185-188 188-189 189-190 ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1799-1892), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский 190-198 200-201 198-200 201-202 ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в.), , Юрьевские, Ливонские (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 203-206 ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле 207-208 208-224 ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сирийских монахов, основателей грузинского монашества ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) 224-238 238-239 240-254 ИСИХИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ИСИХИЙ мч. Доростольский (пам. зап. 15 июня) - см. в ст. Иулий, мч. Доростольский (пам. зап. 27 мая) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте 255-256 256-257 ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) 257-276 ИСИХИЙ СИНАИТ (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 276-279 ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 279-281 281-312 312-326 ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана 326-328 328-377 377-400 400-404 ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ 404-410

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

    Исихий Пресвитер. К Феодулу, 37/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 264.    «Аще же побеждаешися, раскайся, и зазри себе, и паки начни, и не престани сице творя всегда, падая и востая, и укоряя присно себе, а не иного, и покой имети будеши: премудре падениями победу творя, по Писанию. Обаче да не преходиши предел, егоже предположихом, и довлеет ти» (Григорий Синаит. О безмолвии, 6/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 239).     Исихий Пресвитер. К Феодулу, 82/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 272; Марк Подвижник. О мнящихся, 8/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 60.    «Не отрицайся нищеты и скорби, вещества свободныя молитвы» (Нил Постник. О молитве, 131/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 745).    Человек учится «не подходить внешне к приходящим извне [искушениям], ибо причина их [кроется] внутри. И корнем всего чувственного является духовное» (Макарий Египетский, 41, 3).    Исаак Сирин. Слово 51. С. 226.    «Велие воистинну благо от искуса прияхом» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 62/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 269).     Макарий Египетский, 39, 1, 1; Ксанфопулы, 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384; Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 119.     Антоний Великий, 67/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 23—24.     Макарий Египетский, 57, 3; 48, 5, 6.     Исаак Сирин. Слово 5. С. 29; ср.: Диадох. Главизны, 94/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 351; Исихий Пресвитер. К Феодулу, 90/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 274.    «Ниже убо ищи вин искушений, откуду находят, но точию молися Богови благодарне сносити я... искушению нашедшу, не ищи чесо ради, или чрез кого прииде: но яко да благодарне е и непамятозлобне терпети» (Ксанфопулы, 16,10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 383; ср.: Иоанн Карпафийский. Главы, 21/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 265).     Григорий Синаит. О безмолвии, 7/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 241; Петр Дамаскин, II, 24/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 245.     Исихий Пресвитер. К Феодулу, 26/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 261.     Макарий Египетский, 37, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако здесь нет и речи о некоей магической практике: призывая имя Иисуса, человек находит прибежище во Христе 3545 , получая от Него защиту и помощь 3546 . В молитве он просит – и если молится правильно, то и получает – благодать, которая помогает ему и которой он побеждает врагов 3547 . Как говорит преподобный Филофей Синаит, именно «призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их» 3548 . Без молитвы человек был бы ограничен собственными силами, которых перед лицом столь хитрых врагов недостаточно для победы 3549 . Преподобный Исихий Иерусалимский предостерегает: «Если мы будем полагаться только на свое трезвение или внимание, враги тут же нас потеснят, мы будем сбиты с толку и падем. Мы всегда будем еще больше запутываться в их сетях – в дурных помыслах» 3550 . «Невозможно изгнать дурное внушение, не призвав Иисуса Христа», – даже утверждает он 3551 . Через молитву человек получает от Бога необходимую помощь – всеведение Бога разоблачает бесовские козни, а Его всемогущество лишает их силы. «Пусть никогда не прекращается... молитва ко Христу Иисусу, Богу нашему. Ибо ты не найдешь во всей своей жизни помощи более сильной вне Иисуса. Только Сам Господь, поскольку Он Бог, знает коварство, хитрости и уловки бесов», – пишет преподобный Исихий Иерусалимский 3552 . «Прибегай к Богу в борьбе против [твоих врагов], повергая свое бессилие в Его присутствие, ибо Он может не только закрыть им рот, но и лишить их силы», – советует преподобный Варсонофий Великий 3553 . Только молитва может не просто отторгнуть, но и разрушить чуждый помысел. «То, что гасит и растворяет сразу же всякий помысел, всякое слово, всякий призрак, всякий образ, всякое зло, которое воздвигают в нас враги, – это призывание Господа», – пишет преподобный Исихий Иерусалимский 3554 . И преподобный Филофей Синаит замечает в том же ключе: «Память об Иисусе... разрушает все обаяния помыслов, разные внушения, слова, мечтания, мрачные воображения – одним словом, всё, чем вооружается и с чем дерзостно выступает творящий зло [враг]... Иисус, будучи призываем, всё попаляет легко» 3555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Значительное место в исихастской традиции принадлежит еще двум насельникам Синайского монастыря – это Исихий Ватосский и Филофей Синаит . Для обоих характерно стремление представить духовную жизнь как борьбу с помыслами и чтение Иисусовой молитвы. Преп. Исихий, автор «Сотниц», вошедших в «Добротолюбие», и священник Исихий Иерусалимский (V век, † ок. 451 г.) – не одно и то же лицо; первый совершенно точно жил после Иоанна Златоуста и Максима Исповедника († 662 г.), на которых он ссылается. В некоторых рукописях он назван игуменом монастыря Неопалимой Купины. До XIII века не встречается ни одного духовного писателя, который бы цитировал «Сотницы» Исихия , и ни одной рукописи, где можно было бы проследить его влияние. По этой причине точную дату написания «Сотниц» установить невозможно. Учение преп. Исихия, которое, вероятно, дошло до нас не в изначальной форме, основано на предшествующей традиции; в «Сотницы» у него включено множество фрагментов, взятых у Марка Отшельника, у Иоанна Златоуста , у Максима Исповедника . Но заимствует он у них, главным образом, то, что касается безмолвия, духовного трезвения, практики Иисусовой молитвы. И хотя у Исихия ничего не говорится о психофизическом методе, он во многом предвосхищает опыт великих афонских исихастов XIV века, для которых он станет одним из любимых авторов. Преп. Филофей , как и преп. Исихий, возможно, был монахом, а затем – игуменом монастыря Неопалимой Купины. Жил он позднее св. Иоанна Лествичника , но нет никаких данных, позволяющих установить в точности даты его биографии, относящейся к промежутку между концом VII века и XIII. Его сочинение – классический образец синайского исихазма, который стал связующим мостиком между эпохой Отцов-пустынников и Афонским исихазмом XIII-XIV веков. Авторы духовных сочинений на сирийском языке В тех областях, где христиане говорили по-сирийски, подвижнический идеал распространился очень рано: несомненно, по той причине, что Церковь там имела иудео-христианские корни. Монашество же в собственном смысле появилось там, по-видимому, не ранее второй половины IV века. Долгое время одним из первых отшельников этого региона считался святой Ефрем Сирин (ок.306–373); однако современные исследователи склоняются к тому, чтобы считать его подвижником, писавшим внутри христианской общины – сначала в Нисивине, а затем, начиная с 363 года, – в Эдессе. Там он преподавал экзегетику и много сил отдавал составлению церковных песнопений. Однако в исихастской традиции он воспринимается в первую очередь как проповедник покаяния и сердечного сокрушения, главным образом, благодаря древнегреческим переводам его творений, частью подлинных, частью – псевдоэпиграфических.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Итак, помыслы бывают добрые и злые. Помыслы добрые подаются нам от Бога и Ангела Божия, а злые – от бесов. Прп. Григорий Синаит говорит, что злые «помыслы суть слова бесов и предтечи страстей. Вещи сами по себе рождают простые помыслы; бесовский же прилог порождает помыслы злые». Развитие, начало грехов – от прилога, когда неопытный ум начинает беседовать с прилогом, получая неподобные вопросы и давая такие же ответы. Тогда наши собственные мечтания смешиваются с демонскими мечтаниями, любезными, красивыми и привлекательными, и держат совещания и устраивают внутри души радения. «Как только образуется, – говорит при. Исихий, – в душе прилог представлением чувственного какого-либо предмета, как-то: оскорбившего нас человека, или женской красоты, или сребра и злата, или когда все это одно за другим побывает в мысли нашей, тотчас обличается, что привели в такое мечтание сердце наше духи злопамятства, блуда и сребролюбия». Таким образом, удобно «узнавать иноплеменников, то есть первородных сынов египетских (разумеются прилоги)», ибо «сперва память вносит в ум простой помысл; и если он замедлит в нем, то от сего приходит в движение страсть; если же не истребишь страсти, она преклоняет ум к соизволению, а когда и сие произойдет, тогда доводит уже до греха и делом» (прп. Исихий). Указывая на такое развитие греха и раскрывая лукавые козни человекоубийцы сатаны, прп. Исихий пишет: «Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием. Так, мечтанием обогащения и корысти настроили они нечестивого Иуду предать Господа и Бога всяческих. Ложными мечтами о телесном довольстве, ничтожном по себе, о чести, богатстве, славе – вовлекли они его в богоубийство, а потом ввергли в самоубийство удавлением и вечную исходатайствовали ему смерть, совершенно противное тому, что представляли ему в мечтании, или прилоге, своем, воздав ему коварные». Этим путем лживых мечтаний и гордыни сам сатана спал с небесных высот, возмечтав о равенстве Богу, Адама отдалил от Бога, «так и всех согрешающих обыкновенно обольщает». Поэтому и поучает прп. Исихий, что «наука наук и искусство искусств есть умение управляться с злотворными помыслами». Лукавый дух, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как через мечтания и помыслы, которые выявляют самовластие нашей воли, о чем ясно рассуждает прп. Иоанн Лествичник .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В последующие века не оскудевала подвижническая жизнь Синая. В XIII-XIV вв. явился чудный подвижник Григорий Синаит . Пробыв около трех лет в монастыре на горе Синай, он отправился на Святой Афон, где после нескольких лет жизни основал монастырь. В XIX веке с помощью ученых была открыта для мира сокровищница монастыря – Синайская библиотека, по количеству и ценности манускриптов уступающая лишь Ватиканской 35 . Весной 1997 года Священный Синод Иерусалимской Церкви, в юрисдикции которой находится Святая Синайская Архиепископия 36 , принял решение о канонизации подвижников благочестия, на Богошественной Горе просиявших. В установленный день совершается совместное празднование всех тех, кто связал свое святое житие и богоугодное дело с Богошественной Горой Синай и священной обителью святой великомученицы Екатерины и кто от века был освящен благодатию Божией, то есть богодухновенных пророков, славных царей и равноапостольных, святых иерархов, мучеников, преподобномучеников и преподобных, и святых, уже имеющих свой праздничный день памяти. Имена их таковы: Святые славные пророки Моисей, Аарон, Ор, Иисус Навин, Илия, Мариамь, иже во святых отцы наши и святители Анастасий, Анастасий, Евфимий и Нетра, святая великомученица Екатерина, святые славные и добропобедные мученики Анастасий, Вениамин Раифский, Галактион, супруг святой Епистимии, Епистимия, супруга святого Галактиона, Евсевий Фольский, Илия Азийский, Исаия, преподобномученики Феодул, Иеремия Раифский, Исаак Салаилский, Иоанн, Иоанн Афинский, Макарий, Марк, Павел Петрейский, Павел, Прокл Витрабийский, Савва, Сергий Раифский, Силуан Палестинский, Ипатий Гетский, Псой Раифский, преподобные и богоносные отцы наши Авраамий Лесной, Аммун Раифский, Анастасий Раифский, Анастасий, автор “Повествований”, Андрей Чудотворец, Георгий Арселетский, Георгий, брат святого Иоанна Лествичника , Георгий Византиец, Георгий Фаранит, Георгий Гадимит, Григорий Синаит , Даниил Фаранит, Дула Предстоящий, Дула, первый игумен Синайской обители, Елисей Армянин, Епифаний Затворник, Захария, Зенон Газский, Исихий Хоривит, Исихий, игумен Ватского монастыря, Феодул, сын преподобного Нила, Игнатий Критский, Иоанн Лествичник , Иоанн Киликийский, Иоанн Саввейский, Иосиф Раифский, Лонгин Исавр, Марк Калиграф, Мартирий – старец святого Иоанна Лествичника, Матфей Пелопонесский, Матфий Арандулит, Матой Раифский, Мегефий Смиренный, Михаил Ивирит, Моисей Фаранит, Нил Мудрый, Никандр Мироточивый, Никон Синаит, Петр Пионит, Савва Фессалоникиец, Серапион Духовник, Сергий Отшельник, Стефан Киприот, Стефан Византиец, Стефан Хоривит, Стефан Малохас, Стратегий Затворник, Симеон Пятиязычник, Филофей Трезвенник, Христофор Римлянин, святые жены Елена, мать святого Константина, Марина Раифская и отцы числом 17 безымянные, поскольку имен их не удалось установить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый прием к тому, чтобы привлечь ум к сердцу, именно чрез сочувствие читаемым и слушаемым молитвам; ибо чувства сердца обычно властвуют над умом. св. Исихий Иерусалимский Блюди присно, чтобы никогда никакого помысла не иметь в сердце своем, ни непотребного, ни благовидного. св. Григорий Синаит Помыслы суть слова бесов и предтечи страстей. св. Исихий Иерусалимский От прилога – множество помыслов, а от этих худое дело чувственное. Тотчас погашающий со Иисусом первое, избег и последующего. св. Григорий Синаит Прилог же – от бесов, коим Промыслом попускается обнаруживать, каково наше самовластие. Феолипт митрополит Филадельфийский Если они (помыслы) будут настаивать, толкая в двери внимания и возмущая мысль, то знай, что они получают подкрепление от скрытного предварившего сие нападение возжелания их; почему как бы право какое имея на душу, ради того, что пошатнулось уже произволение, они тревожат и докучают. свт. Григорий Палама Задерживающий свой ум в земных помыслах, конечно, является преступником, а не тем ли более тот, кто погрязает в дурных и грязных? св. Варсонуфий и Иоанн Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все вражеское бывает со смущением и мятежом. Пролог (19 июля). Слово монаха Петра Всякий бо помысл отлучает ум от Бога. Весь бо есть подвиг диаволу отлучать и отрезать ум от Бога и (нудить его) совокупляться и соглашаться со скверными помыслами. св. Варсонуфий и Иоанн Брат! не о всех возникающих помыслах должно вопрощать (Старцев), ибо иные мимолетны; но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его. св. Исихий Иерусалимский Поскольку всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному); то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим). Хранение ума с призыванием Иисуса Христа- то, чтобы всегда смотреть в глубину сердца и непрестанно безмолвствовать мыслию – даже, скажу так, и от помыслов, кажущихся десными, и стараться быть пусту от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИХИЙ СИНАИТ [Синайский] (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Упоминается также как Исихий пресвитер (ошибочно - пресвитер иерусалимский, из-за смешения с Исихием Иерусалимским в рукописях и в изданиях сочинений И. С.: PG. 93. Col. 1480; Θιλοκαλα. 1957. Τ. 1. Σ. 140). Известен как автор «Слова душеполезного спасительного о трезвении и добродетели в главах», классического исихастского сочинения, антологии учения о трезвении (νψις) и молитве Иисусовой. Отдельная память празднования отсутствует из-за смешения с Исихием Иерусалимским. Жизнь Об И. С. ничего не известно, кроме того, что он был игуменом Синайского монастыря, о чем свидетельствуют заголовки его сочинения в части рукописной традиции ( Krumbacher. Geschichte. S. 147; Waegeman. 1974/1975. P. 218). На основании того, что в «Сотницах» цитируются прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Лествичник , устанавливается, что автор жил после VII в. Сочинение И. С. никем не цитируется, а его имя не упоминается в рукописях до сер. XIII в.; самая древняя рукопись «Сотниц» И. С. датируется 1267 г. (Monacensis 201 [olim 66]; Waegeman. 1974. P. 478). Ж. Киршмайер отвергает попытки некоторых ученых ограничить время жизни Исихия VIII в. на основании параллелей «Сотниц» с «Завещанием» прп. Феодора Студита (DSAMDH. T. 7. Col. 408). А. Риго ( Rigo. 2008. P. LIX) относит деятельность И. С. ко времени 2-й волны исихастского движения, предлагая новую датировку - 2-я пол. XII в. - и говоря об И. С. как о современнике прп. Неофита Затворника . Сочинения Единственным дошедшим до настоящего времени сочинением И. С. является «Слово душеполезное спасительное о трезвении и добродетели в главах», или «Сотницы», или «Главы» (лат. Capita de temperantia et virtute - CPG, N 7862; PG. 93. Col. 1479-1544). Существует в пространной (200-203 главы) и краткой (24 главы) редакциях. Количество глав в пространной редакции варьируется в рукописях из-за того, что из первоначальных 2 сотен глав (о своем сочинении как о 2 сотнях глав И. С. говорит в II 97) некоторые подверглись разбивке ( Χρστου. 1992. Σ. 425). Главы краткой редакции расположены по алфавиту, не следуют порядку глав в пространной редакции и воспроизводят ок. половины ее объема.

http://pravenc.ru/text/674960.html

напр.: Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Гл.170,62, 184//Добр. Т.2. С.194—195,171,198. Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим. Гл.75//Добр. Т.5. С.392—393). Кроме того, преподобный Григорий Синаит говорит, что существуют два образа умной молитвы и соединения ума и сердца, «или, вернее, два входа с обеих сторон умной молитвы, совершаемой в сердце духом». Один из них – это когда через призывание имени Христова и через неизменную теплоту в сердце является действие Духа, уничтожающее страсти. Второй же – когда «дух увлекает ум к себе, загоняя его в глубину сердца и удерживая от обычного рассеяния» (Φιλοκαλα T.Δ. Σ.71, α). В любом случае, несомненно, что, когда сердце очистится, в нем постоянно совершается божественная литургия и возносятся песнопения к Богу. Осуществляется то, на что обращает внимание апостол Павел: ...назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф.5:19). Такая молитва наиболее угодна Богу.    Конечно, человеку не следует гордиться даже тогда, когда сердце очистится. Ведь никакая тварь не может быть чище бесплотных существ, то есть ангелов; и, однако, Денница из-за превозношения сделался диаволом, нечистым. «Его высокоумие вменено ему Богом в нечистоту» (Св. Филофей Синаит. Добр. Т.3. С.405). Итак, чистота сердца – вещь очень тонкая, и достигается она великим трудом, главным образом благодаря помощи и действию Божию. Нечистое даже и от гордых помыслов сердце является слепым.    Чистота сердца приносит много плодов. Мы обратим внимание лишь на некоторые из них.    Кто подвизается ради соблюдения чистоты сердечной, «тот наставником в ней будет иметь законоположителя ее Христа, Который таинственно будет изрекать ему волю Свою» (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.198).    Чистое сердце испытывает так называемое сердечное безмолвие (Добр. Т.2. С.178), переживает мир Божий. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий (Кол.3:15). Чистое сердце побеждает робость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Евагрий задается вопросом: «Представление ли запускает страсти, или страсти порождают представление? Здесь нужно поразмыслить. Ведь некоторые придерживаются первого мнения, а кто-то – второго» (Практик 37). На самом деле это растождествление – натяжка. Существуют оба процесса. Святые отцы говорят то об одном, то о другом в зависимости от случая, при этом не рассматривая каждый вариант как единственно возможный. 3445 В русской литературе προσβολ обычно переводится словом «приражение». Однако здесь мы даем точный перевод французского слова. – Примеч. ред. 3453 Иоанн Лествичник , прп. Лествица 15, 74. Филофей Синайский дает такое же определение: «Сочетание есть собеседование с представившимся (предметом или образом) страстное или бесстрастное» (Сорок глав о трезвении 35). 3474 Слово νψις обозначает одновременно «трезвение, сдержанность». Этимологически оно происходит от глагола νφειν, что означает «быть сдержанным», в противоположность глаголу μεθειν, означающему «быть опьяненным» (ср.: Hausherr I. Hésychasme et prière. Rome, 1966. Р. 266). И хотя для передачи этого термина следовало бы строго придерживаться употребления таких выражений, как «трезвящаяся сдержанность» или, лучше, «сдержанное трезвение», мы будем продолжать, не считая нескольких исключений, помня об этой другой коннотации, использовать слово «трезвение», поскольку это понятие более важное и покрывает более широко семантическое поле слова νψις. 3488 Ср.: Варсонофий Великий, прп. Ответы 176 (85); Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 3, 43; Послания 1; Исихий Иерусалимский , прп. Слово о трезвении и молитве 14; 44; Филофей Синаит, прп. Сорок глав о трезвении 25. 3490 Иногда оно называется еще «хранением ума» (ср.: Исихий Иерусалимский , прп. Слово о трезвении и молитве 113; 121; Филофей Синаит, прп. Сорок глав о трезвении 26). Но первое выражение более адекватно, так как хранение ума, как мы увидим далее, в собственном смысле означает избегание любого представления, даже благого, поскольку это избегание является условием чистой и нерассеянной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010