II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Спор об Исаакии: местный конфликт или симптом глобальной дехристианизации? Александр Рудаков   Владимир Тимаков   10:51 23.02.2017 671 Время на чтение 4 минуты © РИА Новости. Виталий Карпов Многим кажется, что конфликт вокруг Исаакиевского собора носит сугубо локальный характер, ограничиваясь пределами Санкт-Петербурга. На самом деле речь о проявлении тенденций глобального масштаба. На первый взгляд трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакия церкви. Доступ горожан к шедевру петербуржской архитектуры становится более свободным, им не придётся платить за посещение и осмотр Собора. Квалифицированное экскурсионное обслуживание тоже никто не собирается отменять. То, что храм - то есть здание, априори созданное для богослужений,- передаётся в пользование религиозной организации, тоже не может ущемлять чьих-то интересов и тем паче оскорблять чьих-то чувств. Отрицательную реакцию можно было ожидать, если бы храм, построенный общиной одной конфессии, передавался в распоряжение другой, но Собор святого Исаакия Далматского изначально возводился как православная святыня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

     На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер. " Вести недели " поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви. Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле. Каждый день в " сердце Парижа " , как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: " Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм " . Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю. Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни. " Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви " , — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

http://pravoslavie.ru/102780.html

Глава I II III     В отчете «Общества религиозно-нравственного просвещения в духе правосл.церкви» за 1892–1893 годы составитель его, между прочим 1 , весьма подробно рассуждает о желаемых и возможных улучшениях в деле проповеди в нашей церкви, признавая, что наша проповедь вообще и в частности проповедническая деятельность членов Общества не находятся еще на желаемой высоте, – что вопреки латинскому изречению «oratores fiunt» проповедников-ораторов у нас всегда было очень мало, и обращаясь к читателям отчета, замечает, что «может быть кто-нибудь откликнется в печати на эти его замечания» и выскажется по вопросу о возможных для усовершения этого дела мерах. Принадлежа к числу членов-учредителей Общества и бывших членов его Совета, быв в продолжение двадцати лет профессором гомилетики в СПб. Духовной академии, я считаю своей обязанностью «откликнуться на приглашение Совета Общества» и сказать свое мнение о том, что могло бы способствовать усовершению у нас дела проповеди. § I У нас уже одна внешняя постановка проповеди в храме представляет не мало такого, что служит препятствием для ее успеха. 1) Везде и всегда у нас (за исключением нескольких церквей, например Петропавловского, Исаакиевского и Казанского соборов в С.-Петербурге и др.) проповедь произносится с солеи. Вследствие этого ее слышит лишь много-много третья часть присутствующих. Желая однако слышать ее, и прочие присутствующие теснятся к солее, так что вся масса присутствующих, наполняющая целый храм, образует массу людей, сплоченную в передней, ближайшей к солее, части храма, до того тесно, что стоящим в ней невозможно сделать движение рукой. Особенно усердный к проповеди простой народ, стоящий сзади, наваливается всей своей тяжестью на впереди стоящих, которые почти держат на своих плечах сзади стоящих. Любопытные наблюдения можно сделать в этом отношении в Александро-Невской лавре в Великую Пятницу, когда после перенесения плащаницы из Духовской церкви в собор, в нем произносится с солеи проповедь – обыкновенно лучшим из имеющихся в распоряжении епархиального начальства проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербургской епархии продолжат добиваться передачи Исаакиевского собора 03.09.2015 599 В Петербургской епархии считают, что отказ передавать ей Исаакиевский собор является пережитком советского прошлого. «Если мы говорим о необходимости патриотизма, о возвращении к истокам, о необходимости духовного, религиозного, патриотического воспитания, то данное решение не позволяет говорить о том, что мы изжили целиком те рудименты атеистического прошлого, которые господствовали в городе на Неве в течение советского времени», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора Петербурга протоиерей Александр Пелин. По его мнению, если храм в советский период, во время атеистических гонений, был превращен в музей, то сейчас, «в новую эпоху отказа от идеологии атеизма, богоборчества, передача храма показала бы, что люди, власти города отказались от богоборческой идеологии». «Если же данная передача невозможна по каким-то соображениям, то мы остаемся пока в каком-то смысле в той же самой ситуации. Мы не перебороли свое прошлое, мы не вышли из него, а остались в тех старых, далеких, советских временах, к сожалению», - считает священник. Как отметил он, решение властей города не может удовлетворить общину верующих, сосредоточенных вокруг Исаакиевского собора, и «дает им возможность и право и далее продолжить обращение как к руководству города, так и в иные инстанции с просьбой исполнения федерального законодательства России». Собеседник агентства убежден, что трудности с финансированием - «это вторичные вещи, и они обсуждаемы». «Есть принципиальное решение, а есть формы и подходы. Если принципиальное решение принято, то далее обсуждается, каким образом это должно быть, в каких формах, кто и каким образом обеспечивает экономическое функционирование, кто обеспечивает хозяйство Исаакиевского собора, потому что это большое хозяйство. И тут можно пообсуждать, но пока, к сожалению, это не обсуждалось», - посетовал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/03/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение императрицы 29.09.2006 350 В третьем часу пополудни прах датской принцессы Дагмар (русской императрицы Марии Федоровны) упокоился наконец в Петропавловском соборе. Торжественная церемония началась в десятом часу утра, когда кортеж с гробом императрицы двинулся из Петергофа, где в церкви Александра Невского прах Марии Федоровны находился последние два дня. Потом была остановка в Царском Селе, в Екатерининском дворце. Характерная деталь: в момент выезда кортежа из Царского Села с бастиона Петропавловской крепости в Петербурге был дан торжественный пушечный выстрел. Кортеж прибыл в Исаакиевский собор, где и прошла панихида. Вел службу Патриарх Алексий II. В соборе к этому времени собралось несколько сотен приглашенных: представители семьи Романовых, царственных дворов Европы, Министерства культуры РФ, правительства Санкт-Петербурга. Однако в громаде Исаакия это казалось каплей в море. " Мария Федоровна показала себя достойной супругой и матерью императоров, благотворителем и незаурядным дипломатом. И всегда думала о народе, - отметил перед началом панихиды Алексий II. - И лучшим памятником ей станет возрождение России " . " Это очень хорошо, что сегодня мы заполняем лакуну в нашей истории, - говорит министр культуры и массовых коммуникаций РФ Соколов. - Место в Петропавловском соборе рядом с гробницей Александра III долго оставалось свободным в ожидании его супруги. Теперь ее мечта упокоиться на родине воплотилась " . А губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко высказала пожелание, чтобы гробница Марии Федоровны стала одним из самых почитаемых мест в Петербурге, так как императрица много сделала для российской культуры, образования и социального обеспечения. В соборе второй раз прозвучала панихида. В 14.35 гроб с телом императрицы был опущен в могилу. Первую символическую горсть земли бросил Патриарх. В этот момент грянул торжественный салют из 31 залпа. Прямая речь Даниил Гранин, писатель: История - это повествование о жизни народа, но наша история отличалась тем, что из нее все время выдирались какие-то страницы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Готовы ли православные патриоты помочь Путину? В рамках IV Форума православной общественности Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Народное согласие в контексте Стратегии национальной безопасности» 03.04.2017 707 Время на чтение 6 минут В минувшую субботу, 1 апреля, в Петербургском спортивно-концертном комплексе в рамках IV Форума православной общественности Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Народное согласие в контексте Стратегии национальной безопасности», сообщает корреспондент «Русской народной линии». Организаторы мероприятия: Собор православной интеллигенции, ЦПП «Честная политика», Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга и Ленинг радской области. Сопредседатель Собора православной интеллигенции, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки России, экс-директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ профессор Валентин Евгеньевич Семенов считает, что Русская Православная Церковь должна направлять и напутствовать светскую власть. Именно так поступал Патриарх Ермоген. У социолога вызывает недоумение поведение ряда петербургских депутатов, выступивших против передачи Исаакиевского Собора в пользование Русской Церкви. Передача осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством. Получается, что законодатели фактически выступают против исполнения законов. Ученый призвал общественность проявить мудрость и подсказать власти, как следует поступить, чтобы не раскачать лодку, как это было в феврале 1917 года. Доцент кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Георгий Васильевич Зазулин представил «Стратегию национальной безопасности РФ в редакции 2015 года» . Народ России разделен на три части: первая часть исповедует Православие, вторая - советские ценности, третья - западные ценности. Объединение станет возможным, когда граждане осознают себя частью одного народа. В условиях, когда Православие не является ориентиром для всех граждан, а Конституция РФ написана под американскую копирку, Стратегия становится компасом по преодолению многих проблем. Стратегия идет вразрез с Конституцией, так как провозглашает приоритет духовного над материальным. Документ предлагает двигаться отнюдь не по западному пути. Смысл Стратегии заключен в двух основных ценностях - приоритет духовного над материальным и служение Отечеству. Задача православной общественности - разбудить общество, чтобы оно осознало Стратегию как возможность изменить жизнь к лучшему.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/03/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молебен на Сенатской 18.07.2006 310 Восстание декабристов закончилось поражением офицеров-заговорщиков. Страшно далеки были они от народа... У " Медного всадника " пролилась кровь. Ровно через семь месяцев после 14 декабря 1825 года (кстати, эту дату почему-то до сих пор отмечают по старому стилю), а именно 14 июля 1826 года, это печальное событие было помянуто, согласно церковным правилам. Они требовали поминального, благодарственного и очистительного обряда. 13 июля после вынесения приговора и казни вождей восстания на кронверке Петропавловской крепости вышел царский рескрипт, в котором говорилось: " на том самом месте, где в первый раз...среди мгновенного мятежа, явилась пред Нами тайна зла долголетнего, совершить последний долг воспоминания, как жертву очистительную за кровь русскую, за веру, Царя и Отечество, на сем самом месте пролиянную, и вместе с тем принести Всевышнему торжественную мольбу благодарения " . Воспоминание началось в Адмиралтейской церкви, которая располагалась в юго-западном ризалите Адмиралтейства и заменяла собой Исаакиевский собор, находившийся в то время в лесах. В церкви за ранней литургией молились сам император Николай I, " все знатные обоего пола особы, а также гвардии и армии штаб- и обер-офицеры " , все архиереи, протоиереи и придворное духовенство. Дамы были " в белом русском платье " , кавалеры в праздничных мундирах и кафтанах. Из Казанского собора привезли чудотворную икону Божией Матери. Во время литургии служилась лития с возглашением вечной памяти " болярину графу Михаилу (Милорадовичу) и с ним за веру, Царя и Отечество живот свой положившим " . После многолетия Царствующему Дому духовенство провозгласило многолетие " победоносному и верному воинству " . В тот же день Император отдал приказ по армии: " ... верными грудями вашими заслонен престол, спасена святыня православной веры, избавлено отечество от ужасов бунта... " Когда литургия закончилась, крестный ход с иконой вышел из церкви и под колокольный звон направился на Сенатскую, или Петровскую, площадь, " на то самое место, где были мятежники и где... призывали их к порядку, но они остались непреклонны " . Там около памятника Петру Великому был установлен шатер для молебна. Пошел дождь, но зонты никто не открывал, в том числе Государь, ехавший на белом коне вслед за духовенством. Императрица следовала в экипаже. Хор громко пел тропарь " Спаси, Господи, люди Твоя " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей кукол в Санкт-Петербурге 13.04.2018 551 Время на чтение 3 минуты Куда обычно направляется турист в Санкт-Петербурге? Конечно же, в Эрмитаж, в Исаакиевский собор, в Петропавловскую крепость, в Русский музей, в кунсткамеру. Далее - по интересам. Паломники непременно заглянут на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении Петербуржской. Но даже они, пробегая по улице Камской, могут не заметить скромное здание, утопающее в зелени с неброской вывеской «Петербургский музей кукол». Пробегут, не глянув, а там - сказка! В нескольких комнатах собраны куклы, большинство из которых сделано мастерицами самого музея. Но это не просто куклы, они подобраны по темам. Первая комната посвящена куклам, которых издревле делали своим детям в деревнях: - матерчатые, - нитяные, - соломенные, - одетые в разнообразные русские костюмы. Тут и боярыни в рогатых киках, и купчихи в сороках, и девицы в кокошниках, и развеселые скоморохи. Отдельная комната посвящена русским сказкам: - в ветвях прячутся русалки, - возле избушки на курьих ножках лукаво поглядывает Баба-Яга, - сверху спускается Змей-Горыныч о трех головах. Персонажи из всеми любимых зарубежных и отечественных сказок: - гномы и падишахи, - чудо-юдо рыба-кит и шамаханская царица, - богатыри, - изумрудный город, - Карабас-Барабас и артисты цирка, - царь Салтан со своей свитой и Дама с собачкой, - Башмачников и Хивря (сварливая мачеха очаровательной Параски из «Сорочинской ярмарки»), - дамы и кавалеры в костюмах разных эпох. Зал воинской славы - там представлены куклы в военных мундирах от допетровских стрельцов и казаков до солдат и маршалов времен Великой отечественной войны. К юбилею Победы сотрудники музея подготовили экспозицию «блокадные игрушки», которую нельзя смотреть без слез. Там собраны игрушки, пережившие блокаду вместе с их маленькими хозяевами. Плюшевый мишка с оторванным ухом, кукла в наряде из маминого плаща - подаренные с любовью, они несли в себе надежду, давали силы в невыносимых испытаниях, под непрерывными артобстрелами помогали преодолевать голод и холод, побеждали болезнь. Неудивительно, что люди бережно хранили их годами, а потом, на склоне лет, принесли в музей, подарив им, своим маленьким друзьям, вторую жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/13/muz...

Закрыть itemscope itemtype="" > На митинг собрались «иностранные агенты» Депутаты Государственной Думы Евгений Федоров и Владимир Бортко о собрании либеральной оппозиции у стен Исаакиевского собора 14.01.2017 2959 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 13 января, в Санкт-Петербурге прошел митинг либеральной общественности против передачи Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви, сообщил наш собственный корреспондент с места события. По приблизительным подсчетам собралось примерно 300 человек. Акция проходила в формате встречи с депутатами Законодательного Собрания города. Перед протестующими выступили член фракции «Партии Роста» Максим Резник, руководитель фракции «Яблоко» Борис Вишневский и руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев, а также сопредседатель ПАРНАС в Санкт-Петербурге Андрей Пивоваров. Резник с восторгом заявил, что антицерковная борьба объединила либералов и коммунистов, за исключением, как он выразился, «сумасшедшего» думского депутата-коммуниста режиссера Владимира Бортко. Либерал, назвав губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко временщиком, призвал к его свержению. Его призыв поддержал Ковалев, которого беспокоит то, что в результате «идиотского» решения Полтавченко городской бюджет ежегодно будет недополучать 800 млн. рублей, которые ранее приносил Исаакиевский собор. Резник объявил кампанию по борьбе за человеческое достоинство людей, «адекватно оценивающих ситуацию». Либерал несколько раз навязчиво повторил слово «достоинство», как будто бы хотел, чтобы у присутствующих возникла ассоциация митинга с небезызвестной на Украине . Организаторы либеральной сходки призвали к массовым протестам. Следующий митинг они намерены провести 28 января в 13:00 на Марсовом поле. Возле либерального шабаша проходило несколько одиночных пикетов участников Национально-освободительного движения (НОД), которые выступали в поддержку передачи Исаакиевского собора в пользование Русской Православной Церкви. Корреспондент «Русской народной линии» связался с лидером НОД, депутатом Государственной Думы, членом партии «Единая Россия» Евгением Алексеевичем Федоровым с целью выяснить его отношение к конфликту вокруг Исаакиевского собора:

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/14/na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010