И возможно, что она просила, чтобы Иаков как продолжатель традиции Исаака и Авраама помолился за нее. Тем более от Иакова, как мы прочитали у Ефрема Сирина , она могла узнать, что Авраам молился за свою жену Сарру, Исаак молился длительное очень время, по-моему, 20 лет, прежде чем родились Иаков и Исав. И она вправе требовать, чтобы за нее тоже была совершена такая же молитва . Но, с другой стороны, вот этими словами: «дай мне детей, а если не так, я умираю» ( Быт. 30:1 ), она прокляла себя. Вот, действительно, «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12:36–37 ). Просто так никакое слово не должно срываться с наших уст. И этими словами она себя погубила, и она умрет относительно молодой между Иерусалимом и Вифлеемом. И это будет связано как раз с родами. « Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей] (прикрикнул, – О. С.) : разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? » ( Быт. 30:2 ). Но разве так можно разговаривать с несчастной женщиной? Она хочет детей. У Иакова есть преимущество: у него-то есть дети! Это дети от Лии. Детей нет у Рахили, и прикрикнуть на нее в такой ситуации – конечно же, нельзя так поступать! И потом, возможно, именно за это свое раздражение, он станет жертвой обмана со стороны своих собственных детей, когда они продадут в рабство Иосифа, а ему скажут, что хищный зверь разорвал ребенка, его любимого сына ( Быт. 37:33 ). И тогда он точно также сильно будет желать возвращения Иосифа, как Рахиль желала своего первенца. Зло всегда возвращается. И Иаков-то должен был бы это знать! Потому что он участвовал в обмане своего отца, слепого Исаака, и потом его самого обманули, когда он в темном шатре ожидал, что к нему приведут Рахиль, а к нему привели Лию. Что, дальше, делает Рахиль? « Она сказала: вот служанка моя Валла ( по-еврейски «Бильга», – О. С.) , войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее » ( Быт. 30:3 ). Рахиль в данном случае символизирует собой неплодящуюся «языческую церковь », то есть собрание языческих народов. А вот Валла (Бильга) символизирует собой Ветхозаветную Церковь , еврейский народ. И вот Рахиль отдает своему мужу Иакову Валлу, чтобы он вошел к ней, и она родила Рахили на колени.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказано: «иде вопрошати Господа», Писание присовокупляет: «и рече Господь ей», т.е. чрез священника: «два языка в утробе твоей носиши» 369 . По мнение св. Ефрема Сирина , этим священником Божиим был некто иной, как Сим, сын Ноя, он же и Мелхиседек 370 . Бл. Феодорит держится на этот счет несколько иного взгляда. «Поскольку, говорит он, патриархи имели обычай в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу, то вероятно, Ревекка ходила к одному из сих жертвенников помолиться Богу всяческих и узнать, что будет» 371 . Наконец по мнению бл. Августина, Бог вразумил Ревекку во сне или чрез Ангела 372 . Но по мнению того же бл. Августина, нам лучше всего не допытываться, каким образом ходила Ревекка вопрошать Господа, когда мы достоверно знаем из Писания, что она вопросила Господа и получила от Него ответ» 373 . Когда Ревекке настало время родить, «и вот близнецы в утробе ея. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (25:24–26). «Бог в самом начале как бы назнаменовал уже, что, по Его предречению, возгосподствует меньший над большим; он держал, сказано, рукою пяту Исава, а это было знаком, что он преодолевает того, который казался сильным.... И так как это свыше предопределено было ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание... Заметь, какая у древних была проницательность, или лучше сказать, сколь велика премудрость Божия, которая так устроила, что жены не просто, не как случится, налагали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним» 374 . Исав и Иаков были единственными детьми Исаака. «Этот патриарх не имел ни второй жены, ни наложницы, а довольствовался потомством от двух близнецов, родившихся от одного ложа» 375 . И «после того, как получил от Ревекки двух детей, Исаак уже более не сожительствовал и с нею» 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «… Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт.17:1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но более того Господь обещает Аврааму быть его Богом: « Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт.17:7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков, в свою очередь, также требовалось нечто, что стало бы у них видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый. Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. « Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам « пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: …неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт.17:16–17). По словам прп. Ефрема Сирина , «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына » . И имя было определено для сына Авраама — Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: « и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт.17:19). Более того, было указано и точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт.17:21).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20—23).    Если стремящийся к мысленному деланию обращает ум свой к домостроению о спасении мира, посредством которого все обновляется, то это помогает собирать парящие в воздухе мысли и приучает к самоконтролю — началу для вхождения в созерцание, когда приходит Божественная благодать.    Старец, напоминая нам отеческую мудрость, говорил, что «естество доставляет знание», подразумевая под этим естественные созерцания. Но вхождение в созерцание должно иметь в своей основе благодарение, по слову святого Исаака: «Никакой дар не остается без приумножения, если на него отвечают благодарением». Из своего «карманного справочника» — «Подвижнических слов» аввы Исаака Сирина блаженный Старец всегда черпал «материал» для подтверждения своих советов и указаний.    Итак, человек должен благодарить Бога за Его промыслительный покров и помощь, которую Он подает ему от рождения и до смерти. Благодарный человек находит великое множество примеров Божественного попечения в своей жизни. Но особенно нужно благодарить Бога за то, что мы находимся среди верных, что принадлежим теперь Тому, Кто сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Что помыслим о великодушии Божием, которое столько раз побеждало Его справедливость?! «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Господь не воздавал нам достойное по нашим греховным деяниям, когда мы раз за разом становились нарушителями Его закона, но покрывал Своим милосердием наши ошибки, долготерпя и ожидая нашего покаяния. Когда такие, исполненные благодарности, размышления охватывают ум, то мобилизуют его силы и умножают проницательность, так что он начинает замечать страсти и вообще все противоестественные движения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8,20–23 ). Если стремящийся к мысленному деланию обращает ум свой к домостроению о спасении мира, посредством которого все обновляется, то это помогает собирать парящие в воздухе мысли и приучает к самоконтролю – началу для вхождения в созерцание, когда приходит Божественная благодать. Старец, напоминая нам отеческую мудрость, говорил, что «естество доставляет знание» 94 , подразумевая под этим естественные созерцания. Но вхождение в созерцание должно иметь в своей основе благодарение, по слову святого Исаака: «Никакой дар не остается без приумножения, если на него отвечают благодарением» 95 . Из своего «карманного справочника» – «Подвижнических слов» аввы Исаака Сирина блаженный Старец всегда черпал «материал» для подтверждения своих советов и указаний. Итак, человек должен благодарить Бога за Его промыслительный покров и помощь, которую Он подает ему от рождения и до смерти. Благодарный человек находит великое множество примеров Божественного попечения в своей жизни. Но особенно нужно благодарить Бога за то, что мы находимся среди верных, что принадлежим теперь Тому, Кто сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6, 44 ). Что помыслим о великодушии Божием, которое столько раз побеждало Его справедливость?! «Милость превозносится над судом» ( Иак. 2, 13 ). Господь не воздавал нам достойное по нашим греховным деяниям, когда мы раз за разом становились нарушителями Его закона, но покрывал Своим милосердием наши ошибки, долготерпя и ожидая нашего покаяния. Когда такие, исполненные благодарности, размышления охватывают ум, то мобилизуют его силы и умножают проницательность, так что он начинает замечать страсти и вообще все противоестественные движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

22 И «все люди, имея один и тот же состав, и, будучи сложены из души и тела, и каждый – будучи из двух естеств, все возводятся под одно определение», 23 так что «хотя существуют весьма многие лица людей, однако, все люди владеют естеством, понимаемым в одном и том же смысле, ибо все – сложены из души и тела». 24 Итак, «познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела». 25 Душа и тело – вот составные части человека. 26 Правда в Свящ. Писании наряду с терминами «душа» и «тело» для обозначения составных частей природы человека употребляется иногда еще и термин «дух». 27 Например, говорится, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» ( Евр. 4:12 ) или, что «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). Основываясь на этих словах, св. Феофан Затворник заключает, что «дух и душа и тело – Богооткровенное указание на состав естества человеческого. Как малый мир, человек совмещает в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лестнице творения. В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческой, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их означают слова: тело, душа и дух. Тело – наш животно-растительный организм, со всеми его отправлениями и потребностями; душа, – начало тех внутри нас сознательных явлений, кои начинаются чувственными восприятиями, влечениями и ощущениями и оканчиваются научными построениями, многообъятными начинаниями и предприятиями, и произведениями вкуса; дух – орган Богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила». 28 И преп. авва Исаия , называя составные части человека, говорит, что «эти части суть: душа, тело и дух». 29 И преп. Антоний Великий , объяснял, что человеческая «жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела». 30 И «у Исаака Сирианина тоже полагается три части, так же и у Ефрема Сирина и многие из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

2, с. 77]. Добавим, что в рассмотренном аспекте мнение преподобного Исаака Сирина не противоречит как опровергаемому им в целом оригенистическому воззрению на всеобщее восстановление, так и взгляду Отцов. Вот, например, что писал о гееннском огне сам Ориген : «… Я думаю, и душа собирает в себе множество злых дел и обилие грехов; в надлежащее же время все это собрание зла воспламеняется для наказания и возгорается для мук. Тогда самый ум, или совесть, Божественною силою будет производить в памяти всё, некоторые знаки или формы чего ум отпечатлел в себе при совершении грехов, – (будет воспроизводить) всё, что сделал гнусного и постыдного или что совершил нечестивого и, таким образом, будет видеть пред своими глазами некоторую историю своих преступлений. Тогда сама совесть будет преследовать и бить себя своими собственными рожнами, и сама сделается своей обвинительницею и свидетельницею» с. 217] (это заключение Ориген обосновывал (в частности) свидетельством святого апостола Павла: «(… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:14–16 ) с. 217]. А вот как понимали гееннский огонь Святые Отцы: блаженный Феофилакт Болгарский : «А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» c.100]); святитель Илия Минятий : «Представьте себе, братие, мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, смрадный гроб, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного, погребенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. 36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? 37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. 38 А кто не разумеет, пусть не разумеет. 39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40 только всё должно быть благопристойно и чинно. I. Преимущество дара пророчества перед даром языков (14:1–25) Святой Павел сравнивает дары пророчества и языков по их пользе для Церкви и находит, что дар языков, без истолкования, служит только для назидания имеющего его (14:1–20), а пророчество служит для назидания других (14:21–25). А). Дар языков без истолкования, служит только для назидания имеющего его (14:1–20) 14:1. Ввиду высокого достоинства и значения любви в христианстве, святой Павел говорит: гонитесь за любовью, все усилия употребите, чтобы приобрести ее. Любовь, по выражению преподобного Исаака Сирина , есть рай, в который мы должны стремиться. Как ее достигать? Любовь есть отрицание всех страстей, и вселяется в сердце по изгнании их оттуда. Поэтому необходимо бороться со страстями и побороть их, чтобы любовь излилась Духом Святым в сердце. Но советуя достигать любви, святой Павел советует ревновать – искать усердно и духовных даров, и из них наиболее того, чтобы пророчествовать. Пророчествовать, значит по действию Святого Духа, вести речь к верующим, в назидание им на понятном им языке. Предметом речи могли бы быть и догмат, и нравоучение, и утешение, и молитвенное славословие, и собственно пророчество. Этого дара должно искать преимущественно перед даром языков. Почему? 14:2. Получивший по молитве от Святого Духа дар языков находится под Его водительством, и внушаемые его духу тайны веры и жизни выражает в словах, но непонятных для людей, а известных лишь Богу, внушившему их. Люди же слышат только одни непонятные для них звуки, и потому как бы не слышат, что говорит пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

5 Жертвы приносились страшным образом: жрец делал ножом надрез на груди человека, вырывал своей рукой его сердце и бросал на алтарь свирепому «божеству». В праздники таким образом предавали смерти до нескольких тысяч человек, преимущественно пленников.– Авт. 6 См.: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3 , 10).– Ред. 7 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр. 10 , 5–7).– Ред. 8 «Тайна этого в общении…». Очевидно, отец Рафаил хочет сказать, что лишение вечной жизни является не карой , но естественным результатом того общения, которое в жизни земной было избрано человеком добровольно.– Ред. 9 Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. Делилась на Верхнюю и Нижнюю.– Ред. 10 См.: Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде(1 Фес. 4 , 16).– Ред. 11 У преподобного Исаака Сирина говорится об этом в таких словах: «Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели» (Авва Исаак Сирин . Слова подвижнические. Репр. М., 1993. С. 429).– Ред. 14 «Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий, ибо часто, находясь и у самих гробов, мы пребываем без слез и в ожесточении, а в другое время, и не имея такого печального зрелища перед глазами, приходим в умиление» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 20).– Ред. 17 О преподобном Исихии, иноке горы Хорив (VI в.; память 3/16 октября), подробнее см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 18.– Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   В чтении следующей Недели, 7-й (Мф. 9:27-35), заканчивается повествование об исцелениях. Научая тому, что чудная милость Божия посещает нас по вере в Него как Вседержителя («Веруете ли, что Я могу это сделать?»), сопровождаемой настойчивой, усердной молитвой (случай с двумя слепыми в этом зачале). Евангелие от Матфея повествует о безграничном милосердии Божием: «И ходил, – сказано, – Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).    Настойчиво просили о помощи слепые. Уверовав, что Господь может исцелить их, они неотступно следовали за Ним и непрестанно кричали: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, приступили к Нему», продолжая молить об исцелении. И, исповедав свою веру во всемогущество Христово, они получили просимое.    «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), – сказал Спаситель. Зная это, мы должны всей душой возжелать освободиться от греха, твердо уверовать, что Господь силен исцелить нас, и, подобно слепым, неустанно взывать к Нему о помиловании. И Господь, по неизреченной Своей благости, умилосердится, исцелит нашу слепоту и откроет наши душевные очи, чтобы мы познали глубину своей греховности и очистились от нее покаянием и слезами. А кто увидел свои грехи, тот, по словам святого Исаака Сирина, блаженнее сподобившегося увидеть ангела.    В литургийном евангельском чтении Недели 8-й по Пятидесятнице (Мф. 14:14-22) повествуется о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.    Зачала этой и последующей Недель ведут нас дальше, в область христологии и понимания мессианского предназначения Господа Иисуса Христа. Насыщение пятью хлебами должно возносить мысли насытившихся к Тому, Кто напитал манною народ Израильский в пустыне, а слушателей зачала приводит к постижению тайны Святой Евхаристии – разумению того, что Иисус Христос есть «Хлеб, сшедший с небеси» (Ин. 6:41).    «И выйдя, – сказано, – Иисус увидел множество людей, и сжалился над ними, и исцелил больных их».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010