С того времени история Ростова представляет мало замечательного. С водворением спокойствия в отечестве, по воцарении благословенного дома Романовых, Ростов остался в числе областных городов. Когда Петр Великий разделил государство на губернии, провинции уезды, Ростов назначен был уездным городом Московской губернии в провинции Переславля-Залесского; в 1777 году он был причислен к Ярославскому наместничеству и в последствии к Ярославской губернии, как уездный город. Остается сказать несколько слов о Ростовской Епархии. Начало ея относят к временам Св. Владимира и первый Епископ, Феодор, по свидетельству Нестора, поставлен от Митрополита Леона в 992 году 62 . В числе последующих за ним Архиереев Ростовских мы видим угодников Божиих: Леонтия и Исаию, Апостолов земли Ростовской, прославленных святостью и чудотворениями, Игнатия, современного нашествию Батыеву, миротворца Князей и украсителя Ростовской Соборной церкви; Иакова, кроткого и смиренного основателя Иаковлевской обители; Феодора, племянника Преподобного Сергия, и, наконец, Святителя Димитрия, Боговдохновенного писателя жития Святых. Многие другие Архипастыри Ростова не причисленные к лику Святых, отличались подвигами добродетелей, или ревностным служением Церкви и Отечеству. Таков был Кирилл, муж просвещенный и добродетельный, которого летописцы называют блаженным и учительным 63 , врачевавший раны отечества после ужасного нашествия Батыева; Прохор и Евфрем, записанные, вместе с Кириллом, в древних рукописных святцах между Святыми 64 ; Филарет в последствии Патриарх Всероссийский, незабвенный родоначальник Царей; Арсений Мацеевич , основатель Ярославской Семинарии, лишившийся сана за неуместную ревность к пользам Церковным. С 1787 года кафедра Архиерейская перенесена из Ростова в Ярославль и Архиереям назначено именоваться Архиепископами Ярославскими и Ростовскими. Глава II. Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. – Колокольня с музыкальным звоном. – Кремль. – Архиерейский дом. – Борисоглебская церковь Первый предмет благоговейного поклонения богомольцев в Ростове – Соборный храм Успения Богоматери, древняя святыня Ростовцев, которые, как Новгородцы за Св. Софию, сражались за Дом Пресвятой Богородицы. Первое построение сего храма относят ко временам Св. Владимира: летописец 65 повествует, что построил сию церковь первый Ростовский Епископ, Феодор, в 991 году, что она была дубовая и простояла 168 лет, при семи Епископах: Феодоре, Иларионе, Леонтии, Исаии, Евфреме, Несторе и Леоне. В великий пожар 1160 года, сия церковь , в глазах современников «чюдна зело и преудивленна, якоже не была и не вемы будет ли» 66 совершенно сгорела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Нам остается еще рассмотреть одно правило, которое в настоящее время составляет одно из необходимых условий совершения канонизации, – это нетление мощей. Собранные нами факты дают нам право сделать заключение, что как в Греческой Церкви нетление мощей не было необходимым условием для совершения канонизаций, так и в Русской такого условия за весь этот период не существовало. В до-монгольский период все святые были канонизованы или ранее открытия мощей их, или гораздо позднее. Так, мощи Бориса и Глеба, были открыты, найдены нетленными, но учредить праздник в честь их или канонизовать их решено было прежде, чем открыты были мощи. В известии о канонизации преп. Феодосия ничего не говорится о его мощах. Св. Леонтий был канонизован не тотчас и не вскоре после того, как были открыты и найдены нетленными его мощи 366 . Хотя открытие мощей Исаии, епископа Ростовского, и произошло вместе с открытием мощей св. Леонтия, однако, как мы видели, Исаия и после долгое время не был канонизован, что несомненно доказывает, что факт нетления мощей того или другого святого не был условием для его церковного прославления. Если же открытие и обретение мощей не всегда вело за собою канонизацию святого, то естественно рождается вопрос: какая же была цель открытий их? Авторы как кратких житий Леонтия и Исаии, так и повестей об открытии мощей святых, являвшихся у нас в последующее время этого периода, как, напр., преп. Сергия, Алексия и Ярославских чудотворцев, говоря об открытии их мощей и обретении последних нетленными, выражают такую радость, что как бы это было уже самым прославлением святых. Из сего можно заключить, что нетление мощей, если и не служило условием канонизации, то подготовляло ее. Что действительно такое значение и на самом деле имело это обретение мощей нетленными, это видно из некоторых фактов этого времени. Так, канонизация некоторых святых вызвана была именно обретением их мощей, о чем можно судить по ходу канонизации св. Алексия и Ярославских князей, поводом и побуждением к которой именно послужило открытие мощей этих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антонию; пред первым каноном сказание: «фще хочеши уведети творца и повелителя, смотри 7 и 9 песни». Начальные слова тропарей обоих канонов указанных песней составляют следующую речь: «Повелением св. архиеп. В. Новгорода владыки Ионы благодарно принесесявеликому Антонию Печерьскому, рукою многогрешнаго Пахомия, иже от св. горы». 315 Обзор Дух. Литерат. Филарета, 95; житие и служба Никона написаны Пахомием между 1440–1459 гг. Служба встречается в рукоп. М.Д.А. 87 (375). Волок. XV в. (см. опис. иер. Иосифа), а также в рукописях Тр. С. Л. 268 и церковном уставе той же Б-ки первой половины XVI в. 242; житие – в Толк. Апостоле Тр. С. Л. 116, XV в. 320 Ibid. – Обзор Дух. Лит. Филарета – 95. Служба св. Ионе встречается уже в Минее 1494 г., писанной в Вологде, – см. опис. рук. Солов. Б-ки, 616 (518). 326 Арсений, Опис. рук. Тр. С. Л. 205; ср. Филарет, – обзор Дух. Лит. 95 – Филофей был епископом в Перми в 1472–1501 г. 337 Мы уже видели, что икона св. Исаии, еп. Ростовского, после открытия его мощей поставлена была над его ракой. Встречаем и еще факты подобного рода. Так, в житии св. Андрея, кн. Смоленского, между прочим, говорится, что еще задолго до его церковного прославления «на иконах образ его написуем» (был). Точно также и в житии преп. Саввы Вишерского, написанном Пахомием Логофетом, есть рассказ о том, что Иона, архиепископ Новгородский, повелел написать образ преподобного (Ключевский, 156). 339 В данном случае мы не будем говорить об отношении служб и житий святых к их канонизации, о чем скажем несколько ниже, в главе об условиях и правилах канонизации за этот период. 340 Совпадало ли время появления служб и житий со временем установления праздников в честь остальных святых этого периода: св. Михаила, кн. Черниговского и его боярина Феодора, преп. Варлаама Хутынского, Димитрия Прилуцкого, Никиты Переяславского и св. Исаии и Игнатия Ростовских, – трудно положительно сказать. Но основываясь на том, что к XV и началу XVI в., когда мы встречаем более или менее ясные указания на существование праздников всем этим святым, мы в то же время находим в богослужебных книгах этого времени каноны, службы и жития их, можно утверждать, что такое совпадение имело место и по отношению к этим святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, открытие мощей того или другого святого, не сопровождаясь церковным его прославлением, всегда вело за собою местное почитание угодника. Св. Леонтий, Михаил Черниговский и его боярин Феодор, Сергий Радонежский, Игнатий Ростовский, – все эти святые начали уже местно чтиться, как мы видели, со времени открытия их мощей. Нагляднее всего это можно показать на св. Исаии Ростовском, который со времени открытия мощей, хотя не был канонизован, но местно чтился. В житии его читаем, что образ св. Исаии, стоявший над его гробницей, все почитают и поклоняются ему 368 . Свидетельствование мощей, которое в последующее время всегда предшествовало открытию их, и которое сопровождалось иногда очень сложными формальностями, мы во весь этот продолжительный период встречаем только однажды, – это при открытии мощей Ярославских чудотворцев, когда Ростовский епископ Трифон послал своего протопопа Константина «дозрети чудотворцев, како будут в телеси лежать, и како исцеления многа творят» 369 . Но этот факт, однако, не может служить основанием для каких бы то ни было выводов относительно существования в практике нашей Церкви за это время свидетельствования мощей, как постоянного правила совершения канонизации; ибо если последняя совершалась до открытия мощей, то само собою разумеется, что свидетельствования их и не могло быть. С другой стороны, основываясь на молчании наших летописей об этом, можно думать, что и вообще свидетельствование мощей у нас в это время не практиковалось; в противном случае, наши летописцы не преминули бы занести такие важные факты в свои хроники. III. Из представленного обозрения истории канонизации наших святых за все это время, мы видим прежде всего, что они были канонизованы собственною властью нашей Церкви без сношения с патриархами Константинопольскими, от которых долгое время этого периода она зависела. Единственное исключение из этого общего правила представляет канонизация 1339 года св. Петра, митрополита Московского , совершенная по сношению с Константинопольским патриархом Иоанном XIV, которая, как вызванная особыми целями, чисто политическими, при суждении о том, кому принадлежало в этот период право совершения канонизации святых и не может браться в счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ставленником И. Я. был Ростовский еп. св. Исаия . Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее кон. XV в.), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского мон-ря митр. Иоанном II в 6585 (1077/78) г., т. е. в период 3-го княжения И. Я. в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), к-рая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского кн. Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти И. Я. Из церковных построек И. Я. известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского мон-ря (ок. 1060) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (нач. 70-х гг. XI в.). Попытка приписать И. Я. обновление Десятинной ц. (Ю. К. Бегунов) лишена оснований. Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях И. Я. к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся лат. молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, к-рая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г. Ист.: Sigeberti Gemblacensis Chronicon/Ed. L. C. Bethmann//MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362; Житие св. Исаии, еп. Ростовского//ПС. 1858. Ч. 1. С. 432; Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта]; Lamperti monachi Hersfeldensis Орега/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. 1894. Bd. 38. S. 202, 225-226; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar//MGH. EpSel. 1923. Bd. 2. S. 73-74; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 3-9; 1998. Т. 3. 7-2, 9-2 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым); ПСРЛ. Т. 1; 2 (по указ.); НПЛ (по указ.); Житие Феодосия Печерского//БЛДР. Т. 1. С. 368-374, 384-390, 400-402, 410-412, 420; Modlitwy ksinej Gertrudy z Psaterza Egberta/Ed. B. Kürbis, M. H. Malewicz. Kraków, 2002.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

40 . Митрополит Иона, скончавшийся 31-го марта 1461-го года. По случаю перестройки Московского Успенского собора, 29-го мая 1472-го года были обретены его мощи, от которых при сем случае совершилось несколько чудес. По этому поводу и было установлено ему местное празднование 1307 . —91— 41 . Исаия, епископ Ростовский, преемник св. Леонтия, скончавшийся около 1090-го года, мощи которого были обретены одновременно с мощами Леонтия в 1164-м году. Местное празднование его памяти установил в 1474-м году Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. В позднейших списках Несторова жития Феодосия Печерского к словам жития об Исаии, что «добрых ради прав его (он) поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» читается приписка: «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар» 1308 . В приписке этой, сделанной после установления празднования Исаии, должно видеть объяснение причины, почему установлено празднование. 42 . Арсений, епископ Тверской, скончавшийся 2-го марта 1409-года. Местное празднование ему установил в 1483-м году Тверской епископ Вассиан (из князей Стригиных-Оболенских) 1309 . 43 . Феодор, архиепископ Ростовский, скончавшийся 28-го ноября 1394-го года, 44 . Стефан, епископ Пермский, скончавшийся 26-го апреля 1396-го года, и 45 . Евфимий, архиепископ Новгородский, скончавшийся 11-го марта 1458-го года, являются в богослужебных книгах как святые и называются святыми в других памятниках после 1475-го года или в последней четверти XV века 1310 . Феодор погребен в Ростовском кафедральном соборе; Стефан погребен в Москве, в бывшем придворном Спасском монастыре, теперешнем придворном Спасском соборе; Евфимий погребен в составляющем его ктиторию Вяжицком монастыре: вероятно, что местное празднование каждому из троих и началось совершаться в сейчас указанных местах их погребения. 46 . Аврамий Ростовский, живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV веке 1311 , т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского, и —92— 47 . Никон Радонежский, скончавшийся 17 ноября 1427-го или 1428-го года, причислены к лику святых в конце XV – начале XVI века 1312 , причем память Аврамия, благодаря, как вероятно думать, обилию в его житии чудесного, по характеру своему – весьма необыкновенного, из местной скоро стала общецерковною, а празднование Никону ограничивалось до митр. Макария стенами Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего? Как не отпадут у тебя зеницы вместе с слезами? Как не оторвется сердце твое от горести? Отца может еще оставить человек, а доброго господина нет сил оставить; если бы можно было, то полез бы с ним и в гроб. Пострадал же Александр крепко для Бога, оставил земное царство и сделался мнихом, ибо чрезмерно желал ангельского образа; затем сподобил его Бог приять и больший чин — схиму. И так предал дух свой Богу с миром месяца ноября в 14-й день, на память святого апостола Филиппа. Тогда митрополит Кирилл сказал: «Чада мои, знайте, что уже зашло солнце Суздальской земли». Иереи и диаконы, черноризцы, нищие, и богатые, и все люди говорили: «Уже погибаем». Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре, и весь народ, малые и великие, встретили его в Боголюбове со свечами и кадилами. Толпы народа теснились, желая коснуться честному одру святого тела его, и были вопль, и крики, и туга, какой не было никогда, так что, казалось, потряслась земля. Положено же было тело его в Рождестве святой Богородицы, в великой архимандритии, месяца ноября в 24-й день, на память святого отца Амфилохия...» Житие святого Исаии, епископа Ростовского, написано, вероятно, вскоре после 1274 г. , когда совершилось перенесение мощей угодника Божия, потому что неизвестный жизнеописатель оканчивает свое повествование именно этим годом, и по языку житие может быть отнесено к концу XIII в. Для примера приведем из жития два отрывка: один — об игуменстве святого Исаии и его архипастырской деятельности, а другой — о его кончине и об открытии и перенесении мощей его. «По Божию устроению приходит в монастырь к преподобному Феодосию благоверный и великий князь Изяслав, сын великого князя Ярослава, и просит у него блаженного Исаию на игуменство в монастырь святого Димитрия. Преподобный Феодосий дает ему сего блаженного, как некоторый дар, и митрополит Иона поставляет его на игуменство в монастырь святого Димитрия в 6570 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435924/

Блаженный пришел в монастырь и был истинным пастырем и наставником живущей там братии, а не как наемник, не радящий о овцах своих, предался большему подвигу, подражая жизни апостольской; душу просвещал благими делами, а тело иссушал, труды к трудам прилагая; учением же своим напоял души верующих, на истинный разум и к Богу приводил. В 6585 г. за многие добродетели, по избранию Святого Духа поставляется епископом города Ростова от митрополита Иоанна. Достигает блаженный своего престола и видит там людей новокрещенных и неутвержденных в вере, как новонасажденный виноград, он напаяет их своим учением, возращает сторичный плод добродетелей и приносит благому владыке, как тот благий раб; потом обходит прочие города и места в Ростовской и Суздальской области и неверных увещевает веровать во Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, и просвещает святым крещением, а верных укрепляет быть неподвижными и непоколебимыми в вере; где находит идолов, всех предает огню, и во всем подражал апостольской жизни... Он добродетельно пас порученное ему Христово стадо словесных овец и преставился ко Господу, Которого измлада возлюбил, и блаженное тело его погребено было в церкви святой Богородицы в городе Ростове. После многих лет, когда по сгорении чудной деревянной церкви в 6672 г. копали ров для каменной церкви, нашли гроб блаженного Исаии. Открывши его, увидели ризы и тело святого целыми и нетленными и прославили Бога и Пречистую Матерь Его, Который не только в сей жизни, но и по смерти прославил своего угодника святого Исаию, так что после столь многих лет тело и ризы блаженного не причастны были тлению. Когда же построили церковь, положили святого в притворе на правой стороне, при входе в церковь. Много тогда было и чудес от святого тела. Минуло потом много лет, и гроб святого оставлен был в небрежении, так что в притворе том никогда и свечи не горело у гроба святого, и священник не приходил ко гробу с кадилом. Архиепископ той же соборной церкви Божией Матери, видя, что образ святого Исаии все почитают и поклоняются ему, а гроб его остается заключенным в великом небрежении, созывает 15 мая священников той святой церкви и, сотворив молитву, касается чудоносного гроба пречудного отца, переносит оттуда блаженного во святых Исаию в 6782 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435924/

«Иону цела суща обретоша, – читаем во второй Софийской летописи, – Фотея же цела суща не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреяна всего истлевша, едины мощи» 268 . При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 г. было обнаружено, что тело его истлело и остались одни только кости. В связи с возникшими у некоторых православных христиан недоумениями тогдашний митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) дал авторитетное разъяснение, что нетление мощей не является необходимым условием причисления к лику святых. На Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов при совершении канонизации многих святых вовсе не поднимался вопрос об их мощах – открыты они или нет, – говорили единственно о том, представляют ли собой святые чудотворцев. Само по себе нетление мощей не являлось основанием для канонизации – при наличии нетления, но без наличия чудотворений подвижник вовсе не мог быть причислен к лику святых. Между предписаниями собора 1667 г. читаем: «Нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святыя почитати: зане обретаются многа телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою сущее умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают; а кого во святыя хощете почитати, о таковых обретающихся телесех достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельствы пред великим и совершенным собором архиерейским» 269 . Но если нетление мощей не служило условием канонизации, то в некотором отношении подготавливало её. Открытие мощей того или иного подвижника благочестия, не сопровождаясь церковным его прославлением, часто вело за собой местное почитание угодника. Нагляднее всего это можно показать на святом Исаии Ростовском, который чтился со времени открытия мощей (1164 г.), хотя и не был канонизован (празднование памяти установлено только в 1474 г.). В житии его читаем, что образ святого Исаии, стоявший над его гробницей, все почитали и поклонялись ему 270 . Подобное видим и со святителем Иоасафом Белгородским († 1754 г.), канонизация которого состоялась лишь в 1911 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010