Скачать epub pdf Житие святого пророка Исаии Память 9 мая Время пророческого служения святого Исаии (по-еврейски имя это произносится «Иеша–Иагве» и значит «спасение Иеговы», т. е. спасение, получаемое от Господа) было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением. Эта печальная участь – подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве. Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, «в царстве же иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее», и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии. Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах Священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим – столица Иудейского царства. На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка. Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно, что она тоже была пророчицей ( Ис.7:3, 8:3, 8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приложение 14 (к разделам 8.8 и 8.8.1) Письмо еп. Афанасия (Сахарова) еп. Исаии (Ковалеву) 478 Ваше Преосвященство, Преосвященнейший и дорогой Владыка! Ваше письмо от 7 декабря я получил 11 декабря. Господа ради простите немощного старика за медлительность с ответом. О содержании Вашего письма я доложу Богослужебно-календарной комиссии. Я предлагал сделать это на последнем заседании 3–5 февраля, но не смог осуществить свое намерение, так как заболел, должен был срочно уехать домой и потому не был на заседании в последний день. В Вашем письме меня крайне удивило то, что Вы, преемник святителя Димитрия, правящий ныне его Ростовско-Ярославской паствой, становитесь на совершенно противоположную позицию сравнительно с той, какую при жизни своей занимал святитель Димитрий, и переходите на сторону тех раскольников, которых тогда так резко обличал он и которые со злобой кричали тогда: «Не надо нам никаких исправлений! Мы привыкли петь и читать: «во веки веком». Ваше же «во веки веков» – новшество, которое многих смущает. 479 Мы все знаем и привыкли повторять за священником: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене». Многие знают тропарь Григорию Богослову : «Пастырский сопль богословия твоего витийская победы трубы»... Все хорошо знают тропарь Благовещению: «Днесь спасению нашему начаток и вечной тайне явление...» Всем это известно, многие знают эти тексты наизусть, и всякое изменение в них внесет не мир, а разлад». Однако святитель Димитрий этим не смущался и продолжал петь и славить Господа по исправленным книгам. И в наше время можно ли возражать против новых исправлений, когда настоятельная нужда таковых исправлений давно признана виднейшими архипастырями Русской Церкви, каковы, например, святитель Филарет Московский и Феофан Затворник ; когда Высшая Церковная Власть – Святейший Правительствующий Синод не только преподал свое благословение на начало трудов по исправлению богослужебных книг, но и узаконил уже сделанные исправления, благословив напечатать в Синодальной типографии исправленные Триодион и Пентикостарион и ввести их в употребление. А Священный Собор 1917–18 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ, который резолюцией от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную комиссию. Сия последняя, когда во исполнение просьбы Святейшего Патриарха Болгарского (была должна) 480 собрать и подготовить к отправлению в Болгарию службы новым Российским угодникам Божиим, каковых служб нет в Минеях месячных, не могла не считать себя обязанной внести в эти службы некоторые исправления и изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Владимир крестил половину Руси, которая по своему населению была чисто русская, и оставил некрещеной другую половину, которая была по населению или инородческой, или, хотя славянской, но не чисто русской, как земля Вятичей. Владимир, руководясь побуждениями государственного благоразумия, не хотел крестить инородческой Руси силой и принуждением. И в дальнейшем, не было употреблено этой силы в деле их обращения, и у всех у них христианство первоначально водворено было нравственными усилиями проповедников. Первыми водворителями христианства в Ростове и его области были епископы, кафедра которых была учреждена в нем при первом разделении России на епархии, что случилось в 991 году. Первым Ростовским епископом был Феодор, грек родом. При содействии гражданской власти, которая олицетворялась тогда в особе удельного князя, он построил в Ростове великолепный деревянный храм, вторым епископом в Ростове был Иларион, вероятно, так же грек, и третьим был св. Леонтий. Св. Леонтий успел сделаться крестителем Ростова, что напрасно добивались двое его предшественников. Его житие, написанное сто лет спустя после его смерти, говорит, что, оставив закоренелых в язычестве взрослых, он старался учить детей, что первые, быв раздражены его проповедью, решились было убить его, но, что, когда хотели они это сделать, он вышел к ним в священных ризах, с собором иерейским и дьяконским, что они были поражены при этом чудесным видением лица его, как лица ангела, и что вследствие этого и последовало общее желание креститься. Преемником св. Леонтия был св. Исаия, родом русский, постриженик Печерского монастыря. Св. Исаия был преемником св. Леонтия в деле апостольства и продолжателем его трудов: (кафедру занимал с 1077–1089 г.) он положил начало христианству в других городах и местах области Ростовской и соединенной с ней области Суздальской. Пример Ростова должен был подействовать на другие города области, а за ними должны были последовать и села. Жизнеописатель Исаии говорит: «И обходит убо (Исаия) прочая грады и места еже в Ростовской и Суздальской области и неверных увещает веровати в Св. Троицу – Отца и Сына и Св. Духа и просвещает святым крещением».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Поучение на Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского 68 Видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна (Евр. 2:9). В прошедшие дни вольного страдания Господня мы видели Христа Спасителя нашего бесславным, согласно слову пророка Исаии: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2–3 ). В нынешний же пресветлый праздник Воскресения Его мы, со святым Иоанном Богословом, видим славу Господа Христа, славу яко Единородного от Отца, исполн благодати и истины ( Ин. 1:14 ). В то время Господь наш Иисус Христос со беззаконными вменися ( Ис. 63:12 ), а ныне Бог явился, посреди людей Своих, честной кровью искупленных, в сонме святых Своих, говоря: Аз семь с вами. В то время многие проходящие ругались над Господом, а ныне о имени Его пресвятом покланяется всяко колпно небесных и земных и преисподних. В то время Господь биен был по плещам и ланитам и убиен был на древе; а ныне Он убил смерть и диавола, ныне где ти смерте жало? где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 )? В то время Жизнодавец наш был мертв, в то время на небесе солнце померкло; а ныне из гроба красное правды нам возсия Солнце, и мы видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Здесь вкратце, мы рассмотрим, что к вечной славе и чести нет другого пути, как только чрез многие страдания: поелику и Самому Начальнику жизни нашей подобало прославиться чрез страдания. Видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Итак, на малое вознесемся время умом нашим к небу, и посмотрим чрез Откровение Иоанна Богослова. Мы слышим там как бы голос многочисленного народа ( Откр. 19:6 ), и голос Ангелов многих вокруг престола. Что же они молвят? – Они повелевают всякому созданию на небеси и на земли и под землей и в море воздать рабское поклонение некоему Лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же Этот Приемлющий царскую и Божескую честь, Которому бы поклонялось всякое создание земное и горнее и дольнее? Вот я смотрю и вижу Агнца воцарившегося, но Агнца закланного, и слышу тысячу тысяч говорящих громким голосом: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение ( Откр. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Внутреннее состояние России с 1705 года до учреждения Сената. – Характер правления. – Кабинет-секретарь Макаров. Зотов. – Остерман. – Судьба Виниуса. – Деятельность Курбатова. – Курбатов вице-губернатором в Архангельске. – Финансовые распоряжения. – Полицейские распоряжения. – Гошпиталь. – Меры против нищенства. – Разбои. – Заботы Петра о просвещении. – Духовенство. – Неудовольствия архиереев на Монастырский приказ. – Дело нижегородского митрополита Исаии. – Стефан Яворский . – Деятельность митрополитов: Иова новгородского и Димитрия ростовского . – Неудовольствия в низших слоях народонаселения. – Состояние Малороссии. – Разделение России на губернии. – Первое счисление прихода с расходом. – Учреждение Сената. – Определение его деятельности. – Учреждение фискалое. – Комиссары из губерний. – Медленность губернаторов. – Продолжение шведской войны. – Положение завоеванного Прибалтийского края. – Женитьба герцога курляндского на племяннице царской Анне Иоанновне. – Дела турецкие. – Разрыв с Портою. – Действия союзников датчан. – Отношения к Англии и Ганноверу. – Отношения к Польше. – Печальные предчувствия Петра пред началом турецкой войны. – Семейное дело. В рассказе о внутреннем состоянии России мы остановились на 1705 годе. Мы видели, как с этого года борьба преобразователя и с чужими и с своими усиливается, страшный враг входит в пределы России и за бунтом Астраханским следует бунт Башкирский, Булавинский, измена Мазепы. Во все это время мы не вправе ожидать сильной внутренней деятельности, важных преобразований. Характер правления остается прежний; царь по-прежнему в отлучке, изредка приезжает в Москву: приедет, станет заниматься внутренними делами, и вдруг – вести о приближении врага, царь с досадою покидает важные правительственные занятия и спешит к границам. В отсутствие царя по-прежнему управляют бояре, которые носят название министров; министры по-прежнему съезжаются в палату в ближнюю канцелярию на общий совет, в конзилию. Оказались беспорядки: приедут не все, а потом при взыске отговариваются: я не был и дела на решал. В 1707 году Петр написал Ромодановскому из Вильны: «Изволь объявить при съезде в палате всем министрам, которые в конзилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждый бы министр своею рукою подписывал, что зело нужно надобно, и без того отнюдь никакого дела не определяли бы, ибо сим всякого дурость явлена будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Митрополит Никодим, в миру Борис Георгиевич Ротов, родился 15 октября 1929 года в дер. Фролово Кораблинского района Рязанской области. Первые двадцать лет его жизни прошли в Рязани, где он окончил среднюю школу (в 1947 году). В ранней юности Борис Ротов почувствовал призвание к церковному служению. В 1944–1946 годах он был иподиаконом архиепископа Рязанского (с января 1947 года архиепископ Ярославский) Димитрия (Градусова). 17 августа 1947 года принял в Ярославле от архиепископа Димитрия рукоположение во диакона и 19 августа – постриг с именем Никодим. (Впоследствии свое иноческое имя митрополит оформил и как гражданское.) В 1947–1949 годах он учился в Рязанском педагогическом институте; оставил его после окончания второго курса. 20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен архиепископом Димитрием во иеромонаха и назначен на приход в с. Давыдово Толбухинского района, затем служил штатным священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском и настоятелем Димитрие-кладбищенского храма в Угличе. С января 1952 года состоял в клире кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и был секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, вскоре определен ключарем собора. 1 июля 1950 года архиепископ Димитрий дал иеромонаху Никодиму рекомендацию для поступления в Московскую ДС, однако учиться ему пришлось заочно, в Ленинградских духовных школах (окончил Ленинградскую ДА в 1955 году). С декабря 1954 года исполнял обязанности настоятеля кафедрального собора в Ярославле при управляющем Ярославской епархией епископе Угличском Исаии (Ковалеве) (архиепископ Димитрий 24 июля 1954 года был уволен на покой). 25 февраля 1956 года иеромонах Никодим получил назначение членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 31 марта 1957 года возведен в сан игумена, а 25 сентября назначен начальником Миссии, с возведением в сан архимандрита (возведен 3 ноября). В Иерусалиме работал над кандидатским сочинением «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», которое защитил в Ленинградской ДА в 1959 году [опубл.: Серпухов, 1997]. Годы служения в Миссии положили начало яркой внешнецерковной деятельности митрополита Никодима. Святую Землю он неоднократно посещал и позднее, а с 1964 г. его усилиями паломнические группы от Русской Православной Церкви стали направляться туда регулярно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память святого пророка Софонии Память 3 декабря Святой Софония, один из двенадцати малых пророков 7971 , сын Хусия, внук Годолии, правнук Амории и праправнук Езекии, происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны Саравафа, или Варафа 7972 . Он был знатного рода 7973 и жил при иудейском царе Иосии, сыне Амона, за 600 с лишком лет до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа. В его время благочестивый царь Иосия, усердно заботясь о восстановлении истинного Богопочитания, почти забытого Иудеями, искоренял идолопоклонство в своем народе. Он восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, трудно было народ, уже укоренившийся в нечестии, обратить к Богу. Иудеи, из страха пред властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестью. Поэтому Господь, – говорит Священное Писание, – не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал на Иуду ( 4Цар. 23:29 ). Народ созревал для суда Божия, который вскоре и должен был разразиться над ним. Среди такого нечестия и языческой тьмы, Софония сиял благочестием, как светлая звезда ночью. Как истинный Израильтянин, он глубоко скорбел о нечестии своего народа, а как страж Господень и созерцатель таин Божиих 7974 , чистый умом и сердцем, горячо молился об обращении соотечественников на путь истины и спасении их от погибели. И вот, как бы в ответ на эту молитву, «было к Софонии слово Господне» ( Соф.1:1 ). Бог, видящий сердца человеческие, избрал его Своим пророком и повелел ему возвестить Иудеем грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение богам ложным. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была его проповедь, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаии и Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Память 25 марта Когда наступила полнота времени и приближалось время избавления рода человеческого чрез Божественное вочеловечение, долженствовало, чтобы нашлась такая чистая, непорочная и святая дева, которая бы достойна была воплотить бесплотного Бога и послужить делу нашего спасения. И такая дева нашлась: дева – чистейшая всякой чистоты, пренепорочнейшая несравненно более всякого разумного создания, святейшая всякой святыни, пречистая и преблагословенная Дева Мария, отрасль святых, праведных Богоотцев Иоакима и Анны, плод родительских молитв и пощений, дочь от рода царского и архиерейского. Нашлась на месте святом, в церкви Соломоновой, Она – долженствовавшая Сама быть одушевленною церковью Божией. Внутри храма, в святилище, именовавшемся «Святая Святых», нашлась Та, Которая имела родить всех святых святейшее слово (Из цер. служб). Там, с высоты славы царствия Своего, призрел Господь на смирение рабы Своей и избрал Ее, предызбранную из всех родов, в Матерь Своему Предвечному Слову. Из достоверных повествований святых мы узнаем, что еще до архангельского благовещения Ей было таинственно предвозвещено воплощение от Нее Бога – Слова. Живя в храме около двенадцати лет, Пречистая Дева упражнялась не только в непрестанной богомысленной молитве и повседневном рукоделии, но и в чтении книг Божественных, поучаясь в законе Господнем день и ночь. Святой Епифаний и Амвросий пишут о Ней, что Она отличалась необыкновенным умом, любила учиться и прилежала к чтению Божественного Писания. Церковный историк Георгий Кедрин 2114 повествует о Ней, что еще при жизни Своих родителей Она хорошо изучила еврейские книги. Читая часто, в пророчестве Исаии, слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ) 2115 , Она воспламенялась горячею любовью не только к имеющему прийти ожидаемому Мессии, но и к оной Деве, Которая предназначена зачать и родить Его. При сем Она размышляла и о том, сколь велико достоинство соделаться Материю Еммануила 2116 , Сына Божия, и сколь неизреченно сие таинство, чтобы Дева была Матерью. Ведая из пророчеств, что время пришествия Мессии приблизилось, что скипетр уже взят от Иуды и седмицы Данииловы оканчивались, Она полагала, что должна уже родиться на свет Та, предвозвещенная Исаиею, Дева, и часто из глубины сердца воздыхала и молилась в Себе, дабы Бог сподобил Ее видеть сию Деву и, если бы было возможно, быть у Нее хотя бы последнею рабою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Угодичи. Церковь Богоявления Господня. Колокольня Богоявленской церкви Сохранившаяся колокольня - прямой отклик на колокольню церкви иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (1783-1791) на Большой Ордынке в Москве, которая уверенно включается в круг построек В.И. Баженова. Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Цилиндрическая колокольня Баженова и ее место в русской архитектуре//Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 26 (42). СПб. - Издательский дом " Коло " , 2020. С. 70 - 101 Карта и ближайшие объекты Церковь Богояления Господня. Пятипрестольная кирпичная церковь. Основной объём выстроен в 1620-1627, трапезная и колокольня поздние. В холодной части главный Богоявленский престол и приделы св. Иоанна Предотечи (правый) и свв. мчч. Кирика и Иулитты (левый). В тёплой части - правый Трёхсвятительский и левый Петропавловский приделы. Закрыта в кон. 1920-х - нач. 1930-х, сохранилась лишь колокольня. Село Угодичи лежит близ озера Неро на расстоянии от него не более версты, на его живописном берегу. Местоположение села довольно живописное: с одной стороны открывается превосходный вид на огромное Ростовское озеро и красивый город, а с другой - на многочисленные прибрежные селения, расположенные по вершине и скатам возвышенности, составляющей восточную окраину озера. Середину села занимает торговая площадь, на которой помещается древняя Богоявленская церковь, а самая площадь обставлена каменными домами. Лучшее украшение Угодич составляет Богоявленский храм. Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению св. Исаии, на том самом месте, где препод. Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви. Настоящая каменная 5-главая, с шатровою колокольнею, церковь была построена в промежуток времени между 1620 - 1627 гг. на иждивение владельца с. Угодич Томилы Луговского, присланным им из Москвы мастером Вторушкою Васильевым, а его правнук Илья Луговской, с благословения Ростовского митрополита Ионы, в 1670 г. распространил церковь, пристроив к ней три придела: Казанской Богородицы, Иоанна Предтечи и св. муч. Кирика и Иулитты. Затем в 1678 г. новая владелица Угодич И. М. Мусина – Пушкина устроила при церкви каменную трапезу с двумя престолами: во имя ап. Петра и Павла и во имя Трех Святителей. Ею была впервые построена шатровая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=09729

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010