напр.: Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский . Гл.170,62, 184//Добр. Т.2. С.194–195,171,198. Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим. Гл.75//Добр. Т.5. С.392–393). Кроме того, преподобный Григорий Синаит говорит, что существуют два образа умной молитвы и соединения ума и сердца, «или, вернее, два входа с обеих сторон умной молитвы, совершаемой в сердце духом». Один из них – это когда через призывание имени Христова и через неизменную теплоту в сердце является действие Духа, уничтожающее страсти. Второй же – когда «дух увлекает ум к себе, загоняя его в глубину сердца и удерживая от обычного рассеяния» ( Φιλοκαλα T. Δ. Σ.71, α). В любом случае, несомненно, что, когда сердце очистится, в нем постоянно совершается божественная литургия и возносятся песнопения к Богу. Осуществляется то, на что обращает внимание апостол Павел: ...назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:19 ). Такая молитва наиболее угодна Богу. Конечно, человеку не следует гордиться даже тогда, когда сердце очистится. Ведь никакая тварь не может быть чище бесплотных существ, то есть ангелов; и, однако, Денница из-за превозношения сделался диаволом, нечистым. «Его высокоумие вменено ему Богом в нечистоту» (Св. Филофей Синаит. Добр. Т.3. С.405). Итак, чистота сердца – вещь очень тонкая, и достигается она великим трудом, главным образом благодаря помощи и действию Божию. Нечистое даже и от гордых помыслов сердце является слепым. Чистота сердца приносит много плодов. Мы обратим внимание лишь на некоторые из них. Кто подвизается ради соблюдения чистоты сердечной, «тот наставником в ней будет иметь законоположителя ее Христа, Который таинственно будет изрекать ему волю Свою» (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский . Добр. Т.2. С.198). Чистое сердце испытывает так называемое сердечное безмолвие (Добр. Т.2. С.178), переживает мир Божий. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий ( Кол.3:15 ). Чистое сердце побеждает робость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

Каждый, кто обучился умному деланию, всякий раз как он молится, лучше же сказать, творит молитву Иисусову, – за грехи свои или против злых помыслов, как сказано, молится, и да не поет много псалмов. Потому что поющие много не разумеют, что поют, сказал Новый Богослов, ибо петь много повелено было тем, кто не постигает того, что поет. Подобно и святой Исаак сказал: «Хочешь ли напитаться от стихословия твоей службы? – Совершенно оставь количество и не поставляй в нем меру разумности». А святой Григорий Синаит сказал: «Одни учат петь много, другие – мало, ты же не много пой, но подражай малопоющим. Ибо много петь свойственно деятельным, а не безмолвствующим, ибо по образу жизни нашей подобает и пению нашему быть ангельскому, а не плотскому, чтобы не сказать языческому. Петь голосом и восклицанием предано нам ради лености нашей и неведения, и никто из святых не принял на себя большого труда, чтобы слагать слова и писания об одном псалмопении. Ибо какая нужда много писать о том, что все, не только монахи, но и мирские люди знают и могут петь, сколько пожелают, как уже было сказано? Об одной же той краткой и в пяти словах заключающейся молитве, по апостольскому слову: а) Господи, б) Иисусе, в) Христе, г) помилуй, д) мя, – святой Исихий написал двести глав, ничего другого не изложив в них, как только одно блюдение ума и эту священную молитву Иисусову». Подобным же образом и святые Иоанн Златоуст , Игнатий, Фотий и Каллист, бывшие преемственно патриархами Константинопольского престола, каждый в отдельности, написали целые книги, исполненные глубокой мудрости, об этой единой, краткой молитве и внимании, как сказал святой Симеон, архиепископ Солунский, который и сам приложил к святой своей книге до шести глав, повелевая духовным и мирским людям творить, как свое дыхание, умом и устами эту священную молитву. Тому же учат и святые Нил Постник, Иоанн Лествичник , Филофей Синаит, Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , Диадох , Петр Дамаскин , Григорий Синаит , Варсонофий, Филимон, Исаак Сирин и после них Нил Сорский .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

21) Симеон Новый Богослов (часть глав принадлежит Симеону Благоговейному , см. 6 .10 [Nota]). 755–782. 6 .22. 22) Никита Стифат . 785–851. 6 .177. 23) Феолипт Филадельфийский . 855–865. 6 .440–441. 24) Никифор Исихаст. 869–876. 6 .431. 25) Григорий Синаит . 879–925. 6 .376–379. 26) Григорий Палама . 929–1013. 6 .991, 997, 936, 987, 978, 964. 27) Каллист и Игнатий Ксанфопулы (часть глав восходит к творениям Каллиста Ангеликуда , см. 6 .1566). 1017–1103. 6 .1898. 28) Каллист-патриарх, главы 1–14 (Ксанфопул? Главы 15–83 добавлены только во 2-м афинском издании и принадлежат Каллисту Ангеликуду , см. 6 .1568). 1100–1102. 6 .1902. 29) Каллист Тиликуд (на самом деле – Каллист Ангеликуд ). 1103–1107. 6 .1566. 30) Главы святых отцов о молитве и внимании (анонимно, предположительно – Каллист Ангеликуд ?). 1107–1109 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 4. 373–375; PG 147. 828–832]. 31) Каллист Катафигиот (в действительности, Каллист Ангеликуд ). 1113–1159. 6 .1569. 32) Симеон Солунский . 1160–1162. 6 .1931. 33) Об Иисусовой молитве (помещено анонимно, автор – Марк Евгеник). 1163–1167. 6 .2023. 34) Толкование на Господи, помилуй (анонимно, на новогреч.). 1168–1170 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 5. 69–72]. 35) Симеон Новый Богослов (новогреч. пер.). 1171–1177 (Симеон). 6 .14; 1178–1185 (Пс.-Симеон). 6 .163. 36) Григорий Синаит (новогреч. пер.). 1186–1197. 6 .379. 37) Отрывок из жития Максима Кавсокаливита. 1198–2001. 8 .411. 38) Отрывок из жития Григория Паламы . 1202–1206. 6 .1407. Nota . В серии λληνες πατρες τς κλλησας. Φιλοκαλα ( Θεσσαλονκη) издаются творения отцов-аскетов (с параллельным новогреч. переводом без крит. аппарата), однако это серийное изд. лишь по названию совпадает с «Добротолюбием» свв. Макария и Никодима. Состав же его много шире: включены, в частности, апофтегмы, «История боголюбцев» бл. Феодорита Кирского , «Луг духовный», «Лавсаик», Исаак Сирин , Исихий Иерусалимский (подл.), все творения Максима Исповедника , Иоанн Синаит, Николай Кавасила , и др.; число томов достигло уже 45.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Итак, будем избегать суетных забот века сего, чтобы стяжать мир сердца и священную молитву, которая есть матерь всех добродетелей. Говорит и святой Фалассий Ливийский : «Не можешь ты, опутанный мирскими заботами, иметь при себе и страх Божий!» Говорит святой Ефрем Сирин : «Не ввергайте меня, братия мои, в беззаботность о грехах помышлением, будто бы они легки! Если бы грех помышлением не был велик, не счел бы Сам Христос, Премудрость Божия, прелюбодеянием вожделение к женщине и убийством ненависть к брату». Говорит святой Исихий Синаит в «Добротолюбии»: «Никто из не имеющих хранения ума не избавится от князей тартара в минуту смерти и при прохождении через мытарства, будь он даже самым великим философом и самым великим мудрецом на свете». Снова говорит святой Исихий Синаит : «Хранение ума – путь и дверь всякой добродетели и всякого доброго дела». Хранение ума, по учению святых отцов, состоит в том, чтобы трезвиться умом, противиться греху умом, и в том, чтобы призывать Господа Иисуса в молитве ума. Святой Максим Исповедник говорит: «Хранение внимания рождается из страха Божия, а страх Божий рождается из веры. Кто верит, тот боится, а кто боится, тот трезвится». Также святой Максим Исповедник говорит: «Стань хозяином своих мыслей, о монах! Ибо если ты не будешь владеть своими мыслями, то легко дойдешь до того, что не сможешь владеть и делами!» Всякий грех приходит от мыслей. Божественные отцы называют воображение мостом для бесов. Ни один грех не проходит от ума к чувству, если человек прежде не представит его себе в воображении. Говорит святой Максим Исповедник в «Добротолюбии»: «Кто достиг того, чтобы быть совершенным в любви, тот достиг верха бесстрастия. Кто прикоснулся к любви Бога совершенного, тот стал самым счастливым человеком на свете». Святой Исаак Сирин говорит: «Полезнее тебе, человек, в тысячу раз видеть свои грехи, чем видеть Ангелов! Полезнее тебе плакать один час о своих грехах, чем воскрешать мертвых молитвой и совершать чудеса». Святой Иоанн Лествичник говорит так в 3-м Слове «Лествицы»: «Бесы тщеславия сделали слабых умом пророками». «А кто не верит никаким снам и видениям, тот духовный философ».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Особенно во время молитвы должно стараться сделать свой ум глухим и немым (к предметам посторонним), как сказал Нил Синайский , и иметь сердце безмолвным ко всякому помыслу, даже по-видимому доброму, говорит Исихий Иерусалимский , ибо за бесстрастными помыслами следуют уже страстные, как известно из опыта, и вход в сердце первых бывает причиной входа последних. И поскольку, как сказано, за добрыми помыслами следуют и дурные, то и нужно принудить себя не допускать и таких помыслов, о которых мы думаем, что они хорошие, а надо постоянно созерцать глубину своего сердца и говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Можно произносить эту молитву всю, а иногда половину ее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – или же: «Сыне Божий, помилуй мя!» – как это будет удобнее для новоначальных монахов (прп. Григорий Синаит ). Не нужно, впрочем, часто переменять речения, но делать это лишь изредка. Ныне отцы прибавляют к молитве после слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – слово «грешного». И это приятно Богу, особенно прилично нам, грешным. И повторяй так всегда с усердием, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, умом и сердцем, сокращая даже сколько можно дыхание, чтобы не так часто дышать, как говорит прп. Симеон Новый Богослов . Прп. Григорий Синаит сказал: «Призывай Господа Иисуса со всем желанием, но терпеливо, с ожиданием, избегая всех злых помыслов». А что святые отцы советуют сдерживать самое дыхание, чтобы дышать не часто, – опыт скоро научит, что это весьма полезно для сосредоточения ума в молитве. Если же не можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов, а видишь даже, что они умножаются в твоем уме, – не унывай, а продолжай молитву. Блаженный Григорий Синаит , зная в точности, что нельзя нам, страстным, решительно победить лукавые помыслы, так говорит: «Никто из новоначальных не может удержать сам собою ум и помыслы, ибо удерживать ум и отгонять помыслы – свойство искушенных и сильных. Но и они не сами по себе отгоняют их, но с Божией помощью решаются на брань против них, как облеченные благодатью и всеоружием Господа! Ты же, – продолжает он, – если видишь нечистоту лукавых духов, то есть помыслы, не ужасайся и не дивись; если же и благими тебе покажутся они – не внимай им, но насколько можно, сдерживая свое дыхание и затворяя ум в сердце, вместо оружия призывай имя Господа Иисуса, и лукавые духи отбегут от тебя, палимые невидимо, как бы огнем, произнесением Божественного имени».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. Виссарион (Нечаев) еп. Гордость. 4-е изд. СПб., 1899. Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство//Русская религиозная антропология. Антология. Т. 1. М., 1997, с.7–43. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М., 1995. Григорий Синаит . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.180–216. Григорий Синаит . Наставления безмолвствующим//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.216–227. Григорий Синаит . О безмолвии и молитве//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.227–237. Гурьев И. Д. Страсти и их воплощение в болезнях. – М., 2000. Диадох блаж. Подвижническое слово//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.8–74. Дорофей авва. Душеполезные поучения и послания. – М., 1995. Евагрий Понтийский . Творения. – М.: Мартис, 1994. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Творения в 7 т. – М., 1993. Иерофей (Влахос) митроп. Православная духовность. Пер. с новогреч. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1999. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.473–476. Иларион (Алфеев) иером. Преподобный Симеон Новый Богослов . М., 1998. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.-Ростов-на-Дону, 1992 (СПб., 1994). Иоанн Кронштадтский . Богопознание и самопознание, приобретаемое из опыта. СПб., 1900. Иоанн Кронштадтский св. прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. «Моя жизнь во Христе». Часть 3. М.: Русский Хронографъ, 2001. Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1902. Иоанн Лествичник . Лествица. – Сергиев Посад, 1908. Иоанн Лествичник . Лествица. М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001. Исаак Сирин, пр. Слова подвижничества. – М., 1993. Исихий Иерусалимский . О трезвении и молитве. 6-е изд. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.305–424.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   Каждый, кто обучился умному деланию, всякий раз как он молится, лучше же сказать, творит молитву Иисусову, за грехи свои или против злых помыслов, как сказано, молится, и да не поет много псалмов. Потому что поющие много не разумеют, что поют, сказал Новый Богослов, ибо петь много повелено было тем, кто не постигает того, что поет. Подобно и преп. Исаак сказал: хочешь ли напитаться от стихословия твоей службы? Совершенно оставь количество и не поставляй в нем меру разумности. Св. же Григорий Синаит сказал: одни учат петь много, другие — мало; ты же не много пой, но подражай мало поющим. Ибо много петь свойственно деятельным, а не безмолвствующим; ибо по образу жизни нашей подобает и пению нашему быть ангельскому, а не плотскому, чтобы не сказать языческому. Петь голосом и восклицанием предано нам ради лености нашей и неведения, и никто из святых не принял на себя большого труда, чтобы слагать слова и писания об одном псалмопении. Ибо какая нужда много писать о том, что все, не только монахи, но и мирские люди знают и могут петь сколько пожелают, как уже было сказано.    Об одной же той краткой и в пяти словах заключающейся молитве, по апостольскому слову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, первый св. Исихий написал двести глав, ничего другого не изложив в них, как только одно блюдение ума и эту священную молитву Иисусову.    Подобным же образом и свв. Иоанн Златоуст, Игнатий, Фотий и Каллист, бывшие преемственно патриархами Константинопольского престола, каждый в отдельности написали целые книги об этой единой, краткой молитве и внимании, исполненные глубокой мудрости, как сказал св. Симеон, архиепископ Солунский, который и сам приложил к святой своей книге до шести глав, повелевая духовным и мирским людям творить, действовать, как свое дыхание, умом и устами эту священную молитву. Тому же учат и святые Нил Постник, Иоанн Лествичник, Филофей Синаит, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Диадох, Петр Дамаскин, Григорий Синаит, Варсонофий, Филимон, Исаак Сирин и после них Нил Сорский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Потому что, кто борется разумно, тот отвергается корня зла, то есть лукавого прилога мыслей. Особенно во время молитвы должно стараться сделать свой ум глухим и немым (к предметам посторонним), как сказал прп. Нил Синайский , и иметь сердце безмолвным ко всякому помыслу даже по-видимому доброму, говорит Исихий Иерусалимский , ибо за бесстрастными помыслами следуют уже страстные, как известно из опыта, и вход в сердце первых бывает причиной входа последних. И поскольку, как сказано, что за подобными помыслами следуют и дурные, то и нужно принудить себя не допускать и таких помыслов, о которых мы думаем, что они хороши, а постоянно созерцать глубину своего сердца и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! И повторять так должно всегда с усердием, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, умом и сердцем, сокращая даже сколько можно дыхание, чтобы не так часто дышать, как говорит Симеон Богослов . Григорий Синаит сказал: «Призывай Господа Иисуса со всем желанием, но терпеливо, с ожиданием, избегая всех злых помыслов». А что св. отцы советуют сдерживать свое дыхание, чтобы дышать не часто – опыт скоро научит, что это весьма полезно для сосредоточения ума в молитве. Если же не можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов, а видишь даже, что они умножаются в твоем уме – не унывай, а продолжай молитву. Блаженный Григорий Синаит , зная в точности, что нельзя нам, страстным, решительно победить лукавые помыслы, так говорит: «Никто из новоначальных сам собою не может удержать ум и помыслы: ибо удерживать ум и отгонять помыслы – свойство искушенных и сильных. Но и они не сами по себе отгоняют их, но с Божией помощью решаются на брань против них, как облеченные благодатью и всеоружием Господа! – В случае же расслабления и изнеможения призывай Бога на помощь и понуждай себя, сколько есть силы, не прерывая молитвы; и все сие совершенно, Божией помощью, отгонится и исчезнет. Особенно нужно стараться о благочестивой деятельности ночью. Ночью, говорит прп. Филофей Синаит, более очищается ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Оба монаха прибыли в Иерусалим, где посетили Св. Гроб Господень и др. св. места. Затем сели на корабль, достигли Крита и сошли в Хороших Пристанях, небольшом портовом городке на юж. берегу острова, куда приплывали корабли, идущие из Египта и Палестины. Г. С. и Герасим начали искать подходящее место для пустынножительства. На одной горе поблизости было неск. пещер, к-рые они приспособили для жилья. Агиограф повествует об их исключительно суровом образе жизни: пища, к-рую они принимали только раз в день, состояла из небольшого количества сухого хлеба и воды. Однако Г. С. стремился к созерцательному пути и надеялся найти наставника (Там же). Он встретил человека, к-рый совершил настоящий переворот в его жизни. Агиограф рассказывает, что в их келью пришел монах по имени Арсений (PLP, N 1416), по всей вероятности живший на той же горе, «муж маститой старости», «божественный», опытный в исихии и созерцании. По просьбе собеседника Г. С. рассказал о своем духовном пути, о выборе монашества, о годах, проведенных на Синае и об аскетических трудах на критской горе. В ответ Арсений «с легкой улыбкой ласково произнес: «Но все то, что ты делал, сын мой, названо святыми богоносными отцами и нашими учителями именно деланием (πρξις), но, конечно, не созерцанием (θεωρα)»». Г. С. стал просить Арсения, чтобы тот объяснил ему, что такое молитва, исихия (безмолвие) и хранение ума. Старец удовлетворил его просьбу и, «начав с одной священной и божественной книги, говорил о хранении ума (φυλακ νος), о чистом трезвении (νψις), о чистой молитве (καθαρ προσευχ), о том, как очистить ум, и о том, как человеку стать всецело световидным (λος φωτοειδς)» (Житие. 5-6). Понятия трезвения, хранения ума, безмолвия и т. д. указывают здесь, как и во мн. др. совр. этому текстах, на практику молитвы, сопровождаемую определенными психофизическими упражнениями, о к-рых Г. С. до того дня не ведал. Это не были те «этапы» духовного пути, к-рым великие подвижники Синая (прп. Иоанн Лествичник , прп. Исихий Синаит , Филофей Синаит) посвящали свои писания. «Священная и божественная книга», к к-рой обратился Арсений, была почти наверняка трактатом «Метод священной молитвы и внимания» (Θιλοκαλα, N 35b), приписанным прп. Симеону Новому Богослову . К этой книге Г. С. обращался и в своих зрелых произведениях. Первое пребывание на Афоне

http://pravenc.ru/text/168073.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010