Но в то же время некоторые святые Отцы говорят, что пять месяцев – это свидетельство о том, что воздействие дьявола будет как-то ограничено Богом. Даже в те времена, когда зло будет беспрепятственно действовать, Бог все равно будет ограничивать его воздействие на людей, потому что Бог – милостивый, милосердный, Он заботится о всем Своем творении. Господь не оставит нас даже в самые тяжелые дни, когда все пять чувств наших будут поражены лукавым. Чувство осязания – оно будет греховным, потому что будут осязать не то, что надо, а то, что не надо, и так далее. Задача лукавого именно кощунственно издеваться над человеком как над образом Божиим. В каждом из нас лукавый видит икону Бога. О человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божиему, то есть человек – это образ Божий. Образ, икона. И те, которые на своих выставках рубят иконы, с такой же радостью будут рубить головы православным, когда дорвутся до власти. И мы читаем 6 стих 9 главы: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» ( Откр.9:6 ). Одни будут искать смерти от безысходности – это грешники, которые окончательно запутаются. А верующие будут искать для себя смерти, опасаясь смерти духовной. Они будут думать: лучше умереть бы, пока православие живет в сердце, чем испытать такую муку, когда дьявол может смутить и саму веру. Живые будут завидовать мертвым. Вот, люди, которые умерли 5 лет назад, 10 лет назад, – многие исповедовались перед смертью, соборовались, причащались, их похоронили по православному обряду. А еще неизвестно, как нас будут хоронить, если мы доживем до гонений. Люди будут лежать как сор на улицах городов, будут издеваться над трупами – это сатанизм же будет господствовать на всей планете, придут тяжелейшие времена. Люди будут искать смерти, но не найдут ее, пожелают умереть, но смерть убежит от них. Святой Андрей Кесарийский говорит: «А что она не приходит при всем их желании, то это свидетельствует, что она зависит от воли Божией, которая считает удобным через горечь посылаемых людям бедствий сделать для них ненавистным саму причину этих бедствий – грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Видишь, христианин, что от познания Божия следует, а именно: отвращение от греха, мира, тщательное творение заповедей Его и истинное богослужение. В познании Божием заключается познание не только имени Его, но и божественных Его свойств, то есть вездесущия, правды, благости, милосердия, истины, всемогущества и прочего. А от познания свойств Божиих непременно последует, как сказано, и нелицемерное Божие богопочитание. Правда Его научит тебя от греха беречься; всемогущество Его и величество — бояться, трепетать и смиряться перед Ним; истина Его — верить Ему во всем; благость — любить Его, и всем сердцем искать Его, и прилепляться к Нему; милосердие и щедроты Его — не отчаиваться из-за грехов, а каяться и ближнему своему являть милость; вездесущее всеведение Его также научит тебя отвращаться от всякого зла, греха и бесчиния, но благоговеть перед Ним, и прочее. Отсюда видишь, что беззаконная и бесстрашная жизнь, например, воров, хищников, мздоимцев, лихоимцев, блудников, хульников, ругателей, злобных, ненавистников, пьяниц и прочих — является доказательством безбожного их сердца, слепотой и тьмой неведения Бо-жия помраченного. И хотя такие и исповедуют Бога, но в сердцах своих говорят: нет Бога, как псалом 13-й показывает и прочие места в Писании. О таких исповедниках апостол написал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). И Господь говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Как дерево не от листьев, а от плодов познается, так Божиим познанием просвещенный человек и богочтец не от устного исповедания, а от дел, согласных исповеданию, познается. Сердце, Божиим познанием просвещенное, познает Бога так, как Он и именуется; познает и верует, и так более всего боится, и почитает выше всего создания на небе и на земле, — любит, служит и все должное, что Ему одному приличествует, усердно старается отдавать. Следовательно, не явная ли слепота и безбожие бояться человека, а Бога не бояться; человеку верно служить и угождать, а Богу не угождать; человека-царя, властелина, господина и отца по плоти слушать, но Бога, Который всеми царями и господами владеет, не слушать; человека, который Божие добро подает, а не свое, благодарить, а Бога, от Которого всякое добро происходит и изливается на нас, не благодарить; на человека, подобного себе, надеяться и помощи от него в скорби искать, а на Бога не надеяться и от Него помощи не искать, Который один все может и один помогает, защищает, избавляет и спасает уповающих на Него (Пс.36:39-40); человеческого суда, который тела одного касается, бояться, но Божия суда, который «может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф.10:28), не бояться, и прочее? Воистину и малейшей искры нет познания Божия в таковом сердце, хотя бы и учил и проповедовал о Боге! Видим это во многих христианах нынешнего века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 8-10). Весьма знаменательная и трогательная притча! Спаситель уподобляет душу грешного человека драхме, потерянной женщиной (Церковь). На этой монете царское изображение - образ Божий бессмертный. Женщина зажигает свечу (свет - слово Божие) и при помощи ее метет комнату (душу, закрытую и подавленную мирскими пристрастиями и тьмою страстей, как сором), и ищет тщательно (надо искать грешника, чтобы спасти его убеждением и любовию), и находит, возвращая его на путь покаяния. Из этой притчи видно, как дорога для Господа душа человеческая, имеющая в себе образ бессмертного Царя-Бога, и как Он тщательно ищет ее, затерявшуюся и погибающую в бесчисленных страстях или пристрастиях мирских, просвещая ее словом Своим и озарением Духа Святаго. Видно из притчи и то, как сам человек мало или вовсе не ценит души своей, этой царской драхмы, и выметает (метет) ее в кал тинный и в тление страстей, часто губя ее невозвратно. Церковь, или пастыри Церкви, должны тщательно искать погибающих и спасать их благодатию и властию, данной им от Бога. Мир вам,- возглашал ученикам Своим Господь, являясь им по Воскресении из мертвых (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Как самое драгоценное благо для душ их, мир Свой Божественный давал им Господь,- мир с Богом, мир с собою и ближними. Этот мир сообщается верующим за любовь к Богу и хранение Его заповедей. Мир этот не может обитать в душе, пристрастной к миру и его мнимым благам, к земным украшениям, к плоти своей или чужой. В самом деле, как обитать Богу в человеке, повинном или пристрастном, например, к деньгам, когда сердцем его обладает это мерзкое пристрастие и отвращает его от Бога? Сребролюбец делается чуждым Богу, уничижает Его, ни во что ставит, изгоняет Его из мыслей и из сердца своего. В душе сребролюбца нет места Богу, Который есть Источник всех благ, от Которого происходят наше бытие и все блага: дыхание, пища, питие, одежда, жилище, здравие, прощение грехов, просвещение души, мир, свет, радость, всякий успех в делах благих. Мир даруется Богом душе, освободившейся от страстей. Отчего нет мира в государстве, в Церкви? Оттого что люди отвратились от Бога - Источника и Царя мира, от Церкви - хранительницы, носительницы мира Божия; все пошли стороною от Бога, почему и Он пошел к ним стороною и дал дары мира язычникам-японцам; оттого во всех классах людей русских смятения, беспорядки, непослушание и неповиновение. Как достигли мира святые угодники Божии? Отложением ветхого человека с деяниями его, распинанием плоти со страстями и похотями и различными подвигам добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1010...

3) Беды телесные временны, как-то: болезни, немощи, нищета, гонение, посмеяние, уничтожение, поругание, клевета, ссылка, пленение, темница, узы, лишение богатства и чести, избиение, раны – и сама смерть ничем душе нашей не вредят, а более того, любящим Бога все содействует ко благу ( Рим. 8:28 ). И блаженны, как слово Божие учит, те, которые все это ради Христа терпят (См. Мф. 5:11; 10:22 ). Телесные и временные беды не только не отнимают у душ наших блаженства, но и умножают. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:16–18 ). Написано и вот что: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ). И еще: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ). О том сколь многие бедами телесными и временными подвиглись к истинному покаянию, история не только церковная, но и священная свидетельствует. Видим это и ныне. Для того и посылает Человеколюбивый Бог беды на нас – да подвигнемся к истинному покаянию и в страхе Божием поживем. И беды, и напасти о благости и человеколюбии Божием к нам свидетельствуют. И в бедах, и в напастях должно Человеколюбивого Бога благодарить, ибо все от Него к доброму нашему концу происходит. Он печется о нас. Блудный сын, когда расточил имение отеческое и в такую пришел скудость и нищету, что начал с голода погибать, тогда уже в себя пришел и сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» ( Лк. 15:17–18 ). Так и грешника беда подвигает возвратиться к Небесному Отцу и истинному покаянию. Бедами и напастями стесненный грешник так рассуждает: «Не имею я телесных и временных благ. Нищета моя, скудость и убожество увещевает меня искать душевного богатства; поищу его у Христа, Который, будучи богат, меня ради обнищал ( 2Кор. 8:9 ). Телесная моя немощь научает меня искать здоровья душевного у Христа: Он Врач душ наших и телес. Терплю я бесславие и посмеяние от людей – поищу славы и похвалы у Бога. Говорит Господь: Только прославляющих Меня прославлю ( 1Цар. 2:30 ). Терплю я гнев царский или господина моего – поищу милости у Бога. Уповающего на Господа милость окружит ( Пс. 31:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

К Нему приходит дьявол. Он приходит к Нему снаружи. Изнутри он на Него не может действовать, в Нем нет места, на которое дьявол может действовать. Потому что в Христе не было фантазии. Обычно дьявол на нас действует через фантазию. В Христе этой области фантазии не было, потому что в Нем была неизвращенная природа, та природа, которая вышла из рук Отца, именно та самая. Хотя и с последствиями греха, которые Он добровольно на Себя взял. И вот, дьявол, поэтому приходит к Нему снаружи и предлагает Ему первое искушение. Он говорит: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами. Но Иисус отвечает: «Не хлебом одним будет жить человек… », – а чем? «… но всяким словом, исходящим из уст Божиих » ( Мф.4:4 ). Почему я сейчас это говорю? Потому что многие люди первую половину помнят, а вторую половину не помнят. Часто по телевизору говорят: не хлебом единым будет жить человек, а речь идет, например, о театре – театром будет жить человек. Практика показывает, что театр иногда оказывается местом массовой гибели. Это естественно. Когда люди играют людей, они всегда их и себя к гибели подводят, духовными способами скрыто убивают в театре. Итак, первое искушение было наслаждением, попытка сделать наслаждение независимым от Бога. Так становятся алкоголиками, наркоманами, пьяницами, блудниками, то есть хотят люди наслаждения помимо Бога. И дьявол предлагал Христу то же, что он предложил Еве. Он говорит: сделай чудо, получи удовольствие помимо Бога. Но Иисус говорит: нет, человек должен слушаться только Бога, он должен искать Слова Божия, он должен искать откровения Божия во всех случаях. И даже когда идет выбор между хлебом и Словом Божиим, что нужно искать? Слово Божие! Слово Божие пребывает вовек, и оно сильно накормить человека. А хлеб человек может переварить в желудке очень быстро. Тогда дьявол вторично искушает Христа, он берет Его, ставит Его на крыле храма в Иерусалиме. Храм стоял на высоком холме, и под крылом храма была пропасть глубиной в шестьдесят метров. И дьявол говорит: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею » ( Мф.4:6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Почему? Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь 11 . А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придёте в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:10–12 ). Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своём выбрали грех , а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своём предпочли тьму, Бог заботится. Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех , сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности? Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» ( Пс.13:2 ). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога» 12 . И если какая-то душа откликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдёшь Его» ( 1Пар.28:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

" Бог, сотворивший мир и всё, что в нем " . Сказав наперед, как произошло небо, он потом изъяснил, что Бог живет не в рукотворенных (хра­мах) и как бы так сказал: если Он – Бог, то очевидно сотворил все; если же не сотворил, то Он и не Бог. Боги, говорит, которые не сотворили неба и земли, должны быть отверг­нуты. Таким образом, он преподал учение гораздо выше философов (хотя и не сказал еще о важнейшем, так как еще не пришло время, а он говорил с ними, как с детьми) – учение о творении, господстве (Бога), о том, что Он не нуж­дается ни в чем. 3. Сказав, что (Бог) " от одной крови Он произвел весь род человеческий " , он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно – сотворить от од­ного столь многих; но еще удивительнее – обладать всеми. " Сам дая всему " , говорит, " жизнь и дыхание " . Что значит:   " назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли " ? Никому, говорит, не нужно было хо­дить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на " предопределенные времена " . Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом – нет, чтобы в одно время было, а в другое – нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т.е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: " хотя Он и недалеко от каждого из нас " , но находя­щегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достиг­нуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. " Недалеко " , говорит, " от каждого из нас " . Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

Боги, говорит, которые не сотворили неба и земли, должны быть отвергнуты. Таким образом, он преподал учение гораздо выше философов (хотя и не сказал еще о важнейшем, так как еще не пришло время, а он говорил с ними, как с детьми) учение о творении, господстве (Бога), о том, что Он не нуждается ни в чем. 3. Сказав, что (Бог) " от одной крови Он произвел весь род человеческий " , он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно сотворить от одного столь многих; но еще удивительнее обладать всеми. " Сам дая всему " , говорит, " жизнь и дыхание " . Что значит: " назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли " ? Никому, говорит, не нужно было ходить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на " предопределенные времена " . Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом нет, чтобы в одно время было, а в другое нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т.е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: " хотя Он и недалеко от каждого из нас " , но находящегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достигнуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. " Недалеко " , говорит, " от каждого из нас " . Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной. Что может быть больше этого? Смотри, как он ниспровергает частных (богов). Что я говорю: " недалеко " ? Он так близок, что без Него невозможно и жить. " Ибо мы Им живем и движемся и существуем " . Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше, находится и в нас самих, так точно и Творца всего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

Наша проповедь не «в убедительных словах человеческой мудрости,» – говорил апостол Павел. Не в полемических спорах раскрывается человеку Образ Безначального. Религиозная жизнь требует подвига. «Истина познается по силе жития.» Только тот, кто употребляет усилия в борьбе с грехом, в деятельном восхождении к Царствию Божию может восхитить его. В наше время часто жалуются на недостаток веры, на немощь ее… Мы слишком отошли от взыскания ценностей духа, слишком погрязли в сутолоке и суете. И неизбежное совершилось… Духовное око утратило способность зреть «яже от Духа Божия.» Неизменное и вечное стало чем то далеким, призрачным. Преходящее и суетное получило первое и, увы, часто, можно сказать, единственное место в нашем бытии. И отсюда и явилась эта духовная беспомощность, которая так свойственна сынам века сего. Человек хочет верить, томится по вере, но не знает, за что взяться, как приступить к стяжанию ее. И вот здесь-то звучит древний призыв Псалмопевца: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша.» Только надо искать Его всем существом… Искать, по слову апостола: «не совещаясь с плотию и кровию.» Если так будешь искать, то всегда обретешь. Обретешь Бога истинного и живого, познаешь и бессмертную душу свою – образ Его и подобие. “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего,» – говорил Господь Понтийскому Пилату. «Быть от истины,» – зависит от нашей воли к подвигу ее искания. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете»… А нет большей радости, как Бога обрести в жизни своей, с Ним встретиться, Ему поклониться всем своим существом. Неделя 7я по Пасхе Святых Отец: Единство во Христе ( Иоан. 17:11 ) В следующий за праздником Вознесения Господня воскресный день, Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нам в Евангельском чтении отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками. Приближаются минуты мироспасительной страсти … Господь молится об апостолах: «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Святитель Василий Великий отмечает, что есть два типа праздности: «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу». Тут имеется в виду, что если человек в таком состоянии, что он работает и день, и ночь, его могут разбудить среди ночи и отправить на работу: у нет возможности задуматься, для чего он родился, для чего он живет! Он – раб системы, которая поглощает его! Как один американец писал мне письма – это был русский человек, уехавший в Америку. Первые письма звучали так: «Я живу тут как в раю, тут все есть!» Но потом он стал писать: «Здесь хуже, чем ад! Здесь каждый день надо работать, каждую неделю надо выплачивать кредиты, нет времени на чтение, просто сесть, поговорить с ребенком – нет времени! В церковь забегаешь – убегаешь, времени совершенно нет!» «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль…». Праздный – то есть человек, у которого есть свободное время, как сказано в Писании: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних» ( Иер.6:16 ) «Знал и фараон, что только праздному свойственно искать Бога, почему и укоряет Израиль: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Но как хороша и полезна для предающегося праздности праздность, которая производит в нем безмолвие, нужное для принятия спасительных учений…» Здесь под праздностью понимается свободное время, когда человек не занят каким-то трудом. И поэтому святитель Василий Великий говорит: «Хорошо, когда у человека есть время просто задуматься!» «Так худа праздность афинян, которые ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое ( Деян.17:21 ). Сей праздности подражают некоторые и ныне, употребляя свободное время в жизни на изобретение какого-нибудь постоянно нового учения» 67 . То есть фантазируют, как у нас в Думе постоянно: «План спасения России», у каждого депутата, наверное, по два или по три таких плана. И обсуждают, обсуждают, обсуждают…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010