8 В третий год царствования Валтасара. Т.е. спустя два года после того, как Даниил видел сон, о котором рассказано в гл. 7 (см. ком. к 7,1). 8 явилось мне, Даниилу, видение. В своем видении Даниил совершил путешествие, подобное тому, которое довелось совершить Иезекиилю ( Иез. 3,10–15 ). в Сузах, престольном городе в области Еламской. Во времена Даниила Сузы были столицей Элама, области к востоку от Вавилона. Неясно, был ли тогда Элам независимым государством или входил в состав Вавилонского или Мидийского царств. Как бы то ни было, позднее Сузы стали политическим и административным центром Персидского царства (ср. Есф. 1,2 ; Неем. 1,1 ). у реки Улая. Так назывался канал близ Суз, который соединял две реки, впадавшие в Персидский залив. 8 овен... у него два рога. Ст. 20 толкует образ двурогого овна как символ правителей Мидо-Персидского царства. один выше другого, и высший поднялся после. Знакомство с историей Мидо-Персидского царства проясняет эту символику. Мидийцы усилились и достигли независимости от Ассирии в 612 г. до Р.Х. Персы поначалу были в составе Мидийского царства, но со временем подчинили его себе, и Кир из Аншана (Элам) правил в 559–530 гг. до Р.Х. утвердил свою власть над Мидией. После этого к титулам Кир прибавился еще один «царь Мидийский». Таким образом, история в точности подтверждает видение Даниила. 8 овен бодал к западу и к северу и к югу. Из этих слов ясно, что овен стоит спиной к востоку, откуда он пришел (см. Ис. 41,2 ). Сначала Кир покорил Малую Азию, затем северную и южную Месопотамию. Его преемники расширили пределы Мидо-Персидского царства далеко на восток. 8 по лицу всей земли, не касаясь земли. Данные слова отображают стремительность завоеваний Александра Македонского. у этого козла был видный рог между его глазами. Согласно ст. 21, козел это Греческое царство, а рог между его глазами ее первый царь. Данный образ отображает расцвет Греческой империи под властью Александра Македонского (356–323 гг. до Р.Х.). Империя Александра Великого (323 г. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

153 . (Следующее), как мне думается, сказано о лицах: «Ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка», т. е., пуст избыток (коринфской) общины (populi) дает ей повод к доброму делу, (именно): облегчению материальной нужды тех (общины македонской) (ad illorum sublevandam alendi inopiam), a духовное богатство последних (церкви македонской) восполняло бы скудость духовных заслуг (коринфской) общины (udjuvet in plebe inopiam meriti spiritalis) путем благодатнаго общения (et conferat ei gratiam) 594 . 154 . Прекрасный пример дал апостол: «Кто избрал много, не имел лишняго; и кто мало, не имел недостатка». Как убедительно (bene) этот пример увещает всех людей быть милосердными; ибо и тот, кто имеет много золота, не обладаеи избытком, так как все, что только есть в веке сем, ничто; и тот, кто, мало имеет, не испытывает недостатка, так как ему нечего терять. Не может быть убытка в том деле, которое само уж (tota) есть убыток. 155 . Впрочем, можно понимать (это изречение) и так: кто обладает многим и (никому) не дает, тот не имеет избытка, потому что кто желает все большаго, тот всегда будет нуждаться, сколько бы он ни приобрел, и кто имеет мало, тот не терпит недостатка (non minuit), потому что бедняк просит немногаго. Равным образом и тот беден, кто духовные (дары) раздает за деньги (необходимыя для поддержания жизни) и, хотя бы в нем преизбыточествовала благодать, он не был бы богатым, потому что благодать не отягощает, а облегчает ум. 156 . Хотя можно понимать и так: нет у тебя изобилия, человек! Насколько ценно (quantum) то, что ты получил, хотя бы его было и много? Иоанн, больше котораго нет между рожденными женами, однако не выше того, кто (считается) меньшим в Царствии Небесном. 157 . Возможно и такое объяснение (potest et sic): не может Божья благодать, поскольку она духовна, иметь изобилия по образцу материальнаго (corporaliter), кто может понять или силу или величие (magnitudinem aut latitudinem) ея, которую он не может и ведеть? Вера, если она будет как зерно горчичное, может переставлять горы, и не дается она тебе больше зерна горчичнаго. И если изобилует в тебе благодать, то не должно ли опасаться, чтобы ум не стал превозноситься таким делом? Ибо много таких, которые благодаря сердечной высоте пали глубже, чем еслибы они совсем не имели Господней благодати. И кто имеет не так много, тот (тоже) ничего не теряет, потому что (то, что οн имеет), не материально и его нельзя делить (quia non est corporeum, ut dividatur); и что кажется малым для имеющаго, (то же самое представлется) великим для того, кто ни в чем не имеет недостатка.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   О чем Даниил молился, это он удостаивается услышать, [именно]: что будет с народом израильским не в ближайшее время, а в последние дни, то есть при кончине мира.    Ст. 16. Господин мой! от видения твоего ослабели суставы мои (или повернулись во мне внутренности мои) и проч.    Так перевел Феодотион согласно с тем, что мы читаем в сто втором псалме (ст. 1): благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его. Ибо прежде, нежели мы удостоимся увидеть видение Божие, внутренности наши обращаются ко вне, а когда мы увидим видение Божие, то внутренности наши обращаются в [глубь] нас, мы углубляемся в них, о чем и в другом псалме пишется: вся слава дщере царевы внутрь, в ряснах златых (Псал. 44:14).    Ст. 19. И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: говори, господин мой, ибо ты укрепил меня. И он сказал.    Ибо если бы не укрепило его прикосновение подобного сыну человеческому и если бы страх не оставил сердца его, то он не мог бы слышать таинств Божиих, и потому он теперь говорит: так как ты укрепил меня, то говори, господин. Ибо ты соделал то, что я могу и слышать, и понимать то, что ты будешь говорит.    Ст. 20. Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским.    Слова эти означают следующее: я пришел для того, чтобы сообщить тебе, что молитвы твои услышаны; но я возвращусь, чтобы опять бороться пред Богом с князем персидским, который не хочет освободить народ твой из плена.    Ибо когда я уходил, то пришел князь греческий.    Я, говорит, уходил от лица Божия, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни, хотя еще не был спокоен, потому что стоял князь персидский и возражал против твоих молитв и против отправления меня [к тебе]. И вот пришел князь греческий, то есть македонский, и предстал пред Богом, обвиняя князя персидского и мидийского с тою целью, чтобы на их место вступило царство македонское. И по истине удивительны таинства Божии; ибо по освобождении народа иудейского Александр, царь македонский, умертвив Дария, разрушил царство персидское и мидийское, и князь греческий победил князя персидского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, как увидел Даниил, экспансия Персии шла по этим трем направлениям, сначала западному, потом северному и наконец южному. И никакой зверь не мог устоять против этого, т.е. никакое государство. Мы знаем, что в еврейском языке государства именуются «зверями», «чудовищами», потому что они часто пожирают, в некотором смысле, людей – это действительно очевидно. Персидское царство громило всех, и никто не мог спасти от него, и оно делало, что хотело. У персидского царя был титул – «царь царей». На самом деле этот титул не должен принадлежать человеку, потому что истинным царем царей является Бог, потому что Он свергает царей и ставит их, как Ему угодно. Персы того времени оставили величайшие архитектурные произведения в столице своего государства – Персеполе, и это показывает внутреннее величание персидских царей, которые считали себя непосредственными помазанниками и посланниками божества. Как обычно, за гордыней следует падение. «Я внимательно смотрел на это», – пишет Даниил, т.е. на то, как на гордого овна, который бодается в разные стороны, кажется сильным, непобедимым, вдруг идет с запада козел. Идет по лицу всей земли, не касаясь земли, потому что цари не опираются ни на что земное. Речь идет о царе Александре Македонском. О нем пророк Даниил предсказывает за три столетия до его рождения. Александр Македонский видел врага и нападал на него. У него была такая логика: если есть город – надо его брать, если город не берется – надо штурмовать, если не штурмуется – надо осаждать до тех пор, пока не возьмешь. И у этого козла был рог, между глазами. Здесь рог – это сам царь Александр Македонский. Рог – это знак силы, знак власти. Мы знаем с вами, что Христос называется рогом силы, потому что на царство царей помазывали сделанным из рога сосудом, который заполнялся ароматическим оливковым маслом, и содержимое выливалось на голову царей. Таким образом давалась благодать Святого Духа для царской власти, поэтому рог был знаком царя. «Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и  он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных» ( Дан. 8:6–8 ). Здесь идет речь о том, что Даниил видит и предсказывает знаменитое великое сражение между Александром Македонским и Дарием при Иссе, когда Александр внезапно напал и нанес сокрушающее поражение персидскому войску, потому что напал именно в ярости, не рассчитывая сил, а исходя из принципа: «передо мной враг – следовательно, он должен быть уничтожен». Этот принцип Александра Македонского сослужил ему добрую службу, он сокрушил Персию, причем коротким ударом. Война длилась не очень долго, за каких-то двенадцать лет была сокрушена величайшая держава древности. «И сломил у него оба рога»: сокрушил, захватил оба народа – и мидян, и персов. «И недостало силы у овна устоять против него». Это точно было исполнено Александром Македонским – он воцарился над всей Персией и даже пошел дальше, в Бактрию и Индию, создав величайшую державу. И что было дальше? «Тогда козел чрезвычайно возвеличился» ( Дан.8:8 ) – оракул в Фивах объявил его сыном Амуна, воплощением Ра, и он считал себя божественным существом. Мы опять видим то же самое, из века в век повторяющуюся картину: гордецу дается шанс подняться, но ему хочется еще выше. А потом Бог его ломает, потому что человек поднимается, чтобы исполнить волю Божию, но при этом гордится, и Бог его смиряет. Александру Македонскому было 33 года, когда он умер в Вавилоне. И никто ему не смог помочь, как поет одна арабская песня: «Александр завоевал целый мир, но погубил свою душу». После него царство разделилось «на четыре ветра небесных»: македонское царство (которое включало в себя Грецию), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия), фракийское (Малая Азия – нынешняя Турция) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И он сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции». «…Бороться с князем Персидским», добиваясь освобождения евреев, чтобы евреи все-таки построили государственность и чтобы они восстановили это царство. Но потом он уйдет от князя Персии, и тогда ему на смену придет князь Греции. Князь Греции – это ангел-хранитель Греции. Он придет, чтобы и греки встретились с народом Божиим и совершились судьбы Божии по образованию всемирной греческой империи, а затем и римской. Это делалось для того, чтобы проложить дороги для всемирной проповеди Христа. Если бы мы могли правильно себе представить движение истории войска Александра Македонского, мы могли бы понять то, что ангел-хранитель Персии уходит и его уводит за собой архангел Гавриил. Перед приходом царя Македонского впереди идет пламенный дух, который является ангелом-хранителем Греции. Он идет, чтобы сокрушить Персию по велению Бога и чтобы на месте Персии построить новую державу, как это угодно Богу. Построить новый великий мировой порядок, в котором совершится воля Бога. Именно таким образом происходят все мировые исторические движения и катаклизмы по смене цивилизаций. Это непосредственный результат вмешательства ангелических сил, «что начертано в истинном писании», т.е. что начертано в замысле самого Бога. Истинное писание – это Книга Жизни, книга судеб Божиих, т.е. замысел Бога, который имел Бог еще до творения мира. Мы знаем, что Бог вне времени и весь земной процесс для него протекает одновременно, потому что для Него «все и сейчас». Поэтому Его великая память является неким истинным Писанием. И ангел возвещает ее – то, что написано в этом истинном писании о судьбах, которые ждут еврейский народ и другие народы после смерти пророка Даниила. Единственный, кто помогает Гавриилу в исполнении его миссии, – это князь Михаил. А все остальные ангелы выступают против возвращения еврейского народа, с одной стороны, желая, чтобы Слово Божие сохранилось, а с другой стороны, чтобы евреи получили наказание за свои злые дела. Единственный, кто защищает евреев, – это архангел Михаил.   Глава одиннадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 5-6). Представим себе, что Господь в угоду сатане бросился бы вниз: остается невидим: толпы, увидев чудо, бросятся к Нему, провозгласят великим из великих. Но при внимательном рассмотрении вдруг обнаружат, что перед ними не Христос, а, возможно, Македонский царь, или Цезарь, а, может быть, и Помпей. Эта духовная гордыня немыслима и потому следует праведный ответ. «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Следует помнить, что поиск Бога не должен быть связан с безграничным требованием своего эгоистического начала показать Его нам немедленно, потому что этого захотела наша поврежденная сущность. И победить дьявола возможно, по слову Иоанна Златоуста, «не знамениями, но незлобием и долготерпением…» Христос показывал новый пример человеческих отношений, где важнейшими спасительными качествами становились смирение и отсутствие гордости. Это был отказ от Каинова наследия, которое преследовало человечество на протяжении нескольких тысячелетий. Это было невероятно сложно человеческому естеству во все времена. Однако именно Бог показывает силу Своего смирения, чтобы человек, Его творение, взирая на пример Творца, выкажет послушание своему Отцу. Ибо, если не будет послушания, то неизбежно отравление змеиным ядом власти, который спешит предоставить человеку лукавый демон. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4: 8-9). Известно, ради достижения власти, человек, порой, готов совершать страшные преступления, и сатана, зная человеческие слабости, искушает Сына Человеческого самым дерзким искушением – искушением власти. Кроме того, лукавый как всегда лжет, заявляя, что все царства принадлежат ему. Ему принадлежат лишь его искушения и ложь, и те, кто поддался этим лживым искушениям, строя государства, не согласуясь с Божественными заповедями. Могут ли они построить долговечные строения? Сомнительно. Достаточно вспомнить великие царства древнего мира, приходящие и уходящие со стремительной скоростью из бытия в небытие: Навуходоносор Вавилонский, Крез Лидийский, Кир Персидский, Александр Македонский. Их мечтания о великих государствах, о царстве счастья и свободы в действительности преломлялись в уничтожение человеческой личности. Государственная целесообразность душила личность человека, превращая его в винтик бездуховного механизма. И подчинение души сему механизму способно привести человека только к саморазрушению и самоуничтожению; подчинение этому механизму приводит к тому, что вместо Бога на Его место ставим в духовном мире кумира, имя которому – государство.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

И сам пророк Малахия вполне ясно различает Илию как «пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного», от совершителя этого дня, о котором он говорит: «внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его: и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий» и т. д. ( Мал. 3:1–2 ). Напрасно также уверяет Г. Гольцман 250 , будто священническая аристократия, стоявшая во главе управления иудейским народом во времена персидского, македонского и египетского владычества, могла настолько затмить славу Давидова дома, чтобы совершенно прекратить в народе чаяния Мессии, сына Давидова. В среде иудейских первосвященников, управлявших Иудеей, было немало людей недостойных, корыстолюбивых, действовавших часто во вред своему народу. Каждый иудей мог подметить, что управление священнической аристократии не имело достаточной силы и прочности. «Власть первосвященника только тогда была уважаема, когда сам он обладал дарованиями, нужными для управления; в противном случае, каждый хитрый и предприимчивый человек, расположив в свою пользу царя, становился выше первосвященника и управлял иудеями по своей прихоти и для своей пользы» 251 . Поэтому едва ли иудеи могли настолько восторгаться правлением первосвященников, чтобы совершенно отказаться от мысли о восстановлении рода Давидова. Впрочем, мнение Гольцмана, не подтверждаемое никакими фактами и письменными свидетельствами, является совершенно голословным и поэтому не заслуживает особенного научного внимания. Нет никаких исторических оснований для отрицания существования у иудеев мессианских идей и в период македонского и египетского владычества. Условия жизни иудейского народа почти нисколько не изменились в сравнении с предшествующим временем; иудеи и теперь чувствовали себя более или менее спокойно, так как Александр Великий и его преемники Птоломеи относились к ним очень снисходительно, предоставляя им полную свободу в области религиозной жизни и не вмешиваясь в их самоуправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Так перевел Феодотион согласно с тем, что мы читаем в сто втором псалме ( Пс. 102:1 ): «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Ибо прежде, нежели мы удостоимся увидеть видение Божие, внутренности наши обращаются ко вне, а когда мы увидим видение Божие, то внутренности наши обращаются в [глубь] нас, мы углубляемся в них, о чем и в другом псалме пишется: «Вся слава дщере царевы внутрь: в ряснах златых» ( Пс. 44:14 ). Дан. 10:19 . И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: говори, господин мой, ибо ты укрепил меня. И он сказал. Ибо если бы не укрепило его прикосновение подобного сыну человеческому и если бы страх не оставил сердца его, то он не мог бы слышать таинств Божиих, и потому он теперь говорит: так как ты укрепил меня, то говори, господин. Ибо ты соделал то, что я могу и слышать, и понимать то, что ты будешь говорит. Дан. 10:20 . Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским. Слова эти означают следующее: я пришел для того, чтобы сообщить тебе, что молитвы твои услышаны; но я возвращусь, чтобы опять бороться пред Богом с князем персидским, который не хочет освободить народ твой из плена. Ибо когда я уходил, то пришел князь греческий. Я, говорит, уходил от лица Божия, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни, хотя еще не был спокоен, потому что стоял князь персидский и возражал против твоих молитв и против отправления меня [к тебе]. И вот пришел князь греческий, то есть македонский, и предстал пред Богом, обвиняя князя персидского и мидийского с тою целью, чтобы на их место вступило царство македонское. И по истине удивительны таинства Божии; ибо по освобождении народа иудейского Александр, царь македонский, умертвив Дария, разрушил царство персидское и мидийское, и князь греческий победил князя персидского. Дан. 10:21 . Впрочем, я возвещу тебе то, что начертано в писании истины. Ход мыслей следующий. Дело остается еще в неопределенном положении. Ибо когда ты молился Господу, а я приносил [Ему] молитвы твои, то против [меня] стоял князь персидский, не желавший, чтобы народ твой был освобожден из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

153 . (Следующее), как мне думается, сказано о лицах: «Ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка», т. е., пусть избыток (коринфской) общины (populi) дает ей повод к доброму делу, (именно): облегчению материальной нужды тех (общины македонской) (ad illorum sublevandam alendi inopiam), a духовное богатство последних (церкви македонской) восполняло бы скудость духовных заслуг (коринфской) общины (adjuvet in plebe inopiam meriti spiritalis) путем благодатного общения (et conferat ei gratiam) 262 . 154 . Прекрасный пример дал апостол: «Кто избрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка». Как убедительно (bene) этот пример увещевает всех людей быть милосердными; ибо и тот, кто имеет много золота, не обладает избытком, так как все, что только есть в веке сем, ничто; и тот, кто, мало имеет, не испытывает недостатка, так как ему нечего терять. Не может быть убытка в том деле, которое само уж (tota) есть убыток. 155 . Впрочем, можно понимать (это изречение) и так: кто обладает многим и (никому) не дает, тот не имеет избытка, потому что кто желает все большего, тот всегда будет нуждаться, сколько бы он ни приобрел, и кто имеет мало, тот не терпит недостатка (non minuit), потому что бедняк просит немногого. Равным образом и тот беден, кто духовные (дары) раздает за деньги (необходимые для поддержания жизни) и, хотя бы в нем преизбыточествовала благодать, он не был бы богатым, потому что благодать не отягощает, а облегчает ум. 156 . Хотя можно понимать и так: нет у тебя изобилия, человек! Насколько ценно (quantum) то, что ты получил, хотя бы его было и много? Иоанн, больше которого нет между рожденными женами, однако не выше того, кто (считается) меньшим в Царствии Небесном. 157 . Возможно и такое объяснение (potest et sic): не может Божья благодать, поскольку она духовна, иметь изобилия по образцу материального (corporaliter), кто может понять или силу или величие (magnitudinem aut latitudinem) ее, которую он не может и ведать? Вера, если она будет как зерно горчичное, может переставлять горы, и не дается она тебе больше зерна горчичного. И если изобилует в тебе благодать, то не должно ли опасаться, чтобы ум не стал превозноситься таким делом? Ибо много таких, которые благодаря сердечной высоте пали глубже, чем если бы они совсем не имели Господней благодати. И кто имеет не так много, тот (тоже) ничего не теряет, потому что (то, что он имеет), не материально и его нельзя делить (quia non est corporeum, ut dividatur); и что кажется малым для имеющего, (то же самое представляется) великим для того, кто ни в чем не имеет недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010