Мы также не можем сказать, что удовлетворительно решили стоявшие перед нами проблемы. Святитель Марк Эфесский цитирует святоотеческие творения обычно со словами «так говорят богословы», и только редко дает какие-либо уточнения. Возможно, он пользовался какой-либо из многочисленных паламитских антологий святоотеческих цитат. Кроме того, многие места приводятся автором в небуквальном пересказе, хотя и подаются как прямые цитаты. Работа по определению всех подобных мест выходила за рамки наших задач, а потому при редакции перевода установлена лишь часть (правда, довольно значительная) косвенных ссылок и реминисценций. Соответственно при необходимости исправлялся (без оговорок) и русский перевод (в т. ч. пунктуация). Кроме того, при редакции перевода была унифицирована, по возможности, философская и богословская терминология: так, энергия закреплена только за νργεια, а способность, сила или потенция – за  δναμις. Об отсутствии современного критического издания Глав приходится жалеть не только при атрибуции цитат, но и касаясь проблемы полноты самого текста. Согласно информации, которую можно почерпнуть из статьи М. Жюжи Палама Григорий в Словаре католического богословия 15 , из исследования Theologia dogmatica этого же католического ученого 16 , а также из монографии иеромонаха Иринея (Буловича) 17 , известны по крайней мере три рукописи этого произведения 18 (необходимы дальнейшие разыскания новых кодексов). Всего в сочинении свт. Марка Эфесского , согласно М. Жюжи, 73 главы, в издании же В. Гасса (и, соответственно, в русском переводе, помещенном ниже) их 64; следовательно, у В. Гасса недостает целых 9-ти глав. Не имея возможности обратиться к рукописям в зарубежных собраниях, нам удалось все же «восстановить» и перевести 5 глав из 9-ти, отсутствующих в издании В. Гасса, благодаря цитированию их в монографии Иринея (Буловича) по рукописи Афинской государственной библиотеки. Тем не менее, остались неучтенными 4 главы, имеющиеся в рукописи, использованной М. Жюжи. Помимо недостающих глав, следует отметить и ряд разночтений к изданию В. Гасса, отмеченных в наших сносках и почерпнутых из сравнения текстов у В. Гасса и Иринея (Буловича). Критическое издание этого важнейшего трактата свт. Марка Эфесского тем более насущно, что в ряде мест возникают вопросы о подлинности отдельных глав, а точнее, вкрапления их в другие святоотеческие сочинения. Пример параллелизма одной главы из сочинения свт. Марка Эфесского и параграфа из рукописи 150 глав свт. Григория Паламы из собрания еп. Порфирия Успенского (не учтенной в современных критических изданиях) приведен нами ниже на с. 456–457, примеч. 2. Другую иллюстрацию см. в монографии И. Буловича 19 , обращающего внимание на работу С. Пападопулоса 20 , в которой глава, цитированная М. Жюжи в DTC, приписана св.  Николаю Кавасиле .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Другая версия, которую особенно поддерживают сербские прозападные либеральные СМИ, - это то, что раздувание скандала является якобы следствием непростого отношения могущественного епископа Иринея (Буловича) к владыке Иоанникию, как ученику митрополита Амфилохия. Ведь известно, что отношения между покойным митрополитом Амфилохием и епископом Иринеем (Буловичем) не всегда были идиллическими. Но они, как серьёзные и ответственные люди, были выше суетности. Хорошо помню, как на презентации книги епископа Иринея о св.Марке Эфесском, которая проводилась на Сяйме Книги в Белграде три года назад, митр. Амфилохий отзывался об этой книге в высшей мере похвально. Увы, сотрудники жёлтой прессы не всегда на должном уровне прорабатывают материалы, касающиеся церковных вопросов. В свою очередь позволю себе выразить и собственное мнение. Владыку Иоанникия ценю исключительно высоко, убеждён, что лучшей кандидатуры митрополита Черногорско-Приморского и быть не может. И этот скандал, ставший следствием не совсем уместной поддержки со стороны премьера Здравко Кривокапича, можно смело назвать " медвежьей услугой " . К слову, сомнительную ценность имеет и поддержка владыки частью либерально-обновленческого епископата СПЦ». Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/29/me...

Выборы претендентов на патриарший престол как раз отразили этот расклад сил. Как нам сообщили наши источники в Белграде, без особых проблем пятидесятипроцентный барьер перешагнули именно владыки Амфилохий и Ириней, став первыми кандидатами. А вот за третье место в списке кандидатов шла борьба между модернистом епископом Иринеем Бачским и консерватором епископом Ефремом Баня-Лукским. В результате, третьим претендентом стал, к сожалению, известный своим экуменизмом владыка Ириней (Булович). Затем сербские архиереи предоставили самому Господу определить достойнейшего, - и дальше уже ничего не зависело от человеческого хотения. И Господь указал на епископа Иринея (Гавриловича). Святейшему Иринею в нынешнем году исполнится 80 лет. Таким образом, Промыслом Божиим у руля церковного корабля поставлен умудренный опытом старец, которому, видимо, предстоит умиротворять как внутрицерковные нестроения, так и острейшие противоречия, существующие внутри общества и политической элиты Сербии. Нам остается только порадоваться за православных сербов. Их архиереи преподали всему православному миру урок веры и смирения перед Промыслом Божиим. Сколько было в последнее время высказано критики в адрес избрания Предстоятеля Церкви жребием. И что нельзя доверять случаю (?!) такое важное дело, как выборы Патриарха; и что жребий - это не христианская традиция, а языческое черепкометание; и что сейчас не то время и т.д. и т.п. Сербы же показали, что для действия Промысла Божия время в Церкви всегда ТО, что жребий - самый надежный и мирный способ обретения Предстоятеля Церкви. Надо учиться у сербов! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/201...

Переходя к преп. Каллисту Ангеликуду , укажу окончание публикации С.Кутсы. Слово 23 (Напоминание о духовном причастии [metocÁj] и что все богоподражательные дары чрез него становятся нашими [¹m‹n perig…netai] во Христе) издано в журнале Qeolog…a 67 (4), 1996, 696—755; слово 5 (О Святом Духе, как [ или: что] Он действует в верных) — там же, 68 (3), 1997, 536—581. В будущем я надеюсь перевести оба слова, вместе с главами преп. Каллиста Ангеликуда, включенными лишь во второе издание Добротолюбия и потому никогда не переводившимися на русский язык. К библиографии С.Кутсы (с.574—581), помимо статьи А.Риго, можно добавить еще Addendum в: Mercati G. Opere minori 3. Città del Vaticano, 1937 (Studi i Testi 78), 524. Наиболее существенных дополнений требуют « Силлоги(сти)ческие главы» свт. Марка Эфесского . Согласно информации, которую можно почерпнуть из статьи М.Жюжи «Палама Григорий» в «Словаре католического богословия»  , из его же Theologia dogmatica  , а также из монографии иеромонаха Иринея (Буловича)  , — известны по крайней мере три рукописи этого произведения  (необходимы дальнейшие разыскания новых кодексов). Всего в сочинении свт. Марка Эфесского, согласно М.Жюжи, 73 главы, в издании же В.Гасса (и, соответственно, в русском переводе, помещенном в Антологии) их 64; следовательно, у Гасса недостает целых 9 глав. В рукописи Афинской государственной библиотеки имеются дополнительно следующие главы (приводим оригинальный текст по И.Буловичу и наш русский перевод в сопровождении небольших пояснений): (Булович, с.275/примеч.13): ”Eti, e„ t¢utÕn oÙs…a kaˆ ™nšrgeia, ›wj ¥rti Ð QeÕj ™rgazÒmenoj ›wj ¥rti genn´ kaˆ ™kporeÚei, kaˆ § ™rg£zetai, taàta kaˆ genn´ kaˆ ™kporeÚei. «Кроме того, если тождественны сущность и энергия, то доныне делающий Бог (ср. Ин. 5, 17) доныне рождает [Сына] и изводит [Духа], и что делает, то и рождает и изводит  .» (там же, 85/3; 142/6; 256/30; 344/10): OÙs…a kaˆ fÚsij ™pˆ tîn ktistîn kaˆ sunqštwn oÜte ¹ Ûlh lšgetai mÒnon oÜte tÒ edoj, ¢ll¦ tÕ sunamfÒteron d»pouqen: taÚthj oân tÁj oÙs…aj k…nhsin oÙsièdh kaˆ fusik¾n t¾n ™nšrgeian oƒ patšrej ær…santo æj ˜tšran oâsan par¦ t¾n ™ntelšceian kaˆ tÕ edoj, ¤per ™stˆ sumplhrwtik¦ tÁj oÙs…aj kaˆ toà enai, Óper ™stˆn ™nerge…v ˜k£stJ parektik£. OÜtw kaˆ ™pˆ Qeoà: fusik¾ kaˆ oÙsièdhj k…nhsij ¹ ™nšrgeia Ðrizomšnh, k¨n m¾ boÚlwntai oƒ ¢kindun…zontej, ˜tšra par " aÙt¾n t¾n oÙs…an ™st…n, ¡plÁn te oâsan kaˆ Ólhn edoj, e„ kaˆ ¢ne…deon. «Сущность и природа у тварных и сложных [созданий]  не называется ни материей только, ни видом, но, конечно, и тем и другим; потому сущностное движение этой сущности и природную энергию отцы определили как сущность, иную по отношению к энтелехии и виду  , которые являются дополнительными к сущности и бытию, то есть доставляемыми энергией каждому [созданию]. Так и у Бога  : энергия, определяемая [как] природное и сущностное движение, даже вопреки желанию акиндинистов, иная по отношению к самой сущности, являющейся простой и всецело видом, пусть и без вида  .»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

по просьбе лидера серб. четников Д. Михайловича И. составил характеристику отношений между Церковью и гос-вом, согласно святоотеческому преданию. После окончания войны этот текст послужил предлогом для преследования И. коммунистическими властями: он был уволен из Белградского ун-та без сохранения пенсии, затем арестован в мон-ре Суково близ Пирота и заключен в тюрьму в Белграде, где ожидал смертного приговора. Был освобожден из тюрьмы по просьбе Патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) , вернувшегося в нояб. 1946 г. в Сербию из изгнания. И. лишили права проживать в Белграде или в к.-л. др. крупном городе, поэтому он переезжал из одного мон-ря в другой (Каленич, Суково, Раваница и др.), пока игум. Сарра не пригласила его в жен. мон-рь Челие . В этом мон-ре И. прожил с 27 мая 1948 г. до смерти, не имея права на выезд из обители и все время находясь под домашним арестом. И. был духовником насельниц обители, часто совершал богослужения и беседовал со мн. людьми, к-рые приезжали к нему за духовным советом. Благодаря широкой переписке с духовными чадами и известными богословами И. был в курсе совр. богословских течений, переводил и писал богословские сочинения. Более 10 духовных учеников И. благословил на епископское (в т. ч. митр. Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Бачского Иринея (Буловича) и др.), а более сотни - на священническое и монашеское служение. На отпевании И. в мон-ре Челие присутствовало много духовенства и верующих из Югославии, а также представители др. Поместных Православных Церквей. Похоронен в мон-ре Челие. Сочинения И. затрагивают самые различные темы, в т. ч. проблемы догматики, экзегетики, патристики; они содержат анализ исследований трудов философов, оценку событий церковной жизни XX в. Первым исследованием И. является оставшаяся незащищенной дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского» (Фuлocoфuja и peлuruja Ф. М. живот. Београд, 1922. Год. 1. Бр. 2. 1923. Год. 2. Бр. 4; Сремски Карловци, 1924). В этой работе И.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Автографы 2013 . Fonki B. L. Markos Eugenikos als Kopist//BZ 1991–1992. 84–85. 17–23. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 109–117. 2014 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка Евгеника//ВВ 1997. 57. 157–160. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 118–121. 2015 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка и Иоанна Евгеников (в печ.). Рукописи 2016 . Τ ερισκμενα Μρκου το φσου ν τ βιβλιοθκ το Βατοπεδου//GP 1918 .2. 734. 2017 . Oikonomides Ν. Περ χειρογρφων Μρκου το Εγενικο// Νον Αθναιον. 1955. 1. 41–48. Перечень 6 .2033. 423–440. (116 Полного научного перечня творений (как изд., так и неопубл.) до сих пор нет. Предвар. списки насчитывают не менее 115 произведений (Mamone K. E. Μ ρκος Εγενικς, βος κα ργον 6 .2044). 553–563; Boulovits 6 .2031). 499–508), из к-рых половина не издана. Ниже приведен неполный список (в осн., произведений, переведенных на рус. яз). Для паламитских споров наиболее важны трактаты «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов» 6 .2019) и неизданные соч. ( Προς τ πρτα, Πρς τ δετερα). Обзор учения Марка Ефесского о различении Божественной сущности и энергии см. в фундам. работе еп. Иринея (Буловича) 6 .2031), учитывающей ркп. Приводим сод. публикации А. Норова , где впервые был издан ряд соч. св. Марка: 2018 . Неизданные сочинения Марка Ефесского /[Изд. и] пер. с рук. Парижской имп. б-ки Авраам Норов . [Текст парал. греч. и рус.) Париж 1859. 89. 2 ХЧ 1860. 1. 3/4 [в Приложении с отд. пагинацией] и отд. изд.: СПб. 1860. 79. Текст парал. греч. и рус. пер. Предисл. 10–31: Окружное послание (др. изд.: 1698//РО 1923. 17. 449–459). 32–41: Назидательные мысли (Отдельные поучения, κεφλαια παραινετικ πνυ φλιμα). 42–47: Предсмертное завещание Георгию Схоларию. 48–51: Георгия Схолария ответ на предсмертное завещание Марка Ефесского . 52–55: Предсмертные слова (Исповедание, произнесенное св. Марком при самой его кончине). 56–77: Надгробное слово Марку Ефесскому . 78–79: Эпитафия Марку Ефесскому] [Норов].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Влияние этого святого в Сербии было и остаётся глубоким, хотя при жизни он имел проблемы с церковной иерархией, во многом из-за своей прямолинейности и нежелания замалчивать свои убеждения. На наш взгляд, при нашем языковом барьере и ничтожном знании сербского языка его богословская школа в стране сегодня господствует, начинаясь от прп.Иустина и его учеников, в особенности Амфилохия (Радовича) , Афанасия (Евтича) , Артемия (Радосавлевича), Иринея (Буловича); из них все – епископы (в случае Артемия – бывший епископ). Весьма высоко его ценили представители парижской школы, как, например, о. Иоанн Мейендорф . В некрологе он перечислял такие характеристики его богословия, как: «Не только его любовь к святым отцам, не только строгое и просвещенное монашество, носителем которого он был, но и его забота о Православии в целом, его открытость и восприимчивость одновременно как к греческой, так и к русской богословской мысли и прежде всего – его способность видеть богословие как живую философию Истины». 331 Преподобный Иустин и Сербское Православие Поскольку сейчас мы идём иным путём в рассмотрении св.Иустина Нового, то было бы полезно отразить историю Сербии и место её в православном мире, попутно касаясь значения преподобного в истории православной мысли. Первое упоминание о славянских племенах на территории современной Сербии восходит в VI веку. Литературное подтверждение находим в сочинении «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного Х века, также существуют обширные археологические свидетельства. В то время сербы – или, как минимум, их родовая верхушка – приняли христианство, возможно после миссии свв.Кирилла и Мефодия в Моравии и последующего обращения болгар в IX веке. Однако сербская христианская идентичность связана прежде всего со св.Саввой, младшим сыном Стефана Немани, которому в XII веке удалось объединить земли в единое государство. Стефан и его сын, Стефан Первовенчанный, построили монастырь Студеница, «матерь всех сербских церквей». Здесь правитель принял постриг после своего отречения от престола в 1196 году, тут его останки нашли окончательное пристанище (после возвращения из монастыря Хиландар на Афоне, основанного Стефаном и Саввой); здесь же они и почивают. Св.Савва стал первым архиепископом Сербии с кафедрой в Жиче. Важность этого святого трудно переоценить. Особенная природа Сербского Православия названа «святосаввием» или «святосаввством». Великий сербский поэт XII века Васко Попа прославил святителя в цикле поэм:

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Еще раз повторим: епископы-антиэкуменисты, сторонники вековых традиций и святоотеческого учения подвергаются прямому шантажу. Но мы молимся Богу и твердо верим, что они найдут в себе силы и решимость публично разоблачить ереси и реформаторство в СПЦ. – А как священство и верующие реагируют на внедрение новшеств? – Что касается белого духовенства, в Сербской Церкви, кажется, нет ни одного священника, который бы отважился противостать беззакониям и разоблачать их. Монашествующие ревнители Православия, слава Богу, все еще есть, хотя они подвергаются явным и скрытым гонениям, как, например, в Крушевацкой епархии, глава которой епископ Давид провозгласил модерниста Иоанна (Зизиуласа) богословским колоссом. Верующий народ узнает, находит подвижников благочестия и ездит на Божественную Литургию к ним, как бы далеко не находились их монастыри. Вообще, верующие, знакомые с учением Православной Церкви и вековым богослужебным порядком, не ходят на службы к модернистам. И все члены нашей редакции также не посещают храмы модернистов. Мы молимся на службах, которые совершаются согласно постановлению Священного Архиерейского Собора СПЦ, но где поминаются, по икономии, епископы-экуменисты и модернисты. Но мы оставим завещание о том, чтобы после смерти – естественной или внезапной (потому что недавно в наш адрес поступила угроза от архимандрита Иоанна, духовника епископа Иринея (Буловича), опубликованная на патриархийном сайте, где говорилось, что из-за нашей деятельности нас может сбить машина) – нас ни в коем случае не отпевали священники-модернисты, лучше пусть нас похоронят неотпетыми. И потом православные священники – мы имеем с ними договоренность – отпоют нас ночью, тайно. (Напомним, что в предыдущей части интервью речь шла о том, что сербские модернисты разделяют еретическое учение греческого митрополита-модерниста Иоанна (Зизиуласа), который учит, что человеческая душа не может существовать независимо от тела и является смертной. В соответствии с этим учением, из богослужебных чинопоследований, в том числе и из чина отпевания, последователи Зизиуласа удалили все упоминания о душе. – Примеч. М.Д.). Народ борется, узнает правду, но – кто спрашивает народ? Мы можем прийти к такой ситуации, которая сложилась на Украине после заключения Брест-Литовской унии 1596 года, когда верующим оставалось надеяться только на Бога и на свои силы, потому что большинство клира перешло на сторону униатов. Но – уповаем на молитвы Небесной Сербии – Истина, Которая есть Христос, восторжествует и среди сербов.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Из Сербии приходят всё более тревожные вести: 8 декабря решением Верховного церковного суда СПЦ под председательством еп. Бачского Иринея (Буловича) лишены сана 17 иеромонахов, поддерживающих владыку Артемия. В конце XIX в. Призренская епархия была «религиозно-национальным центром подъяремной Сербии с прилегающими национальными святынями: Высоко-Дечанской Лаврой, монастырями Грачаницей и свв. Апостолов (Печьская патриархия). Призрен был воспет в народных песнях как “Царьград Сербский”, “богохранимый” ... Призренская семинария… являлась религиозно-просветительским центром в Южной Сербии. Основал её обрусевший серб-петербуржец Игуманов, а постоянно семинария поддерживалась русскими дипломатическими представителями и без их помощи не могла бы существовать. При содействии русских консулов… посылались в семинарию из России книги, и таким образом была создана богатейшая на Балканах библиотека православной религиозной литературы» (Пагануцци П. Н. Святейший патриарх Сербский Варнава//Сергиевские чтения. М., 2005. С. 133). Следует, на наш взгляд, обязательно подчеркнуть, что Косовский погром слу ч ился после странного пожара в Хиландаре (4 марта 2004 г.) на св. Горе Афон, когда сгорело 2/3 сербского монастыря, основанного св. Саввой, первым Архиепископом автокефальной Сербской Церкви, и отцом его, св. Симеоном Мироточивым, устроителем Сербского средневекового государства династии Неманичей; но уцелел собор Введения Богоматери во храм, библиотека, ризница и, главное, чудотворная икона Богоматерь-Троеручица. Военно-техническое соглашение между НАТО и Союзной респ. Югославия подписано 9 июня 1999 г. в Куманове. По договору в Косове и Метохии будут размещены международные гражданские и военные силы под надзором ООН, о чем должна была быть принята особая резолюция СБ ООН. В Соглашении указывалось, что эти силы будут действовать беспрепятственно, обладая правом предпринимать все необходимые действия для осуществления и поддержания состояния безопасности для всех граждан Косова, а также и то, что " свою миссию эти силы будут выполнять и другими способами " . Кумановское соглашение определяло, что какие бы то ни было силы СРЮ, без предварительного одобрения командующего КФОР, ни под каким предлогом не могут войти на территорию Косова и Метохии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Крупных, признанных исследователей в этой области за последние десятилетия выдвинули все страны Православия и все христианские конфессии. Выделяя лишь главные и наиболее авторитетные имена, помимо уже упомянутых основоположников нового этапа, еп. Василия (Кривошеина), В.Н. Лосского, оо. Георгия Флоровского и Иоанна Мейендорфа, мы будем обязаны назвать россиян игумена Софрония (Сахарова), архим. Киприана (Керна), М. Лот-Бородину, Г.М. Прохорова, греческих богословов митроп. Иоанна Зезюласа и митроп. Иерофея Влахоса, П. Христу, Г. Манцаридиса, И. Романидеса, Хр. Яннараса, А.-Э. Тахиаоса, митроп. Амфилохия Радовича, митроп. Иринея Буловича, еп. Афанасия Евтича из Югославии, оо. Думитру Станилоаэ и Иоанникия Балана из Румынии, представителей западного Православия еп. Каллиста (Уэра) и О. Клемана. Аналогично, в сообществе инославных исследователей нельзя не назвать оо. Иринея Осэра, Фому Шпидлика, Герхарда Подскальского, Б. Шульце и Ф. фон Лилиенфельд, А. де Алле, Ж. Лизона, А. Риго. Многие из перечисленного ученого собрания здравствуют и продолжают трудиться ныне. Вопреки превратностям церковной политики, продолжает сохраняться и атмосфера открытого межконфессионального диалога и сотрудничества. Безусловно, важнейшим успехом в этой сфере является деятельность католической общины монастыря Бозе в Италии, установившей традицию ежегодных международных конференций по православной духовности и, в первую очередь, по исихастской традиции. Сегодня эта традиция насчитывает уже 13 встреч; труды их всех изданы и составили вкупе ценнейшую, представительную коллекцию современных исихастских штудий. Из намечаемых проектов стоит отметить специальный выпуск католического журнала «Символ», посвященный исихазму и подготавливаемый православными учеными. Наряду с продолжающейся разработкой традиционных тем, таких как древнее монашество и анахоретство, исихазм и гуманизм и проч., в настоящий период в исихастских исследованиях назревает и очередное обновление проблематики. Можно заметить закономерность: с течением времени, ведущие и преобладающие темы постепенно перемещаются от древности к современности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010