Монах — молитвенник за весь мир    Простите, я отошел от темы, но вот... то, что у меня есть, то я и говорю. Потому что каждый дает то, что имеет, а я хочу добра своему народу и всему миру, потому что монахи для этого и существуют. Однажды меня спросили, что значит быть монахом-великосхимником. На этот вопрос ответила Пресвятая Богородица: «Монах-великосхимник — молитвенник за весь мир, тот, кто молится Богу, чтобы Господь спас мир». Наш долг — молиться искренне за всех, чтобы Господь всем даровал мир и радость. Вера растет постепенно    С течением жизни растет и наша вера. Первое знание о вере мы получаем в детстве от родителей, потом сами убеждаемся, что Господь заботится о нас и смотрит не на то, кто есть кто, а смотрит на наше сердце. Господь смотрит в самое сердце, которое полностью принадлежит Ему. О власти родителей над детьми    Дети находятся во власти своих родителей, а они могут посвятить их или Богу или дьяволу. Характер ребенка складывается до пяти лет, за это время родителям надо научить ребенка послушанию, то есть чтобы слово родителей было для них святыней, как «аминь». Но родители учат детей не слушаться, а сопротивляться: «Скажи бабушке или дедушке «не буду " " — вот с чем мы растем. Духи поднебесные всякое внушают детям. Ребенок постоянно развивается, растет, все время в движении, а когда согрешит, родители бьют его. Когда разгневанный родитель побьет ребенка, он ничего хорошего не добьется. В первую очередь он должен успокоиться и с любовью объяснить ребенку, в чем его ошибка. Когда разговор происходит от сердца к сердцу, ребенок послушает совет, в противном случае все напрасно, потому что развивается мысленная брань.    Верующая бабушка хочет воспитывать внука в православном духе, а дети не позволяют этого. Но мир в доме надо хранить любой ценой; Бога из твоего сердца никто не вырвет, и, если не можешь молиться при всех, молись в себе. Не обязательно говорить о том, как твое сердце жаждет Бога, — учат примером, а не словами.    Слово, произнесенное в Святосавском доме при Алмашской церкви в городе Нови Сад в 1997 году, куда старец Фаддей был приглашен в качестве гостя Его Преосвященства епископа Бачского Иринея (Буловича). С проповедью объединены и наставления старца, данные им в ответах на вопросы присутствующих. (Прим. изд.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Μητροφνους Περ τν μνων, Θηκαρ μοναχο Λ γοι περ π στεως, ρμηνε α τν μνων, ρολ γιον τν θε ων μνων, σκητικ κολουθ α, Χαροποι Πνθη, Θεοδολου μοναχο Δι γησις κα νθολ γιον περ τν μνων/ Εσαγωγ: Π. . Σκαλτσς. γιον ρος: κδ. . Μονς Παντοκρτορος, 2008 Μπολοβιτς 1980 (1983) – Μπολοβιτς ( Ερηναος , ερομον.). Τ Μυστ ριον τς ν τ γ Τριδι διακρ σεως τς θε ας οσ ας κα νεργε ας κατ τν γιον Μ ρκον φσου τν Εγενικ ν. θ ν σι, 1980 ( 2 Θεσσαλον κη, 1983 [Analecta Vlatadon; 39] с той же нумерацией сносок, но с другой пагинацией) Σκαλτσς 2008 – Σκαλτσς Π. . παρδοση τς κοινς κα τς κατ δ αν προσευχς μ εδικ ναφορ στ ρολ γιο το Θηκαρ. Θεσσαλον κη, 2008 Σωτηρ πουλος 1993 – Διονυσ ου μοναχο Κεφλαια γνωστικ πεντ κοντα περ διαφορ ς τν θε ων μνων/ Εσαγωγ – Κριτικν κε μενον ( Τ πρτον νν κδιδ μενον) π Χ. Γ. Σωτηροπολου. θναι, 1993 Φιλοκαλ α – Φιλοκαλ α τν ερν νηπτικν, συνερανισθεσα παρ τν γ ων κα θεοφ ρων πατρων… 1 Venetiis, 1792 [в одном томе]; 5 T. 1–5. θναι, 1991–1992 Прочие сокращения и условные обозначения ГИМ – Государственный исторический музей (М.) М. – Москва РГБ – Российская государственная библиотека (М.) СП – Сергиев Посад СПб. – Санкт-Петербург СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра (СП) 1, 2 – номер издания р, r – репринт 1876 Под заглавием Безымянного некоего святого… ( νωνμου τινς γ ου λ γος θαυμσιος περ τν λ γων τς θε ας προσευχς γουν το Κριε ησο Χριστ, Y το Θεο, λησ ν με)// Φιλοκαλ α. 11782. Σ. 1163–1167=41976. Τ. 5. Σ. 63–68). 1878 Некоего неизвестного святого чудное слово о словах божественной молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»//Право славный путь. 1988. С. 52–56. 1879 Bulovi95; I., hieromon. ρμηνε α τς εχς το ησο π το γ ου Μρκου φσου// Κληρονομ α 7 (1975), 345–352. 1880 Румынской Академии наук в Бухаресте, Gr. 452, Nr. 43, с. 878–884 (B); Иверского афонского монастыря 4508/388, л. 942 об. – 946 об. (J); Национальной Парижской библиотеки, Paris. Gr. 1292, л. 94 об. – 97 об. (P). По мнению Иринея (Буловича), большего доверия заслуживают рукописи BJ. Основную часть разночтений (в основном малозначительных или ненадежных) дает рукопись P. Мы используем древнегреческий текст по сравнительно труднодоступному изданию Буловича, упрощая критический аппарат (указывая в переводе только самые значительные расхождения с Р) и с уточнением ссылок и аллюзий на Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

и других, которые вооружали свой язык против лжи». 1377 Подобные ссылки на Иринея (вместе с другими отцами и отдельно) делаются им еще несколько раз. 1378 И в действительности, излагая учение древних еретиков, Феодорит пользуется в качестве основы творениями Иринея, сокращая лишь и местами дополняя сообщения св. отца. 1379 Большой труд Иринея часто цитируется писателями, жившими и после Феодорита. Таковы: Прокопий Газский, 1380 Андрей Кесарийский , 1381 преп. Максим Исповедник 1382 и др. Преп. Максим приводит также фрагменты: из письма епископа Лионского к Виктору 1383 и из неизвестного раньше труда Иринея «Овере», адресованного Димитрию, виеннскому диакону. 1384 Очень много цитат из творений Иринея сохранилось в Sacra Parallela преп. Иоанна Дамаскина . 1385 Хорошо знаком был с сочинениями св. отца патриарх Фотий. В своей «Библиотеке» он приводит полное и сокращенное заглавия Contra haereses, передает кратко содержание этого труда и замечает, что от Иринея осталось много других разнообразных сочинений и посланий, между прочим, послание к Виктору. 1386 Большое количество фрагментов из Иринея сохранилось также в многочисленных катенах с толкованиями на книги Св. Писания. 1387 Как видно из всех этих сообщений, особенно «Церковной истории» Евсевия, литературная деятельность св. отца была довольно обширной. Ему принадлежало, во всяком случай, не менее девяти сочинений по разным вопросам. Исключительным же уважением и авторитетом, судя по массе выдержек и ссылок, какие делаются начиная с III (а может быть, даже и с конца II – в творениях Климента и Тертуллиана ) века и во все последующее время, пользовался большой антигностический труд Иринея, Contra haereses 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея До настоящего времени, однако, из всех сочинений св.– отца полностью сохранились лишь два: «Против ересей» и вновь открытое (в 1904 г.) «Доказательство апостольской проповеди». Остальные или совсем утрачены, или дошли в небольших отрывках у других писателей, преимущественно в «Церковной истории» Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Точных сведений о позиции Мензелинского еп. Иринея после возвращения из заключения у православных не имелось. В рапорте свт. Тихону от 19 февр. 1924 г. временно управляющий Уфимской епархией еп. Иоанн (Поярков) сообщал, что от еп. Иринея «кроме первого уведомления о прибытии в Мензелинск вестей нет, Е[пархиальное] У[правление] местное (обновленческое.- Н. З.) утверждает, может быть, ложно, что он признал Синод, о чем у них якобы есть подписка» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 247. Л. 15 об.). В рапорте от 31 марта еп. Иоанн вновь отмечал, что о еп. Иринее «сведений совершенно нет, что дает основание сомневаться в его твердости» (Там же. Л. 12 об.). В то же время обновленческие источники однозначно свидетельствуют о повторном переходе еп. Иринея в раскол с последующим возвращением в каноническую Церковь (НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1036. Л. 55 об.; Правосл. церк. вестн. 1925. 2. С. 21; Матвеев С., прот. С кем они//Там же. 1926. 2. С. 3). Возвращение еп. Иринея вместе с большей частью приходов Мензелинского кантона (в Челнинском сильно было влияние обновленцев) состоялось в мае 1924 г. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ), к-рый пытался открыть в своей епархии Малмыжское викариатство и долгое время безуспешно искал епископа для замещения новой кафедры. В рапорте от 9 мая 1924 г. он просил патриарха о создании в г. Малмыже викарной полусамостоятельной епископской кафедры и о назначении на нее еп. Иринея, изъявившего на это свое согласие. 10 мая датировано ходатайство еп. Иринея на имя свт. Тихона, содержащее просьбу освободить его от управления М. в. и назначить в распоряжение еп. Алексия в качестве его викария на предполагаемую к открытию Малмыжскую кафедру. При этом еп. Ириней вновь скрыл от патриарха свое уклонение в раскол. По этой причине в составленном Н. Б. Кирьяновым «Списке канонических архиереев, проживающих в России», по состоянию на авг. 1924 г. с правкой свт. Тихона рядом с именем Малмыжского еп. Иринея нет пометы о пребывании в обновленчестве и о принесении покаяния. Определением патриарха и патриаршего Синода от 26 мая 1924 г. в Малмыже была открыта викарная кафедра Сарапульской епархии, на которую и был перемещен еп. Ириней. Истинная причина ухода из Мензелинска, по словам самого еп. Иринея, заключалась в том, что «20 церквей кантона, в большинстве бедных, не в состоянии содержать своего епископа». Еп. Ириней оставил Мензелинск 2 июля 1924 г. М. в. более не возобновлялось. Правосл. приходы на его территории до 1927 г. находились в ведении временно управляющего Уфимской епархией еп. Иоанна (Пояркова), а затем отошли Казанскому митрополиту.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Вскоре после 444 г. 3813 на тирскую каедру в Финикии был избран некто Ириней. Это был тот самый комит, который в Ефесе усердно помогал восточным, а потом за свою дружбу с Несторием был сослан в Петру, где и написал известное в церковной литературе сочинение Tragoedia 3814 , резко направленное против антидиофизитов 3815 . Выбор этот был одобрен в Антиохии, хотя и не без оговорок. Дело в том, что Ириней был двубрачный, что согласно 17-го апостольского правила, как известно, является irregularitas ex defectu sacramenti при поставлении во священные должности. В виду высоких нравственных качеств кандидата было сделано послабление 3816 . Выбор Иринея был утвержден, и он вступил в отправление своих обязанностей 3817 . Опасаясь возможных волнений, восточные все же обратились в Константинополь с просьбой ратифицировать выбор Иринея. Прокл признал Иринея и этим положил конец всяким сомнениям относительно законности его епископата 3818 . В таком положении дело это оставалось до смерти Прокла в июле 446 г. 3819 Смерть эта развязала руки Диоскору. Признавая в лице Иринея своего личного врага, он составил в Александри собор и от имени последнего отправил в Антиохию строгий приказ уничтожить все, что было сделано относительно Иринея. На востоке в этом требовании александрийца увидели притязания на не принадлежащие ему права и вместо опубликования хартии Диоскора, ему ответили, что согласно канонам никейского и константинопольского соборов, компетенция александрийского епископа точно ограничена собственным его диэцезом и не должна выходить из пределов Египта 3820 . Диоскор вышел из себя и, воспользовавшись своими придворными связями, при помощи Хризафия выхлопотал у императора указ от 17 февраля 448 г., направленный против несториан и в том числе Иринея. «Чтобы все из опыта узнали, гласит эдикт, какое негодование возбуждают в нашем величестве ревнители нечестивой Несториевой ереси, мы постановляем: Иринея, – по этой причине некогда навлекшего наш гнев и затем, не знаем как, после вторичного, как мы известились, брака, сделавшегося, вопреки апостольским правилам, епископом города Тира – изгнать из святой тирской церкви и по снятии с него одежды и имени священника, дозволить ему жить в тишине только на его родине» 3821 . Когда этот приказ был получен в Антиохии, то восточные, зная непостоянство политики Феодосия младшего, по совету Феодорита 3822 , решили не приводить немедленно в исполнение повеления государя относительно Иринея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопросе о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ириней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, согласовывался с пресвитерами (епископами) Римскими и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ереси Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римских, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римской Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое–то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что рукопись «Мучений Поликарпа» — это список со списка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого святой Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смирне Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подобный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скончался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанско–му закону» . Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Маркионом. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком–либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестившем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость святого Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпадает с подробным описанием святого Иринея о пребывании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совершать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопросе о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ириней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, согласовывался с пресвитерами (епископами) Римскими и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ереси Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римских, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римской Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое-то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что рукопись «Мучений Поликарпа» — это список со списка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого святой Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смирне Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подобный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скончался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанскому закону».    Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Маркионом. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком-либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестившем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость святого Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпадает с подробным описанием святого Иринея о пребывании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совершать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Православная Церковь , равно как и Римско-католическая, в древности уже причислили Иринея к лику святых угодников Божиих. Память его в Греко-Восточной церкви празднуется 23 августа (старого стиля); в Римско-католической – 28 июня. При Григории Турском останки св. отца хранились в пещере под алтарем базилики блаж. Иоанна (Beati Ioannis). 1325 Но уже в XV в. возник спор между духовенством этой церкви и храма св. Иуста (sancti Justi) о том, где находится подлинное тело Иринея, в той или другой церкви. 1326 В Acta Sanctorum передается также известие, что в 1562 г. кальвинисты, напав на Лион, разграбили его храмы и повыбрасывали мощи святых, между прочими и Иринея. Найдена была целой только его голова. 1327 Некоторые исследователи признают это известие достоверным. 1328 Но ученый Иоанн Райнольд в своей книге De romanae ecclesiae idolatria in culto sanctorum доказал полную неосновательность такого обвинения против кальвинистов. 1329 . 12 Oecumenii Commentaria in Epist. II s. Petri. Cap. III//Migne. Patrologiae cursus completus; series graeca. T. CXIX. Col. 599–600. 13 См. цитированные страницы; ср. также Feuardentius " a при его издании творений Иринея (в «Vita Irenaei») и Stieren " a в Энциклопедии Ersch " a (S. 357–358). 15 Мы употребляем эти слова в несобственном значении, так как в действительности язык Иринея является вполне литературным. 16 См.: Евсевий. Церковная история. V, 20,4–8 (у Schwarmz’a S. 207–208; русск. перев. С. 276–277; у Mignéя – при творениях Иринея. Col. 1225– 1228; русск. перев. Иринея. С. 529–530). У нас см. разбор этого отрывка далее (в отделе о времени рождения св. отца, во 2-й главе и во II части работы). 21 Abbot. Notes on some passages in Lightfoot Biblical essays//The classical Rewiew. 1895. June. P. 254. 24 Ropes С. J. Н. Irenaeus of Lyon//The Bibliothecasacrä 1877. April. P. 284–334; ср. блестящий отзыв о ней Гарнака в «Zeitschrift fiir Kirchengeschichte». Bd.II.S. 90. 25 Р. 298–299; ср.: Раре. Wörterbuchd. griech. Eigennamen; также: Dictionary of Christ. Biogr. Vol. III и Stieren. Irenaus//Encyclopädie Ersch " a,

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

62). Ириней на основании предания поверил личному обращению с ап. Иоанном Поликарпа, о котором он говорит, что «и мы видели его?» Смирнская церковь в своем послании о мученической кончине своего епископа Поликарпа, писанном через год после его смерти, как это видно из самого послания 59 58 , тоже на основании предания говорит о нем: «и этот дивный, современный нам учитель апостольский и пророческий?» А Виктор и римская церковь тоже приняла слова Иринея «на добрую веру», – Виктор «хотевший было отсечь от единения епархии всей Азии» за ту же «добрую веру?» Но еще страннее в виду сказанного нами об отношении Иринея и Виктора к спору о пасхе между Поликарпом и Аникитой следующие соображения и заключения того же критика: «Самое послание (Иринея к Виктору), говорит он, может быть подлинным и содержание его в главном можно считать историческим известием относительно спора между Поликарпом и Аникитой (какая снисходительность!) но кто поручится нам в том, что те слова послания, в которых говорится о ссылке Поликарпа на Иоанна и его обращении с этим апостолом, заимствованы у самого Поликарпа, и не выражают ли они собственно мнения Иринея? Следовательно, послание к Виктору не есть непосредственное свидетельство. Поликарпа, а содержат рассказ Иринея, который, как и все остальное, что сообщает Ириней о Поликарпе и его обращении с Иоанном, не выдерживаете пробы вероятности» (стр. 62). Коротко и ясно, но ни мало не доказательно. И спор между Поликарпом и Аникитой – факт исторический, и послание к Виктору – подлинно, и главное содержание его может быть признано за историческое известие: все это, как не противоречащее мне, говорит Шольтен, и с чем без ущерба для своей цели я могу согласиться, – все это ясно, доказательно и не возбуждает никаких вопросов. Но вот свидетельство Иринея о том, что будто бы Поликарп говорил Аниките о своем обращении с ап. Иоанном, требует «ручательства» для своей достоверности и, только спросив о таком ручательстве и не поискав его, Шольтен категорически заявляет: «следовательно» такого ручательства нет и следа, свидетельство Иринея не выдерживает « пробы вероятности».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010