Как Бог правосудный, Иегова предъявляет нравственные требования к Израилю в силу заветных отношений, существующих между ними. «Ищите добра, а не зла», говорит пророк Амос, не только для того, чтобы вам жить достойною человеческою жизнью, но для того, чтобы могли нерушимо сохраняться отношения особенной близости между вами и Иеговой: " и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» ( Ам.5:14 ). Искать доброе и сеять правду означает искать Иегову, a искать Иегову, значить жить. Взыщите Господа, и будете живы ( Ам.5:4 ); обратитесь к Господу, наблюдайте суд (mischepat, Ос.12:6 )… Сейте себе в правду... ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос.10:12 ), т. е. действительно счастливая жизнь только, – пока Израиль с Иеговой; день Иеговы, если его представлять днем будущего счастья, действительно, может наступить только по воле Иеговы, но исключительно в зависимости от исполнения Израилем требований справедливости. Быть справедливым, быть добрым и быть с Богом таким образом суть понятия по содержанию однозначущие. В силу этих же отношений Иегова объявляет Израиля виновным пред Собой и подлежащим строгой каре: Иегова избрал Израиля Своим особенным народом и именно потому должен взыскать и взыщет с него за все беззакония его ( Ам.3:1–2 ). – Суд Божий на Израиля есть, таким образом, воздаяние ему за измену своему назначению – быть во всем достойным своего избрания. " Так как ты отверг ведение, mo и я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; так как ты забыл закон Бога твоего, mo и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Израиль избран для великой миссии священного служения пред Иеговой т. е. поставлен был к Иегове в особенную религиозную близость, подобную той, какая существует между священниками и Богом. При этом ему дано было ведение т. е. знание о Боге (haddaoth с опред. членом=богопознание, упомянутое в 1 ст.), заключенное в законе. Это сказано о священниках, но распространяется, конечно, и на весь израильский народ. Израиль будет отвергнут Иеговой т. е. подвергнется тягчайшему для него наказанию за то, что согрешил пред Иеговой, как Богом, давшим ему определенные правила нравственности (срв. также Ос.8:1, 12 ). – Отсюда везде, где только пророки касаются мотивов суда Иеговы над Израилем, на первом плане у них выступает указание на безответственность Израиля, забывшего или пренебрегшего нравственными условиями завета, которые он должен был неуклонно исполнять, как народ Иеговы. Отсюда же и наказания, предрекаемые Израилю, неизменно всегда сопровождаются ссылками на гнев Иеговы, вызванный попранием правды, обязательство хранить которую лежало в самом существе заветных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Когда созданы были небеса, им удивились ангелы; и мы ныне удивляемся им, хотя и не так, как сначала. Это от привычки, что мы ныне уже не так поражаемся ими. Не тем ли более (можно сказать это) по отношению к жене? А если приключится болезнь, то тотчас все улетает. Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки (истинной) красоты, – а телесной красоты не будем искать, и не станем укорять ее за то, что не от нее зависит, или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать. Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости? Истребим внутреннюю скверну, исторгнем внутренние недостатки, уничтожим пятна душевные. Бог желает такой красоты. Уготоваем ее (жену) прекрасной для Бога, а не для себя самих. Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть через жену, постыдно и позорно такое богатство; и, вообще, пусть никто не ищет здесь богатства, потому что «А желающие обогащаться, – сказано, – впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим. 6:9 ). Не ищи от жены больших денег, и ты легко найдешь все другое. Кто, скажи мне, оставив важнейшее, станет заботиться о маловажном? Но, увы, мы всегда так поступаем. Если у нас есть сын, то мы не о том стараемся, чтобы он был хорош, но как бы найти ему богатую жену, не о том, чтоб был благонравен, а о том, чтоб был богат. И если начертываем образ жизни, то также не о том заботимся, как бы нам жить безгрешно, но о том, как бы нам приобретать больше прибытков. Деньги стали значить все. Оттого и повредилось все, что мы одержимы этой страстью. «Так должны мужья, – говорит (апостол), – любить своих жен, как свои тела» ( Еф.5:28 ). Что это значит? Значит, что он переходит к убедительнейшему и к сильнейшему примеру; и мало того, к примеру более близкому и ясному, и к новой причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лк.2:49 . И речé к нима: чтó яко искáста менé? не веста ли, яко в тех, яже Отцá моегó, достóит быти ми? Лк.2:50 . И тá не разуместа глагóла, егóже глагóла има. (Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.) Зачем было вам искать (что яко искаста) Меня и пр. Т. е. зачем искать в других местах, а не прямо здесь в храме? «Мне, как посланному от Отца на особенное служение роду человеческому, о чем уже знали несколько Иосиф и Мария, и естественно, и прилично быть в храме, принадлежащем Моему Отцу.» Но слова эти заключают еще большее, именно они указывают на все служение Иисуса Христа спасению рода человеческого, для которого Он послан от Отца и которое должен совершить. Не разуместа (не поняли), т. е. вполне пе поняли смысла слов Иисуса, ибо еще не была открыта им вся тайна дел Его на земле. Лк.2:51 . И сниде с нима, и прииде в назарéт: и бе повинýяся има. И Мáти егó соблюдáше вся глагóлы сия в сéрдцы своéм. Лк.2:52 . И Иисýс преспевáше премýдростию и вóзрастом и благодáтию у Бóга и человек. (И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.) Бе повинуяся има (был в повиновении у них). Как особенную черту, евангелист отмечает повиновение Иисуса Христа Своим земным родителям. «Ни сознание Своего высокого призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, замечает один из описателей жизни Господа (Орда), ничто не дает Ему повода выдти из детского послушания.» Нет ничего невероятного, что, по силе этой покорности, Иисус разделял труды мнимого Своего отца – плотника (древодела); тем более, что у евреев того времени был добрый обычай обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорнаго (Мих.). Мати Его соблюдеше (сохраняла) все слова и пр. (Читай в объясн. 19 ст. 2 гл.), – сохраняла, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но главное даже не это. Главное — радоваться тому доброму, что было сегодня тебе дано. Знакомо ли вам (мне — ох, как знакомо!) это хроническое чувство неудовлетворения, недовольства тем, что у вас сейчас есть, что происходит с вами в текущую минуту? Будто сидит там, в грудной клетке какое-то хмурое существо и бормочет: «Ну и чего тут особенного?.. Все это уже было! Могло бы и получше что-то сейчас произойти… Поинтересней…» Это — не-кротость. Не-смирение. Недоверие к Богу. И закрытость от Его любви. Не нужно ждать или искать ничего лучшего, чем то, что он дал тебе сейчас. Тогда будешь меньше уставать — ведь оно, это постоянное и бесплодное внутреннее сопротивление, отнимает очень много сил. Да, иногда приходится терпеть. Вот, вчера пост прочитала в «Фейсбуке»: собрался человек в Италию, в Венецию… Приехал в аэропорт, у стойки стало плохо, скорая отвезла в больницу — аппендицит. Не смертельно, вырезали, заживет. Но это — вместо Венеции, вы понимаете… Я всегда страшно боюсь таких вот вещей, потому что терпеть почти не умею. А ведь «терпеть» по-церковнославянски означает — надеяться…  И Тебе терпех весь день (Пс 24: 5) — на Тебя надеюсь всякий день. Чтобы чему-то научиться, нужно стать кротким, доверчивым, совершенно нетребовательным учеником. Тогда среди наших дней не будет бестолковых.  Марина Бирюкова Митрополит Иларион (Алфеев) Может ли у Бога кончиться Притча о бесплодной смоковнице: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?  Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Лк 13:6–9) Это одна из самых известных и в то же время непонятных для неподготовленного читателя притч Христа.  Зачем Он вдруг просит садовника не рубить смоковницу, которая стала совсем бесполезной? И если спасает ее, то почему только на год, а потом — пусть садовник уничтожит дерево? Разве справедливо даровать спасение, а потом, словно бы «по звонку будильника», отобрать этот дар?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но она, скажешь, доставляет удовольствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие. В (удовольствии же), доставляемом не этою (красотою), ничего нет подобного; там любовь, начавшаяся надлежащим образом, остается постоянною, как любовь к красоте душевной, а не телесной. Скажи мне, что прекраснее неба? Что прекраснее звезд? Скажешь: тело, — но оно не так бело; укажешь на глаза, — но они не так блестящи. Когда созданы были небеса, им удивлялись Ангелы; и мы ныне удивляемся им, хотя и не так, как сначала. Это от привычки. что мы ныне уже не так поражаемся ими. Но тем ли более (можно сказать это) по отношению к жене? А если приключится болезнь, то тотчас все улетает. Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки (истинной) красоты, — а телесной красоты не будем искать, и не станем укорять ее за то, что не от нее зависит, — или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать. Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости? Истребим внутреннюю скверну, исторгнем внутренние недостатки, уничтожим пятна душевные. Бог желает такой красоты. Уготоваем ее (жену) прекрасное для Бога, а не для себя самих.     Деньги развращают    Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть чрез жену: постыдно и позорно такое богатство; и вообще пусть никто не ищет здесь богатства, потому что желающие обогащаться, — сказано, — впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6:9). Не ищи от жены больших денег, и ты легко найдешь все другое. Кто, скажи мне, оставив важнейшее, станет заботиться о маловажном? Но, увы, мы всегда так поступаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3283...

Но почто я утруждаю почтенных слушателей, приводя общие причины, побуждающие жить добродетельно? Или не знаем, что добродетель сама по себе достойна нашей любви? Кто не знает, что без добрых дел нельзя получить ни награждений земных ни благословений небесных? Известна всем сия Божественная истина, что слава и честь и мир всякому делающему благое, напротив того ярость и гнев, скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое ( Римл.2, 10, 8 ). Господи! Твоя благодать явись в мире, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке. Молим Тя, да укрепит нас и утвердит сия спасительная благодать в истинном христианстве, в чистоте правоверия, в творении добра. Аминь. Слово при посещении пинскаго монастыря 61 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Римл.1, 7 ). Так обыкновенно приветствовал Христиан Апостол Павел, писав к ним свои послания. Так и я дерзаю приветствовать вас, братия моя о Господе, простирая к вам первое слово мое. Что пользы в приветствии, которое осыпает нас земными благами? Нам нужны небесные блага: для них рождаемся в мир сей и для них живем. Благодать вам и мир. Что пользы в чувственных благах, если нет в нас благодати? Что за утешение в здравии телесном, если душа больна, в струпьях и язвах греховных? Что за радость во внешнем благополучии, если внутри нас происходит непрестанный мятеж буйных страстей? Лучше быть бедным и нищим. нежели богатым и благополучным без благодати; лучше жить в скорбях и страданиях, нежели среди забав и удовольствий без мира внутреннего, лучше болеть телом, нежели страдать душою от грехов. Благодать вам и мир. Господь наш Иисус Христос заповедует нам искать царствия Божия преимущественно пред всеми благами мира сего. Ищите, говорит Он в Евангелии, ищите прежде царствия Божия, и обнадеживает приобретением всего нужного для временной жизни – и сия вся приложатся вам, т. е. придет к вам и здравие и богатство, и благоденствие. Но где царствие Божие, там благодать Его и мир. Посему, приветствуя вас желанием благодати и мира, я приветствую желанием вам царствия Божия. Кому оно не нужно? Кто не просит о нем Отца небесного в молитве Господней? Размыслим теперь, где должно искать сего царствия и как искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Он и не ел, так как отказался от пищи, принесенной учениками. И этим Спаситель показал, что Он действительно «алчущий и жаждущий правды», то есть праведности, состоящей в исполнении воли Божией, которое воистину насыщает. Мы знаем, как необыкновенно строго подвизались некоторые угодники Божий: пребывали в строжайшем посте, добровольно принимали на себя всевозможные лишения и скорби, а иногда терпели эти скорби и невольно, подвергаясь гонениям, унижениям, голоду. Однако же они не роптали, но словно насыщались и упивались страданиями, видя во всем волю Божию. Есть свидетельства о том, что некоторые епископы-исповедники, в сталинские времена находившиеся в лагерях, когда их наконец-то выпускали из заключения, уходили с печалью по той причине, что среди лагерных скорбей, среди кощунств, матерщины, безбожия, не имея возможности совершать богослужение и причащаться, они, тем не менее, испытывали столь великую благодать, что уже не хотели оставлять эти места. Когда такие исповедники уединялись где-нибудь в лесу и молились, то лес начинал стонать, как бы соучаствуя им в их молитве. Вот пример того, как в близкое нам время люди, исполнявшие волю Божию, насыщались тем, от чего все отвращаются, — насыщались скорбя-ми. Вот чего должны мы искать и чему подражать. Я не призываю вас искать скорбей, ибо всякий разумный человек их боится, а ищущий искушений показывает тем самым свою самонадеянность. Мы должны искать воли Божией, насыщаться не земными благами, а духовными, благодатью Божией. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека «Не говорите ли вы, — продолжал Спаситель, — что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (ст. 35–36). Под «сеющим» святые отцы подразумевают Бога, а под «жнущим» — апостолов, потому что Слово Божие, проповедуемое людьми, на самом деле не ими насаждается в сердца уверовавших, но Бог делает так, чтобы сердце человека принимало Его Слово.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Просить Господа нужно об исполнении только добрых дел, потому что Господь есть воплощение Добра, Света и Разума, и исполнять злых просьб не будет. «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). К Господу нужно обращаться с просьбами о том, чтобы Он также благословлял наши добрые дела и любое наше доброе начинание для успешного их выполнения. Сказав «ищите», Господь благословляет на творение добра и дает благословение на поиск путей исполнения заповедей Божьих. Искать в окружающей нас жизни нужно, прежде всего, Бога. «Если будешь искать Его, то найдешь Его» ( 1Пар.28:9 ). Иными словами человек должен видеть в окружающем мире не только зло, преграды, неприятности и препятствия. Но должен увидеть свет Божественного учения и присутствующее в мире добро, говорящее о бытии Божьем и о Его законах. Человек должен в жизни в первую очередь искать пути, позволяющие улучшить свою духовную природу, что приведет человека к духовному совершенству. А потом уже думать о поисках путей удовлетворения необходимых насущных мирских потребностей. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Сказав « стучите », Господь образно указал нам на то, что мы должны преодолевать возникающие на пути наших прошений и поисков преграды и трудности. Такое преодоление преград надлежит совершить искуплением наших грехов, деланьем добра, благотворением, добродетелью. А затем уже после того, как человек искуплением грехов и совершением добрых поступков (на основе закона воздаяния Божьего) подготовит благоприятную обстановку, он должен приложить собственные усилия, которые приведут к успеху, что образно и представлено в виде открывания двери. Также как человек, на пути которого возникла закрытая дверь, стучит в неё для того чтобы ему открыли эту дверь и он мог продолжать свой путь, точно также и мы, люди, должны не мириться с преградами и стуча в запертую дверь преодолевать препятствия и достигать исполнения добродетельной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Пс.26:7 .  Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах Предсказав по вдохновенно от Святаго Духа о том, что имело случиться с ним (Давидом), он опять стремится к прежней своей цели, т. е. молится Богу о услышании и даровании ему дара, желанного им прежде, т. е. того, чтобы служить в дому Господа и посещать храм Его. Помилуй мя, и услыши мя Ты, говорит, Господи, не обязан выслушать меня по причине моего недостоинства. Но выслушай меня по Твоей милости. Пс.26:8 .  Тебе рече сердце мое: Господа взыщу Самое сердце мое, говорит, сказало Тебе, Господи, а не поверхностно одни только уста мои. Что ж сказало? Я буду искать моего Господа, презрев всякую человеческую помощь. Взыска Тебе лице мое Предлог из ( εξ в слове εξεςητησε – изыскало) означает здесь усилие. Итак Давид говорит, тщательно и с великим желанием я искал, Господи, Тебя помощника. А лице Давида – по употреблению описания – есть сам Давид, иначе, я сам искал Тебя чрезмерно. Лица Твоего, Господи, взыщу Буду искать, говорит, посещения Твоего меня еще более и никогда не перестану искать (1). (1) Один толковник говорит: Сказав выше: Тебя чрезмерно искало лице мое (ибо лице души желало зрелища сообразного. Посему и Моисей говорил, яви мне Себя, чтоб я разумно видел Тебя – чтобы мог созерцать славу Господа открытым лицем), чтобы не потерпеть того, что – Моисей, который по невмещению Бога увидел (только) заднее, говорит: не отврати лица Твоего от меня и не уклонись с гневом от раба Твоего, вместо следующего: не прогневайся на дерзкое прошение мое, но помоги, чтоб я увидел оное (в Катенах). Пс.26:9 .  Не отврати лица Твоего от Мене Не отврати, говорит, от меня, Господи, посещения и взора Твоего, покрывавшего меня во время бедствия моего. И не уклонися гневом от раба Твоего Не отойди, говорит, Господи, от меня с с гневом, – Ты, который отечески и с великою благосклонностью пребывал при мне. Если же я, как человек, погрешил пред Тобою, Ты накажи меня милостиво и снова возьми меня под свой кров и попечительность. Помощник мой буди, и не отрини мене

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

составитель Терещенко Т. Н. РАДОСТЬ Ежели многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), то справедливо нам иметь всякую радость, когда впадаем в искушения различные (прп. Моисей, 20). Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 году, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Торжеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (прп. Антоний, 20). Радость бывает в нас от частого памятования о Боге по писанному: Вспомнил я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Антоний, 20). Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение. Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает вас от всех радостей и связей мирских и прочее, обнаруживается привязанность к миру. Но вы сами из евангельского учения должны знать, что никто не может служить двум господам: ибо либо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6, 24 ). Итак, должно избирать: или искать удовольствий мирских и радостей земных, или только искать утешения и радости от Господа в свое время, наперед позаботившись о жизни христианской и житии по Его святым и животворным заповедям. Но для мира потребны люди здоровые. Вы же объяснили, что немоществуете телесно. K тому ж радости земные скоропреходящи, и утешения мирские не всегда надежны и верны, а большей частью обманчивы. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Лживый мир обещает утехи, а подает нам скорби, и беды, и несчастия; обещает злато, а подает блато 54 ...» Поэтому основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо кто не обилует здоровьем телесным и мужеством душевным. Господь говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010