Прямого ответа житие нам не дает, мы можем догадываться, почему она избрана. Потому что, по-видимому, в этой невежественной, падшей, молодой, несчастной женщине была большая душа. Она хотела прийти и поклониться Гробу Господню в простоте своего сердца, хотела прийти и встать перед местом Его Голгофы. И ее поразило, что даже это ей было запрещено… Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония День памяти 29 апреля Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили около большого города Аквилеи в Северной Италии. В юном возрасте потеряв родителей, они решили не выходить замуж и жили в благочестии и чистоте под духовным руководством священника Зинона. Ему было открыто в сонном видении, что скоро он умрет, а святых дев возьмут на мучение. И вот Зинона не стало, а император Диоклетиан приехал в свой роскошный дворец в Аквилею. В городе начались гонения на христиан. Увидев юных прекрасных сестер, император обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Надеясь, что красавицы недолго будут верны Жениху Небесному, Диоклитиан забрал их с собой в Македонию. И вот сластолюбивый македонский правитель повелел на суде обнажить перед ним святых мучениц. Но одежды как бы приросли к телам святых дев. Затем их отдали судье Сисинию. Младшая из сестер, Ирина после отказа отречься от Христа, была брошена в темницу. Непреклонных Хионию и Агапию Сисиний приказал сжечь. Они скончались, но их одежда и лица не стали добычей огня, а оставались прекрасными. На другой день Сисиний пугал на суде участью старших сестер Ирину и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание. Но когда воины повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина – это были ангелы Божии; они сказали, что Сисиний повелевает привести девицу на гору и оставить там. Воины так и поступили. Сисиний, узнав о случившемся, пришел в ярость и с отрядом воинов поспешил к горе. На ее вершине стояла святая Ирина. Долго гонители искали дорогу к вершине, но так и не нашли. Тогда один из воинов ранил мученицу стрелой из лука. Святая Ирина крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу», затем легла на землю и предала дух свой Богу – за день до Святой Пасхи 304 года. Святой мученик Виктор День памяти 1 мая

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо, ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намериваясь посвятить себя служению Господу иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель города, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. 10 дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую на страшную пытку, приказал перепелить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец, четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученицы –“Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть он тебе поможет”. Внезапно поднялась вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром, и полился сильный дождь. Видя такое знамение с Неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлениям силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец, народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекия и изгнал его из города. Сменившие Седекию правители также подвергали святую ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершившихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение бездушным идолам.

http://pravicon.com/info-2566

Патриарх Павел передал нам слова одного из руководителей раскольников, “митрополита” Тимофея: “Мы даже с диаволом будем сотрудничать, лишь бы не с вами, сербами, и вашей Сербской Церковью”! Патриарх ответил: “Раз так обстоят ваши дела, то и идите к нему, сотрудничайте с диаволом, делайте свое дело. Что вам от нас еще надо? У вас с нами нет ничего общего”. Наверное, это были последние слова Патриарха Павла македонским раскольникам, владыка рассказывал нам об этом в монастыре Благовещенье . Когда Патриарх Павел почил о Господе, на его отпевании в Белграде был и митрополит Иоанн, он служил со всем народом Литургию и отпевание. Подойти к гробу Патриарха приехавшим раскольникам-“митрополитам” было запрещено. Этот раскол оставил глубокую рану в сердце Патриарха, с ней он и скончался, плача пред Господом о тех, кто желает “лучше быть в компании с сатаной, чем с Сербской Церковью”». P.S.  Дорогие братья и сестры, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: Обязательна пометка: «Помощь Косово». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 17 апреля 2021, 09:38 Спаси Вас Господь, дорогие Ирина, Вера, Анатолий, Наталья, Маргарита, Анна, Михаил, Александр, Антон, Константин, Олег, Алексей (об упокоении Георгия), Алексей, Борис, Татьяна, Николай, Элеонора, Алексей и все неравнодушные братья и сестры, за Вашу помощь и молитвы. Молимся и мы о Вас - с любовью и благодарностью. Александр Стекольников 15 апреля 2021, 22:04 Как же это страшно конечно когда так происходит в людях. Большой урок и для нас. Петр 15 апреля 2021, 07:38 С любовью и благодарностью молимся о вас, дорогие Михаил, Александр, Максим, Жанна, Александр, Эдуард, Иван, Светлана, Эдуард, Елена, Мария, Виктор, Антон, Лидия, Ирина, Олег, Эдуард, Александр, Алексей, Владимир, Алексей, Алексей, Дмитрий, Лариса, Светлана, Вадим, Ольга, Валентина, Ирина, Наталья, Мария, Тамара, Алексей, Ася, Мария, Сергей, Ольга, Валентин, Светлана, Светлана, Юлия и все неравнодушные братья и сестры. Спаси Вас Господь!

http://pravoslavie.ru/138617.html

Но и это не гарантировало легкого перехода власти, поскольку не упраздняло требования о признании нового императора сенатом, армией и «народом». Часто престол переходил родственникам покойного императора (родным или приемным сыновьям, брату, племяннику, зятю и др.), что способствовало укреплению династий: Константина Великого (Флавиев; 305-363), Феодосия Великого (Испанской; 379-457), Льва I (457-518), Юстина I (Иллирийской; 518-602), Ираклидов (610-711), Исаврийской (717-802), Аморийской (820-867), Македонской (867-1028/56), Дук (1059-1081), Комнинов (1081-1185), Ангелов (1185-1204) и Палеологов (1259-1453). В правление Македонской династии соправителями и опекунами юных «багрянородных» императоров (родившихся в «багряной» зале дворца, когда их отец уже занимал престол) выступали императоры из числа крупных военачальников. Жены (иногда и дочери) императоров, как правило, также короновались на царство и носили титулы «август» и «василисс». За вдовствующими императрицами было признано право передавать престол новому избраннику или занимать его самостоятельно (св. Ирина в 797-802; Зоя и Феодора в 1042; Феодора в 1055-1056; Евдокия Макремволитисса в 1067 и 1071). Императрицы выступали и регентшами при малолетних наследниках престола. Императрицы Зоя и Феодора. Гистаменон Императрицы Зоя и Феодора. Гистаменон Важнейшим нововведением в области политической идеологии стал союз империи и Церкви, провозглашенный имп. Константином Великим и идеологически обоснованный его соратником и биографом еп. Евсевием Кесарийским. В эпоху ранней Византии предпринимались неоднократные попытки согласовать статусы империи и Церкви, этапами к-рых были представления о земном царстве как корреляте Царствия Небесного и императоре, подражающем Спасителю (еп. Евсевий Кесарийский), теории симфонии властей (преамбула к 6-й новелле имп. Юстиниана). Сложились принципы особой системы символической демонстрации взаимоотношений Бога (Пантократора, Вседержителя) и правителя (автократора, самодержца). Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве.

http://pravenc.ru/text/372674.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кипрский монастырь Киккос передал Русской Православной Церкви две частицы мощей святой великомученицы Ирины Македонской. Одна из них, вмонтированная в специально написанную икону, будет храниться в Софийском соборе Царского Села. Другая, также в иконе, будет принесена в деревню Волгово Волосовского района Ленинградской области, в храм, носящий имя этой святой. Храм в Волгово, возвращенный епархии в 2002 году, испытывает дефицит прихожан. Православных христианок с именем Ирина здесь даже собирали с помощью социальной сети «ВКонтакте». Когда-то этот храм был жемчужиной имения Федора Голубцова — министра финансов при императоре Александре I. Кроме церкви здесь стояла барская усадьба, были парк, искусственный пруд и даже племенной конезавод. Сейчас в Волгово мало что напоминает о некогда процветавшей усадьбе. Сохранились только липовая аллея и Ирининский храм. В советское время его использовали как клуб, общежитие и овощехранилище. В 90-е годы памятник был заброшен. Святая Ирина жила в Македонии ha pyбeжe I u II веков и претерпела много страданий за имя Христово. За желание принять христианство язычники подвергли ее немыслимым мукам, однако она выжила и стяжала дар исцеления больных. По преданию, после казни Господь, послав ангела, «восставил святую Ирину живою из гроба». Ее мощи хранятся в монастыре Киккосе. «Вода живая», 09.07.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-07-08/2...

И чем ближе к концу книги, тем больше в ней воздуха, света и свободы, тем полноправнее входит в нее жизнь, настоящее чудо которой — последний рассказ, «Яичко», только не надо с него начинать. «Собачья жизнь...» — это читательское путешествие из глубины военного ада — будничного, привычного, даже не очень, на первый взгляд, страшного — к растерянной, обалдевшей от света, едва начинающейся жизни, к новой послевоенной истории, к человечности.  Книга сделана умно и с любовью: рассказы Ашкенази сопровождаются биографией автора, историческими справками и комментариями, даже кадрами из тех самых «Майских звезд»; кое-что рассказано о литературных невидимках, всегда остающихся вне читательского внимания: художнике книги Тимофее Яржомбеке, двух переводчиках — Ксении Тименчик и Павле Гурове, и о составителе серии «Книги для взрослых и детей» Илье Бернштейне.   Ирина ЛУКЬЯНОВА Свободен в неволе   М: Даниловский благовестник, 2012. — 192 с.   Говоря о Церкви, апостол Павел указывает, что в ней страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним раду ются все члены (1 Кор 12:26). Книга архиепископа Охридского Иоанна содержит уникальный материал об исповедническом подвиге наших братьев и сестер в маленькой балканской стране Македонии. И, что самое неожиданное, речь идет не о делах давно минувших дней, а о том, что происходит сейчас. С 1967 г. в Македонии местная Церковь находится в расколе, будучи отделённой от всего Православного мира. В 2002 г. один из епископов Македонской Православной Церкви, Иоанн, вместе с группой верующих вернулся в лоно Сербской Православной Церкви. Позднее к нему присоединились покинувшие раскол монахи и монахини из четырех македонских монастырей. Сербской Церковью была образована Православная Охридская Архиепископия, главой которой определен архиепископ Иоанн. Раскольники не могли простить ему ухода и вскоре же начались судебные преследования архиепископа. Каждый раз, когда он выходил на свободу, против него инициировали новый процесс. В настоящее время владыка отбывает третий тюремный срок. Во время первого срока он писал письма своим духовным чадам — монахиням монастыря свт. Иоанна Златоуста. 

http://foma.ru/chto-chitat-v-avguste.htm...

Лишь только весть о пленении Феодора распространилась по Эпиру, там появился незаконный сын его брата и предшественника Михаила, носивший то же имя, как его отец. Юный претендент овладел, кроме Акарнании, городом Сервией (на севере Фессалии) и там женился на дочери знатного и богатейшего севастократора Петралифы. Она отличалась христианскими добродетелями; будучи прогнана мужем в угоду любовнице и перенеся это достойно, она окончила жизнь в добром сожительстве с мужем, строила церкви в Арте и перешла в потомство с именем преподобной Феодосии. Из ее краткого жития почерпаются некоторые сведения о судьбах эпирского деспотата. О Михаиле II известно, что он уже в 1236 г. освободил керкирцев от податей, возобновил дарованные отцом его привилегии рагузским купцам и сносился с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Он был едва ли не сильнее Мануила Салоникского. В 1237 г. Асень по смерти жены Марии Венгерской женился на дочери ослепленного царя Феодора, томившегося в болгарском плену. Ирина сумела очаровать старого царя и выхлопотала освобождение своему отцу. Слепой Феодор явился, переодетый, в Салоники к своим друзьям, которых он некогда облагодетельствовал, захватил власть, провозгласил царем своего сына Иоанна, а брата, деспота Мануила, он отослал к мусульманам в малоазиатский город Адалию. Мусульмане обошлись с Мануилом хорошо и отпустили его к царю Ватаци. Последний принял деспота по его сану и, обязав его присягой, отпустил с шестью кораблями и крупной суммой в Фессалию. Мануил добыл себе небольшой удел в богатой Димитриаде, овладел и городами Фарсалом, Лариссой, крепостью Платамоном и вскоре завязал сношения и с Михаилом II Эпирским, и со слепым Феодором, изгнавшим его из Салоник. Три деспота из рода Комнинов Дук образовали лигу или, вернее, царство Феодора, которое распалось на три удела, сохраняя культурные связи. Если припомним, что и в дни могущества царя Феодора в Эпире и Акарнании правил, с саном деспота, его брат Константин, что и у слепого Феодора оказался впоследствии собственный удел в Македонии, что кругом в Албании и Сербии существовал родовой быт, переходивший для княжеских семей в удельный, то можно думать, что и в эпиро-македонских княжествах семьи Комнинов Дук допустимы и даже наблюдаются неслучайные аналогичные явления. Мануил даже отрекся от Ватаци и при смерти (1241) завещал свои земли Михаилу Эпирскому, а не Ватаци.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

ошибочно приписывали развитие миниатюры покровительству византийского двора. Мы имеем теперь достаточно данных, чтобы удостовериться в относительной неважности этого покровительства для истории византийской миниатюры. В самом деле, если мы сведем все исторические о том свидетельства в хрониках, то они оказываются крайне незначительны, немногочисленны 7 и почти ничего не говорят о самом характере этой художественной области. Иерусалимский еп. Александр, пострадавший в середине III в., собрал значительную библиотеку при своей епископии. Указывается подобная же библиотека в начале IV в., составленная Памфилом Кесарийским, учителем Евсевия, известного историка Церкви. Из сочинений этого же Евсевия мы знаем о существовании украшенных живописью Евангелий и о том, что сам император Константин имел церковную библиотеку. 8 При Зеноне в 477 г. эта библиотека в 120 тысяч томов сгорела, и между ними – свиток «Илиады» и «Одиссеи», писанный золотом, в 120 локтей длины; сожжение Александрийской библиотеки было в 639 г. Имп. Феодосий III, постригшийся поневоле в Эфесе в 716, был каллиграф и иллюстратор рукописей (χρυσογρ- φος); наследовавший ему Лев Исаврянин сжег библиотеку в 36 тысяч томов, основанную Зеноном. Несомненные свидетельства покровительства миниатюрной живописи имеем об имп. Василии II Македонской династии и Льве Мудром, причем от первого мы имеем несколько богатых рукописей, по-видимому назначавшихся прямо для его употребления и библиотеки. Константин Порфирородный был сам большой любитель изукрашенных книг и, по мнению Лабарта, мог быть отчасти причиной дурного вкуса, вошедшего в миниатюры, а именно – любви к фантастической орнаментации и миниатюрному (в переносном смысле) или крохотному жанру иллюстраций. Затем для Комненов наши свидетельства ограничиваются самими же рукописями, равно как и для позднейших времен Византийской империи; сохранились (вместе с каталогом) известия о библиотеке Евдокии, жены Константина Х Дуки († 1067) 9 . Ирина Августа, жена Алексея Комнена, сама пишет рукописи, из которых в Парижской библиотеке сохранился Типик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сербов, открывший свои поземельные счёты с обоими соседями – Солунским и Эпирским. Так образом эфемерная «Империя» Феодорова вдруг вошла в пределы до того тесные, что только прецедент Константинополя мог представлять ещё не совсем смешным положение дел в Солуне. Двор Солунский средоточился теперь около другой 81 царицы Марии. По странности судьбы, обе Солунские государыни были иноземки. Та венгерка, а эта болгарка. Но роковая чаша уже готова была излиться на непрошеное государство без имени, без патента и даже без места. Пленный Феодор не сумел сидеть спокойно гостем у Асеня, затеял интригу против хозяина, и по приказу сего был ослеплён. Этим печальным обстоятельством как бы упрощалось запутанное положение Солунского престолонаследия. Мануил делался настоящим государем. Но тут вышла неожиданность, которой не поверил бы, если бы не знал, что имеешь дело со временами тёмными. При слепом Феодоре проживало и его семейство. Дочь его Ирина сколько красотою, столько же и ростом пленила сердце болгарского монарха. Краль женился на ней к общему удовольствию её самой и отца её. Новая привязанность – мужа положила конец старой – отца. Асень вдруг принял решение отправить слепого тестя на прежнее царство, согнав с престола своего зятя и собственную дочь! Сказано – сделано. Слепой Император возвратился в Солунь, схватил Мануила, посадил на судно и отправил в ссылку в Атталию 82 , а жену его возвратил к её отцу Асеню. Всё таким образом, как будто возвратилось к прежнему порядку. Недоставало только глаз для правления государством. Обойдён был и этот пункт. Феодор провозгласил Императором сына своего Иоанна. Но уже был самодержец этого имени. Сему последнему не было по сердцу такое провозглашение. Феодору он, так сказать, прощал его императорский титул – по необходимости, и отчасти по обаянию его имени. А кто такой был безвестный юноша Иоанн? Отличный во всех отношениях человек (Ватаци) решился покончить миром с самозванною Империей Македонскою. Он пригласил к себе в гости (по старому знакомству) Феодора, как человека великой опытности, для дружеских совещаний об общих делах Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Лучшие представители Македонской династии и династии Дук, Комнинов и Палеологов, занимавших византийский трон с IX по XV в., свой прямой долг полагали в покровительстве просвещению, не щадили материальных средств для постановки научного образования на должную высоту и сами нередко принимали живое участие в просветительском и научном движении своего времени. Уже в середине IX в. Варда, дядя императора Михаила III, открыл в Константинополе высшую школу, наподобие университета, отдав под него свой Магнаврский дворец. Щедро награждая труд профессоров, он объявил обучение бесплатным, сам посещал лекции и похвалами и наградами возбуждал научное соревнование молодежи. Македонская династия дала из своей среды ряд ученых. Уже Василий Македонянин, основатель этой династии, человек, лишенный образования, умел ценить науку и дал прекрасное образование своим детям. Его сын, Лев, питомец Фо-тия, славился своими энциклопедическими познаниями в области философских, богословских и естественных наук и отличался таким пристрастием к древним классикам, что его сравнивали с Юлианом Отступником. Константин Порфирогенет, сын и преемник Льва, и сам был ученым, и ревностно содействовал духовному просвещению. Его страсть к науке заходила так далеко, что без научной библиотеки он не считал возможным обходиться даже в военных походах. Алексей I Комнин и вся его семья (жена Ирина и дочь Анна) известны также замечательнейшей любовью к просвещению и покровительством ученых. В царствование Комнинов встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук: эта коллегия, или Академия, состояла из 12 ученых, ближайшим своим назначением имевших содействие успехам науки в Империи и преподавание высших научных курсов. В спорных научных вопросах, не исключая и богословских, представители этой коллегии подавали обыкновенно первый голос. Все это содействовало развитию просвещения в Византии и поднятию интереса к науке, выдвинуло на сцену ряд ученых людей, заявивших о себе литературной деятельностью, и даже создало особые направления в богословии и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010