Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ [Антонин] (IV в.), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.), пострадал при имп. Констанции II . Упомянут у Феодорита Кирского (Graec. affect. cur. VIII 69). Согласно греч. синаксарному житию, А. происходил из Сирии и был по профессии каменщиком. Проповедовал христианство среди язычников. Удалившись на 2 года в пустынное место, он подвизался под руководством некоего отшельника по имени Тимофей. Укрепленный его молитвами, А. вернулся в родной город, где во время языческого празднества сокрушил идолов. Подвергшись после этого различным мучениям, он был вынужден удалиться в Апамею Сирийскую. Епископ этого города поручил ему построить храм Св. Троицы, но язычники ночью схватили А. и мечами рассекли его тело на части. В Сирии А. особо почитался уже вскоре после кончины; есть сведения, что в нач. VI в. существовал храм, построенный в его честь. Согласно Феодориту Кирскому, установленный в честь А. церковный праздник заменил в Апамее языческое празднество, к-рое раньше отмечалось в это время. В визант. календарях память А. указывается или 9 нояб.- в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 151-152) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 208), или 10 нояб.- в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 96) и Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 351). Во многих рукописях святой назван Антонином. На Руси в 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в состав нестишного Пролога под 9 нояб. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 168). В ВМЧ помещено проложное житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143 (1-я паг.)). Гимнография По греч. рукописи XI в. (Sinait. gr. 570. Fol. 18-20 - Ταμεον. Ν. 177. Σ. 79) известен канон Иосифа А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑθλους γεραρω το σοφο Αντωνου. Ιωσφ» (греч.- Подвиги восхваляю мудрого Антония. Иосиф). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях , используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Νομβριος. Σ. ).

http://pravenc.ru/text/115894.html

Полотняный Завод. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Поселок Полотняный завод имеет богатую историю. В начале XVIII в. Тимофеем Филатовым-Карамышевым в селе была основана полотняная фабрика — одна из первых в России. 16 декабря 1775 г. село посетила императрица Екатерина II. В 1812 г. после Малоярославецкого сражения здесь находилась главная квартира Кутузова. В 30-х гг. XIX в. в селе, которое было усадьбой Гончаровых, неоднократно бывал А.С. Пушкин. В 1736 г. А.А. Гончаров начинает капитальное строительство своей усадьбы. В 1736-1741 гг. на месте деревянной церкви строит новую, каменную, церковь Спаса Преображения с колокольней и двумя приделами: Иоанна Златоуста и Афанасия Великого. Старая, деревянная церковь была перевезена в деревню Товарково. При храме действовала церковноприходская школа. Построены также Спасские ворота в стиле петровского барроко – парадный въезд в усадьбу и, одновременно, церковные ворота. Вероятно в это же время появляется высокая каменная стена к востоку от ворот, огораживающая церковный погост. Основные сооружения сделаны в стиле петровского барроко. В январе 1784 года умер А.А. Гончаров. Его хоронят в усыпальнице, пристроенной к церкви, гробница была сделана из белого мрамора. В 1785 году усадьба переходит к его внуку, Афанасию Николаевичу. Также стало известно, что знаменитый хирург, Николай Иванович Пирогов и Александра Бистром (потомок Г. Щепочкина) сыграли свадьбу в Полотняном Заводе, и более того, таинство венчания было совершено 7/20 июня 1850 года в нашем храме в честь Преображения Господня в усадьбе Гончаровых. Известны имена настоятелей храма, начиная с конца XIX в. До 1863 г. им был священник Георгий Лебедев, в 1863-1875 гг. — священник Василий Георгиевич Лебедев, 1875-1890 гг. — священник Иосиф Самуилович Спасский, 1893-1894 гг. — священник Николай Васильевский, 1894-1911 гг. – священник Михаил Демидов. В 1911 г. настоятелем храма стал протоиерей Василий Иванов, который за время служения в Полотняном заводе обратил из раскола более 100 человек. Он был арестован в 1929 г. С ним были арестованы священник Василий Страхов и церковный староста Николай Николаевич Сычев. Приговор был вынесен 18 января 1930 г. — о. Василий Иванов был приговорен к пяти годам ссылки, о. Василий Страхов к 10 годам лишения свободы, Николай Николаевич — к пяти годам лишения свободы.

http://sobory.ru/article/?object=29139

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского (До 1918 – по старому стилю, после 1918 – по новому) 15 декабря 1872 – родился в городе Устюжне Новгородской губернии. 1889 – окончил Устюженское духовное училище. 1889–1895 – обучался в Новгородской духовной семинарии. 1895–1899 – обучался в Московской духовной академии. 4 сентября 1900 – избран исправляющим обязанности доцента по кафедре Библейской истории Московской духовной академии. 26 августа 1901 – монашеский постриг в Гефсиманском скиту. 30 сентября 1901 – посвящен в иеродиаконский сан. 14 октября 1901 – посвящен в иеромонашеский сан. 6 июня 1903 – защитил магистерскую диссертацию по теме «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Декабрь 1903 – утвержден экстраординарным профессором по кафедре Библейской истории и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 – возведен в сан архимандрита. 30 июня 1906 – назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Сентябрь 1907 – назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 – рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Назначен настоятелем Свято-Иаковлевского Димитриева монастыря в Ростове. 25 августа – 16 сентября 1914 – исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Декабрь 1917 – январь 1918 – временно управлял Рижской епархией. 22 января 1920 – архиепископ Ростовский. 8 июля 1920 – арестован и заключен в тюрьму «за ведение агитации и сопротивление вскрытию святых мощей ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 – осужден на год условно. Май 1922 – арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 19 ноября 1922 – приговорен к четырем годам лишения свободы. Январь 1923 – освобожден досрочно по решению Президиума ВЦИКа. 21 мая 1924 – включен в состав членов Святейшего Синода при Патриархе Тихоне. С конца 1924 – временно управлял Новгородской епархией. 26 августа 1926 – назначен митрополитом Петроградским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфимий Архангелогородский (XVI в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 янв. в день тезоименитства с прп. Евфимием Великим (+ 473) О прп. Евфимий Архангелогородском ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 г., а в 1829 г. на основании «Дела об обретении мощей» (записи рассказов о чудесах) была написана служба. Житель города Холмогоры, кузнец Оста-фей Трофимов, роя яму для установления кузнечного горна во дворе своего боярина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, обнаружил гроб, который принял за клад. Пытаясь выкопать его, Остафей позволил себе «выговорить невежливо», за что был поражен болезнью (расслаблением). Остафей молился у гроба и получил исцеление. Боярин Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в архангельскую церковь в честь происхождения Честного Креста Господня, над ними была построена гробница, к которой собирался народ для поклонения и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца. В 1644 г. старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову запись о чудесах преподобного, а боярин устроил «роспрос», свидетелями которого явились некоторые духовные лица Архангельска. Были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл своего имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей. Имя услышали только Косьма Игнатьев, служитель Архангельского монастыря, и некая Ксения из Емецкого погоста.

http://sedmitza.ru/lib/text/436826/

Армянское Евангелие (22 ИЗОБРАЖЕНИЯ) Далеко не каждый человек держал в руках средневековую книгу. Предлагаем виртуально полистать армянское Евангелие, датированное 1256-1268 годами. Хранится оно в Балтиморском музее искусства (США). 5 июня, 2012 Далеко не каждый человек держал в руках средневековую книгу. Предлагаем виртуально полистать армянское Евангелие, датированное 1256-1268 годами. Хранится оно в Балтиморском музее искусства (США). Далеко не каждый человек держал в руках средневековую книгу. Предлагаем виртуально полистать армянское Евангелие, датированное 1256-1268 годами. Хранится оно в Музее искусства Уолтера (Балтимор, США). Текст Писания Орнамент Исцеление Петровой тещи Пир у Ирода и похороны Иоанна Предтечи Глава Иоанна Предтечи Исцеление бесноватого Иисус благословляет детей Слуга Иаира Воскрешение дочери Иаира Богатый юноша Иерусалимский храм Мудрые и юродивые девы Христос идет по водам Бесноватый Исцеление гадаринского бесноватого Петр исповедует, что Иисус есть Христос Иуда во главе толпы Иосиф Аримафейский перед Пилатом Жены-мироносицы у гроба Господня Первосвященники подкупают стражу Знак Сына Человеческого, восходящего на Небеса Сошествие Святого Духа на апостолов У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 декабря, 2021 9 сентября, 2021 15 июня, 2021 14 апреля, 2021 6 декабря, 2020 28 июня, 2020 11 апреля, 2020 16 декабря, 2019 3 декабря, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/armyanskoe-evangelie-2...

В казахстанском Чимкенте помянули убиенных за веру Христову новомучеников Церкви Русской 17 сентября 2018 г. 14:43 17 сентября 2018 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию на месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в «Лисьей балке» в Чимкенте. В поминальном богослужении приняли участие: архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , епископ Талдыкорганский Нектарий ; благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, клирик Серафимо-Саровского храма Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь храма Веры, Надежды, Любови и Софии  — Представительства Казахстанского митрополичьего округа в Москве — иерей Сергий Неретин, помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, сопровождающие митрополита в поездке клирики Астанайской епархии , духовенство Чимкентской епархии . У мемориала погибшим была вознесена молитва по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь нашу пострадавшим, и в месте сем неправедно умученным и убиенным». Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии . Здесь были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих. «Вскоре после октябрьского переворота в 1917 году, ставшего духовной и исторической катастрофой для нашего народа, по городам и весям страны начались жестокие, кровавые гонения на веру Христову, прокатилась волна уничтожения храмов и монастырей, поругания святынь. В 30-х годах прошлого столетия Великая Степь стала местом ссылки иерархов, духовенства и простых верующих со всех концов Советского Союза. На бескрайних просторах Сары Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога десятки тысяч православных людей. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка. Обагренную христианской кровью землю Казахстана приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал " антиминсом, распростертым под открытым небом " .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Града Боровска Святыя 418. Преподобный отец Пафнутий игумен монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы Боровский чудотворец, преставися в лето 6987 месяца маиа в 1 день Дивный подвижник, из духовного потомства великого чудотворца Сергия. Преп. Пафнутий Боровский, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, в молодости ушел из родительского дома в Боровский Высоко-Петровский монастырь; здесь наставником его был блаж. Никита, один из учеников богоносного Сергия Радонежского. Спустя несколько лет, братия упросила Пафнутия принять на себя начальство над обителью, но на 13-м году игуменства он тяжко заболел, принял схиму и отказался от управления монастырем. Выздоровев, Пафнутий стал жить в трех верстах от Боровска, среди густого леса, с одним послушником. Мало-помалу начали приходить к нему братия и построили деревянный храм Рождества Богородицы. Основался Боровский Пафнутьев монастырь. В числе многих, поселившихся в новой обители, чтобы пользоваться наставлениями опытного подвижника, были: юноша Иоанн Санин, в иночестве Иосиф, будущий основатель Волоколамского монастыря, родной брат его Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский, дивный старец Иннокентий, Исаия – родственник блаж. Пафнутия и несколько других. «Чистота жизни, неутомимые подвиги, твердая любовь к Богу, надежда на заступление пречистой Богородицы привлекли к преп. Пафнутию особенную благодать Божию, по которой он провидел сердечные помыслы, исцелял болезни, получил все, чего просил с верою у Бога». (Подлинные слова преп. Иосифа Волоколамского, из сказания его о блаж. отцах). Так преп. Пафнутий провидел тайные мысли учеников своих, искушения лености, ропоти и нечистоты плотской, открывал виновным собственные их чувства и намерения и приводил их к покаянию. Он говорил ученикам своим, что можно узнать по взору, добрыми ли кто занят мыслями или дурными. Ученики дивились, но потом увидели и опыты прозорливости богоносного своего наставника. Однажды пришел в обитель Пафнутиеву один странник, монах; прозорливый старец, никогда прежде не видав его, сказал ученикам: «видите ли: этот человек и иночеством не очистился от крови князя Димитрия, которого уморил». Это был Иван Котов,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

За Литургией возносились молитвы о упокоении новопреставленных рабов Божиих архиепископа Чимкентского и Таразского Елевферия , архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра , протоиерея Александра Милованова . Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров. В завершение митрополит Александр обратился к собравшимся с архипастырским словом. Глава Митрополичьего округа вручил награды потрудившимся во благо Православия на Казахстанской земле, затем поздравил награжденных священнослужителей и поблагодарил их за труды. По окончании Божественной литургии митрополит Александр совершил панихиду по архиепископу Елевферию, погребенному у алтаря Никольской церкви. 13 июля исполнилось 40 дней со дня кончины приснопоминаемого архипастыря. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Анатолий Абакук, протоиерей Андрей Лебедев, протоиерей Георгий Власенко, протоиерей Сергий Бычков, духовенство Чимкентской и Алма-Атинской епархий. За заупокойным богослужением молились сотрудники Чимкентского епархиального управления и прихожане городских храмов. В завершение панихиды владыка Александр обратился к собравшимся с архипастырским словом. Духовенство и верующие пропели вечную память новопреставленному архиепископу Елевферию. Днем митрополит Александр посетил Лисью балку — место казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных. Архиерея сопровождали: протоиерей Александр Могилевский, иерей Георгий Сидоров, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, иподиаконы Его Высокопреосвященства и благотворители Чимкентской епархии. Собравшиеся пропели величание новомученикам и исповедникам, на земле Казахстанской просиявшим. Были молитвенно помянуты «архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь Христову пострадавшие, и в месте сем неправедно умученные и убиенные». Лисья балка близ Чимкента стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных православных деятелей начала ХХ века. В 1908 году праведный Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, в то время бывший викарием Санкт-Петербургской епархии. В Лисьей балке были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), множество священнослужителей, монахов, монахинь и верующих мирян. Весной с.г. с разрешения со стороны государственных органов власти в Лисьей балке был сооружен монумент новомученикам Церкви Русской и благоустроена территория. 3 мая митрополит Александр совершил освящение памятника.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828290...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ [греч. Απολιναρα] († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.), дочь к-польского сенатора (синклитика) Анфимия, ставшего впосл. западнорим. императором под именем Прокопия Антемия (467-472). Отличалась красотой, умом и благочестием, тогда как ее младшая сестра с детских лет была одержима злым духом. Дав обет девства и упросив отца отпустить ее в паломничество, А. посетила Иерусалим, а затем храм св. Мины в Египте. Переодевшись монахом и назвав себя Дорофеем, А. поселилась у прп. Макария Великого . Она прожила в Скиту много лет и получила от Бога дар чудотворений. Когда ее младшая сестра, к-рую возили по святым местам в надежде на исцеление, прибыла в Скит, А. избавила ее от демона. Чтобы отомстить А., бес придал ее сестре вид беременной женщины. Император обвинил авву Дорофея в соблазнении младшей дочери, и А. была в оковах препровождена в Рим, где тайно открылась родителям. На суде авва Дорофей был оправдан и вернулся в Скит. Только после его кончины Макарий Великий и скитские отцы узнали, что под этим именем скрывалась А. От мощей преподобной происходило множество исцелений. В зап. мартирологах и визант. календарях память А. отмечается 5 янв. Краткое житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 369-372), память указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI в. ( Mateos. Typicon. P. 174), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 6) и др. В ряде рукописей память А. указана под 4 янв. (напр., Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 257об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый была включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 186). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены память и житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 377, 379 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75636.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010