Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Согласно подлиннику 1850 г., составленному диак. Василием Поникаровским с образца 1658 г., И. «бе рус, власы и брада коротки, правое плечо голое, риза едина с леваго плеча под правое зелена, в руках две кочерги» (Арх. ГМЗРК. Р-58. Л. 44). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. блаженный описан так: «Типа немецкаго с запада; преклонных лет, волосы длинны, русы, борода не велика, с малою проседью; в одной убогой рубахе, босой. Можно давать ему хартию с его изречением: «Многими скорбьми подобает ти внити в Царство Небесное, нужно бо есть, и нуждницы восхищают е»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 280). И. изображался преимущественно на иконах с избранными Ростовскими святыми. На одной из ранних, 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14), он представлен в традиц. иконографии, стоящим в верхнем ряду чудотворцев крайним справа, рядом с прп. Авраамием и Ростовскими святителями. На правом поле иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» сер. XVI в. из ц. Богоявления с. Уславцево Ростовского у. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55) И. написан в рост, в молении, вполоборота влево, босой и полуобнаженный, на правом плече зеленая риза, короткие русые волосы взлохмачены, борода едва заметна. Во вкладных книгах Борисоглебского на Устье мон-ря указано, что в местном ряду одного из храмов находилась икона с образами свт. Леонтия Ростовского и И.: в кон. XVI в. старец Авраамий дал 51 р. «да обложил серебром и позолотил две иконы местные Леонтия да Сидора Ростовских чудотворцев да икону Николая чудотворца з деянием» ( Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881. С. 13).

http://pravenc.ru/text/674886.html

Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В композиции «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (святыней из Успенского собора в Ростовском кремле) И. изображался, как правило, в верхних рядах. На иконе 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) он написан в завершении левой группы. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 230. Кат. 145) и на гравюре 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616А) И. изображен в левой части композиции, держит в руках предмет, похожий на посох, клюку или кочергу (атрибут юродивых). На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) - необычный вариант изображения И. с длинными, лежащими прядями на плечах волосами, в светло-малиновой ризе, перекинутой через правое плечо. Святой находится во 2-м ряду правой группы, назван Сидором. На заказной Владимирской иконе Божией Матери, с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 105-106), выполненной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым, поясной образ И. размещен в одном из клейм на нижнем поле слева. На иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Там же. С. 100) в верхней части композиции Св. Троице (новозаветной) предстоят избранные, гл. обр. Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (справа во 2-м ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.) Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.) На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- рядом с блж. Иоанном Власатым, во 2-м ряду 2-й справа. В XIX в. такой же образ хранился в ростовской ц. во имя св. Иоанна Предтечи ( Израилев А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Труды, публикации, исслед. М., 2001. С. 507-508). На изысканных по исполнению иконах «Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские» кон. XVI - нач. XVII в. письма Истомы Савина из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле, «Избранные святые» кон. XVII в. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Ярославле (обе в собрании ЯИАМЗ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в./ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 492-495. 93) иконография И. традиционна. Ростовой образ блаженного помещен на правых створках складней «Владимирская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» работы П. И. Чирина (нач. XVII в., ГРМ) и «Походный иконостас» (ок. сер. XVII в.) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. 64). И. писали на иконах Пресв. Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев». Так, на «Молебной» («Моление о народе») иконе Божией Матери, с избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. из собрания гр. С. Г. Строганова (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103) И. изображен в группе припадающих Ростовских святых, в верхнем ряду между прп. Петром, царевичем Ордынским, и прп. Авраамием. На иконе Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими чудотворцами кон. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 352-353. Кат. 106) аскетический образ И. помещен в 3-м ряду, борода короткая, волосы взлохмачены, рука поднята для крестного знамения. Образ И. имеется на 2 иконах Божией Матери «Молебная», с Ростовскими чудотворцами, XVII и XIX вв. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7), на 2 прорисях с подобных икон XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447); предположительно также на образе 2-й пол. XVIII в. (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). На иконе подобного извода кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108) И. представлен стоящим позади Ростовских святителей: короткая зелено-коричневая риза с яркими пробелами перекинута через плечо, в левой руке - свиток.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери, с избранными святыми на полях. 1855 г. Иконописец А. Ф. Крылов (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери, с избранными святыми на полях. 1855 г. Иконописец А. Ф. Крылов (ГМЗРК) К редким единоличным изображениям относится икона «Блж. Исидор Ростовский, предстоящий Богоматери с Младенцем» 1-й пол. XVII в. (СИХМ). Судя по размерам (141,5×44,7 см), образ предназначался для храма; очевидно, именно он упоминается в описях XVII в. Благовещенского собора в Сольвычегодске (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом/ВХНРЦ. М., 2003. С. 54, 56-57, 157. Кат. 39). И. написан в молитвенном обращении к образу Божией Матери с Младенцем, изображенному в сегменте неба в левом верхнем углу средника. Святой представлен в рост, в повороте влево, в оливковой одежде чуть ниже колен, пальцы поднятой правой руки сложены в двуперстном жесте. У него короткие густые волосы и небольшая русая борода, надпись: «ОАГИ(с) ПРАВЕ(д)НЫ ИСИДО(р) РОСТО(в)». На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) во 2-м ряду 2-м слева изображен И.: короткие борода и волосы, зеленоватая риза переброшена через левое плечо, руки крестообразно сложены на груди. На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), до 1743 г. находившейся над городскими въездными воротами, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. как средовек, в верхнем ряду 2-й справа. Композиция иконы-пядницы «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного на поле» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX в. из частных собраний. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40) состоит из 6 рядов с полуфигурами чудотворцев, среди к-рых много Московских, Угличских и Ростовских (И. во 2-м ряду 2-й справа).

http://pravenc.ru/text/674886.html

Византия оказала определяющее влияние на русскую церковную мысль, политику, книжность, однако в ряде случаев — и в частности, в своем отношении к латинскому миру — она формировала свое личное отношение, не опираясь на византийский опыт , что видно на примере формирования антилатинского дискурса в древнерусской агиографии.   Использованная литература Афиногенова, Ольга Николаевна. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 62–63. Баронас, Дарюс Католичество и Православие в едином пространстве Великого Княжества Литовского, XV — нач. XVI в.//Религия и русь, XV–XVIII вв./Отв. сост. А. В. Доронин. Москва: Росспэн, 2020. С. 20–31. Власов, Андрей Николаевич. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, устюжский чудотворец, и литературная история его жития//О древней и новой русской литературе. Сб. ст. в честь профессора Натальи Сергеевны Демковой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 170–184. Гладкова, Олеся Владимировна. Древнерусский святой, пришедший с Запада (о малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»)//Древнерусская литература: тема Запада в XIII–XV вв. и повествовательное творчество. Москва: Азбуковник, 2002.С. 167–210. Городилин, Сергей Владимирович. Между «немечьскою землею» и Ростовом: исторические реалии в Житии Исидора Твердислова//Slovne. 2018. Vol. 7, 2. C. 414–450. DOI: 10.31168/2305-6754.2018.7.2.16 Карбасова, Татьяна Борисовна. Святцы 1646 г.: памяти русских святых//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации/Отв. ред.: Руди, Татьяна Робертовна, Семячко, Светлана Алексеевна. Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2011. Т. 2. С. 249–302. Карпов, Сергей Павлович. В поисках новой святости: греческое Причерноморье после 1204 года//Православная Византия и латинский Запад. К 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами. Международная церковно-научная конференция. Москва, 26–27 мая 2004 г. Сборник материалов. Москва, 2005. С. 59–65. Кириллин, Владимир Михайлович. Различные подходы при изучении западной темы в древнерусской литературе (к вопросу о комплексном анализе)//Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2002. (8). С. 48–54.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Очень важно отдавать себе отчет в том, что и литература Средневековья и поведение Средневековья чрезвычайно традиционны, они следуют той или иной традиции. Точно также русские юродивые следуют традиции, заложенной юродивыми византийскими, и, в первую очередь, Симеоном Эмесским и Андреем Юродивым. Например, Прокопий Устюжский в мороз, подобно Андрею Цареградскому, ложится спать с собаками, он греется от собак, и там есть такой момент, когда собаки уходят, он говорит, что насколько же я отвратителен, что даже собаки не хотят рядом со мной лежать. Или, допустим, когда юродивый собирает милостыню, а потом отдает ее нищим — это есть в Житиях древнего юродивого, но это повторяет Сольвычегодский юродивый Иван Самсонович, и причём это не просто, так сказать, бессознательное подражание определенным образцам, но служба Василию Блаженному говорит: уподобися премудре Василие всеми нравы и обычаи Симеону юродивому Христа ради. Но подражания образцам существуют не только в отношении византийских юродивых — гораздо в большей степени русским юродивым, более поздние юродивые подражают юродивым более ранним. Допустим, об Иоанне Устюжском агиограф пишет бывшему подражателю Блаженного Прокопия, то есть Прокопия устюжского. А кстати, Прокопий Устюжский был, судя по всему, немец. Прокопий Вятский подражает Андрею Цареградскому, Прокопий Устюжский — Василию Блаженному, Максим Московский именуется в службе не только последователем Андрея Юродивого или Симеона Эмесского, а говорится там: с юрод явися изволение отче и оному дивному Андрею последователь ревнитель быть дивному Симеону и вторым Твердисловом. Исидор Твердислов — юродивый, подвизавшийся на Руси, тоже бывший иностранцем из пряжских земель. Вторый Твердислов на Руси показася отче Максиме, покровенно тело им. Иоанн Большой Кабак просит похоронить его у Василия Блаженного, например, и так далее. То есть мы видим, что существуют понимание и осознание юродивыми себя в традиции, в юродской традиции. Это не такой вот взрыв какой-то пассионарный или не какая-то фантасмагория, появляющаяся из ниоткуда. Юродство имело на Руси и в Византии свою глубокую и долгую традицию. И эту традицию осознавали не только авторы Житий, но и сами юродивые.

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

Однако учиться в Академии отцу Константину довелось лишь в течение двух неполных лет. В связи с наступившим голодом отец Константин вскоре занемог острой формой малокровия. Недуг его сопровождался сильными головными болями и кровотечением из носу. Поэтому, сдав экзамены за второй курс академии, батюшка в июле 1918 года вернулся в родную Владимирскую епархию. Вначале он был назначен настоятелем одного из сельских приходов, а затем переведен в город Вязники - клириком кафедрального Казанского собора . В 1928 году власти начали кампанию по закрытию Казанского собора. За несвоевременную уплату налога " за страхование певчих " летом 1928 года на церковный совет собора, членом которого состоял и отец Константин, был по суду наложен колоссальный штраф. Чтобы уплатить требуемую сумму соборное духовенство обратилось к прихожанам с просьбой внести посильные пожертвования. С церковною кружкой для их сбора по храму, как и другие клирики, ходил также отец Константин. А осенью того же года в газетах стали появляться написанные от имени трудящихся заметки с требованиями закрыть Казанский собор и использовать его под рабочий клуб. Опечаленные прихожане обращались к городскому начальству с просьбой разрешить собрание верующих, чтобы всенародно обсудить вопрос о закрытии собора, но им было отказано. Рассчитывая найти справедливость у вышестоящих представителей власти, отец Константин вместе со старостой собора Ипатием Ефремовичем Онахриенко отправил телеграмму губернскому прокурору, но ответа на нее не получил. Тогда церковный совет провел сбор подписей прихожан под прошением не лишать народ храма, а вскоре возле здания уездного исполнительного комитета собрались верующие, которые горячо умоляли о том же, надеясь, что представители гражданского управления прислушаются к их голосам. Все эти события и послужили поводом для преследования духовенства в Вязниках. По постановлению секретного отдела Владимирского губернского отделения ОГПУ были арестованы священномученик Герман (Ряшенцев) , епископ Вязниковский; протоиерей Александр Вознесенский, настоятель Казанского собора, и еще несколько клириков и мирян. Священник Константин Твердислов был арестован 16 декабря 1928 года. Обвинялся в " чтении антисоветских проповедей " .

http://drevo-info.ru/articles/13676856.h...

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК) Гравированный лист «Блж. Исидор Ростовский, с 8 клеймами жития» нач. XIX в. поступил в собрание ГМЗРК из Вознесенской ц. Ростова (Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энциклопедия/Авт.-сост.: М. Г. Шиманская, С. И. Метелица. Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 164. Ил.). Центральный образ И. в верхней части композиции выделен рамой, святой предстоит на фоне пейзажа благословляющему из облаков Спасителю. У И. короткая борода, длинные волосы, риза переброшена через правое плечо и спадает до земли, ноги обнажены. Слева одноглавый храм, в проеме к-рого показано преставление святого или его св. мощи. По сторонам от фигуры И. расположены по 4 житийных клейма, обрамленных картушами. Хронологически сюжеты читаются справа налево: 1. «Утаився всех и дому своего отиде и мало прешед и ризу извлече с себя блаженныи Сидор»; 2. «Проходя грады и места и многу досаду и укорение блаженный приемлет»; 3. «Устрой же блаженныи Сидор кущу себе в храстине не покровенну»; 4. «Волнами разбивающеся кораблю и по жребию некоего купца ввергоша в море и спасе его»; 5. «Блаженный Сидор испроси [пити] у приста[в]ленника, ниже даде ему, но и отогна его»; 6. «Блаженныи Сидор доволно в хижине своей за оскорбящих его молитву творяше»; 7. «Принесша из Киева просфоры во время Святыя литургии о устроении кущи святого»; 8. «Преставися блаженныи Сидор, святая его душа ангелами взета на Небо». В нижней части листа - текст молитвы И., завершающийся пожеланием «благоверному же императору нашему Александру Павловичу на сопротивныя супостаты победы». По иконографии этот эстамп (в «зеркальном» виде) восходит к более ранней гравюре резцом посл. трети XVIII в., где в молитве упоминается имя имп. Екатерины II ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 611-612. 1471). Д. А. Ровинскому было известно еще неск. вариантов подобных гравюр 20-30-х гг. XIX в., отличающихся текстами молитвы.

http://pravenc.ru/text/674886.html

С. Смирнова. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135.9); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, созданных в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 311). На основе гравированных святцев 1722 г. Г. П. Тепчегорского , 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. Отд. изоизданий [РГБ]. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8) были созданы мн. поздние иконы. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., образ И. помещен среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; персты И. сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52); на северодвинской иконе сер.- 3-й четв. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Его образ имеется на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; в 3-м ряду крайний слева), 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР; И.- в верхнем регистре справа в группе юродивых), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53); а также на 2 иконах избранных праздников, образов Божией Матери и святых кон. XVIII в. (ГМИР, ГРМ), на обрамлении средника складня-кузова с вкладным образом «О Тебе радуется» кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Возможно, основная редакция Жития И. была первоначальной и появилась в 80-х гг. XV в., хотя ее ранние списки неизвестны. 2-я и 3-я редакции возникли предположительно в одно время независимо друг от друга. 4-я редакция могла появиться в результате объединения 2-й и 3-й редакций. Два посмертных чуда об исцелении (приведены во 2, 4, 6-й редакциях) имеют общие собственные вступления и заключения; автор этих рассказов был свидетелем 1-го чуда, а 2-е, по его словам, произошло через некоторое время. По-видимому, одновременно с описанием этих чудес появились стих (приведен в 3-6-й редакциях) и вступление к Житию (имеется в 5-й, 6-й редакциях). Автор вступления говорит о том, что он видел чудеса, совершавшиеся по молитвам к И. Списки наиболее полной 6-й редакции нач. XVI в. (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196); РНБ. Тит. 2059) свидетельствуют о том, что Житие сложилось в полном виде к первым десятилетиям XVI в., возможно, раньше. Каган, исследуя тексты Жития, так же как и Ковалевский, выделила помимо полной, краткую проложную редакцию Жития И. Ее текст, скорее всего, был составлен в 1-й пол. XVII в. и включал собственно Житие, заканчивающееся рассказом о преставлении святого (РНБ. Тит. 1187; Пролог. М., 1643. Май. Л. 381-383; также список ГАЯО. Оп. 1. 460(615). Л. 227 об.- 230 об., XVII в.). Последовательность возникновения редакций пока не ясна. Вслед за Ключевским Каган отметила в Житии «отсутствие... местных ростовских мотивов и реалий», имен, деталей и дат ( Каган. 1988. С. 283). Автор Жития И. не знал святого, но видел его хижину. Можно предположить, что создатель ранней редакции Жития был новгородцем, о чем говорит его любовь к новгородским сюжетам. Образцом для книжника послужило Житие византийского юродивого Симеона Эмесского. Биография Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) В Житии сообщается, что И. пришел на Русь «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе» (в списках XVII в. писцы иногда заменяли слово «местер» словом «мастер»). Возможно, святой был славянином, поэтому в Житии говорится об обретении И. «древлепогубленного отечества», под которым можно понимать правосл. Русь. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что И. «родился где-то в Германии и, вероятно, около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 1863. С. 97). (Исследователи отмечали, что указание на зап. происхождение характерно для жизнеописаний юродивых: т. о. может подчеркиваться чуждость юродивого миру; см.: Каган. 1988. С. 281; Иванов. 1994. С. 143.)

http://pravenc.ru/text/674886.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010