Однако, с нашей точки зрения, проблема церковного служения женщин неразрывно связана не только с современным состоянием канонического (церковного) права, но в первую очередь с церковной историей православного мира. Ибо женщины претендовали на участие не только в церковном служении, но также и в церковном управлении уже в средневековой Византии; примеры подобного участия дают нам политические биографии некоторых византийских императриц. В частности, Феодора (527–548), бывшая гетера и актриса, ставшая супругой Юстиниана I (527–565), активно покровительствовала миафизитам, а также сыграла решающую роль в низложении папы Сильверия и в избрании на его место Вигилия (Procop. BG I. 25. 13; Liberat. PL LXVIII. 1040). Мартина (622–641), племянница и супруга императора Ираклия (610–641), сопровождавшая его во время военных походов, играла не менее активную роль в церковной жизни и в подготовке богословской реформы, связанной с установлением моноэнергизма и монофелитства в имперской Церкви . Ирина (780–802), супруга Льва IV Хазара (775–780), удалила от двора сторонников своего мужа, являвшихся иконоборцами, созвала II Никейский Собор (787 г.), а затем свергла с престола своего сына императора Константина VI (780–797) и захватила единоличную власть над всей империей . Анна Далассина, мать Алексея I Комнина (1081–1118), происходившая из аристократической армянской семьи, стояла у истоков комниновского переворота весной 1081 г., затем фактически управляла государством и церковными делами, пока ее сын воевал с норманнами и печенегами, причем лично отдала приказ об ослеплении самозванца Лже-Диогена . Этот перечень можно было бы продолжить. Очевидно, что фундаментальный принцип византийского цезарепапизма, сформулированный Константином Великим (306–337), объявившим себя епископом внешних дел Церкви (Euseb. VC IV. 24), в периоды ослабления власти императоров распространялся на царствующих императриц. Тем не менее римско-византийское право — по крайней мере в эпоху Македонской династии — на уровне деклараций подчеркивало принцип подчинения императрицы императору, и, следовательно, с формальной точки зрения его нормы ограничивали участие женщин, даже императриц, в церковном служении и управлении (Synop. Basil., 1859, 130).

http://bogoslov.ru/article/6192912

  Куда обращаться будущим родителям Дамира и Сережи . – С.47;   В помощь усыновителям . Как подготовиться будущим усыновителям (приемным родителям, опекунам) к первой встрече с ребенком? На вопрос отвечает Ирина Шевелева , психолог «Школы приемных родителей», Астрахань. – С.46-47.   Елена Сердюк. Уча - учусь. Монолог преподавателя ОПК . Подготовил Влад Головин . Редакция журнала «Фома» выражает благодарность А. В. Македонскому, председателю наблюдательного совета благотворительного фонда «Благовест» и протоиерею Олегу Николаеву, президенту этого фонда, за помощь, оказанную в подготовке материала. В оформлении использованы рисунки слушателей курса ОПК из Бердянска (Украина, Запорожская область). Фото предоставлены благотворительным фондом «Благовест»//Фома. - – апрель 2010. – С.48-49,50. – (раздел « Люди »).   На врезке к статье об опыте введения курса основ православной культуры рассказывает:   Протоиерей Олег Николаев , президент благотворительного фонда «Благовест», настоятель храма во имя Святой Троицы города Бердянска. Преподавать ОПК должны учителя. Подготовил Влад Головин //Фома. - – апрель 2010. – С.49-50. – (раздел « Люди »).   Реклама : С.51.   Юрий Рязанов , президент Фонда поддержки развития общества «Наши дети». Миллион сайтов. Разработчики о программе «ИнтернетЦензор» . Чем может быть опасен Интернет и как защитить своего ребенка от вредных сайтов//Фома. - – апрель 2010. – С.52-53. – (раздел « Люди »).   Хлеб Победы. Пасхальный фоторепортаж Александра Кононыхина из города Губкина . Как пекут, покупают и освящают куличи в городе Губкине Белгородской области//Фома. - – апрель 2010. – С.54-57. – (раздел « Люди »). См. также: Алексей Пищулин . Пасха на снегу . Отклик на фоторепортаж «Хлеб Победы», за апрель 2010 года. Фото из архива автора//          Фома. - – май 2010. – С.98. – (рубрика « Отклики »).   Константи н Мацан. Вместо заключения. Будни сотрудников Общества милосердия в тюрьмах Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2010. – С.58-61. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

Недалеко от королевского дворца я видел церковь нашего посольства, недавно возобновленную, но еще не освященную и расписываемую внутри художником из Мюнхена г.Тиршем. Я обозрел ее. На месте этой церкви, или близ нее, по соображениям и исследованиям о.архимандрита Антонина, в дохристианские времена находился лицей философа Аристотеля, и потому место сие именовалось Ликодим. Под этим именем оно известно было английским путешественникам Спону и Велеру в 1676году 199 . На генеральном плане Афин, составленном венецианским инженер-капитаном Вернедой в 1687г., оно названо Liceo di Aristotele – лицей Аристотеля, и тут же замечено о нем: chiesa Sotiros, altre volte Liceo d’Aristotele, т.е. церковь Спаса, некогда лицей Аристотеля. Так как на этом месте и около него оказались водопровод и колодези с водой и так как оно слыло у афинян под именем Бани, то составилось предположение, что римский император Нерон выстроил тут бани; но поскольку они оказались мало пригодными для Афин безводных и безлесных, то император Адриан, любивший сей город и построивший в нем новый квартал под названием Адрианополя, обратил их в городское водохранилище. По истечении нескольких веков греческая царица Ирина, родившаяся в Афинах, воздвигла тут церковь Спаса, сохранив под нею водопровод. Эта церковь с 1651г. слыла в народе уже под именем Никодима, вместо Ликодима. Не известно, когда она была покинута и обветшала так, что в ней не совершалось никакое священнослужение. В этом запустении застал ее архимандрит Антонин и с 1852г. начал возобновлять ее, предварительно открыв и осушив многие подземелья ее, в которые сходил и я. По осмотре обновляемой для нашего посольства церкви меня провели по бульвару к ближним развалинам храма Юпитера Олимпийского. Что же я увидел тут? Увидел только 16 свидетелей бывшего на этом месте великолепнейшего капища: я разумею 16 колонн, уцелевших из 120 сестер их. Известна история сего капища. Передаю ее. Его начал строить у правого берега потока Илисса Писистрат в 530г. до Рождества Христова, а продолжали дети его. Но по изгнании их из Афин окончательная достройка этого капища приостановилась почти на 400 лет. Однако оно было поставлено так, что служило предметом удивления для последующих поколений. Македонский царь Персей и после него Антиох Епифан продолжали достраивать чтилище, о котором идет речь. Сей Антиох поручил работы римскому архитектору Коссуцию, а этот переделывал то, что уже было сделано, предположил выстроить храм в гораздо больших размерах и придать ему вид ордена коринфского. Но смерть Антиоха, последовавшая в 164г. до Рождества Христова, снова прервала работы, а в 84г. до Христа несколько колонн были перевезены в Рим Силлой. В царствование Августа многие союзные с римлянами государи достраивали Юпитерово капище своим иждивением, но кончил его уже император Адриан (117–138гг.). Такие превратности продолжались почти 700 лет. Здание было громадно и величественно. Но и его разрушили люди и время.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но двуличный и вероломный Калафат недолго медлил с обнаружением действительного своего настроения как к одной, так и к другому; скоро он заплатил им обоим черной неблагодарностью. Михаил Калафат, вступив на престол, задался мыслью прочно на нем утвердиться. Ничего нет невероятного в том, что у него была жена (Ирина), 647 может быть, даже дети, и что намерением его было упрочить престол за своим потомством, совершенно устранив Македонскую династию. План действий, насколько можно судить по скудным данным, составлен был умно. Он знал, что в народе посеяно недовольство системой управления предшествующего царствования, что предмет, на который это недовольство направлено, – его родственники, стоявшие во главе управления. Известно было ему также, что аристократия враждебно смотрела на воцарение незначительного по происхождению, не из ее среды вышедшего Михаила Пафлагона и не иначе посмотрит на собственное его воцарение. И вот он решился прежде всего примирить с собой народ, доказав, что он не солидарен с господствовавшей до него системой, а потом найти точку опоры для своей власти; поскольку же аристократия не могла ему сочувствовать, то – искать приверженцев помимо нее, в других классах общества. Достигнув всего этого и таким образом подготовив почву, он предполагал сделать последний шаг – de facto и de jure закрепить за собой императорское достоинство и заставить забыть о доживавшем свой век отпрыске Македонского дома. Желая показать, что он не разделяет принципов, до того времени господствовавших в управлении, Михаил Калафат стал действовать в направлении, противоположном политике, которой держался Иоанн Орфанотроф с братьями и разными пособниками, а также исправлять и переделывать все то, что еще могло поддерживать ропот в известных кругах. Клика Иоанна Орфанотрофа, преследуя свои эгоистические цели, не останавливалась перед административными и другими неправдами; Михаил Калафат выступил на борьбу с несправедливостью и заявил себя неумолимым поборником правды. 648 Иоанн Орфанотроф, настойчиво преследуя малейшие проявления оппозиции против своей власти и подавляя замыслы против Пафлагона, ссылал и заключал в тюрьмы злоумышленников и их приверженцев; Калафат распорядился освободить их из заточения и возвратить из ссылки; были, между прочим, возвращены Константин Далассин и Михаил Керулларий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Известны 2 инициативы по дворцовому строительству. При имп. Юстиниане II (685-695, 705-711) в Большом дворце были построены Лавсиак и т. н. Юстиниан (их точная форма и расположение неизвестны; Restle. P. 480). При Феофиле в 1-й пол. IX в. в комплексе Большого дворца была перестроена Магнавра, где был поставлен трон с механическими приспособлениями в виде деревьев и львов ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 163-164), а также помещения для финансовых ведомств (геникон, идикон и вестиарий), термы Катоптрон и здание для имп. архива (Оатон или Труллос; Magdalino. 1993. P. 44-45). Из проектов общественного строительства этой эпохи известны очистка порта Неорион имп. Леонтием в 698 г. (для нужд военного флота) и восстановление имп. Константином V в 766 г. водопровода, разрушенного еще во время аварской осады 626 г. ( Magdalino. 1993. P. 20). Некоторые общественные здания, в т. ч. термы, были восстановлены при имп. Ирине в кон. VIII в. Кесарь Варда в 50-60-х гг. IX в. основывает в своем дворце высшую школу, к-рая при Македонской династии превратится в т. н. к-польский университет в Магнавре. Интерьер ц. Св. Ирины. Фотография. Нач. XX в. Интерьер ц. Св. Ирины. Фотография. Нач. XX в. По всей видимости, странноприимные заведения и нек-рые больницы продолжали существовать в К. с ранневизант. времени и пережили «темные века»; за их состояние отвечал придворный чиновник орфанотроф, временами пользовавшийся большим влиянием в правительстве. Таковы сиропитательница св. Павла на Акрополе, лепрозорий св. Зотика за Золотым Рогом, ксеноны св. Сампсония и Еввула близ собора Св. Софии, носокомий св. Маркиана в Пераме на Золотом Роге и Нарсеса у Юлиановых ворот. Имп. Ирина построила еще один странноприимный дом, а Феофил учредил другой у Зевгмы на холме (совр. р-н Ункапаны) в здании, к-рое было до этого последовательно домом патрикия Исидора, домом терпимости, ксенодохием (с эпохи Льва III), последним жилищем свергнутого имп. Константина VI в нач. IX в. и, наконец, мон-рем его жены Феодоты под названием Метания ( Magdalino. 1993. P. 50-51). Существовал также еще один ксенон в р-не Девтерон. В Patria Constantinopolitana также упоминаются 15 гирокомиев (дома престарелых; впрочем, эти цифры могут отражать реалии уже более развитого К. в Х в.; Magdalino. 1993. P. 31-32). В рамках христ. благотворительности происходит трансформация культуры терм, вокруг к-рых образуются диаконии (всего известно 26) для омовения и питания, а также погребения больных и нищих. Во 2-й пол. VIII в. при храмах возрождаются городские школы ( Magdalino. 1993. P. 33-42).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

К. М. принадлежит множество произведений разных жанров: стихотворная «Хроника» (Σνοψις χρονικ), «Путевые заметки» (Οδοιπορικν), «Моральные стихи» (Ηθικν ποημα), сохранившийся во фрагментах роман «Аристандр и Каллифея» (Τ κατ Αρστανδρον κα Καλλιθαν), монодии, утешительные слова, похвальные речи и экфрасисы. «Хроника» «Хроника» содержит 6620 пятнадцатисложников (по критическому изданию О. Лампсидиса), повествование начинается с сотворения мира и доводится до конца правления имп. Никифора Вотаниата (1081). Ряд исследователей считают, что «Хроника» написана между воцарением Мануила (1143) и смертью севастократориссы Ирины (1153), поскольку она содержит посвящение Ирине (l. 1-17) и похвалу Мануилу с пожеланием, чтобы его царствование продлилось много лет (l. 2507-2512). Однако издатель «Хроники» Лампсидис указывает на то, что в посвящении упомянута не только Ирина, но и ее муж Андроник, который умер в 1142 г. В таком случае «Хронику» следует датировать временем до 1142 г., а похвалу Мануилу считать более поздним добавлением. Рукописная традиция «Хроники» очень богата, в критическом издании использовано 13 самых авторитетных списков более чем из 100 известных, хотя первоначально К. М. ориентировался на узкую аудиторию и писал «Хронику», только чтобы развлечь взыскательного придворного читателя. Как и большинство авторов всемирных хроник после Иоанна Малалы , К. М. излагал историю как череду сменяющих друг друга правителей. Он сформулировал этот принцип в начале «Хроники», пояснив, что намерен рассказать, кто, кем и на какой территории правил и сколько лет длилось каждое правление. После описания дней творения (l. 27-341) К. М. излагает историю от Адама до Авраама (l. 283-534), историю вост. правителей - от полулегендарных Бела и Сарданапала до персид. царей, Александра Македонского и эллинистических правителей (l. 535-966), обращается к иудейской истории и доходит до вавилонского пленения (l. 967-1107), хронологически возвращаясь назад, но уже к греч. истории, подробно рассказывает о Троянской войне (l. 1108-1470), повествует об истории Рима - от Энея до равноап. Константина I Великого (l. 1471-2290), после чего переходит к самому объемному визант. разделу (l. 2291-6620). Т. о., из повествования выпадает период полисной Греции и республиканского Рима. К. М. сосредоточен на светской истории: ни церковные Соборы, ни борьба с ересями его не интересуют, история Боговоплощения занимает всего неск. строк, а святые почти не упоминаются. Современная К. М. политическая действительность не нашла отражения в «Хронике»; правящий имп. Мануил упомянут лишь однажды, при противопоставлении Ветхого Рима Новому (l. 2506-2512). Нередко К. М. выступает в роли морализатора, при этом объектом его поучений являются не только конкретные исторические фигуры, но и имперсональные силы - Зависть, Судьба, Эрос, поскольку, согласно его видению истории, именно они, а не Провидение, к-рое упомянуто лишь дважды, играют главенствующую роль в истории человечества.

http://pravenc.ru/text/2057092.html

В центре иконы — благоверный князь Александр Невский. . Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье. Вмц. Ирина Македонская На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно . Царственные Страстотерпцы Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник . Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия. Равноапостольная княгиня Ольга Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя. Преподобный Сергий Радонежский Преподобные имеют особенные одеяния — хитон , мантию, клобук . Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.

http://pravmir.ru/tajny-kanonicheskoj-ik...

Магеддон город Болландисты ищут или в Македонии или в соседстве с нею во Фракии. Может быть, это Мадит во Фракии. Саворий, по прологу царек и правитель в Магеддоне, в минее вернее называется Савах, он преемник и сын Седекии – имена еврейские. История ап. Павла показывает, что евреи составляли не малую часть жителей в городах грекомакедонских и, может быть, они дали имя колонии Магедон. Впрочем у Геродота и Фукидада указывается в Македонии область Мигдония (Lubker 646). Так как св. Ирина была ученица Тимофея, сотрудника ап. Павла; то мучение ее относят ко временам гонений Домициана или Траяна. Память св. Ирины издрегле особенно чтилась в Константипополе и ей посвяшено было несколько великолепных храмов. Сп. 21 янв., 28 апр., 8 августа, 6 сент. Филарет в своем сочинении: святые южных славян (стр. 260) считает ее проповедницею среди славян в Сербии; она была родом из Иллирика и по западным мартирологам: Адону и другим, сожжена в Солуне, что более вероятно, нежели мирная кончина ее в Ефесе по актам, коих не мало коснулась позднейшая рука. 6 Свв. мучч. Варвар, Вакх, Каллимах иДионисий . Сии мученики пострадали во Фракии при Иулиане. Календарные сведения о мученике Варваре в. древни: в синаксарях синайских евангелий IX-X в. 8 мая показана память св. Варвара мученика в Мефоне (у А. Антонина только: св. Варвара). В Деяниях св. (Маи Т. III. 285) из Петра де Наталибус († 1370 г.) тоже почти, что и в славянской минее, только наименован епископ крестивший его Кириак и ангел, исцеливший его, Гавриил и показан день погребения 14 мая в Муфоне. Местом погребения его признают Мефон пелопонезский в Мессении, ныне Модон. а не Мефон македонский, что ныне Елевтеро-Кори; впрочем, о сем еще ниже в заметке о Варваре разбойнике. В Константинополе совершалось 6 мая празднество Варвару, усеченному мечем, но не с Вакхом, Каллимахом и Дионосием, коих совсем нет в восточных памятниках, а с Димитрием, Донатом, Дапактом, Месиром и Ферином в храме их во Втором, а 14 мая другому муч. Варвару с Александром и Аколуфом в храме Ирины приморские.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Получив отказ, Дулкитий отправился к девушкам ночью, чтобы совершить насилие. Но по пути его внезапно поразила неведомая сила, и правитель потерял рассудок: вместо спальни попал на кухню и, с ног до головы перепачкавшись в саже, в диком испуге выбежал на улицу. Даже стражники не сразу узнали черного от угля начальника и подняли его на смех. Дулкитий решил, что девушки его околдовали, и жаждал мести. На суде он приказал обнажить сестер, — но никому не удалось этого сделать : одежды словно приросли к девушкам. А сам Дулкитий во время судебного заседания вдруг заснул беспробудным сном, и стражники отнесли его домой, как бесчувственное бревно. Очнувшись в собственной постели, Дулкитий решил отступиться от посягательств на сестер и перепоручил дело судье Сисинию. Тот еще раз допросил девушек, заставляя публично отречься от Христа, и после их отказа отдал приказ сжечь христианок на костре. Когда пламя погасло, все увидели, что тела и одежда мучениц не опалены огнем, а лица преисполнены спокойствия — они просто перешли в другую, лучшую жизнь. По преданию, тела сестер погребла святая Анастасия Узорешительница; в то время она находилась в македонском городе Аквилеи, и ей стало известно об участи святых дев из сонного видения. Агапия, Ирина и Хиония почитаются и как солунские (из Фессалоники), и как иллирийские (Иллирия — название приморской области в Македонии) мученицы. Мы не знаем точно, где именно они пострадали. В X веке немецкая монахиня и писательница Хросвита Гандерсгеймская написала на основе жития книгу под названием «Дулкития» — о бесплодных попытках римского правителя нарушить чистоту девушек-христианок. Несомненно одно: случай, когда молодые и красивые девушки-христианки выбирали смерть за Христа и не соглашались обменять свою девственность на свободу, был далеко не единственным. В истории Церкви известны христианские подвиги святых девиц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры — тоже родных сестер, пострадавших примерно в это же время в Вифинии; святых дев Еннафы, Валентины и Павлы родом из Палестины. А еще семь дев приняли смерть за Христа в Галатии: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия — и много других верных невест Христовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

III, с. 713]. Первое время ошеломленные всеобщей ненавистью Кантакузин и его соратники пытались договориться о мире. Иоанн VI вел себя удивительно корректно, признал Анну и ее сына, и свои декреты всегда подписывал и их именами. Апокавк, напротив, занял непримиримую позицию, даже парламентеров и послов Кантакузина приказывал убивать или заковывать в цепи. В 1342 г. после неудачной осады Фессалоники Иоанн VI потерпел несколько серьезных поражений и с остатками своей армии ушел в Сербию, под защиту деспота Стефана Душана. В окруженной врагами Дидимотике осталась править его супруга Ирина. Весной следующего года Кантакузин возобновил наступление на Фессалонику, но взять ее не смог и на этот раз. Его отношения с Душаном ухудшились, сербы перешли македонскую границу, а болгары, пользуясь моментом, осадили Дидимотику. Войска Иоанна VI, прижатые к побережью, готовились погибнуть в сражении, но неожиданно подоспела подмога – три сотни кораблей с наемниками Умура, правителя турецкого эмирата Айдин. В конце осени кантакузинисты и турки перешли в наступление и овладели многими фракийскими городами и замками, разорив их. Несмотря на то что часть сил турок отвлекла морская война, затеянная тогда папой Климентом VI против мусульман, к лету 1345 г. у правительства Анны Савойской остались лишь Константинополь, полуостров Галлиполи и Фессалоника, которая, правда, сильно тяготея к самостоятельности, больше воевала против Иоанна VI, нежели за Иоанна V. Частью опустошенной турками Фракии овладел Кантакузин, а северные и юго-восточные ее области оказались под властью сербов, болгар, турок и всякого сомнительного качества разбойников, имевших собственные войска и не признававших над собой никого. Анна, видя ужасные последствия войны, склонялась к миру с Кантакузином, но Апокавк, для которого признание Иоанна VI равносильно было самоубийству, отказывался. В союзе со своим единомышленником, патриархом Иоанном XIV Калекой, Алексей прибег к свирепому террору против оставшейся знати и кантакузинистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010