил тебя от самоубийства, от душегубства, оставив время для покаяния. Теперь предай себя Ему всем сердцем. Тогда любовь Его укрепит жизнь твою, осветит пути твои, а сыну дарует Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ищите господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс.104:3—4). Но ведь то, что всегда ищется, похоже, никогда не находится; и каким же образом тогда сердце ищущих, если они не могут найти то, что ищут, будет веселиться, а не, наоборот, печалиться? Ибо в псалме говорится о сердце ищущих, а не находящих Господа. И все же пророк Исайя свидетельствует о том, что тот, кто ищет, может найти Господа Бога, ибо говорит: «Ищите Господа, и как только найдете Его, призывайте Его; когда же приблизится Он, да оставит нечестивый путь свой, и беззаконник — помыслы свои» (Ис.55:6—7). Но если Он может быть найден, почему же тогда сказано: «ищите лица Его всегда». Но, быть может, Его следует искать даже найденного? Ведь таким образом следует разыскивать непостижимое, дабы не было сочтено, что ничего не найдено, когда было обнаружено, насколько непостижимо то, что искали. Но почему же тогда ищущий ищет таким образом то, что ищет, если постигает, что оно непостижимо, как не потому, что он не должен прекращать (поиск), пока он продвигается в самом исследовании непостижимого, и становится все лучше и лучше в поиске столь великого блага, каковое как ищется затем, чтобы быть найденным, так и находится затем, чтобы быть искомым? Ибо Он ищется затем, чтобы быть найденным более приятным образом, и находится затем, чтобы быть искомым с большей страстью. Именно так воспринимаются слова Премудрости, сказанные в книге Экклезиаста: «Едящие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир.24:23). Ибо они едят и пьют, потому что находят, и потому алчут и жаждут, что все еще ищут. Вера ищет, разумение находит, отчего пророк и говорит: «Если не уверуете, не уразумеете» (Ис.7:9). И опять-таки разумение все еще ищет Того, Кого оно находит, (ибо) как поется в святом псалме: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.13:2). Следовательно, человек должен иметь разумение затем, чтобы искать Бога. 3. Мы потому довольно задержались в том, что сотворил Бог, чтобы мог быть познан Он Сам посредством того, что Он сотворил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Как видим, сам по себе монотеизм ещё не говорит об истинности учения, и о том, что бог, которого оно проповедует – есть Истинный Бог, а не мысленный идол. Порою случается такое, что пожилые люди, выйдя из дома, внезапно теряют память, и не могут ни найти дорогу домой, ни вспомнить кто они. Вскоре они оказываются в больнице. А родственники таких людей, начав беспокоиться и искать их, рассылают с помощью милиции по всем больницам описание, как выглядит пропавший, сколько ему лет и т.п. И вот если, допустим, к сыну, который таким образом потерял и ищет мать, позвонит кто-то и скажет: “мы нашли её”, неужто он сразу поверит и скажет “хорошо, я высылаю за ней машину”, неужто не удостоверится прежде, что это действительно его мать? А если окажется, что это другая женщина, которая позвонившим людям показалась подходящей под описание, то неужто он признает её своей матерью и откажется искать настоящую мать? Вот точно так же и Православная Церковь не признает, что учение мусульман об Аллахе есть учение об истинном Боге. В христианстве никогда не признавалась самодостаточность простого исповедания единобожия: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут ( Иак 2:19 ). Священное Писание последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца ( 1Ин 2:23 ), кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца ( Ин 5:23 ), никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф 11:27 ), Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин 14:6 ), видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне ( Ин 14:9,11 ). Итак, следуя словам Откровения, мы должны признать, что ни в одной нехристианской религии не имеют истинного Бога, не чтут Бога, не знают Бога и не приходят к Богу. Поэтому, когда халиф сказал братьям-мученикам Константину и Давиду: “Как вы осмеливаетесь произносить хульные слова на великого Мухаммеда... и порицаете его по безумию вашему? Ведь он всю Персию и Аравию обратил от поклонения огню и привёл к единобожию”, св. Давид Аргветский ответил: “Хотя Мухаммед и отвратил вас от служения огню, но не привёл к истинному богопознанию, и поэтому не мог дать вам спасения. Он подобен кораблю, который, хотя и не потонул в середине моря, однако вблизи берега погрузился в волны морские. Какая польза в корабле, который не смог достичь берега? Что случилось с ним, то сделается и с вами”.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как православный богослов, я не могу иметь иного желания, как быть верным учению Церкви. Если мои мысли в чем–либо ошибочны, я первый буду приветствовать здравую критику… Я остановился преимущественно на чисто духовной, нравственной и интеллектуальной стороне нашего пути к Богу, потому что о ней обычно говорят меньше, чем о других возможных путях богообщения… Вопрос о богопозна–нии может показаться слишком трудным и специальным. Но можно только сожалеть, что современный человек считает часто лишним знать что–либо о Боге и понять, почему вера в Бога разумна и необходима. Считаю долгом выразить мою искреннюю благодарность Чеховскому Издательству. С благодарностью вспоминаю благожелательность ко мне покойного Н. Р. Вредена. Особенно хочу поблагодарить Т. Г. Терентьеву и всех, кто имел непосредственное отношение к изданию этой книги. Сестра моя, Т. С. Белоусова, самоотверженно помогла мне, напечатав мою рукопись. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава первая. ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГООБЩЕНИЯ «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем к Господу! ибо Он ранил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны, оживит нас через два дня, в третий день восставит нас и мы будем жить перед лицом Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа! Как утренняя заря, явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю… Благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал их через пророков и бил их словами уст Моих и суд Мой, как восходящий свет. Ибо я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и изменили Мне» (Ос., VI, 1–7). Мы изменили Богу, потому что не Бог для нас самое главное в жизни. Мы нарушили завет с Богом, потому что мы даже и не думаем о единении с Богом, не видим в Нем ни Отца, ни Господа. Мы согласны отдать Богу лишь отрезок нашего времени и ничтожную часть нас самих. Жертвы наши внешни и «всесожжения» лишь символичны. Мы отдаем себя Богу на словах и в обрядах. А Бог хочет от нас любви и познания Его; истинное благочестие в любви и знании; прежде всего — в любви и знании Бога. Бог «поражает и бьет» нас словом Истины, но для нас все, как роса, скоро исчезающая… И все же удивительны слова пророка Осии о людях, которые, несмотря ни на что, «в скорби своей с раннего утра будут искать Бога», призывая друг друга познать или хотя бы только стремиться познать Его, веруя, что Он придет к нам, как утренняя заря и благотворный дождь… Таких людей, может быть, немного. Внешнее благочестие само по себе никого не спасет; но и его немного в наше время. Большинство людей поклоняется, как и во времена Осии, «богам иным». Но «слова уст Бо–жиих», которыми Он «бьет» нас, останутся навсегда непреложными: Бог хочет от нас любви и боговеде–ния; только так Он может «восставить» нас, чтобы мы жили «перед лицом Его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

монах Павел Эвергетинос О том, что не следует искать ни почестей, ни первенства, ибо что почетно у людей, то мерзость у Бога А. Из святого Ефрема Брат, зачем ты обманываешь себя? Ведь это диавол толкает тебя на грехи ради чинов, но в них ты не найдешь пользы, даже если добьешься почестей. Послушай, что сказал об этом апостол: Не тот достоин, кто себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ). Вот и Господь говорит: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Бога, не ищете? ( Ин. 5:44 ). Приди в себя, возлюбленный, и вспомни, ради чего ты отрекся от житейской суеты и от дьявола с его гордыней и перестань думать о мирском. Неужели тебе не известно, что, если ты унижаешь своего ближнего, то совершаешь грех самолюбия и тщеславия? Подумай и над тем, что ты считаешь себя главнее брата по своему тщеславию и самолюбию и по тому, что не желаешь смириться перед ним. Неужели тщеславием ты сможешь оправдаться перед Богом и удостоиться предпочтения на небесах? Никогда! Господь сказал: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф. 20:26–27 ). Смотри, брат, как бы тебе от желания быть первым не оказаться самым ничтожным в будущем веке и не услышать того, что услышал тщеславный богач, когда горел в неугасимом пламени: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей ( Лк. 16:25 ). В Писании сказано: Что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк. 16:15 ). Подумай, брат, что ты умер для мира и твоя жизнь похоронена со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:4 ). Не люби человеческую славу здесь – она не останется с тобой навечно. Как сказано: Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой... и т. д. ( Ис. 40:6 ). Сбрось с себя, возлюбленный, ярмо врага и его гордыни и преклони свою выю под сладчайшее иго нашего Владыки. Ведь это Он сказал: Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя, возвысится ( Лк. 14:11 ). И в другом месте говорится: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Пет. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде. Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва – молитвой, а дела – делами». Именно в этом случае величайшая религия – вера истины – превращается в суеверие. Оттого, что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу. Господь говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на птиц небесных, – говорит Он, – они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» «Ну да, – скажут некоторые, – птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? Посмотрите на воробьев, или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!» Но Господь говорит о другом – не о том, что они не трудятся, а что не заботятся. У них нет никакой заботы. Они живут абсолютно беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми. Праздность есть искушение Бога. Подобно тому как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: «ибо Ангелам Своим заповесть о Тебе, на руках возмут Тя да не когда преткнеши о камень ногу Твоею», так и здесь. Вместо доверия Богу – гордость. Вместо радости и мудрости, – безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться – безграничное доверие Богу. Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что они живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий Промысл, есть Отец Небесный, который бесконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

не испытав, способен ли он хорошо исправлять ее и имеет ли необходимые дарования, чтобы показывать другим, как должно, путь ко спасению. Хотя искать духовной должности не есть дело недостойное и в этом нет ничего худого, однако никто из искателей ее не должен навязывать себя другим, но должен ждать, пока его не призовут к тому, по установлению Церкви. Гораздо хуже искать такой должности ради пропитания, прибытка или обогащения. Избранный и поставленный на дело служения обязан все свои телесные и душевные силы посвятить тому, чтобы удовлетворительно исправлять свою должность, и словесное стадо Христово надлежащим образом пасти, усердно проповедуя слово Божие, благоразумно употребляя ключ царствия Божия и соблюдая различие между возрожденными и невозрожденными. А для этого он должен подробно узнать о своем словесном стаде. Он должен везде вести себя благоразумно и кротко, и самым делом доказывать, что не плотской, но духовной ревностью, не корыстной целью, но искренней любовью побуждается ко всевозможному исканию спасения для других, и таким образом должен доказать, что наставляет своих слушателей как словом, так и собственным примером. Обязанности же слушателей, или созидаемых в Тело Христово, следующие: молить Бога о том, чтобы Он послал им верных учителей и служителей Церкви; отличать лжеучителей от истинных учителей; первых избегать, а последних почитать, как строителей Божественных таинств, и принимать их слово со всяким смирением и послушанием, последовать их примеру и подражать их добродетелям, почитать их и доставлять им все нужное, чтобы они могли иметь пропитание без урона своей чести, прилично своему сану; прилежно за них молиться.     «Исчезло сердце мое и плоть моя, Бог — сердце мое и удел мой во век» (Пс.72:26).     «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).     «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не одежды, не необходимого я лишен, а награды – предмета тщеславия. 3 февраля. Пять часов утра. Видел сон успокоительный: беседовал с попечителем, который был очень любезен ко мне, при прощании поцеловались в плечи, и он дал мне бумажку кредитную не в 25, а в 27 рублей. Я удостоверялся не раз и находил ее действительно таковой. Что это значит?.. О, если бы господин директор сбросил с себя личину относительно меня. Господи! Судия праведный, помилуй меня. Да не с бесчестием служу я Тебе в гимназии. Ты видишь, Господи, как я работаю Тебе здесь! И что бысть? Яко директор исполнил лице мое бесчестия?.. Что если бы Ты, о Владыко Святый и Истинный, пересмотрел его и сущих с ним? Чтобы Ты обрел в них, в их делах?.. Истинное ли усердие к делу? Правду ли святую в делах их?.. Господи! Посли суд Твой и правду Твою, да не приложит к тому величатися человек на земли 48 ( Пс. 9, 39 ). А я уже насытился бесчестием от моего начальника, не имеющего уважения к Закону Твоему и ко мне, убогому служителю Твоему. Но я не хочу искать славы суетной, обаче 49 должного возмездия ожидаю. Господи! Ты награда моя. Господи! Благодарю Тебя, яко имя Твое животворящее многократно вчера спасало меня от скорбей и теснот, и ныне, по пробуждении утром, спасло меня. Имя Твое – жизнь и спасение, мир и радость! Скорбь о неполучении знака отличия означает пристрастие сердца к чести. А это грех . Славы от Бога должно искать, от единого Бога. Как вы можете веровать, говорит Господь, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? ( Ин. 5, 44 ). Господи! Даждь мне скорбеть о том, что я бесчещу себя непрестанно грехами и тем теряю Твою славу, которую Ты определил мне за исполнение заповедей Твоих. Господи! Научи меня уставам Твоим, заповедям Твоим, научи сурово взирать на всякий грех и удаляться его тщательно! Даруй, научи меня совершать всякую добродетель. Восстави падший во мне образ Твоея славы! Господи! Ты ежедневно обожаешь меня приобщением Святых Таин Твоих – вот моя награда, мое достоинство, моя слава неоцененная! Господи! Да прославится, а не похулится имя Твое во мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010