С. 628-636; 25. С. 667-674; 30. С. 797-803; 31/32. С. 825-842; П. В. Итоги епархиальной жизни за прошедший 1898 г.//Там же. 1899. 1. С. 16-25; Обозрение его преосвященством мон-рей епархии//Там же. 23. С. 543-551; 24. С. 566-574; Прощание преосв. Иринея с подольской паствою 30 апр.- 3 мая 1900 г. Каменец-Подольск, 1900; Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский и Ирбитский//Екатеринбургские ЕВ. 1900. 8/9. С. 214-223; Прибытие в Екатеринбург его преосвященства, преосв. Иринея//Там же. 11. С. 315-322; Прощание преосв. Иринея с подольской паствою//Там же. С. 322-347; Львов Е., свящ. Отъезд его высокопреосвященства из Екатеринбурга//Там же. 1901. 12. С. 549-558; Посещение его высокопреосвященством г. Камышлова//Там же. 13. С. 593-603; Из путешествия его преосвященства по епархии//Там же. 1901. 14. С. 649-652; 15. С. 695-705; 16. С. 739-747; 17. С. 767-773; 18. С. 799-808; 19. С. 849-854; 20. С. 861-873; 22. С. 952-965; Итоги епарх. жизни за время с 19 мая 1900 по 1901 г.//Там же. 1902. 5. С. 199; 6. С. 261-268; 7. С. 307-315; Из епарх. жизни//Там же. 9. С. 409-427; Преосв. Ириней, еп. Орловский и Севский//Орловские ЕВ. 1902. 16/17. С. 761; О прибытии в г. Орёл еп. Иринея//Там же. 18/19. С. 763; Прощание преосв. Иринея с екатеринбургскою паствою//Там же. 20/21. С. 848-864; С. М. А. Памяти преосв. Иринея, еп. Орловского и Севского: Кр. биогр. сведения о почившем архипастыре. Его кончина и погребение//Там же. 1904. 16. С. 383-391; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 2001. С. 11, 112, 142; Перелыгин А. И. Церковное ист.-археол. об-во в правосл. жизни Орловского края//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. Орёл, 2001. Вып. 2(5). С. 14-17; Рус. писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Биобиблиогр. указ. М., 2001. С. 304-309; Кайдалова М. А. Мысли еп. Иринея (Орды) о религ. воспитании в семье//Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2007. 4(7). С. 64-79. Свящ. Александр Берташ, А. И. Перелыгин Иконография Портрет И. кон. XIX - нач. ХХ в. худож. Е. Проценко поступил в НКПИКЗ из киевских духовных школ (до недавнего времени считался портретом неизвестного). Погрудное фронтальное изображение архиерея в клобуке и черной рясе, с панагией и орденской звездой на груди близко к образу на сохранившейся фотографии этого времени. Существуют совр. портреты И., выполненные на основе фотоснимков. Е. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/674021.html

Правда, Дункер делает попытку ответить словами Иринея и на этот важнейший христологический вопрос (S. 199), но она показывает только то, чему мог бы учить Ириней, исходя из развитых оснований, но не то, чему он действительно учил. Несмотря на это, христология Иринея имеет весьма важное историческое значение. Западные писатели, следовавшие за Иринеем, повторяли то, что глубоко и всесторонне было раскрыто им. « Тертуллиан , Амвросий, Августин и Лев, – говорит Гарнак, – в существенном учили не иначе, чем он» (1,464), и это понятно, так как христология Иринея выражала собой церковное учение. В IV в., в борьбе с Аполлинарием, Римская церковь не шла дальше Иринея и выражалась почти его словами. Ипполит, ученик св. Иринея, Тертуллиан (160–240), Киприан († 248), Новациан, Минуций Феликс – эти западные писатели после Иринея не внесли ничего существенно нового в раскрытие христианского учения по сравнению с тем, как оно изложено Иринеем. Из них преимущественного внимания заслуживает Тертуллиан, пресвитер Африканской церкви, как по оригинальности своих выражений, так и по той силе своей страстной души, с какой он излагает свою веру в воплощение Сына Божия. В истории этого догмата ему принадлежит заслуга точной формулировки учения о двух естествах и одном Лице во Христе. Хотя Тертуллиан боролся с монархианами, и его деятельность принадлежит дальнейшему периоду в истории христологии, но мы ввиду тесной связи его учения с воззрениями Иринея скажем о нём здесь же. Как Ириней, так и Тертуллиан утверждают Божество и человечество во Христе; как и Ириней, он называет Христа homo deo mixtus (Apologet. С. XXI), filius dei miscens in semetipso hominem et deum (Adv. Marc. II, 27); homo cum deo, dum саго hominis cum spiritu dei (De carne, 15), но он первый предложил христианскую формулу – две природы и одно Лицо. Вот классическое место из его сочинения «Против Праксея»: «Мы находим Его (Христа) Богом и человеком... Сыном Божиим и Сыном Человеческим, и конечно при этом нужно мыслить оба естества отличающимися по своим свойствам (secundum utramque substantiam in sua proprietate distantem)...

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Таким образом, текст Иринея служит очевидным свидетельством не за, но против папской непогрешимости, так как Ириней ничего не знает об особой, этой церкви или ее епископу, как наместнику Петра, дарованной привилегии он знает только то, что там хранится подлинное вселенское предание, благодаря стечению туда христиан со всех сторон света. У Иринея учение римской церкви зависит от учения прочих церквей, т.е. от кафолической церкви» 16 . Насколько известно, в полемической литературе против папизма приведенный комментарий рассматриваемой цитаты из Иринея встречается в первый раз, и Дёллингер должен быть признан его изобретателем и творцом. Относительно его правильности невозможны никакие возражения и надобно только удивляться, почему прежние исследователи не приходили к тем выводам, к каким пришел Дёллингер, внимательно вчитавшийся в Иринея. Но рано или поздно наука должна была прийти к этим выводам. Из русских авторов в последнее время рассматриваемая цитата из Иринея подвергнута тщательному исследованию С. Сушковым. Обратив внимание на латинский текст цитаты, подвергнув ее филологическому и логическому разбору, сопоставив слова Иринея с другими памятниками древней церковной письменности, в которых встречаются аналогичные рассуждения о том же предмете, С. Сушков пришел, в сущности, к тем же воззрениям, какие высказывает и Дёллингер. 17 Если принять во внимание, что раньше и самые талантливые богословы и исследователи, писавшие против папского догмата, чувствовали серьёзное затруднение при определении подлинного смысла слов блаж. Иринея лионского , то теперь этот смысл должен считаться окончательно установленным и в этом заключается громаднейшая заслуга Дёллингера и С. Сушкова пред богословскою наукой. В недавнее время для оправдания латинских неправых учений на западе изобретена теория развития догматов, сущность которой сводится к тому, что новые догматы католицизма не составляют собственно никакой новизны, но что напротив на них следует смотреть только как на логический вывод из тех верований, которые содержимы были церковью искони.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Для сщмч.Иринея Адам не был совершенным человеком, но Христос есть совершенный человек. Поэтому то, что совершил Христос, является не просто ответом на грех и смерть Адама, заключающимся в восстановлении первозданного состояния, но является приведением человека в совершенное состояние, недоступное Адаму. Первозданный Адам был только наброском фигуры Иисуса Христа. Для сщмч. Иринея творение Адама не рассматривается изолированно от его спасения, как это делается в западном схоластичном богословии, а рассматривается через призму спасения, совершенного Христом. Для сщмч. Иринея между творением и спасением находится теснейшая связь, так как за ними стоит единая цель. Учение об Искуплении сщмч. Иринея, не теряя своего эсхатологического измерения, обращено назад, в сторону первого человека. Он был первым из отцов Церкви, кто не просто обращался к истории первого человека и его падения для подкрепления тех или иных богословских утверждений, но непосредственно основывал всю сотериологию на этой истории . История спасения неразрывно связана с прошлым, с историей Адама. Спасение основано на прошлом, то есть на реальном  историческом событии грехопадения первого человека. Более того, спасение является восстановлением прошлого . Это восстановление заключается в возвращении к прошлому для его повторения и исправления, чтобы открыть новую перспективу в будущее, которое есть грядущее воскресение праведников, восстановление всей твари и Царство Сына Божьего на земле, предваряющее, по мысли Иринея Лионского, всеобщий суд . Сщмч. Ириней подчеркивает взаимосвязь между творением и искуплением в первую очередь для того, чтобы противопоставить истинное учение о Творце и Спасителе гностицизму и докетизму . Рассматривая сотериологию сщмч. Иринея в контексте антигностической полемики, мы понимаем, почему для него так важно учение о рекапитуляции. Он пытался показать, что творение и спасение – единое домостроительство, единый Божественный план .   Творение Адама и рождение Христа. Ева и Дева Мария

http://bogoslov.ru/article/4278505

Из числа Апостолов особенно близок был Поликарп к св. Иоанну, что засвидетельствовал Ириней в посланиях к Флорину и к Виктору Римскому 28 . Все значение Поликарпа и зиждется на его отношении к Иоанну и другим самовидцам Господа, а затем на том факте, что Ириней является, конечно, устами Поликарпа и других пресвитеров. Следовательно, и сообщения Иринея об Апокалипсисе мы можем возводить к тому же источнику. Поликарпу здесь должно принадлежать первенствующее место; это следует из того, что из ряда пресвитеров ему приписывается Иринеем особенная роль, как ученику Иоанна в каком-то особенном преимущественном значении. Если для подрыва авторитета Иринея 29 , как проводника апостольского предания, возводят свидетельства пресвитеров в его сочинении только к произведению Папия, то в этом случае основываются не на словах Иринея, а на чем-то слишком субъективном. Епископ Лионский ясно различает между устными изречениями пресвитеров и письменными подтверждениями Папия; отличает и то, что является у Папия лишним сравнительно с изречениями пресвитеров. Описав на основании рассказов пресвитеров необыкновенное плодородие в будущем Царстве Христа, Ириней прибавляет: τατα δ κα Παπας… γγρφως πιμαρτυρε ν τ τετρτ τν ατο βιβλων. Здесь устные предания подтверждаются письменным свидетельством Папия; в следующих же словах: et adjecit, dicens, отмечается даже, что сочинение Папия содержит лишнего сравнительно с отчетами пресвитеров 30 . На основании всего вышеизложенного, свидетельство Иринея вообще мы можем считать достоверным, как первоизвестие, а не простое придание. Впрочем, и от одного из пресвитеров Иринея, именно Поликарпа сохранилось послание к Филиппийцам, в котором, однако, мы не находим разительных параллелей с выражениями Апокалипсиса, а найденные Tiefenmhal’eм нельзя считать убедительными 31 . Что касается самого Иринея, то он является свидетелем признания боговдохновенности Апокалипсиса, как происходящего от Св. Духа 32 . Писателем его он считает „Иоанна, ученика Господа“, – стереотипная фраза для обозначения Апостола Иоанна. Писатель этой священной книги тожественен с писателем четвертого Евангелия. Приводятся Иринеем и буквальные выдержки из Апокалипсиса 33 . Затем, св. Ириней удостоверяет подлинность числа 666 и рассуждает о его значении, высказываясь более всего в пользу имени τειτν и приводя еще возможные обозначения антихриста: εανθς и λατενος. Впрочем, ничего несомненного о имени антихриста сказать нельзя: здесь у Иринея исследующему разуму рекомендуется скромность. Наконец, высказывается св. Ириней и относительно времени происхождения Апокалипсиса: οδ γρ πρ πολλο χρνου ωρθη, λλ σχεδν π τς μετρας γενες, πρς τ τλει τς Δομετιανο ρχς 34 . Иустин Мученик и др. писатели II века (Мелитон Сардийский. Феофил Антиохийский. Аполлоний. Поликрат Ефесский. Послание церквей Лионской и Вьенской. Левкий Харин)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Учение сщмч. Иринея об искуплении, где Христос предстает как второй Адам, называют теорией рекапитуляции . По выражению одного исследователя, это учение есть сердце всего богословия сщмч. Иринея . Но довольно сложно определить точное значение слова «рекапитуляция» ( лam. recapimulamio; rpeч.νακεφαλαωσις – «перевозглавление»). Слово может означать сведение к единству путем краткого повторения , краткое изложение или резюме рассказа . То есть рекапитулировать значит повторять, обобщать, заключать, подводить итог. Этот термин изначально принадлежит риторике, но сщмч. Ириней, используя его в отношении спасения, совершенного Христом, наделяет его богословским смыслом . Для сщмч. Иринея слово «рекапитуляция» как богословский термин обозначает собирание, или суммирование, всего во Иисусе Христе. Приставка να указывает на то, что во Христе происходит обновление и восстановление человечества через повторение . Это не единственный случай того, что священномученик смело использовал слова, имевшие изначально «светское» происхождение . Но также сщмч. Ириней использовал термин рекапитуляция и в первоначальном значении, например, когда говорил, что св. евангелист Иоанн рекапитулируетв словах «и Слово стало плотью и обитало среди нас» (Ин 1:14) всё предыдущее повествование о Слове . Однако однокоренное слово мы можем найти и в Священном Писании. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет о замысле Бога «соединить(νακεφαλαισασθαι) всё небесное и земное под главою Христом» (Еф. 1.10). В этом стихе учение о рекапитуляции находится как бы имплицитно. Этот стих, наряду с местами из посланий к Римлянам (5:12-21) и второго к Коринфянам (15:20-23; 45-49), где противопоставляются фигуры Адама и Христа, лег в основу учения о рекапитуляции сщмч. Иринея . Также сщмч. Ириней приводит цитату из несохранившегося сочинения мч. Иустина Философа против Маркиона, в которой содержится термин рекапитуляция . Хотя есть мнение, что цитата была расширена сщмч. Иринеем с добавлением этого термина . В учении о рекапитуляции сщмч. Иринея можно условно выделить два связанных между собой аспекта: во-первых, исправление последствий Адамова грехопадения, во-вторых, приведение человечества в единство с Богом и сообщение ему совершенства и дара вечной жизни . Эти аспекты не являются двумя этапами, и связь между ними заключена не во временных категориях «первое, а затем второе»; они неотделимы друг от друга, и одно немыслимо без другого. Указание на оба аспекта можно увидеть в едином высказывании сщмч. Иринея о Христе, истинном Боге, «перевозглавляющем в Себе древнее творение человека (hominis antiquam plasmationem in se recapitulans), чтобы убить грех, уничтожить смерть и оживить человека» . Первый Адам

http://pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-ada...

«Никакого общения между душой и телом не существует. Человек живет по законам плоти, а не по велению духа». Так утверждали гностики. И вот тогда-то на небосклоне христианской Церкви воссияла звезда святого Иринея – одного из самых выдающихся отцов и учителей Церкви. Имя Ириней в переводе с греческого означает «мирный», и, что примечательно, родился он в городе Смирна, в Малой Азии. Но вовсе не спокойная жизнь была предопределена святому Иринею – вся она была исполнена трудов во имя чистоты апостольского вероучения. Духовным наставником молодого Иринея стал святой Поликарп. Сам он был непосредственным учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который и поставил святого Поликарпа епископом города Смирны. «Слушай меня, Ириней, и я передам тебе все то, что слышал от апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа». Так говорил святой Поликарп своему духовному сыну Иринею. Убедившись, что Ириней в полной мере впитал в себя чистоту христианской веры, епископ Поликарп рукоположил Иринея во священника и отправил его на служение в Галлию – нынешнюю Францию, в город Лион. Практически это означало, что святому Иринею предстоит апостольская деятельность, которая, как было заранее ясно, сопряжена с опасностью для жизни. И святой Ириней понимал это. В Лионе большинство населения были язычники. А христианским епископом Лиона служил тогда святой Пофин, и вот в лице священника Иринея он обрел твердого в вере, незаменимого помощника. В 177 году епископ Пофин послал Иринея в Рим, чтобы тот отвез доклад о делах Лионской епархии. Уже будучи в Риме, святой Ириней узнал, что святой Пофин убит в Лионе. Иринея отговаривали возвращаться в Лион, говорили, что и его могут умертвить. Святой отвечал: «Не могу бросить свою паству. Мой пастырский долг велит мне быть вместе с лионскими христианскими исповедниками». Видя непреклонность святого Иринея, Римский папа возвел его в сан епископа Лионского. Возвращаясь в Лион, Ириней молил Бога: «Господи Иисусе! Дай мне хоть немного времени, чтобы послужить Церкви христианской, добиться торжества апостольского учения в моей Лионской епархии!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Особенно много споров вызывает вопрос о хронологии жизни святого Иринея, точная установка которой имеет тем большее значение, что Ириней, как свидетель для нас Церковного предания, имеет такое значение, как ни один церковный писатель до Евсевия. Но в этом вопросе мнения исследователей сильно расходятся: в то время как одни полагают рождение Иринея в начале II века, другие отодвигают его к средине этого века. Наиболее яркими представителями этих взглядов в настоящее время являются Th.Zahn и Adolf Harnack. По мнению Th. Zahn’a, Ириней родился около 115-го года, а по мнению Adolf’a Harnack’a – незадолго до 142-го года, может быть, между 135–142 годами и ни в коем случае не раньше 130-го года. Таким образом, разница достигает 15–27 лет. Она объясняется как отсутствием прямых хронологических данных относительно раннейшего периода жизни Иринея, так и разным объяснением того материала, который в настоящее время может быть использован для определения времени рождения его. Несомненно, что в столь раннем датировании Th.Zahna есть неприемлемые положения; так, для определения времени жизни Иринея первым исходным пунктом может служить 177–8-й годы, когда Ириней, в качестве Лионского пресвитера, путешествовал в Риме с Посланием Лионских исповедников к епископу Елевферию. По тону рекомендации исповедников представляется весьма невероятным, чтобы Иринею тогда было уже 62–63 года, как это должно вытекать из устанавливаемой Th. Zahn’oм даты его рождения в 115-м году. Но, с другой стороны, нельзя признать убедительным хронологические определения Adolf’a Harnack’a уже в виду явной неустойчивости в них и колебания в пределах целых 12-ти лет (130–142-й годы). Если принять во внимание, во-первых, свидетельство Иринея, что Апокалипсис Иоанна был написан «незадолго до нашего времени, почти в наш век ( σχεδòν πì τη ς μετρας γενε ς), под конец царствования Домитиана» (Adv. haer., 5:30, 3), с другой стороны, его отношения к Поликарпу, которые, несомненно, не были кратковременными, но по силе произведенного ими впечатления должны были выразиться в продолжительном руководстве уже сознательным юношей, то, вероятно, мы будем не далеки от истины, если положим время рождения Иринея около того времени, которое Adolf Harnack считает возможным допустить как самое раннее, то есть около 130-го года. В таком случае, получится, что до 25-летнего возраста Ириней мог находиться в общении с Поликарпом и пользоваться его наставлениями, в возрасте около 40–50-ти лет он был пресвитером, а затем и епископом Лионской Церкви, и умер в конце II или начале III столетия приблизительно 70-летним старцем. II. 2. Литературная деятельность святого Иринея

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Об увеличении числа христиан говорят и рассказы святого Иринея о гностике Марке и его учениках. Святому Иринею приходилось заботиться о «многих», обольщенных гностиками «в ронских странах». Обольщаемые были из числа богатых, «щеголеватых» женщин, одевающихся в багряницу. Это были, видимо, богатые гречанки и римлянки, которых было немало в таком торговом городе, как Лион. И хотя обольщенных было «много», но они составляли относительно небольшую часть паствы святого Иринея. Рассказ о них идет в спокойном тоне, который был бы мало вероятен, если бы совращенные составляли значительную часть паствы Лионского пастыря.    Забота святого Иринея простиралась, по преданию, и за пределы Лиона и Виенны — в глубь Галлии — в Безотон (?), Валенсию и, может быть, еще в другие места. Касательно Безотона известно по Мученическим актам святого пресвитера Фереола и диакона Феруция, о Валенсии — от пресвитера Феликса и диаконов Фортуната и Ахилла. Это были ученики святого Иринея — просветители этих частей Галлии. Подтверждают это и надписи того времени (Гиршфельд).    Евсевий читал Послания святого Иринея по вопросу о праздновании Пасхи. Они написаны были «от Галльских общин, над которыми епископствовал святой Ириней». Это выражение одни понимают так, что святой Ириней в 90-х годах II века был епископом уже нескольких епархий (городов-приходов), другие — как свидетельство, что святой Ириней был старший епископ среди нескольких Галльских епархий с епископами. Но как ни понимать эти слова Евсевия, они говорят о значительном увеличении числа христиан Галлии.    Но не в этом было главное значение святого Иринея. Его деятельность далеко выходила за пределы Галльской Церкви. Его труды носили печать вселенскую. Святой Ириней был «человек мира» и не имел навыка писать — нужда сделала его полемистом и писателем. То, что он писал, было ответом Церкви на коренные затруднения века. Его книги: «Обличения и опровержения лжеименного звания» (или кратко: «Против ересей»), «Доказательство Апостольской проповеди» (недавно лишь найденная после многих веков утраты) и другие сочинения, дошедшие лишь в отрывках, имеют значение для всей Церкви и на все века, хотя писаны были по частным поводам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Сколь замечательна мысль,– справедливо говорит де Файэ 1772 ,– какую выражает пред нами автор на этой единственной странице... Он не был человеком спекуляции, ни тем аллегористом, у котораго прекрасное мечтание (видение – rêve) уничтожает здравый смысл; он дает критику безпристрастную. Эта страница свидетельствует, что Гераклеон был человек мощный духом, что он умел судить о людях и вещах независимо и возвышенно. Он выступает здесь как моралист 1773 , который владел искусством наблюдать. Он отлично видел, сколько у некоторых исповедников пустоты, тщеславия и лицемерия“. По приговору того же де Файэ 1774 , и как «ученый экзегет Гераклеон не уступал ни Филону, ни Оригену “. Верно отметил де Файэ, что Гераклеон вовсе не был аллегористом, не знавшим никакой меры. При толковании столь возвышенного евангелия, как ев. Иоанна, он, по-видимому, не занят преимущественно раскрытием метафизического учения об эонах; у него заметно сильное течение к этическим проблемам, при чем мир и грех были для него как бы равнозначащи 1775 . 14. Из последователей Валентина нам остается упомянуть еще о Марке. Мы не будем долго останавливаться на нем, так как от него не осталось подлинных сочинений или хоть частей их. Наиболее достоверным источником в данном случае служит сочинение «Против ересей“ Иринея, который, нужно думать, имел под руками сочинения Марка 1776 . О достоверности сообщений Иринея может свидетельствовать отрицательным путем следующее обстоятельство. Из слов Ипполита II 1777 следует, что с сочинением Иринея были знакомы и маркосиане, однако возставали только против искаженного изображения их обрядов. При чем в защиту Иринея следует указать на отмечаемое им 1778 большое разнообразие в ритуале маркосиан 1779 . Зная о частичных возражениях маркосиан против Иринея, Ипполит II, несмотря на это, всё-таки следует, при изображении маркосиан (VI, 39–55), Иринею. Епифаний также выписывает Иринея (ерес. XXXIV) и сохранил в данном месте греческий текст последнего. Сведения Ипполита о маркосианах (ср. Пс. Тертуллиан гл. XIV и Филастрий ерес. XLII) очень скудны.– Новое, сравнительно с Иринеем, сообщение Иеронима 1780 о Марке, что он был василидианином, конечно, нелепо, так как схема его учения весьма родственна Валентиновой 1781 ; другое же его сведение 1782 , что Марк по происхождению был египтянин – весьма вероятно 1783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010