18 Ещё пример. На 2-м столбце читаем: в начало створи   бъ  рече нбо и землю и т. д. Это место с 1-м стихом из кн. Бытия I гл. находим и у Малалы (См. Архив. Сбор. XV века, N 902/1468); на стол. 96 – отрывок из Псалма 103, взятый вместе с другими словами текста у Ио. Экз. Б. и т. д.; на столб. 105 – из I гл. Бытия 26 ст., вместе с заимст. из Ио. Экз. Болгарского и т. п. 19 См. напр. заимствования из Иоанна Экз. на столб. 29–30, 65–67, 91–92, 103, 104 и др. (по изданию Общ. Истории и Древн. Российских). 21 Кроме Св. Писания в его разных видах в Палею вошли заимствования из следующих источников: 1) Ефрема Сирина , Слово о патр. Иосифе (см. Успенский. Толковая Палея, стр. 75); 2) Мефодия Патарского , Слово о царствии язык (стр. 52–53); 3) Косьмы Индикоплова, Христианская Типография (Ib., стр. 13–14, 22, 24, 58); 4) Хроники Малалы (54); 5) Амартола (58); 6) Пасхальной Хроники (стр. 60 и др.); 7) Златоструя (16, 70); 8) Севериана Гавальского (стр. 13, 15, 38, 73); 9) Иоанна Дамаскина (стр. 26); 10) Св. Епифания (13, 35, 36, 83–85, 97); 11) Иоанна Экзарха Болгарского, Шестоднев (15, 18, 20, 32); 12) Иоанна Златоуста (11); 13) Бл. Феодорита Кирского (17, 36, 73, 89, 90, 107); 14) Василия Великого , Беседы на Бытие (22, 36); 15) Слова св. Ипполита об антихристе (86); 16) Физиолога (стр. 84 и др.); 17) Летописи Александрийского Патриарха Евтихия (стр. 55); 18) Иосифа Флавия, Иудейские древности (стр. 95); 19) «Книги малого Бытия» или «Книги Юбилеев» (стр. 96); 20) Жития Святых ( Мартиниана Мниха 34; Герасима 38; св. Варвары, Трифона, Аверкия 47; Кирика 74; Спиридона 90; Георгия 112; Нестора 113); 21) Разных церковных песнопений (16, 47, 76, 92, 106). 22 Таково, напр., апокрифическое дополнение к библейскому рассказу о жертвоприношении Исаака: оно могло быть взято и не из Златоструя, как справедливо думает об этом г. Жданов (см. Киевские Университетские Известия, 1881, N 9, стр. 249). 27 О славянском переводе Физиолога Успенский, впрочем, и не подозревает, хотя книга его явилась и после (1876 г.) «Сказаний о Соломоне и Книговрасе» г. Веселовского (1872 г.), где указана древнейшая редакция слав. перевода Физиолога (стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

А се подърезая тело крстообразьно. глть. «Заклается и жреться агньць бжuiu въземляи грехы всего мира. ныне». и полагая на дискос тело. глть. «Полагаеться агньць бии. взем» А се въливъ вино и водоу в чашю. глт. «Съединение стго дха ныне». и (л. 17 об.) показая пьрьстом. на чашю. глть. «Единъ от воинъ копиемь емоу ребра прободе. и абие изиде из ребра исва. кровь и вода. и видевьи сведетельствова истиньно есть свидетельство его. ны. Яко трие соуть сведетельствоуще. дхъ. кровь и вода. трие въ едино соуть». А се проскумисая. выемлеть прежде. ис. тож. стмоу. тож. цркви: «Ги исе хс бии. приими жьрьтвоу сию. въ чсть и въ славоу. стыя. бца. благовещенне. ржство. въведение въ стая (л. 18) стыхъ и положение ризе и пояса и чстьнаго ея оуспения. и всех ея празкъ. и стхъ нбсныхъ силъ михаила и гаврила. И стго. прдтча крстля ио. и стыхъ апслъ. петра и павла. и всехъ апслъ. и д. еуаглистъ имрк. таж стмоу. таж. цркви». А се. за жив. «Ги исе хе сне бии. приими жьртвоу сию въ чсть и в славоу стго имрк. за раба бия имрк. в здравие. и въ спсние въ от». А се за мьртваг. «Помяни ги дшю оусопшаго. раба своего. имрк. и покои его на месте светле идеже присещаеть светъ лица твоего ги. ныне». (л. 18 об.). Поп мол. надъ кадиломь: «Кадило приносим предъ тя ги бе нашь в воню блгооухания. еже приносимъ 22 влдко на стмь. пренбснемь мысльнемь твоемъ олтари 23 . посли 24 намъ млсть твою 25 блгий 26 и дажь 27 намъ рабомъ твоим призывающим имя стое 28 твое. пребатоую млсть 29 . яко остися 30 ». И покадить. Поп. дары. гля: «О предположеныхъ чстныхъ. свщеныхъ дарехъ гоу. боу. нашемоу. помолимъся. Ги. Бе Бе нашь иже нбсныи хле (л. 19) бъ и пищю...», как в 342–605 (в вариантах). и потомь. Поклониться. Поп. и дьяк. пред стою тряпезою. и глть дьяк: «Блгсви влдко». Поп: «Блгсно. црствие оца...» 4 . Ркп. библиотеки Казанской Духовной Академии XIII в., 1016–702, л. 1 об.–9 об. (л. 1 об.) Служ. стго василья. мол. иереи. таи за ся: «Влдко гси вседержителю. не хотя и смрти грешникомъ...» (л. 4 об.), как выше в ркп. Синод. библ. 605–342, в вариантах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

214 . L " Orthodoxie et la vie économique. Stokholm, 1931, 3, p. 216–227. 215 . Вечность и время. (Слово на Новый год.) – Сергиевские листки, 1931, 1, с. 2–4. 216 . Веселимся Божественне! – Сергиевские листки, 1931, 4(42), с 2–5. 217 . Слово на Рождество Христово. 1930. – Сергиевские листки, 1931, 12 (50), с. 2–4. 218 . On primitive Christianity. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1931, 14, p. 20–26. 219 . Христианство перед современной социальной действительностью. (Речь в открытом собрании Религиозно-философской академии.) – Прилож. к журналу «Путь», 1932, 32, с. 27–31. 220 . О чудесах Евангельских. Paris, YMCA-Press. 1932. От составителя. 1. О чуде. 2. Чудеса Христовы. 3. О делах человеческих. 4. О Воскресении Христовом. 221 . The Church and Non-Orthodoxy. – American Church Monthly, 1931, vol. 30, 6, p. 411–423; 1932, vol. 31, 1, p. 13–16. 222 . Die Verwandlungslehre im Eucharistischen Dogma der Orthodoxen Kirche des Morgenlandes. – Internationale Kirchliche Zeitschrift, 1932, Nr. 3, S. 129–147. 223 . Judas Ischarioth der Verräter-Apostel. – Orient und Occident, 1932, Nr. 11, S. 8–24. (См. 205). 224 . Святый Грааль. (Опыт догматической экзегезы. Ио. XIX, 34). – Путь, 1932, 32, с 3–42. 225 а. О Царствии Божием. – Сергиевские листки, 1932, 5 (55), с. 2–4. 225 б. О почитании св. мощей. – Сергиевские листки, 1932, 6 (5), с. 10–13. 226 . L " orthodoxie. – Paris, Librairie Félix Alcan, 1932, N. 8, (Les Religions). (См. 338). 227 . The Church – Holy – «Soborny (Catholic)». – The American Church Monthly, 1932, vol. 32, 6, p. 414–431. 228 . On the Veneration of the Blessed Virgin. – Ashram Poona, Christa Seva Sangha Review, Special Women " s Number, 1932, 2, p. 31–35. 229 . The Work of the Holy Spirit in Worship. – The Christian East, 1932, vol. 13, 1, p. 30–42. 230 . The Doors of Repentance. – American Church Monthly, 1932, 3, p. 183–186. 231 . On the Sacrament of Penance in the Russian Orthodox Church. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1932, 18, p. 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

367 То есть от Моисея до Тита. 368 То есть илотов. 369 Имеется в виду битва при Сфактерии (Thuc. IV. 38). 370 Ср. перевод LXX (Исх 22.28) — θεους ου κακολογησεις . Тж. Antiquit. IV. 207 и Phil. Vita Mos. II. 205; De spec. leg. I. 53. 371 Cp. Hom. Il. 1, 399, XIV. 247; XV. 18 и др. 372 Ср. Cic. De nat. deor. I. 30 (83): Iovem semper barbatum, Apollinem semper imbirbem. 373 Гефест. 374 Афина. 375 Apec. 376 Аполлон и Артемида. 377 Hom. Il. V. 335 ff; 375 ff. 378 Зевс и его смертные возлюбленные Даная, Ио, Лето, Семела. 379 Hom. Odyss. 8, 266—368. 380 Hom. Il. XIV. 312 ff. 381 Посейдон и Аполлон (Hom. Il. XXI. 442 ff; Apollod. XXI. 448 ff). 382 Феб (Hom. Il XXI. 448). 383 Титаны. 384 Niese считает это интерполяцией. 385 Также, вероятно, интерполяция. 386 Plato. Rep. III. 398A. 387 Ср. Aristobulus ар. Eus. Praep. ev. XIII. 12. 388 Именно это, как ни странно, оставляется Платоном без внимания. 389 Plato. Legg. XII. 949Е ff. 390 Ср. Strabo, XVII, 1 и Diod. Sic. fr. XL, 1. 391 Принято чтение Niese. ( εφασκε ) ν η διαπαιζων вместо νη Δια παιζων . 392 Ок. 499—427 г. Своим спасение обязан Периклу. 393 Современник Александра Великого, был известен как безбожник. 394 Протагор из Абдеры, V в., один из известнейших греческих софистов. Его сочинения были публично сожжены. 395 Ср. Plut. Demost. 41F. Пострадали за это жрицы Нинус и Феорида. 396 Фраза не совсем ясна. В латинской версии переводчик совсем опустил ее. Другой вариант: «Потому афинское государство и погибло». 397 Происходил из царского рода, отправился в Грецию, чтобы послушать Солона, и преуспел в философии. Желая по возвращении ввести у себя на родине греческие культы, поплатился за это жизнью (Herod. IV. 76). 398 Об этом персидском обычае см. Herod. VI. 32. Также из сообщения Геродота (VIII. 105) можно заключить, что обычай кастрирования мальчиков был распространенным среди греков уже в глубокой древности. 399 Преувеличение, однако см. Лев. 22.24. 400 Согласно Лисию (De caede Erat. VII. 14) и Demosth. Cont. nearch. 1367, за подобные преступления налагалась пеня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Два или несколько произведений, принадлежащих памяти святого, празднуемого не один раз в год, распределяются между всеми этими днями; так, память св. Афанасия Великого 18 января имеет чтением похвальное слово Афанасию Григория Богослова , а 2 мая – житие 731 ; память св. Феодора Тирона 16 февраля имеет чтением житие его, а в субботу 1 седмицы великого поста похвальное слово Григория Нисского и слово о чуде св. Нектария; при совпадении минейной памяти с триодной житие вытесняет собою похвальное слово Григория Нисского 732 . В трех случаях – 11 ноября (житие св. Феодора Студита 733 . 1 января (надгробное слово Григория Богослова св. Василию Великому ) 734 и 1 августа 735 (слово Иосифа о Маккавеях) одно из произведений переносится на агрипнию ближайшей последующей недели или же еще и предшествующей. Такое перенесение, предотвращающее чрезмерное удлинение утрени, имеет целью своевременное окончание ее в определенное время утра. Для той же цели Типикон употребляет и другой прием: чтобы утреня не окончилась ранее положенного момента утра, Типикон в некоторые праздники указывает дополнительно особые произведения, специально на случай «если еще рано – ε στ ταχ, если есть время – ε χει ρα»; таковы: видения Даниила на каноне недели праотцев 736 , слово Златоуста по 6 п. канона Рождества Христова – Что это (Τ τοτο) 737 , 20-е слово толкования на ев. Матфея по 6 п. канона недели Сыропустной 738 , 66 слово толкования на св. Иоанна по 6 п. канона недели Ваий 739 . В первый день Пасхи для этой цели вставляются особые чтения ио 5 и 8 п.п. и на каноне панихиды 740 . Сюда же нужно отнести чтения на полиелеях праздников, в которые самый полиелей, а следовательно и чтение на нем указаны при том же условии – ε χει ρα, именно, 25 декабря (слово Григория Богослова – Паки Иисус (Πλιν’ ‘Ιησος) 741 и 15 августа 742 . Сюда же наконец следует отнести и слово Златоуста на младенцев – по 6 п. канона 29 декабря: по 3 п. в этот день указывается читать слово Григория Нисского на младенцев в два или в один прием, смотря по времени (ες στσεις δο ες μαν πρς τν ραν) 743 , но, если это слово читать в два приема, то второй должен падать уже на 6 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

После понял я: только через эти страдания и укрепится христианство! А пример этому подал Сам Христос: «Когда буду вознесен от земли», только «тогда привлеку всех к Себе! (Ио, 12, 32). «Сие же сказал он, какою смертию Он умрет», т.е. [на] кресте) 33 ст.)... Но не будем много говорить об этом: трудна для нас эта тема, а она – истинна! И мы все знаем о ней... А ныне мы говорим утешительное слово.   13. Дух славы Приведу только слова Ап. Петра, который не хотел, чтобы и Христос страдал (Мф. 16, 22-23), а после и других учил «Возлюбленные! не удивляйтесь огненному искушению, вами переносимому, как чему-либо неожиданному»… Наоборот, – «радуйтесь», «вы – блаженны, потому что Божий Дух славы на вас почивает». Если кто «пострадает», «как христианин, пусть не стыдится» этого, но «да прославляет Бога» за это. «Поэтому, страдающие по воле Божией, да предадят Ему души свои благими делами». «Смиритесь же под крепкую руку Божию да вознесет вас в свое время, а всю печаль возложите на Него, ибо он Сам печется о вас. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» (1 Посл. 4 и 5 гл). Вот чему нас учит апостол, вслед за Христом (Мф. 16, 24-25). Это мы все знаем: [не] напрасно мы и крест Его на себе носим и всем даем целовать его на отпусте. Не напрасно и Павел говорит: «Слово о кресте для погибающих кажется юродством (безумием), а для нас, спасаемых есть Сила Божия» (1 кор. 1, 18). Трудно это для нас? – Да! Но «всякое добро христианское трудно», – сказал мне угодник Божий Исидор Гефсиманский. «Корень учения – горек, зато плоды его сладки», – говорит весь мир давным давно.   Заключение Недавно мне пришлось быть у Св. Патриарха. И в беседе с ним, я высказал свое наблюдение, что обстоятельства последнего времени указывают нам на изменение к лучшему нашего государства к Церкви. Он совершенно согласился с этим. Так мое мнение подтвердил сам глава Церкви. Да и вы, вероятно, так же думаете и наблюдаете. Но и из этого не будем делать вывода, что нам нужно теперь почивать на лаврах. Наоборот, мы учитывая это для большего одобрения, приложим большее и усердие, и смирение, и терпение.

http://bogoslov.ru/article/3099477

16 Ус й мойы рбацыдм йхим ныууагъта Иосифы да-рс, 17 стй уыцы ныхст рафзмыдта й мойн др: «Цы дзуттаг цагъары рбакодтай н х дзарм, уый мыл тыхй рхцынм хъавыди, 18 фл куы ныцъцъхахст кодтон, уд й дарс м цуры фуагъта м флидзг ис». 19 Потифар й усы ныхст куы фехъуыста, д цагъар мын афт бакод-та, згъг, уд й маст рафыхт. 20 Иосифы рцахсын кодта м й, паддзахы ахстыт км уыдысты, уыцы ахстоны бакодта. Афтмй Ио сиф бахаудта ахстонм. 21 Фл Дунедарг уыд Иосифим м йыл аудыдта. Ахстоны хицауы зрдм й фцуын кодта. 22 м йын уый ппт ахстыты др й бар бакодта. Цыдриддр куыстой, уым сын Иосиф лврд-та разамынд. 23 Ахстоны хицау йхдг, Иосифы брны цы уыди, уыдттй й цст ницмуал дардта, уымн м Дунедарг аудыдта Иосифыл, м уый алы хъуыддаджы др уыд нтыстджын. Л/Л 1-2 Цасдр рстджы фст Мысыры паддзахы дыуу барджыны — хистр дзагдар м хистр дзулфы-цг — фазымджын сты с хицауы, Мысыры паддзахы, раз. Фараон смсты и с дыуум др 3 м с сбадын кодта, хъахъхънджыты хицауы хдзары цы ахстон уыди, уым. 4 Хъахъхънджыты хицау с Иосифыл бафдзхста, м сын уый лггад кодта. Рстг цыдис, 5 м иу ахмы дыуу ахсты, Мысыры пад-дзахы дзагдар м й дзулфыцг, уыцы иу хсв федтой фынт — фйн фыны. Алкй фынн др с уыди йхи срмагонд нысаниуг. 6-7 Райсомй Иосиф бацыди ахстытм, фараоны барджынтм, м с уыцы тыхстхуызй куы бай-йфта, уд с афарста: «Абон цй тар сты у цсгмтт?» 8 Уыдон ын дзуапп радтой: «Фынт федтам, м нын с чи райхала, уый нй». Иосиф сын загъта: «Хуыцауы фрцы сын ис райхалн. У хорзхй, радзурут мын с». 9 Хистр дзагдар Иосифн радзырдта: «Фыны федтон, цыма м разы уыди снфсиры тала, 10 рт къалиуы йыл. Гала уайтагъд къуыбыр рафтыдта, дидинг ракалдта, цуплтт йыл фзынд, м й гагат аргъд сты. 11 М къухы уыди, фараон кмй фназы, уыцы синон. з ратыдтон снфсиры гагат, синонм с рлмрстон м й фараоны къухм радтон». 12 Иосиф ын загъта: «Мн д фын. рт къалиуы сты рт боны. 13 р т боны фст д фараон брзонд сисдзни: фстм д сврдзни д бынаты, м та раздрау уы-дзын й дзагдар — фараон й нуазн д къухй исдзни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (4:2–3). Христос есть образ Бога невидимого. Главная мысль послания, это учение о Христе, как центре вселенной. Св. апостол Иоанн в своем Евангелии говорит: «Бога не видел никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ио. 1:18). А здесь ап. Павел пишет: Христос есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли (т. е. чины Ангельские), – все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви, Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, кровью креста Его, и земное, и небесное» (1:15–20). Тайна апостольской проповеди. В послании к Ефесянам ап. Павел говорил о «тайне воли Божией» и о том, что ему «через откровение возвещена тайна, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Ефес. 3:3–5 ). Теперь апостол развивает ту же мысль. Он учит колоссян, что тайна апостольского благовествования заключается в том, что всякий человек, кто бы он ни был по природе, язычник или иудей, может стать человеком «совершенным во Христе Иисусе» (1:28). Уверовавшие во Христа таинственно соединяются с Ним и духовно научаются от Него всякой премудрости. Верующим во Христа, соединенным между собою в любви, открывается «богатство совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца, и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (2:2–3). Соединяясь со Христом, человек (например, бывший язычник) начинает жить во Христе, и тогда верующая душа его становится причастницей тайн и премудрости Божией, ибо все тайны мироздания открыты во Христе Иисусе, «Им же вся быша».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

22 Е сли вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. 23 Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. 24 П усть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток! 25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. 27 За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф – имя Ему! 5 .1–2 Подражание погребальным песнопениям, которое должно было привести слушателей к мысли о скором падении государства (оно произошло в 722 г.). Этот стих примыкает к ст. ио. 5.8–9. Гимн о всемогуществе Божием, примыкающий к 4.13. 5.18. Днем Господним называли, по-видимому, день, когда явится Бог и принесет славу Израилю. Пророк предупреждает, что день этот будет не днем торжества, а днем Суда. Встреча грешника с Богом порождает бурю, которая есть «гнев Божий». 5.25. Напоминание о простоте культа во время Моисея. 5.26–27. Чрезвычайно темный текст. Русский перевод сделан с перевода LXX. Общий смысл места таков: «Вы поклонялись богам язычников и за это будете изгнаны в земли языческие». 1 Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! 2 Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? 3 Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – 4 вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, 5 поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, 6 пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! 7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. 8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Петру было свойственно выступать от лица всех апостолов, в силу стремительности его темперамента (и не всегда притом проявлявшегося в одинаково благоприятном для него смысле), как мы уже знаем: при хождении Христа по морю, Петр устремляется к Нему на встречу, но пугается и слышит упрек Учителя в маловерии ( Мф. 14, 28–31 ), припадает к коленам Иисуса после чудесного лова, свидетельствуя о своей греховности ( Лк. 5, 8 ); прекословит Христу после речи Его о страданиях ( Мф. 16, 23 ); спрашивает от лица всех учеников: «вот мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам? ( Мф. 19, 27 , Лк. 12, 41 ). Неоднократно Петр отвечает из среды окружающих, как при исцелении кровоточивой: Лк. 7, 45; 12, 41; 13, 36; 11, 21 ; спрашивает объяснения притчи: Мф. 8, 29 , Лк. 9, 28 ; на горе Преображения Петр хочет построить три кущи: Мр. 9, 5 , Мф. 17, 4 , Лк. 9, 33 ; противится омытию ног: Ио. 13, 6, просит изъяснить притчу: Мф. 15, 15 ; отвечает от лица двенадцати: «Господи, к кому нам идти? Ио. 6, 68; утверждает, что если все соблазнятся, то он не соблазнится: Мк. 14, 29 , Мф. 26, 33 , ср. Лк. 22, 33 , Ио. 13, 37, (на что и слышит в ответ пророчество о своем отречении), противится омовению ног: Ио. 13, 6–9; пытается защитить Учителя мечем, за что также заслужил порицание: Ио. 18, 10–11, Мф. 26, 51–4 . Итак, в ответе Петра от лица всех апостолов не было вообще необычного, он соответствовал, прежде всего, его личному характеру, помимо особых его полномочий в среде апостольской. Однако, в данном случае, исключительном по своей важности и торжественности, это полномочие говорить одному за всех молчаливо предоставляется ему всеми апостолами, а, главное, подтверждается самим Христом, который в его лице обращается ко всему апостольству, признавая в нем его представителя, так сказать утверждая его в первостоятельстве. Однако, неверно, чтобы значительность ответа связана была лишь с его содержанием. Нельзя утверждать, чтобы Петром впервые была выражена вера в Иисуса, как Христа и Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010