на бум. 4-ку, в один ряд, по 17 строк, на 470 л. крупным полууставом в 1472 г. в Троицком Сергиевом монастыре, по повелению старца Феогноста дьяком Иеремием, как видно из послесловия писца. Месяцеслов краткий; русских и славянских святых нет. Правописание русское. Текст евангельский совершенно тот же, что в Библии 1499 г. – Описание слав. Рукописей библ. Св. Троицкой Серг. Лавры, I, стр. 60–62. Г11 Евангелие-апракос, Успенской ц. Клементьевского прихода в Сергиевом посаде, Моск. губ., пис. на прекрасном тонком пергамине, в л., в два столбца, по 17 строк, на 301 л. крупным уставом XIV–XV в. Две заставки и заглавные буквы писаны довольно искусно красками и золотом, заглавия только золотом. Рукопись без начала и конца; многих листов недостает и в средине. Начинается чтением в вторник на пасхе, прерывается в месяцеслове на чтении 2 февраля. Из Ев. Марка нет: ( ). В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русское, позднее, с употреблением а вм. , ю вм. оу, ь вм. ъ, ы вм. н. Заметны исправления евангельского текста позднейшим более черным чернилом, чем каким писана вся рукопись. Переплет новый. Евангелие обложено малиновым бархатом с прикрепленными на верхней доске эмалевыми образками, по средине Распятия Господня, а по углам четырех евангелистов. Евангелие это значится в церковной описи 1804 года. – Иером. Арсений. Село Клементьево, ныне часть Сергиевского посада, составляющая один из его приходов. М. 1887, стр. 37–39 (из Чтений Импер. Общ. ист. и древн. российских при Москов. Университете). Примечание. Списков Евангелия этой четвертой редакции сохранилось весьма много от XV–XVI вв. Таковы: а) Москов. Синод. библ. 2, 3 (полные списки Библии), 32–44, 92–94 (по Опис. Горск. и Невостр. I и II: 1). б) Моск. дух. академии фундам. библ. 21 список и Волоколамских 12 списков. в) Моск. Публ. и Рум. Муз. 114–116, 119–144, 10 (У.), 17 (Сев.). г) Никол. Единоверч., в Москве, мон., собр. Хлудова 10–15, 17–27 32 в библиотеке не оказалось). д) Библ. Троице-Серг. Лавры 66–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

12-го же апреля от Каргопольца Иоанникия, Стефанова сына, был получен амбар с местом на Турчасове на берегу на низу, ценою в 15 рублей 1134 . В 1570 году в пределах Золотицы и Турчасова рост монастырских владений на время приостановился. Главные приобретения в этом году были сделаны в Дмитровском и Белозерском уездах. В 1570 (7078) году (до 23 января) царь Иван Васильевич пожаловал по удельном князе Владимире Андреевиче Старицком в Дмитровском уезде в Лутосельском стану село Вертлинское да деревню Загорье (3 двора) и 4 пустоши, а в них: «7 человек крестьян, пашни 239 четвертей, сена 372 копны, лесу 52 десятины» 1135 . 28-го июня того же 1570 года князья Петр, Иван, Федор и Василий, Ивановы дети Угримовы Ухтомского, дали по своих родителях половину земли Козмодемьянской церковной со всеми угодьями 1136 . Истома Василий Буранов дал в наследие вечных благ свою вотчинную деревню Панфилово, в Углицком уезде, в Городецком стану, в Повельской волости, с условием постричь его в Кириллове, а жену в Горицком монастырях 1137 . 1-го февраля 1570 г. Соломонида Дмитриева Лихорева, Олферьевская жена Фарутина, со своими детьми, с Григорием и Дмитрием, дала двор мужа своего Олферья и свой на Белоозере, на посаде, на берегу у озера, с местом, с хоромами, с огородом и со всем угодьем, что во дворе 1138 . Конан Данилов, сын Немчинов, Белозерец, посадский человек, дал амбар свой на Чаронде на Коротком , стоивший 4 рубля 1139 . В 157 / 1 (7079) году князь Давид Андреевич Кемский «дал в Пошехонье свою вотчину село Борисоглебское, старое, да дер. Киселево, да в деревне в Клементьевской выть», да дер. Игумново, с дворы и с пашнею и с лесы 1140 . Иван Васильевич Меньшой Шереметев (в 7079 году) дал вкладом «после своего живота» свою вотчину в Московском уезде, в Ждановском стану, село Елгозино и 5 деревень 1141 , ценою в 200 рублей. 14-го марта 1571 года Федор, Пятой Иванов сын, Брянцев дал в Каргополе, в верхнем концу, на берегу пол двора своего, смежного с двором Кириллова монастыря, и полъамбара со всеми хоромами и с местом 1142 , ценою в 19 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

штата, незанятая, протоиерейская вакансия. Впрочем, к тому времени скончался член Святейшего Синода обер-священник Державин. Вступление в Синод его приемника представляет некоторую особенность. По случаю предстоявшего в то время отъезда в Москву на коронацию Святейшего Синода, на время отсутствия последнего, предложено было образовать временную синодальную контору с назначение в нее с-петербургского викария, епископа ревельского Никанора (Клементьевского) , архимандрита и ректора академии Иоанна (Доброзракова) и протоиерея петропавловского собора Стахия Колосова. На всеподданнейшем о сем докладе государь император 3 июня 1826 года, собственноручно написал: «согласен, до прибытия сюда обер-священника 1-ой армии, которому и вступить здесь на испытание в должность полевого обер-священника». Это был протоиерей Моджугинский, прибывший в С-Петербург в августе и вступивший в исправление должности обер-священника армии и флотов и в составе членов временной синодальной конторы. По возвращении Святейшего Синода из Москвы, когда временная синодальная контора была закрыта, и члены ее были обращены к своим занятиям, Синод относительно протоиерея Моджугинского поручил обер-прокурору князю Мещерскому испросить Высочайшее соизволение: «присутствовать ли в оном вызванном сюда на испытание протоиерею Моджугинскому и именоваться ли ему присутствующим, или членом оного с производством положенного по штату жалования, также и именоваться ли ему армии и флотов обер-священником, или состоять только в сей должности». По сему докладу Высочайшей резолюцией повелено: «продолжать присутствовать и быть в должности». 13 ноября того же 1826 года протоиерей Моджугинский, по докладу обер-прокурора, Высочайше был утвержден обер-священником армии и флотов с получением содержания со дня первого присутствия по приезде. Упомянутый протоиерей Моджугинский присутствовал недолго, в 1829 году по обстоятельствам он был уволен и от Синода, и от должности обер-священника с помещением в Валаамский монастырь, откуда и просил о пострижении его в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Принадлежат не к общим, а к частным источникам, но по своей важности для нас заслуживают быть нарочито упомянутыми статьи [умершего] иеромонаха лавры, ее бывшего библиотекаря и составителя описания ее рукописей, отца Арсения, каковы суть: 1) «О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия», напечатанная в 1877 году в VII выпуске «Летописи занятий Археографической Комиссии»; 2) «Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры», напечатанная в 1868 году в IV выпуске той же Летописи; 3) «Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках», напечатанная в 1867 году в III книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год; 4) «Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре», напечатанная в 1873 году в Сборнике на сей год Общества Древнерусского Искусства при Московском Публичном музее; 5) очень важно сделанное отцом Арсением издание двух жалованных грамот Троицкому монастырю императрицы Елизаветы Петровны от 11 июня 1752 года, из коих одна – обо всех вотчинах монастыря, а другая – обо всех его подворьях, напечатанных в 1865 году в IV книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год (перепечатанных архимандритом Леонидом в прибавлениях к Описанию лавры А. В. Горского); 6) имеют немалую важность для нас и составленные отцом Арсением описания церквей посадских приходов – Клементьевского (напеч. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Российских», 1887 г., кн. II), Рождественского (ibid., 1891., кн. III), Пятницкого (ibid., 1894., кн. IV) и Ильинского (ibid., 1897., кн. I). Другие частные источники и пособия, за исключением в первом случае общеизвестных или относящихся к истории общецерковной и общегосударственной, указываются в примечаниях. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/438564/

9 мая П. покинул Владимир, 10 мая прибыл в Москву, остановился в Чудовом мон-ре в кельях митр. Филарета. Здесь П. посетили епископы Филофей (Успенский) , Евгений (Сахаров-Платонов) , свт. Иннокентий (Борисов) и др. Архиерей отслужил панихиду над прахом родителей в Донском мон-ре и 16 мая покинул Москву, 20-23 мая провел в Задонске, 24 мая прибыл в Воронеж. Его встречал викарный еп. Феогност (Лебедев) . 28 мая П. служил 1-ю литургию в кафедральном Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре и произнес приветственное слово. В дальнейшем из-за болезни П. служил в воронежских храмах «не более пяти раз». 18 дек. 1850 г. в письме митр. Никанору (Клементьевскому) П. называл еп. Феогноста «надежным помощником», к-рый «может вполне заменить местного архиерея». На Воронежской кафедре проявилась забота и любовь П. «к ближним, особенно к сиротам и бедствующим»: за короткое время он собрал для бедных духовного звания ок. 50 тыс. р. серебром ( Орлов. 1882. С. 75), из монастырских сумм выделил пособие для Воронежского ДУ при Митрофановой обители. Наиболее нуждающиеся ученики стали получать на содержание по 300 р. ежегодно и столько же единовременно на первоначальное обзаведение; до поступления в семинарию они именовались во всех списках «воспитанниками воронежского Митрофанова монастыря», при переводе в семинарию поступали на казенное содержание, а на их место в Воронежском ДУ избирались другие. При П. в обители был построен вместительный братский корпус. 5 мая 1851 г. ночью у П. случился апоплексический удар, наступил паралич языка, правой руки и ноги. 9 нояб. того же года припадок повторился, 10 нояб. П. был соборован. Вечером 4 авг. 1853 г. П. посетили новый викарный еп. Острожский Антоний (Павлинский) и настоятель Митрофанова мон-ря архим. Даниил, отметившие у архипастыря признаки холеры. Утром 5 авг. П. причастился и соборовался. 6 авг., после кончины П., еп. Антоний с духовенством Воронежа отслужил панихиду. 7 авг., в день открытия мощей свт.

http://pravenc.ru/text/2579093.html

В монастырской больнице лежал один монах, который, услышав рассказ о старцах, посланных Преподобным Сергием, начал думать про себя: какие-то лошади, и правда ли это. Тогда явился ему Преподобный Сергий и, исцелив его, сказал: «Я послал старцев на тех трех слепых меринах, которых конюший Афанасий Ощерин ради скудости корма выгнал из монастыря в надолобы». Вместе с этим Преподобный Сергий приказал монаху сказать всем от его лица: «Не столько гнусен мне смрад блуда согрешающих мирян, сколько монахов, не соблюдающих своего обещания; всех врагов, пришедших под стены обители моей, истреблю, а в обители нечисто и лицемерно живущих погублю и со осквернившимися управлюсь». Начали искать меринов, выгнанных Афанасием Ощериным из монастыря, и, когда нигде не нашли их, уверились в истинности явления Преподобного Сергия монаху. Тем временем часть отрядов Сапеги, Лисовского и Зборовского вынуждены были выйти навстречу войску Михаила Скопина-Шуйского к Калязинской обители. Но их маневр не удался – войско интервентов было разбито и вновь отступило к Троицкой обители. Осажденные, узнав о победе Скопина-Шуйского от перебежчика, сделали удачную вылазку на речку Кончуру на казацкие бани. Отступая от Калязина интервенты захватили множество скота, который и пригнали в свой Троицкий стан. Они пасли скот по запрудной стороне – за прудами, на южной стороне монастыря, по Красной горе, и на Клементьевском поле. Осажденные сделали вылазку, окончившуюся очень удачно – без каких-либо потерь была добыта часть скота. В самый день Успения Божьей Матери осажденные выслали несколько человек на лошадях добывать стадо, которое паслось на Красной горе; высланные, проехав тайно Благовещенским оврагом, неожиданно напали на пастухов, а стадо погнали к монастырю. Вышедшие с Пивного двора люди загнали туда стадо, а потом вогнали и в монастырь воротами под Пивной башней. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, продвигаясь к Москве, остановился в Александровой слободе. Архимандрит Иоасаф с братией и все осажденные послали к князю просить о помощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

293 Осада поляками – одна из самых героических страниц истории Лавры. Это случилось во время второй польской интервенции и попытки овладеть Москвой Лжедмитрием II. Троицкая обитель, являясь важнейшим религиозно-нравственным центром Руси, также имела громадное стратегическое значение: она находилась на важном торговом пути, соединяющем Москву с Заволжьем. В сентябре 1608 г. Лавра была осаждена 30-тысячным (по указаниям Палицына, хотя современные историки приводят цифру 10 тысяч) войском поляков и литовцев под предводительством Сапеги и Лисовского. Войско готовилось к продолжительной осаде. Сапега поставил свой стан на юго-запад от монастыря, на Клементьевском поле; Лисовский поставил свой стан на юго-восток от монастыря, в Терентьевой роще. Станы устроены были так, что были окружены валами, на которых были поставлены остроги, или заборы из стоячих заостренных бревен. Остатки валов были еще видны в XIX в. Возможно, их Добросердов и называет «холмами». Жители подмосковных сел сжигали свои дома, «дабы не было пристанища врагу», и укрывались за стенами крепости, вместе с монахами они составили основную силу ее защитников. Осажденных было всего 2 400 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Мощные монастырские стены и собственная артиллерия помогали отражать все штурмы осаждавших. Но в ходе осады монастырь сильно пострадал, многие его защитники погибли от вражеских пуль, умерли от голода и болезней. И лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. 12 января 1610 г., опасаясь нападения Скопина-Шуйского, оккупанты сняли осаду с обители. 295 К середине XV в. в стенах монастыря насчитывалось 12 башен. Среди них главной была Красная башня, располагавшаяся над святыми воротами монастыря, против надворотной церкви. В 1807 г. Митрополитом Платоном к Красной башне были пристроены святые врата. Однако, скорее всего, имеется в виду другая Красная башня, которая была расположена в северо-восточном углу ограды.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

17. Клементьево Село Подмонастырское это село, бывшее в XVII веке слободою, ныне составляет часть посада Троицкой лавры. Поле его простиралось до самого монастыря; с 1560 года оно было позорищем судебных битв, или так называемых пол, какие допускаемы были тогда при всех исках. Истец и ответчик являлись к бою, или полю, у коего стояли стряпчие и поручники; недельщик отводил место полевщикам, которые бились ослопами и другим оружием до крови; побежденный признавался виноватым и платил пошлины. Таким судебным обычаем в древности на Руси решался всякой процесс, в коем ответчик не мог представить ясных доказательств, как наприм. заемное дело, оскорбление, или увечье, поджог, душегубство, разбой, спор о поземельном владении и пр. С 1608 по 1610 г. на Клементьевском поле Троичане ломали копья с Ляхами и оно было свидетелем кровавых битв, какие завязывались при вылазках из монастыря. Еще в конце XVI века в Клементьеве, житъ Немчин Гриша Федоров, зелейник, который, вероятно делал там порох для монастырского наряду т. е. артиллерии. Читать далее Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру/Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Arhiva Au fost reeditat cartea „Canoanele serviciilor divine în limbile greac, slavon i rus” scris de Evgraf Loveaghin 18 iunie 2015 19:14 Впервые c XIX beka изданы «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках» выдающегося литургиста, профессора греческого языка Санкт-Петербургской духовной академии Евграфа Ивановича Ловягина. Подготовка не переиздававшегося более 140 лет труда велась издательским домом «Практика» на протяжении четырех лет. Как отметил редактор издания Иван Чабров, оно является не репринтным, а проработанным, с исправлением опечаток и ошибок и воспроизводит издание 1861 года с необходимыми добавлениями. Первое издание этой книги вышло в 1855 году при поддержке митрополита Петербургского Никанора (Клементьевского). В дальнейшем книга переиздавалась в 1861 и 1875 гг. Отдельно вышли в 1861 году славянский и русский переводы и один русский текст. Впоследствии все они стали библиографической редкостью. Новое издание рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14–401–0010) и рекомендовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви как учебное пособие для духовных учебных заведений, сообщает сайт   Синодального отдела религиозного образования и катехизации . Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4125371...

Будь я уверен, что Алеша один, я может быть и отдался бы своему порыву. Ведь ходили-же мы с ним по Клементьевскому парку, ведь говорили-же о прошлом! Ведь мог-же он почувствовать, что я только-что от Тани... Приехав домой, я написал ему большое письмо. Быть может не совсем то, которое нужно-бы было написать, чтобы он повернулся лицом ко мне. Быть может, если бы я написал только из глубины вчерашнего дня, мой голос скорее дошел-бы до его души. Но этого я сделать не мог, не мог же я совсем не коснуться и нашего вопроса. Я написал ему без малейшего налета того чувства своей правды, в котором писал ему в Клементьеве. Надеюсь, что он ответит. Ну, родная, Христос с Тобою, сейчас ни о чем больше писать не хочется. Твой Николай.   Москва, 8-го сентября 1913 г. Сегодня утром, Наталенька, получили мы с Тобою письмо от Алексея. Пишу мы, потому что     адресовано оно ко мне, написано нам обоим, а ответа он ждет от Тебя. Всякий разговор со мной он решительно отклоняет. Ну, да Ты сама все увидишь. Думал было, что мы прочтем его вместе, да перерешил; ведь еще неизвестно, когда Ты приедешь. Грустно, родная, и больно. Алешино письмо очень умное, очень талантливое; в нем есть, я это чувствую, и какая-то жуткая правда обо мне. И потом в нем страшная тяжесть: — какая-то корча страданья. И все-же в целом оно несправедливо и слепо. Я уверен, Ты почувствуешь это сильнее меня. Конечно, и я верю, что «о последних истинах не препираются, а за них борются на жизнь и смерть». Но такое исповедание правды борьбы бессмысленно без признания победы, как решения Божьего суда. Мы с Алешей боролись и поле битвы осталось за мной. Чего-же он хочет? Разве задним числом судить победителей не значит «препираться» о той правде, за которую он считает возможным только бороться. Не могу я согласиться и с тем, что нет во мне чувства крови. Но кровь крови рознь. Есть кровь, как окрыленность сердца страстью, и есть слепые, налитые кровью глаза. Летучая кровь — прекрасна; тучная только красна. Первую я в себе знаю, об отсутствии второй — не жалею. Чтобы бороться со своим противником не на живот, а на смерть, совсем не обязательно умалять его. Эстетически всякий поединок предполагает

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010