Этот ветхозаветный писатель был, несомненно, одним из мудрецов-книжников. Мы уже говорили, что роль их сильно возросла с тех пор, как в плену богослужение заменили субботние собрания. На этих собраниях книжники читали наставления и рассказывали поучительные истории. (Еще Иезекииля называли «слагателем притч».) Агадическая форма библейского учительства прежде мало принималась в расчет толкователями Книги Ионы, они хотели видеть в ней описание подлинных событий. Такой подход неизбежно отвлекал от главного: скептики превращали историю незадачливого пророка в мишень для насмешек, а апологеты изыскивали способы доказать, что человек может пробыть невредимым три дня в желудке «большой рыбы» [ 10 ]. Конечно, чудо есть чудо, и странным было бы предположить, будто Бог, создавший это морское чудовище, не мог сделать так, чтобы проглоченный им человек остался жив. Но многие места и особенности книги указывают на то, что она вовсе не претендует на историческое правдоподобие. Ниневия, куда был послан Иона, изображается как город «на три дня пути», между тем древность вообще не знала столь больших городов; не было и такого побережья, откуда можно было дойти до Ниневии за три дня. Сцена всенародного покаяния ниневитян на фоне того, что известно об Ассирии, также выглядит невероятной. Исторический Иона являлся современником Turлamnaлacapa III, царя, который меньше всего был склонен уверовать в Бога Израилева или каяться. Одним словом, все это, включая и рыбу, и фантастическое растение, вырастающее за одну ночь до размеров дерева, говорит о том, что перед нами аллегория, назидательная легенда; и если рассматривать книгу с такой точки зрения, то насмешки над ней окажутся бессмысленными. Она заключает в себе идею, которая ставит этот шедевр на одно из первых мест в Ветхом Завете [ 11 ]. Что побудило автора написать Книгу Ионы, догадаться нетрудно. Вызванное Аггеем и Захарией мессианское движение породило нездоровое чувство национального превосходства и политического властолюбия. Зерубабель, Иошуа и наиболее пламенные мессианисты Иудеи ожидали, вероятно, что языческие крепости падут, поверженные космической бурей. Но все осталось на прежних местах. Две заготовленные короны оказались ненужными. Многие усмотрели в этом отказ Ягве от Своего слова и открыто роптали. Как мог Он пощадить язычников? Почему не бросили их и их идолов под ноги «сына Давидова»? Вероятно, и завет Второисайи о миссионерстве Израиля стал вызывать у некоторых протест: стоит ли отдавать иноплеменникам свое единственное достояние — веру?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

типологии архитектуры синагог здание относят к промежуточному типу, или типу «широкого дома» (transitional, or broadhouse type), в котором соединяются признаки т. н. раннегалилейского и визант. типов. В плане это почти квадратное сооружение (10×10,1 м), разделенное на 3 нефа 2 рядами колоннад по 5 опор в каждой (ширина центрального нефа 4,3 м, северного - 2,6 м). Колонны опирались на пьедесталы. Центральный, сев.-зап. фасад имеет 3 дверных проема. По юж. стене скорее всего располагалась ниша Торы, ориентированная в сторону Иерусалима. Исследование юж. части невозможно, т. к. она находится под жилым домом. Представляют большой интерес редкие мотивы мозаичного украшения. Между 2 крайними зап. колоннами находится панель, на которой изображены 2 меноры с лампадами на их ветвях, из центральной их ветви вырываются 2 язычка пламени (панель сдвинута к сев. колоннаде и расположена не по главной оси здания). Похожая менора известна по мозаике самаритянской синагоги в Эль-Хирбе. Внизу изображены религ. предметы - шофар (рог), этрог (цитруа), лулав (пальмовая ветвь), махтах (лопатка для благовоний). Между менорами находится круглый венок. Внутри него помещена надпись: «Мир Израилю, Аминь». В центральном нефе заметны следы зодиакального круга, подобное изображение встречается в синагогах визант. типа в Бет-Альфе , Хамат-Тиверии, Нааране, Яфии. В центре находилось изображение виноградной лозы, от которого сохранились лишь фрагменты. Внизу видны остатки надписи: «…будут помянуты все жители города, старые и молодые… которые пообещали и дали пожертвования… будут благословлены… чтится их память. Да будет помянут Иошуа, который дал…» ( Naveh. 1978. N 39). Вокруг центрального нефа мозаика образует орнаментальную раму из различных геометрических и флоральных мотивов. По замечанию археологов, помимо традиц. набора оттенков тессер из различных видов известняка, белого и красноватого кирпича использованы также тессеры из зеленого стекла. М. Чиат предполагает, что стекло местного производства ( Chiat. 1982. P. 138), но его следов в Исфии пока не обнаружено. Христ. население появилось в Исфии в XVII в. Об этом свидетельствует хранитель францисканского ордена Франческо Полицци, путешествовавший по К. в 1666 г. Он сообщает о маронитском христ. населении деревни, к-рое осталось без священника, т. к. последний бежал ( Lemmens L. Acta S. Congregationis de Propaganda Fide pro Terra Sancta. Firenze, 1921. Vol. 1. P. 200). Полицци послал нового пастора из Назарета, который крестил и причастил жителей. В 20-х гг. XX в. в Исфии жили друзы (921 чел.), греко-католики (107), марониты (7), католики (6), правосл. греки (6), мусульмане (17) ( Bagatti. 2001. P. 89-90). В наст. время это друзская деревня, население которой в 2009 г. составляло 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Фото: freepik.com Илон Маск и более 1000 экспертов просят приостановить эксперименты с искусственным интеллектом. Главное Чего боятся ученые со всего мира 29 марта, 2023 Чего боятся ученые со всего мира Фото: freepik.com Ведущие инженеры со всего мира считают, что гонка обновлений и развития нейросетей может быть опасной для общества, так как никто не изучал потенциальные риски, связанные с появлением новой технологии. Что произошло Илон Маск, основатель Apple Стив Возняк и еще 1123 исследователя, инженера и предпринимателя подписали открытое письмо ИИ-лабораториям с просьбой приостановить как минимум на полгода обучение систем искусственного интеллекта, более мощных, чем GPT-4, пишет издание The Guardian. Их обращение опубликовано на сайте некоммерческой организации Future of Life Institute. Эксперты предупреждают, что в ближайшей перспективе системы искусственного интеллекта могут усилить неравенство в обществе, способствовать распространению дезинформации. В будущем может возникнуть сверхразумный искусственный интеллект. И уже сейчас нужно думать о своей безопасности. Письмо также подписали инженеры из DeepMind, Microsoft, Meta (признана экстремистской в России. — Примеч. ред.), Google и Amazon, ученые, включая профессора кафедры психологии Нью-Йоркского университета Гэри Маркуса. Эту точку зрения разделяет канадский математик и кибернетик Иошуа Бенджио и английский ученый и исследователь искусственного интеллекта Стюарт Рассел, ученые из Оксфорда, Кембриджа, Стэнфорда, Калифорнийского технологического института, а также известные технологические предприниматели — соучредитель Skype Яан Таллинн, соучредитель Pinterest Эван Шарп и соучредитель Ripple Крис Ларсен, писатель Юваль Ноа Харари и политик Эндрю Янг. Письмо ученых, инженеров и предпринимателей «Системы искусственного интеллекта могут представлять серьезные риски для человечества. Об этом свидетельствуют обширные исследования, признанные ведущими лабораториями искусственного интеллекта. Продвинутый искусственный интеллект способен изменить жизнь на Земле. Нам следует планировать его развитие с особой тщательностью. 

http://pravmir.ru/ilon-mask-i-bolee-1000...

И это-то выражение Смит и считает скрывающим сведения о старом культе бога Иошуа. Подобную же операцию производит он с наименованием “назореи», которое он производит (по отзыву компетентных лиц совершенно произвольно) от корня глагола “назир», сторожить (существование же евангельского Назарета он вовсе отрицает). Название назореев, применяемое к христианам, он объясняет существованием секты “хранителей», имевших покровителем особого дохристианского бога хранителя, дохристианского Иисуса. Таким методом можно доказать на основании разных выражений Евангелия существование любого количества культов, имеющих дохристианского бога Иисуса. Желающие найти подробный и совершенно уничтожающий разбор этой “теории» найдут его у Вейнеля или Иог.Вейса (выше цитированное сочинение). Характерна здесь необыкновенная историческая близорукость. Ведь даже при большей доказательности своих утверждений Смиту следовало бы дать объяснение истории всей первохристианской письменности и всего раннего догматического развития церкви, а это, конечно, обнаружило бы всю безнадежную трудность этого предприятия. Разрыв с преданием веков, презрение к нему характерны для него, как и для всего этого направления, что представляет собой не только моральное уродство, но и научную порочность. 19 С появлением спроса подобные произведения начинают появляться как грибы после дождя. Специализировалась на этом издательская фирма Дидерихс в Лейпциге. 20 Здесь же появился и памфлет Древса “Die Christusmythe (230 стр.). В этом талантливо написанном “научном” памфлете читатель совершает прогулку по мифологии древности или, по резкому, но справедливому выражению одного критика, попадает в “цирк мифологических и религиозно-исторических кунштюков” в котором, в числе многих, исполняются уже и знакомые нам номера: и Кальтгоф и Смит и другие проходят в причудливом сочетании перед глазами читателя. Исторические данные чередуются здесь с совершенно недоказанными и фантастическими утверждениями, хотя и обставляемыми оговорками: по-видимому, вероятно и т.п., но в сущности принимаемыми за доказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

387. См.: Памятники Востока. Вып. 3. Рассказ Египтянина Синухета пер Б. Тураева. М., 1915, с. 23. 388. Исх 2, 16. Мадианитяне, так же как и израильтяне, вели свое происхождение от Авраама (Быт 25, 1—4). Центром их местожительства была область на восток от залива Элат. Вождь мадианитян назван в Библии двумя именами: Рагуэль и Иетро. То, что у него было не одно имя, объясняется, возможно, тем что сам он принадлежал к клану кенитов — особой семитической группе (Суд 1, 16). См.: W. Albright, статья в «Catholic Biblical Quarterly», 1963. р. 6. 389. JHWH. Впоследствии возник благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи Св. Имени. Его заменили словом Адонаи, Господь. Закрепляя это правило, хранители текста Библии поставили к согласным имени Ягве (в еврейском алфавите нет гласных) значки, соответствующие гласным слова Адонаи. Из этого соединения возникла позднее искаженная транскрипция Иегова. Между тем еще Отцы Церкви указывали на правильное произношение (бл. Феодорит, Климент Александрийский). См.: J. Hastings. Dictionary of the Bible, 1963, p. 334; J. Bright. Op. cit., p. 137. 390. Исх гл. 3. Из ст. 1 следует, что гора Синай или Хореб уже до Моисея почиталась святой. Следует обратить внимание и на ст. 5. Возможно, здесь издревле почитали Бога под именем Ягве. «По всей вероятности, под этим именем поклонялся Богу священник мадианский», — говорит Вл. Соловьев (Собр. соч., т. 4, с. 26). Это мнение разделяет большинство современных историков. Однако, как говорит Дж. Брайт, хотя имя Ягве Моисей мог слышать у кенитов в Мадиане, но он вложил в него совершенно новое содержание ( J. Bright. Op. cit., p. 116; Н. Н. Rowley. From Joseph, to Joshua. London, 1950, p. 149 ff; M. Noth. Exodus. London, 1962, p. 30 ff). 391. Исх 5, 21. 392. «Они проводят время, идя по стране и сражаясь, дабы наполнять ежедневно свои утробы», — говорит о ливийцах хроника того времени ( Д. Брэстед. Цит. соч., т. II, с. 149). 393. Обстановку на границе Египта и Палестины хорошо рисуют беспорядочные записи египетского чиновника, который рассказывает о потоке депеш, о прибытии офицеров из Палестины, отряды которых располагались у колодца Мернептаха (место близ Иерусалима, известное автору кн. Иошуа, 15, 9). Русские переводы неправильно передают «источник вод Нефтоах» вместо источник Менефтах (перевод дневника чиновника: В. Струве. Израиль в Египте, с. 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Когда противники и после этого продолжали утверждать, что и река нисколько не доказывает истинности из речения Елиезера, то вышедший из себя раввин вскричал: “В таком случае, если истина на моей стороне, пусть подтвердят это стены этой школы!“ И едва он проговорил, как и действительно стены начали валиться и задавили бы всех спорящих, если бы на выручку не явился раввин Иошуа, который с угрозой сказал стенам: “что вам за дело до того, что спорят между собою сыны мудрых? Не падайте!“ – и стены, повинуясь слову раввина, не упали, хотя и не совсем стали на свое место, чтобы вечно свидетельствовать в пользу Елиезера, в каковом положении и остались навсегда. Видя, что и движение стен не убедило противников, Елиезер обратился за разрешением спора к самому небу: “если я прав, пусть засвидетельствует небо!“ И тогда с неба раздался глас (баф-кол) и сказал: “что вы спорите с раввином Елиезером? Он всегда прав!“. 11 Наконец учено-сословная гордость раввинства не остановилась и на этом. В талмуде есть чрезвычайно характерный, но вместе с тем и глубоко кощунственный рассказ о том, как без участия раввинов иногда не решаются вопросы даже и на небе, которое, нужно заметить, раввины изображали совершенно наподобие своих книжнических школ. Однажды, no этому рассказу, на небе возник вопрос об очищении прокаженных, и при этом произошел разлад между Богом и ангелами. Спор грозил затянуться, и наконец спорящие пришли к мысли обратиться за посредничеством к Рамвану, сыну Нахманову, который считался величайшим специалистом по вопросу о проказе и сам обыкновенно говорил о себе: “нет равного мне по вопросам касательно проказы“. Поэтому душа Рамвана была приведена в небесную академию, и он решил вопрос согласно с мнением Бога. По возвращении души Рамвана на землю, имя его возвеличилось до необычайности и у его гроба впоследствии совершались чудеса. 12 И так вот в руках какого класса людей находилась духовная жизнь иудейского народа ко времени явления Мессии. Если он доходил в своем сословном самомнении до подобных чудовищных нелепостей, то очевидно он находился на ложном пути, a no нему вел и весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

Маймонид говорит: «лучше обдирать трупы зверей, чем говорить народу: «я славный мудрец, я священник, покормите меня». Талмуд говорит, что из знаменитых мудрецов были такие, которые рубили дрова, носили тяжести, черпали воду для орошения садов, работали над железом и углями, но не принимали подарков (Гилкот маттенот, анийим, 10, 18)». История сохранила имена некоторых таких раввинов. Так, напр. р. Гиллел был поденщиком, р. Иошуа – игольным мастером, р. Исаак – кузнецом, р. Симеон – ткачом ковров, Иоханан – башмачником и т. п. 460 Обличение производилось архисинагогами в присутствии всей общины. Если на грешника обличение не действовало, то к нему применялось более публичное возглашение его вины в синагоге в течение четырех недель. По исправлении виновного, ему торжественно объявлялось прощение следующими формулами: махул лека ( ) и «шаруй лека» ( ) т. е.: «прощается» или «отпущается тебе». 462 Ср. Никитин, ор. с., стр. 126–168. Кроме архисинагога и хазана некоторые археологи предполагают при синагоге существование еще двух других должностей: а) посланник общины (шелиах гацциббур и б) раздаятель милостыни (габбай цедака), причем обязанности первого полагают в чтении молитв и положенных отделов из Св. Писания и в исполнении экстренных поручений общины, а обязанности второго – в раздаче милостыни. Но многими другими археологами существование таковых особых должностей при синагоге не допускается (ср. Никитин, ор. с., стр. 161–163). 463 Под овнами разумеется особый вид сирийских овец, сходный с киргизской породой овец, имеющих курдюки, а под баранами и овнами – обыкновенная порода овец. 465 Блаж. феодорит, Вопросы на кн. Левит, вопр. I. Ср. Гедеона иеромон. (еписк.), Археология и символика ветхозаветных жертв, 1888 г. стр. 30. 466 К случаям, служившим отдельными поводами к жертве за грех, относились случаи осквернения мужским семенем, женским истечением, прикосновение к нечистому предмету или мертвому трупу, состояние женщины после родов, случаи проказы или других заболеваний, имеющих свою причину в греховности человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Но есть тропинка, которая выведет и из этих зарослей. Несколько лет тому назад группа религиозных деятелей, в которую входили протестантский священник, католический священник, раввин и имам, встретилась в моей гостиной, чтобы обсудить проблемы воспитания детей. Во время этой встречи раввин Мартин Левин, представитель конгрегации Бет-Эля, дал замечательное определение духовности: быть духовным — значит не переставать изумляться. «Повторяя слова профессора Авраама Иошуа Хешеля, великого учителя нашего века, — сказал он, — я скажу, что нашей целью должно быть стремление прожить жизнь в постоянном изумлении. Хешель делал все, чтобы его ученики, вставая поутру и глядя на мир, понимали, что все, что нам дано, дано недаром. Все — феноменально, все — невероятно. Никогда не относитесь к жизни как к обыденности. Быть духовным — значит изумляться». В старых текстах духовная жизнь ребенка принималась как должное. Свои поиски Бога Авраам начал еще ребенком. И в Библии говорится, что «слава Божья на Небесах возвещается устами детей и младенцев». Исайя предвидел будущее, когда «волк возляжет рядом с ягненком и леопард рядом с младенцем, и ребенок поведет их за собой». Иудейский мистицизм дает описание утробного плода как посвященного в секреты вселенной, которые он забывает в момент рождения. В Евангелии Иисус говорит: «Пока не станете как дети, не войдете в царство небесное». Склонные к мистицизму поэты Уильям Блейк и Уильям Вордсворт, как и многие другие, связывали духовность с природой. Еще в детстве Блейк заявил, что видел пророка Иезекииля, сидящего на дереве (за что был строго наказан). Еще он рассказывал о дереве с ангелами, которые сидели на ветвях и пели. В поэзии Вордсворта есть описания трансцендентного опыта ребенка среди природы. В стихотворении «Ода: откровения о бессмертии из воспоминаний раннего детства» он писал: И было время, когда луг, и роща, и река, — Все на земле, куда ни бросишь взгляд, Казалось мне небесным светом озаренным И в блеске, в свежести мечтаний представало.

http://azbyka.ru/deti/poslednij-rebenok-...

Популярность имен Хасмонеев иллюстрирует тот факт, что, хотя палестинские иудеи этого периода широко использовали библейские имена, эти имена едва ли давались в честь соответствующих библейских героев (мотив, по-видимому, гораздо более распространенный в Рассеянии). Все имена Хасмонеев – библейского происхождения, два из них (Симон и Иуда) 168 – имена патриархов; однако популярность они приобрели потому, что их использовали Хасмонеи 169 . Возможны исключения: так, одиннадцатое по популярности мужское имя – Иаков 170 . Однако самое любопытное то, что второе по популярности мужское имя, очень близкое к Симону – Иосиф, а шестое – Иошуа (Иисус). Илан полагает, что, помимо пяти братьев Хасмонеев, известных нам из 1 Мак, был и шестой брат – Иосиф, упомянутый в 2Мак 8:22 171 , хотя большинство ученых считает его имя ошибкой и полагает, что здесь имелся в виду Иоанн 172 . Предположение привлекательное – из него следует, что Хасмонеям принадлежат все пять наиболее популярных имен; однако Илан не объясняет популярности имен Иошуа и Анания, стоящих на шестом и седьмом месте, перед следующими двумя Хасмонейскими именами – Ионафаном и Маттафией. Распространенность имени Иошуа, по-видимому, также объясняется патриотическими чувствами: называя ребенка в честь знаменитого библейского Иисуса Навина, покорившего землю обетованную, его родители выражали надежду на освобождение этой земли из-под римского владычества. Однако на популярность имени мог влиять и тот факт, что это имя теофорично, то есть в его состав входит имя Бога (что особенно заметно в его полной форме Иегошуа). Имя Иосиф, изначально не теофоричное, в этот период часто произносилось как Иегосеф, что делало его теофоричным; в имени Иуда (Иехуда), возможно, также видели божественное имя YHWH 173 . По-видимому, именно то, что это единственные из имен патриархов, в состав которых включено имя Божье, придало им популярности. Более того: в именах Иоанн (Иегоханан, Иоханан) и Ионафан (Иегонатан, Ионатан) имя Божье имеется изначально. Получается, что пять из восьми наиболее распространенных мужских имен начинаются с имени Бога: Иосиф (второе место), Иуда (четвертое), Иоанн (пятое), Иошуа (шестое), Ионафан (восьмое). Возможно даже, что имена Иаков (одиннадцатое) и Измаил (тринадцатое) обязаны своей популярностью тому, что оба они начинаются с «йод» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Иошуа б. Перахя и царя Александра Яннея. Скрываясь от избиения раввинов Александром Яннеем, Иошуа б. Перахя бежал в Египет, в Александрию. Вместе с ним бежал и Иисус Назорей. Спустя некоторое время, Иошуа б. Перахя, по приглашению Симона б. Шетаха, решил возвратиться в Иерусалим. Вместе с ним следовать туда намеревался и Иисус Назорей, но Иисус б Перахя не хотел брать его с собою; как говорит гемара, – дал ему руками особый знак, который он понял так, что тот его выталкивает от себя, вследствие чего ушёл, водрузил (возвысил) лебинта и поклонился ему. В этом рассказе вся сила в выражении: «водрузил (возвысил) лебинта»». Обыкновенно его переводят словами: «водрузил (возвысил) кирпич» 6 ). Так между прочим переводит и проф. Д. А. Хвольсон («почитал кирпич божеством»: «О некоторых средневековых обвинениях против евреев», 1880 г., стр. 62). Но непонятность смысла такого перевода очевидна сама собою. Что такое значит почитать кирпич? и кому это нужно? А главное, перевод слова «лебинта» словом кирпич совсем не оправдывается написанием этого слова: в указанных местах талмуда оно пишется с йот (=и) после б, а между тем еврейское слово, означающее кирпич, лебента, пишется без йот, и б – бет имеет под собою цере А посему на основании написания лебинта, его следует разбирать, как состоящее из двух слов: ле – в арам, знак завимости и бинта=status emphaticus от бина=разум. Тогда это выражение будет значить: «Он водрузил (возвысил) разум и поклонялся ему», как и переводит Weill 7 ). Смысл этого выражения талмуда о Христе Спасителе будет для нас вполне ясен, если сопоставим его со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова о Спасителе: «знаем также, что Сын Божий пришёл, и дал нам свет и разум» ( 1Ин.5:20 ), а также вообще с его учением о Спасителе, как Логосе, которое таким образом было извстно некоторым из еврейских учёных. В Шаббат f. 116: а – b, в одном рассказе упоминается даже о евангелии, хотя и в шутливом тоне, и приводятся слова из евангелия Матфея: «не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» ( Мф. 5: 17 ), Вот этот рассказ: «-Имма Саломия, хозяйка р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004   005     006    007