Обращаясь к источникам редакции, легко заметить, что она построена на более надежном основании, чем все редакции жития Леонтия. У составителя ее были под руками письменные источники; в описании жизни Исаии на юге он, очевидно, пользовался житием преп. Феодосия; он умеет даже обозначить, хотя не всегда верно, время главнейших событий в своем рассказе 28 ; рассказ о путешествии Исаии в Киев на освящение Печерской церкви есть довольно близкая переделка рассказа Печерского патерика, только приспособленная к лицу одного Исаии; наконец, рассказав об этом освящении по патерику, житие повторяет то же кратко по Несторовой летописи, выписывал почти дословно ее известие под 6597 годом. Но очевидно, достоверные сведения составителя редакции о жизни Исаии ограничиваются известиями киевских источников; деятельность святого на Севере описывается уже на основании источника другого рода, местного предания. Вот почему распространение Исаией христианства в Ростовском крае он мог изобразить лишь кратко, в неопределенных чертах. Примесь местного предания заметна и в рассказе о чудесном путешествии в Киев, основанном на патерике. Вторая редакция совмещает в себе много особенностей искусственного состава: она предпосылает рассказу витиеватое и темное по изложению предисловие, в самый рассказ вносит риторические распространения, а краткую молитву в конце первой редакции развивает в похвальное слово, которое заставляет произносить пред мощами Исаии архиепископа, перенесшего их на новое место в 1474 году. Но фактическое содержание этой пространной редакции целиком и почти дословно перенесено из краткой; все ее отличие от последней в этом отношении ограничивается тем, что она в двух местах расширяет ее заимствования из киевских источников: к известию об игуменстве Исаии в киевском монастыре св. Димитрия прибавляет из жития преп. Феодосия известие о предшественнике Исаии Варлааме, а из летописи известие о рождении кн. Изяслава, которое понадобилось только для того, чтобы сказать, что отец Варлаама был боярином у этого князя; выписку из летописи об освящении Печерской церкви вторая редакция продолжает дальше первой, захватывая с дословной точностью помещенное под тем же 6597 годом известие о смерти митр. Иоанна, освящавшего церковь , и его характеристику, хотя все это имеет очень мало связи с рассказом жития. Поэтому совершенно неоснователен строгий приговор, какой произносит над этой редакцией издатель краткой, видя се «особенность» от последней в том, что «нет достоверности в ее дополнительных исторических известиях» 29 . Если первую редакцию можно приурочить ко времени перенесения мощей, то в определении происхождения второй у критики не остается и такой опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

227 Ростовско-Суздальское княжество заключало в себе губернии: Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую. Костромскую, Вологодскую, части Олонецкой, Тверской и Московской. 229 «Разжигаемый любовью Божией, более чем огнём, ты, отче, обходил города и сёла в Ростовской и Суздальской области, разорял идольные капища, созидал церкви и научил народы петь: слава силе Твоей, Господи!» ( Песн. 4 ). «Благодатью Св. Духа ты до конца истребил оставшееся в Русской (Ростовской) земле идольское нечестие и явился крепким поборником православия» (Пес. 3). Эта служба составлена или поправлена при ц. Иоанне, так как молятся в ней за царя. Минея на май, Μ. 1646 г. 233 Пролог 15 мая. Здесь сказано: «преставися в л. 6597 (1089), на второе лето по освящении церкви Печерской·. Ошибка в годе. Ркп. святцы: «преставися в л. 6597; обретены же быша мощи его в л. 6672 (1164) м. мая в 15 д.». День кончины – неизвестен. 236 Ркп. житие св. Исаии. В Несторовом житии пр. Феодосия после приведённых нами слов о св. Исаии, читается по спискам; «и тамо со святыми чтут его, прият бо от Бога чудотворения дар». Эти слова важны как отзыв древности о св. Исаии; но они не принадлежат пр. Нестору, жившему не далее 1115 года. Причтение Исаии к святым последовало в 1164 г. По ркп. житию: «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и покланяются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца, преносит оттуда в 1274 г. и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подаёт исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 г. Феодор; след. полное житие написано в XV в., а не в XIII, как полагает издатель. Память св. Исаии в святцах устава XVI в. у Толстого I. 113. 239 Пролог 15 мая. О пр. Евфросине писал охотник до сонных грёз о. Василий; описание его написано самым высокопарным слогом, до того, что по местам не доищешься смысла в словах. Оно в ркп. XVI в. Синод. б. 634. 240 «Вселися безмолвствовати наедине в л. 6933». Так сказано в списке жития Моск. дух. акад. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как бы то ни было, построение церкви, существовавшей в 1096 году, со всей вероятностью может быть относимо ещё к правлению Исаии, а таким образом ему же со всей вероятностью может быть усвояемо и крещение Суздаля. Представляется весьма правдоподобным думать, что монахи Печерские, получившие в дар от преемника Исаиина помянутую церковь , были и помощниками последнего в деле крещения города, ибо, как мы сказали выше, он сам был из пострижеников Печерского монастыря 347 . После смерти Ярослава Великого область Ростовская присоединена была к уделу Переславля Русского или Киевского и досталась младшему его сыну Всеволоду. Сын этого последнего, знаменитый Владимир Мономах , в своей молодости многократно путешествовал в Ростов и, как мы имеем положительные доказательства, весьма любил его и его область 348 . Так как молодость Мономаха именно падает на годы управления Ростовской кафедрой св. Исаии 349 , то со всей вероятностью можно и должно предполагать, что епископ в своей апостольской деятельности находил самого усердного и ревностного помощника в истинно и усердно благочестивом князе, насколько это было в средствах последнего и насколько это от него зависело. Много или мало успел св. Исаия распространить христианство в области Ростовской, во всяком случае, он успел положить то первое начало, которое было важнее всего и за которым, скоро или нескоро, но необходимо должен был последовать желаемый конец. Дальнейшему более или менее быстрому распространению христианства в области должна была весьма много содействовать власть гражданская, которая, с одной стороны, при положенном твёрдом начале могла уже без опасения употреблять силу и понуждение, а с другой стороны – должна была споспешествовать цели умножением храмов. Область Ростовская состояла, собственно из трёх областей – области Ростовской в теснейшем смысле, области Суздальской и Белозерья. После св. Бориса область Ростовская не имела своих князей в продолжение целого столетия до начала XII века 350 . С этого времени в ней снова явились князья, но первенствующая роль при этом оказалась не за Ростовом, а за Суздалем. Первый удельный князь, данный области Ростовской в начале XII века, был князь не Ростовский, а Суздальский 351 . Вскоре область Суздальская в ново-основанном Владимире стала даже центром всей Руси, Ростов же начал иметь своих собственных удельных князей не ранее, как с 1207 года 352 . Князья области Суздальской были в тоже время князьями и области Ростовской. Но так как, конечно, сначала они заботились о первой и потом уже о второй, то на этом основании необходимо предполагать, что окончательно христианство водворено было скорее не в области Ростовской, а в Суздальской. В глухом и обширном Белозерьи, которое начало иметь своих отдельных князей только уже после нашествия Монголов, христианство распространялось, нет сомнения, весьма медленно и окончательно водворено было весьма поздно 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Дело в этих последних случаях, вероятно, должно быть объясняемо недостаточною сохранностью мощей для того, чтобы они могли быть оставлены на вскрытии 688 . В древнейшее время раки с мощами святых были поставляемы у нас не только в самих церквах, но и в притворах церквей. Рака с мощами св. Ольги как будто находилась в самой Десятинной церкви, о чем говорится не с совершенною обстоятельностью (в сейчас выше указанном сказании об Ольге, читаемой в Похвале Иакова Владимиру). Мощи свв. Борина и Глеба, – о чем говорится уже с совершенною обстоятельностью, во всех трех, преемственно построенных в честь их, церквах, деревянных – Ярославовой и Изяславовой и каменной-внуков Ярославовых, были поставляемы в самых церквах на правой стороне и именно-в последней, каменной, церкви – в камерах или нишах, сделанных в церковной стене 691 . Но мощи преп. Феодосия Печерского поставлены были в притворе церкви Печерского монастыри на правой стороне; мощи Исаии, епископа Ростовского, также поставлены были в притворе Ростовского собора. Мощи епископа Исаии были обретены не как мощи уже настоящего, канонизованного, святого, а как почитаемого усопшего пастыря, ибо ею причтение к лику святых последовало очень много спустя времени после: и это, может быть, и составляло причину, почему рака с его мощами поставлена была не в самой церкви, а в ее притворе (к сожалению, мы не имеем сведений, где была поставлена рака с мощами епископа Леонтия, которые обретены были одновременно с мощами Исаии икоторые также представляли собою мощи не настоящего, канонизованного, святого, а также лишь почитаемого усопшего пастыря, ибо канонизация Леонтия, хотя и последовала весьма много ранее канонизации Исаии, но во всяком случае спустя некоторое время после обретения мощей). Так как местное празднование пред. Феодосию в Печерском монастыре началось ранее, чем открыты были его мощи, то сейчас указанное нами не может быть считаемо за причину, почему рака с его мощами поставлена была в притворе церкви, а не в самой церкви. Но, может быть, различали святых общих и великих, за каковых объявлены были Борис и Глеб с самой минуты установления им празднования, и святых местных, каковым был преп. Феодосий до открытия и в минуту открытия его мощей. А может быть также, что монахами Печерскими руководило и иноческое смирение. Знаем один пример, что мощи святых оставались в притворе до позднейшего времени, именно – мощи князя Новгородского Владимира и матери его Анны были перенесены из паперти Софийского собора в самую церковь только между 1652 – 1662-м годами 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Исаии: одну ту, что св. Исаия на местах суеверия строил святые храмы; другую ту, что он окончательно низложил язычество в ростовско-суздальской стороне. 133 Прекрасно выражен в одной стихире дух служения св. Исаии. Она поет: «как назовем тебя, святитель? Ты – ангел, потому что бесплотно жил ты на земле; ты – апостол, потому что научил благоверию русские пределы: ты – мученик, потому что для Христа подвизался ты до смерти, обращая людей от тьмы нечестия и приводя на пажить благоведения». 134 Утешением для св. Исаии служило участие кн. Владимира Мономаха в его служении. Набожный князь построил на свой счет храм в Ростове и прислал для него одну из чудесных икон пр. Алипия. 135 В августе 1089 г. вместе с митр. Иоанном св. Исаия освящал великую печерскую церковь , приглашенный, как говорит повесть о ней, ангелом Божиим. 136 Возвращаясь из Киева, он утешен был тою любовию, с какою встретила его паства его. Блаженная кончина его последовала «на второе лето» по возвращении из Киева и след. в 1090 г. 137 Когда в 1164 г. рыли рвы для нового ростовского собора, которым заменялся сгоревший: тогда, говорит древнее известие, «нашли гроб блаженного Исаии; открывши его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника своего не только в жизни, но и по смерти: столько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». 138 – Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 г. 139 Между тем тогда же, как в первый раз обретены были св. мощи, они прославились чудесами и тогда же установлено праздновать память св. Исаии. 140 «Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни, вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя». 141 Память о пр. Исайи печерском Жизнь пр. Исаии печерского, нетленно почивающего в Антоновой пещере, не описана в патерике.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1643) среди «Божественных иерархов» - выходцев из Киево-Печерской обители - назван Исаия, очевидно епископ Ростовский. Автор канона считал, что мощи И. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (факт погребения И. в Ростове, вероятно, был неизвестен в Киеве в 1-й пол. XVII в.). По-видимому, с останками И. отождествляли мощи прп. Исаии трудолюбивого, в Ближних пещерах почивающего. Несмотря на то что предание относит кончину прп. Исаии трудолюбивого к 1115 г., он впервые назван в сочинении XVII в. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) (Дива печер. лаврських 1997. С. 125). Возможно, позднее почитание погребенного в Ближних пещерах прп. Исаии возникло в связи с закрепленной в Киево-Печерском патерике памятью о подвизавшемся в обители одноименном буд. Ростовском епископе. Как общецерковно чтимый святой И. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 16). Имя И. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Ист.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139-142; ПС. 1858. Ч. 1. Март. С. 432-449 [одна из кр. ред. Жития по списку РНБ. Солов. 806/916]; Ярославские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. С. 26-28 [Житие по неизв. списку]; БЛДР. 2003. Т. 12. С. 254-262 [Распространенная ред. Жития по списку РНБ. Соф. 1321]; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: Сюжеты и образы древнерус. лит-ры в творчестве писателей XIX в.; Пролог: Избр. тексты. М., 1990. С. 337-338 [Проложная ред. Жития]; Акт вскрытия и обследования мощей святителей Игнатия и Исаии//СРМ. 1993. Вып. 5. С. 50-52; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401. Лит.: СИСПРЦ. С. 124; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 110; Толстой М. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18663. С. 38-40; Ключевский.

http://pravenc.ru/text/674806.html

После возвращения Спасо-Иаковлевского мон-ря РПЦ в 1992 г. была написана икона, предназначенная для места захоронения И. около юж. стены Иаковлевского храма (иконописец З. И. Боровских) - святитель в архиерейской шапке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. В обители находятся икона «Собор Ростовских святых» (1993, иконописец Боровских), единоличная икона И. в молении (вполоборота влево, на фоне холмистой местности и храмов мон-ря) в местном ряду иконостаса Иаковлевского храма (2007, иконописец А. Федотов, иконописная мастерская г. Пушкин). Сень над местом погребения И. вырезана худож. А. Ю. Пигарёвым (1998). Образы И. в иконописи нач. XXI в. продолжают традиции его иконографии. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29, 51-53. 371, 397, 399; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//«Минувших дней связующая нить…»: 5-е Тихомировские краевед. чт.: Тез. Ярославль, 1995. С. 22-24; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100, 110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003, 20062. С. 250-253, 352-357, 416-417; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 35, 49, 51, 53, 59; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 115, 390-391; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Никитина Т. Л. Ц. Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74; она же. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 72, 77; она же. Ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 67, 70; она же. Система росписи Троицкого (Зачатия св. Анны) собора ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 224-244; она же. Надгробный комплекс свт. Иакова Ростовского//СРМ. 2006. Вып. 16. С. 335-344; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-287, 294-297, 324, 326-327; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 574.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Летописный и агиографический тексты могут быть источниками друг друга, но, как правило, для включения в летопись перерабатывался текст, уже бытовавший в рукописной традиции. Если в начальный период развитие Ж. л. связано с Киевом и по преимуществу с Киево-Печерским мон-рем, то уже в XII в. начали формироваться местные агиографические традиции. Житие свт. Леонтия Ростовского - первое в ростовской агиографической традиции. Оно отразилось в возникших неск. позже Житии свт. Исаии Ростовского, бывшего епископом после Леонтия (датируется разными исследователями XIII или XV в.), и в Житии прп. Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского мон-ря (датируется XV в.). Возможно, в XIII в. было написано Житие свт. Игнатия, еп. Ростовского (древнейший список - XIV в.). К кон. XV - нач. XVI в. относится создание Жития ростовского юродивого блж. Исидора Твердислова. Смоленская Ж. л. в домонг. период представлена Похвалой блгв. кн. Ростиславу (Михаилу) Мстиславичу, читающейся в единственном списке - т. н. Нифонтовом сборнике 30-40-х гг. XVI в. Похвала, написанная, по мнению исследователей (Т. А. Сумникова, Я. Н. Щапов), вскоре после смерти Ростислава в 1167 г. и посвященная единственному факту из биографии князя - устроению Успенской ц. в Смоленске и учреждению там епископии, не создала предпосылок для возникновения полноценного жития. Первый такого рода житийный памятник появился на Смоленской земле, видимо, вскоре после монголо-татар. нашествия. Это было выдающееся по своим лит. характеристикам Житие прп. Авраамия Смоленского, среди источников к-рого можно назвать как визант. (прп. Саввы Освященного, свт. Иоанна Златоуста), так и рус. жития (прп. Феодосия Печерского, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба). С эпохой монголо-татар. нашествия связано и Слово о Меркурии Смоленском, в основу которого легла возникшая в это время местная смоленская легенда, а письменный текст датируется не ранее 2-й пол. XV - нач. XVI в. Первым полоцким агиографическим памятником было скорее всего Житие прп. Евфросинии Полоцкой, внучки полоцкого кн. Всеслава Брячиславича . По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , А. И. Соболевского и Е. Е. Голубинского , Житие было создано еще в домонгольский период, однако оно представлено списками не ранее кон. XV в. (более 130 списков, передающих не менее 4 редакций).

http://pravenc.ru/text/182317.html

в числе церковных празднеств монгольского периода, хотя есть преставление Игнатия, ко времени которого ошибка относит перенесение мощей Исаии; наконец это перенесение совершено, по первой редакции, ростовским архиепископом, а такой сан ростовские иерархи носили с 1390 г. 27 . Обращаясь к источникам редакции, легко заметить, что она построена на более надежном основании, чем все редакции жития Леонтия. У составителя ее были под руками письменные источники: в описании жизни Исаии на Юге он очевидно пользовался житием преп. Феодосия; он умеет даже обозначить, хотя не всегда верно, время главнейших событий в своем рассказе 28 ; рассказ о путешествии Исаия в Киев на освящение печерской церкви есть довольно близкая переделка рассказа Печерского патерика, только приспособленная лицу одного Исайи; наконец, рассказав об этом освящении по патерику, житие повторяет то же кратко по Несториевой летописи, выписывая почти дословно ее известие под 6597 г. Но очевидно достоверные сведения составителя редакции о жизни Исаии ограничиваются известиями киевских источников; деятельность святого на Севере описывается уже на основании источника другого рода, местного предания. Вот почему распространение Исаией христианства в ростовском крае он мог изобразить лишь кратко, в неопределенных чертах· Примесь местного предания заметна и в рассказе о чудесном путешествии в Киев, основанном на патерике. – Вторая редакция совмещает в себе много особенностей искусственного состава: она предпосылает рассказу витиеватое н темное по изложению предисловие, в самый рассказ вносит риторические распространения, а краткую молитву в конце первой редакции развивает в похвальное слово, которое заставляет произносить пред мощами Исаии архиепископа, перенесшего их на новое место в 1474 г. Но фактическое содержание этой пространной редакции целиком и почти дословно перенесено из краткой; все ее отличие от последней в этом отношении ограничивается тем, что она в двух местах расширяет ее заимствования из киевских источников: к известию об игуменстве Исаии в киевском монастыре св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

И. изображался преимущественно на иконах с избранными святыми. Напр., на 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14) И. представлен в святительских одеждах и в белом клобуке, как и рядом стоящие святители Леонтий и Исаия Ростовские. На левой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ) И. написан за свт. Леонтием, в небольшом повороте вправо, в крещатой фелони и белом клобуке, поддерживает руками Евангелие. На обороте 2-сторонней иконы-таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), согласно сохранившимся надписям, изображены Ростовские чудотворцы: И. (слева), свт. Исаия и прп. Авраамий. И., вероятно ошибочно, изображен в шапке (митре), что характерно для иконографии свт. Иакова Ростовского, фелонь красноватого цвета (форма бороды типична для И.). Этот вариант иконографии И. более не встречается. Святителей Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. Мастер круга Я. И. Шапошникова (ГМЗРК) Святителей Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. Мастер круга Я. И. Шапошникова (ГМЗРК) Широко распространены изображения И. вместе со святителями Леонтием и Исаией Ростовскими, к-рые почитались как «незыблемое утверждение, крепкое ограждение» правосл. веры. К ранним произведениям относится икона этих 3 святителей кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК). Очевидно, это один из первых списков иконы 2-й пол. XV в., созданной ко времени прославления Ростовских митрополитов. Святители изображены фронтально, в рост, в светлых епископских облачениях и белых клобуках, держат в руках Евангелия и отличаются нек-рыми особенностями внешнего облика (так, борода И. темно-русая, сужающаяся книзу). Образы святителей Леонтия, Исаии и И., к-рых отличают белые клобуки, в иконописи 2-й пол. XV в. были выделены в особый извод. В последующие века иконы 3 Ростовских святителей встречаются как в Ростовской епархии, так и за ее пределами. В кон. XVII в. в ризнице Успенского собора в Ростове находились 3 иконы святителей Леонтия, Исаии и И. (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Арх. ГМЗРК. Инв. Р-1083. Л. 18). В ризнице собора хранились реликвии: «Три клобука шелковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия ростовских чудотворцев» (Там же. Л. 17 об.); в музейной описи Успенского собора 1922 г. эти клобуки были датированы XVI-XVII вв. (Там же. Инв. А-930. Л. 8). 3 Ростовских святителя представлены на обороте 2-сторонней иконы-таблетки 2-й пол. XVI в. ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 57. 405), на прориси с иконы XVI в. (ГРМ, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 438-439), на иконе кон. XVIII в. (ок. 1791, ГИМ). На многочисленных образках XIX - нач. XX в., выполненных в технике живописи по эмали (ростовская финифть), часто встречается такой извод иконографии.

http://pravenc.ru/text/293397.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010