«Артикулы», подписанные (1) 11 июня, тесно связаны с датированным (12) 22 июня сопроводительным обращением митрополита и всех епископов, в том числе Михаила Копыстенского и Гедеона Балабана, выступивших позднее против заключенной унии, к папе. Издатель документов Брестской унии А. Великий считает, что именно обращение от 22 июня «должно быть рассмотрено как важнейший документ всей Брестской унии» 766 . Думается, однако, что этот действительно «важнейший» документ никак не может быть оторван от «32 артикулов». Хотя прямого упоминания «артикулов» обращение от 22 июня не содержит, смысл формулировок этого документа раскрывается именно в «артикулах». Епископы заявляют в нем о желании восстановить существовавшие некогда «согласие и единство» («unio et concordia»), взаимопонимание, консенсус во всех вопросах («consensum in omnibus») «в послушании и под управлением Святого Апостольского Римского, престола» 767 . Посылаемым в Рим Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому поручалось принести «престолу Святого Петра» и папе как «высшему пастырю Христовой церкви» должное послушание при условии, что папа и его преемники от своего и своих потомков имени согласятся сохранить в неприкосновенности «порядок свершения таинств, обрядов и церемоний» 768 . Однако наряду с этими словами, на которых обыкновенно сосредоточивается внимание историков, в послании есть и другие: если бы мы получили все «требуемое нами» («omnia petita a nobis»), мы бы желали всегда быть под управлением Вашего Святейшества 769 . Поскольку одиннадцатью днями раньше были подписаны «32 артикула», переданные так же, как и обращение от 22 июня, нунцию для отсылки в Рим, под «omnia petita a nobis» нужно понимать не только сохранение обрядов и церемоний, но и всю совокупность выдвинутых требований 770 . Подготовка унии в конце июня – июле 1595 г. Как развивались события после подписания артикулов и обращения к папе и королю? 16 (26) июня Ипатий Потей обратился с посланием к К. Острожскому, объясняя свой взгляд на унию и прося ее поддержать 771 . К. Острожский ответил окружным посланием от 24 июня (4 июля) 772  ко всем православным Украины и Белоруссии, где заявил о своем решительном протесте против унионных планов епископов и призвал к совместной борьбе против них 773 . Именно в эти же дни (2 июля н.с./22 июня с.с.) Острожский пишет из Владимира, причем, как он сам замечает, не в первый раз, и частное письмо к лидеру протестантов, виленскому воеводе Хр. Радзивиллу, где говорит о «предательстве» епископов 774  и о желании им противодействовать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Братства, конечно, весьма нуждались в помощи восточных патриархов, так как против братств и их деятельности высказались все униатские епископы и, как упомянуто выше, первым воздвигшим гонение против братств был Ипатий Потей. Он рассеял членов Брестского братства, отнял у них, с одобрения короля, школу и определил туда на место учителя известного униата Петра Аркудия, привезенного им из Рима. Таким образом учредилось в городе Бресте первое униатское училище в западной России. 125 Но живучесть братских начал была так сильна в русском народе того времени, что, уступая натиску врагов в одном месте, русские люди спешили соединиться в крепкий церковно-братский союз в другом месте, и этому движению не мог оказать сопротивления даже король Сигизмунд III, который, разрушая православие, все-таки должен был подписывать уставные грамоты таким братствам, кои находились в городах и местностях, густо населенных православными, где они потому решительнее и успешнее могли отстаивать свое вероисповедание и народность. Так, 21 марта 1597 года, король Сигизмунд III выдал православным могилевским мещанам жалованную грамоту о дозволении им учредить при тамошнем Спасском монастыре церковное братство и при нем школу, с предоставлением права на два медовые склада беспошлинно. Из этой грамоты видно, что Спасское братство устроилось по образцу Виленского Троицкого братства, и, пользуясь такими же широкими правами и привилегиями и, учредив училище (славянского, русского, греческого, латинского и польского языков и письма), приняло на себя все обширные религиозно-просветительные и благотворительные задачи церковных братств того времени. Испросив у короля вышеприведенную грамоту, те же послы от могилевских граждан, пользуясь пребыванием в то время в гор. Варшаве патриаршего экзарха Никифора, просили также и его подтвердить права их братства. Протосинкелл Никифор исполнил их просьбу и дал им благословенную грамоту, в которой, между прочим, высказал: «Да процветает братство как для улучшения и нужды самого честного и Божественного храма, так и для того, чтоб быть ему всеобщим училищем Божественного и Священного Писания и всякого другого учения, с тем, чтобы оно никого не принимало, кто бы дерзнул вносить или превозносить «соединение» (т. е. унию); таких заклинаю непростительным и неразрешимым и вечным отлучением от Бога Вседержителя». 126

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 1591 г. снова был созван собор в Бресте. Вскоре по открытии его еп. Кирилл, игравший главную роль, представил королю грамату от 24 июня, подписанную еще епископами: Гедеоном, пинским Леонтием и холмским Дионисием, о готовности их принять унию. Сигизмунд III, в ответ на это заявление, написал 18 марта 1592 г. «привилегий королевский», обещая за себя и за своих преемников полную целость богослужений и разные льготы и вольности всякому, кто принял бы унию. Сначала дело это оставалось в тайне. Вскоре выдвигается Ипатий Поцей, или Потей. В миру Адам, он вырос в русской православной семье. Образование было им получено в кальвинской школе князя Радзивилла, потом в краковской академии. Он сделался кальвинистом, но потом крайности литовских антитринитариев побудили его в 1574 г. стать снова православным. Он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного Волынского князя Головни-Острожецкого. В 1589 г. он был назначен на видную должность каштеляна брестского. В качестве такового он присутствовал на соборе 1590 г. Он заслужил расположение кн. К. К. Острожского, приходясь ему родственником. Похвальный отзыв о нем дало патр. Иеремии львовское братство. Постепенно, под влиянием иезуитов, он начал склоняться к унии. В 1594 г. он овдовел, принял монашество и назначен был епископом Владимирским и брестским. Насколько успешно шла работа иезуитов, показывает обращение кн. К. К. Острожского к Поцею. 21 июня 1593 г. он, упоминая о своих беседах с «легатом папы Римского, Поссеви- ном», высказывал намерение, направляясь в страны, «недалеко от которых живет папа», хлопотать там «о соединении церквей, если бы было на то произволение Божие». Поцею же он советовал, по согласии с прочими иерархами, отправиться «к великому князю московскому» для ознакомления его и духовенства о том «какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ здешний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит; просить их, как единоверцев, стараться о том, чтобы больше Церковь Христова такой смуты, а народ Русский такого гонения и ослабления не терпели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В городе Минске, на основании королевской грамоты, от 11 сентября 1592 года, образовалось при соборной церкви братство со школой греческого и русского языка, госпиталем и особым братским домом, освобождённым от постоя; это братство, получив тоже от короля право принимать отказы по завещанию, поставило себе главной задачей: призрение бедных, больных и увечных („людей от пана Бога хоробою и уломностями навежоных“), и прозывалось „шпитальным“ 2318 . В местечке Кричеве и Орше в то же время учредились небольшие церковные братства (на подобие прежних медовых); из королевских грамот видно, что названным мещанам разрешены их братства на тех же основаниях, как и в других „местах и местечках“ 2319 . В городе Бельске церковное братство образовалось в 1591 году; в благословенной грамоте от 29 июня епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей дозволял, по грамоте патриарха Иеремии, этому братству принять чин и союз братств Львовского и Виленского, отдавал братству соборную церковь св. Богоявления со всем имуществом, разрешал при церкви построить школу, больницу, приют для бедных (сирот и вдовиц), избирать для их церкви священников, а для школы учителей, указывал „до гробу равночестно провожати нищих“, предоставляя братству самоуправление и —203— грозил страшными проклятиями всякому, кто сделался бы соблазнителем и разорителем братского единства 2320 . Такому распространению братских учреждений, как было замечено выше, новый митрополит Михаил Рогоза не только не противодействовал, но во многих случаях на первых порах своей деятельности даже высказывал своё сочувствие. В начале января 1591 года митрополит, узнав о продолжавшихся преследованиях братства со стороны епископа Гедеона, запрещавшего священникам исправлять всякие требы для братчиков, прибыл в город Львов, и братство устроило ему торжественную встречу как в церкви, так и в школе. Ученики братской школы приветствовали митрополита обширным стихотворением, которое частью пелось хорами учеников, а частью было произнесено отдельными учениками 2321 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В подлинной Грамате подпись такова: Фельдмаршал князь Долгорукой. Князь Иван Трубецкой, Генерал–Фелдьмаршал и Кавалер. Генерал Граф Григорий Петров сын Чернышев. Генерал и гвардии Подполковник и Кавалер Ушаков. Обер–Шталмейстер и Кавалер Князь А.Куракин. Вицеканцлер Действительный Тайный Советник и Кавалер Граф Алексей Безстужев–Рюмин. Действительный Тайный Советник и Кавалер Александр Нарышкин. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Михайло Голицын. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Григорий Урусов. Генерал–Лейтенант Сенатор и Кавалер Иван Бахметев. Тайный Советник и Кавалер Василий Новосильцов. Статской Действительной Советник Князь Алексей Голицын. Обер–Секретарь Павел Серергин. Секретарь Михайло Новоторжцов. Печать Государственная вислая с варворками. 50. Список Митрополитов Униатских от введения Унии до упразднения Митрополии ее в 1795 году Примечание. Уния, на Флорентинском Соборе 14З9 года принятая некоторыми из Восточной Церкви, не имела ни в Великой, ни в Малой России успеха, и первый из Российских Митрополитов, согласившийся на оную, Исидор, изгнан в 1441 году; а преемник его Григорий Болгарянин не принят, и без власти оставался в Литве до смерти своей. Вторично Уния введена была в одной Киевской Иерархии уже в 1596 г. и с тех пор Митрополитами Униатскими были: 1. Михаил Рогоза в 1596 г. принявший Унию, был Униатским Митрополитом до 1500 года. 2 . Ипатий Потей или Поцей, Литвин, бывший вместе и Епископ Владимирский и Брестский, с 1500 до 1613 г. 3 . Иосиф Велямин–Рутский, Литвин, из Епископов Администраторов Митрополичьих, с 1613 до 16З7 г. 4 . Рафаил Корсак, Литвин, из Епископов Пинских и Галицких, с 1637 до 1642. 5 . Антоний Селява, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1642 до 1666 г. 6 . Гавриил Коленда, Литвин, бывший вместе и Архиепископом Полотским, с 1666 до 1674 г. 7 . Киприан Жоховский, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1674 до 1694 г. 8 . Лев Жаленский, Волынец, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1694 до 1708 г. 9 . Георгий Винницкий, Русин, из Епископов Перемышльских и Самборских, с 1708 до 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В полемической деятельности, как и ранее, проявилось стремление К. К. обращаться к содействию протестантов. И «Ектесис...», и польск. издание «Апокрисиса...» были напечатаны в типографии социниан в Кракове, «Апокрисис...» по заказу К. К. написал известный политик-протестант М. Броневский . На рубеже XVI и XVII вв. протестанты оставались важными союзниками православных в борьбе за религ. свободы. Их политическое сотрудничество укрепил съезд в Вильно в июне 1599 г. К. К. стремился начать переговоры по вопросу вероисповедного союза православных с протестантами. Однако негативное мнение по этому вопросу Мелетия Пигаса, выраженное им в письмах, привезенных в Речь Посполиту Кириллом Лукарисом (1600), заставило киевского воеводу отказаться от планов такого союза. В последующие годы К. К. сыграл важную роль в сохранении в руках православных Киево-Печерского монастыря. Уже в 90-х гг. XVI в. было предпринято неск. попыток сместить с поста настоятеля архим. Никифора (Тура) и передать мон-рь стороннику унии митр. Михаилу (Рагозе). К. К. как киевский воевода не оказал никакой поддержки действиям королевских представителей, пытавшихся это осуществить. После смерти архим. Никифора (1599) униат. Киевский митр. Ипатий Потей попытался овладеть мон-рем, его поддерживали католич. магнаты (в частности, литов. канцлер Лев Сапега). К. К. вместе с правосл. шляхтой укр. земель ходатайствовал перед Сигизмундом III о подтверждении жалованной грамоты кор. Сигизмунда I Киево-Печерскому мон-рю 1522 г. об избрании печерского архимандрита насельниками мон-ря и киевской шляхтой. В 1603/04 г. кн. Острожский при посредничестве сына Януша и других магнатов-католиков имел контакты с папскими представителями, обещая даже скорое присоединение к унии. По-видимому, эти обещания имели единственную цель - склонить Сигизмунда III к назначению киевским архимандритом кандидата от православных Елисея (Плетенецкого) . В 1603 г. король согласился на проведение выборов, на сейме в 1605 г. утвердил кандидатуру Елисея (Плетенецкого). Это была первая важная победа православных в борьбе с униатами, Печерский монастырь остался в руках православных, а униаты только несколько лет контролировали литовские владения монастыря.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

В следующем, 1598 году человек короля Ян Кошиц вместе с киевским возным Лаврентием Толочко и двумя шляхтичами, прибыв к Лавре, нашел монастырские ворота запертыми и у ворот несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и слуг монастырских. Тотчас вышли и монахи и на предложение Кошица впустить его в Лавру для передачи ее Рагозе отвечали: «Знаем, зачем ты приехал и какие имеешь листы от короля; тех листов и слышать, и видеть не хотим и монастырь наш крепко охранять будем. Король ничего не имеет до нас, и мы не должны его слушать, так как он нарушает наши права и вольности». Кошиц старался склонить монахов к уступчивости, но они остались непреклонными. По кончине архимандрита Никифора (Тура) в 1599 году, король Сигизмунд и униатский владыка Ипатий (Потей) несколько раз пытались прибрать к рукам Киево-Печерскую Лавру, но братия, поддержанная воеводой киевским, князем Константином Константиновичем Острожским, смогла отстоять свое право свободного выбора настоятеля. В 1605 году, наконец, был избран преемник архимандрита Никифора – архимандрит Елисей (Плетенецкий). Это был очень деятельный настоятель; он не только защищал Лавру и другие обители и их владения от нападения униатов, но и в 1614 году основал в Киево-Печерской Лавре типографию. В 1616 году типография Киево-Печерской Лавры выпустила свою первую книгу «Часослов». В 1619 году в типографии Лавры вышла вторая книга «Анфологион» – избранная Минея на весь год. В 1620 году православные, собравшиеся со всех областей Речи Посполитой в Киево-Печерскую Лавру на праздник Успения Божией Матери просили Иерусалимского Патриарха Феофана, бывшего проездом на Украине, восстановить православную иерархию, разрушенную унией. В результате митрополитом Киевским был поставлен Иов (Борецкий). Польский король Сигизмунд III, рьяно поддерживавший унию, так и не признал восстановленную православную иерархию. Под покровительством короля продолжились и нападения униатов на Киево-Печерскую Лавру. В 1624 году скончался печерский архимандрит Елисей, его преемником стал архимандрит Захария (Копыстенский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В сочинениях И. содержатся утверждения о том, что возможно временное существование правосл. Церкви без священнослужителей, что правосл. мирянам «лепше... без владык и попов, от диавола поставленных, до церкви ходити и православие хранети, нежели с владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти, и с тое ся ругати, и православие попирати». «Не попы бо нас спасут, или владыки, или митрополиты, але веры нашее тайнство православное с хранением заповедей Божиих» («Порада…» - Там же. С. 24). В этих словах исследователи (М. С. Грушевский , В. Н. Перетц ) видели влияние на И. протестантизма, отрицавшего иерархию Римской Церкви. Однако такая трактовка представляется неправильной, поскольку в соч. «О еретикох...» И. осуждает протестантов за отрицание ими иерархии: «Сии... законом и житием от свиний безсловесных ничим же разнствуют. Где бо в ных вера, где Церков, где священство, где Жертва?» (Там же. С. 122). Источник антииерархических высказываний И. следует видеть в интерпретации епископами-униатами результатов пребывания в Речи Посполитой в 1588 и 1589 гг. К-польского патриарха Иеремии II, принявшего ряд мер против правосл. епископов - нарушителей канонов и поддержавшего объединения правосл. мирян (братства) в их протестах против бесчинств архиереев. В несохранившемся сочинении в защиту унии, автором к-рого предположительно был Ипатий Потей, содержалась критика действий патриарха Иеремии. Патриарх осуждался за то, что он «хлопов простых, шевцов, седелников и кожемяков над епископов преложил и увес порядок церковный, от духовенства отнявши, свецким людем в моц дал». Выдержка из униат. сочинения приведена в «Писании к утекшим от православное веры епископом...», где И., соглашаясь с такой интерпретацией действий патриарха, горячо одобряет их: «Видите ли, яко патриарха слушне (надлежаще.- Авт.) и пристойне учинил, як на простых верных, светских людей, православных христиан Церков Христову вложил и строение в ней поручил», поскольку ко времени приезда патриарха на западнорус. земли Церковь была обесчещена действиями архиереев - «пастырообразных волков». В уста патриарха И. вкладывает следующее обращение к мирянам Западнорусской митрополии: «Спасайтеся, братия моя, сами, а пастырми спастися не можете... Спасайтеся верою; спасайтеся заповедми евангелским; спасайтеся законом отческим; спасайтеся чистым и целомудрым житием!» (Там же. С. 67-68, 71). Существование Церкви без иерархии И., по всей видимости, рассматривал только как вынужденное и временное состояние. Тема истинной Церкви

http://pravenc.ru/text/469466.html

В чем же состоит значение собора в истории православной церкви и Брестской унии? Хотя из высших иерархов в Брест прибыли лишь митрополит Рагоза и два епископа – Ипатий Потей 566  и Кирилл Терлецкий, собор был очень многолюдным благодаря присутствию многих представителей среднего и низшего духовенства 567  и делегаций от нескольких братств (Виленского, Львовского, Брестского, Красноставского, Гольшанского, Городецкого, Галицкого, Вельского «и прочих многих») 568 . Ключевое значение для понимания хода и роли собора имеет инструкция, привезенная в Брест виленскими послами. Она подписана рядом высокопоставленных урядников Великого княжества Литовского: Федором Скуминым-Тышкевичем, воеводой новогродским, Григорием Войной, брестским каштеляном, Семеном Войной, мстиславским каштеляном, Богданом Сапегой, Михаилом Друцким-Соколинским, Яном Тризной, Абрамом Мелешкой, Лукашем Гарабурдой, Юрием Масальским, Василием Курдеем, Станиславом Карачоном, подстолием мстиславским, Юрием Радошинским, земским судьей ковенским, Лукашем Мамоничем, скарбным Великого княжества, и «большим числом других панов-шляхты» 569 . Инструкция представляла собой программу дальнейших реформ в православной церкви. Есть все основания рассматривать этот документ как выражение пожеланий не только виленских послов, но и братского движения в целом. Несмотря на полученное от Карнковского предупреждение, собор начал работу. Стремясь не входить в конфликт с сеймовым правилом, соборная грамота заявляла, что православные приехали в Брест в назначенный прежде срок (24 июня) в надежде, что и король к тому времени вернется в Польшу. Поскольку этого не произошло, некоторые вопросы было решено отложить и заняться только судебными делами, «которых конституцыя сеймовая не загородила». Однако на самом деле этим собор не ограничился, пойдя на известную хитрость. Инструкция виленских послов была рассмотрена и решения по ней были приняты, с тем, однако, чтобы подтвердить их на очередном соборе 570 . Виленская инструкция касалась преимущественно места и роли братств в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В числе первых были князь К. К. Острожский с сыном своим Александром, воеводою волынским; князь Александр Полубенский, каштелян новогродский; стольник земли Волынской Андрей Боговитин, судья земский луцкий Чаплич, судья гродский владимирский Павлович и другие. В числе послов одни были от воеводств и поветов: Литовского, Киевского, Русского, Волынского, Брацлавского, Перемышльского, Пинского, другие — от городов: Вильны, Львова, Пинска, Бельска, Бреста, Каменца Подольского, Киева, Владимира, Минска, Слуцка и пр., третьи — от братств: виленского и львовского . Не должно удивляться, что на Собор съехалось такое множество не одних духовных, но и мирян: сам король и потом митрополит приглашали на этот Собор своими грамотами всех православных, а митрополит еще прибавлял, что если кто не может приехать, то прислал бы своих послов, да и Собор касался вопроса, слишком близкого всякому православному. На стороне униатов находились: 1) представители Западнорусской Церкви: митрополит Михаил Рагоза, владыки — Владимирский Ипатий Потей, Луцкий Кирилл Терлецкий, Полоцкий Герман, Пинский Иона Гоголь, Холмский Дионисий Збируйский и с ними, вероятно, несколько других духовных, из которых, впрочем, известны только три архимандрита: браславский, лаврашевский и минский; 2) послы папы, им самим назначенные: Ян—Дмитрий Соликовский, арцибискуп Львовский, Бернард Мациевский, бискуп Луцкий, Станислав Гомолицкий, бискуп Холмский, и с ними четыре иезуита: знаменитый Скарга, друг короля, товарищ Скарги Иуст Роб, Максим Латерна, бывший духовник Стефана Батория, и Каспар Нагай; 3) послы короля, прибывшие, впрочем, только на второй день Собора: гетман литовский, князь Христофор—Николай Радзивилл, канцлер литовский Лев Сапега и подскарбий литовский, староста брестский Димитрий Халецкий — и, кроме того, великое множество других лиц, знатных и незнатных, имена которых остались неизвестными . Надобно заметить, что при съезде на Собор допущено было двоякое нарушение королевской грамоты, которою разрешалось созывание Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010