Смуты постепенно улеглись и во всей стране наступило успокоение. Но того, кто был одним из главных виновников умиротворения государства-архимандрита Дионисия, ревностного защитника родной земли и веры, ожидали не мир и почет, a гонения и скорби. Когда по водворении Михаила Фёдоровича был возобновлён сгоревший во время московского разорения печатный двор, и началось снова печатание церковных книг, то в них замечены были важные ошибки, происшедшая вследствие того, что книги эти печатались раньше с испорченных переписчиками славянских списков – без сличения последних с греческим текстом. Еще патриарх Гермоген для предупреждения подобных ошибок установил при типографии особую должность книжных справщиков, на обязанности которых лежало исправление как печатных книг, так и списков. Но как в те времена мало было еще образованных людей, то это дело лопало в руки полуграмотных невежд, которые вместо исправлена допустили новые важные ошибки. К числу таких справщиков принадлежал, например, Логгин головщик (регент) Троицкой лавры: изданный им в 1610 году Церковный устав был сожжен при патриархе Филарете, за сделанные в нем грубые погрешности. Теперь это дело царь поручил архимандриту Дионисию, которому велено было заняться прежде всего исправление книги «Потребник» (требник). Главными сотрудниками его назначены были троицкий Арсений Глухой и священник принадлежащей к лавре Клементьевского села Иоанн Наседка, как лица, хорошо знакомые с «книжным учением, грамматикой и риторикой». Новые справщики имели под руками около двадцати древних славянских списков и четыре греческих требника, принялись за труд с большим усердием и за полтора года просмотрели и исправили кроме требника еще много других богослужебных книг, изданных с благословения крутицкого митрополита Ионы, который был местоблюстителем патриаршего престола со смерти Гермогена и до возвращения Филарета из плена. Во всех этих книгах оказались не только ошибки, но даже и ереси; так в служебнике было сказано, что Отец с сыном воплотился.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В этот праздник он назначил было посвятить в иеромонахи иеродиакона Никанора Клементьевского , но по слабости сил не смог, и память его изменяла ему, так что Архимандрит Евгений Казанцев, впоследствии Архиепископ Ярославский, должен был ему в служении подсказывать. После обедни Митрополит поехал в дрожках на Корбуху, где его встретили сослужившие с ним и высадили его у крыльца загородного дома. Тут он остановился, и, обращаясь на все четыре стороны, как будто вслушиваясь в чьи либо слова, нисколько раз повторил: «Ключ к Москве взят – злодей в Смоленске! " 122 Окружавшие его не знали, что подумать, и даже приписывали слова сии действию его воображения, встревоженного мыслью о враге, который действительно стремился к Смоленску, твердому, по видимому, оплоту, соединённому с твердейшим ещё – русскою грудью. Не менее того они приуныли. Заметив печальные их лица, Платон промолвил: «Но Бог милостив: мы все вооружимся и всё пройдёт». На третий день после того достигло в Вифанию известие, что не устояли и стены Смоленские, о коих, назад тому восемь лет, заботился Платон, с каким то предчувствием, что и они будут нужны и полезны для России. Долго удерживали они превосходного в силах неприятеля, и облитые кровью достались ему в руки, вместе с пожарищем города, в самый день Преображения Господня; но здесь Наполеону не удалось воспользоваться важным пунктом, на коем мог бы решиться жребий войны и России 123 . Наши войска, под предводительством Михаила Илларионовича Кутузова, отступили на выгодное положение, чтобы готовиться к новой, решительной битве на полях Бородинских, справедливо названных полями убийства и жатвою смерти; от неё зависела участь Москвы, которая была целью голодных войск Наполеона. Уже поля Бородинские дрожали от грома орудия и оглашались воплем и стоном раненых. Московские жители выезжали, а государственные и церковные сокровища вывозились из Москвы в отдалённые города России: в это самое время Платон непременно хотел ехать в древнюю столицу, воспоминавшую о своём Архипастыре и среди угрожавших ей бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вот буквальный текст этой замечательной надписи: «1) Латинская Библия Тремеллия Июния перевод, но неистинная с еврейского в переводе: ибо перевод латинский называемый вулгат, блаженного Иеронима на ветхий завет у латин приемлется за истовый более. 2) Французская же истиннее приемлется де Саси называемая 33 . 3) Немецких ни одной нет истинной. 4) Еврейской ни единой нет истинной. 5) Греческий перевод истинный с истинного же неповрежденного же еврейского языка, переведенный от семидесяти толковников, в числе коих был и праведный Симеон Богоприимец, во Евангелии упоминаемый. 5) (6) Церковный славянский с греческим 70 толковников и с истинным латинским сходны. 6) (7) Новый перевод библейский не сходен, неистовый». «Наставление Моисею! «1) Читай и веруй славянскому переводу Библии при Елисавете и Екатерине и прочих царях, а от библейского общества русского перевода остерегайся. На Псалтирь и Новый Завет , все неистинно и Бытие – с испорченного еврейского, латинского и других еретический переводов». «2) Читай греческую Библию 70 толковников, и латинскую истинную. Толкований же никаких немецких и других, кроме Златоуста и других святых отец православною церковью принятых не читай, да не заразишися». «А посему даровал тебе Библию славянскую церковную, и толкование на Евангелие и Деяния и послания к римлянам, коринфянам два, и на Апокалипсис, и латинскую случившуюся для соображения, не истинную Тремеллия, и еврейскую, испорченную же от жидов и лжехристиан». «А греческую тебе доставлю Библию после. 1837 года. 29 июля. Фотий». А. Родосский 1 Нелишним считаем привести вкратце очерк служебной деятельности Никанора Клементьевского и Антония Шокотова. а) Никанор был воспитанник московской славяно-греколатинской академии. Из учителей и проповедников этой академии он в 1814 г., после преобразования ее, назначен был в ней бакалавром церковной истории. В ноябре того же года получил сан архимандрита Вифанского монастыря и должность наместника Троицкой лавры. В 1818 г. определен ректором вифанской семинарии. В 1826 г. он – викарий ревельский. В 1831 г. – епископ калужский. В 1834 г. – епископ минский. В 1840 г. – волынский. В 1843 г. – архиепископ варшавский. В 1848 г. – митрополит новгородский и санкт-петербургский. 17 сентября 1856 г. скончался. б) Антоний Шокотов – магистр первого курса киевской духовной академии – 1823 г. – Сначала был священником в Киеве, а затем, по смерти жены, принял монашество в 1834 г. и был назначен инспектором киевской академии. В 1836 г. – ректор полтавской семинарии. 1841 г. – ректор псковской семинарии. 1850 г. – викарий волгский. 1850 г. дек. 19 – викарий старорусский. 1853 г. – епископ оренбургский. 1858 г. епископ кишиневский. 1861 г. – архиепископ. Умер в Кишиневе в 1871 г. 13 марта. – Письма к нему Никанора списаны с подлинников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Государь, во сто двадесятъ четвертом году октября в 24 день писал с Москвы государевым словом Троицко-Сергиева монастыря келарь старец Авраамий Палицын в Троицкий монастырь к архимариту Дионисию, да казначею старцу Иосифу Панину, а велел прислати к Москве меня, нищего чернеца для государева дела, что правити книга потребник на Москве в печатное дело, а поп Иван Клементьевской приехал к Москве собою, а не по грамоте. И как мы стали пред тобою государевым боярином, и сказал я, нищий чернец, про себя тебе, государеву боярину, что меня не будет столько, что я ни поп, ни дьякон, а в той книге все потребы поповския; а Иван поп сам на государево дело набился и бил челом тебе, государеву боярину, себя для, что у него там жена да дети, чтобы государь приказал правити книгу Троицкому архимандриту Дионисию в Троицком монастыре, а нам-бы, попу Ивану да мне чернцу Арсеньишку да старцу Антонию, с архимаритом же у дела быти, и ты, государь, по Иванову челобитью и по докуке велел ему дати с дворца государеву грамоту на архимаричье имя, что правити книга в Троицком монастыре Троицкому архимариту Дионисию, а нам с архимаритом у дела быти. И по государеву приказу и по грамоте государеве приехав в монастырь правили книгу потребник, сколько нашего худого разума стало и колико Бог наставил. Бог свидетель, безо всякия хитрости сидели полтора года день и нощь; и книгу, государь, мы, прошедши с переводы со многими спуская, привезли к Москве доложити о недоуменных вещех митрополита Ионы Сарского и подонского. И прежде архимарит начал докладывать, что на Богоявлениев день пишется в молитве над водою стих: сам и ныне, Владыко, освятив воду сию Духом твоим святым и огнем. И было государь, у нас 12 переводов письменных, а третьянадцатой печатной, и в письменных, государь, переводех в десяти писано точию Духом твоим святым, а огнем не написано ни в котором, да в двух письменных же – в одном приписано на поле – и огнем, а в другом – поверх строки приписано: и огнем же, а в печатном служебнике рядом напечатано в строке: Духом твоим святым и огнем, и как тот служебник напечатан, а в нем и огнем прибавлено, и тому лет с шеснадцать, а письменные, государь, у нас переводы были – инем лет полтораста уже минуло, как оне писаны, а инем и больши, – и в тех переводех точию писано: Духом твоим святым, а огнем не писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Тем не менее, января 4, вслед за Жеребцовым успело пройти другое войско в монастырь, под начальством Григория Валуева: он привел с собой пятьсот сорок вооруженных ратных людей. Соединившись с Жеребцовым и со всеми сидельцами, они сделали вылазку. Это был последний бой под Троицею, и он происходил главным образом на Клементьевском поле, на Келареве пруде и на горе Волкуше; были стычки и на других пунктах осады. Сапега после этого боя почувствовал, что ему хуже, чем неприятелям его. Осада в то время уже до того дурно велась, что Валуев так же свободно и вышел из монастыря к Шуйскому, как и прошел туда. Через несколько дней после того, именно 12 января, Сапега снял табор и ушел из-под Троицы к Дмитрову. V. Приготовления Польши к войне с Москвою. – Поход польского короля Сигизмунда под Смоленск Но в то время, когда Московское государство стряхивало с себя последнее обаяние Димитрия и готовилось возвратиться к порядку, с запада на него поднялась Польша. До сих пор она косвенно, чрез частных удальцов, вредила Московскому государству; теперь сам король двинулся с войском и объявил себя против Шуйского. Перемирие с Москвою заключено было поневоле. Послы, его постановлявшие, сознавались, что заключали его притворно. Они, воротившись, рассказывали, что Шуйского не терпят в Москве, и если бояре держатся его, то потому только, что не хотят отдаться ведомому обманщику, самозванцу; но у них есть задушевное желание призвать на престол польского королевича, и этим призванием чужеземной царственной крови положить конец смутам, которым иначе не видели предела. Они уверяли, что даже брат царя Василия, Димитрий, присоединил свой голос к другим в этом желании. Сигизмунду и панам была по сердцу такая весть. Она казалась правдоподобною после того, как еще при жизни царствовавшего под именем Димитрия Безобразов тайно извещал панов о таком желании бояр московских. Из сенаторов одни с жаром и удовольствием хватились за это и советовали Сигизмунду скорее пользоваться обстоятельствами; другие относились к такому известию похладнокровнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Непростительной ошибкой будет пройти мимо витрины с научным открытием последних лет – меднолитыми крестами-энколпионами первой половины XVI в. «По форме они напоминают золотой наперсный крест, по преданию, присланный основателю Троицкой обители константинопольским Патриархом Филофеем вместе с грамотой-благословением на устройство монашеского общежития, - говорит куратор выставки кандидат искусствоведения Яна Зеленина. – На оборотной створке этих крестов – неизменно три рельефных изображения. В центре – ростовое, Преподобного Сергия, ориентированное на образ святого с шитого покрова начала 1420-х годов. А по бокам – поясные, святителя Николая и архидиакона Стефана. Такой выбор для нас пока еще не понятен. Возможно, где-то вместе хранились мощи этих святых». Житийная иконография: правила и исключения Но главное на выставке, конечно – ряд икон, посвященных Преподобному Сергию (как классических, так и не совсем). Прежде всего, это еще один образ Преподобного в полный рост из дмитровского Успенского собора, созданный в начале XVII в. иконописцами Клементьевской слободы, приписанной к Троице-Сергиеву монастырю (ныне находится в фондах Музея им. Андрея Рублева). «И постановка фигуры, и изобразительные черты лика святого – к примеру, характерная прическа с шапкой волос на прямой пробор – все говорит о заимствованиях из того самого первого изображения святого на шитом покрове начала 1420-х годов», - говорит Яна Зеленина. Кроме того, в этой части выставки – три житийные иконы, у которых стоит задержаться подольше. Одна из них завсегдатаям музея, возможно, хорошо известна, так как находится в постоянной экспозиции. Это созданный около 1510 г. сыном знаменитого Дионисия Феодосием образ с 17 клеймами, происходящий из упомянутого Успенского собора. Еще два памятника демонстрируются широкой публике впервые. Оба помогают по-новому взглянуть на житийную иконографию Преподобного, не повторяя в точности ни один из известных циклов в подборе и композиции сюжетов. «Посмотрите на эту замечательную икону первой половины XVII столетия с 20 житийными клеймами из частного собрания московского коллекционера Валерия Алексеева-Набокова.

http://e-vestnik.ru/reports/sergiy_i_ser...

И когда был он на Клементьевском поле, находившиеся в осаде люди, выйдя за стены, конные и пешие, с ними великий бой совершили и по милости Пребезначальной Троицы многих литовских людей побили, а сами в город здравыми возвратились. Богоотступники же, литовские люди и русские изменники, это увидев, закричали мерзкими голосами, быстро и грозно окружая со всех сторон Троицкий Сергиев монастырь. Архимандрит же Иоасаф и весь освященный собор со множеством народа вошел в святую церковь Святой Живоначальной Троицы, к образу Пресвятой Богородицы и к многоцелебным мощам великого чудотворца Сергия, молясь со слезами об избавлении. Городские же люди предали огню находившиеся вокруг обители слободы и всякие службы, чтобы они не служили врагам жилищем, и была у тех большая теснота. Гетман же Сапега и Лисовский, осмотрев места, где им с войсками своими стоять, и разделившись, начали строить себе станы и поставили два острога, а в них возвели многие укрепления и все пути к обители заняли, и оказалось никому невозможно пройти, минуя их, ни в дом, ни из дома чудотворца. ОБ УКРЕПЛЕНИИ ОБОРОНЫ Бывшие же в осаде воеводы, князь Григорий Борисович Долгорукий и Алексей Голохвастов, и дворяне постановили с архимандритом Иоасафом и с соборными старцами, что следует укрепить стены для обороны и всех людей привести к крестному целованию, а главными быть старцам и дворянам, и разделить городские стены, башни, ворота, и орудия установить по башням и в подошвенных бойницах, и чтобы каждый знал и охранял свою сторону и место и все, что для боя необходимо, приготовил бы, и с идущими на приступ людьми бился бы со стены, а за стены и на иную ни на какую службу не выходил бы. А для вылазок и в подкрепление к местам приступов людей особо назначают. В праздник же, светло торжествуемый, памяти преподобного отца нашего Сергия чудотворца, сентября в двадцать пятый день, ничего той ночью другого не было слышно из среды находящихся в городе людей, кроме вздохов и плача, потому что многие из окрестностей туда сбежались, думая, что вскоре минует эта великая беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не только место самой Лавры преисполнено на каждом шагу воспоминаниями или о каком-либо великом муже, или о знаменитом происшествии; но и окрестности богаты историческими событиями: на горе Волкуше архимандрит Дионисий, келарь Авраамий Палицын и весь священный собор, с крестами и хоругвями, напутствовали благословением Пожарского и Минина с воинством на спасение Москвы и Отечества; в Терентьевской роще и по берегам Кончуры находились таборы Сапеги и Лисовского; на красной горе, на крутой горе и на глиняном овраге ставили они свои туры; на Клементьевском поле одержана решительная победа над врагами. – В воспоминание дня снятия поляками осады Троицкой Лавры, 12 января (1610) бывает до ныне по стенам монастырским крестное хождение. Из иностранных государей посещали Лавру: австрийский император Иосиф II, в 1780, Прусский король Фридрих Вильгельм III, в 1818 году; принц Оранский, нынешний король Нидерландский, и многие другие знаменитые путешественники. ЧУДОВ, муж. кафедральный 1 класса, в Москве, в Кремле подле малого Императорского Дворца, бывшего прежде домом митрополита Московского. Основана в 1365 году св. Алексием митрополитом всея Руси, в княжение Димитрия Иоанновича Донского. Прежде на этом месте был Ханский конюшенный двор. Святитель Алексий, быв приглашен ханом Джанибеком для излечения от глазной болезни ханши Тайдулы, или Тайболы, ездил в Орду и исцелив страждущую святыми своими молитвами , получил от нее в дар кремлевский конюшенный двор; а от хана, кроме ценных даров, льготную грамоту в пользу Российской церкви. По возвращении в Москву, св. Алексий, на месте Конюшенного двора построил в память чудесного этого события, преклонившего хана к доброжелательству и облегчению Православной церкви, общежительную обитель с деревянною церковью, во имя Чуда Архистратига Михаила, с приделом Благовещения Богородицы. В 1382 году в нашествие Тохтамыша, обитель эта опустошена огнем и мечем; при чем архимандрит Иаков и несколько монахов убиты. После возобновления чрез 119 лет , она перестроена в 1501 году, а в большой Московский пожар, в июне 1547, сгорела и 18 старцев с слугами погибли; царь Иоанн Васильевич, в 1556, привел ее опять в прежний вид, но бывшие после того пожары, 1626, 1701 и 1737 годов, истребляли монастырские церкви и строения, или все, или некоторые. Важнейшие возобновления обители были в 1679, 1769, 1799 и 1814 годах. Архиепископ Московский Амвросий, кончивший жизнь от убийц в 1771 году, много употребил своего иждивения на устройство и отделку зданий Чудова монастыря. Внешний вход с площади, с высоким крыльцом, устроен в готическом вкусе по проекту архитектора Казакова, в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Строительство церкви шло в три этапа: возведение соборной (основной) части, затем – колокольни и, наконец, перехода, соединившего их. Соборная часть представляла собой ротонду, была круглой в плане. С трех сторон к ней примыкали портики, состоящие из четырех массивных колонн. Колокольня, судя по церковной описи, появилась не позднее 1835 г., она отличалась легкостью и изяществом своей конструкции. Церковь являлась холодной, неотапливаемой. Ее фасады были оштукатурены. Две главки выкрашены в синий цвет. В целом по архитектурному облику церковь можно было отнести к стилю московского ампира. Имя автора проекта точно неизвестно. Предположительно им мог быть А.Г. Григорьев, русский архитектор, выходец из крепостных людей помещика Кретова Тамбовской губернии. В эти годы он участвовал в строительстве церквей в селах Радонеж и Воздвиженское. Внутри храм украшала настенная масляная живопись. Сохранилась копия церковной описи, проведенной в 1835 г. с подробными сведениями о внутреннем убранстве храма, церковной утвари, иконах, ризах, богослужебных книгах (самые древние датировались XVII в.), колоколах (их общий вес составлял более 1,5 тонн). Последние были утрачены в 1934 г. Согласно постановлению Президиума Загорского Горсовета, их передали «в металлом для использования в промышленности». Судьба остальной утвари неизвестна. Из-за отсутствия данных, трудно говорить точно о времени закрытия храма, о причинах его разрушения. Безбожные времена на памятник культуры наложили свою печать, оставив всего лишь два яруса колокольни. Первыми, кто обратил внимание на порушенный памятник и проявлял заботу о захороненных на этом кладбище именитых людей города, стали учащиеся и преподаватели воскресной школы Успенской церкви города Сергиев Посад. С 2002 года они взяли шефство над этим кладбищем. 7 мая 2004 года благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов обратился к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с рапортом о проведении Учредительного собрания и сборе необходимых документов для регистрации православной общины. Вскоре был зарегистрирован православный Приход, настоятелем которого был назначен священник Валерий Малышкин. Православные жители города, поддержав это начинание, стали помогать. На кладбище по субботам стали регулярно совершаться панихиды, а по понедельникам – молебен с акафистом Святому Духу.

http://sobory.ru/article/?object=06581

Но и сей внук Темного Василий вымолен у Чудотворца. Супруга Uoahha III , Царевна София, долго и тщетно желая даровать наследника престолу, в котором оживилось бы племя Греческих Царей и право на империю Восточную, с теплою верою пошла молиться угоднику, и вот не доходя обители, на Клементьевском поле, встречает она светлого старца, подобного образом Св. Сергию, который внезапно бросил ей в лоно младенца. Объятая ужасом она упала, и принесенная в обитель поверила предзнаменованию, пролив благодарные слезы над ракой Святого. Чрез год, над той же ракой крещен был обетованный сын Василий, рожденный в самый день Благовещения. В свою чреду, бездетный Василий, частыми посещениями, притекал к угоднику и на конце дней своих был утешен рождением Иоанна, от самой колыбели посвященного Сергию. К нему в раку был положен младенцем сей грозный покоритель трех царств, и как бы отдан на руки Преподобному, коего обитель он столь великолепно украсил в течение долгого своего царствования. У его же раки совершено было крещение Иоанна тремя великими старцами: Св. Даниилом Игуменом Переяславля, который, основав там обитель, прославился чудесами, и престарелым Вассияном затворником Волоколамским, и самим Игуменом лавры Иоасафом, который, впоследствии вступив на престол митрополии Российской был низвергнут: ибо и лавра страдала в бедственные дни отечества, в лице своих иноков. К молитвам Сергия прибегал Иоанн идущий ратью против Казани, на сию последнюю важнейшую в недрах России борьбу Исламизма против Христианства: и как некогда благословение Святого сопутствовало Донскому Князю на Мамаево побоище, так осенило оно и Царя Иоанна. Когда же пала пред ним сия крепкая твердыня Татарская, он освятил ее обителью во имя Сергия, на память его деятельного участия. Но еще и прежде, когда для ее покорения строился на берегах Волги городок Свияжский, имя Сергия прославилось в новой области. Пленные Черемисы объявили воеводам Московским, что часто слыхали они пение и звон на безлюдном месте и видели некоего светлого старца, неприступного стрелам их, размеряющего место граду: а старец сей был тот же Сергий, поборник отечества, который впоследствии, во время осады, являлся на стенах Казани. И в Свияжске был ему поставлен монастырь. Возвратясь из похода Иоанн, в самую блестящую минуту своей жизни, с супругою Анастасиею, сам торжественно заложил в лавре церковь сошествия Св. Духа, и не за долго до страшного перелома, последовавшего в жизни и характере Царя, он опять посетил лавру, на пути в Кириллов монастырь и Песношу, где произошло столь пагубное для него свидание с бывшим Епископом Коломенским Вассияном. Здесь, как бы предвидя злобный совет Вассияна: «не иметь советников мудрее себя,» здесь знаменитый старец Максим Грек , избавленный Иоанном от долголетнего невинного заточения, удерживал его от дальнейшего странствия и даже угрожал ему смертью Царевича, которая скоро и случилась, но тщетны были его моления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010