Любовь Свою к людям и желание спасения их Бог яснее всего доказал тем, что послал в мир возлюбленного Сына Своего для спасения людей, и не только послал, но и предал на смерть для искупления их вместо того, чтобы наказать самих людей, и притом тогда, когда они не только ничем не заслуживали благоволения Божия, но, по словам апостола, были грешниками и врагами Божиими, достойными наказания. Из людей, говорит апостол, едва ли кто согласится пожертвовать своей жизнью для спасения и праведника – человека честного, разве за благодетеля, может быть, кто решится умереть. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:6—10). Если Бог и «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает ? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас», за всех грешников (Рим. 8:32—34). Если Бог и будет судить грешников, то, по словам одного святого отца, будет судить не за то, что грешили, потому что это свойственно бренной, слабой природе человеческой, но будет судить за нераскаянность. Бог, по словам святого Исаака Сирина, требует от нас только перемены мыслей и всех душевных расположений на лучшее, которая совершается при содействии благодати смирением – сознанием своей греховности, раскаянием, сокрушением сердца, сожалением о допущении грехов, решительным отвращением от всего греховного и обращением всей души с любовью к Богу. Смирение по своему свойству истребляет всякую страсть в душе, открывает в нее вход благодати, которая довершает дело обращения и спасения грешника. Если, по словам святого Лествичника, одна гордость низвергла сатану с неба и погубила, то нет причины сомневаться, что и смирение одно может спасти кающегося грешника. Бог есть беспредельное море благости. Кто погружается в это море, тому стоит только открыть уста, чтобы пить воду благодати, омыть ею все душевные нечистоты и утолить жажду души – удовлетворить всем духовным потребностям. А вход благодати в душу открывает только смирение, без которого не может быть и преемлемости благодати – без нее человек умирает духовно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Великим постом мы читаем всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой просим, помимо прочего, «духа терпения». Что обычно испрашивает у Бога человек? То, чего не хватает. Дефицит терпения преследует нас вообще всегда, но в великопостное время он обостряется. Постящемуся немало приходится потерпеть. Он терпит голод и некоторую физическую слабость, терпит разные запахи, проходя мимо ларьков с курицей гриль; терпит коллегу на работе, жующего бутерброд с колбасой. Терпит других постящихся, которые от голода могут стать злые, как осы. Терпит самого себя, когда живущие в нем страсти начнут поднимать свои головы. Действительно, терпение – едва ли не самая ценная великопостная добродетель. Поэтому сегодня Церковь и предлагает апостольское чтение о терпении. Апостол Павел призывает нас подражать долготерпению Авраама, ждавшего исполнения Божьих обетований десятки лет: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13–15). Интересно, что Павел приводит лишь часть обетования Божьего Аврааму. Полностью оно звучит так: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Итак, обетование имеет три уровня. Первый – размножение потомства до числа, подобного числу песка морского. Дождался ли Авраам исполнения этого обетования? Нет. Авраам только увидел рождение единственного сына от Сарры – Исаака. Умножения семени своего, как звезды небесные и как песок на берегу моря, он созерцал уже с неба. Вот терпение, которое простирается даже до небес! Второй уровень – «и овладеет семя твое городами врагов своих». Это пророчество о завоевании евреями Палестины. Опять же, исполнение этого обетования Авраам увидел уже из мира иного. А вот третий пункт пророчества: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – до конца не исполнился и сейчас. Здесь имеется в виду заквашивание евангельским учением всей земли. Христос пророчествовал, что до конца мира «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10). От каждого народа должен быть принесен некий начаток веры, какие-то христианские души. Этот процесс давно начался, но не закончился. И сегодня еще есть народы, в которых не проповедано Евангелие. Удивительно, но Авраам даже и теперь ждет исполнения данного обетования. Долготерпение Авраама воистину беспредельно – он ждал при земной жизни, после земной жизни, продолжает ждать сейчас и будет ждать даже до конца мира. Вот какое терпение ставится нам в пример!

http://pravoslavie.ru/111555.html

  3:20-22 . Зане аще зазирает нам сердце наше, яко болий есть Бог сердца нашего, и весть вся. Возлюбленнии, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу: и Егоже аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим . (Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог , потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.)  Может быть, сердце наше трепещет перед величеством Божественной любви? И мы говорим себе категорично и как порицание: нет, я не достоин такой Божественной любви. Должно примирить нашу совесть с Богом тем, что мы “право действуем”, поскольку Бог больше сердца нашего и знает все и как Болий Он даровал нам, в наше маленькое сердце, необходимые силы и храбрость стоять с терпением в подвиге любви с самопожертвованием. Он, как Всеведущий, знает, когда и что стоит даровать в сердце человеку, чтобы оно сочувствовало этой Божественной любви и чтобы оно могло в дальнейшем возрасти в Боге и руководить человеком, ведя его от силы в силу, от одной добродетели к другой. Но все это дает Бог только с молитвой, и это значит, что, если мы хотим приобрести любовь с молитвой, то молитва приходит на помощь, поскольку любовь главным образом растет и совершенствуется в молитве. И что является величайшим прошением человека – это совершенная любовь.  Так что самую совершенную любовь имеют самые большие молитвенники, святые. Истинно слово святого Исаака Сирина: “Любовь есть от молитвы”. И действительно, любовь испрашивается у Бога как самый совершенный дар, поскольку Бог есть любовь и, даруя ее, Он как бы дарует Себя Самого. В Божественной евангельской любви все зависит от молитвы людей. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем благоугодное пред Ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Апостол Павел ясно показывает эту страшную связь, этот дьявольско-человеческий симбиоз, в котором пребывают все некрещеные: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф.2:1-3 ). Понятно, что человек сам не может вырваться из этой тьмы. Но беда еще и в том, что вырываться он и не желает. Ведь ему важнее свое удовольствие, душевное равновесие, национальная традиция, хорошие отношения в семье. – Все это «приличные оболочки» для эгоистичного комфорта. Все, что есть на свете важнее истины и Бога. И поэтому гнев Божий низвергается на его голову. И поэтому участь такого человека в вечном общении с сатаной, которого он возлюбил, и которого ни на какого Бога менять он не желает. Ведь дьявол дает человеку жить так, как ему хочется, а не так, как желает того Бог. Правда при этом дьявол пожирает отдавшую себя душу, но тут вступает в силу самообман и, по точному замечанию преп. Исаака Сирина , грешник подобен псу, который лижет пилу, и, пьянея от вкуса собственной крови, начинает лизать еще сильнее. И пиявка перед тем, как начать пить кровь, взбрызгивает в кровь обезболивающее, чтобы жертва не заметила потери крови. Так и все многообразие ложных религий и философий – это дьявольское обезболивающее, которое мешает обольщенному придти в себя и найти единственный Путь ко спасению. Именно поэтому нехристиане так яростно требуют отказа от православной миссии и добиваются выражения уважения к их «традиционным религиям». Ведь если узнать волю Бога, то придется принципиально меняться. А этот так не хочется. Вместо уютного наркотического сна придется возвращаться в реальную жизнь. А она после этого «дьявольского лечения» такая, что мало не покажется. Душа разрушена, представления о мире придется менять кардинально, сил духа осталось мало (ведь сатана уже хорошо подкрепился несчастным). Остается полагаться только на непредсказуемую волю Бога, придется броситься в неизвестность, а это так страшно. Именно поэтому живая вера и является главной добродетелью христианина. Ведь без нее объективный взгляд и на себя, и на мир приведет к бесконечному отчаянию. Без доверия к любящему Отцу остается только гибель. Именно из этого печального самоанализа, не подкрепленного доверием Творцу, и рождаются пессимистические религии Востока, такие как буддизм и даосизм. Но и тут за этой мнимой объективностью стоит наглая усмешка Врага, которой говорит, «нечо хлопцы дергаться – погружайтеся ко дну».

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Благодать предваряющая – распространяется на весь род человеческий независимо от религиозной принадлежности людей. Бог заботится и промышляет о всем роде человеческом. Его Промышление о нас следующее: сказано, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2,4 ). Через заботу о каждом человеческом существе Бог проявляет Свое качество Любви (человеколюбия). Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех… » ( Исх.34,6–7 ). Такая предваряющая, т. е. призывающая ко спасению благодать Божия действует над каждым человеком. Предваряющая благодать – именно и есть божественный призыв к совести каждого человека. Но! Как мы сказали выше, есть и оправдывающая и освящающая, благодать, которая действует только в жизни верующих людей. В жизни тех, которые ответили на божественный призыв. Такая благодать (освящающая и оправдывающая) действует только в жизни уверовавших во Христа Спасителя. Она, такая благодать, имеет не временное (как благодать призывающая, предваряющая) но вечное значение. Бог в настоящее время смиренно предваряет (призывает) души всех людей ко спасению. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3,20 ). Но не все готовы ответить на этот призыв! Есть люди, которые так и не ответят согласием на призыв веры. Свв. Отцы учат, что для таковых, и именно из за любви к ним, Господь попустил ад. Как можно прочитать у св. Исаака Сирина , «что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучения, исходящие от любви, то есть, мучения тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем». Не надо забывать, что, по учению Церкви, свободная воля будет сохраняться у людей даже в аду. Познав бытие Бога в загробной жизни, но по своим преступлениям попав в ад, грешники возжаждут рая, и эта жажда причинит им невыносимые страдания. Они испытают такие угрызения совести, которые несравнимы ни с какими чувственными (телесными) страданиями. Не надо думать, что Бог виновник их страданий. Льюис писал: «Те, что в аду, сами выбирают его. Без этого собственного выбора ада бы не было… Врата ада заперты изнутри». Человек поселяется в аду уже в этой жизни, погружая свою душу в мир греха, страстей и искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Братья и сестры, обратим наше внимание на то, что гора Сион является символом непоколебимости именно потому, что посвящена Богу. Истинно упование должно основываться на истинном служении Богу. Если мы хотим, чтобы завтрашний день заботился о нас, обеспечивая всем необходимым, то мы должны искать прежде Царствия Божия ( Мф. 6:31–34 ). Такое условие поставил Господь. Если мы будем все свое время употреблять на занятия Божественным, не тратя времени на заботы о житейском, то Господь не замедлит показать на нас Свою попечительность согласно Собственному обетованию. При таком устроении душевном, по словам св. Исаака Сирина , «мир, как раб какой, приготовит нам все, без сомнения будет подчиняться нам, как владыкам, не воспротивится словам нашим и воле нашей». 138 Неудивительно, что Бог проявлял особое попечение о Давиде, ибо Давид как никто другой старался исполнять Его волю и помнить о Нем во все дни жизни своей. Человек такого устроения имеет полное основание не предаваться заботам о необходимой потребности тела, говоря: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» ( Пс. 22:1 ). Человек же пекущийся не об угождении Богу, а исключительно об угождении своей плоти не имеет права возлагать своего упования на Бога в затруднениях, явившихся следствием его же беззаконных действий. Именно таковых бесстыдно уповающих и имел в виду Господь когда говорил, что они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего ( Ис. 58:2 ). Но ведь надежду на Бога должен предварять труд для Бога, а иначе это выглядит как дерзость. 139 Признаком же того, что человек не имеет истинного упования на Бога, является его постоянная неуверенность в завтрашнем дне. Душа такого «исполняется укоризны в устах и в сердце на всякого человека, и на всякую вещь, и на все, с чем ни встречаешься помыслами и чувствами, и на Самого Всевышнего», 140 предается малодушию и постоянно боится вреда телесного, возбуждаясь таким страхом, что пугается даже тени своей, и «во время достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине исполняется бури». 141 Истинное упование на Бога, в отличии от ложного, «всегда сопровождается оставлением упования на себя», 142 и «когда Бог усмотрит в тебе сию волю, что со всею чистотою мыслей доверился ты Самому Богу более, нежели себе самому, и понудил себя уповать на Бога более, нежели на душу свою, тогда вселится в тебе оная неведомая сила, и ощутительно почувствуешь, что с тобою несомненно сила, та сила, которую ощутив в себе, многие идут в огонь и не боятся, и, ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть». 143

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Быт. 1:1 ), то, как уже было сказано выше, под первоначальным небом в соответствии со святоотеческой экзегетической традицией обычно подразумеваются именно ангельские миры. Вполне вероятно, что и в Апокалипсисе Иоанна также говорится об ангельском «поднебесье»: ведь грядущих перемен нового века с надеждой ожидает не один лишь людской род – ждут их и «вторые светы». Они, совершенно непричастные к бедам и заботам материального мира, тем не менее с нетерпением чают восстания человечества из темных бездн тления и греха. И происходит это потому, что в соответствии с Божественной волей новый – прекрасный и таинственный – будущий век придет для всех вместе, наступит в один миг и для людей, и для ангелов. Только когда все разумные творения в одинаковой мере будут готовы вступить в будущий век, врата горнего Иерусалима распахнутся для обоих родов столь непохожих друг на друга созданий. Но до тех пор, пока мы еще не достигли последней черты обветшавшего от воздействия смерти и греха бытия, ангелы, так же как и мы, не могут войти в свой новый эон: по слову преподобного Исаака Сирина , «...ради нас и им возбранен вход, и они ждут единократного отверзстия двери нового века» 38 . Что же произойдет в тот день, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» ( Мф. 25:31 )? Каково будет то место, что займут в обновленном мире ангелы и люди? Область христианской эсхатологии – область бесчисленных загадок и тайн. Священный Библейский текст доносит до нас только весьма смутные образы, намеки, символизирующие как грядущие страшные бедствия человечества, так и его будущие блага. Мы очень мало знаем о том, что ожидает нас в те дни. И все же мы помним слова Спасителя: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:35–36 ). И еще нам известно утверждение Апостола о том, что «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную...» ( Евр. 2:5 ). Наконец, он же открывает нам, что людям будет даже даровано право судить падших ангелов – бесов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Будем подобны в бессмертии, благости, милосердии. Е. Никифоров: А всем ли дастся этот дар? Чистые сердцем Бога узрят. А вот это сердце сейчас, которое как губка проникнуто греховными помыслами, впитало от мира все гадкое, как жабры рыбы, которая непонятно в чем плавает. Всем ли будет дано зрить Бога или тем, кто чистое сердце приобрел? о.Мелхиседек: За жизнь будущего века сложно сказать. Одно ясно, что Господь призывает всех. Что дальше – по вере вашей и будет вам. Ведь из ста шагов навстречу друг другу 99 делает Господь, и только 1 – мы. Это милость Божия. Спасемся не делами, но милосердием Божиим. У Исаака Сирина есть потрясающие слова. Не почти за высокие и за наиважнейшие твои труды простые подвиги, да даже делание заповедей, потому что не за исполнение заповедей и не за подвиги дается благодать, а за проистекающие от них смирение. Что бы ты ни делал, какие бы подвиги не совершал – если они тебя не привели к осознанию того, что все равно спасаемся милосердием Божиим, все тщетно. Сегодня я служил Литургию. Священник служит, а я поднимаю Агнец над Престолом и говорю: «Святая святым!» А хор отвечает: «един Свят, Един Господь, Иисус Христос». Кто достоин святого причащения? Никто. Достоин тот, кто считает себя недостойным. Е. Никифоров: Когда я в юности прочел Евангелие, душа встрепенулась, почувствовала благодать Божию. Мне так хотелось стать святым. И сейчас уже с лысой головой и сединой понимаю – как я от этого далек, но все равно чувствую милость Божию. Есть робкая надежда, а если ее нет, то все и не за чем. Надежда спасает, дает силы нам, нищим, жить. о.Мелхиседек: Лучше верить в то, чтобы жить и служить. Русская пословица наша говорит – жить – добро творить. Вот смысл жизни. Наша жизнь - не наслаждение, но служение. Тот, кто найдет наслаждение в служении, тот счастливый. Жизнь не место отдыха, но место подвига.

http://radonezh.ru/2023/10/13/zlo-vokrug...

Вот как Писание описывает исступленное состояние пророчествующего Валаама: говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его ( Чис. 24:4 ). Валаам мог падать на землю с открытыми глазами, видя видения Всемогущего и слыша слова Божии. О своем экстатически-исступленном состоянии во время пророческих видений говорил пророк Даниил: И лице мое изменилось на мне ( Дан. 7:28 ); и болел несколько дней, изнемог; изумлен был ( Дан. 8:27 ); я припал лицом моим к земле и онемел... некто... коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить ( Дан. 10:16 ). Да, действительно, нелегко быть пророком! Да и в Новом Завете апостол Павел знал человека во Христе, скорее всего себя самого, который в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба, т.е. до рая ( 2Кор. 12:2 ). Интересно и другое. Писание свидетельствует, что пророки иногда сами применяли средства, например, музыкальные, чтобы возбудить в себе дух пророчества. Так, Саул, по слову Самуила, при входе в город встречает сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют ( 1Цар. 10:5 ). И действие это столь сильно, что и на Саула, оказавшегося среди пророков, сошел Дух Божий, и он стал пророчествовать. А другой раз уже отверженный Богом Саул послал... слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать ( 1Цар. 19:20 ). И это повторилось трижды. А потом даже сам богоотверженный Саул, оказавшись на этом месте в Нафате в Раме, пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ночь лежал неодетый ( 1Цар. 19:24 ). Таково повелительное действие Духа Божия и немощь человеческая в пророках. Надо сказать, что позднее, в христианстве, и особенно на востоке, подобные состояния часто будут отвергаться как чувственные или вообще как бесовские, как состояния прелести. Так, уже св. Иоанн Златоуст в Беседе 29 на 1-е послание к Коринфянам практически отрицает состояние исступления у пророков, говоря, что это бывает только у языческих прорицателей, и в этом едва ли прав. Это мнение св. Иоанна Златоуста соответствует его собственной немистической природе. У преподобных отцов монашества можно найти другое, например, очень сильные описания мистических состояний имеются у прп. Исаака Сирина . Речь идет не о том – хорошо или плохо исступление, а о том, в каком духе оно происходит – Божием или бесовском. Бывает и то, и другое, а последнее чаще, поэтому и небезосновательна строгая предосторожность многих отцов, ограждающих чад своих от бесовского наваждения. Но предосторожность не должна заграждать путь к харизматическому служению в церкви. О том говорит апостол: Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать; но не запрещайте говорить и языками ( 1Кор. 14:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Встреча Когда-то Господь произнёс следующие слова: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Люди должны войти в мир, который их ожидает. К людям, которые жили неправедно, в свою очередь, обращены слова: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Мир преисподней - не для человека, это мир сатаны и его ангелов, и страшнее всего то, что человек окажется в мире, где для него изначально места нет! В Евангелии есть интересный фрагмент, в котором Христос Спаситель, прибыв в страну Гергесинскую (территория современной Иордании), встречается с двумя людьми, одержимыми злыми духами. При встрече с Христом они возглашают: Что Тебе до нас, Иисус Сын Божий? Пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28). Оказывается - Сам Бог является источником муки! Тогда становятся понятны слова преподобного Исаака Сирина: «Божественная Любовь и адский огонь - это одна и та же Божественная энергия». Мы должны помнить и понимать, что любая встреча с Богом есть встреча радости. Страшный Суд, который неизбежно произойдёт в финале человеческой истории, упразднит все «приговоры» частных судов сорокового дня. И получится, что человек, который был осуждён «в частном порядке» как грешник, может быть оправдан и спасён как член Церкви. Нельзя забывать и о том, что судить нас будет Христос, Который умер ради нашего спасения. Христос является воплощённой Любовью. Святитель Феофан Затворник пишет так: «Господь есть Любовь, поэтому Он ищет, как оправдать каждого из нас, так дайте Ему хоть какой-то повод оправдать себя». В целом приблизиться к пониманию того, что же есть на самом деле Царство Небесное, можно только апофатическим путём. То есть путём поэтапного отрицания того, что не соответствует подлинному смыслу Царства Божия: Царство Небесное - это не роскошный райский сад, где можно тешиться вечным блаженством, запивая его вином из кубка. Это не небесный аналог земной вертикали монархического общества. Это не город в его земном понимании...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010