Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1604. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А; Координаты: 58.862343, 60.808544 Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбур ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбург–Серов (установлен архитектурный указатель). До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря, каменный, трехпрестольный. Заложен 12 сентября 1905 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве - по 10 тысяч. Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II. Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=00346

Другой взгляд – когда критическое восприятие внешней, формальной стороны отсутствует и икона рассматривается только как предмет культа, предмет, наделенный некими сверхъестественными свойствами. Такая позиция также может привести к искажению сути и назначения священных изображений в литургической жизни Церкви. Крайним проявлением такого восприятия могут послужить домашние молельные уголки, где помещены и строго канонические православные иконы, и репродукции картин (в частности «Сикстинской мадонны» Рафаэля или «Явления Христа народу» Александра Иванова ), а также прижизненные фотографии святых: святого праведного Иоанна Кронштадтского , преподобного Серафима Вырицкого , Оптинских старцев и др. К сожалению, подобное весьма распространено. И причина здесь не столько в отсутствии должного уровня художественного вкуса, сколько в недопонимании необходимости единства содержания и формы в оценке такого сложного явления как православная икона. Именно такие проявления требуют должного ответа и разъяснения. И, в этом случае, правомочным является постановка вопроса: что такое икона и что такое картина? Возможно ли духовное перерождение от созерцания живописного полотна или это может быть только следствием молитвенного предстояния перед иконой? У сторонников «живописного» подхода к внешней форме священных изображений нередко возникает и такой вопрос: а зачем сейчас, в мире, где совершенно другая, отличная от далекой эпохи становления иконописания визуальная эстетическая среда, необходимо придерживаться канонических способов изображения? Они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: пропорций фигур нарушены, передача фактуры материалов искажена, отсутствуют принципы линейной перспективы? Не послужит ли это неким аргументом в защиту примитивного представления, что у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церквах добротно написанные картины? Ведь в XIX-XX-м веках позволительно было выполнять и росписи в храмах и молельные иконы в традициях академической живописи? И примеры тому – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге или Владимирский собор в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sozertsa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православные выдюжат, несмотря на все ухищрения врагов» Мнение архимандрита Нектария (Головкина) о передаче в безвозмездное пользование Исаакиевского собора Русской Православной Церкви 23.01.2017 947 Время на чтение 4 минуты Отечественная Святыня - Исаакиевский собор принадлежит Богу. Все верующие, которые когда-то жертвовали денежные средства и строили собор, имели в виду только то, чтобы в нём совершались таинства и возносились молитвы Богу о России, о людях, о мире во всём мире. История не знает ни одного случая, когда бы неверующий человек строил храм, заказал и заплатил деньги за икону Спасителя или святого. Хочется сказать всем безбожникам, кто мечтает разрушить вековые устои русского общества: не мечтайте о вашем превосходстве над Богом, православные выдюжат, несмотря на все ухищрения врагов Церкви и России. Откуда явились истоки зла в современном мире... Вот что говорит Библия о заре человечества: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Все, что людям нужно было знать для их же блага, Бог им открыл. И человеку вовсе не обязательно было оценивать значение добра через познание зла. Но первые люди послушали не Господа, а сатану (что означает «противник»), который, представ перед Евой в образе мудрого змея, играя на ее любопытстве, убедил ее нарушить завет с Богом, а затем стать искусительницей для Адама. Изначально сатана был одним из выдающихся ангелов и носил имя Светоносец (Люцифер) – сын зари, но, возгордившись, он восстал против Бога, будучи недовольным своим положением, и желая быть равным Ему. За мятеж сатана был изгнан с небес. Местом его временного пребывания вместе с подданными – бесами (падшими ангелами) – стала Земля, так на нашей планете под его «чары» попали Божьи творения. Нужно сказать, что сатана не имеет неограниченной власти над людьми. Право выбора всегда остаётся за человеком.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/23/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спор об Исаакии Два взгляда на жизнь знакового для России храма 30.01.2017 854 Время на чтение 16 минут Исаакиевский собор: интересы верующих и туристов не должны пострадать. Фото: РИА Новости Спор об Исаакии - современной судьбе Исаакиевского собора, который государство по закону возвращает Церкви в полнокровное пользование, лишая управления храмом великолепнейший музей, один из лучших по экономическим и культурным показателям, неожиданно всколыхнуло общество и подтолкнуло к дискуссии. Сегодня мы даем слово человеку Церкви и человеку музея - чтобы понять эту историю. Наши главные спонсоры - " белые платочки " Епископ Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской Лавры: Надеюсь, никто от меня не ждет, что я скажу: передача Исаакиевского собора Церкви это неверное действие. Я присоединяюсь к голосам тех, кто говорит, что церковь должна быть Церковью. Другое дело, что формы передачи, ее " дорожные карты " могут быть разными. У меня есть своя головная боль на эту " тему " - Благовещенская церковь Лавры, в которой по-прежнему находится музей, и которая должна быть возвращена Лавре. Уж не говоря о церквях некрополей монастыря Лазаревской и Тихвинской, они тоже подлежат передаче. Крики " Церковь не сможет содержать исторические соборы! " - чепуха. Конечно, сможет. Сколько раз мы видели, что Церкви передавались руины, а она все восстанавливала и хорошо содержала. Храмы - памятники архитектуры у нас не разваливаются. Сравните вид Благовещенской церкви, остающейся музеем и содержащейся за госсчет, и состояние Александро-Невской Лавры, это сравнение в пользу Лавры. Мне часто говорят: в реставрации Лавры помогал Газпром и Алексей Миллер. Да, помогал, и мы ему благодарны, без этой помощи мы не успели бы сделать все фасадные работы к 300-летию Лавры. Но основные работы мы сделали на свои средства. Взять, к примеру, Свято-Троицкий собор Лавры - только при моем наместничестве у нас было три внутренних реставрации и два внешних ремонта. И главными спонсорами нашими были (и будут) все те же " белые платочки " - обычные прихожане. Не назову их бабушками, потому что сегодня средний возраст прихожан 40 лет. И это в том числе и состоятельные люди. Родственники Александра Суворова не понимают, почему его захоронили в церкви, а лежит он в музее

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора 08.05.2017 1939 Время на чтение 7 минут От редакции : Автор публикуемой статьи выступает с «перпендикулярной» редакционной позиции по двум важнейшим вопросам церковно-политической повестки дня. Тем не менее, мы решили опубликовать его текст. Во-первых, потому что не сомневаемся в благонамеренности автора, помня его прежние публикации на РНЛ. А во-вторых, потому что подобного рода взгляды распространены среди православных. Поэтому надо разговаривать, надо обмениваться мнениями, надо полемизировать. И надо постараться услышать и понять логику близких нам оппонентов. А вот как раз с логикой и возникают проблемы. Автор говорит, что не надо выступать против «Матильды», потому что были куда более кощунственные фильмы, против которых мы не протестовали. Ну, во-первых, это - неправда, что не протестовали. Только наши протесты оказались тогда слабыми, и результата мы не получили. А сейчас ситуация меняется. Но даже если бы автор был и прав, и мы, действительно, не обратили внимания на такие сомнительные для православного человека фильмы как «Царь» или «Викинг», это не значит, что нам нужно и «Матильду» пропустить. Автор печалуется о множестве храмов, которые лежат в руинах. Это правда. Но разве из этого следует, что не нужно бороться за возвращение Исаакия Церкви? Почему собор должен оставаться музеем, пока мы не восстановим руинированные храмы? Нам говорят, что он не принадлежал церковному ведомству до революции. А какое это имеет значение? Разве Исаакиевский собор строился для музейных нужд? Да в соборе и сегодня совершаются богослужения, но духовенству приходится подстраиваться не под нужды верующих, а под расписание работы музея. Разве это справедливо для храма? Так что логики в рассуждениях М.Енотова, на что он претендует, не наблюдается. Ну, а попытка увидеть во всём «след княгини Марии Владимировны и кирилловичей» является чистой конспирологией. Думаем, что скандал вокруг «Матильды» и история с возвращением Церкви Исаакиевского собора свидетельствуют о росте влияния православной общины в нашем обществе. Православных становится всё больше, и они занимают весомые позиции в политике, общественной деятельности и культуре. И требуют с собой считаться.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Церковь осознает всю полноту ответственности за сохранение культурного наследия» Санкт-Петербургская епархия сделала заявление по вопросу передачи Исаакиевского собора 05.08.2015 598 Санкт-Петербургская епархия сделала заявление по вопросу передачи Исаакиевского собора, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . «В связи с широко обсуждаемой в последнее время темой возможной передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви считаем необходимым довести до мнения общественности следующее. Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания Исаакиевского собора (а также других храмов) на основании Федерального закона П327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Данное обращение епархии осуществлено по желанию верующих и в полном соответствии с существующим законодательством Российской Федерации. Целью обращения является возвращение храмам их первоначального богослужебного назначения, а также необходимость развивать в них полноценную приходскую жизнь. Доступ лиц как православных, ради которых и строились эти храмы, так и инославных, и лиц, не принадлежащих ни к какой религии, останется совершенно свободным», - подчеркивается в заявлении. Также в документе отмечается, что для всех желающих посетить собор с культурно-познавательной целью будет организована соответствующая профессиональная экскурсионная работа. «Церковь осознает всю полноту ответственности за сохранение культурного наследия и имеет большой положительный опыт создания при храмах музеев с особым историко-культурным статусом, на которые и возлагаются, в том числе экскурсионно-просветительские функции. Средства, полученные от этой деятельности, будут направлены на содержание и реставрацию храмов», - сказано далее. «Учитывая, что Исаакиевский собор является уникальным памятником архитектуры, епархия и в дальнейшем намерена использовать опыт работы высококлассных реставраторов и музейных работников, чьи знание и умение будут востребованы в полной мере. Процессы реставрации, как и раньше, будут находиться под наблюдением сотрудников соответствующих комитетов городской администрации, с которыми епархия плодотворно сотрудничает на протяжении многих лет. Полагаем, что и впредь мы можем рассчитывать на понимание профессионального музейного сообщества и плодотворное взаимодействие с ним для сохранения нашего общекультурного достояния. Вопросы сохранности и реставрации здания будут учитываться в договоре между городом и епархией о передаче в безвозмездное пользование храмовых зданий», - говорится в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/05/ce...

Закрыть Неделя в Вечном городе Часть 1.2 17.06.2020 747 Время на чтение 17 минут Часть 1.1 Неподалеку церковь Санта Мария Сопра Минерва. В древности на этом месте стоял храм Минервы. В эпоху инквизиции здесь проводились заседания комиссий по еретикам. Вполне может быть, что здесь каялись Галилей и граф Калиостро. Этот храм украшал сам Микеланджело, в частности, статуя Христа с крестом его работы. Буквально в двух шагах от Пантеона находится удивительная церковь Сант-Иньяцио, посвященная основателю ордена Иезуитов Игнатию из Лойола. Огромная, величественная. Внутри по-римски уже привычно все «дорого-богато» - мрамор, золото, колонны, скульптуры, огромный купол с великолепной живописью… но нет – это не купол! Роспись сделана на плоском потолке! Это просто в голове не укладывается, и не сразу понимаешь, что фреска написана на плоской поверхности – настолько реалистична иллюзия объемного пространства, иллюзия купола. Купол-обманка! Эта жемчужина появилась в 1685 году - из-за недостатка средств не был построен купол, и художник-математик монах Андреа Поццо решил эту проблему кардинально – нарисовал его на гигантском холсте. К сожалению, «оригинальный купол» был утрачен и со временем заменен на копию в 1823 году, сделанную по проекту, оставленному предусмотрительным Андреа. Нам не совсем близки (точнее, совсем не близки) живописные изображения святых в храме, больше похожие на пухлых младенцев, практически полностью обнаженных женщин и мужчин с грудами мышц, пышущих физическим телесным могуществом (как это далеко от нашей канонической аскезы, возвышающей горе!). Кстати, многие художники пользовались подобными иллюзионистическими приемами, но не у всех получался такой эффект. Гигантская 40-метровая трехмерная фреска «Глория (триумф) Святого Игнатия» вне всякого сомнения, лучшее творение художника и, без преувеличения, одно из чудес света. Современные спецэффекты никак не могут соперничать с этим монументальным зрелищем из далеких веков. Еще в этом храме привлек внимание деревянный макет внушительных размеров – храм единой всемирной религии, на куполе которого на троне восседает Папа с посохом и еще каким-то атрибутом власти, а вокруг этого храма расположены макеты самых знаменитых соборов мира. Из наших там оказались Исаакиевский собор и собор Василия Блаженного.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Религия в Санкт-Петербурге. Взгляд чиновника На вопросы " Религии и СМИ " отвечает Любовь Мусиенко, начальник отдела по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга – Любовь Александровна, какова специфика работы Отдела по связям с религиозными организациями, ведь Петербурге зарегистрированы сотни религиозных организаций? – В Петербурге зарегистрирована 401 религиозная организация из них около 200 – это приходы РПЦ. Это у нас самая представительная конфессия. Хотя Петербург всегда был многоконфессиональным городом, у нас есть особые традиции толерантности. Здесь были и католики, и лютеране, и татары, которые вмести строили город, создавали его архитектурный облик. Петербург знаменит, прежде всего, своими культовыми зданиями – это и Исаакиевский собор, Казанский собор, и лютеранская церковь Петра и Павла, и армянская церковь святой Екатерины. В начале ХХ века сюда добавляются мечеть, синагога и дацан. Все это уживается достаточно гармонично. – Не могли бы Вы рассказать об истории формирования Вашего отдела и сказать о том, чем Вы занимаетесь в настоящее время? – Наш отдел существует с 90-х годов. Когда в стране начались демократические преобразования, был упразднен комитет по делам религий. У нового отдела появилась совсем другая структура и задачи. Для нас сейчас главное – взаимодействие с религиозными объединениями в соответствии с существующими федеральными и городскими законами. Консультации, координация и помощь в передаче недвижимости (Здесь мы контактируем с Комитетом по управлению городским имуществом). Мы также даем на согласование решение о строительстве новых культовых зданий, помогаем в реализации социальных проектов. С 2006 года у нас в городе появилась среднесрочная городская программа, финансируемая из бюджета Петербурга, которая называется " Гармонизация межэтнических и межнациональных отношений, профилактика ксенофобии и экстремизма " . В том числе там есть раздел " Межконфессиональный мир и согласие " . У этой программы очень хороший девиз – " Великому городу единство в многообразии " . Раздел, связанный с межконфессиональными отношениями, акцентирует свое внимание на изучении межрелигиозной ситуации в городе для того, чтобы ее можно было прогнозировать. Мы проводим социологические опросы по разным направлениям. Довольно большую роль также играют просветительские программы. В этом году мы снимаем фильм " Религиозный облик Петербурга. Связь времен " . Кроме того, вместе с государственным музеем истории религии мы делаем выставку с тем же названием, которая откроется 24 ноября, а также выпускаем путеводитель для туристов, где будут указаны наши основные памятники культуры, и святыни города. Мы соединим светского туриста и паломника, чтобы было интересно всем.

http://religare.ru/2_43040.html

Разделы портала «Азбука веры» Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо этот язык понятен только для людей, знающих Священное Писание , чинопоследование богослужения и участвующих в Таинствах . Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь , этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого «академического» письма – по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с Запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви. И, в этом случае, правомочным является постановка вопроса: что такое икона и что такое картина? Возможно ли духовное перерождение от созерцания живописного полотна или это может быть только следствием молитвенного предстояния перед иконой? У сторонников «живописного» подхода к внешней форме священных изображений нередко возникает и такой вопрос: а зачем сейчас, в мире, где совершенно другая, отличная от далекой эпохи становления иконописания визуальная эстетическая среда, необходимо придерживаться канонических способов изображения? Они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: пропорции фигур нарушены, передача фактуры материалов искажена, отсутствуют принципы линейной перспективы? Не послужит ли это неким аргументом в защиту примитивного представления, что у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церквах добротно написанные картины? Ведь в XIX–XXм веках позволительно было выполнять и росписи в храмах и молельные иконы в традициях академической живописи? И примеры тому – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге или Владимирский собор в Киеве. С наибольшей степенью наглядности ответить на эти вопросы можно при помощи сравнительного анализа иконы и живописного произведения – картины, у которых следует выделить основные внешние – стилистические, и внутренние – богословские отличия. Вначале о внутренних

http://azbyka.ru/ikona-i-kartina

Ставрополь. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (утраченный). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Проект храма был составлен известным в то время, 40-е годы 19-го века, архитектором Дурново. Начались согласования в различных инстанциях. Начальник Кавказской области генерал-адъютант П. Граббе, получив одобрение архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Ставропольское духовное правление входило тогда в Новочеркасскую епархию), обратился к обер-прокурору Святейшего синода графу Н. Протасову с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о постройке храма. Обер-прокурор представил документы императору, который собственноручно написал: «Согласен, но фасад переделать А.Тону или Брюллову». Новый проект фасада, утвержденный Николаем l, был составлен профессором Императорской академии художеств Александром Тоном. Во второй половине 60-х годов XIX века по индивидуальному проекту ставропольского архитектора П. Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая высотой, до 98 метров. Первый ярус её заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит, как уже упоминалось, на средства всего ставропольского купечества. Колокольню венчала луковичная глава с вызолоченным крестом и оцинкованными цепями. В цокольном этаже Казанского собора нашли упокоение уважаемые люди города. Прежде всего следует упомянуть погребенного здесь епископа Феофилакта, деятельность которого оставила заметный след на Северном Кавказе. Это был высокообразованный человек, закончивший полный курс Петербургской духовной академии. Владел латинским, греческим, еврейским и французским языками. Об этом говорит каталог книг его личной библиотеки. До назначения епископом Кавказским служил в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. В 20-е годы ХХ столетия замолчали колокола Казанского собора… В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=50170

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010