Таким образом, достаточно очевидно, что не только имена Хасмонеев, но и некоторые другие из наиболее популярных мужских имен пользовались такой любовью из-за их связи с националистическими религиозными ожиданиями освобождения и восстановления Израиля. Разумеется, это не означает, что об этой связи думали все родители, выбирая имена своим детям. Став популярным по той или иной причине, имя затем продолжает оставаться популярным просто потому, что часто встречается. Кроме того, в семьях, особенно аристократических, часто существуют традиции передачи имен из поколения в поколение. Однако эти вторичные факторы не нивелируют причин, по которым чрезвычайную популярность в Палестине приобрело сравнительно небольшое количество имен. В большинстве случаев, как мы уже видели, популярность имен никак не связана с носившими их библейскими героями. Большая часть распространенных имен – библейские, однако популярность они завоевали независимо от своих библейских носителей. Исключениями кажутся только Иаков и Иошуа. Однако стоит отметить, что некоторые знаменитые библейские имена – такие, как Моисей 179 , Давид и Илия 180 – вообще не использовались палестинскими иудеями этого периода. Нежелание называть младенцев этими именами может быть также связано с эсхатологическими надеждами, а именно, с представлением о том, что грядущую теократию возглавят три эсхатологические фигуры: грядущий Мессия (сын Давидов), первосвященник (возвратившийся Илья) и пророк, подобный Моисею. Возможно, считалось, что называть этими именами своих детей означает тщеславно пророчить им судьбу эсхатологических освободителей Израиля. Так что неиспользование этих имен, быть может, является негативным свидетельством мессианских надежд этого периода. Как отличить одного Симона от другого То, что почти половина населения иудейской Палестины звалась всего дюжиной имен, привело к интересному результату. Чтобы опознать человека, недостаточно было назвать его по имени. Друзьям, знакомым, порой даже родственникам требовались какие-то иные признаки, чтобы отличить его от других людей, носящих то же имя. Для этого использовались различные приемы, как правило, характерные лишь для иудеев Палестины, но не для Рассеяния 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

  Каждая выдающаяся культура начинает свою историю с подражания. Неудивительно поэтому, что храм Соломона был построен в чужеземном стиле и что израильское прикладное искусство целиком зависело от египетских и финикийских образцов. Но и впоследствии искусство и наука в Израиле не пошли дальше повторения и подражания. Гений народа Ягве заключался в иной сфере и находил свое воплощение в слове, в поэзии, в книге. К сожалению, значительная часть древней еврейской литературы не сохранилась. Мы знаем некоторые из этих исчезнувших книг, и то лишь по названиям. Во-первых, здесь следует упомянуть о «Книге войн Ягве», которая содержала древние песни времен Моисея. Согласно Библии, в нее входила «Песнь о колодце», приведенная в Пятикнижии [ 555 ]. Другой аналогичный сборник героической поэзии назывался «Книгой Яшар». Это обычно переводят как «Книга Доблестных». Однако возможно, что это название означало просто «Книга песен» [ 556 ]. В нее входила былина о том, как Иошуа защищал Гаваон и остановил солнце, а также элегия Давида на смерть Саула и Ионафана [ 557 ]. Вероятно, в эти свитки входили также «Песнь Деворы», «Песнь Моисея», «Благословение Иакова», элегия Давида на смерть военачальника Абнера, речения Валаама, «Гимны Ковчега» и другие произведения древнеизраильской поэзии [ 558 ]. Предание приписывает и самому Соломону участие в литературном движении эпохи. По свидетельству Библии, Соломон любил записывать изречения житейской мудрости. Нет серьезных оснований отрицать это предание. Многие цари древности любили изрекать подобные афоризмы. И хотя библейская Книга Притч не может быть целиком приписана Соломону, но какая-то часть заключенных в ней сентенций, вероятно, принадлежит ему [ 559 ]. Со времен Давида при дворе был летописец. Соломон приказал описать свое царствование в особой «Книге деяний Соломоновых», которая лишь в отдельных фрагментах дошла до нашего времени [ 560 ]. Гораздо полнее сохранилась история Давида, написанная вскоре после его смерти. Ее автор, блестящий рассказчик, современник событий, вряд ли есть одно лицо с царским летописцем. Он нисколько не жертвует правдой ради возвеличения Давида, а, как мы уже видели, изображает его со всеми недостатками, не умалчивая о его пороках и преступлениях. Такая честность не свойственна придворным историкам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Напрасно Иошуа, бывший одним из разведчиков, пытался успокоить разбушевавшуюся толпу. «Побить их камнями!» — стоял вопль. Было решено повернуть на запад и снова просить милости у фараона. С огромным трудом удалось вождю и на сей раз удержать власть в руках. Из этого эпизода он понял, что несчастные беглецы, которые, избавившись от египетских палок, готовы были вновь идти под их удары, никогда не будут способны к завоеванию. Поэтому он торжественно объявил, что отныне пустыня станет жилищем Израиля и что лишь следующее поколение вступит в Землю Обетованную. Однако были уже в то время среди евреев смельчаки, которым не нравилось это решение. Покинув соплеменников, они направились на восток и, невзирая на запрет Моисея, вторглись в пределы Негиба. Но там на них напали превосходящие силы хананеев и рассеяли их. Так окончилась первая неудачная попытка начать завоевание Ханаана [ 454 ].   После этого еще не один год обитали израильтяне в пустыне [ 455 ]. Их центром стал большой оазис Кадеш. Снова потянулись однообразные дни среди безводных холмов. Не один раз вспыхивал мятеж против старого вождя. Один из таких заговоров возглавил левит Корах, у которого нашлось много сторонников. Они хотели насильственно устранить Моисея и начали с того, что стали подрывать его авторитет. Они обвиняли его в том, что он оказался беспомощным и не сумел привести народ, как обещал в землю, текущую молоком и медом, обвиняли в том, что он превозносится перед всеми, выставляя себя особым доверенным лицом у Бога. Легенда говорит, что сама земля разверзлась и поглотила мятежников. Очевидно, в стане израильском было все-таки много людей, преданных вождю до конца [ 456 ]. Наконец, после долгих скитаний, около 1200 года Моисей решил, что пора начать наступление на север.   Ханаан в то время представлял собой следующую картину. На юге образовалось два маленьких еврейских государства — Моав и Эдом, или Идумея; на востоке в Заиорданье находилось царство амонитян. Амориты, которые утвердились в Северной Палестине, стали продвигаться на юг. Они захватывали город за городом и прочно оседали в них, как некогда в Месопотамии. Хананеи — народ, родственный финикийцам, — владели многочисленными крепостями по всей стране и оказывали аморитам отчаянное сопротивление. Непрерывные войны, племенные распри и столкновения превращали Палестину в бурлящий котел. Как только ослабела власть Египта и многочисленные царьки получили самостоятельность, началась настоящая «борьба всех против всех». Этот момент как нельзя лучше подходил для вторжения [ 457 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Он выгонял детей из школ и заставлял их учится ремеслам; он выдавал всякий обход (иудеями) римских законов и навлек на своих соплеменников невыразимое бедствие. Все это похоже на клевету и свидетельствует только о том ожесточении, которое строгие раввинисты питали ко всем проявлениям свободы и либерализма в области схоластического законничества. аналогична ему по смыслу и по внутренним мотивам новейшая попытка Deutsch’a на международном конгрессе ориенталистов в Алжире (19 – 27 – го апреля 1905 г.) доказать по истине странную мысль, будто наименование Элиша бен – Абуйя значит «Иисус, сын Отца», почему вся легенда, яко бы, относится именно ко Христу. 1589 В этом же смысле превозносятся и фарисеи, которые продолжаются в позднейшем раввинизме и оживотворяют своими принципами все иудейство, поскольку о них утверждается, что это были истинные демократы и составляли партию прогресса. Но для объективного суждения о деле см. у Г. Скардиницкого, что фарисеи были собственно «представители ортодоксального иудейства, ревновавшего о соблюдении закона и всю жизнь свою построившие на его требованиях. 1590 Впрочем, не должно выводить отсюда, что в «диаспоре» было слишком глубоко эллинское образование, последнее отличалось поверхностью, если против LXX-mu успело возобладать столь быстро оппозиционное воззрение, которое возникло лишь после 70 – х годов по р. Хр. 1591 О Филоне это и ныне констатируют еврейские писатели, подчеркивая, что иудейство не чтило и даже считало его изменником, полагая, что по своим воззрениям от тяготел собственно к христианству. 1592 Благочестивые в Палестине по всему своему духовному настроению должны были считать перевод Торы национальным несчастием. 1593 Этот перевод был одобрен Елиэлером и Иошуа «по недоверию к сильно поврежденному переложению LXX-mu», при чем к труду Акилы применяли Быm. IX, 27 : «да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Сифовых». 1594 Еврейские писатели допускают, что текст LXX-mu был испорчен и извращен (яко бы христианами ко времени его запрещения иудейскими авторитетами (в начале II – го христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в.). 1595 Путешествии антихристианского посольства в Антиохию раввинов Елизера, Иошуа и Акибы считало своей задачей «проповедовать» в пользу иудаизма, «апостольство» иудейское, имевшее определенную организацию и проявлявшее столь необычайную активность, что Акиба яко бы превосходил даже Апостола Павла в отношении миссионерских странствований. О рассылке иудеями своих легатов для распространения молвы, что Христос не воскрес, а только выкрали Его тело. Как и ныне авторы – евреи соглашаются, что было иудейское «апостольство» ради (антихристианской) пропаганды. 1597 У Акибы нет намека на сверхъестественные события при Мессии, а полемика касательно сопоставления последнего с Мелхиседеком направлена против христиан. 1598 Это изречение Гиллеля, сына Самуэля бен – Нахмана, IV – го века (Галлель не старший, а позднейший раввин). 70 (об Иоханане бен – Заккае) – с замечанием, что к сыну Езекии правильно относили пророчество Исаии об Еммануиле. 1600 Но о Филоне иногда утверждают, что он яко бы учил о первородном прародительском наследственном грехе, который иудейство, действительно, отрицало и отрицает. 1601 Отрицая соотношения «минимов» с иудохристианами, утверждается, что христианство вышло не из фарисейских, а из близких иудейству, но чуждых фарисейству и саддукейству религиозно – философических кругов, почему оно ближе к эссенизму, как явлению строго антифарисейскому и более эллинского, чем иудейского существа, хотя все же христианство не из эссейской школы и учение Христа совсем иное. Допускают так же, что тут мыслятся и «произведения евангельской литературы». 1603 При этом возводились даже явные небылицы. Так, в Берахот. IX, 5 сказано: «во всех заключительных славословиях, произносившихся в храме, говорили «от века»; когда же мины стали превратно учить, что есть только один мир, то постановили читать: «от века и до века». Это вполне несправедливо по отношению к минеям, когда разумеют под ними «еретиков, гностиков, иудео – христиан», а потом без всякого фактического основания прилагают эти слова уже к саддукеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Так Израиль, где бы он ни был, обращается к одному месту. Бл. Иероним знал это требование и основывал его на Втор.12:5 . Однако молитва на восток многими считалась подозрительной: шехина на западе, говорил раввин Абагу из Кесарии (Baba Batra 25а). Раввин Шешет в Шильги на Тигре, когда ослеп, просил раба: допускай, чтобы я молился на всякую сторону, только не на восток (Baba Batra 26b). Исаак бар Пинхаз, знаменитый аггадист 4 века, поставил правило: кто хочет быть учёным, пусть идёт на юг, кто хочет быть богатым, пусть идёт на север (Ioma 39b). Уже рано стали применять это к направлению при молитве. Изречение Исаака бар Пинхаз было обусловлено особенностями Палестины – её север, Галилея славилась плодородием. По Bereschit rabba 20а в Галилее легче прокормить оливами легион солдат, чем одного ребёнка в Иудее. Уже в благословении Иакова сказано, что у Асира будет тучен хлеб ( Быт.49:20 ), а в благословении Моисея прибавлено, что он окунёт в елей ногу свою ( Втор.33:24 ). Также плодородны были уделы колен Завулона и Нефталима: Веселись, Завулон, в путях твоих, Нефталим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа (Ibid 18 и 23). Хотя Иошуа бар Леви говорил о том, что учёность даёт и богатство ( Притч.3:16 ), однако почвенные условия Галилеи ставят эту страну неизмеримо выше каменистой Иудеи, причём в последнем свойстве Иудеи усматривали Божественный Промысл, чтобы паломники, шедшие в Иерусалим, не отвлекались земными утехами. В самой скинии стол с хлебами предложения стоял на северной стороне (богатство Галилеи), а светильник на южной (учёность Иудеи). Таким образом, ориентация в синагоге – условность. Гинеконит, т. е. особое женское отделение синагоги требует прежде всего доказательство своего существования в древности. Второй хром имел двор женщин, где в дни праздника кущей водружался особый помост, с которого женщины могли смотреть на факельный танец мужчин. Здесь же во исполнение заповеди Втор.31:12 , данной Иисусу Навину, читался в кущи каждого 7 года закон и пред женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕШЕЛЬ Гешель Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в., Брест-Литовский, ныне Брест - 1664, Краков), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. Получил традиц. религ. образование у отца, раввина брест-литовской общины и главы ешивы Якова Г. В юном возрасте начал преподавать в ешиве. Ок. 1630 г. Г. переехал вместе с отцом в Люблин, где последний стал раввином евр. общины и главой религ. школы. Г. преподавал в люблинской ешиве, а после смерти отца, в 1644 г. стал ее руководителем. В этом же году (существует мнение, что в 1650) Г. занял пост раввина Люблина. В 1654 г. стал раввином и главой ешивы Кракова. Г. получил известность как преподаватель иудейских религ. дисциплин; он использовал принципы диалектики, известные в иудаизме под термином «пилпул». Многие из его учеников впосл. стали теологами, среди них - С. Га-Коген, Д. Га-Леви, А. Койдановер и др. Г. был общепризнанным авторитетом в области религ. законодательства, получал большое количество вопросов из различных евр. общин. Он отличался краткостью и точностью при вынесении законодательных решений, придерживаясь при этом строгих традиц. взглядов. Во время его пребывания на посту раввина произошли погромы евр. населения, сопровождавшие национально-освободительную борьбу под рук. Б. Хмельницкого. В 1656 г. Г. посетил Вену, чтобы ходатайствовать перед австр. евр. общиной о заступничестве за евреев Польши и об оказании помощи пострадавшим от погромов. Письменное наследие Г. сохранилось, по всей видимости, не в полном объеме. Его комментарии к «Сэфер Мицвот Гадоль» (Большая книга заповедей) М. де Куци опубликованы в 1807 г. Рукописи комментариев Г. к ритуальному кодексу «Шулхан Арух» (Накрытый стол) находятся в Оксфорде, его переписка с раввинами по галахическим вопросам, а также агадические новеллы изданы в различных сборниках. В 1682 г. ученик Г. А. Кельникер опубликовал новеллы своего учителя на избранные трактаты Талмуда. Лит.: Еврейская энциклопедия. СПб., 1910. М., 1991р. Т. 8. Стб. 913-914; Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1990. Vol. 8. P. 427. Д. П. Дозорец Рубрики: Ключевые слова: АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/164931.html

Но это только первый шаг в теософских рассуждениях о Христе. Если Иисус Христос лишь один из многих посвящённых адептов, тех, что были до Него, и тех, которые ещё будут в будущем, то и само Его земное бытие в первом веке христианской эры не имеет, следовательно, никакого особого значения. Поэтому в вышеупомянутой статье «Эзотерический характер Евангелий» Блаватская пишет: «Для действительного последователя духа истины не имеет значения, жил ли Иисус как человек или Христос в этой эре, именуемой христианской, или до неё, или же он вообще никогда не жил. Адепты, которые жили и умирали ради человечества, существовали во всевозможные века» 338 . Следующим последовательным ходом Блаватской является объявление существования Иисуса Христа выдумкой: «Откуда же тогда Евангелия и жизнь Иисуса из Назарета рета ? Не заявлялось ли постоянно, что никакой человеческий, смертный разум не мог придумать жизни еврейского реформатора и последующей ужасной драмы Голгофы? Мы говорим, основываясь на авторитете эзотерической восточной школы, что всё это пришло от гностиков, насколько это касается имени Христоса и астрономическо – мистических аллегорий, и из сочинений древних танаимов, насколько это связано с каббалистической связью Иисусаий танаимов ертный разум не мог придумать жизни еврейского реформатора и последующей или Иошуа с библейскими персонификациями» 339 . Ещё более определёнен Ледбитер, говорящий, что «Христианская религия материализовала те величественные идеи, которые были ей вверены, пытаясь представить их как ряд событий из человеческой жизни Иисуса Христа» 340 . Низведя Иисуса Христа до уровня одного из «Христов» и даже вообще усомнившись в его существовании, основоположники теософии продолжают тем, что отождествляют Его с совсем другим человеком. Так Блаватская пишет: «Иисус, будь он из Назарета или из Луда» 341 . Упоминание города Луда (иначе называемого Лидда) указывает на поддержку Блаватской утверждения Талмуда, согласно которому Иисус был сыном человека по имени Пандира и жил за сто лет до начала евангельских событий. В юности он многие годы прожил в Египте, где был посвящён в эзотерическую, тайную мудрость, вернувшись в Палестину, реорганизовал движение ессеев, внутри которого он почитался как учитель, пока, оклеветанный, не был убит в своём родном городе Лидде. Накануне праздника еврейской Пасхи его побили камнями, а затем пригвоздили к кресту. От Блаватской такие представления о Христе перекочевали к Безант и Ледбитеру. Они пишут о рождении евангельского Иисуса как имевшем место «в 105 году до Рождества Христова» 342 , и описывают его жизнь в виде мозаичного каламбура из отрывков евангельского повествования с талмудическими утверждениями и собственными оккультными измышлениями 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Второе объяснение можно найти в кн. 1 Паралипоменон (7, 21, 24). Там рассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершили поход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов. В Быт 34 говорится о том, что израильтяне завоевали город Сихем, который впоследствии при вторжении в Ханаан Иошуа взял мирным путем и сделал своим центром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и после переселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналах Tymмoca III (1502—1448) палестинской местности Иаковэль ( О. A. Tafftem. The Historic Exodus, 1905, р. 302). Библия повествует о том, что фараон боялся, как бы евреи не вступили в союз с его противниками (Исх 1, 10). Вполне вероятно, что здесь имелись в виду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромлены Мернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одно целое, а так как «Моисеево ядро нации» отличалось большей духовной силой, оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иуды может быть отголоском этой изначальной двойственности народа. К вышеизложенным выводам пришли уже вскоре после находки стелы Мернептаха (см.: В. Шпигелъберг. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. СПб., 1908; Р. Киттель. История еврейского народа, I, с. 152). И в настоящее время эта точка зрения постепенно утверждается (см.: М. Rowtton. The Problem of the Exodus. — «Palestin Explorations Quarterly», 1943, p. 46). Итак, Исход можно датировать ок. 1230 г. Именно к XIII b. относятся следы разрушений в ряде городов Палестины. Библия говорит о том, что царь Эдома не хотел пропустить Израиль через свои земли. Археология показала, что Эдомское царство возникло не раньше 1300 г. Развалины захваченных ханаанских городов позволяют датировать время завоевания ок. 1200 г. Правда, не получается «сорокалетнего» странствования в пустыне, но эти 40 лет есть в большей степени символическое обозначение жизни поколения, чем точное хронологическое указание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Разумеемые факты внушительны и заслуживают тщательного рассмотрения. Законническое иудейство было проникнуто горделивым чувством самодовляемости, достигавшей иногда такой нетерпимости, какую проявляли мусульмане по отношению к сокровищам александрийской библиотеки. Израиль владел божественным откровением, достаточным на всякую потребу, а потому при Торе не было надобности ни в каких других книгах. Естественно, что Талмудом, почитаемым за «зрелое свидетельство», выражение и воплощение иудейства, 1586 яко бы не дозволяет писать ничего кроме Ветхого Завета. Греческие науки, язык, философия провозглашались не нужными для избранного народа. При этих условиях легко возникала и укреплялась враждебность к язычеству и его просвещенности, откуда понятно, что ознакомление с этой сферой возбранялось и затруднялось систематическими мерами. Греческая ученость решительно унижалась, и на этот счет говорили (Kidduschin 49b), что из десяти частей дарованной на весь мир премудрости земля Израилева получила девять, и лишь одна осталась на долю всех прочих народов. Богачу было бы странно и неразумно заимствоваться у бедняка, и первый сосредоточивается на использовании своих богатств. Отсюда понятно убеждение Иошуа бенХанании (118 – 170 г.), что треть жизни принадлежит изучению Торы, треть мишне и треть гемаре. На греческое образование не находится времени. И раввинские известия на этот счет совершенно ясны. Рассказывается (Menachoth 99b), что бен – Дама спросил своего дядю, по матери, Ишмаэля бен – Элишу (из времен Адриана), можно ли ему заняться греческой наукой, когда он изучит законнически – иудейскую? В ответ на это раввин сослался на слова Иис. Hab. I, 8 : да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и мощь. Вывод был неизбежен и формулирован весьма энергично: пойди и размысли, какой час не принадлежит ни ко дню, ни к ночи, и поучайся в нем греческой премудрости. Эта история имела разные вариации и приписывалась иногда другими лицами, откуда следует, что в ней выражалось распространенное и глубокое убеждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007