Сами затейщики унии, Кирилл и особенно Ипатий, не знали, как теперь обойтись без согласия с низами церкви и сами считали собор неизбежным, но собор так сказать «подстроенный». Они опять пришли к мысли, что следовало бы заручиться согласием кн. Острожского – начать проводить унию менее уступчивую, более близкую к идеальной мечте князя. По дороге в Краков Потей явился в Люблине к князю и хотел снискать его благоволение, откровенно показав ему подлинный акт русских иерархов согласия на унию с подписями и печатями и театрально заявил ему: «пусть князь даже сожжет этот акт, но начнет снова это святое дело» по своему плану. Потей пал со слезами к ногам князя и умолял его взять все это дело в свои руки. Кн. Острожский выслушал это ходатайство будто бы благосклонно. Он сказал Ипатию, чтобы тот от лица владык ходатайствовал перед королем о соборе. А на соборе он, князь, обязательно будет, ибо надо решать этот вопрос, по его выражению, «с согласия всего христианства». Епископы действительно ухватились за этот поворот дела и просили короля собрать собор особенно потому, что «крепчайший столб и украшение православной церкви в Литве еще не согласился на унию и требовал собора». Король было уже соглашался разрешить собор. Но... дошедшие до Кракова сведения подтверждали, что народ русско-православный уже так разошелся со своими пастырями, что запоздалый собор не обещает унии никакой выгоды. И еще хуже: православные миряне уже сговариваются на единый фронт с протестантами. Близкие королю советники отсоветовали рисковать собором. Надумали, чтобы Сигизмунд не выпускал дела из круга своего верховного королевского авторитета. Сигизмунд пошел этим путем. 28.VII Сигизмунд III одновременно публикует три свои обращения или указа: кн. Острожскому, митрополиту, старостам пограничных замков в Польше. Король уведомляет князя, что все епископы уже бесповоротно решили подчиниться папе. Король надеется, что и князь придет к тому же решению. «Что касается собора, о котором нас просили сами ваши епископы, то он нам неугоден». Судить о вере это дело пастырей. «Соборы обычно более затрудняют дела, чем устрояют что-нибудь доброе...» Вместе с письмом король отправил к князю двух сановников для личного воздействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Тогда приносившие жалобу обратились в виленский суд и просили по крайней мере допросить свидетелей и занести их показания в виленские книги . В Слуцке митрополит поставил (15 июня 1598 г.) своим наместником и протопопом какого-то отца Афанасия Спасского, без сомнения принявшего унию, подчинил ему всех священников как города Слуцка, «соборных, и окрестных, и придельных, так и околичных», и дал ему уполномоченность, если кто из священников станет не покоряться своему верховному пастырю или его наместнику, тотчас запрещать непокорному священнослужение, а церковь его запечатать и донести о том митрополиту . Такие меры насилия сильно вооружали православных против Рагозы, так что, когда он, объезжая епархию, прибыл в Слуцк, местные жители совсем было забросали его камнями, и если он остался жив, то благодаря только своей карете, его скрывавшей, за что все домы в городе обложены были ежегодною пенею, которую и выплачивали потом много лет . В самом Новогрудке, где обыкновенно жил митрополит, сопротивление ему со стороны православных было еще труднее, потому особенно, что и новогрудский воевода Скумин-Тышкевич, столько прежде восстававший против унии, теперь принял ее и сделался ее покровителем . По примеру митрополита действовали и прочие униатские архиереи в своих епархиях, только иногда еще с большею резкостию и жестокостию, против тех, которые осмеливались сопротивляться им и проповедуемой ими унии. Ипатий Потей приказал одного не покорявшегося ему православного священника по имени Павла схватить и заключить в смрадную темницу, другим непокорным брил бороды и головы, третьих выгонял из приходов, подвергал побоям и разным истязаниям. С яростию преследовал всех членов Брестского православного братства, так что некоторые решались покидать свои домы. Отнял у братства заведенную им школу, и король своею грамотою (26 июня 1597 г.) утвердил за Потеем эту школу и на содержание ее пожаловал два села Жидичинского монастыря — Торокань и Лесень. Учителем школы Потей определил известного ученого униата, священника и доктора богословия Петра Аркудия, родом грека, воспитывавшегося в Римской коллегии, которого привез с собою из Рима, и отдал ему в награду за труды по учительству село Торокань, на что исходатайствовал и соизволение короля (1599).

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

В начале следующего 1593 г. сторонники унии получили сильное подкрепление. На освободившуюся за смертью предыдущего владыки Владимирскую на Волыни кафедру был поставлен епископом каштелян берестейский Адам Потей (принявший в монашестве имя Ипатия), человек крупного ума и сильной воли, воздержанный постник, но мало сведующий в догматах веры и слабо привязанный к православию, к тому же всецело проникнутый светскими интересами. Кириллу Терлецкому удалось скоро убедить Ипатия Потея в необходимости унии. Кирилл доказывал Ипатию, что у православного епископа в Западной Руси нет прочной опоры. Если Ипатий пользуется благорасположением кн. Острожского, – то оно легко может измениться, как и он, Кирилл, на себе это испытал. Патриарх установил братства, по пустым доносам бесчестит и сан отнимает. «Сам посуди, какая неволя! А когда поддадимся под римского папу, то не только будем сидеть на епископиях наших до самой смерти, но и в лавице сенаторской засядем вместе с Римскими епископами, и легче отыщем имения от церквей отобранные». Ипатий сдался на уговариванья Кирилла, и сделался ревностным сторонником унии. Оба они начали хлопотать об унии, ведя переговоры с православными епископами, королем и латинянами в страшной тайне от православных мирян, а частью и друг от друга. К концу 1594 года изготовлен был наконец акт о желательности унии. Подписанный Кириллом и Ипатием; в духе этого акта составлен был наказ представителю православных епископов для переговоров с королем об унии. Один из артикулов наказа отменял братство. Наказ подписали пять епископов. Митрополит Михаил Рагоза прислал особое заявление о том, что он желает признать власть папы. О действиях епископов миряне узнали не сразу. Зато, когда узнали – пришли в негодование. 24 июля 1595 г. князь Острожский издал окружное послание всем православным христианам, сообщая, что «злохитрыми кознями вселукавого дьявола самые главные истинной веры нашей начальники, славою света сего прельстившись и тьмою сластолюбия помрачившись, мнимые пастыри наши митрополит с епископами в волков претворились».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Кирилл же и Потей прельстиша всех, яко на голых мембранех (на белых хартиях) подписавше руки своя, даша их в руце Кириллу и Потию, да на них напишут, еже требе будет. Сие же лукавии епископы доставше, его же им требе бяше, по соборе абие побегоша ко Бернардови Мацеевскому, Бискупу Луцкому, и открыша ему свою тайну, яко хотят отступити от патриарха и поклонитися Папе Римскому, а Бискуп абие посылает о том до короля; но и король не медля посылает по сих епископов, си есть по Кирилла Луцкого и Потия Володимирского. В лето же 7000 (1592) Кирилл Луцкий и Потий Володимирский, всякого зла изобретатели, обретше своей злобе подобно время написаша на сих мембранех моление к королю именем митрополита и всех епископов, да им путь покажет, какобы могли поклонитися Папе Римскому; а на других мембранех написаша к самому Папе. Король же любезно от них сию весть приим и обеща им в том помощен быти; еще же всяки вольности и сидения в сенате, якоже и римским духовным, на неже абие и привиллей им даде и проч.» Польские и униатские историки присовокупляют, что после сего первого собора Кирилл и Ипатий согласились объездить все польские и литовские города для созывания везде съездов и подписок духовенства и русской шляхты на принятие унии сообразно постановлению Флорентийского Собора. После таких приготовлений Ипатий в 1593 г. к 28 январю созвал второй собор во Львове, кафедральном городе епископа Гедеона Болобана. Собор сей составляли сверх их двух, епископы Паисий Красинский, из Греции пришедший, Лука митрополит Белоградский из Славонии, архимандриты: Киево-Печерский Никифор Тур, Супряльский Иларион князь Масальский, Дерманский Геннадий и Афонской горы Афанасий Грек. Но и на сем соборе предложение Ипатиево не принято. После того созвал он в Луцке множество князей и шляхты и витиеватыми речами старался обольстить их к унии. Четыре года однако же тщетно употреблял он с Кириллом все усилия к решительному соглашению православных на отступничество, хотя некоторые и колебались уже. Между тем патриарх Иеремия, услышав об их умышлении, прислал с экзархом своим Никифором, протосинкеллом Великой Константинопольской Церкви, окружную грамоту, коей грозил и митрополиту, и епископам извержением и отлучением от Церкви, если они изменят православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

После смерти еп. Мелетия († янв. 1593) при содействии кн. Острожского в марте 1593 г. Владимиро-Волынскую кафедру получил брестский каштелян А. Потей , принявший монашество с именем Ипатий. Предполагалось, что он будет добиваться осуществления проектов по исправлению церковной жизни, намеченных в 80-х гг. XVI в., однако еп. Ипатий стал одним из главных организаторов Брестской унии , и в годы его правления правосл. В.-В. е. перестала существовать. После приезда на Украину в 1620 г. Иерусалимского Патриарха Феофана IV была предпринята попытка восстановить В.-В. е. В янв. 1621 г. на кафедру был поставлен представитель волынского княжеского рода архим. Трехтемирова мон-ря Иосиф (Курцевич) . Хотя 15 марта 1621 г. кор. Сигизмунд III Ваза предписал не допускать еп. Иосифа в епархию, епископ прибыл на Волынь и активно выступил в защиту Православия. Спасаясь от преследования властей и униатов, он был вынужден летом 1625 г. уехать в Россию, после чего В.-В. е. присоединилась к Луцкой епархии. (О последующей истории Православия на Волыни см. статьи: Луцкая и Волынская епархия , Владимир-Волынская и Ковельская епархия .) Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 1859; Ч. 8. Т. 6. 1911; АСЗР. 1890. Т. 11; Левицкий Д. Извлечения из док-тов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого и Феодосия Лозовского//Волынские ЕВ. 1872. 6-7; Polska XVI wieku pod wzldem geograficzno-statystycznym. T. 8: Ziemie ruskie: Woly i Podole/Opis. A Jabonowski. Warsz., 1889; Archiwum XX. Lubartowiczów Sanguszków w Slawucie. T. 1. Lwów, 1887; T. 3. Lwów, 1890; ПДРКП. Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в настоящее время не существующих//Волынские ЕВ. 1867. 2-8; он же. Холмско-Подляские правосл. мон-ри//Памятники рус. старины в зап. губерниях. СПб., 1885. Вып. 7: Холмская Русь; Шпаковский Е. Мелетий Хребтович-Литаврович-Богуринский, архим. Киево-Печерской лавры, Владимирский и Брестский еп.//ТКДА. 1875. 8. С. 169-206; 9. С. 436-462; 10. С. 108-123; Хойнацкий А. Ф. Очерки из истории правосл. Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878; Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края/Изд. П. Н. Батюшков. СПб., 1890; Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888-1903. 5 т.; он же. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии. Почаев, 1893; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3, 5.

http://pravenc.ru/text/159136.html

10 Ciampi S. Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze politiche, ecclesiastiche, scientifiche, litterarie, artistiche dell’Italia colla Russia, colla Polonia ed altre parti settentrionali. T. 1–2. Firenze, 1834–1839. 11 См.: Яковенко С.Г. Переписка папских нунциев в Речи Посполитой (вторая половина XVI в.). Изучение и публикация источников//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сб. статей. М., 1989. С. 80–83. 12 Pamietniki о dawnej Polsce z czasow Zygmunta Augusta. Zebral J. Albertrandi. Z rekopisow wloskich i lacinskich wytlumaczyl J. Krzeczkowski. Wiadomosc о zyciu Commendoniego... dodal Mikolaj Malinowski. Wilno, 1851; Акты исторические, относящиеся к истории России. Изд. А.И. Тургенев. Т. 1–2. СПб., 1841–1842; Дополнения к Актам историческим. Изд. А.И. Тургенев. СПб., 1848. 15 Малышевский И.И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Т. 1–2. Киев, 1872. Эта книга является исследованием в отличие от популярно-публицистической книги: Малышевский И.И. Западная Русь в борьбе за веру и народность. СПб., 1899. Т. 1–2. 16 Начало унии в Юго-Западной России//Православный собеседник. 1858. Т. 2. С. 55–91, 231–261, 408–442, 537–563; Т. 3. С. 81–119, 200–231; Крачковский Ю. Предисловие//АВАК. Т. 16. Документы, относящиеся к истории церковной унии в России. Изд. Ю. Крачковский. Вильно, 1889. 17 Об источниковой базе труда митрополита Макария и ее расширении в последующие десятилетия см.: Флоря Б.Н. Митрополит Макарий как историк Западнорусской церкви// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. Период разделения Русской Церкви на две митрополии. История Западнорусской, или Литовской; митрополии (1458–1596)/Под ред. Б.Н. Флори. Москва. 1996. С. 10–18. 20 Левицкий О. Внутреннее состояние западнорусской церкви в польском государстве в конце XVI в. и уния//Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. VI. Киев, 1883. С. 1–182 (то же по-украински: Левицький О. стан церкви в Польско-Литовськой держави в XVI ст. та про на XVI–XVIII ст. 1900 [Фототип. переиздание: 1991]. С. 1–80); Левицкий О. Ипатий Потей, Киевский униатский митрополит//Памятники русской старины в западных губерниях. Т. VIII. СПб., 1885. С. 342–374; Левицкий О. Кирилл Терлецкий, епископ Луцкий и Острожский//Памятники русской старины в западных губерниях. Т. VIII. СПб., 1885. С. 308–341; Левицкий О. Основные черты внутреннего строя западнорусской церкви в XVI и XVII вв.//Киевская старина, 1884, 8–9; Левицкий О. Южнорусские архиереи в XVI–XVII вв.//Киевская старина, 1882. 1. С. 57–100; Левицкий О. Причина, вызвавшая Брестскую унию//Киевские епархиальные ведомости, 1897. 8. Часть неофициальная. С. 408–411 (изложение доклада Левицкого в ЧИОНЛ, где главной причиной унии он назвал «разлад» духовенства и народа).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

13.04.1589 Мелетий (Богуринский Хрептович), епископ рукоположен с 1588 (управлял с 1580) 13.01.1593 Ипатий (Потей), епископ рукоположен (униатский епископ) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишён епископской власти, 26.09.1599 назначен митрополитом Киевским; 08.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года Леонтий (Карпович), епископ (наречённый) избран сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Имена Сведения Иосиф (Курцевич),епископ рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиепископ Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге. С 1832 года – кафедра в Почаевской лавре. С 1 октября 1840 года – кафедра в Житомире. С 1843 по1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ бывший епископ Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 епископ Могилёвский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]), епископ рукоположен с 02.02,1806 по 06.07.1813 епископ Могилевский и Витебский Стефан (Романовский), епископ рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 епископ Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 01.12.1828 по 01.02.1832 епископ Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 епископ Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 одновременно управлял архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 06.11.1848 по 01.07.1860 одновременно управлял митрополит Киевский и Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1918. С. 83). Т. о., М. умер в 1609 г., перед Великим постом, к-рый начался 5 марта. Был похоронен после Пасхи, т. е. после 16 апр., в Копыстно. В 20-30-х гг. ХХ в. еще были заметны следы его могилы за селом, напротив церкви; на могиле стоял крест (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 3. Д. 273. Арк. 149). О могиле М. помнили и после второй мировой войны: на холме Горниско, в 200 м к западу от места двора Копыстенских, стоял металлический крест на каменном цоколе ( Sa adiak A. Pamiatki i zabytki kultury ukraiskiej w Polsce. Warsz., 1993. S. 205). Оценки деятельности М. имеют истоки в полемических произведениях кон. XVI - нач. XVII в. Правосл. авторы умалчивали о его «походе» в унию. Это характерно прежде всего для Иоанна (Вишенского) , земляка М., острое перо к-рого не пощадило практически ни одного современного ему западнорус. иерарха. В соч. «Зачапка мудраго латинника с глупым русином» (ок. 1608-1609) полемист высоко оценил деятельность М. В своем последнем произведении «Позорище мысленное» (1615/16) Иоанн восхваляет Перемышльскую епархию, которая в отличие от других твердо стояла в Православии. Иоанн завещал оригиналы своих произведений и даже собственное тело после смерти перемышльской церкви. Униат. и католич. авторы осуждали М. Ипатий Потей в «Антиризисе» представил М. и Гедеона (Балабана) отщепенцами, которые не только отказались от соглашения об унии, но и отреклись от Божией (т. е. Римской) Церкви и вступили в союз с еретиками, следов., по мнению Потея, по праву они были прокляты на униат. Брестском Соборе. Скарга также обвинял М. в измене. Утверждая правомочность униат. Собора, он писал: «Хтож им тот Собор зложил? Никифор, чили Балабан, чили Копыстенский? Ни один с тых. Зложил собор митрополит, по дозволением короля его милости». Полярность суждений о М. оказала влияние на дальнейшую историографию, к-рая отличалась конфессиональными пристрастиями. Ист.: АЗР. Т. 4. 29. С. 39; 33. С. 43; 111. С. 101, 169, 170, 173; Maciejowski W. A. Pimiennictwo Polskie, od czasów najdawniejszych a do roku 1830.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

59 Православные Брестские граждане, под именем «опекунов и дозорцев» соборной церкви, принимали на себя в качестве братчиков обязанность оберегать все её интересы и имения («о доброе церковное старитися») от всяких притязаний и притеснений. Из грамоты епископа усматривается, что светские и духовные лица города Бреста соединялись в братство для «высшей» нравственной жизни и просили епископа позволить им избрать людей достойных, знающих церковные порядки, чтобы они «упоминали тех из своих единоверцев, которые о порядках церковных ничего недбают», а которых они «покажут непослушных и упорных, таковых священники упоминали бы и мечем духовным карали». 60 В городе Минске, на основании королевской грамоты, от 11 сентября 1592 года, образовалось при соборной церкви братство со школой греческого и русского языка, госпиталем и особым братским домом, освобожденным от постоя; это братство, получив тоже от короля право принимать отказы по завещанию, поставило себе главной задачей: призрение бедных, больных и увечных («людей от пана Бога хоробою и уломностями навежоных»), и прозывалось «шпитальным». 61 В местечке Кричеве и Орше в то же время учредились небольшие церковные братства (наподобие прежних медовых); из королевских грамот видно, что названным мещанам разрешены их братства на тех же основаниях, как и в других «местах и местечках». 62 В городе Бельске церковное братство образовалось в 1594 году; в благословенной грамоте от 29 июня епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей дозволял, по грамоте патриарха Иеремии, этому братству принять чин и союз братств Львовского и Виленского, отдавал братству соборную церковь св. Богоявления со всем имуществом, разрешал при церкви построить школу, больницу, приют для бедных (сирот и вдовиц), избирать для их церкви священников, а для школы учителей, указывал «до гробу равночестно провожати нищих», предоставлял братству самоуправление и грозил страшными проклятиями всякому, кто сделался бы соблазнителем и разорителем братского единства. 63

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

8) Каждый новый епископ посвящается митрополитом киевским, а митрополита посвящают все епископы, с благословения папы римского и без всякой платы. 9) Чтоб все эти артикулы королевская милость подтвердил нам своими грамотами, одною на латинском, а другою на русском языке. 10) Чтоб и святейший папа также подтвердил эти артикулы. Собственноручно подписались: «Ипатий владимирский, Кирилл луцкий, Михаил перемышльский, Гедеон львовский, Дионисий холмский». Но Терлецкий хитрил, скрывался от Потея, с которым соперничал, хотел один заправлять всем делом, и потому, когда съехался с Потеем в Торчине у католического луцкого епископа Бернарда Мацеевского, то не сказал, что открыл все дело митрополиту и получил от него статьи к Замойскому. Вследствие этого Потей в январе 1595 года написал Рагозе: «Знайте, что уже все епископы сговорились приступить к соединению с панами римлянами, и думаем, что это уже известно и кому-нибудь набольшему. Когда я об этом имел разговор с князем-бискупом луцким, то он просил меня и владыку луцкого (Кирилла Терлецкого), чтоб мы привели к тому вашу милость, как старшего, указывая от того немалые выгоды для церкви Божией. Я говорил с князем о великих обидах, которые мы терпим не только от них, католиков, но и от своих; говорил, что нет в нас согласия, старшего своего митрополита ни за что почитаем, против него бунтуем, на грамоты и проклятия его не обращаем внимания, и прямо старшего над собою иметь не хотим. Он мне отвечал: «Знаю я все это, но отчего же это так делается? Оттого, что порядка между вами нет, ваши патриархи об этом не заботятся; только за тем сюда приезжают, чтоб вас грабить и несогласие между вами сеять, грамоты на грамоты выдавая, но когда в унии будете, тогда все иначе пойдет: старший будет иметь высшее значение, все его слушать и бояться должны будут». Говорилось дальше о том, чтоб приступить к унии без насилия совести и вере нашей; не позабыли поговорить и о месте в раде и на все получили удовлетворительный ответ и обещание помогать. Говорилось и о том, что ваша милость хотя бы и хотел привести дела в порядок, но средств не имеет по причине обеднения старшей епархии киевской; киевский князь-бискуп отвечал: «Это последнее дело; будем хлопотать, чтоб стол митрополичий, для приобретения подобающего ему значения, получил хорошее содержание» – и указал сам на монастырь Печерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010