Прокопий Устюжский, как сообщает агиография, был купцом «от западных стран, от латинска языка, от пемецкия земли».  Об Исидоре Твердислове в житии сообщается следующее: «Сей блаженный, яко поведають неции, от западных убо стран, от латынского языка, от немеческиа земля. Рождение име и воспитание от славных же и богатых, яко же глаголють, от местерьска роду бе. И възненавидев богомеръзскую отческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашю христианскую православную веру».  У Иоанна Властаря Ростовского была латинская псалтырь, по которой он молился. Эта псалтырь сохранялась в Ростове еще сто с лишком лет спустя после смерти Иоанна Властаря, когда митрополитом ростовским стал Димитрий Туптало. В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Это — заблуждение. Нужно различать юродство природное и юродство добровольное («Христа ради»). Это различие пыталась проводить и православная традиция. Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство — это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».  Такое различение не всегда проводится последовательно. Это касается, например, Михаила Клопского. В агиографических памятниках его называют «уродивым Христа ради»,  но, как кажется, в нем преобладают черты юродивого в житейском смысле. Михаил Клопский не склонен к юродскому анархизму и индивидуализму, он строго и неукоснительно исполняет монашескиеобязанности, вытекающие из иноческого устава. Дары пророчества и чудотворения, которые приписывают Михаилу Клопскому авторы житий, прямой связи с подвигом юродства не имеют и, таким образом, на него не указывают; такими дарами, с точки зрения церкви, мог быть наделен равно затворник и столпник, пустынножитель и юродивый. Склонность к обличению сильных мира («ты не князь, а грязь»), усиленная в тучковской редакции жития Михаила Клопского, разумеется, свойственна человеку, избравшему «юродственное житие». Обличительство есть следствие подвига юродства, но установление обратной причинной связи (обличитель — значит юродивый) — логическая ошибка. Самое главное заключается в том, что МихаилКлопский ведет жизнь благочестивого монаха, совсем не похожую на скитания «меж двор», которые столь характерны для юродивых. Смеховой момент в рассказах о Михаиле Клопском полностью отсутствует. Хотя оттенок юродства ощутим в его загадочных ответах при первой встрече с братией Клопского монастыря (см. раздел «Юродство как зрелище»), все-таки он не может быть признан каноническим типом юродивого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Так, когда над Константинополем разразилась буря, и св. Андрей, не имел где главы подклонити, чтобы укрыться от беды, то, совершенно отчаявшись в своей жизни, сказал, подобно многострадальному Иову; «благословен Господь Бог, аще и умру от зимы сея, любве его ради да умру, силен же есть Бог с зимою сею и терпение ми подати» 435 . Далее, аскетическое терпение св. юродивых имело значение нравственной выдержки духа в трудных и тяжелых обстоятельствах их жизни. Эту мысль высказал и св. юродивый Максим московский словами; «исподволь сырые дрова загораются» 436 . Значит, искушения, страдания, какие несли св. юродивые служили как бы огнем, который охватывал сырую, греховную почву души. И в самом деле, страдания ослабляют и уничтожают, подобно огню, самую коренную причину их, т. е. прирожденную греховность, как говорит св. апостол Петр: «зане пострадавый плотию преста от греха, во еже не к тому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время» 437 . При помощи тех нападений, которые причиняли св. юродивым современники, они изгоняли из сердца грех , глубоко взрывали землю сердца, чтобы исторгнуть корни греха; с огнем, если можно так сказать, они прошли по стезям внутренних чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений и воцариться со Христом, как говорит св. апостол Павел: «аще терпим, с Ним и воцаримся» 438 . «Терпение скорбей, говорит преп. Варсануфий, возводит трудящихся на седьмое небо». Вот как достигается это состояние по словам св. Варсануфия: «прежде всего к человеку приходит св. Дух, научает его всему, и тому, как надлежит смиренномудрствовать; потом, наставляемый этим первым воспламенением, восходит он на первое небо, и так далее по мере преуспеяния, даже до седьмого. И там удостоивается видеть неизреченные и страшные вещи, коих никто не может слышать, кроме достигающих этой меры. Совершенно умирающие миру, терпением и многими скорбями могут прийти в нее» 439 . Св. авва Иоанн говорит: «желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? ожидай больших и успокоишься; приобрети терпение святых, и утешится дух твой» 440 . Св. Варсануфий великий замечает: «если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест. Когда же перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его, и потом будешь безмолвствовать без всяких забот, имея душу, утвержденную в Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, верою соблюдаемую, упованием радующуюся» 441 . Вот почему св. Исидор Твердислов всегда с плачем говорил себе: «о Исидоре, многими скорбьми подобает ти внити в царствие небесное, нуждно бо есть и нуждницы восхищают е» 442 . При свете этих святоотеческих рассуждений можно сделать вывод в отношении терпения св. юродивых такой: оно служило для них искусством в борьбе с грехом и облегчало их нравственный труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следы новгородских преданий сильно сказались и на легенде о ростовском юродивом Исидоре Твердислове (XV век). Один из главных эпизодов ее – чудо с напитками на пиру – повторяет предание о Николе Кочанове, новгородском юродивом XIV века. Юродивый приходит на пир к князю, но слуги отгоняют его. Тогда напитки исчезают во всех сосудах, но появляются вновь через короткое время, при возвращении святого. За этот час Исидор успел побывать в Киеве. Мгновенные перенесения но воздуху из города в город (не в видении, а во плоти) вообще часты в легендах о юродивых. Василий Блаженный из царского дворца в Москве заливает пожар в Новгороде, а Михаил Клопский, исчезнув из церкви своего монастыря, оказывается в соборе Святой Софии. В основе этих легенд лежит, конечно, реалистическое истолкование прозорливости юродивых, побеждающей пространство. Тот же Михаил Клопский в своем посмертном чуде спасает на море во время бури, как Николай Чудотворец, новгородского купца. Чудо спасения на водах при жизни совершает и Исидор. Подробности ростовского чуда напоминают новгородскую былину о Садко: корабль, останавливающийся на волнах, жребий который мечут корабельщики, и купец, спускаемый в море на доске. Новгород, естественно, был родиной морских купеческих легенд. Особняком стоит новгородское житие св. Антония Римлянина, которое – может быть, по своему позднему происхождению – не успело повлиять на ростовский круг легенд. Но этому житию, Антоний родился " во граде велицем Риме " , когда Рим, " от папы Формоса " " отпаде от веры христианския " . Но родители Антония тайно научили его христианской вере и писаниям греческого языка. Схоронив родителей, он положил в бочку оставшееся " имение " , пустил ее в море, а сам пошел в дальнюю пустыню к монахам, которые спасались потаенно от еретиков. Обычаи этих монахов рисуются по житию Марии Египетской. Постригшись у них, Антоний начал молиться на камне у берега моря, когда внезапно буря оторвала камень от берега и понесла " по теплому морю " в реки Неву и Волхов. Через два дня Антоний был уже в Новгороде. Наглядно, даже художественно изображается удивление людей и объяснение с ними иностранца, не знающего русского языка. Лишь научившись по-русски, Антоний идет к епископу Никите и, после строгих увещаний владыки, открывает свое происхождение. Епископ дает ему землю для основания монастыря во имя Рождества Богородицы, а чудесно выловленная рыбаками бочка с драгоценностями Антония после судебного процесса присуждается ему и дает средства для построения каменных зданий монастыря. Антоний поставляется в нем игуменом и через шестнадцать лет умирает, оставив своим преемником Андрея, от имени которого ведется повествование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Канон блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому, Ростовскому чудотворцу В Избранное Минея, 14 Мая, Канон Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Выспрь житие стяжав благодеянием Божественным/и весь светообразен быв, просвещение ми ниспосли,/яко да, радуяся, восхвалю пресветлое житие твое,/еже добре совершив, восприял еси, яже уготова Бог любящим Его,/Богомудре Исидоре.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Божественным разжегся желанием, вся отеческия отвергл еси нравы,/Христа же обрести потщался еси./И сего ради, бегая, удалився нечестивых сожительства,/благочестия светом озарен был еси/и Божественными добродетельми украшен, досточудне Исидоре.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Дремания веждома не дал еси, блаженне Исидоре,/ниже покоя твоему телу, дондеже сном праведным почив,/и непоколебим был еси, яко столп, враг невидимых ополчением,/Богу присно предстоя во всенощном стоянии и славословии,/темже от Него ныне прославился еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Яко ложницу Божественную и лествицу,/к Небесней возводящую высоте человеческое естество,/кадильницу же Невещественнаго и Светоноснаго Угля,/в ложеснех понесшу Богоизбранную Отроковицу Марию, вси ублажаем, зовуще:/радуйся, Чистая, рождшая Начальника жизни нашея.  Песнь 3 Ирмос: Утверждей в начале небеса разумом/и землю на водах основавый,/на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди,/яко несть свят, паче Тебе, едине Человеколюбче.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Глаголом Божественным последуя и сим выну поучаяся,/исполнился еси вод благодатных, и источил еси потоки чудес,/и, чуждь быв всякаго плотскаго желания,/воспевая, глаголал еси Богу, Исидоре:/несть свят, паче Тебе, Человеколюбче. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Дерзнувша убо иерея извещение прияти о святем телеси твоем,/Божественная абие сила напрасно порази,/но твоими молитвами исцеление получи, всехвальне Исидоре./Темже и мы, веселящеся, вопием:/священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Добродетельным нравом и сердцем смиренным/милостив ты явился еси, досточудне Исидоре, требующим от Тебе помощи,/присно помогая и чудес деянием удивляя верою Господеви вопиющия:/священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Адама Содетель в ложеснах Твоих, Чистая, зиждется/и млеком питается, питаяй всяко дыхание, Дево Богородице./Темже яко Матерь Божию, вернии, Тя прославляем/и превозносим Чистую во веки.  Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Богявися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Зрети присно возжелав славу Бога нашего, Исидоре,/многих добродетелей различными образы себе удобрил еси/и, свещу нося, украшену елеем терпения твоего,/возшел еси в светоносный чертог,/со Ангелы сый яснее наслаждаешися Боговидения.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Яко утреннее солнце, возсия память твоя в мире сущим,/сердца озаряющи Божественною светлостию:/ты бо света и дне яко воистинну сын явился еси, Богомудре Исидоре,/темже тя непрестанно ублажаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Премудростию украшаяся и разумом просвещаяся, смирением сердца радуяся,/высотою же жития сияя, досточудне,/в Небесная селения прешел еси и тамо, в лице праведных предстоя,/нас поминай, чтущих тя, блаженне Исидоре.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Ни мира возмущение, ни власти удержание, ни слава временная,/ниже тлеемое богатство твоея к Богу любве возмогоша уклонити, Исидоре./Но благоволил еси воистинну житие изрядно,/Божественным рачением укрепляемь, взывая присно:/силе Твоей слава, Человеколюбче.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Возвышаяся Божественными повелении выну,/враг невидимых смирил еси возвышения умиления слезами,/якоже кедр, присно сый напояемь, приял еси исцелений детель, Исидоре,/судом праведным всяческая оправдающего, Емуже предстоя, вопиеши:/силе Твоей слава, Человеколюбче.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Преукрашена Божественною славою,/всяческая от не сущих словом составльшаго Бога Слова родила еси,/Человека воистинну бывша,/Егоже о нас, рабех Твоих, молящи не престай,/Богородице Мати Приснодево, верою Тебе зовущих:/силе Твоей слава, Владычице.  Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?/Но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Светом невещественным трисияннаго Божества озарен, досточудне Исидоре,/нощь жития настоящего непоткновенно прешел еси/и ныне, в вечных обителех с лики преподобных водворяяся,/поминай нас, всечестную твою память на земли торжествующих.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Ныне еже о тебе чудо велие зримо есть/и ужаса исполнено, Богоблаженне Исидоре:/како на многа лета землею покровенно нетленно твое тело,/во гробе лежащо, соблюдается,/судьбами, имиже весть Бог, прославляя тя.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Богоприятному твоему начинанию и чудному совершению по Христе жития твоего/Ангельстии чини удивишася, Богомудре Исидоре,/ибо во плоти сый, тех житию подражатель явился еси./Темже и дар прозрения от Бога приял еси,/еже преславная творити чудеса. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда,/сего ради отроцы в пещи, радованною ногою,/яко во цветнице, ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Силою укрепляемь всемогущего Бога, плоть умертвил еси/и яже долу влекущая мудрования, всебогате, чистотою и бдением непрестанным/и разум горе стяжал еси, вопия непрестанно, Исидоре:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Светлости ради жития твоего удиви тя Господь в чудесех, Богомудре Исидоре:/купцу убо, в мори утопающу, скорейшим явлением предстал еси, досточудне,/и от глубины сего избавил еси, вопиюща:/благословен еси, Боже отец наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Горнее Царствие, веселие присносущное и славу неувядающую,/богатство неистощимое и еже преподобных наслаждение,/почесть трудов твоих восприял еси от Бога, Благодетеля всех,/Емуже ныне предстоя, вопиеши:/благословен еси, Боже отец наших.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Егоже родила еси, Господа, Владычице Чистая, не престай молящи,/изъяти мя присно от враг, оскорбляющих мя,/и тяжкое бремя грехов моих расточити, Богоневестная,/яко да, радуяся, вопию:/благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева.  Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель,/Богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены, сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Не токмо в житии сый,/но и по отшествии мира множайшая чудеса от честнаго твоего гроба содеваются/приходящим с верою, всеблаженне Исидоре,/ибо недуги прогониши силою духовною и от бед изымаеши./Темже, не престающе, вопием:/священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Благоутробие стяжал еси, милостивому Богу подобствовав,/расточил еси богатство убогим;/темже на Небесех присносущее блаженство тебе уготовася,/егоже получив, Исидоре, вопиеши:/несть свят, паче Тебе, Человеколюбче.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благоугодив Зиждителю делы Божественными, наследовал еси благих восприятие;/древа убо животнаго присно наслаждаяся, блаженне Исидоре, воспеваеши непрестанно:/несть свят, паче Тебе, Человеколюбче.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Святых Ангел сущи святейши, Яже сих Содетеля во Твоей утробе понесшая/и рождшая, Богоотроковице Чистая, Избавителя человеком./Темже Ти согласно вопием:/несть святы и пречисты, разве Тебе, Владычице.  Седален, глас 4 От земли Воззвавый тя на вечныя обители/соблюдает и по смерти невреждено тело твое, святе:/ты бо в целомудрии и чистоте житие пожил еси,/не поработився плотским страстем, Исидоре Богомудре./Темже тя любовию почитаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Стена непобедимая нам, христианом, еси, Богородице Дево:/к Тебе бо прибегающе, невредими пребываем/и, паки согрешающе, имамы Тя Молитвенницу./Тем, благодаряще, вопием Ти:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Песнь 4 Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас. Заповедей Божественным совершитель явився,/неуклонным разумом, всеблаженне, отеческаго небрегл еси неверствия,/от юности бо житие имел еси нескверно/и милостивей разум, досточудне, зовый непрестанно:/силе Твоей слава, Человеколюбче.  Припев: Святый блажéнный óтче Исидоре, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Величание Ублажаем тя,/преподобномучениче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобным Амфилохию, Макарию, Тарасию и Феодосию, Глушицким чудотворцам, глас 8 Светильники светлыя явльшеся,/доброту земную мудренно оставльше,/и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/смирение и всякую добродетель обретоша безсмертие,/постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/и ныне на Небесех престолу Христову предстоите./Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/умирити мир и спастися душам поющих вас/и согрешений оставление даровати/чтущим всечестную память вашу. Кондак, глас 2 Яко незаходимая светила мысленнаго Солнца,/просветисте вселенную/и, верных души и телеса лучами чудес ваших подаваете от недуг исцеление./Темже, сошедшеся, верою вас в песнех восхваляем,/яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/и непрестанно вопием:/радуйтеся, отцы Богомудрии,/Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. 14/27 Мученика Исидора Хиосского (251). Блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Преподобного Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1109). Ярославской (Печерской) (1823), Теребенской (1564) и Кипрской (1771) икон Божией Матери. Тропарь мученику Исидору Хиосскому, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас тойже Управитель превеликий вселенней ты явился еси, святе,/твоими к Богу молитвами,/темже воспеваем тя днесь,/мучениче Богомудре,/Исидоре преславне. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Исидоре,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому, Ростовскому чудотворцу, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ, ПО ПРОЗВИЩУ ТВЕРДИСЛОВ, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу. И, играючи, Исидор жизненный пусть свой прошел и небесного царства достиг. Блаженный этот, как рассказывают некоторые люди, в западной стороне, в латинском народе, в немецкой земле родился и воспитался, в семье славных и богатых; как говорят, был он рыцарского рода. И, возненавидев богомерзкую латинскую веру предков, возлюбил истинную нашу христианскую и православную веру и запечатлел в сердце своем Господне слово, гласящее: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» И эти слова блаженный на сердце положил, тайно от всех уходит из дома своего, недалеко отойдя, сбросил платье с себя вместе с влекущими в бездну лжеучениями, и начинает жизнь Христа ради юродивого и безумную, как думалось людям, по апостолу, сказавшему: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное, и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее». И так он землю и отечество свое покидает; и к восточным странам направился, чтобы найти издревле утраченное отечество. И грады минуя, и села, и многие обиды блаженный смиренно терпит, и побои от глупых людей принимает, считающих его юродивым и безумным. И, много страдая от стужи зимней и от жара солнечного, день проводил как юродивый, ночью же молитву непрестанно к Богу воссылал и, плача, твердил себе: «О Сидор, многими трудами войти тебе в царство небесное, ибо тяжек путь в царство небесное и страдальцы достигнут его». И такими словами утешался блаженный. И так из града в град переходил. И дошел до славного и многолюдного града Ростова. И тут решает блаженный жить. Все же его принимали за юродивого и ума лишившегося, и много доставляли ему оскорблений и обид, и раны наносили ему. Блаженный же, будто не чувствуя своего тела, все с благодарностью терпел, помня прежний подвиг основателя веры и творца Иисуса, и никаким злом досаждающим ему не платил, только молча молил Бога, чтобы отпустил им грех этот. И никто не видел добродетельного его жития. Устраивает же себе блаженный хижину из хвороста без крыши на сухом клочке земли в городе среди болотца, где святое тело его теперь лежит, чтобы, когда молитву станет творить он, не видели бы его люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010