Петра помянуто первым: «Ты Христос Сына Бога». Так составилась, как триплетенная, нерасторжимая ветвь, Боготворная молитва наша (видишь, как св. отец именует призывание Имени Иисусова Боготворным, ибо Имя Его и есть Сам Он, Бог Иисус Христос, имеющий власть делать и людей по благодати богами!), премудро и разумно сплетённая и сотканная. Так до нас дошла, так блюдётся нами и в том же виде перейдёт к тем, кои будут после нас. (Слышите, какое свидетельство, что молитва Иисусова происходит от апостольских времён и есть святое апостольское предание.) Что касается до речения: «помилуй мя», прилагаемого к спасительным словам молитвы, т. е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», то его приложили святые отцы наипаче для младенчествующих ещё в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из этих воззваний довольны бывают одним – «Господи Иисусе!», «Иисусе Христе», «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением – «Иисусе!», объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякий ум, всякое видение и всякое слышание превосходящей сладости и радования. В убеждение и удостоверение в сем полнейшее сладчайший и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Коего словеса суть дела и глаголы. Дух и Живот, явно возвестил: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 17:5 ); ещё: «аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю» ( Ин. 14:13–14 ) 517 . Св. Григорий Синаит Не менее ясно свидетельствуют и преп. Исихий, и св. Григорий Синаит о том, что Имя Господа Иисуса Христа есть сама Божественная сила, т. е. Сам Он, но отнюдь не сила посредствующая, и что в умной молитве призывание частое Имени Иисусова есть главное основание её и та сила, которая делает молитву животворящей и боготворящей. Не будем здесь повторять тех слов св. Григория Синаита , что молитва есть Бог, которые мы приводили в предыдущих главах, но приведём те его слова, коими явно опровергается новое лжеучение имяборцев, что умная молитва не требует частого призывания Имени Иисусова, но что достаточно лишь призвать Имя Господне в начале молитвы, а потом молиться уже, так сказать, лицом к Лицу или заменять призывание Имени Иисусова размышлением об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский). Он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о благочестивой жизни учеников прп. Василия. Поляномерульский подвижник в значительной мере предопределил путь прп. Паисия, хотя тот и не был в непосредственном послушании у старца. Они встречались, когда прп. Василий навещал своих учеников в других обителях, побуждая их к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с Василием Поляномерульским не прервалось. На Святой Горе у преподобных Василия и Паисия был общий духовник - старец Даниил. Сам Василий много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг прп. Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он советовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости, познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати.  Расставаясь с Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам. Духовные связи между подвижниками прослеживаются и после переселения прп. Паисия в Молдавию в 1763 году. Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводами творений Святых Отцов, таких как свв. Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил предисловия, в которых разъяснял, как именно следует понимать их слова о молитве Иисусовой. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость (Лк. 18: 1). Скрипторий Поляномерульского скита способствовал тому, что в XVIII–XIX веках сочинения прп. Василия стали широко известны во многих обителях Румынии и России, оказав значительное влияние на иноческую жизнь в этих странах. Дошел до нас и автограф самого подвижника — патристический сборник, содержащий «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (Библиотека Академии наук Румынии, Славян. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб по Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия — прп. Паисием Величковским.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

Мы убеждены тою мыслию, что любезные читатели нашей книжицы не поскучают чтением, где многократно упоминается один смысл о молитве, но в разных словесных формах, ибо мы описали молитву всесторонне. Посему и думаем, что для сердца, любящего имя Сладчайшего Иисуса, многократное повторение Его имени должно быть усладительнее «паче меда и сота». Аще кто Боголюбив, то для того не скучно и не трудно будет повторять день и ночь и во всю жизнь имя Сладчайшего Искупителя нашего Господа Иисуса Христа в молитве, потому что сие имя любезно христианскому чистому сердцу и составляет его радость, покой и нетленную пищу. I.M. Как научиться Иисусовой молитве? Для удовлетворительного ответа привожу учение многих учителей: св. Отцов и современных подвижников молитвы, впереди же всех Вечного Учителя Сына Божия, Иисуса Христа. Первый учитель «Иисусовой молитвы» есть Сам Господь наш Иисус Христос ; второй – наш собственный опыт; также усердие, старание, прилежание, потом вопрошение опытных (или нужно иметь единодушного Брата – Советника); св. Григорий Синаит молитву именует Богом. Следовательно, сама молитва будет учить молящегося, как говорит о сем и св. Лествичник: «Молитва дается молящемуся – неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частость приемлет навыкновение и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв. преподобные Каллист и Игнатий советуют: «прежде всех подвигов и добродетелей пачинать во имя Иисуса Христа часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте». Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек, как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в согрешения. Как опыты сии мудры и как близки к сердцу практические сии наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы! Св. Лествичник пишет: «при омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя Божественные глаголы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Крепче и успешнее сего оружия не найдешь ни на небеси, ни на земли». Св. Григорий Синаит поучает: «знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/kak-na...

Григорий Синаит . По этой-то причине он уподобляет пение деннице (утренней звезде), молитву же умную – солнцу. И как денница видима бывает какой-нибудь час или два, солнце же весь день сияет, так должно разуметь и о пении и молитве. И не говори мне, что многие из святых придерживались многого пения, но разумей и веруй, что те же отцы предписывают нам непременно от пения восходить к молитве. Таковым был и св. Григорий Синаит , который сначала, по неведению лучшего, придерживался одного пения, будучи же наставлен одним критянином, заменил многое пение умною молитвою и, на опыте познав, что не бывает такого быстрого и легкого успеха от пения, как от молитвы, повелел всем иметь все старание о молитве, петь же немного из-за уныния. Будь же внимателен, человек, к себе и к твоему упорству, да не пошлет на тебя Бог за это дух ожесточения: очами не видеть и ушами не слышать, как свидетельствует против тебя Свящ. Писание, подобно тому, как свидетельствовал Илия на Израиля к Богу, Которому и ты сопротивляешься. Не надейся же и не верь, что успеешь достигнуть чего-либо духовного, если не покоришься призывать Иисуса Христа на каждый злой помысл и на всю силу вражию, как говорит св. Исихий: «Не найдешь крепчайшего оружия на врагов ни на небе, ни на земле, кроме имени Христова». И невозможно тебе избежать горького напоения злыми помыслами или перестать вкушать хлеб из отрубей до тех пор, пока не поревнуешь вкушать чистого хлеба, сшедшего с неба, вкушающие который не будут алкать во веки, получая веселие и радость, а не страх, или неразумное утешение или, что то же, радостное самомнение. Ибо как закон, не будучи в силах сам по себе сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему сам стремился, как бы умаляя тем свое значение, так и внешнее пение, сообщив делателю первоначальное обучение, передает его Христу, т. е. умной молитве Иисусовой, как не имеющий сил сам собою возвести его в духовное действо, хотя при этом самое то пение из-за молитвы сокращается и отходит на второе место.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Иноки, подчиненные духовному руководству преподобного Пахомия, должны были каждый час совершать правило; от исполнения правила освобождены были достигшие совершенства и соединенной с ним непрестанной молитвы. Правило, преподанное Ангелом, состояло из Трисвятого, Молитвы Господней, 50 псалма, Символа Веры и ста молитв Иисусовых [ 692 ]. В правиле говорится о молитве Иисусовой так же, как и о Молитве Господней, то есть как об общеизвестных и общеупотребительных. Преподобный Варсонофий Великий повествует, что монахи Египетского Скита преимущественно занимались молитвою, что видно и из жития преподобного Памвы, инока и аввы горы Нитрийской, недалекой от скита, в которой, подобно скиту, монахи проводили жизнь безмолвническую [ 693 ]. Из упомянутых в этом слове угодников Божиих, упражнявшихся или писавших о молитве Иисусовой, святой Игнатий Богоносец жил в Антиохии, скончался в Риме; святой мученик Каллистрат был уроженцем и жителем Карфагена; преподобный Пахомий Великий жил в Верхнем Египте; скитские и нитрийские монахи, равно как и преподобный Исаия, — в нижнем; святой Иоанн Златоуст жил в Антиохии и в Константинополе; святой Василий Великий в восточной половине Малой Азии, в Каппадокии; святой Варсонофий Великий — в окрестностях Иерусалима; святой Иоанн Лествичник — на Синайской горе и некоторое время в Египте, близ Александрии. Из этого видно, что моление именем Господа Иисуса было повсеместным, общеупотребительным во Вселенской Церкви. Кроме упомянутых Отцов, писали о молитве Иисусовой нижеследующие: преподобный Исихий, иерусалимский пресвитер, ученик святого Григория Богослова, писатель V века, уже жалующийся на оставление монахами упражнения Иисусовою молитвою и трезвения; преподобные: Филофей Синаит, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Феолипт Филадельфийский, Григорий Палама, Каллист и Игнатий Ксанфопулы и многие другие. Сочинения их большею частию помещены в обширном сборнике аскетических писателей, в «Добротолюбии». Из российских Отцов имеются сочинения о ней преподобного Нила Сорского, священноинока Дорофея, архимандрита Паисия Величковского, схимонаха Василия Поляномерульского и иеромонаха Серафима Саровского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Поэтому человеку должно уподобиться Новому Адаму, чтобы восприять обожение человеческого естества. А для этого все душевные силы, весь человек должен очиститься от всякой скверны плоти и духа в борьбе со грехом. Отцы учат, что, употребляя все средства и силы в этой борьбе со злом, человек умудряется о знании духовного закона невидимой брани, добродетельной жизни и восходит в подвиге умного делания на высокие степени совершенствования молитвенного состояния. Смирение Авва Дорофей говорит, что для нашего спасения в борьбе со грехом нам, прежде всего, нужно смирение, как и псалмопевец взывает: «Смирихся, и спасе мя Господь» ( Пс.114:5 ). Сам Господь наш Спаситель, желая видеть нас кроткими, поучает всех: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Говоря о Христовом смирении, преподобный Исихий пишет: «Сказал аще Господь: Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем ( Мф.18:4 ); возносяйся смирится ( Лк.18:14 ); от Мене – говорит – научитеся. И видишь ли, чему научиться? – Смирению. Заповедь Его живот вечный есть ( Ин.12:50 ), и сия заповедь есть смирение. Следовательно, кто не смирен, тот отпал от живота». Блаженное смирение справедливо называют страстоубийцей, ибо, по словам прп. Иоанна Лествичника , «кто приобрел сию добродетель, тот победил все страсти». Некий старец сказал, что наша жизнь есть борьба за смирение, ибо нужно совершенно избавиться от гордости, то есть научиться, как говорит авва Дорофей , «почитать брата своего разумнее и по всему превосходнее себя или почитать себя ниже всех, чтобы свои подвиги приписывать Богу». Все святые почитали себя великими грешниками, хотя и имели совершенное смирение, то есть все добрые дела и добродетели приписывали Богу, считая себя не только хуже всех людей, но, как говорит прп. Григорий Синаит , хуже всех скотов и тварей и даже окаяннее бесов, как рабов их. Такое смирение имели апостолы Христовы. Блаженный апостол Павел от глубокого смирения взывал: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Истинная молитва требует своих условий: она должна быть приносима с чистотой мыслей и сердца, с пламенным усердием, с твердым вниманием, с трепетным благоговением и с глубочайшим смирением. Преподобный Исихий говорит, что частость молитвы приемлет навыкновение и обращается в натуру и что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце. Преподобные Каллист и Игнатий советуют прежде всех подвигов и добродетелей начинать молитву во имя Иисуса Христа часто, непрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте. Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие (молился), то не впадал бы в согрешения. «Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя оное. Крепче и успешнее сего оружия не найдешь ни на небесах, ни на земле». Святой Григорий Синаит поучает: «Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа и помыслы сами собою утихнут». Беспрерывно призывай мощное имя Иисуса Христа; это не составляет большого труда и каждому посильно!.. Если бы человек выполнил одну сию заповедь Божию о непрестанной молитве, то в одной он бы исполнил все заповеди, ибо если бы он беспрерывно, во всякое время, при всех делах и занятиях, совершал молитву, тайно призывая Божественное имя Иисуса Христа, то тогда бы он не имел бы времени на суетные беседы, на осуждение ближних, на праздное истощение времени в чувственных греховных удовольствиях; каждая преступная мысль его встречала бы препятствия в ее распространении, каждое греховное дело не обдумывалось бы так плодовито, как в праздном уме и каждый поступок немедленно очищался бы благодатной силою, а это столь часто бы отвлекало душу от греховных дел и привлекало бы к существенному ее знанию, к соединению с Богом! Теперь видишь ли, как важно и необходимо количество в молитве? Имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущную и самодействующую благодатную силу, а потому не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы и с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Особенно нужно стараться о благочестивой деятельности ночью. Ночью, говорит Филофей Синаит, более очищается ум. И св. Исаак учил: «Всякая молитва, совершаемая ночью, пусть будет в твоих глазах выше дел, совершенных тобою днем. Самая приятность проведенного дня зависит для постника от хорошо проведенной ночи». То же подтверждают и другие святые. «Ночь более употребляй на молитву, менее же на пение», – говорит прп. Иоанн Лествичник . И в другом месте: «Уставший от делания, встань и помолись». Так и нам нужно поступать: когда ум слишком будет напряжен через молитву, должно успокоить его или пением псалмов, или тропарей каких-либо, или чего-нибудь другого, как кто поставил себе в правило. «Многословие же часто и в молитве ведет ум к рассеянности, а малословие собирает его», – говорит тот же прп. Иоанн Лествичник . При рассеянности же помыслов усерднее надо заняться чтением, говорит св. Исаак: «Когда твой ум рассеян, займись более молитвою, или чтением, или рукоделием», как и заповедал Ангел Антонию Великому . Новоначальным во время обуревания помыслов рукоделие с молитвой или какое-либо послушание весьма полезно, как говорят святые отцы, особенно же полезно во время скорби и печали. Блаженный же Исихий Иерусалимский предлагает четыре способа в сем мысленном делании: или беречь себя от нападений врага, или иметь сосредоточенное сердце, не отзывчивое никакому дурному помыслу, молиться или призывать Господа Иисуса Христа в помощь, или постоянно иметь в памяти час смертный. Все это, говорит он, препятствует входить к нам лукавым помыслам, и кто исполнит что-либо из сего, он уже приобретает трезвение ума и совершает мысленное делание. Рассмотрев все с подробностью, каждый из нас да подвизается тем способом, какой найдет себе по силам. Во внутренней борьбе и подвиге мысленной брани нельзя быть малодушным и не следует предаваться унынию. Когда мы поражаемся от скверных помыслов, диавол по своей злобной хитрости влагает в сердце наше стыд, удерживающий нас обратиться к Богу с раскаянием и от возможности вознести к Нему молитву об избавлении от них.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Даже если человек не терпит поражения, он все равно подвергает себя опасности получить ранение или оскверниться, если он недостаточно силен. Преподобный Исаак Сирин по этим причинам не рекомендует такой способ борьбы: «Мы не всегда имеем власть противостоять нападающим на нас помыслам, чтобы остановить их, но часто мы получаем от них раны, которые долго не заживают... [Спор с бесами] позволяет им вооружаться против нас: они смогут ранить тебя за пределами того, что твоя мудрость и твое суждение им противопоставят. Но даже когда ты их победишь, грязь помыслов осквернит твое мышление, и ты долго еще будешь вынужден ощущать их дурной запах» 3516 . То, что этот способ борьбы предназначен для достигших совершенства, вовсе не означает, что он наиболее совершенный 3517 : помимо опасности потерпеть поражение, которую он подразумевает, он еще и позволяет внушению в какой- то мере развиваться, а это, по замечанию преподобного Марка Подвижника , неизбежно сопровождается определенным смущением (παραρριπισμς) 3518 , которого совершенные, не без основания, избегают. Он подразумевает, что к помыслу может появиться определенный интерес, что на нем задержится ум, отвлекшись от исключительного внимания, которого требует чистая молитва . Наконец, он в какой-то степени заставляет вести игру с бесами. Так, преподобный Иоанн Газский советует ученику: «Не возражай, ибо это как раз то, чего они желают, и они не уймутся» 3519 , поэтому предпочтителен иной способ борьбы. Впрочем, именно его святые отцы и рекомендуют чаще всего, тем более что он более прямой и эффективный, чем предыдущий. Этот способ – быстрое отвержение. Преподобный Исаак Сирин говорит, что, используя его, «человек выбирает кратчайшую дорогу и избавляет себя от блуждания по длинному пути» 3520 . Б. Этот второй способ борьбы, который идет от формы упражнения в трезвении, состоит в том, чтобы вообще не позволять проникать внутрь возникшему помыслу 3521 и с этой целью отвергать (святые отцы говорят также «подавлять, отрезать, отсекать...») его при самом появлении, то есть пока он остается еще только внушением 3522 . «Нужно только замечать [бесовские внушения] и тут же их отсекать, как только они возникают и нападают», – советует преподобный Исихий Иерусалимский 3523 . Преподобный Филофей Синаит отмечает: «Кто сопротивляется с самого начала, то есть внушениям... тот за один раз отсекает все срамное» 3524 . Святые отцы настаивают на этом: не следует принимать семя врага 3525 и a fortiori задерживаться на внушаемых им образах или помыслах 3526 . В любом случае «правило одно и то же: не позволять помыслам сохраняться», советует преподобный Максим Исповедник 3527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Таким образом, рассматривая исторические свидетельства и современные гипотезы относительно жизни преп. Марка, следует признать, что мы не имеем достоверных фактов о жизни преп. Марка. Если ранее преп. Марк преимущественно ассоциировался с египетским подвижником, описанным у Палладия и Созомена, то в современной литературе преобладает версия, что преподобный жил в Малой Азии. С большей уверенностью можно утверждать только то, что преп. Марк жил во время начала несторианского спора 70 . 1.2 Свидетельства древних церковных авторов о творениях преп. Марка Первое по времени упоминание о творениях преп. Марка содержится в «Душеполезных поучениях» преп. аввы Дорофея Газского (VI век) 71 . Он дважды свободно цитирует его, один раз приводя слова о сокрушении сердечном 72 , а другой – о злобе (κακα) 73 . Не называя по имени преп. Марка, дважды его слова приводит преп. Иоанн Лествичник (ок. 575 – ок. 650) 74 . Так он пишет, что просвещеннейшие и рассудительнийшие из отцов говорили о набеге (παραρριπισμς) мысли 75 . Об этом, насколько известно 76 , используя слово παραρριπισμς, писал только преп. Марк 77 . Далее преп. Иоанн приводит мнение преп. Марка как одно из возможных: «если бы не предшествовал ум, то и тело не последовало бы» 78 . Второй раз преп. Иоанн приводит слова преп. Марка более близко к тексту: «Я услышал некоего почтенного сказавшего 79 : положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати» 80 . Помимо этого, еп. Каллист (Уэр) указывает четыре возможные реминисценции, а также отмечает усвоение преп. Иоанном словаря преп. Марка о развитии страсти 81 . Многократно слова преп. Марка приводит преп. Исаак Сирин (VII век). В частности, цитирует его слова о различии знания добродетели и знания Бога 82 . Среди других сирийских авторов Церкви Востока преп. Марка упоминают Авраам из Кашкара († 588), Бабай Великий († 661), Симеон д-Тайбуте (Милостивый) († ок. 680) 83 . Преп. Исихий Синаит (вероятно VIII–X в.) в сочинении «О воздержании и добродетели» без указания на автора пересказывает учение преп. Марка о скорбях, страстях, об обязательности соблюдения всякой заповеди, о том, что Царствие Небесное не есть награда за дела, но дар 84 . Так как ранее это сочинение ошибочно приписывалось преп. Исихию Иерусалимскому († 432), то это давало А. Юрьевскому основания считать это прямым доказательством раннего происхождения аскетических творений преп. Марка и отвергать единое их авторство с догматико-полемическими сочинениями 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010